Девочка-пацанка: столичный психолог рассказала, что делать родителям, если дочь ведет себя, как мальчик
Департамент труда и социальной защиты Девочка-пацанка: столичный психолог рассказала, что делать родителям, если дочь ведет себя, как мальчик
Если вы стали замечать, что дочь не носит платья, дерется и предпочитает дружить с мальчиками больше, чем с девочками, не спешите произносить фразу «девочки так себя не ведут». Для начала нужно разобраться в причинах такого поведения. Возможно, «пацанка» транслирует образ именно с вас. Что делать в подобной ситуации, рассказывает специалист семейного центра «Красносельский» Василина Кузьминская.
Зачастую родители на приеме у психолога не считают нужным говорить о том, что мальчиков во дворе по количеству больше, чем девочек. «Всего-то навсего мальчиков во дворе оказалось больше, а с пятью из пяти потенциальных подруг не нашелся общий язык. Соответственно, выбор, с кем дружить, не такой уж и большой. Не спешите бить тревогу!» — отмечает специалист.
Родительские ожидания
Бывает, что сами родители становятся очагом мальчишеского образа у девочек. Характерна в таких случаях ситуация, когда они хотели мальчика, а родилась девочка. Таким образом, происходит трансляция собственных ожиданий на ребенка. А ему остается только соответствовать этому тайному посылу.
Немаловажную роль играют личные особенности ребенка. «В отличие от сверстниц у вашей принцессы, возможно, присутствует много энергии, которую игра в куклы и посиделки на лавочке просто не израсходуют», — говорит психолог.
Дочь, как мама
Бывает, что сами мамы далеки от женственного образа. Иногда именно они любят руководить, отстаивать свое мнение и по натуре лидеры. Тогда ребенок ведет себя соответственно тому, что видит, — копирует.
Что же делать родителям
Если основанием мальчишеского поведения девочки послужил ваш пример, то стоит в первую очередь задуматься над собственными изменениями. Подумайте, хотите и можете ли вы в себе что-либо поменять. Нужно ли это?
Что касается остальных поводов такого поведения, то ничего особенного делать не нужно.
«Часто психологинаблюдают такую картину: родители начинают тюкать и заставлять своих детей делать так, как принято. Другими словами, принуждают девочек носить платья, юбки, а также подсовывают всякую девичью атрибутику, когда они этого не хотят, в результате чего у ребенка формируются негативные и недоверительные чувства в адрес родителей. Вам нужно просто любить свое чадо! И, конечно же, не забывать о воспитании. Говорить о том, чего не стоит делать и почему, подсказывать, поддерживать», — отмечает психолог.
Если вы хотите организовать полезный досуг ребенка, расширить его кругозор, найти новых друзей, обращайтесь в семейные центры Москвы. Команды специалистов по социальной работе, психологов окажут поддержку вам и вашему ребенку, помогут найти выходы из трудной ситуации. С помощью интерактивной карты найдите свой семейный центр и информацию о нем.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», «Нет, не бери, это моё!» На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.
Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.
Мастер-класс в средней группе по ручному труду «Я-мальчик, я — девочка» Средний дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень.
Проект по гендерному воспитанию детей в средней группе «Я — мальчик, я — девочка» униципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение города Новосибирска «Детский сад № 445 комбинированного вида» Проект по гендерному.
Конспект занятия в рамках проекта «Я-мальчик, я — девочка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 с. Ростовановское Курского муниципального района Ставропольского края.
Девочка называет себя мальчиком возраст 2,7 На страницу 1, 2, 3 След.
Сейчас эту тему просматривают: Нет
Форумы » Консультации специалистов » Семейный консультант. Психолог Анна Бердникова
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор
Сообщение
Аметист Профессор
На сайте с 18.09.09 Сообщения: 5263 В дневниках: 221 Откуда: ленинский район, троллейный
На сайте с 07.09.09 Сообщения: 2130 В дневниках: 49 Откуда: Берёзовая Роща
Давайте посмотрим на другие стороны в жизни ребёнка, а в дальнейшем уже будем рассматривать стратегию поведения:
Когда Вы планировали беременность, то были какие-нибудь предпочтения в поле ребёнка? Как было во время беременности?
На сайте с 18.09.09 Сообщения: 5263 В дневниках: 221 Откуда: ленинский район, троллейный
В целом, судя по Вашему описанию, ребёнок ощущает себя девочкой. И, поскольку идентификация девочки с мамой происходит во временном промежутке от 3-7 лет, то беспокоиться ещё рано.
Можно попробовать найти причину по которой девочка стала называть себя мальчиком:
Цитата:
Но теперь еще и стала называть себя мальчиком, если ее поправляешь: «Ты девочка», начинает кричать, что она мааааальчик.
Сколько месяцев, дней прошло, как девочка стала называть себя мальчиком? Какие события были накануне? Есть ли братишки на которых ей хотелось быть похожими? В чём ребёнок видит привлекательность мужского пола?
На сайте с 18.09.09 Сообщения: 5263 В дневниках: 221 Откуда: ленинский район, троллейный
Цитата:
Вопрос еще в чем: ее надо поправлять, настаивать, что она девочка. Мы уже который день ее поправляем, акцентируем внимание на девочках.
На сайте с 18.09.09 Сообщения: 5263 В дневниках: 221 Откуда: ленинский район, троллейный
Давайте попробуем поискать причины:
Для ответа мне ещё недостаточно информации, поэтому я задам ещё вопросы:
Цитата:
недавно, это примерно месяца 2 назад
Правильно ли я понимаю, что ребёнок раньше обозначал свои действия глаголами мужского рода, а 2 месяца назад стал произносить фразы женского рода?
Цитата:
Моя реакция: сначала я исправила несколько раз, а теперь не акцентирую, т.ея его не исправляю, только повторяю правильно, «а, ты уже сделал»
Цитата:
Правильно ли я понимаю, что ребёнок раньше обозначал свои действия глаголами мужского рода, а 2 месяца назад стал произносить фразы женского рода?
честно не помню, говорил ли он в мужском роде, мне вспоминается, что сын стал проявлять самостоятельность и начал употреблять выражение «я сама», ему хочется все делать самому, дверь он закрывает, свет он должен выключать
Директор детского медиахолдинга «Академия радости» Марина Солотова — о том, почему девочки всё чаще говорят о себе в мужском роде.
«Лучше бы я родилась мальчиком…»
Когда моя Анютка была маленькая, у неё было 14 платьев. Мне очень нравилось, что у меня есть девочка. Я научилась заплетать фантастические косички и каждое утро честно сооружала у дочки на голове новый шедевр, а она терпеливо сидела полчаса на стуле, не вертелась и требовала потом, чтобы я показала ей «как там на затылке». Она с удовольствием наряжалась в снежинку на Новый год…
В первом классе моя девочка сказала, что на Новый год она будет пиратом. Мы пришли в магазин, и я предложила ей примерить чудесный костюм пиратки, который больше смахивал на принцессино платье неземной красоты. «Мама, ты не поняла. Я хочу быть ПИРАТОМ, вот этим». И Аня показала мне костюм, который состоял из штанов и тельняшки.
С тех пор прошло 5 лет. Платье у нас теперь одно — то, в котором моя девочка — певица — выходит на сцену. Косички мы тоже не заплетаем — 2 года назад дочка накопила денег и за руку привела меня в парикмахерскую. А вчера я впервые услышала: «Лучше бы я родилась мальчиком…»
Я ждала этой фразы. Потому что работаю с детьми и очень часто слышу от своих девчонок: «Я не хочу быть девочкой». Более того, однажды я заметила, что мои девчонки — человек 6 — говорят о себе в мужском роде: «Я сказал. Я решил. Я сделал». Внимание! Речи об ориентации не идёт! Девчонки носят юбки, начинают красить глаза и кокетничают с мальчишками. Но девочками быть не хотят.
Девочка должна!
«Ты же девочка!» — говорим мы своим дочкам, когда они просят велосипед и начинают лазать по деревьям. «Ты же девочка!» — укоризненно качаем мы головой, если дочка дала в лоб обидчику. «Ты же девочка!» — настаиваем мы, предлагая нашим дочкам особенную модель поведения, которая предусматривает гораздо больше «должна» и «не должна», чем такая же модель для мальчиков.
‘>Много лет назад я стала свидетелем разговора моей дальней родственницы с тринадцатилетним сыном. Женька возмущался тем, что его младшая сестра — десятилетняя Ксюша — не помыла посуду в свою очередь.
— Скажи, Женя, вот мы сегодня пришли домой. Я что стала делать?
— Так. Мы поужинали. Я что стала делать?
— А когда я помыла посуду, я что стала делать?
— Женя, вот когда вы станете большими, всё так и будет. Ксюша, хочет она или нет, будет стирать, готовить и мыть посуду. А ты, если не захочешь, ляжешь на диване и будешь телевизор смотреть. Давай сейчас за неё все иногда будем делать, ей ещё достанется!
Очень часто в разговорах с моими девчонками звучит обида за бытовую несправедливость: мама, которая работает не меньше папы, дома заступает во вторую смену. И далеко не всегда папа стоит рядом. Они не видят, как папа работает на работе. Они видят, насколько мама больше загружена дома. Она готовит еду, наводит порядок, делает с ребёнком уроки. Пока папа смотрит телевизор… Я не утверждаю, что так во всех семьях. Я просто хочу обратить внимание родителей на то, что при наличии такого мужского инфантилизма в семье не стоит удивляться тому, что дочка выбросит платья и запишется в секцию тайского бокса.
Вот что говорят девчонки, которые занимаются в нашей «Академии радости»:
Катя Р., 15 лет (у неё благополучная семья, девочка хорошо учится, занимается конным спортом, она старшая в семье, где есть ещё двое ребятишек): «Я говорю о себе в мужском роде не потому, что позиционирую себя как парень, и не потому, что хочу им быть. То, что я не хочу быть девочкой, не значит, что я хочу быть мальчиком. Говоря о себе в мужском роде, я хочу сказать: я человек. Я постоянно слышу от людей: «Ты же девочка, ты должна…», как будто бы я кому-то очень крупно задолжал и теперь мне придётся играть навязанную со стороны роль, а я так не хочу. Если для того, чтобы быть девочкой, нужно строго соблюдать придуманную кем-то и чуждую мне модель поведения, то я не собираюсь ей быть».
Ксюша С., 18 лет (девочку воспитывают мама и бабушка): «Мне кажется, от парней меньше требуют. Ну, им не говорят «Эй, следи за собой, ты должна выглядеть красиво, ты же девочка», «ну что это за бардак, почему посуда грязная, ты же девочка, муж от тебя сбежит». Называть себя по-мужски просто удобнее было с социальной точки зрения, типа, отстаньте от меня, ну какая я вам девочка. Когда я слышу слово «девочка», мне представляется такая размалёванная клуша, которой при этом только детей рожать да борщи варить. И я себя с таким образом жизни вообще никак не отождествляю. Мне это неприятно, я не хочу быть на такую девочку похожей. Это некое отрицание. При слове «мальчик» возникают ассоциации такого свободного чувака. Нет обязательств в виде детей, например. Холостяком быть вполне себе можно, ему никто вслед не говорит «старый юноша», в то время как незамужняя женщина — «старая дева» — клеймо и второй сорт. Он как бы диктует ситуацию, он решает, и это он будет возмущаться, что посуда не вымыта. Сейчас я стала понимать: да, я девочка, поэтому я сама могу решить, что мне делать с детьми, посудой и прочей фигнёй. И спокойно могу, например, любить машины, которые я люблю и прекрасно с ними управляюсь, что бы мама мне про это ни говорила. И прекрасно могу собирать мебель из «Икеи», просто потому что мне нравится. А мальчики могут прекрасно следить за собой, и разбираться в моде лучше меня, и любить готовить. А могут и не. И всем хорошо».
У ещё одной моей воспитанницы Полины М. есть два младших брата. Главная причина её протеста была настолько смешной, как мне казалось, что я долго не могла в неё поверить: родители и бабушки доказывали ей, что она не может стать учёным, потому что девочка. Потому что её дело — рожать детей, а не заниматься наукой. Что профессия «учёный» не случайно не имеет формы женского рода. И девочка возмутилась, на мой взгляд, совершенно справедливо.
Полина М., 15 лет: «Я долго говорила о себе в мужском роде. И вот тут-то взрослые включили свою шарманку… «Пока ты живёшь в моём доме, ты не смеешь так о себе говорить. Вот вырастешь большая, сделаешь операцию по смене пола — тогда как хочешь». Слава Богу, нашлись люди, которые смогли открыть мне мою ценность миру как девочки, доказали, что я необходима миру как девочка. А если бы не нашлись, не знаю, как далеко бы всё зашло, я была настроена очень решительно».
Как же вырастить леди?
На самом деле, 10 мам из 10, услышав от дочки «Я сам», хватаются за сердце. И напрасно. Потому что такие заявления не говорят о нетрадиционной ориентации девочки. Они говорят о том, что мы, родители, перегибаем палку с «тыжедевочка». Иногда достаточно бывает показать, что «тыжемужик» — ничуть не легче. В случае с Полиной, например, проблема решилась за один вечер: в нашем лагере полночи девочка темпераментно и страстно доказывала мне, что мальчикам легче и она с радостью стала бы настоящим мальчиком. И тогда я просто предоставила ей такую возможность: наутро мы стали привлекать её ко всем пацанячьим радостям. Таскать стулья, пропускать девчонок вперед, выносить мусор, расчищать от снега площадку для съёмок и т.д. Вечером я застала Полину за накрашиванием ногтей, и с тех пор «я сам» не слышала ни разу.
Девчонки боятся ответственности, которая неизбежно на них свалится в гораздо большем, как им кажется, объёме, чем на их братьев и одноклассников. Поэтому они, как могут, пытаются от этой ответственности хоть сейчас отгородиться. Возможно, кому-то это покажется несерьёзным: перебесятся, мол, встанут мозги на место. Перебесятся. Но не все. Потому что мы своим «Ты же девочка!», пытаясь вырастить леди, часто на самом деле убиваем женское начало. И протест может зайти слишком далеко.
Вчера я услышала от дочки: «Лучше бы я родилась мальчиком». Значит, где-то перегнула с установками. Пошла вспоминать, где. И думать, что делать дальше.
Девочка-пацанка: столичный психолог рассказала, что делать родителям, если дочь ведет себя как мальчик
21 августа 2020 года
Если вы стали замечать, что дочь не носит платья, дерется и предпочитает дружить с мальчиками больше, чем с девочками, не спешите произносить фразу «девочки так себя не ведут». Для начала нужно разобраться в причинах такого поведения. Возможно, «пацанка» транслирует образ именно с вас. Что делать в подобной ситуации, рассказывает специалист семейного центра «Красносельский» Василина Кузьминская.
Не с кем дружить
Зачастую родители на приеме у психолога не считают нужным говорить о том, что мальчиков во дворе по количеству больше, чем девочек. «Всего-то навсего мальчиков во дворе оказалось больше, а с пятью из пяти потенциальных подруг не нашлось общего языка. Соответственно, выбор, с кем дружить, не такой уж и большой. Не спешите бить тревогу!» — отмечает специалист.
Родительские ожидания
Бывает, что сами родители становятся очагом мальчишеского образа у девочек. Например, в ситуации, когда они хотели мальчика, а родилась девочка. Таким образом происходит трансляция собственных ожиданий на ребенка. А ему остается только соответствовать этому тайному посылу.
Особенность характера
Немаловажную роль играют личные особенности ребенка. «В отличие от сверстниц у вашей принцессы, возможно, присутствует много энергии, которую игра в куклы и посиделки на лавочке просто не израсходуют», — говорит психолог.
Дочь как мама
Бывает, что сами мамы далеки от женственного образа. Иногда именно они любят руководить, отстаивать свое мнение и по натуре лидеры. Тогда ребенок ведет себя соответственно тому, что видит, — копирует.
Что же делать родителям
Если основанием мальчишеского поведения девочки послужил ваш пример, то стоит в первую очередь задуматься над собственными изменениями. Подумайте, хотите и можете ли вы в себе что-либо поменять. Нужно ли это?
Что касается остальных поводов такого поведения, то ничего особенного делать не нужно.
«Часто психологи наблюдают такую картину: родители начинают тюкать и заставлять своих детей делать так, как принято. Другими словами, принуждают девочек носить платья, юбки, а также подсовывают всякую девичью атрибутику, когда они этого не хотят, в результате чего у ребенка формируются негативные и недоверительные чувства в адрес родителей. Вам нужно просто любить свое чадо! И конечно же, не забывать о воспитании. Говорить о том, чего не стоит делать и почему, подсказывать, поддерживать», — отмечает психолог.
Если вы хотите организовать полезный досуг ребенка, расширить его кругозор, найти новых друзей, обращайтесь в семейные центры Москвы. Команды специалистов по социальной работе, психологов окажут поддержку вам и вашему ребенку, помогут найти выходы из трудной ситуации. С помощью интерактивной карты найдите свой семейный центр и информацию о нем.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Мой сын говорит о себе в женском роде. Это нормально?
Сегодня разбираемся в том, как дети осваивают грамматическую категорию рода, а бонусом поднимаем вопрос о том, в каком возрасте они вообще начинают осознавать, к какому гендеру они принадлежат.
Многие из нас хорошо помнят, как в школе склоняли существительные по родам в трех столбиках. Но, пожалуй, никто не в состоянии поэтапно восстановить в голове, как происходило наше собственное освоение грамматики до зачисления в первый класс. Поэтому, когда наши дети начинают говорить и делают при этом самые фантастические речевые ошибки, нас частенько одолевают сомнения, все ли с ними в порядке.
Начнем с небольшого вступления. По замечанию российского лингвиста польского происхождения Бодуэна де Куртенэ, русский язык относится к языкам «отягощенным родо-половым кошмаром». Действительно, грамматическая категория рода в нашем языке устроена не совсем тривиально (чего стоят хотя бы слова общего рода!), и научиться правильно согласовывать все части речи друг с другом, правда, непросто. Хотя нужно отдать должное — детям это дается все-таки легче, чем иностранцам, изучающим великий и могучий во взрослом возрасте.
Исследованием того, как дети-носители языка овладевают речью, занимается наука под названием онтолингвистика. Основные методы исследования — это эксперименты, наблюдения и изучения родительских дневников, в которых фиксируется речевое развитие ребенка.
Что же говорит онтолингвистика о том, как малыши осваивают категорию рода?
Такая протосистема обычно формируется в голове ребенка к двум-двум с половиной годам. Средний род и третье склонение появляется в детской речи ближе к трем годам. А такая языковая категория, как одушевленность и неодушевленность, еще позже — уже ближе к четырем. Но если развитие ребенка проходит в многоязычной среде или если речевое развитие проходит в несколько ином темпе, то все эти вехи могут происходить с ним позже.
За счет чего ребенок может вообще осмыслить категорию рода без учебника по грамматике?
С одной стороны, речевое развитие было бы невозможно без когнитивного: малыш не только механически расширяет словарный запас и учится строить правильные предложения, слушая взрослых, он действительно потихоньку осмысляет, что в природе существует категория пола (подробнее о том, как это происходит, мы рассказываем в последней части этой статьи).
А с другой стороны, дети на самом деле, хотя в это и трудно поверить, постоянно анализируют речевую информацию и пытаются выделить в ней повторяющиеся элементы и принципы, то есть, можно сказать, проводят анализ по формальным признакам — запоминают повторяющиеся суффиксы и окончания, хотя еще и не знают, как называются эти части слова.
Онтолингвист Стелла Цейтлин в уже цитированной нами выше статье пишет, что симплификация (упрощение) и сверхгенерализация (сверхобобщение) — это одни из основных методов освоения языка детьми. Поэтому дети так часто предлагают смешные словообразования или могут протестовать против каких-то нелогичных, на их взгляд, конструкций.
Цейтлин приводит пример вопроса одной девочки: «Почему «папа» — это он? Надо было говорить «пап»».
Дети могут также испытывать определенные трудности с запоминанием правильных родовых коррелятов: вместо «короля и королевы» говорить «король и королица», вместо «бык и корова» — говорить «бык и бычка».
Корней Чуковский в одной из самых известных широкому читателю книг по онтолингвистике «От двух до пяти» писал, что дети считают нас законотворцами, которые сами нарушают свои законы: так нелогично устроен наш язык.
Еще одна сложная для детей тема — слова общего рода, которые принадлежат первому склонению, но могут употребляться и применительно к мужскому роду: дети могут яростно запротестовать, если вы назвали дедушку «умницей».
Гендерная самоидентификация — тоже довольно-таки проблемная зона, та же Цейтлин указывает, что ребенок четко начинает осознавать себя как мальчика или как девочку только к трем годам и примерно к этому возрасту из речи обычно пропадают неправильные согласования глаголов прошедшего времени типа «я устала», если говорящий — мальчик.
Ну и, наконец, стоит сказать, что больше всего неприятия вызывает у детей, по мнению исследователей, злополучный средний род, поэтому они так часто его деформируют: вместо «это мое яблоко» говорят «это мой яблок», а из «моего колечка» делают женский род — «моя колечка».
Подводя итог, можно представить упрощенную схему освоения категории рода детьми в четырех фазах:
Вначале ребенок использует в речи просто отдельные слова и не пытается согласовывать их друг с другом, то есть категории рода в его голове как бы нет.
Когда ребенок начинает использовать согласование, он делает это по так называемому «островному» принципу: употребляет какие-то отдельные словоформы, которые запомнил, еще не формируя в своей голове больших принципов общности.
Часто дети предпочитают в этот момент использовать формы одного и того же рода — например, говорят обо всем в женском роде, потому что просто чаще слышат такие конструкции в речи от мамы.
Постепенно категория рода все-таки оформляется в голове ребенка, но некоторое время все слова могут быть только двух родов: женского и мужского.
Заключительный этап: ребенок понимает, что есть существительные среднего рода, и что все предметы делятся на одушевленные и неодушевленные.
Постепенно он примиряется с существованием слов общего рода и учится правильно называть родовые корреляты (те самые «короли» и «королевы»).
А что вообще известно о том, когда дети начинают различать людей по половому признаку и идентифицировать себя как мальчиков или как девочек?
В обзоре о паттернах гендерной идентификации американские исследователи Кэрол Линн Мартин и Диана Рабл собрали целый дайджест научных работ последний лет о том, как меняется понимание пола у детей.
Оказалось, что дети в возрасте трех-четырех месяцев уже могут различать женские и мужские лица. К шести месяцам малыши учатся соотносить женские голоса с женскими лицами и мужские голоса с мужскими. К десяти месяцам дети уже соотносят определенные предметы с определенным гендером: например, знают, что губная помада мамина, а электробритва — папина. Понятно, что детей, которые еще не очень хорошо овладели речью, трудно опрашивать в рамках научных экспериментов и допытывать их, кем они себя видят — мальчиками или девочками.
Первоначально считалось, что первая гендерная самоидентификация возможна примерно в возрасте 30 месяцев (то есть, когда ребенку 2,5 года), но постепенно эту отметку все-таки понизили: некоторые дети уже в возрасте двух лет могут соотнести себя с картинкой, на которой изображен ребенок одного с ними пола по определенным стереотипным маркерам типа прически, цвета одежды и «традиционных» гендерных игрушек.
Примерно около четырех-пяти лет дети могут переживать острую фазу отвержения всего, что связано с противоположным полом (например, мальчики хотят играть только с мальчиками, а девочки — только с девочками). Важно не поощрять это поведение и не пытаться полностью ограничить общение с противоположным полом в этот момент.
Стоит добавить, что, как и со всеми временными зарубками в развитии детей — эти отметки воспроизводят лишь «среднюю температуру по больнице» и вполне возможно, что ваш ребенок будет проходить эти этапы немного в другом темпе или же какой-то из этапов будет не таким ярко выраженным. Это может зависеть от целого ряда факторов, которые до сих пор изучаются исследователями. Но один из них — это то, в каких гендерных установках ребенка воспитываются дома и в детских дошкольных учреждениях.
Ещё почитать по теме
Говорите-говорите, я записываю: 5 интересных фактов о языковых способностях младенцев