Девушка с татуировкой дракона о чем
Девушка с татуировкой дракона содержание/сюжет фильма читать онлайн
Д етективный триллер 2011 года режиссёра Дэвида Финчера, экранизация одноимённого романа Стига Ларссона из трилогии «Миллениум».
Содержание/сюжет
Микаэля Блумквиста, совладельца журнала «Миллениум», суд признал виновным в клевете на бизнесмена Веннерстрёма. Блумквист приговорен к выплате денежной компенсации, лишающей его почти всех сбережений. Бисексуальная хакерша Лисбет Саландер составляет для Хенрика Вангера, крупного промышленника и бизнесмена, в настоящее время отошедшего от дел, подробное досье на Блумквиста, которого Вангер планирует взять на работу. Заключение Лисбет — Блумквист «чист и честен».
Блумквист находит записную книжку Харриет, в которой обнаруживает список женщин с пятизначными номерами напротив каждого имени. Отставной полицейский Густав Морелль, который в молодости вел дело Харриет, предполагает, что это телефонные номера, однако связать с именами их не удалось. Приехавшая навестить Блумквиста его дочь Пернилла, увлекающаяся современными религиозными течениями, замечает, что цифры соответствуют библейским стихам. Каждый стих исходит из книги Левит и описывает преступления на религиозной почве, совершавшиеся в Швеции на протяжении многих лет. Любовница Блумквиста, а по совместительству и владелец журнала «Миллениум», Эрика Бергер, приезжает на остров. Она понимает, что из-за проигрыша дела Веннерстрёма журнал на грани банкротства, поэтому соглашается на предложение Хенрика и его племянника, действующего генерального директора концерна Вангер, Мартина Вангера, инвестировать в журнал. Вскоре после этого у Хенрика случается сердечный приступ, а семья Вангеров просит Блумквиста остановить расследование их семейных тайн.
Тем временем Фруде предлагает Блумквисту взять в напарники Саландер и показывает Блумквисту невероятно подробный отчет проверки, что она сделала. Микаэль приходит в квартиру к Саландер, чтобы предложить ей сотрудничать с ним в поисках убийцы Харриет. Саландер сопоставляет стихи с сериями убийств, произошедших с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Тем временем Блумквист исследует фотографии, предоставленные Хенриком, на параде в Хёдестаде, на котором присутствовала Харриет в день исчезновения. На одном снимке заметно, что кто-то её напугал. Благодаря фотографиям молодоженов, бывших на том же параде, Блумквист обнаруживает того, кто так напугал Харриет, — это неизвестный в синей школьной форме. Параллельно Лисбет обнаруживает, что у всех убитых женщин были библейские (еврейские) имена. Подозрение падает на членов семьи Вангеров, которые были нацистами. По ходу работы Лисбет соблазняет Блумквиста, и после его недолгого сопротивления они становятся любовниками.
Микаэль узнает у Харальда Вангера, брата Хенрика, бывшего нациста, что неизвестный на фото — Мартин Вангер, брат Харриет. Саландер обнаруживает в архивах Хёдестада, что Готфрид, покойный отец Харриет и Мартина, был в командировке в каждом городе, где совершались убийства. Однако последнее убийство произошло в 1967 году, спустя два года после смерти Готфрида, что говорит о том, что его совершил кто-то другой. Вскоре она обнаруживает, что последняя жертва училась в университете Упсалы, где учился сам Мартин. Найдя совместное фото Готфрида и Мартина в одном из городов, где было совершено убийство, Лисбет понимает, что сын пошел по стопам отца.
Саландер взламывает многочисленные банковские счета Веннерстрёма и с помощью хитроумной комбинации похищает у него многомиллионную сумму денег. Веннерстрёма в конечном итоге находят в Испании убитым при загадочных обстоятельствах. По возвращении в Стокгольм Саландер посещает своего старого опекуна, Палмгрена, который после инсульта потерял способность говорить и оказался прикованным к инвалидному креслу. Она говорит ему, что нашла друга, которого он бы одобрил, а сама она счастлива. Лисбет покупает Микаэлю дорогую кожаную куртку в качестве рождественского подарка. Она приезжает к нему, чтобы вручить подарок, но замечает, как счастливые Блумквист и Бергер прогуливаются вместе. Понимая, что всерьёз не нужна Блумквисту, Лисбет бросает куртку в ближайший мусорный контейнер и едет прочь по улицам Стокгольма.
«Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон
Отсылки к героям Астрид Линдгрен, замкнутым пространствам в книгах Дороти Сэйерс и Агаты Кристи, а также женщинам-детективам из романов Кэрол О’Коннелл, Вэл МакДермид, Элизабет Джордж и Сары Парецки. Разбираемся в том, какие книги вдохновили Стига Ларссона
Почему достаточно успешный журналист вдруг решил написать детектив? Очевидно, он понимал, что увлекательный роман прочитает куда более широкая аудитория, чем подписчики журнала. При этом «Девушка с татуировкой дракона» стала не просто беллетризированным изложением взглядов автора, но увлекательным детективом, ставшим мировым бестселлером и вобравшим в себя множество отсылок к другим книгам.
1. Астрид Линдгрен. «Калле Блумквист»
Казалось бы, знаменитая детская писательница никак не может быть связана с жестким повествованием о серийном убийце и связях бизнеса с мафией. Но как раз отсылки к книгам Линдгрен прежде всего бросаются в глаза. Главного героя, Микаэля Блумквиста, случайно раскрывшего громкое преступление, пресса прозвала Калле Блумквистом — по имени персонажа книг Линдгрен «Знаменитый сыщик Калле Блумквист», «Знаменитый сыщик Калле Блумквист рискует» и «Калле Блумквист и Расмус». Микаэля раздражало это прозвище, что неудивительно: Калле Блумквист — подросток, который играет со своими друзьями в сыщиков, но при этом раскрывает реальные преступления. Между тем прозвище как будто предсказывает дальнейшие события в книге. Когда миллионер Хенрик Вангер предлагает Микаэлю заняться расследованием событий, произошедших сорок лет назад, тот резонно замечает, что его профессия — журналистские расследования и он не детектив. Но после этого, конечно, принимает заказ. Имя самой «девушки с татуировкой дракона» — Лисбет Саландер — напоминает имя подруги Калле Лисандер. Даже характер Лисбет — это более жесткая версия выросшей Евы-Лотты, которая «в храбрости и ловкости не уступит любому мальчишке».
Герои детских книг, превратившиеся во взрослых людей в страшном мире, — только один слой литературных отсылок книги Ларссона. Не забудем, что мы читаем детектив и та загадочная история, которую берется разгадать Микаэль Блумквист, произошла много лет назад на острове, отрезанном от окружающего мира. Конечно же, это сразу напоминает читателям о совсем других книгах.
2. Детективы золотого века
В романе «Сильный яд» впервые появляется главный женский персонаж Гарриет Вейн.
В сборник вошли рассказы о приключениях мисс Марпл, включая первый рассказ, где появляется этот персонаж, — «Клуб „Вторник“».
© Collins Crime Club
Услышав историю о пропавшей Харриет, Блумквист тут же говорит: «Вероятно, то, что случилось с Харриет, произошло именно здесь, на острове. Круг подозреваемых ограничивается теми, кто находился тут. Так что предстоит разгадать тайну запертой комнаты. Только вместо комнаты будет остров…» Хенрик Вангер отвечает на это: «Я тоже читал романы Дороти Сэйерс». Так мы сразу получаем отсылку к одной из королев английского классического детектива. В книгах Сэйерс описано множество загадочных убийств, произошедших при совершенно удивительных обстоятельствах. Так, в «Девяти портных» действие строится вокруг событий, произошедших двадцать лет ранее и так и оставшихся нераскрытыми. Тайна запертой комнаты и тем более остров тут же напоминают читателям о знаменитом романе Агаты Кристи «Десять негритят»: оказавшись на изолированном от остального мира острове, его герои попадают в руки таинственного убийцы.
Ларссон любил романы Сэйерс и Кристи, которые прославились не только невероятно закрученными сюжетами, но и тем, что впервые вывели на страницах своих книг женщин-детективов. Наверное, увидев Лисбет Саландер их героини ужаснулись бы, но именно их поколение пошло по тому пути, по которому Лисбет уйдет намного дальше. Мисс Марпл еще типичная «дама»: она вяжет, болтает с соседками, может при случае попросить рецепт пирога. Однако за поведением, вполне характерным для женщины ее круга в годы, скрывается жесткий и проницательный ум. Гарриет Вейн, героиня нескольких романов Дороти Сэйерс, ближе к Саландер. Как и ее создательница, она училась в Оксфорде, куда так долго не допускали женщин. Она пишет книги, расследует преступления, а выйдя замуж за лорда Питера Уимзи, продолжает заниматься расследованиями, совмещая работу с семьей.
3. Элизабет Джордж
4. Вэл МакДермид. «Тугая струна», «Последний соблазн»
В «Тугой струне» психолог Тони Хилл и следователь Кэрол Джордан расследуют преступления, совершенные серийным убийцей, насильником и садистом, которым в результате оказывается знаменитый телеведущий. Группа, созданная для подготовки профайлеров — людей, составляющих психологический портрет преступника, — случайно обнаруживает закономерность в исчезновении нескольких девушек и таким образом выходит на знаменитого, обаятельного, занимающегося благотворительностью Джейко Ванса. Ларссону близка идея о том, что для того чтобы разоблачить преступника, нужно понять его образ мыслей: Блумквист читает не только детективы Джордж, но и роман МакДермид. Впрочем, еще важнее для Ларссона другая закономерность, выявленная в романе «Последний соблазн», где убийца — жертва деда-садиста, который, в свою очередь, оказывается жертвой нацистских садистов-психологов. Линия «нацизм — подавление — садизм — сексуальные преступления» проведена здесь совершенно четко.
5. Кэрол О’Коннелл. «Mallory’s Oracle»
Кэти Мэллори, героиня книги Кэрол О’Коннелл, формально служит в полиции, но, как говорят друзья ее приемного отца, «у нее нет врожденного представления о дурном и хорошем». Отец, сам знаменитый полицейский, подобрал девочку на улице, и они с женой пытались научить ее жить нормальной жизнью. Но Кэти только внешне следует правилам, а страсть к воровству удовлетворяет, став гениальным хакером. Она хороша собой, но ее лицо не выдает чувств, а холодные глаза — это глаза убийцы. Лисбет Саландер, по сути дела, Кэти, только без ее красоты. Она тоже невероятно умна, тоже великий хакер, только ей не повезло встретить такого человека, как Луи Марковиц, который воспитал Кэти. Кэти Мэллори — первая из целой череды женщин-детективов, которые уже не вяжут шапочки для внучатых племянников, как мисс Марпл, и не пытаются создать семью, как Гарриет Вейн. Они выбрали профессию, в то время считавшуюся исключительно мужской, живут подчеркнуто мужской жизнью.
6. Сара Парецки. «Indemnity Only»
В этом романе американской писательницы в первый раз появляется детектив, которая потом будет действовать во многих ее книгах. В. И. Варшавски предпочитает, чтобы ее называли по фамилии и, когда один из героев спрашивает, что значит «В. И.», отвечает: «Это мое имя». Только сильно позже читатели узнают, что «В.» — это Виктория. Признаться, что «И.» значит «Имоджена», она не готова. И это не единственное сходство В. И. Варшавски с Лисбет Саландер, которая тоже предпочитает, чтобы ее называли по фамилии. Как и Саландер, она не хочет сближаться с людьми, ее брак развалился через четырнадцать месяцев, так как «некоторые мужчины могут восхищаться независимыми женщинами только на расстоянии». Дома у нее всегда «легкий беспорядок» — не такой ужас, как у Саландер, но и не такая ледяная чистота, как у Кэти Мэллори. Она пьет виски и ест стейки, не думает о своей внешности и не хочет служить в полиции. У нее нет такого расхождения с системой, как у Саландер, но В. И. Варшавски — частный детектив, которая действует сама по себе и ни от кого не хочет зависеть, как и Лисбет Саландер.
Одинокие, независимые, мучительно прокладывающие свой путь женщины американских детективов, пожалуй, ближе всего к «Девушке с татуировкой дракона». Им нет места в полиции, где, конечно, на первых ролях остаются мужчины. Ларссон с гордостью говорил о том, что вывернул в своей книге привычные социальные роли наизнанку — ведущей силой в расследовании оказывается женщина, которая в итоге спасает своего партнера. Но за свою независимость она платит высокую цену — одиночество.
«Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона — лучший криминальный триллер современности
Одной из лучших книг нового тысячелетия как публика так и критики считает роман Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». Первый роман трилогии «Миллениум» стал продолжателем лучших традиций скандинавского детектива, удачно сочетая его с элементами триллера.
О книге
Роман, как и весь цикл по праву относят к самым ярким явлениям современной массовой культуры. Писатель создавал свою книгу в лучших традициях скандинавской литературы. Среди особенностей этой самой литературы, в частности, можно назвать либерализм, уклон к левым, социалистическим ценностям, максимальная правдивость и реалистичность.
Но Стиг Ларссон являлся и новатором, внося удачные изменения в северные литературные традиции. Он сохранил характерный для шведских книг бесцветный тусклый фон повествования и буквально-таки юношеский максимализм персонажей, которые добиваются победы добра и установления справедливости во всём мире. И поместил сюда ярких, волевых героев, которые не могут оставить читателя равнодушными.
Критики видят в книге весьма однозначное указание на системный кризис не только европейской, но и всей западной социальной системы. Справедливость в этом мире становится отыскать всё труднее, и теперь надо быть весьма сильной и интеллектуально развитой личность, чтобы отважится на её поиски.
И вот как раз таким харизматичным человеком является героиня книги Лисбет Саландер. Эта девушка, пережив немало горя в своей жизни, должна была заново учиться эмпатии, социальным коммуникациям, простому человеческому общению. И именно благодаря этому преодолению себя Лисбет в дальнейшем может позволить себе достичь тех целей, о которых большинство людей даже мечтать боятся.
Основные персонажи произведения:
Краткое содержание романа «Девушка с татуировкой дракона»
Журналист Микаэль Блумквист проиграл судебное дело о клевете против богача Виннерстрёма. Теперь Блумквисту предстоит провести три месяца в тюрьме. В это время адвокат бывшего владельца огромной промылшенной империи Хенрика Вагнера поручает охранному агентству тщательно изучить биографию Микаэля. В фирме это дело поручают Лисбет Саландер.
После проверки Хенрик назначает встречу Блумквисту, на которой Вагнер сообщает, что хочет поручить журналисту расследование обстоятельств исчезновения его внучатой племянницы Харриет. Она пропала сорок лет назад, будучи ещё подростком. Хенрик уверен, что девочка была убита и в преступлении повинен кто-то из членов его семейства. Расследование надо проводить скрыто, поэтому формально Микаэль будет заниматься написанием семейной хроники Вагнеров.
Хенрик не только готов дать Блумквисту хорошее вознаграждение, но и компромат на его врага Виннерстрёма. Журналист соглашается и отправляется на остров Хедебю, где обитает семья Вагнеров. Здесь, кроме самого Хенрика живёт его брат — бывший нацист Харальд, а также его дети — Сессилия и Бригер. С женщиной у Микаэля завязывается короткий роман.
А тем временем Лисбет, которая из-за насилия над ней в детстве получила психическую травму и была признана недееспособной, получила нового опекуна в лице адвоката Бьюрмана. Он, пользуясь своей властью, насилует Лисбет. Но она снимает изнасилование и шантажирует записью Бьюрмана, чтобы получить доступ к своим финансам.
К журналисту попадает написанный пропавшей девушкой перечень пяти женских имён и пяти чисел, которые оказываются номерами стихов из библии. Когда Блумквист заходит в своём расследовании в тупик, он случайно узнаёт о Лисбет, которая составляла на него досье. Журналист приходит к девушке за помощью.
Совместными усилиями они выясняют, что в 1940 — 1960 годах в Швеции было убито несколько женщин и все следы вели к семейству Вагнеров. Блумквист в конце-концов понимает, что в убийствах замешан действующий глава концерна Вагнеров Мартин, а также его покойный отец Готфрид.
Во время разговора журналиста с Мратином, последний нападает на Блумквиста, связывает его и запирает в подвале. Он рассказывает Микаэлю историю своих злодеяний, к которым его пристрастил отец, а также об издевательствах над Харриет.
В дом врывается Лисбет и освобождает Блумквиста. Мартин сбегает на машине, но, преследуемый Саландер, он попадает в аварию и погибает. Журналист находит Харриет в Австралии, куда она сбежала от издевательств родственников, и убеждает её вернуться на родину. Приехав в Швецию, женщина получает от Хенрика руководство промышленной империей Вагенров.
Компромата, предоставленного Хенриком, оказывается недостаточно и Лисбет взламывает компьютер Виннерстрёма, благодаря чему получает много информации о миллиардере. Блумквист сначала пишет разоблачающую статью о своём враге, а потом и целую книгу. Виннерстрём полностью дискредитирован, а в придачу Лисбет крадёт с его счетов сотни миллионов долларов.
Миллиардер находится в бегах, но Саландер наводит на его след преступников, которым Виннерстрём должен денег и те убивают его. Сама Лисбет влюбляется в Блумквиста и собирается сказать ему о своих чувствах, но видит его с коллегой Эрикой и, разочаровавшись в любви, уезжает прочь.
Наша обширная интересная библиотека предоставляет доступ к самым увлекательным книгам в жанре триллеров и детективов.
Девушка с татуировкой дракона
«Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor ; дословный перевод — «Мужчины, которые ненавидят женщин») — детективный роман, первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона.
Книга дважды экранизирована. Первый фильм был снят Нильсом Арденом Оплевом в 2009 году в Швеции. Главные роли в нём сыграли Микаэль Нюквист и Нуми Рапас. В 2011 году вышла американская экранизация режиссёра Дэвида Финчера, главные роли в которой сыграли Дэниел Крейг и Руни Мара.
Содержание
Сюжет
Микаэль Блумквист, журналист и издатель шведского политического журнала «Миллениум», проиграл судебный иск, поданный против него миллиардером-предпринимателем Хансом Эриком Веннерстрёмом, который обвинил Блумквиста в клевете. Три месяца — столько журналист должен отсидеть в тюрьме.
Через некоторое время Дирк Фруде, адвокат легендарного шведского промышленника Хенрика Вангера, поручает Лисбет Саландер, 24-летней хакерше, работающей в охранном агентстве «Милтон Секьюрити», составить подробное жизнеописание Блумквиста. После получения исчерпывающего отчёта о жизни журналиста, Фруде передаёт Блумквисту предложение от Хенрика встретиться в Хедестаде. Там Хенрик Вангер предлагает Блумквисту под видом написания семейной хроники расследовать исчезновение его внучатой племянницы Харриет. Шестнадцатилетняя Харриет пропала 40 лет назад, в 1966 году. Вангер-старший убеждён, что Харриет убита, причём кем-то из членов его обширной семьи. В качестве аргументов пожилой промышленник называет не только солидное вознаграждение, но и серьёзные улики против Ханса Эрика Веннерстрёма. После недолгих сомнений Блумквист соглашается.
На время расследования журналист перебирается на остров Хедебю в Хедестаде, на котором и исчезла Харриет. Там же всю жизнь проживает и сам Вангер. Блумквист знакомится со всеми живущими членами семьи Вангер, среди которых бывший нацист и, по совместительству, брат Хенрика — Харальд, и дочь Харальда Сесилия, с которой у Микаэля начинается роман..
Тем временем Лисбет Саландер, в 18-летнем возрасте признанная недееспособной, теряет своего опекуна и знакомится с новым — адвокатом Нильсом Бьюрманом. Бьюрман пользуется своей властью для принуждения Саландер к сексу. После изнасилования Лисбет решает отомстить адвокату — она снимает последнее изнасилование на скрытую видеокамеру. Она шантажирует его видеозаписью, требуя личного доступа ко всем своим банковским счетам. Кроме того она пытает его и делает ему татуировку о том, что он насильник.
В ходе расследования Микаэлю Блумквисту представляется список из пяти женских имен и пятизначных чисел, написанный пропавшей Харриет Вангер. Лисбет, все ещё имеющая доступ к его компьютеру, обнаруживает список и, выдавая себя, отправляет ему сообщение с разгадкой шифра: цифры означают стихи из Библии, описывающие жестокие наказания женщин за их грехи. Узнав её адрес от Фруде, он едет к ней и предлагает ей сотрудничество в расследовании исчезновения Харриет.
Объединившись, они проводят расследование, в котором выявляют имена женщин, жестоко убитых в 1940-60-х годах в Швеции. Эта находка наводит их на мысль, что незадолго до исчезновения Харриет вышла на след серийного убийцы. Лисбет начинает испытывать симпатию к Микаэлю и они становятся любовниками. Вскоре Блумквист убеждается, что за убийствами стоит Харальд Вангер, брат Хенрика. Микаэль забирается к нему в дом, где попадает под прицел его ружья. Его спасает Мартин Вангер, брат Харриет, для того чтобы заманить в собственную ловушку. Вангер связывает Блумквиста в подвале, где рассказывает ему историю от начала до конца.
После того, как Мартин заканчивает свой рассказ, в дом врывается Лисбет, которая нападает на него с клюшкой для гольфа. Мартин пытается покинуть окрестности на автомобиле, но в попытке отстать от преследующей его на мотоцикле Саландер попадает в автокатастрофу и погибает.
Сама Харриет оказывается живой. Блумквист находит её в Австралии, куда она сбежала от издевательств и побоев брата Мартина и жила под именем своей кузины Аниты. Микаэль убеждает Харриет вернуться в Швецию, что та и делает, принимая от Хенрика должность управляющего концерном «Вангер».
Когда Блумквист узнает о бесполезности улик Вангера против Веннерстрёма, он приходит в ярость. Однако Саландер уже к тому времени взломала компьютер Веннерстрёма и добыла куда более серьёзный компромат на миллиардера. Используя материал, Блумквист пишет разоблачительную статью и книгу о Веннерстрёме, чем добивается успеха своему журналу в национальных масштабах. В это время Саландер успешно крадёт 2,4 миллиарда долларов со счетов Веннерстрёма и переводит их себе на анонимные оффшоры.
Веннерстрём бросается в бега и в течение полугода скрывается за границей, Саландер наблюдает за ним через интернет, после чего анонимно сообщает о его местоположении преступникам, которым он должен денег. Вскоре Веннерстрёма обнаруживают мёртвым.
Лисбет и Микаэль проводят Рождество вдвоем в домике Микаэля в Сандхамне. В канун Нового года Саландер едет к Блумквисту с подарком, собираясь признаться Микаэлю в любви, но, заметив его вместе с Эрикой Бергер, разочаровывается в чувствах и уезжает.
Действующие лица
Главные герои
Семья Вангер
Остальные персонажи
Прототипы главных героев
Стиг Ларссон неоднократно говорил, что на создание главных персонажей книг его вдохновили образы, созданные Астрид Линдгрен. Прототипом Саландер является Пеппи Длинныйчулок. В оригинальной версии книги Лисбет рыжая,а табличка на двери квартиры Лисбет Саландер по адресу Фискаргатан, 9 гласит «В. Кула» (сокращение от Villekulla — виллы, где жила Пеппи).
Микаэля Блумквиста Ларссон называл «родственником Калле Блумквиста», мальчика-детектива, персонажа детских книг. [6]
Драган Арманский в своих мыслях сравнивает Лисбет с Пеппи. Полное имя Микаэля Блумквиста — Карл (Калле) Микаэль Блумквист. Сравнением с Калле-сыщиком, как правило, пользуются недоброжелатели Блумквиста, поэтому он не использует свое первое имя.
Интересные факты
Экранизации
В 2009 году на экраны вышла шведская экранизация — фильм «Девушка с татуировкой дракона» (швед. Män som hatar kvinnor ) режиссёра Нильса Ардена Оплева. В создании картины участвовали Швеция, Германия, Дания и Норвегия. Бюджет фильма составил 13 млн долларов, а кассовые сборы — 103 млн долларов. Роль Микаэля Блумквиста исполнил шведский актёр Микаэль Нюквист (Mikael Nyqvist), а роль Лисбет Саландер — Нооми Рапас.
В 2011 году вышла голливудская экранизация под тем же названием режиссёра Дэвида Финчера. Бюджет составил 90 млн долларов, а в кинотеатрах фильм собрал 220,5 млн долларов. Микаэля Блумквиста в нём сыграл Дэниел Крэйг, роль Лисбет Саландер досталась Руни Мара.