Девушка в подвале о чем история
Кадр: фильм «3096 дней»
Из колонии в Саратовской области после 17 лет за решеткой освободился 70-летний Виктор Мохов, известный как Скопинский маньяк. В 2000 году в городе Скопин (Рязанская область) 50-летний мужчина вызвался подвезти до дома 14-летнюю Катю Мартынову и 17-летнюю Лену Самохину. Следующие 1296 дней девушки провели в вырытом им бункере в качестве сексуальных рабынь. Удивительно, но после поимки Мохова и освобождения его пленниц нашлись те, кто обвинил в произошедшем самих жертв маньяка. В ответ на это Екатерина Мартынова написала книгу, в которой рассказала о страшных годах, проведенных под землей в плену у педофила. Впервые историю преступлений Виктора Мохова и фрагменты из книги «Исповедь узницы подземелья» «Лента.ру» публиковала в мае 2020 года. Сегодня этот материал публикуется повторно.
В капкан к маньяку
Эта история началась 30 сентября 2000 года: тогда в Рязани отмечался праздник Вера, Надежда, Любовь с торжественным вечером, музыкой и салютом. В тот день в квартире Кати Мартыновой раздался телефонный звонок: Лена Самохина хотела позвать на праздник свою подругу, старшую сестру Кати. Но той дома не оказалось, и Катя с радостью вызвалась заменить сестру — для нее это была первая в жизни внешкольная вечеринка. Понимая, что мама будет против, девочка сказала, что просто идет гулять.
Как позже установит следствие, в то же время Виктор Мохов вместе со своей сообщницей Еленой Бадукиной кружил по Рязани на машине. В какой-то момент они увидели Катю и Лену, идущих от остановки, и Мохов притормозил. А Бадукина подошла к девушкам и предложила довезти их до дома. Для этого она притворилась мужчиной.
Подруге Мохова это было не впервой — по воспоминаниям знакомых, Бадукина сама по себе была похожа на мужчину, а ловко имитировать мужские привычки научилась, отсидев 3,5 года за кражу. Сообщники напоили Катю и Лену, подсыпав им снотворное в алкоголь, а потом увезли за город. Следующие три года и семь месяцев жертвы провели в бункере, который Мохов заранее оборудовал на участке под своим гаражом.
Криков из подвала никто не слышал — шесть метров глубины, бетонные перекрытия и железные люки делали свое дело — Мохов продумал все. Будущую тюрьму для девушек он копал три года: вывез несколько тонн земли, провел в бункер электричество и создал там примитивную систему вентиляции. Соседям Мохов говорил, что обустраивает обычный погреб.
До Кати и Лены насильник успел протестировать бункер еще на одной девушке, которой через пару недель удалось сбежать, — маньяк просто забыл запереть двери, ведущие в подземелье. О случившемся его первая жертва решилась рассказать лишь спустя много лет, поэтому в 2000 году Мохов был вне поля зрения милиции. Но после того побега он стал намного осторожнее.
Между тем соседи маньяка даже не могли предположить, кто на самом деле живет рядом с ними. У него была прекрасная репутация: он окончил техникум, отслужил в армии, был ударником труда, лучшим слесарем на заводе и никогда не имел проблем с законом. И Катя с Леной, скорее всего, сгинули бы в подвале «ударника», но помогло чудо: в мае 2004 года девушек освободили, а об их истории говорила вся страна.
С разрешения Екатерины «Лента.ру» публикует фрагменты ее книги «Исповедь узницы подземелья». Авторская орфография и пунктуация сохранены.
«Если не разденешься — я отпущу собак»
Настоящее взрослое веселье, с музыкой, танцами и даже выступлением артистов на наспех построенной под открытым небом сцене, благо погода была благоприятной для проведения массового мероприятия — день был теплый, солнечный, настоящее бабье лето. Я была счастлива присутствовать на этом празднике жизни.
Посмотрев фейерверк, заканчивающий праздник, я и Лена отправились в сторону остановки. Мои наручные часы показывали начало десятого, давно пора было ехать домой.
Наша остановка, уже показавшаяся впереди, была пустой. Когда до нее оставалось метров десять, перед нами остановилась машина белого цвета.
Опознание Елены Бадукиной, сообщницы Мохова
На переднем сиденье, рядом с водителем, сидел молодой мужчина. Он был невысокий, коротко стриженый, с низким грубым голосом…
— Девчонки, вы далеко идете? — спросил он. — Давайте мы вас подвезем.
Я молчала. «Пусть Лена что-то решит, — подумала я. — Она же старше».
После недолгих уговоров Лена согласилась и сказала мне: «Сейчас быстро до дома доедем, и автобус ждать не придется, время уже совсем позднее, наверное, твои родители места себе не находят».
Мы сели в машину и объяснили, где живем. Парень представился Алексеем [это была Елена Бадукина, которая представилась Лешей. За пособничество Мохову она получила 5,5 лет колонии — прим. «Ленты.ру»], а водителя назвал Виктором.
— Девчонки, давайте в магазин заедем, по шоколадке вам купим, — вдруг предложил Леша.
Отказаться было неудобно.
На водителя мы не обращали внимания, да и он молчал, просто вез нас, будто таксист. В машине я так и не разглядела его внешность, помню только, что была красная рубашка в черную клетку…
— Ну, что, красавицы, давайте за праздник выпьем?! — улыбнулся он и, быстро разлив алкоголь, протянул нам наполненные до половины пластиковые стаканчики.
Сначала мы отказывались, но, не желая выглядеть трусихой, я все-таки глотнула спиртное. Вкус был настолько отвратительным, что я поперхнулась и из-за начавшегося кашля опрокинула недопитые остатки себе на юбку.
Я начинала плохо реагировать на происходящее вокруг — скорее всего, уже действовало снотворное, которое наши похитители подмешали в воду. Картинки вокруг были размытыми, действительность как будто расплывалась, сознание становилось спутанным…
— Девчонки нам нужно отойти на минутку, — сказал Леша. И они с Виктором вышли на улицу.
— Лен, куда мы приехали? — удивилась я, сквозь темноту, вглядываясь в заборы частных домов и виднеющиеся за ними деревенские дворики.
— Не знаю, — пожала она плечами.— Я, кажется, уснула.
Вскоре дверь автомобиля, расположенная с моей стороны, открылась, и Леша попросил меня выйти. Я удивилась, но послушалась. Лена осталась внутри.
Впереди чернела какая-то постройка. Алексей взял меня за руку и повел к ней. Это оказался гараж.
Пришел Виктор. Он был достаточно высокого роста, среднего телосложения, с большими и какими-то грязноватыми руками.
— Ты еще не разделась? — удивился он.
— Зачем? — я сделала вид, что не понимаю его.
— Я не хочу! — слезы сами полились из глаз. — Отвезите нас домой! Где Лена?!
Но ответа не последовало. Он молча вышел из гаража. А через минуту туда зашел Леша. Мужчина приблизился ко мне и слегка ударил по щеке.
— Если сейчас ты не разденешься и не сделаешь, что тебе говорит Виктор, я отпущу собак, и они вас загрызут.
Я заплакала еще сильней. Перспектива отдаться этому противному Виктору была не лучше, чем быть съеденной собаками.
— Ну, что думаешь? — Леша сжал мое лицо рукой.
Первая неделя пребывания в плену была чудовищной. Мы кричали до хрипоты, стучали по стенам, но никто не слышал нас… Я надеялась, что милиция нас найдет по каким-то зацепкам, но ниточек, ведущих к нам, не оказалось. Как потом я узнала, не было ни одного свидетеля, хоть как-то пролившего бы свет на наше исчезновение.
«Я вас кормлю, пою, имею — разве вам плохо живется?»
Он пришел на следующий день и приказал мне выйти к нему в предбанник. Я отказалась.
Одна мысль о том, что снова придется лежать под этим вонючим стариком, доводила до мурашек, да еще и кровь из-за разрыва девственной плевы не останавливалась. Внутри все болело. Лена предложила «выйти» вместо меня, но насильник не соглашался.
Я вжалась в стену, но твердо решила — не пойду. Поняв, что я не собираюсь вылезать к нему, мучитель ушел.
Вскоре погас свет. Практически потеряв разум, я стала кричать и звать на помощь. Нащупав в темноте табуретку, отвернула ножку и начала долбить ей по стене. Но силы быстро закончились, сев на пол, я замолчала. Очень болела голова. С отключением электричества в подвале становилось холодно и сыро. Было ощущение, что я нахожусь в склепе, погребенная заживо.
Бытовые условия в комнате, где жили девочки
В комнатушке, на стенах по всему периметру на уровне глаз — расклеены порнографические фотографии девушек. Мне стало еще противнее и страшнее, но бить и мучить он меня не стал, просто удовлетворил свою потребность и отправил обратно в бункер.
Ведро, куда мы ходили в туалет, практически наполнилось. В подвале отвратительно пахло, почти физически ощущалось висящее в запертом пространстве зловоние. Но самое главное — заканчивалась вода. Яйца и макароны мы уже не могли варить, и тогда Лена придумала пожарить яичницу в чайнике, так как другой посуды у нас не было.
Планы побега и навязчивая идея освобождения не покидали нас. Например, мы планировали накалить растительное масло в сковороде, и, когда придет наш мучитель, брызнуть ему в лицо кипящую жидкость, а потом — огреть его этой посудиной по голове. Мы даже несколько раз ставили сковородку на электрическую плитку, услышав его шаги наверху, но осуществить до конца задуманное так и не решались.
Он мог нам сказать, например: «Я вас кормлю, пою, имею, разве вам плохо живется на моем обеспечении?»
Скорее всего, этими словами он убеждал себя, что не совершает преступление, а заботится о нас, он не хотел чувствовать себя преступником, но абсолютно точно являлся им.
«Скоро будешь роды принимать»
Очень часто я думала о том, как мне хочется посидеть за школьной партой в окружении своих одноклассников, послушать тихий, умиротворяющий голос учительницы географии, рассказывающей о строении Земли и ее климате; или выйти к доске, что я ужасно не любила делать.
К концу марта моя подруга по несчастью поняла, что беременна. Мохов отреагировал на удивление спокойно. Но на все слезные просьбы отпустить нас, он противно ухмылялся и продолжал твердить уже опостылевшее «на днях»…
Но, конечно же, не отпускал. Все месяцы беременности Лена чувствовала себя очень плохо: сначала ее мучил токсикоз, потом — добавились боли внизу живота, головокружения, слабость.
Как-то раз в самом начале ее положения. Мохов пришел к нам пьяным и потребовал в предбанник мою подругу.
— Я не могу, меня тошнит, — сопротивлялась Лена.
Я предложила выйти к нему вместо Лены, но он отказался, а потом, достав из кармана джинсовой куртки газовый баллончик, брызнул в помещение и, быстро закрыв засовы, убежал.
Прошло наше первое лето в заточении. Мохов стал изредка выводить нас к лазу, чтобы мы могли подышать свежим воздухом. На свой пятнадцатый день рождения я попросила его принести мне альбом для рисования и акварель. Мне захотелось иметь свое солнце, небо и землю, пусть ненастоящие, но такие же доступные, как и прежде.
Беременность Лены подходила к концу. Теперь в каждый приход Мохова мы с еще большей силой просили, умоляли отпустить нас домой, объясняя, что Лене необходима помощь врачей. Но все было напрасно. В один из дней наш мучитель принес мне медицинское пособие по акушерству и гинекологии и сказал:
— Учись, пока время есть, тут все подробно описано, скоро будешь роды принимать. — И, задвинув все засовы, ушел.
В учебнике описывалось, что для благополучных родов нужно не только присутствие врача и акушерки, но и огромное количество приспособлений, аппаратов и лекарств. У нас же не было ничего.
Это случилось в ночь на шестое ноября. Сначала у Лены заболел живот, а вскоре отошли воды. Начались схватки. Я видела, как страдает моя подруга, плакала вместе с ней, и мое сердце разрывалось от того, что я не могу ей помочь. Наступил момент рождения. Я старалась не смотреть, и только когда Лена попросила отрезать пуповину, повернувшись, увидела новорожденного.
Это был мальчик. Преодолевая страх и брезгливость, я, следуя указанием учебника, обработав ножницы перекисью, отрезала пуповину, перевязала ее ниткой и, кое-как протерев маленькое тельце от смазки и крови, запеленала малыша в оторванный кусок простыни.
«Я искала себе оправдания и не находила их»
Сны мне снились нечасто, но один я запомнила: бегу я навстречу своей маме, достигаю ее, тяну к ней руки и попадаю в ее объятия, ощущение маминого тепла было настолько отчетливым, что когда я проснулась, на секунды мне показалось, что то, что окружает меня сейчас — жуткий вымысел, а то, что я видела во сне, — реальность.
Позже, когда я вернусь домой, мама расскажет мне, что примерно в это же время, она гостила у своих родителей в деревне, куда я так любила ездить, и в одну из ночей ей послышался мой голос, раздававшийся из глубины сада. Она выбежала на улицу и долго искала меня, исследуя каждый сантиметр участка.
Много раз я прокручивала в голове события того дня, когда я подняла трубку телефона и договорилась пойти даже не со своей подругой, а с подругой сестры на городской праздник. В тот день я совершила слишком много ошибок.
Обзор двух фильмов о заточении — «Комната» 2015 года и «Девушка в подвале» 2021 года
Никто не знает точной статистики,сколько на самом деле девочек и мальчиков, девушек и женщин становится жертвами похищения, безвольными тряпками и куклами для битья в руках маньяков — но истории выживших после всего и сумевших освободиться жертв заставляют вставать волосы дыбом и ужаснуться.
Как показывает практика, маньяки ничем не отличаются от обычных людей,ходят на работу и имеют семьи,но все это — лишь ширма для прикрытия их истинного лица…
Наиболее громкой историей из последних стало дело Наташи Кампуш,австрийской девушки,которой удалось в 2006 году сбежать из лап своего похитителя. Из рассказов девушки мир узнал,что она была похищена еще в 1998 году, будучи десятилетней девочкой, простым электриком из ее родного городка Вольфгангом Приклопилем, и содержалась долгие годы в подвале его дома, выполняя функции его рабыни…
Самым шокирующим было пожалуй то,что у девушки было много возможностей сбежать,но ее психика была настолько надломлена,что этого не происходило 8 лет… Правда, потом, Наталье всё же удалось полностью оправиться от произошедшего и стать известной телеведущей. Она ведёт даже свой блог в инстаграме.
По мотивам её истории в 2013 году вышел фильм под названием «3096 дней», а сама одноимённая автобиография была опубликована в 2010 году. Также известно, что в том же, 2013 году, отец Наташи Кампуш — Людвиг Кох опубликовал книгу «Пропала без вести. Поиски Наташи Кампуш её отцом» (нем. Vermisst – Die Suche des Vaters nach Natascha Kampusch) совместно с журналистом Алланом Холлом, написавшим две документальные книги — «Девочка в подвале: История Наташи Кампуш». и «Монстр. Дело Йозефа Фритцля». В ней Кох обвинил дочь во лжи.
Сама же книга Холла Аллана была опубликована в 2006 году. но Кампуш сказала, что «в книге много домыслов, не имеющих под собой никаких реальных оснований». Адвокат Наташи назвал произведение «спекулятивным» и заявил о своём намерении подать в суд на авторов.
Так называемый стокгольмский синдром — частое последствие подобных преступлений,когда жертва смиряется со своим положением, прощает преступника и начинает ему симпатизировать — человеческая психика очень гибка и приспосабливается к жизни в любых условиях…
На тему похищения снято немало фильмов — как художественных произведений, так и основанных на реальных событиях (к примеру, экранизация истории Кливлендских пленниц 2015 года). Но в данной статье я бы хотела затронуть лишь две очень похожие друг на друга картины, тем более, что и созданы они были, взяв за основу один реальный случай, который произошёл также в Австрии, но уже в 2008 году.
Что за случай — думаю, вы сами догадаетесь, иль я упомяну о нем чуть позже. Итак, начнём.
1. «Комната», 2015 год
В ролях: Бри Ларсон,Джейкоб Трамбле,Шон Бриджес,Джоан Аллен и др.
Рассмотрим сначала сюжет фильма: 17-летняя девушка по имени Джой (также известная как «Ма») была похищена и заточена то ли в сарай, то ли в гараж маньяком, известным не иначе, как Старый Ник. В результате изнасилований у Джой родился ребёнок по имени Джек, которого, как это ни странно, девушка любит всем сердцем. И вот в один день мальчику, который никогда в жизни не видел ничего за пределами их дома, исполняется пять лет….
Все эти годы плена (целых 7 лет) Джой сумела уберечь Джека даже от взгляда отца-насильника, пряча его в шкафу. Их утро, их день, вечер и ночь — это небольшое помещение без окон, но с застекленным люком в потолке.
Обшарпанная, тесная комнатушка, прямо в ней кое-какая сантехника, необходимая мебель, плитка, на нескольких метрах этого жилища умещаются: холодильник, стол, кровать, шкаф, ванная и унитаз.
Мама Джой не впадает в отчаяние — она готовит скромную еду, заставляет мальчика делать упражнения, рассказывает ему сказки и взрослые истории вроде «Графа Монте Кристо», что весьма символично в данном контексте, поет песни.
Мне нравится, что она не сложила руки, а делает все, чтобы ребенок рос максимально приспособленным к жизни, пусть даже такой, ущербной.
Почти каждый день хозяин гаража навещает своих заложников, не слишком балует их, хотя отношения выглядят устоявшимися, безысходно мирными.
Предпринимала ли Джой попытки к бегству, спросите вы? Отвечу, что да, попытки были. Но, 7 лет протекают в комнате довольно размеренно, как бы ужасно это не звучало. Придет ли время, когда Джой решится на очередной побег? Придет.
Для этого юному Джеку придется стать взрослым и не по годам мужественным. А вот удастся ли побег из цепких лапа маньяка, который все эти годы их удерживает за плотной звукоизолированной дверью сарая?
Фильм, как бы не казалось на первый взгляд, не несёт в себе сцен какого бы то ни было насилия или крови. По сути, даже сам маньяк появляется в кадре редко, и его смело можно назвать второстепенным героем.
Стоит заметить, этот фильм разделён на две части. Одна — тусклая, серая, слегка унылая. Показывает монотонные будни заточения несчастной семьи, которой страшнее всего была неопределённость, а именно — очередной визит Старого Ника, который явно не сулит ничего хорошего.
В первой части, с ее ссылками на Манделу на острове Роббен и Графа Монте-Кристо, нам напоминают о человеческой способности справляться с пленом через смесь самодисциплины и творческого освобождения.
Вторая часть фильма более динамичная и уже гораздо ярче, в типичном американском устое и быте. В ней присутствует цивилизация, в ней появляются прочие персонажи — родители Джой, врачи, папарацци.
Именно во второй половине фильма повествование переносится в мир за пределами комнаты и многообразные ужасы, которые ждут Ма и Джека, когда они столкнутся со своим новообретенным освобождением. Персонажам приходится в буквальном смысле пройти семь кругов ада, прежде чем начать вести более-менее нормальную жизнь.
Этот фильм не тяжелый в обычном понимании, но, он заставляет о многом задуматься и далеко не только о правилах поведения с незнакомцами, о маньяках и насильниках — он гораздо более философский, толкает на многие размышления.
Стоит отметить, что актриса Бри Ларсон получила Оскара за главную роль.А для финальной сцены не хватило денег на снег. Он сам пошел, за так.
2. «Девушка в подвале«, 2021 год
Вскоре после выхода на свободу печально известного скопинского маньяка в Америке состоялась премьера нового фильма на тему похищения. Если сюжет «Комнаты» был полностью вымышленный, а про историю её создания я упомяну позже, то триллер режиссёра Элизабет Рем — это целиком и полностью снятая по имевшим место в реальной жизни событиям история.
Разве что имена героев были изменены, а ключевые события — урезаны. Это — далеко не первый случай похищения детей и подростков. К примеру, Майк Девлин мл. похитил 11-летнего парнишку Шона Хорнбека и продержал его в своем жилище 4 года, постоянно подвергая сексуальному насилию; школьный охранник Томас Хоуз похитил и удерживал в своем доме на протяжении и 9 лет Таню Кач, тоже не просто так, в России 17-летнюю Лену Самохину и 14-летнюю Катю Мартынову похитил и удерживал, постоянно насилуя, 53-летний больной на всю голову вышеупомянутый Виктор Мохов, а отчим Лидии Гуардо из Франции так вообще привязывал падчерицу к кровати на чердаке, вводил ей свою сперму и заставлял её рожать детей, воспитанием которых занималась её мачеха Люсьен, названная ласково в её автобиографической книге «Старушкой», и т. д.
И что самое интересное, всех маньяков переплюнули родные папаши извращенцы, которые похищали и насиловали собственных дочерей. К примеру, британец Джон МакМиллан на протяжении 30 лет сексуально эксплуатировал своих дочерей, вследствие чего те родили от него целых девять детей, из которых умерли двое, а потом вообще выкидыш случился. Но этот хоть просто сожительствовал с ними дома, частично запугав бедных девчонок, а частично навешав им лапши на уши.
Но герой нашего фильма пошел на гораздо более «радикальные» меры. Он запер одну из своих дочерей не где-то в башне, а-ля ведьма из сказки про Рапунцель или фанатичный язычник Диоскор из истории про великомученицу Варвару, а в подвале собственного дома, в звуконепроницаемом бункере, о котором никто с момента покупки жилища кроме него и понятия не имел. Вход в убежище был тщательно замаскирован стеллажом с инструментами:
Девушка все время находилась в страхе и так и не выдала жуткую тайну того, что отец однажды, как в песне Rammstein «Tier», овладел ею в порыве страсти. Но в момент ее совершеннолетия, испугавшись, что дочь уйдет из дома и взболтнет о его педофилии на стороне, он запер ее в подвале.
Маньяк-папаша таким образом припрятал «лакомый кусочек» для себя. Ему, видите-ли, невыносима была мысль, что кто-то будет «иметь» его дочу на стороне кроме него. М-да. Каких же моральный уродов и убожеств не порождает Земля наша. Но, к сожалению, что есть – то есть.
В данной экранизации нам показывают вполне самодостаточную семью среднего класса, в которой у отца есть хорошая работа, позволяющая обеспечивать неработающую жену-домохозяйку и двух сестер, одна из которых – младшая Сара, как раз и стала главной героиней истории.
Удивительно, насколько актриса, сыгравшая роль забитой девушки Сары, похожа на Бри Ларсон, которая играла Джой в 2015 году! И так же, как и Джой, Сара занимается воспитанием не одного, а трёх детей, живущих в подвале, читает им сказки, что-то готовит.
Но, в отличие от мальчика Джека, дети Сары имеют полное представление о жизни за пределами подвала и даже в какой-то момент устраивают бунт, чтобы отец разрешил им хоть раз выйти на улицу. Кроме того, Сара, в отличие от Джой, никогда не прячет детей от их и её собственного отца, встреча с которым, как и со Старым Ником, также ничего хорошего им не сулит.
Маньяк же, в отличие от «Комнаты», где он был пару раз упомянут и показан, в данной картине становится чуть ли не центральным персонажем. Это весьма отодвигает нас от истории самой Сары, и нам не до конца становится понятно, какие взаимоотношения были между девушкой и её детьми в отсутствие Дона — такое имя дали отрицательному герою создатели, как пытались выжить.
Мы лишь видим ключевые моменты её заточения — вот она, как наивная дурочка, соглашается что-то отнести с ним в подвал, незадолго до трагедии пробалтывается, что скоро ей исполнится восемнадцать, и уже никто будет не указ.
Куда, мол, захочу, туда и буду ходить. А потом Дон и сам подслушивает разговор Сары с матерью и сестрой о том, что хочет уехать во Флориду и повидать мир. Затем нам демонстрируют кадры беременности девушки и родов, страдания её безутешной матери и, наконец, болезнь старшей дочери, благодаря которой всё и вскрывается.
Только одному отцу Сары, как и его прототипу, было известно, что у одной из стен подвала стеллаж имел свойство отодвигаться, открывая проход в бункер, оборудованный прежними жильцами, видимо, на случай ядерной войны. Не только в картине «Взрыв из прошлого» имелись повернутые на сей пунктик. Холодная война в свое время многих напугала до рытья подвалов.
Дверь была оборудована замком с устройством набора кода. Сара бросилась безуспешно подбирать комбинацию цифр, но после трех неверных попыток ввода вырубился свет, а вместе с ним вырубилась и вентиляция. А через пару дней заявился Дон, дабы прочитать ей лекцию о хороших отцах и неблагодарных дочерях, и в первый раз над ней надругался.
Как и в фильме «Комната», здесь также показаны и яркие, и тусклые кадры. Но они, в отличие от данной экранизации, постоянно чередуются между собой, создают тем самым контраст между жизнью в подвале и тем, что творится на верхних этажах дома.
Есть же конкретные различия между этими двумя картинами по целям и задачам. Так, «Комната» изначально шла как драма, нацеленная на получение кучи «Оскаров». К слову сказать, номинаций было целых четыре, в том числе и на «Лучший фильм».
В фильме же «Девушка в подвале» создатели скорее планировали привлечь внимание общественности, показать какие вопиющие случаи имеют место в нашей жизни и забабахать номер горячей линии и почту в конце фильма для тех, кто одумался или о тех, кто что-то знает или подозревает.
Ведь случаев похищения и удерживания людей против их воли намного больше, чем мы можем подумать. Нам известны лишь те, что по счастливой случайности оказались раскрытыми. Но, к сожалению, не все маньяки такие лохи.
Кто-то будет не очень рад счастливой концовке. Но, смеем заметить, никакая служба реабилитации не захочет рекламировать себя на фоне сбрасывающихся с обрыва «недореабилитированных» пациентов. Но мы же все люди с мозгами и сами понимаем во что станет реабилитация человеку, просидевшему в четырех стенах на протяжении почти что четверть века.
В результате кровосмесительной связи девушка произвела на свет семерых детей. Хотя, по идее, их могло быть и восемь, но первая беременность закончилась выкидышем, позже один из близнецов скончался от нехватки кислорода и был тайно кремирован в саду.
Из шести выживших трое оставались с матерью, а другую половину из их числа Йозеф забрал к себе и воспитал как подкидышей от матери-кукушки, завербованной в секту — да, так нелестно он позволял себе отзываться о собственной дочери, спустил на неё всех собак — беглянка, наркоманка, алкоголичка и чуть ли не девушка с низкой социальной ответственностью, которая во время заточения умоляла его похитить другую девушку, дабы избавиться от одиночества, на что Йозеф ответил отказом, мол, у меня хватает проблем и с тобой.
Фильм «Комната» 2015 года — это экранизация произведения ирландско-канадской писательницы Эммы Донохью, написанного спустя два года после резонансной трагедии, в 2010 году. История гласит, что как-то раз она ехала по шоссе и думала о шокирующей новости об австрийской сорока двухлетней женщине, освобожденной после того, как она провела почти 24 года в подвале своего отца.
Из всего этого ужаса Эмму поразили… дети Элизабет, которые впервые вошли в большой мир, а именно — история пятилетнего мальчика Феликса с широко раскрытыми от удивления глазами, который вместе со старшим братом Штефаном и сестрой Кёрстин/Кирстен никогда не покидал пределы погреба.
— Идея написать «Комнату» пришла мне в голову в 2008 году, когда я ехала на книжное мероприятие и обдумывал новость за несколько дней до этого о пятилетнем мальчике по имени Феликс Фрицль, спасенном из австрийской тюрьмы, где его мать воспитывала его и его братьев и сестер.
Книга “в мгновение ока” будет рассказана с точки зрения маленького мальчика; но это будет не рассказ о психопате и жертве или об ужасном сексуальном насилии, а нечто более близкое к научной фантастике или сказке: путешествие из одного мира в другой.”
Результат-Комната изобретательный, напряженный и чрезвычайно умный роман, достаточно мощный и достаточно провокационный, чтобы вызвать ответную реакцию среди критиков, которые обвиняют Донохью в эксплуатировании трагедии Элизабет Фритцль и спекулировании на ней.
Роман открывается в мире — в целом космосе, по сути — в стенах садового сарая 11 на 11 футов, как видно глазами Джека. Сейчас ему пять, он родился через два года после того, как его мать была похищена и заточена насильником-отцом Джека.
Мальчик никогда не выходил за его стены. Как Комната само по себе ничто внутри не несет в себе предмета, определенного или неопределенного—будь то кровать, чаша или ковер,—потому что есть только одно из всего.
(Когда позже Джек узнает, что есть и другие мальчики, которых тоже зовут Джек, он глубоко потрясен своим самоощущением). Также имя маньяка в романе весьма символично: так в английском языке слово Старый Ник является одним из имен самого Дьявола.
Что касается фильма «Девушка в подвале», то сюжет картины всего лишь слегка отличается от истории реальной девушки Элизабет и ее детей, начиная с того, что действие развивается не в Австрии, а в Америке, из семи детей как Йозефа с Розмари, так и с собственной дочерью, оставили пять — четверо детей родилось в подвале, а у Сары была лишь единственная сестра, а не шестеро братьев и сестёр, которые повыскакивали замуж и женились, тем самым избежав гнёта отца-деспота и бросив младшую на произвол судьбы.
Также по фильму Сара помогает отнести ящик с вещами в подвал, а реальная Элизабет относит тяжеленную дверь, да ещё и на ночь глядя. И обе девушки без задней мысли взялись помогать. То, что сейчас случится нечто нехорошее, до них начало доходить, увы, слишком поздно.
Сара родила в подвале четверых детей, а Элизабет- семерых. Однако, похороны новорождённого мальчика были показаны в саду Дона. Также, в отличие от прототипа, девушка из фильма один-единственный раз была вынуждена написать письмо и доставить младенца к матери в качестве подкидыша.
Ну, и в финале, реальная девочка Кёрстин, смертельно бледная, беззубая, попадает в больницу с запущенной формой врождённой эпилепсии, так ещё и ей ставят диагноз — почечная недостаточность. Сам отец не сразу навещает дочь, да ещё и поначалу называет её своей внучкой, которую якобы нашёл без сознания на крыльце собственного дома. В кармане девочки медики находят письмо, которое вызывает подозрение. Вот оно:
«Пожалуйста, пожалуйста, помогите ей. Керстин действительно боится других людей. Она никогда не была в больнице. Керстин, пожалуйста, будь сильной, пока мы снова не увидимся.”
Врачи, встревоженные как запиской, так и состоянием 19-летней девушки (кроме того, что она была серьезно больна, она была невероятно бледна и истощена, у неё были ужасно гнилые зубы), потребовали от Йозефа необходимые документы, медицинскую карту и присутствие матери, к которой было много вопросов.
Лишь под натиском доктора Альберта Рейтера, который к поиску матери подключил местные СМИ и вызвал полицию, Йозеф вывел Элизабет из подвала — такую же бледную, с выцветшими волосами, телесными и душевными ранами, измученную, иссохшую и выглядевшую намного старше своих лет.
Полиция допросила их по отдельности, и ужасная история мигом вскрылась. Как ни странно, Элизабет сама убедила Йозефа отпустить ее в больницу при условии, что она будет придерживаться истории о секте, которую он придумал для нее и удачно скормил окружающим и полицейским в момент пропажи дочери. Он был удивлен тем, как быстро она сказала правду (или “предала его», по словам самого Йозефа).
После их спасения Элизабет и ее шестеро детей были помещены в психиатрическое отделение. “Дети из подвала (Керстин, Стефан и Феликс)” и “Дети из верхнего этажа (Лиза, Моника и Александр)” усилиями лучших специалистов Австрии смогли встретиться, узнать друг друга и смириться со своим положением, вылечиться от гнева и негодования, связанных с данными событиями.
После видеозаписей судебного процесса Элизабет и ее дети получили жилье и государственную стипендию в городе, известном СМИ только как “Деревня Икс”, где им всем дали новые фамилии, которые не разглашаются. И, хоть дети Элизабет и играют в компьютер, в соцсетях им сидеть запрещено, дабы не травмировать себя лишний раз и не разоблачить.
Семью охраняют от посторонних взглядов соседи, телохранители и полицейские, которые патрулируют местность, а в доме развешаны по периметру камеры видеонаблюдения.
В фильме же Дон сразу выводит из подвала обеих дочерей и везет их в больницу. А старшая дочь Мари — так зовут девочку — страдает не почечной недостаточностью и приступами эпилепсии, а астмой. Да и момент разоблачения отца остаётся неясен.
И ещё один момент — в фильме Сара остаётся молодой и привлекательной женщиной, в которую влюблён молодой человек с вечеринки. В реальной же жизни Элизабет Фритцль потеряла возлюбленного Андреаса навсегда, а Йозеф рвал в клочья её трогательные послания к нему.
По неподтверждённой информации после освобождения, когда та стала дряхлой старухой, у неё развились романтические отношения с телохранителем Томасом Вагнером, который стал любящим старшим братом для её детей и заменил им отца в какой-то степени.
Психиатры отмечали, что любовь — самая сильная вещь на свете, и что Элизабет уверенно чувствовала себя с этим человеком, который моложе её самой на двадцать три года.
Впрочем, Эмма Донохью оказалась не единственной, кто затронул или вдохновился делом Фритцля в художественном произведении. Так, в 2012 году была опубликована «Клаустрия» французского писателя Реджиса Гоффри, который переосмыслил трагедию с точки зрения мифа о пещере античного философа Платона.
По стилю произведение скорее напоминало модный ныне фанфикшн (ненавижу это слово!), чем документальную хронику. Имена участников событий, кроме самого Фритцля, были изменены: так, Элизабет стала Анжеликой в данной версии, её сын Феликс — Мартином…
Во Франции данный роман восприняли на «ура», а вот в Амштеттене, в Австрии, книга получила лишь негативные отзывы, так как многие хотят замять это дело и забыть о произошедшем. Но что-то мне подсказывает, такое еще несколько тысячелетий не забудется….
Также есть и другое произведение — «Элизабет» — роман итальянца Паоло Сортино, а в 2019 году я начала писать дарк фэнтези «Пленники отцовского убежища» — историю канемфела (гибрида кошки и собаки) Радианы Уотерс почти полностью повторяет события, связанные с Элизабет Фритцль, но с некоторыми изменениями, но так и не закончила его, и вряд ли когда завершу.
Также в своё время, как я уже говорила, по мотивам этой истории даже ставили пьесы в театрах. Так, в театре Мюнхена в 2014 году была поставлена пьеса «Фаустин и выход» Эльфриды Елинек.
Это — многословная борьба с преступлением австрийца Йозефа Фритцля, который держал свою дочь Елизавету в подвале под своим домом в течение 24 лет и прижил с ней семерых детей.
В то же время это также свободно ассоциированный комментарий к «первобытному кулаку» Гете, сама Елинек нашла для него название «вторичной драмы».Там прослеживались явные параллели между судьбами реальной Элизабет и вымышленной героиней Гретхен.
А ещё раньше, в 2009 году австрийский режиссер Губерт Крамар поставил в венском театре The 3raum-anatomietheater спектакль-комедию под названием «Keller-Soap“ Pension-Fritzl» («подвал-мыло: пенсионер Фритцль»)., в основе которой – подлинная история маньяка-насильника Йозефа Фритцля, четверть века державшего в заключении собственную дочь и прижившего с ней семерых детей.
Разъясняя свою точку зрения, режиссер подчеркивает, что его детище – вовсе не «комедия об инцесте», а сатира на прессу, в которой подробно освещалась эта трагическая и страшная история. Крамар утверждает, что честь создания этого спектакля принадлежит не ему, а мировым СМИ — он лишь переложил сюжет на язык театра.
А как Вы думаете, стоит ли по мотивам таких историй снимать фильмы и писать художественные произведения?!