Девять дней одного года чем заканчивается

За кадром «Девяти дней одного года»: Почему атомщики боялись премьеры, а Баталова не утверждали на роль

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

К моменту съемок этого фильма режиссер Михаил Ромм уже был одним из признанных классиков советского кино, лауреатом пяти Сталинских премий, народным артистом СССР, автором фильмов о Ленине и антифашистских картин. После прихода к власти Хрущева и развенчания культа личности Сталина режиссер во многом переосмыслил собственные взгляды и, признавшись себе в том, что ему «приходилось лгать в искусстве», взял пятилетнюю паузу, во время которой занимался только преподавательской деятельностью во ВГИКе.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Результатом этих долгих размышлений и поисков новых путей в кино стал для Михаила Ромма фильм «Девять дней одного года», который был поистине новаторским не только в творчестве самого режиссера, но и во всем советском кинематографе. Символичным было первое название фильма – «Я иду в неизвестное». Для Ромма этот фильм стал новым этапом в творчестве и триумфальным возвращением в профессию.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

В этом фильме Михаил Ромм вывел новый тип героя советского кино – ученого-интеллигента. В эпоху первых полетов человека в космос, технического прогресса и научных открытий выбранная тема звучала остросовременно. Прорыв в космической и атомной промышленности СССР в 1960-х гг. вызвал всплеск интереса к науке. Это время называли диалогом «физиков» и «лириков», достижения советских ученых обсуждала вся страна, а вокруг темы «мирного атома» велись самые горячие дискуссии. О том, какими могут быть последствия развития атомной физики для будущего человечества, тогда невозможно было не задумываться. В центре сюжета – двое молодых ученых-ядерщиков: одержимый практик-экспериментатор Гусев и прагматичный физик-теоретик Куликов. После гибели своего учителя, получившего смертельную дозу радиации во время экспериментов, Гусев продолжил его дело, осознавая все риски. Конечно, девушка по имени Леля, в которую влюблены оба мужчины, выбирает Гусева.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Над сценарием Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий трудились целых два года, постоянно дополняя его и перерабатывая. При этом съемочный процесс занял всего 6 месяцев. Консультантами фильма стали известнейшие физики – Игорь Тамм и Лев Ландау. Дискуссии начались еще перед премьерой фильма, когда его показали комиссии от атомной промышленности. Споры вызвали несколько вопросов: нужен ли такой фильм вообще или он отпугнет молодых ученых от этой отрасли? Не сгущают ли краски кинематографисты, показывая в фильме так много лысых ученых – возможно, они намекают на то, что все они облучены? За фильм заступились ученые, хотя и у них возникло немало претензий – например, то, что там было смешано несколько несочетаемых экспериментов, из-за чего было непонятно, над чем конкретно работал Гусев. Из фильма пришлось вырезать несколько самых мрачных моментов, которые Баталов называл ключевыми и пиковыми: когда облученного профессора, учителя Гусева провожали в последний путь, и когда сам Гусев ослеп в результате своих экспериментов.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

В образе Гусева Ромм видел Олега Ефремова, но Алексею Баталову удалось его переубедить – сам он очень хотел сыграть «человека сегодняшнего дня, глубоко интеллигентного, человека новой советской формации». Правда, режиссер долго сомневался в его кандидатуре, ведь в нем не было нужной экспрессии, эмоциональности и пылкости. К тому же актер не разделял убеждений своего героя и прямо заявил режиссеру, что не верит в роль физики в спасении человечества. Зато в нем было другое – ощущение обреченности человека, фанатично преданного своему делу.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Хотя в кандидатуре Алексея Баталова режиссер поначалу сомневался, позже ради его участия он даже создал на съемках особенные условия, в которых нуждался актер. Дело в том, что из-за болезни глаз Баталов не мог находиться в ярко освещенном павильоне, а сцены в лаборатории в потемках снимать было невозможно. И тогда Ромм достал редкую экспериментальную пленку с высокой светочувствительностью, для которой не нужны были сильные источники света. Эти хлопоты оказались оправданными – роль физика-ядерщика стала одной из лучших в фильмографии актера. Позже Ромм говорил: « Роль Гусева в какой-то мере Баталов понял как свою личную судьбу. Поэтому и отнесся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принес ощущение гибельности ». Тема обреченности стала камертоном не только кино о ядерных экспериментах, но и всего технократического ХХ столетия с его безграничной верой в силу науки и моральными дилеммами в результате последствий этих экспериментов.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Роль соперника Гусева сыграл Иннокентий Смоктуновский. Режиссер видел в этом образе Юрия Яковлева, но тот заболел перед съемками и отказался от роли. А для Смоктуновского, который на тот момент был известен в первую очередь в качестве театрального актера, «Девять дней одного года» стали одним из первых больших успехов в кино. К удивлению режиссера, персонаж Смоктуновского многим зрителям понравился больше, чем герой Баталова, – он показался им более реалистичным и трезвомыслящим.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

«Девять дней одного года» стал одним из самых резонансных фильмов 1960-х гг. – его горячо обсуждали и в кинематографических, и в научных кругах. В 1962 г. его посмотрело почти 24 млн зрителей, а Алексей Баталов был признан лучшим актером года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». Позже фильм Михаила Ромма называли одной из самых значимых советских картин 1960-х гг., а Карен Шахназаров высказался о нем как о «самой шестидесятнической картине». На Международном кинофестивале в Карловых Варах «Девять дней…» получили «Хрустальный глобус», на кинофестивалях в Сан-Франциско и в Мельбурне – почетные дипломы. Михаил Ромм и Алексей Баталов были удостоены Государственной премии РСФСР. Даже руководство атомной промышленности вынуждено было принести свои извинения режиссеру и признать, что их опасения были напрасными: после выхода фильма интерес молодежи к этой теме возрос, многие под впечатлением от увиденного решили связать свою жизнь с физикой.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Главную женскую роль сыграла молодая актриса Татьяна Лаврова, для которой этот фильм стал визитной карточкой. На вопрос о том, почему режиссер выбрал именно ее, юную и неопытную, Ромм ответил: « Потому что ты, как собака, все чуешь. Не всегда понимаешь, но чувствуешь все правильно ». Лаврова рассказывала: « Когда я окончила институт, то и мечтать не могла о том, что могу когда-нибудь быть рядом с таким мастером, как Алексей Баталов. Представьте себе, что должна была чувствовать я, девочка, рядом с такой поистине фантастической фигурой. Сниматься было трудно, но я смогла все преодолеть только благодаря его огромному такту и воспитанию ».

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Фильм «Девять дней одного года»

Далеко не простой, «интеллектуальный» фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма по итогам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1962 года.(23,9 млн зрителей). Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов.

Это серьёзное и умное произведение, героями которого являются физики-атомщики, удостоилось высокой оценки и за рубежом.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Идея поставить фильм о физиках принадлежала молодому кинодраматургу Даниилу Храбровицкому. Сценарий представлял собой ряд эпизодов, девять новелл из жизни трех героев: Дмитрия Гусева (Алексей Баталов), Ильи Куликова (Иннокентий Смоктуновский) и Лели (Татьяна Лаврова)— людей, связанных работой, дружбой, любовью.

Первый вариант сценария во многом отличался от будущего фильма. Изначально была заявлена трагическая ситуация — Гусев вместе со своим учителем Синцовым получает смертельную дозу облучения. Учитель умирает, а Дмитрий знает, что ему отпущен один год жизни, и потому спешит завершить дело наставника. И когда Гусев понимает, что конец неизбежен, он приходит на могилу Синцова, каясь, что ему не удалось завершить начатый опыт.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

«Работая над фильмом, мы с Д. Храбровицким заметили: то, что приносила нам утренняя газета или новая книга, часто было интереснее того, о чём рассказывал сценарий, — вспоминал Михаил Ромм. — И мы не раз резко переделывали, переписывали его. Мы сделали для себя правилом: подчинять движение сюжета движению мысли».

Смена названий фильма красноречиво говорит об этом: «Я иду в неизвестное», «365 дней», «9 дней одного года». Работа не прекращалась до самого конца. Отказались от уже написанной музыки, хотя фамилия композитора сохранилась в титрах.

Ромм встречался с физиками-теоретиками. Его собеседниками были академики Тамм, Ландау и другие известные и неизвестные (по причине секретности) учёные мирового уровня.

Напомним основные сюжетные коллизии фильма «9 дней одного года».

Физик-экспериментатор Дмитрий Гусев «сгорал» на работе. Он не считался не только с собой, но и со своей нежной подругой, умной и женственной Лелей. В конце концов она ушла от него.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

У Мити есть друг Илья — физик-теоретик, обладающий недюжинным умом и тоже безмерно талантливый. Добрый, ироничный Илья полюбил Лелю. Она решает выйти за него замуж, но при этом сохраняет привязанность к одержимому до фанатизма Мите Гусеву.

Ромм решил отказаться от лежащего на поверхности сюжета радиоактивного облучения героя. Лучевая болезнь учёного становится фоном в его главной цели жизни — поиске возможностей термоядерной физики.

Только в объяснении на почтамте с Лелей Гусев упоминает, что получил большую дозу облучения. Это между прочим, главное: хочет ли она стать его женой. Леля сама физик и понимает, что брак обрекает её на жертвенность — исход может быть самый печальный, но она его любит и соглашается.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Постепенно болезнь вторгается в жизнь героя. Гусев теряет зрение. Он идёт на тяжелейшую операцию. Митя не теряет присутствия духа. Деловой разговор с Куликовым, а затем накануне операции отправляет жене и другу записку с просьбой найти ему одежду, чтобы вместе с ними махнуть в «Арагви»…

Сценарные разработки были необычайно важны для реализации постановочного замысла. Но едва ли не большее значение имел выбор исполнителей на главные роли.

Гусева сыграл Алексей Баталов, снявшийся в шедевре Калатозова «Летят журавли». Ромм не сразу согласился взять его в фильм. В роли Гусева он видел Олега Ефремова. Приглашался и Валентин Зубков. Храбровицкий же настаивал, что именно Баталов со своей интеллигентностью, глубиной чувств способен воссоздать на экране трагедию молодого физика. Ефремов же для этой роли слишком социально определен.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Встретившись с Баталовым, Ромм был искренне возмущён равнодушием артиста к проблемам термоядерной физики, невежеством в вопросах космического значения.

Спор у авторов фильма возник и вокруг главной героини Лели. Ромм остановил свой взгляд на Татьяне Лавровой. Храбровицкий предлагал другую актрису. На этот раз режиссёр взял верх…

«Когда я окончила институт, — вспоминает народная артистка России Татьяна Лаврова, — то и мечтать не могла о том, что могу когда-нибудь быть рядом с таким мастером, как Алексей Баталов…

Представьте себе, что должна была чувствовать я, девочка, рядом с такой поистине фантастической фигурой. Сниматься было трудно, но я смогла все преодолеть только благодаря его огромному такту и воспитанию…»

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Тяжёлая болезнь глаз не позволяла Баталову сниматься, учитывая повышенную освещённость павильона. Группе удалось получить экспериментальную высокочувствительную плёнку, которая не требовала сильных источников света.

Актёрское обаяние, способность Баталова вложить в самое случайное слово множество мыслей и чувств, правдивость, естественность его игры оживили «сценарного» Гусева.

Большой удачей фильма стало исполнение роли Ильи Куликова Иннокентием Смоктуновским. По замыслу режиссёра, Куликов — антипод Гусева, современный молодой физик, необходимый для того, чтобы спорить с Гусевым, необходимый для личного треугольника и, самое главное, необходимый как рупор определённых идей.

Как возникла кандидатура Смоктуновского?

У него не было баталовской известности. Снимался в роли любовника в небольшом фильме «Как он лгал её мужу» по Б. Шоу, где центральную партию вела Елена Александровна Кузьмина, супруга Ромма. Она посоветовала мужу присмотреться к начинающему актёру. Было это ещё во времена «Убийства на улице Данте». На роль Куликова пробовались многие. Однако внешне персонаж и будущий исполнитель не складывались в единый образ.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Путь к Илье Куликову на актёрской стадии был труден. В своей книге «Время добрых надежд» Смоктуновский вспоминает обиды на коллег за непочтение к Куликову, ревность за него к режиссёру и постоянное беспокойство. Там же Смоктуновский жалуется, что материала для роли было мало, что по этой причине Куликов, по его мнению, не завершён. После первого просмотра уже готовой ленты Смоктуновский заплакал: он искренне решил, что испортил и роль, и саму картину…

В печати, на устных обсуждениях, в письмах зрителей главным был выбор между Гусевым и Куликовым.

Гусев — труженик. В нём живёт беспокойная совесть. Он сам назначает себе сроки. Ему не хватает отпущенных лет и возможностей. А Куликов ведёт себя так, словно у него в запасе вечность.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Человек сложный, умный, тонкий, ироничный, глубоко интеллигентный, элегантный, весьма современный и несколько ветреный на вид, Куликов — Смоктуновский тем не менее есть не кто иной, как родной брат Гусева по духу и по делу. Не случайно он продолжает работу, начатую его другом.

Даниил Храбровицкий участвовал в дискуссии о фильме в Дубне, где после долгах споров ни Гусев, ни Куликов не собрали решительного большинства. Михаил Ромм был среди учёных Сибирского отделения Академии наук, которые высказались в пользу Куликова, — по их мнению, типичного учёного начала шестидесятых. Победа Гусева не была очевидной, далеко не всеми принимался и Куликов. Ромм говорил: «Это не спор двух мировоззрений — это спор людей разного душевного склада».

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Таких людей, скромных, но бескорыстно преданных науке, рыцарей своего дела, в картине много. Пусть у них небольшие, всего лишь эпизодические роли, но они запоминаются. Например, по-детски радующийся удаче и забывающий о надвигающейся смерти профессор Синцов в исполнении Н. Плотникова; спокойный и немногословный профессор Покровский (Е. Тетерин); трезво мыслящий физик-теоретик (Е. Евстигнеев), небрежно набросанными на бумажной салфетке расчётами опровергающий легковесные и поспешные умозаключения.

Фильм стал интересным экспериментом в области операторского искусства. Молодой оператор Герман Лавров, снявший до этого в Туркмении фильм «Десять шагов к востоку», проявил в «9 днях…» свой незаурядный талант.

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Такие сцены, как встреча Гусева и Лели на аэродроме; как проход трех героев по шумным сверкающим витринами московским улицам; как прощание Гусева с отцом, когда одинокая фигура старика, держащего за руку маленького мальчика, удаляется, тает на опустевшей железнодорожной колее; как, наконец, ставшая знаменитой сцена прохода Гусева на фоне сплошной светлой стены, снятой возле одного из павильонов «Мосфильма», представляют собой значительный интерес с точки зрения операторского искусства.

Фильм уже был озвучен, когда авторы решили разделить сюжет на девять условных дней. Многим это решение казалось самоубийственным. Но Ромм настоял на своём. Риск и новаторство себя оправдали.

Сколько раз Ромм говорил себе и группе, что надо сделать картину, где будет интересным не то, что случится в сюжете, а — человек на экране. Когда фильм был закончен, он мог с полным правом сказать: «Это самый лучший, тот самый результат, которого я хотел добиться от картины».

Фильм «9 дней одного года» вышел на экран в 1962 году и собрал в прокате 23, 9 миллиона зрителей. По итогам читательского опроса журнала «Советский экран» Алексей Баталов был назван «Лучшим актёром 1962 года».

Огромный успех фильм Ромма снискал и за пределами СССР. Например, в Польше он был признан лучшим иностранным фильмом. В 1962 году картина получила почётный приз на фестивале в Сан-Франциско.

«9 дней одного года» представляли страну на 13-м кинофестивале в Карловых Варах. Храбровицкий вспоминает: «Для меня это был самый счастливый в жизни день, когда нам вручили высшую награду Карловарского фестиваля — Хрустальный глобус».

Смоктуновский на этом же фестивале получил премию за лучшее исполнение мужской роли.

В 1966 году фильму «9 дней одного года» была присуждена Государственная премия РСФСР.

Хех, из-за этого фильма я пошла учиться на атомщика.

Как раз вчера этот фильм посмотрела. Вещь невероятная. Спасибо за пост

«850 рентген. Звучит, хоть и грустно. А «наш аппарат мощностью в 50 гусей. «»

Моя любовь к Баталову началась именно с этого фильма.

Михаил Ромм вообще глыба.

Так эта профессия называлась.

«Например, в Польше он был признан лучшим иностранным фильмом.»(с)

А поляки видели другие иностранные фильмы выпущенные в 1962 году?

-Самый длинный день

Ну и конечно же фильм «Лоуренс Аравийский» тоже 1962 года получивший Оскара в семи номинациях:

Лучший режиссёр (Дэвид Лин)

Лучшая работа оператора (в категории — цветные фильмы)

Лучшая работа художника (в категории — цветные фильмы)

Камбербэтч ты ли это?

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

55 лет фильму «Три толстяка»

Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть фото Девять дней одного года чем заканчивается. Смотреть картинку Девять дней одного года чем заканчивается. Картинка про Девять дней одного года чем заканчивается. Фото Девять дней одного года чем заканчивается

Этот фильм многим знаком с детства, как и его литературный первоисточник. 18 ноября киносказке «Три толстяка» исполнилось 55 лет. в 1966 году фильм вышел на экраны и сразу полюбился публике, его посмотрело 23 миллиона зрителей.
Фильм был создан по одноименной повести Юрия Олеши. Он рассказывает о ловком канатоходце Тибуле, борющемся вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом против тиранов – трех Толстяков, которые узурпировали власть под предлогом, что наследник Тутти еще не достиг совершеннолетия и слишком мал для управления государством. Борцам за свободу помогают добрый доктор Гаспар и смелая девочка-акробат Суок, которой приходится изображать куклу, чтобы пробраться во дворец и освободить героя-революционера Просперо.
Роли исполнили: Лина Бракните, Пётр Артемьев, Алексей Баталов, Валентин Никулин, Александр Орлов, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов, Борис Христофоров, Павел Луспекаев, Борис Ардов, Николай Вальяно, Николай Корноухов, Виктор Сергачев и другие.
«Трёх толстяков» изначально собиралась экранизировать Тамара Лисициан, но в итоге режиссером-постановщиком стал Алексей Баталов. Очень популярный актер, за плечами которого уже были звездные роли в фильмах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года» мечтал о режиссуре. Его дебютом на этом поприще стала экранизация гоголевской «Шинели», кстати, осуществленная также на «Ленфильме» и запомнившаяся зрителям благодаря исполнителю главной роли Акакия Акакиевича Башмачкина Ролану Быкову, в ту пору еще неизвестному актеру.
Предложение снять фильм по повести Олеши пришлось как нельзя кстати. «Трех толстяков» Баталов хотел поставить на театральных подмостках — во МХАТе, где работал. Во время создания фильма Баталов выступил не только в качестве режиссера, но и принял участие в написании сценария, и исполнил одну из главных ролей. Чтобы сыграть Тибула, актеру пришлось научиться ходить по канату.
«Сейчас, когда есть компьютерные технологии и можно сделать все, вспоминать об этом смешно. А тогда другого выхода, как научиться самому ходить по канату, просто не было. Это центральная сцена фильма, весь сюжет на ней завязан. У меня был учитель-канатоходец. Мы сделали съемку моих первых попыток, посмотрели… Это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя. Больше года я учился ходить по проволоке. И научился! В кадре, где я с чердака выхожу на канат над площадью, отчетливо видно, что страховки нет», – с гордостью рассказывал Алексей Владимирович.
В повести Олеши у Толстяков не было обозначено социальное положение, они были просто богатыми злодеями. Сценарий требовал революционной конкретики, поэтому Толстяки получили царский титул «Ваше Величество»… На их роли были утверждены Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров. И без того фактурным актёрам дали задание «прибавить в объёмах». Они изо всех сил придерживались вкусной анти-диеты, но всё равно… недобрали. Пришлось специально для них шить костюмы с утолщающими накладками.
Циркачку Суок искали по всему Союзу и нашли в одной из вильнюсских школ. 13-летняя Лина Бракните уже имела опыт съёмок в кино – на родине в Литве сыграла главную роль в фильме «Девочка и Эхо». Лина была спортивной, гибкой и схватывала акробатику на лету. В Ленинград она переехала вместе со своей воспитательницей и целый год прожила в новом для неё городе, ходила в местную школу, ездила на тренировки и съёмки. Но в фильме Суок говорит голосом Алисы Фрейндлих.
В сценах, где Бракните изображала куклу, актрисе приклеивали веки, чтобы сделать немигающий взгляд, и надевали парик.
«Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен. Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее», – вспоминает Лина.
В фильме было три куклы: одна в исполнении актрисы, вторая была муляжом для трюковых сцен, и третья — настоящая кукла, сделанная специально для съёмок скульптором Валентиной Малахиевой.
Пришлось ей повозится и с… тигром! Ведь, если в книге хищника вел оружейник Просперо, то в фильме эту непростую роль отвели Суок. Девочка с тигром на поводке, конечно, смотрелась очень эффектно.
«В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли», – рассказывает Лина.
На «Трех толстяках» девочку учили и акробатике, и жонглированию. Со ней занималась цирковая актриса Гитана Леонтенко – жена Алексея Баталова. Лина признается:
«Сначала не очень у меня получалось, но я была упорной. Если бы не это мое качество, то я и школу бы со своими разъездами не окончила. Все вечера за учебниками сидела. На съемках у Баталова не всегда сладко приходилось.
Но мы на него не обижались. Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам!»
Наследника Тутти сыграл 12-летний Пётр Артемьев, который очень расстроился, что удачно прошёл пробы. У них с друзьями были планы на лето, но родители хотели, чтобы сын стал актёром и отвели на киностудию. После премьеры он оказался в центре внимания одноклассников и учителей, и это ему тоже не нравилось. «Три Толстяка» так и остались для него единственным фильмом.
Сказку «Три толстяка» снимали в Петергофе на территории Конюшенного корпуса. Здание слегка «загримировали», приклеив к фасаду детали декораций и прикрепив временный балкон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *