Девятичастная просфора что значит

Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Источник

Свято-Никольский женский монастырь.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Проскомидия.

Проскомидия.

Литурги́я это главное Богослужение суточного Богослужебного круга. За Божественной Литургией совершается таинство Евхаристии (Благодарения). Это великое Таинство любви Бога к человеку было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф.26:26-29; Мк.14:22-25; Лк.22:19-21; 1Кор.11:23-26). Господь повелел творить это Таинство в Его воспоминание (Лк.22:19). Участвуя в Евхаристии вкушая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христову, мы таинственно соединяемся с Ним и со всей Церковью.

Чин Литургии состоит из трех частей: Проскомидии; Литургии оглашенных; и Литургии верных.

Первая часть Литургии называется Проскомидией. Слово «проскомидия» в переводе с греческого означает – принесение, т.к. в Древней Церкви христиане изготавливали и приносили с собой в храм хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Поэтому и сам хлеб употребляемый для совершения Литургии называется «просфорой», т.е. – приношением.

Священнослужитель, которому предстоит служить Литургию, должен:

— Отслужить вечерню и утреню или просто молитвенно поучаствовать на них и обязательно прочитать тайные светильничные молитвы;

— Накануне вечером или рано утром помимо вечерних и утренних молитв прочитать три канона: Господу Иисусу; Божией Матери; и «дневной» (напр., на понедельник — архангелам и ангелам; на вторник — Иоанну Предтече; на среду — святителю Николаю; на четверг — апостолам; на пятницу — Честному и Животворящему Кресту; на субботу — всем святым). А также канон и молитвы ко Святому Причащению;

— Быть примирен со всеми, опасаться питать негативные чувства на кого бы то ни было. Не вкушать пищу после полуночи. Женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений. Если какой грех тяготит душу исповедовать его.

В современной церковной практике священнослужители, как правило, приходят в храм первыми, а затем к началу Богослужения, а то и после начала в храм подтягиваются верующие. В Древней Церкви дело обстояло иначе: члены общины приходили в храм до начала службы и ожидали входа предстоятеля (епископа или священника), с появлением которого начиналось Богослужение. В наше время такой порядок имеет место только при архиерейском служении, когда архиерей служит «со встречей».

Перед началом проскомидии священнослужители у царских врат читают входные молитвы. Эти молитвы называются входными, поскольку они читаются сразу перед входом в алтарь. В них священнослужители прося у Господа прощение грехов, благословения и помощи на совершение священнодействий. Целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, покланяются ликам всех святых изображенных на иконостасе, разворачиваются лицом к народу и поклоняются всем предстоящим, испрашивая этим поклоном себе прощения у всех, и входят в алтарь, произнося в себе 5 псалом: «Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему…». И, приступив к престолу, повергают пред ним три земных поклона и целуют на нем пребывающее Евангелие, как бы Самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и сам престол и со словами: «Боже! очисти меня грешнаго и помилуй меня!» приступают к облачению себя в особые священные одежды имеющие духовное значение.

Диакон сначала одевает стихарь, а священник подризник – оба эти облачения символизируют собой чистоту души и духовную радость, которые неразлучно должны быть у служителей Господних, поэтому и произносят при воздевании его слова из Писания: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя…» (Ис.61:10). Перед тем как одеть какую-нибудь священную одежду положено поцеловать нашитый на ней крест. А священнику и епископу еще и благословить каждое облачение.

Далее диакон берет орарь — узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время Богослужения носит поверх стихаря на левом плече и подает им знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Орарь символизирует собой ангельские крылья. А сами диакона в Церкви представляет образ ангельского служения. Поэтому иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят» (Ис.6:3; Откр.4:8).

Священник же надевает не простой одноплечный орарь, но двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими концами на груди его вместе и сходит в соединенном виде до самого низу его одежды, знаменуя сим соединение в его должности двух должностей – иерейской и диаконской. И называется он уже не орарем, но епитрахилью – это главное облачение священника, которое символизирует благодать священства полученную служителем Божиим при рукоположении. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диаконского сана, приобретает двойную, по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви и всего дела священства. Поэтому и сопровождается одевание её словами Писания: «Благословен Бог, изливающий благодать свою на священники своя, яко миро на главе, сходящее на браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс.132:2).

Затем священник и диакон надевают поручи — небольшие короткие нарукавники с крестами, которые стягиваются шнурками у самой кисти руки для сообщения рукам бóльшей свободы и ловкости в совершении предстоящих священнодействий. Поручи символизируют то, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства. Веревочки (ленты) которые стягивают поручи символизируют узы Иисуса (которыми он был закован в темнице).

Затем священник опоясывает себя поясом сверх подризника и епитрахили, дабы не препятствовала ширина одежды в совершении священнодействий. Пояс символизирует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителя. Отсюда при надевании пояса читается молитва: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени…» (Пс.17:33-34).

Наконец священник надевает ризу или фелонь, верхнюю всепокрывающую одежду, которая символизирует всепокрывающую правду, т.е. верность Божию и знаменует багряницу, в которую был обличен страждущий Спасителя (Ин.19:2-5). Ленты, нашитые на ней, изображают потоки крови, которые текли по одежде Христа. Молитва при облачении в фелонь: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются» (Пс.131:9).

Одетый таким образом в орудия Божии, священник предстоит уже иным человеком: каков он ни есть сам по себе, каким бы достойным своего звания он ни был, но глядят на него все стоящие во храме, как на образ Божий, проводник Божественной благодати. Отсюда почтение, оказываемое во время Богослужения предстоятелю как совершителю Евхаристии, как бы замещающему Самого Христа, сродни тому, которое оказывается священным изображениям: честь, воздаваемая образу-священнослужителю, восходит к Первообразу-Христу.

Теперь, по обычаю, пришедшему еще с Ветхого Заве­та, священник и диакон омывают руки читая 25 псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи…»; приступают к жертвеннику, который находится в левой части алтарного пространства и начитают проскомидию.

Диакон произносит слова обращенные к Господу и к священнику: «Благослови, владыко!» Священник отвечает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». Во дни земной жизни Христа большинство молитв начинали, благословляя имя Божие (нередко молитвы назывались просто «благословениями» евр. [берахот]). Точно так же и все христианские чинопоследования начинаются благословением имени Божия. Так как вся проскомидия есть не что иное, как только приготовление к самой Литургии, то и соединила с нею Церковь воспоминание о первоначальной жизни Иисуса, бывшей приготовлением к Его подвигам в мире.

Совершается проскомидия вся в алтаре храма при затворенных дверях, при задернутом занавесе, незримо от народа, как и вся первоначальная жизнь Иисуса до выхода Его на общественное служение протекала незримо для народа. Для молящихся же читаются в это время часы – собрание псалмов и молитв, которые читались христианами в четыре важные для христиан времени дня: час первый, когда начиналось для христиан утро, — в это время Иисуса повели от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельствовали на Него. Час третий, — когда состоялся суд Пилата и истязания Господа, а также в это время сошел Святой Духа на апостолов. Час шестой, когда Спаситель мира шел на Голгофу и пригвожден был к кресту. Час девятый, когда Иисус испустил Свой дух. Так как нынешнему христианину, по недостатку времени не бывает возможно совершать эти моления в означенные часы, для того они соединены и читаются теперь.

В воспоминание чудесного насыщения Христом более пяти тысяч человек пятью хлебами (Ин.6:1-15) для проскомидии употребляются пять просфор – они выпечены из трех вещей: пшеничной муки с закваской, воды и соли; и состоят из двух частей (лепешек): верхней и нижней. Три компонента заключенные в просфоре прославляют Святую Троицу, а также знаменуют трехсоставность человеческой природы. Две части просфоры указывают на соединения во Иисусе Христе двух природ: Божественной и человеческой. На верхней части просфоры изображается крест в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись: ИС ХС НИКА – в переводе с греческого языка это означает Иисус Христос побеждает. Для освящения хлеба в Тело Христово используется только одна просфора, потому что один Господь (в древности почти весь хлеб принесенный христианами на Богослужение становился Телом Христовым).

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Далее священник, взяв вторую просфору с изображением Богородицы (Богородичная просфора), говорит: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник». Вынув копием из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна» (Пс.44:10).

Потом взяв третью просфору в воспоминание святых (девятичастная или девятичиння просфора) вынимает из неё девять частиц и кладет их на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой) в три ряда, по три в каждом, в честь:

Взяв четвертую просфору в поминовение всех живущих православных христиан (за здравная просфора) и вынимая первую большую частицу (за царя (если есть) священно и церковно служителей, и монашествующих), священник говорит: «Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха (имя рек), Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православное, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего — имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко».

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры (за всех православных христиан), священник произносит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». И потом, вынимая из неё маленькие частички (крошки), поминает живых членов Церкви с произнесением слов: «Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия» (или «рабов Божиих») — имя рек. (Здесь важно заметить, что за всех христиан на каждой Литургии, каждый день, в каждом храме, где она совершается – вынимается общая частица. Поминание записок с произнесением конкретных имен это просто сугубая молитва. И еще, вынутые частицы символизируют крещеного православного человека, поэтому они не вынимаются за некрещеных или не православных, отсюда и запрещается писать в поминальных на проскомидии записках имена таких людей).

Все вынутые о здравии частицы полагаются на дискос с нижней стороны Агнца, причем две из них – за священно и церковно служителей и монашествующих, и за всех православных христиан — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору в поминовение всех усопших православных христиан, и вынимая из нее частицы, священник говорит: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего» (в обители: «святыя обители сея»). И из этой же пятой просфоры, священник вынимает частицы об упокоении почивших: «Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия» (или «рабов Божиих»), — имя рек.

К этим двум последним просфорам можно добавить неограниченное число маленьких просфор.

Заканчивая поминовение усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи» и вынимает за них общую частицу.

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Таким образом, вокруг сего хлеба, сего Агнца, образующего Самого Христа, собрана вся Церковь Его, и торжествующая на Небесах, и воúнствующая здесь (Все вынутые из просфор частицы (за Деву Марию, святых, живых и усопших) в конце Литургии, после причащения, ссыпаются в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»).

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило». Священник, благословляя кадило, читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Каждение в храме во время молитвы появилось еще в ветхозаветные времена (Исх.30:34-37) и совершается в новозаветной Церкви с апостольских времен.

Священник, взяв развернутую звездицу – символизирующую Вифлеемскую звезду светившую над Младенцем, поднимает ее над кадилом так, чтобы она была окажена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: «И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча» (Мф.2:9).

Далее обкадив первый покров, покрывает им святой хлеб с дискосом, произнося 92 псалом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» — в котором воспевается дивная высота Господня. И, обкадив второй покров, покрывает им святую чашу, произнося: «Покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля» (Авв.3:3). И, взяв потом большой покров, называемый святым воздухом, покрывает им и дискос, и чащу вместе, взывая к Богу: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец».

Таким образом, святой хлеб — изображает новорожденного Младенца Христа, жертвенник — вертеп, дискос — ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель.

Отошедши немного от жертвенника, священник и диакон поклоняются воплощению Христову, как поклонялись пастухи и волхвы новорожденному Младенцу, и кадит иерей пред жертвенником, изображая этим каждением то благоухание ладана и смирны, которые были принесены вместе с золотом волхвами. И читает молитву: «Боже, Боже наш, пославший нам Небесный Хлеб, пищу всего мира, нашего Господа и Бога Иисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Благодетеля, благословляющаго и освящающаго нас, Сам благослови предложение сие и приими во свыше-небесный Твой жертвенник: помяни, как Благой и Человеколюбец, тех, которые принесли, тех, ради которых принесли, и нас самих сохранив неосужденными во священнодействии божественных тайн Твоих».

Далее открывается завеса царских врат, диакон или священник помышляя о земном рождении Того, Кто родился прежде всех веков, присутствует всегда повсюду, кадит крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» — эти слова относятся ко Иисусу в период от смерти до воскресения. Затем кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся — чтобы наполнить благоуханием весь храм и поприветствовать всех, собравшихся на святую трапезу любви.

Совершив полное каждение, диакон возвращается в алтарь, отлагает в сторону кадило, подходит к иерею, и оба вместе становятся перед святым престолом, три раза поклоняются, читают молитву «Царю Небесный» и произносят дважды песнь, которой приветствовали ангелы рождество Христово: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Так заканчивается основная часть проскомидии и начитается Литургия оглашенных. Но поминовением членов Церкви — Небесной и земной, то есть изъятие частиц из просфор за здравие и упокоение, может продолжаться до Литургии верных. На Херувимской песни делаются последние поминания, совершается еще одно каждение приготовленных даров и на этом окончательно заканчивается проскомидия и начитается Великий вход.

Источник

Просфора

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Проскомидия (подробнее здесь) — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Девятичастная просфора что значит. Смотреть фото Девятичастная просфора что значит. Смотреть картинку Девятичастная просфора что значит. Картинка про Девятичастная просфора что значит. Фото Девятичастная просфора что значит

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.

Уважаемая Поля,
просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).
Полностью ответ на ваш вопрос читайте здесь: https://foma.ru/komu-mozhno-brat-prosforyi-kak-ih-est.html

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *