Деятельность агентов оквэд что значит
ОКВЭД для посреднических услуг (риэлторы, торговые и страховые агенты, прочие агентские услуги)
Подборка кодов
66.21 Оценка рисков и ущерба
66.22 Деятельность страховых агентов и брокеров
66.29 Деятельность вспомогательная прочая в сфере страхования и пенсионного обеспечения
68.31 Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе
68.31.1 Предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.11 Предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.12 Предоставление посреднических услуг при купле-продаже нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.2 Предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.21 Предоставление посреднических услуг по аренде жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.22 Предоставление посреднических услуг по аренде нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.3 Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.31 Предоставление консультационных услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.32 Предоставление консультационных услуг при купле-продаже нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.4 Предоставление консультационных услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.41 Предоставление консультационных услуг по аренде жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.42 Предоставление консультационных услуг по аренде нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.5 Предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.51 Предоставление посреднических услуг при оценке жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.31.52 Предоставление посреднических услуг при оценке нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе
68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе
68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
68.32.2 Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
68.32.3 Деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества
82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Пояснения и уточнения
Услуги посредников в сфере недвижимого имущества широко распространены. Закон разрешает деятельность риэлторов, брокеров, комиссионных агентов или агентств в одном или нескольких видах бизнеса, связанного с недвижимостью:
Юридические услуги в их компетенцию не входят.
В оптовой торговле деятельность агентов, торгующих от имени и по поручению других лиц, широко распространена, она разделяется по отдельным видам продукции. Это возможно не только непосредственно, но и через сеть Интернет.
В сфере розничной торговли услуги посредников могут предоставляться через комиссионных торговых агентов, осуществляющих продажу разрешенными для данного вида товаров способами.
Услуги посредников в сфере страхования предусматривают услуги агентов по регулярному страхованию и перестрахованию, кроме обязательных социальных фондов, связанных с государственным пенсионным обеспечением.
Страховые агенты могут оформлять полисы на страхование:
Агентские услуги (услуги посредников)
Особенности деятельности посреднических фирм зависят от той сферы, в которой они востребованы. Агент выступает представителем заказчика на основании заключения договора комиссии, поручения или особого агентского договора. Различие видов агентской деятельности зависит от того, какой документ выступает основанием:
Услуги посредников могут предоставляться в различных сферах бизнеса:
Какой используется код ОКВЭД для агентских услуг?
Что такое ОКВЭД и кому он необходим
ОКВЭД представляет собой справочник кодов, каждый из которых соответствует определенному виду деятельности. Этот справочник разработан Министерством экономического развития и входит в систему стандартизации РФ (приказ Росстандарта «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности [ОКВЭД2] ОК 029-2014 [КДЕС ред. 2]» от 31.01.2014 № 14-ст [ред. от 18.09.2019]).
Каждое предприятие или индивидуальный предприниматель обязан при постановке на налоговый учет правильно закодировать свою деятельность. Данные коды помогают налоговым органам систематизировать вашу деятельность. А ФСС на основании основного ОКВЭД присваивает тариф взносов на травматизм.
Также по коду ОКВЭД можно определить, является или нет ваша деятельность лицензируемой.
Об этом читайте в статьях:
Код ОКВЭД может состоять из 2, 3, 4, 5 и 6 символов (ХХ.ХХ.ХХ):
При регистрации необходимо указать код не меньше 4 символов. Также вы имеете право указать несколько кодов на случай, если вы будете вести работу по разным направлениям. Первым пишется код основной деятельности.
Правильно подобрать коды ОКВЭД вам поможет наш специальный сервис.
Достаточно лишь набрать ключевое слово вида деятельности и нажать на лупу, система выдаст вам перечень наиболее подходящих кодов ОКВЭД 2.
Перейдя на соседнюю вкладку, вы можете воспользоваться готовым набором кодов и выбрать наиболее подходящий.
В процессе работы вы имеете право сменить или дополнить свои коды ОКВЭД.
Когда и как можно сменить коды ОКВЭД, читайте:
Подбираем ОКВЭД агентских услуг
По агентским услугам код ОКВЭД подбирается в зависимости от конкретного вида посреднических услуг, оказываемых предприятием или индивидуальным предпринимателем.
Дальше порядок действий будет следующий. Мы определяем, какая деятельность в нашей компании будет основная. И начинаем внимательно читать справочник, в нем мы сначала ищем полное совпадение с наименованием наших услуг.
Рассмотрим подробнее несколько разделов справочника.
В разделе G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» пункты 45, 46, 47 имеют упоминания об услугах агентов в области оптовой и розничной торговли, а также услуг, связанных с автотранспортными средствами.
Какой ОКВЭД необходимо использовать при аренде нежилого помещения или транспортных средств, вы узнаете из статей:
Если ничего подходящего не нашлось, то можно подвести заявленную деятельность под раздел «прочие услуги».
К агентским услугам также можно отнести коды из разделов S «Предоставление прочих видов услуг», пункт 96 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» и N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги».
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса С. Н. Шаляев разъяснил, в отношении каких кодов ОКВЭД правомерно применение УСН. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
ОКВЭД — агентские услуги по поиску клиентов
Остановимся подробнее на предоставлении услуг по поиску клиентов в областях, не связанных с торговлей. В наше время жесткой конкуренции данная услуга стала весьма востребована.
К сожалению, пересмотрев весь сборник ОКВЭД, подобрать код с именно таким наименованием не предоставляется возможным. Но в этом нет ничего страшного. Для таких ситуаций и существуют коды общего назначения.
Для данной деятельности правильным будет использовать код 82.99, указанный в разделе N «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги».
Код имеет следующую расшифровку:
Существует ли единый ОКВЭД для обозначения оказания посреднических услуг? Ответ на данный вопрос узнайте в материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Итоги
Рассмотрев, что такое ОКВЭД, можно сказать, что подобрать правильный код не составит большой сложности, главное — внимательно читать сам справочник. В данном случае для агентских услуг по поиску клиентов точного совпадения в справочнике нет, и мы можем использовать код 82.99. Если вы сомневаетесь в правильности подобранного кода, всегда можно позвонить в налоговую инспекцию и проконсультироваться у них.
Действующий справочник вы сможете найти в разделе «Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России» на сайте Минэкономразвития России.
Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году
Этот материал обновлен 25.08.2021
При регистрации нового юрлица или ИП нужно указать виды деятельности.
Для этого придется изучить ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Кодов много, и бывает непонятно, какой код подходит определенному бизнесу. Разбираемся с этим в статье.
Зачем нужны коды ОКВЭД
Коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по кодам ОКВЭД.
Росстат по кодам ОКВЭД считает, сколько компаний в каких видах деятельности работает. А потом выпускает аналитические отчеты.
Как победить выгорание
Что будет, если указать код ОКВЭД неправильно
Налоговая требует, чтобы предприниматели занимались деятельностью по кодам ОКВЭД, которые выбрали при регистрации.
Проверка от налоговой. Если в кодах ОКВЭД указано одно, а компания занимается другой деятельностью или виды деятельности часто меняются, налоговая может заподозрить предпринимателя в обналичивании денег и устроить проверку.
Например, ИП при регистрации указал, что занимается производством ювелирных изделий, а по факту получает деньги по договорам продажи цемента. У налоговой это может вызвать подозрения.
Блокировка счета банком. У банка тоже могут возникнуть подозрения. Тогда по 115-ФЗ он обязан приостановить операции по счету и запросить документы для проверки сделки и контрагента.
Проблемы с контрагентами. Перед заключением крупных договоров контрагенты могут проверить ваши коды ОКВЭД. Если среди них не будет кода, по которому заключается сделка, партнеры могут отказаться от договора. Никто не хочет вызывать подозрения у банка и налоговой.
Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году
Все виды экономической деятельности указаны в ОКВЭД. Классификатор регулярно обновляется. Чтобы было легче ориентироваться, весь классификатор разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы.
К каждому коду есть пояснения — какую конкретно деятельность он включает, а какую нет. Для деятельности, которая не входит в этот раздел, указаны ссылки на правильный код. Разберем структуру кода ОКВЭД на примере 47.71.1 «Розничная торговля одеждой».
Таблица со структурой кодов ОКВЭД
Обозначение | Расшифровка | |
---|---|---|
Раздел | G | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
Класс | 47 | Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
Подкласс | — | — |
Группа | 71 | Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах |
Подгруппа | 1 | Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах |
Коды ОКВЭД соответствуют другому классификатору — ОКПД2. Это коды товаров и работ. Разница в том, что ОКПД2 — сами товары и работы, а ОКВЭД — деятельность по производству этих товаров или оказанию услуг.
В ОКПД2 более подробное деление, потому что иногда разным подвидам товаров соответствует одна и та же деятельность. Например, в ОКПД2 пшеница делится на твердую и мягкую, озимую и яровую, а в ОКВЭД этому соответствует один код — «Выращивание пшеницы».
Соответствие между классификаторами неполное. Большинство кодов совпадают. Например, в ОКВЭД «Услуги по розничной торговле замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» идут под кодом 47.11.1, а в ОКПД2 эта услуга называется «Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» и имеет такой же код. Иногда коды различаются — такие случаи мы свели в таблицу. Вот примеры различий.
Таблица соответствия ОКВЭД и ОКПД2: примеры
Код по ОКВЭД | Деятельность по ОКВЭД | Коды по ОКПД2 | Товары по ОКПД2 |
---|---|---|---|
01.11.11 | Выращивание пшеницы | 01.11.1 | Пшеница |
01.11.12 | Выращивание ячменя | 01.11.31 | Ячмень |
01.11.13 | Выращивание ржи | 01.11.32 | Рожь |
01.49.4 | Разведение оленей | 01.49.19.100 | Олени |
27.90.2 | Производство радиационных аппаратов | 27.90.11.200 | Техника радиационная |
46.33.2 | Торговля оптовая яйцами | 46.33.12 | Услуги по оптовой торговле яйцами |
64.92.7 | Деятельность микрофинансовая | 64.92.19.150 | Услуги микрофинансовых организаций |
91.04.4 | Деятельность природных парков | 91.04.12.130 | Услуги природных парков |
95.29.3 | Ремонт игрушек | 95.29.19.100 | Услуги по ремонту игрушек |
96.02.2 | Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты | 96.02 | Услуги парикмахерских и салонов красоты |
Как выбрать код ОКВЭД
Чтобы выбрать код ОКВЭД, можно просто листать справочник. Но есть способ надежнее — расскажу по шагам.
Определитесь, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: что делаем, где, для кого.
Давайте сразу на примере:
Это код 47.71.1 «Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах».
С кодами все непросто, и нужно учесть детали. Продавать шубы или нижнее белье, в универмаге или оптом — разные коды ОКВЭД.
Выпишите виды вашей деятельности и все коды, которые к ним относятся. По каждому коду изучите, нужна ли для этого вида деятельности лицензия, какие есть ограничения по налоговым режимам, какой тариф на травматизм.
Минимум 4 цифры в коде
При регистрации нужно указать код из четырех цифр. Все подгруппы будут автоматически в него включены.
Если предприниматель открывает салон красоты, ему подходят все коды из группы 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Сюда входят 96.02.1 «Предоставление парикмахерских услуг» и 96.02.2 «Предоставление косметических услуг». Не надо переписывать их все, достаточно указать код основной группы — 96.02. Тогда в салоне можно будет делать и прически, и чистку лица.
Если вам подходит целый класс — код из двух или трех цифр, то нужно указывать отдельно каждую группу этого класса.
Например, предприниматель открывает издательство. Ему подходит класс кодов 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности». Но использовать код из трех цифр нельзя. Поэтому придется указать все группы, которые входят в этот класс:
Выберите основной вид деятельности. Он приносит больше всего прибыли и может быть только один.
От основного кода зависит тариф на травматизм, по которому рассчитываются страховые взносы на сотрудников. ООО должны подтверждать основной вид деятельности каждый год — иначе фонд соцстрахования посчитает взносы по максимальному тарифу. ИП не нужно подтверждать вид деятельности: взносы считают по коду, который указан в ЕГРИП.
Например, юрист проводит консультации. Ищем раздел или класс о праве — 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета».
Если юрист не занимается бухгалтерией, только правом, выбираем подкласс 69.1 «Деятельность в области права».
Нельзя указать просто 69.1, потому что код должен быть как минимум из четырех цифр. Смотрим дальше на группы. Подходит 69.10 «Деятельность в области права». Его указываем основным кодом.
Обязательно читайте пояснения к коду — там обычно прописано, что конкретно входит в этот подкласс, а что нет. Если какая-то деятельность прописана в исключениях и не входит в этот код, рядом с ней стоит ссылка на подходящий.
Выберите дополнительный вид деятельности. Это все остальные виды деятельности, которые могут приносить бизнесу доход в будущем. Если точно знаете, что будете заниматься чем-то одним, дополнительные коды можно не указывать. Но такое бывает редко, поэтому лучше указать несколько кодов про запас.
Например, предприниматель открывает рекламное агентство. Код 73.11 — «Деятельность рекламных агентств».
В процессе работы агентство, возможно, будет проводить фотосъемки, разрабатывать дизайн, исследовать рынок и делать сайты. Поэтому стоит указать следующие дополнительные коды:
Сколько кодов ОКВЭД можно указывать
Юристы рекомендуют указывать не больше 20. Обычно компании используют 5—6 кодов в смежных видах деятельности.
Мы подобрали коды ОКВЭД для популярных видов бизнеса.
Таблица популярных кодов ОКВЭД по видам экономической деятельности
Вид занятий | Код | Расшифровка |
---|---|---|
Интернет-магазин | 47.91.2 | Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет |
Услуги фотографа | 74.20 | Деятельность в области фотографии |
Продажа рукоделия в интернете | 47.91.2 | Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет |
Создание сайтов | 63.11.1 | Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов |
Такси | 49.32 | Деятельность такси |
Кафе или бар | 56.10.1 | Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания |
Создание и редактирование статей | 63.11 | Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность |
Салон красоты | 96.02 | Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
Магазин одежды | 47.71 | Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах |
Студия йоги | 93.13 | Деятельность фитнес-центров |
Продажа рекламы в соцсетях | 73.12 | Представление в средствах массовой информации |
Продажа своих курсов и вебинаров | 85.41.9 | Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки |
Что делать, если нет вида деятельности для вашего бизнеса
Бывает, что ни один код ОКВЭД не описывает ваш вид бизнеса. Тогда лучше выбрать несколько смежных и указать один из них как основной.
Например, в справочнике нет подходящего кода для студии танца на пилоне и акробатики. Но зато есть два похожих: 93.29.2 «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев» и 85.41.1 «Образование в области спорта и отдыха».
Любой из них можно указать как основной, а остальные — как дополнительные. В любой момент можно добавить или поменять коды.
Как добавить или поменять код ОКВЭД
Для ИП и ООО разный процесс добавления кодов.
Для ИП достаточно подать заявление об изменении кода в интернете. Порядок такой:
Для ООО процесс сложнее: нужно подавать заявление лично и собрать пакет документов.
Как проверить коды ОКВЭД контрагента
Можно узнать коды ОКВЭД любой компании или ИП по ИНН. Это открытая информация, ее можно проверить на сайте налоговой.
Когда начинаете работать с новым партнером, проверьте, какие у него коды ОКВЭД. Если они не совпадают с видом деятельности по договору, для налоговой такие сделки могут выглядеть подозрительно.
Налоговая особенно тщательно проверяет контрагентов, которые работают с НДС. Если коды ОКВЭД компаний не соответствуют деятельности по договору, то налоговая может попросить разъяснения или даже попробует отказать в вычете.
Как связаны налоговые режимы и коды ОКВЭД
Некоторые налоговые режимы подходят только для конкретных видов деятельности.
ОСНО. На общей системе налогообложения можно работать с любыми кодами ОКВЭД.
УСН. На упрощенке могут работать компании с любыми видами деятельности, кроме следующих:
ЕСХН. На этом режиме работают компании, которые занимаются сельским хозяйством. Подходит весь раздел 01 — Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях.
Патент. Под патент подходят 63 вида деятельности. Например, парикмахерские и салоны красоты, ремонт мебели и жилья, фотоателье, ветеринарные клиники, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.
Под ЕНВД подходит больше 10 видов предпринимательской деятельности. Например, бытовые и ветеринарные услуги, парковки, розничные магазины до 150 м², кафе и бары.
Что делать, если не можете выбрать код
Если сомневаетесь в коде ОКВЭД, обратитесь к юристу, который занимается регистрацией юрлиц и ИП. Некоторые юристы консультируют даже по интернету.
Кроме юристов есть сервисы, которые помогают с регистрацией ИП и сами выбирают правильные коды ОКВЭД, — например, сервис Тинькофф-бизнеса.
Агентский договор в опте
Эта статья будет полезна для практикующих юристов, действующих предпринимателей, а также людей, желающих войти в мир бизнеса без особых первоначальных вложений и даже без необходимости регистрации ИП или юридического лица.
Опираясь на свой личный практический опыт, я подробно рассмотрю агентский договор и саму агентскую деятельность в оптовом бизнесе.
Начнем
Работа по агентскому договору даёт человеку хороший старт в реальном бизнесе, глубокое понимание опта, а также ценные навыки ведения оптового бизнеса.
Чтобы начать работу в оптовой деятельности в качестве агента, достаточно выбрать из огромного количества ниш самую востребованную, найти покупателя на товар и заключить агентский договор непосредственно с поставщиком или с покупателем.
Зачастую человек, поработавший в опте как агент, приобретя ценный опыт, через некоторое время начинает работать как полноценный самостоятельный поставщик. Успешные агенты становятся собственниками оптовых компаний, оптовых баз, складов и даже транспортных компаний.
Терминология:
Оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (статья 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ)
Оптовый бизнес в широком понимании, это приобретение товара большими партиями по одной цене и сбыт их мелким оптом с наценкой.
Основные игроки в опте: поставщик, покупатель, агент и транспортная компания (перевозчик товара).
Оптовая ниша обозначает в оптовом бизнесе узкий сектор потребностей оптовых покупателей, удовлетворение которых приносит прибыль. На рынке таких ниш огромное количество. Примеры оптовых ниш: мука, сахар, пшеница, ячмень, мясо, рыба, сыр, масло, конфеты, картофель, лук, крахмал, гранулы ПФХ, пиломатериалы, арматура, песок, бетон, уголь и прочие.
Виды сделок в опте: три основных договора, это договор поставки, договор перевозки груза и агентский договор.
Схемы оптового бизнеса
Оптовый бизнес на практике развивается по двум основным схемам:
Классический вариант, для оптового бизнеса. Между поставщиком и покупателем заключается договор поставки (статья 506 ГК РФ). Сделка заключается сторонами без привлечения посредника (агента), так как поставщик и покупатель самостоятельно находят друг друга.
Покупатель по договору оплачивает товар, а поставщик осуществляет доставку товара до места назначения либо отгружает товар покупателю непосредственно на своём складе (самовывоз). Способ оплаты зависит от условий договора поставки. Это может быть 100% предоплата за товар, оплата по факту отгрузки со склада поставщика либо оплата по отсрочке платежа.
Договор с транспортной компанией на перевозку товара заключает либо поставщик, либо покупатель. Оплата транспортных расходов ложится, как правило, на покупателя.
Предполагает три участника оптовой деятельности: Поставщик, Покупатель и Агент. Особенность этой оптовой схемы в том, что заключается две сделки (2 договора): договор поставки, заключаемый между поставщиком и покупателем и агентский договор, который заключается, как правило, между агентом и поставщиком. Поставщик больше чем покупатель заинтересован в отношениях с агентом, так как именно поставщику всегда нужны дополнительные каналы сбыта своей продукции и агент обладая широкой клиентской базой покупателей, помогает продать товар поставщика быстрее. Кроме того, поставщику не нужно брать агента в свой штат, платить ему фиксированную заработную плату, отчислять платежи в ФОМС, ПФР и прочее, так как агент работает самостоятельно и только за процент от объёма реализованной продукции поставщика.
Агентский договор с покупателем на практике встречается гораздо реже. Это объясняется потребностью покупателя как можно быстрее найти нужный ему товар по самой выгодной цене, и лишних денег в виде маржи агента зачастую он платить не готов. Например, покупатели с агентом, очень часто заключают агентский договор в такой нише как «зерно», так как эта ниша достаточно сложна и обладает определённой спецификой.
Оптовая сделка по агентской схеме упрощённо выглядит следующим образом: Покупатель перечисляет деньги поставщику. Далее поставщик отправляет (отгружает со склада) товар непосредственно покупателю. После завершения отгрузки и оплаты товара покупателем поставщик или покупатель выплачивает агенту его вознаграждение за проведённую сделку.
Отличия вышеуказанных схем оптового бизнеса
Главное отличие заключается в словах «риск» и «правовой статус участника оптовой деятельности».
В первом варианте по схеме «самостоятельный поставщик», сделку проводят поставщик и покупатель напрямую, у каждой стороны есть понятный риск в виде неоплаты товара либо не поставки товара в согласованные договором сроки. Что касается правового статуса сторон сделки, то поставщик и покупатель, заключая договор поставки осуществляют предпринимательскую деятельность (статья 2 ГК РФ), следовательно, по закону каждый из контрагентов должен быть зарегистрирован либо как юридическое лицо, либо как индивидуальный предприниматель.
Во втором варианте по «агентской схеме» (когда заключается 2 договора: поставка и агентский), по договору поставки остаются те же риски у покупателя и продавца, однако риски агента по агентскому договору сводятся лишь к возможному неполучению им агентского вознаграждения от поставщика или покупателя. Агент не принимает денежные средства от покупателя для последующей их передачи поставщику, не отгружает товар со склада, не отвечает за доставку товара от поставщика к покупателю. Что касается правового статуса агента, то он может выступать во взаимоотношениях с поставщиком или с покупателем по договору как физическое лицо без регистрации ИП или ООО.
Зачем Поставщику нужен агент?
Увеличение продаж. Агент увеличивает объём продаж поставщика, приводя к нему дополнительных клиентов.
Агент — это менеджер по продажам поставщика без зарплаты. Типичная картина поставщика в России. Поставщик может производить, выращивать, правильно хранить первоклассный товар, но он не умеет продавать, не умеет строить отдел продаж, не умеет нанимать менеджеров, использует устаревшие и малоэффективные каналы продаж. Отсутствие продаж делает для поставщика бессмысленным производство, выращивание и хранение продукции. Агент, обладая вышеуказанными навыками и опытом, не просит оклад, место в офисе, компенсации расходов, с ним не нужно заключать трудовой договор и главное, агент не нуждается в дополнительной мотивации.
Экономия на рекламе. Агент сокращает издержки поставщика на рекламу, продвигая на рынок товар поставщика за счёт своего времени, усилий и профессиональных навыков.
Агент предоставляет поставщику больший охват клиентов на рынке. В результате поставщик имеет возможность получить наиболее крупных оптовых покупателей своего товара.
Зачем Покупателю нужен Агент?
Уменьшение затрат времени покупателя на поиск нужного товара.
Агент находит товар для покупателя по самой выгодной рыночной цене.
Помощь с логистикой. Агент помогает покупателю найти транспорт (частного перевозчика) или хорошую транспортную компанию для перевозки его товара.
Агент может контролировать качество товара (статья 469 ГК РФ), в том числе лично присутствуя на отгрузках. Если у поставщика товар плохого качества, агент просто перестаёт с ним работать.
Форма агентского договора
Для чего вообще агенту заключать письменный договор?
Учитывая положения статей 1005-1010 ГК РФ, агентский договор должен быть заключён в письменной форме.
Во-первых, письменный договор закрепляет для агента правовые гарантии его исполнения, так как договор обычно предусматривает ответственность поставщика за не выплату агентского вознаграждения.
Во-вторых, для поставщика агентский договор это весомый аргумент считать агента опытным в бизнесе человеком и понимание того, что обмануть его не получится.
Письменный договор не может 100% гарантировать агенту выплату вознаграждения, если поставщик вдруг окажется не порядочным, однако если у агента есть хорошая база клиентов, поставщику будет не выгодно обманывать агента, который приносит ему деньги, и портить свою репутацию на рынке, где агент зачастую имеет большие связи.
Закон и реальная практика
Примерно до 50% сделок в опте совершаются без подписания агентского договора. Это делается для ускорения процесса сделки, а также для проверки реальных возможностей агента по привлечению покупателей (на первоначальном этапе работы агента).
На практике с агентами часто заключаются и исполняются так называемые «устные агентские договоры». Особенно часто устные договорённости широко используются в оптовом направлении «овощи и фрукты», в таких нишах: картофель, яблоки, апельсины, морковь, лук, свёкла, перец и.т.д. Эти устные договорённости не соответствуют требованиям закона, но широко используются на практике, и я объясню почему.
Общаясь лично с агентами, а также с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся выращиванием картофеля, лука, моркови и прочих овощей, мне известно, что в данных нишах, по крайней мере, на начальном этапе, пока агент не доказал свою состоятельность перед поставщиком (на практике агенту до подписания договора необходимо провести одну или несколько сделок), поставщик с агентом не заключает письменного агентского договора, но вознаграждение ему выплачивается.
Почему же поставщик платит агентское вознаграждение даже при отсутствии письменного договора с агентом?
Речь, конечно, не идёт о высокой морали и нравственности поставщика, это бизнес! Просто агент увеличивает объёмы продаж поставщика, в результате увеличивается приход денег, плюс товар у поставщика не залёживается на складе, не портится.
Таким образом, обманув агента с выплатой вознаграждения всего 1 раз, поставщик навсегда лишается большой части оптовых платёжеспособных клиентов, которых может привести агент, плюс он получает в своей среде на рынке негативную деловую репутацию, что, естественно, сказывается на всей дальнейшей деятельности поставщика.
Заключение и подписание агентского договора
Понятие агентского договора
Что говорит об агентском договоре Гражданский кодекс РФ? По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (часть 1 статьи 1005 ГК РФ). Из данного законом определения следует, что есть два варианта взаимодействия:
Заключение и подписание агентского договора
Агентский договор считается заключенным, если между агентом с одной стороны и поставщиком или покупателем с другой стороны, в требуемой форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч.1 статьи 432 ГК РФ). Датой заключения договора по общему правилу, подтверждённому, в том числе судебной практикой, считается день, который указан в договоре при подписании. (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2012 дело № А55-13711/2011).
Агентский договор рекомендуется подписывать до момента, передачи поставщику от агента любых сведений о покупателе товара. Или до момента передачи от агента сведений о поставщике, если второй стороной агентского договора выступает покупатель.
Кто подписывает договор со стороны агента? Агентский договор как указывалось ранее, может подписывать физическое лицо, однако иногда поставщики предпочитают работать с ИП или юридическим лицом. Если поставщик настаивает на открытии агентом ИП, агенту придётся выполнить, это условие для дальнейшей работы с этим поставщиком.
Каким образом подписывать агентский договор?
Лучший вариант — это сразу подписать вариант договора на бумажном носителе. Однако, что делать, если агент и поставщик/покупатель находятся друг от друга иногда за тысячи километров?
В таком случае агент подписывает договор, сканирует и по электронной почте отправляет второй стороне (поставщику или покупателю). Вторая сторона распечатывает присланный договор, подписывает, ставит печать, сканирует и отправляет таким же образом агенту. Сканированный и подписанный посредством электронной почты агентский договор, который согласован второй стороной аналогичным способом, имеет юридическую силу (ч.2 статьи 434 ГК РФ). Затем агент отправляет подписанные со своей стороны 2 экземпляра договора на бумажном носителе по почте, один из которых остаётся у получателя, второй подписанный бумажный экземпляр договора возвращается обратно агенту, также по почте.
На какой срок заключать агентский договор?
Договор можно заключить на определенный срок (на одну сделку, несколько сделок) или без указания срока действия (ч.3 статьи 1005 ГК РФ). Обычно агентский договор подписывается сроком на один год. Клиент, которого агент привёл поставщику, закрепляется за агентом на весь срок действия договора. Такой покупатель становится постоянным, и агент получает своё вознаграждение по каждой сделке проведённой с этим клиентом.
Содержание агентского договора
В договор можно внести разные условия (статьи 1005-1011 ГК РФ), так как стороны свободны в определении условий договора (статья 421 ГК РФ), например: график работы агента, характеристики соответствующего товара, способ и сроки расчёта при выплате агентского вознаграждения, ответственность за невыплату агентского вознаграждения в сроки, объёмы продаж и так далее.
Основные условия агентского договора в опте:
Почему человек выбирает агентскую деятельность?
Преимущества работы по агентской схеме для начинающего предпринимателя:
Сколько зарабатывает агент?
В опте заключаются сделки на достаточно большие объёмы, иногда измеряемые в тысячах и даже десятках тысяч тонн товара! Самые опытные агенты умудряются получать своё вознаграждение за проведённую сделку как от поставщика, так и от покупателя.
Хороший оптовый агент имеет достаточно большие доходы, потому что его заработок напрямую зависит от объёма проданной продукции.
К примеру: стандартное вознаграждение агента (статья 1006 ГК РФ) в нише «картофель» составляет 50 копеек с 1 килограмма. Объёмы в нише картофель большие, спрос очень высокий круглый год. Стандартная минимальная оптовая поставка в нише «картофель» составляет 1 фура или 20 тонн.
Нехитрая математика показывает нам, что при вознаграждении агента 50 копеек за один килограмм с 1 фуры массой 20 тонн, агент получает 10 000 рублей. Однако при очень большом спросе на картофель у клиента, допустим из региона, где картофеля выращивается мало или был неурожай, вознаграждение агента за продажу 1 килограмма может быть значительно выше, вплоть до 2-3 рублей с 1 кг. Простые подсчёты показывают, что вознаграждение агента при вышеуказанной цене возрастает до 40-60 тысяч рублей с 1 фуры.
Добавлю, что если агент выходит на высший уровень работы, то есть работает уже с экспортёром или импортёром товара по международным сделкам, то, разумеется, его вознаграждение увеличивается на порядки, так как объём отгрузок по таким сделкам может измеряться в десятках и даже сотнях тысяч тонн. Соответственно для транспортировки, этих мегаобъёмов товара используются не только поезда и авиатранспорт, но и вместительные грузовые судна (сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, ролкеры и прочие).