Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Деятельность Первой и Второй Государственной думы

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905–1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2–3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю.Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы – РСДРП (большевики), национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В.Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте (их называли «правыми»), объединились в особую парламентскую партию – Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек. Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП («кадеты»), сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов.

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту».

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу «Народу от народных представителей». Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Избирательная кампания во вторую Думу началась рано, еще в конце ноября. На этот раз в ней участвовали и крайние левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за возвращение к неограниченному самодержавию; октябристы, принявшие программу Столыпина; к.-д. и «левый блок», объединивший с.-д., с.-р. и другие социалистические группы.

Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к.-д. и социалистами или между к.-д. и октябристами. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих.

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что «не видит практических результатов от думской работы».

Источник

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции

Закон о выборах в Государственную думу. Подготовленный правительством Витте закон был издан ещё в декабре 1905 г., в разгар Московского вооружённого восстания. Согласно ему Дума избиралась сроком на пять лет и могла быть распущена императором одновременно с назначением новых выборов и определением времени её созыва. Выборы были куриальными, многостепенными и неравными. Все избиратели делились на 4 разряда (курии): землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие. По куриям избирались губернские выборщики. При этом один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян, 90 тыс. рабочих. Выборщики губернских собраний выдвигали депутатов в Думу. Женщины и половина мужского населения страны из-за ряда цензовых ограничений не получили избирательных прав.

«Дума народных надежд». Так называли либеральные публицисты I Государственную думу (27 апреля – 8 июля 1906 г.). Она известна также под названием кадетской Думы, так как более трети её депутатов представляли партию кадетов. Второй по численности депутатской группой была крестьянская, образовавшая самостоятельную фракцию трудовиков (Трудовая группа). Большевики и эсеры выборы в Думу бойкотировали.

В Таврическом дворце, сидя под огромным портретом Николая II, вёл заседания председатель Думы кадет С. А. Муромцев, известный учёный-юрист, профессор Московского университета. В центре обсуждений находился аграрный вопрос. Кадеты предлагали создать государственный земельный фонд из казённых, монастырских, удельных и части помещичьих земель, подлежащих принудительному отчуждению за «справедливое вознаграждение». Распоряжаться землёй должны были специальные комитеты с равным представительством от властей, помещиков и крестьян.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Муромцев Сергей Андреевич (1850 – 1910)

Трудовики требовали ликвидации помещичьего землевладения и передачи всех земель (за исключением наделов, не превышающих трудовую норму) в общенародный фонд. Они не отрицали возможности выкупа земли, но за счёт государства и по минимальной цене. Членов земельных комитетов трудовики предлагали выбирать на основе всеобщего избирательного права.

Обсуждение аграрного вопроса всколыхнуло страну, и это вызвало страх у консервативных кругов. В ночь на 9 июля Дума была распущена императорским манифестом, в котором подчёркивалось, что она вместо законодательной деятельности «разжигает смуту». I Государственная дума просуществовала 72 дня.

Революционное движение 1906 – 1907 гг. Дважды – весной 1906 и весной 1907 г. – наблюдался новый подъём стачечного движения. Горячим было лето 1906 г. Крестьянские волнения по своему масштабу были сравнимы с осенними выступлениями 1905 г. Крестьяне возмущались выкупными платежами и настаивали на их отмене. Наряду с требованием «Земли!» выдвигалось требование «Воли!», т. е. уничтожения крестьянской сословности и создания бессословного земства. Крестьяне выступали за введение всеобщего начального обучения. Раздавались голоса и за ограничение торговли крепкими спиртными напитками. «Человек, борющийся за правду и землю, не должен быть пьян», – заявлялось в наказе крестьян Звенигородского уезда Московской губернии. Во многих крестьянских наказах содержались и политические требования «государственного перестроения».

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911)

В ноябре 1906 г. были изданы указы о свободном выходе из общины с установлением частной собственности на крестьянские наделы. Ранее была разрешена продажа через Крестьянский банк казённых, удельных и кабинетских земель. Отменялись ограничения в личных правах крестьян: получение паспорта уже не требовало разрешения общины, предоставлялась полная свобода в выборе места жительства и занятий. Всё это, наряду с полной отменой с января 1907 г. выкупных платежей, успокоило деревню. Крупномасштабные крестьянские волнения больше не возобновлялись. Но острота земельного вопроса так и не была снята.

II Государственная дума. Вторая дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. По сравнению с Первой в её составе уменьшилось число кадетов, сохранили свои позиции трудовики, появилась довольно значительная социал-демократическая фракция. В целом Дума полевела, что таило опасность её роспуска в будущем. Кадеты стали проявлять большую осторожность, проводя тактику «бережения Думы».

Выступая в Думе, Столыпин заявил: «Отечество наше должно превратиться в правовое». Предложенная им программа из 30 законопроектов отражала правительственный курс на либеральные реформы. Но уже в начале работы Думы обозначилось её политическое соперничество с исполнительной властью.

Во Второй Думе, как и в Первой, главным политическим вопросом был аграрный. Трудовики отстаивали свой прежний законопроект. Кадеты же смягчили свою позицию, сведя к минимуму принудительное отчуждение земли.

Недовольное радикализмом депутатов, правительство нашло повод для роспуска Думы, без юридических оснований обвинив членов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 г. были опубликованы указ и манифест о роспуске II Думы, которая просуществовала 103 дня. Этим событием завершилась первая российская революция, оказавшая огромное воздействие на сознание всех слоёв российского общества.

Главными итогами революции стало ограничение самодержавной власти императора новыми «Основными законами», учреждение выборных высших законодательных органов государственной власти, проведение выборов в Думу с участием политических партий, конституционное закрепление прав и свобод. Немаловажное значение имело также некоторое улучшение положения рабочих (рост заработной платы, создание профсоюзов, страхование и т. д.) и крестьян (отмена выкупных платежей, свободный выход из общины и т. д.).

1. Как формировалась I Государственная дума? 2. Что изменилось в деятельности законодательной и исполнительной власти? 3. Объясните, почему Николай II распустил I Государственную думу. 4. Что сделало правительство для ослабления крестьянского движения? 5. Что изменилось в формировании II Государственной думы и почему её деятельность была прекращена?

Исследуем документы

Из письма профессора Московского университета Е. Н. Трубецкого Николаю II по поводу роспуска I Государственной думы

Стремление крестьян к земле имеет неудержимую силу: одними добровольными продажами земли они не удовлетворятся; и всякий, кто будет противиться принудительному отчуждению, будет сметён с лица земли. Крестьяне с напряжённым вниманием следили за конфликтом Думы и министерства… Теперь, когда Дума распущена, они убеждены, что причиной роспуска послужил отказ в наделении землёй. И Ваши советники переложили этот отказ на монарха. Они сумели превратить вопрос земельный в вопрос династический, в вопрос об образе правления.

? Что заставило Е. Н. Трубецкого написать это письмо и о чём он предупреждал Николая II?

Основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

? Сравните основные положения аграрных проектов трудовиков и кадетов. В чём их отличие?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

История Государственной Думы

Государственная Дума в Российской империи

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.

Первая Государственная Дума Российской Империи

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года

Председатель: Муромцев С. А., Конституционно-демократическая партия

Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.

Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч) и не прямым.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.

Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума Российской Империи

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года

Председатель: Головин Ф. А., Конституционно-демократическая партия

Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.

Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.

Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Третья Государственная Дума Российской Империи

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года

Председатели: Хомяков Н. А. (1907—1910, «Союз 17 октября»), Гучков А. И. (1910—1911, «Союз 17 октября»), Родзянко М. В. (1911—1912, «Союз 17 октября»)

Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.

Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинам и другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.

Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.

Четвертая Государственная Дума Российской Империи

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года

Председатель: Родзянко М. В., «Союз 17 октября»

Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.

После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.

6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.

Законодательный процесс в 1917–1991 гг.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.

Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.

Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Смотреть картинку Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Картинка про Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем. Фото Деятельность i и ii государственной думы завершилось чем

В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.

Государственная Дума в современной России

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва

Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года

Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не состоялись, в Чеченской республике выборы не проводились. Восемь из 13 избирательных объединений преодолели пятипроцентный барьер, общее число депутатских мандатов, полученное избирательными объединениями и избирательным блоком4), : «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42), Политическое движение «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (37), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).

За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят такие, как объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии и другие.

Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года

Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.

Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Принятые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года

Председатель: Селезнев Г. Н., Ком­му­нис­ти­чес­кая партия Российской Федерации

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)» (73), «Отечество — вся Россия» (68), «Союз правых сил» (29), «Объединение „Яблоко“ (20) и «Блок Жириновского» (17).

В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.

Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года

Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»

Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).

Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.

Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.

На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении семипроцентного барьера (вместо ранее определенного пятипроцентного) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.

В соответствии с принятыми Государственной Думой четвертого созыва изменениями в законодательство размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.

Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года

Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38.

Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.

В течение пятого созыва были приняты законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до шести и пяти лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.

Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов. Помимо этого 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.

Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года

Председатель: Нарышкин С. Е., «Единая Россия»

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва состоялись 4 декабря 2011года. Впервые Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошли представители от четырех политических партий – «Единой России» (238), Коммунистической партии Российской Федерации (92), «Справедливой России» (64), ЛДПР – Либерально-демократической партии России (56).

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

К результатам правового регулирования в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер Правительства Российской Федерации – Государственная Дума направила 1 триллион рублей на поддержку банков, также было увеличено страховое покрытие вкладов в 2 раза – до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тысяч рублей.

Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.

Вследствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.

В годы работы Государственной Думы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Период работы: 5 октября 2016 года — 12 октября 2021 года

Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли четыре политические партии: «Единая Россия» (343), Коммунистическая партия Российской Федерации (42), ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (39), «Справедливая Россия» (23).

Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали четыре фракции. В Государственной Думе седьмого созыва также работали два депутата, не входящие во фракции.

На пленарном заседании 5 октября 2016 года Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин.

Одним из важнейших этапов в работе депутатов седьмого созыва стало внесение поправок в Конституцию. В окончательном чтении они были приняты 11 марта 2020 года, после чего были вынесены на общероссийское голосование и поддержаны гражданами нашей страны. В последующем Государственной Думой было принято 27 законов в развитие новых норм Конституции.

За период работы созыва увеличилось количество социально значимых законов, которые решают повседневные проблемы людей, касаются вопросов образования, здравоохранения, ЖКХ, взаимодействия граждан с государственными структурами. В среднем количество таких законов составило 21,5 %, в завершающую сессию — 33 %.

Депутаты последовательно занимались поддержкой семьи, материнства и детства. Важным направлением стало решение проблем обманутых дольщиков. Принятые законы позволили исключить финансовые риски для граждан при покупке жилья в строящемся доме. Парламентарии уделяли особое внимание совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Важной задачей седьмого созывы ГД было повышение качества принимаемых инициатив, организовывались широкие парламентские слушания по проблемам обманутых дольщиков, реновации в Москве и др.

Кроме того, были разобраны законодательные завалы, накопившиеся с 1994 года. К концу работы седьмого созыва из них осталось 26 законопроектов — 1,3 % от копившихся более 20 лет законопроектов.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва

Период работы: 12 октября 2021 года — н/в

Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва состоялись 17–19 сентября 2021 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли пять политических партий: «Единая Россия» (324), КПРФ (57), «Справедливая Россия — За правду» (27), ЛДПР (21), «Новые люди» (13). По одному мандату получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Самовыдвиженцы получили 5 мандатов.

Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали пять фракций.

«В основе нашей работы должна быть повестка развития страны, достижение национальных целей, реализация Посланий Президента Федеральному Собранию», — отметил Вячеслав Володин.

«Необходимо организовать работу, обеспечив возможности для всех пяти фракций участвовать в обсуждении и принятии законов. Об этом неоднократно говорил наш Президент», — также сказал Председатель ГД.

Другой важной задачей он назвал увеличение количества законов прямого действия — это повысит качество законотворчества.

Также Вячеслав Володин заявил, что депутаты должны развивать диалог по всем вопросам повестки с гражданским обществом, регионами, экспертами, профессиональными союзами, деловым сообществом. Кроме того, по его словам, необходимо выработать предложения с целью повышения ответственности депутатов за взятые обязательства, а также ввести отчеты о работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *