Деятельность по изучению общественного мнения что это

Изучение и формирование общественного мнения

Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это

Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это

Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это

В социологической теории одним из важных моментов является выделение объекта и субъекта общественного мнения. Под объектом общественного мнения обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения.

Под субъектом общественного мнения понимается общественная группа (народ, класс), которая порождает коллективное оценочное суждение по определенным проблемам. При этом признается право и небольших сообщностей иметь и выражать свое общественное мнение. Выявление субъектов, то есть носителей общественного мнения – одна из важных задач социологии. Это группы населения по поселениям и организациям, социально-демографическим, этническим и другим признакам. Они порой не слышат друг друга.

Социологию общественного мнения отличает: 1) изучение воздействия различных субъективных и объективных факторов на формирование общественного мнения, 2) анализ воздействия уже самого общественного мнения на жизнь общества на различных уровнях, 3) она сугубо критическая наука, как и социология вообще. Она в оппозиции к власти, к институтам, нормам и принципам, так как стремится их пересматривать и приводить в соответствие с меняющимися общественными потребностями и условиями; 4) она должна быть на защите меньшинства. Его надо найти. Это небольшие и чаще всего молчащие группы. Мнение меньшинства не защищено. Например, открытые вопросы в анкетах отражают индивидуальное мнение. Завтра оно может стать групповым; 5) задача социологии общественного мнения раскрыть механизм социальной активности, выявляя потребности, интересы, мотивы деятельности личности и общностей, воздействовать на ориентации, установки, цели, то есть на поведение; 6) изучение соотношения мнений, позиций разных социальных категорий; 7) часто изучение общественного мнения отождествляют с опросами, но не каждый опрос есть изучение общественного мнения. Опрос – это прежде всего сбор информации о состоянии массового сознания по проблемам. Изучение общественного мнения – это проблема его интерпретации. Не следует отождествлять изучение общественного мнения и социологические исследования. Изучение общественного мнения отличается значительно меньшей глубиной, но более широким охватом самых разных проблем. Исключительная особенность опросов общественного мнения в оперативности.

Изучение общественного мнения решает следующие задачи:

1) обеспечивает обратную связь от объекта управления к субъекту;

2) обнаруживает реакцию на принятые решения;

3) заблаговременно выявляет болевые точки;

4) устанавливает мнение о путях решения, разные точки зрения;

5) позволяет управлять общественным мнением, формировать его.

Дает возможность прогнозировать как пойдет дело, если ситуация будет развиваться так, или иначе.

Сложились два направления в изучении общественного мнения: собственно изучение общественного мнения, что дает информацию о состоянии массового сознания, и фундаментальные исследования в области методологии и методики изучения общественного мнения.

Есть проблема добротности изучения общественного мнения. Критериями такой добротности следует считать:

1) наличие сведений о составе опрошенных (выборке) и ее соответствии генеральной совокупности, которую эта выборка представляет. Главное – качество отбора опрашиваемых, а не число даже их;

2) полная формулировка вопроса и распределение всех ответов, что позволяет составить собственное мнение;

3) должно быть указание организаций и лиц, проводивших опрос.

Общественное мнение существует всегда независимо от того, изучаем мы его или нет. Но изучения общественного мнения недостаточно. Это дает лишь больше информации. Изучать надо для того, чтобы воздействовать на массы. Кто будет овладевать общественным мнением, тот будет влиять на настроения, разум, чувства и поведение людей.

Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть фото Деятельность по изучению общественного мнения что это. Смотреть картинку Деятельность по изучению общественного мнения что это. Картинка про Деятельность по изучению общественного мнения что это. Фото Деятельность по изучению общественного мнения что это

В развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: межличностное общение; выборы органов власти; прямое участие масс в управлении (собрания, митинги, манифестации); пресса, радио, телевидение; письма, обращения к депутатам, руководителям; устная пропаганда; опросы общественного мнения.

Анализ общественного мнения, его места в общественной жизни показывает:

1) социальная значимость общественного мнения прямо пропорциональна степени его воздействия на ход развития общества;

2) само общественное мнение как фактор управления общественными процессами нуждается в руководстве, формировании.

Принципы формирования общественного мнения:

1) правильный выбор объекта общественного мнения. Исключать такие вещи и процессы, которые не могут быть объективно оценены. Есть так называемый порог доступности. Например, лечение рака не может быть объектом общественного мнения. Объект должен иметь жизненно важное значение, должен быть общий интерес к нему;

2) подготовка субъекта к правильной оценке, учет его компетентности, экономической, организационной, идеологической зрелости, учет стереотипов, мифов;

3) постоянный контроль за его действенностью, содержанием общественного мнения и его влиянием.

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные методы формирования общественного мнения: внушение, убеждение, подражание и т.п.

В современных условиях в формировании и выражении общественного мнения огромную роль играют СМИ (печать, кино, радио, телевидение, книги).

Основные этапы формирования общественного мнения:

1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, ознакомление человека с проблемой на уровне общей информированности, то есть зарождение индивидуальных мнений;

2) столкновение мнений, обработка одних мнений другими, обмен, обсуждение информации и выделение общей точки зрения;

3) распространение сложившегося мнения в определенном социальном ареале с использованием средств информации;

4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику, что проявляется в деятельности социальных групп.

Влияние общественного мнения на жизнь людей неоднозначно и не просто по своему механизму. Оно зависит от уровня образования, от экономической основы (собственности, профессии), от независимости мышления или, наоборот, конформизма.

Людей с ложным чувством собственного достоинства, тщеславных общественное мнение беспокоит больше всего. Но встречается и отрицательное отношение к общественному мнению у тех, кто считает, что он не как все. Это называется нонконформизмом. Такая попытка уйти от общественного мнения – тоже своеобразное общественное мнение.

В годы господства КПСС общественное мнение было официальным и неофициальным, формальным и неформальным. Бюрократически ориентированных людей, чиновников больше всего беспокоило официальное общественное мнение. Но за кулисами партийно-государственной жизни шла другая жизнь и существовало другое (неофициальное, неформальное) общественное мнение. Сегодня лицемерие и ложь преодолеваются и это создает иные условия для функционирования общественного мнения, его формирования и отношения к нему индивидов и общностей.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте общественное мнение как совокупное суждение и социальный институт.

2. В чем разница между общим и общественным мнением?

3. Назовите критерии надежности результатов изучения общественного мнения?

4. Как проявляет себя общественное мнение в тоталитарном и демократическом обществе?

5. Определите объект и субъект общественного мнения.

6. Что собой представляет социология общественного мнения и ее задачи?

Источник

Всероссийский центр изучения общественного мнения

Валерий Фёдоров — директор, Константин Абрамов, Максим Муссель, Степан Львов

социологические и маркетинговые исследования, опросы общественного мнения,

Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году.

Содержание

Описание

Старейшая на постсоветском пространстве социологическая компания (образована в 1987 году постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения, с 1992 — Всероссийский. ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла — от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов.

Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также за рубежом. Существуют партнерские связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т. д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра — ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т. д.

Структура и сотрудники

Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы компании работают во всех 7 федеральных округах страны. В московском офисе компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Руководит Центром Валерий Фёдоров. С 2011 года Председателем Совета директоров является Юрий Войцеховский.

Среди сотрудников компании — доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек. Ведущие департаменты компании включают:

Исследования ВЦИОМ

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т. п.). Среди методов обработки информации — как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т. п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).

Некоторые проекты ВЦИОМ за последние 5 лет

Научная и преподавательская деятельность

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера [7] ). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 году) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.

На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центр регулярно издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005). [8] ). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Коллективом ВЦИОМ ведется архив, в котором представлены исследования общественного мнения начиная с 1992 года. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — [9] результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве [10] — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.

История

Рождение. Первый в России институт изучения общественного мнения. 1987 г.

В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».

«Первый среди новых». 1992—2003 гг.

В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.

В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады. [13] [14] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.

2003 год. Конфликт

С самого основания ВЦИОМ был государственной социологической компанией. Так, в 1987 учредителями Центра были ВЦСПС и Госкомтруда СССР, затем (в 1998 г.) Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в августе 2003 решением Министерства имущественных отношений ФГУП ВЦИОМ было преобразовано в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Как и прежде 100 % собственником организации оставалось государство. Совет директоров компании, состоящий из представителей акционера — государства, принял решение сменить руководителя Центра (Юрия Леваду), [16] который возглавлял компанию в 1992—2003 гг. На его место был назначен молодой политолог Валерий Фёдоров. Претензиями к Леваде, по словам нового руководителя, были: «застой в научной сфере»[17] и то, что при нём были «незаслуженно забыты» исследования «социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции».[16] Одной из главных задач Валерия Фёдорова на посту директора, по его собственным словам, было сохранение исследовательского коллектива ВЦИОМ:

«Он [Левада] хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим». [17]

Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретило прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:

«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд». [18]

ВЦИОМ сегодня. 2003—2009 гг.

ВЦИОМ продолжил вести исследовательские программы, начатые прежним коллективом, и издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).

С 2003 года бОльшее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» [21] и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств.

Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова в российских регионах, Состояние высшего профессионального образования в России и др.

Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских программ ВЦИОМ выразилась и в смене девиза Центра: вместо прежнего «От мнения — к пониманию» (Ю.Левада) им стал: «Знать — чтобы побеждать!»

Критика

Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы. [24] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.

Источник

ВЦИОМ

Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году.

Содержание

Описание

Общая информация

Команда

Направления исследований

ВЦИОМ проводит исследования как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также на постсоветском пространстве (совместно с коллегами из других стран бывшего СССР – членами агентства «Евразийский монитор», одним из учредителей которого является ВЦИОМ) и в странах «дальнего зарубежья». Среди основных направлений деятельности компании:

(Подробнее – в разделе: «Исследования ВЦИОМ» и в примечании: «Клиенты и партнеры ВЦИОМ»)

Методология

В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т.п.). Среди методов обработки информации – как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т.п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).

Исследования ВЦИОМ

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

Некоторые проекты ВЦИОМ за последние 5 лет

Научная и преподавательская деятельность

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера [5] ). В редколлегии «Мониторинга» – ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, Высшей школы экономики, ГфК-Русь и др.).

На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ – научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года).

ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых ученых – социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центром регулярно создаются и выпускаются в свет авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005). (Подробнее см. ссылку: «Библиотека ВЦИОМ – некоторые книги изданные коллективом компании в последние годы» [6] ).

Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

История

Рождение. Первый в России институт изучения общественного мнения. 1987 г.

В 1988 году во ВЦИОМ пришел работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».

«Первый среди новых». 1992-2003 гг.

Появившись на заре перестройки, ВЦИОМ, по словам Алексея Левинсона:

«сыграл роль материнского роя, от которого отделялись возникавшие семьи, новые агентства по изучению общественного мнения и рынка.» [11]

В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.

В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады. [14] [15] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.

Конфликт. 2003 г.

«Он [Левада] хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим». [19]

Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ и создали службу «ВЦИОМ-А».

В российском социологическом сообществе развернулась полемика по поводу правомерности использования бренда ВЦИОМ. Так в одном из интервью Академик Татьяна Заславская, ставшая почетным президентом Левада-Центра так отозвалась о произошедших переменах:

«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд». [20] Точку в дискуссии, однако, поставила Федеральная антимонопольная служба РФ, которая в начале 2004 г. утвердила право использования бренда за ОАО «ВЦИОМ».

ВЦИОМ сегодня. 2003—2009 гг.

ВЦИОМ продолжил исследовательские программы, разработанные прежним коллективом, и сохранил за собой право издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).

Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова, Оценка высшего профессонального образования в России, Оценка деятельности судов в РФ и др.

Критика

Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи [из ВЦИОМ] по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определенные ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен». «Пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы. [26] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *