Деятельностным характером урока что подразумевается
Онлайн-тест «Современный урок» с ответами
Онлайн-тест «Современный урок»
1. Урок как форму организации обучения обосновал:
Я. А. Коменский.
2. Какие задачи решает современный урок?
образовательную, воспитательную, развивающую.
проблемного обучения и личностного развития.
информационную и контрольно-оценочную.
3. Главная форма организации учебного процесса — это:
урок.
4. Признаки, характеризующие современный урок:
наличие технологической карты урока, формирование УУД.
развитие каждой личности, в процессе образования, реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
использование ИКТ-технологий, реализация идеи дифференцированного обучения, наличие технологической карты урока.
5. Целью каждого урока является:
познание, воспитание и развитие.
формирование познавательных УУД (универсальные учебные действия*).
6. Критерии эффективности современного урока:
обучение через открытие, наличие дискуссии, самоопределение, развитие личности.
инновационные технологии, авторитарность, развитие интеллектуальных способностей.
самореализация, развитие коммуникации, моделирование проблемных ситуаций, дифференциация, рефлексия.
7. Как построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?
определить педагогическую технологию, с помощью которой будет реализован урок.
определить, какими должны быть критерии результативности урока.
четко спроектировать урок.
8. Системно-деятельностный подход предполагает:
внедрение ИКТ в реализацию урока.
мотивированность образовательного процесса.
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта.
9. Деятельностный подход — это такой метод, при котором:
одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.
после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.
ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
10. Основные компоненты современного урока:
организационный, побудительный, проверочный, содержательный, оценочный, рефлексивный.
организационный, проверочно-оценочный, репродуктивно-обобщающий, рефлексивный.
организационный, целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, контрольно-оценочный, аналитический.
11. Использование информационных технологий на уроке ведет к:
формированию у обучающихся навыков работы с компьютером, возможности дистанционного обучения, получения большего объема информации.
повышению эффективности обучения, осуществлению индивидуального подхода в обучении, расширению объёма предъявляемой учебной информации, повышению качества контроля знаний обучающихся и разнообразию его формы.
уменьшению коммуникативной активности, снижению читательского интереса обучающихся, ухудшению здоровья школьников.
12. Какой принцип организации современного урока базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения?
«Современный урок и его особенности,»
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Содержимое разработки
МБОУ Плодородная СОШ №16
Доклад подготовила: Кучерова Т.В.
2017 г.
Свой доклад о современном уроке и его особенностях я бы хотела начать со слов профессора педагогическим наук Скаткина Михаила Николаевича «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях.
Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.
Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.
В результате, приходим к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.
В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.
Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых образовательных результатов:
▪ организация обучения в информационно-образовательной среде урока.
При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.
Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то результаты будут плачевными.
Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:
▪ развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей;
▪ развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
▪ развитие личностно смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
▪ развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.
Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.
Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностного смысла знаний. Он становится возможным тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.
Классификации уроков
В условиях введения ФГОС ОО второго поколения вопрос с классификации школьных уроков приобретает особое значение, ведь новые взгляды на организацию процесса обучения инициируют инновационный поиск новых типов уроков. Однако предлагаемые сегодня подходы к классификации уроков ещё не прошли проверку временем. Кроме того, некоторые из предлагаемых видов уроков, по сути, являются частными разновидностями уже известных в науке и практике обучения типов уроков.
— Классификации уроков по «ведущей дидактической цели»
На данном признаке базируются две классификации уроков.
Первая из них включает следующие их типы:
Вторая классификация включает такие типы уроков, как:
• Уроки изучения нового материала.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
Эти классификации лежат в основе построения тематического плана, отражающего систему уроков по изучению учебных тем любого школьного предмета.
• Уроки последовательного изучения ключевых вопросов темы.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
• Уроки изучения ключевых вопросов темы.
• Уроки закрепления изученного материала.
• Уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
• Уроки контроля результатов обучения.
— Классификация уроков по «ведущему методу обучения»
В практике обучения используется широкий спектр методов обучения, различаемых по разным классификационным основаниям. Одним из таковых является деление методов обучения на репродуктивные и проблемные методы.
Соответственно, по ведущему методу обучения уроки делят на следующие типы:
В условиях введения ФГОС ОО второго поколения, его направленности на формирование у школьников универсальных учебных действий, в том числе проблемно-поисковых, приоритетными в практике обучения становятся проблемные уроки.
Проблемные уроки можно определить как уроки, на которых школьники систематически вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. При этом важно, чтобы этот процесс организовывался учителями всех предметов на основе единого алгоритма.
Данный алгоритм включает в себя следующие важнейшие этапы:
1. Актуализация опорных знаний и способов действий.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Решение проблемы:
5. Подтверждение и применение найденного решения.
— Классификация уроков по «характеру совместной деятельности субъектов обучения»
По данному признаку различают следующие, широко применяемые в практике, типы уроков:
— Классификация уроков по «способу организации»
По данному признаку различают следующие два типа уроков:
В результате практико-ориентированных семинаров РМО учителей химии Гатчинского муниципального района по подготовке к переходу к ФГОС второго поколения, мною были разработаны и проведены уроки в соответствии с требованиями новых стандартов. Для современного мотивированного к обучению школьника характерно стремление к самостоятельности, к динамичной и результативной деятельности. Этому требованию и отвечают современные проблемные уроки.
При актуализации опорных знаний на современном уроке повторяется материал предыдущих уроков, и зачастую это повторение происходит в течение нескольких уроков. С другой стороны, актуализация помогает выявить пробелы в знаниях.
Рекомендации к проведению современного урока:
▪ использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
▪ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
▪ стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
▪ поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые учащимися, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
▪ применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
▪ создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
▪ обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
▪ при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
▪ при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
В рамках заданной программой обучения общей цели, современные уроки преследуют собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя это возможность для самореализации, творческого подхода к своей работе, осуществления собственных идей.
Главным на уроке остаётся:
➢ не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;
➢ на уроке учащиеся должны для себя сделать какое-то открытие – увидеть что-то новое.
Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное- это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.
Список используемой литературы:
3. Шаталов М.А. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: дидактические основы современного урока: метод. рек. – СПб.: ЛОИРО, 2012
Урок как форма обучения (технология деятельностного метода)
Урок – это важнейшая форма осуществления процесса обучения. Характер урока, его структура, особенности определяются самой сущностью процесса обучения.
Урок продолжают рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, учитель свободен в выборе структуры урока. Для него важно только то, чтобы урок обеспечивал высокую результативность обучения и воспитания. С другой стороны, теоретики и практики весьма неоднозначно относятся к «бесструктурному» уроку, т.к. это часто приводит к нарушениям закономерностей развития познавательной деятельности школьников. С этой точки зрения эффективность урока может рассматриваться только в контексте развития всего учебно-воспитательного процесса (по конечному результату), а не отдельно взятой завершенности какого-либо урока или его структурного совершенства.
В курсе дидактики считается традиционной классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков, обоснованная известными педагогами И.Н.Казанцевым и Б.П. Есиповым.
1. Уроки по ознакомлению с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5. Уроки проверки знаний.
6. Комбинированные уроки, включающие элементы всех предыдущих типов.
7. «Нестандартные» уроки.
Требования к современному уроку
Каждый урок должен:
– объединять образовательную, развивающую, воспитывающую цели;
– отвечать всем принципам дидактики, и, прежде всего – научности и связи обучения с жизнью;
– иметь чётко выраженную дидактическую цель;
– включать разнообразные методы и приёмы обучения;
– быть эмоциональным;
– включать непрерывный учёт знаний учащихся, имея целью « нарастание» знаний;
– включать элементы систематического повторения;
– оптимально технически и дидактически оснащён;
– иметь связь с предыдущими и последующими уроками;
– быть максимально продуктивным;
– обеспечивать учебно-трудовую дисциплину;
– иметь гибкую структуру;
– быть практически или профессионально направленным;
– предусматривать эффективное домашнее задание и его обязательную проверку;
– иметь благоприятные морально-психологические и санитарно-гигиенические условия.
Структура урока:
Внешняя – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи.
Внутренняя – определяется содержанием и последовательностью заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения детьми того или иного содержания и характер их деятельности.
Основные этапы урока в технологии деятельностного метода
1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Рекомендации к проведению:
– доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Рекомендации к проведению:
– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)
Цель: выявление места и причины затруднения.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)
Цель: усвоение нового способа действий.
Рекомендации к проведению:
– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.
Рекомендации к проведению:
– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
Требования к этапу:
организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Рекомендации по проведению:
Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков математики в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:
1) Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
2) Что я сам о них знаю?
3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста?
4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.
Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода)
Тема: Сложение. Выражение. Равенство.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
«У нас всё получится!» (девиз на экране)
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания)
– Какие записи вы можете прочитать?
– Как называются эти записи? (Неравенства)
– Как называются другие записи?
– Вы готовы найти ответ на этот вопрос?
– Покажите на «светофоре», с каким настроением начнём урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– У нас сегодня урок открытия новых знаний. (Покажем то, что умеем и знаем)
1. Счёт в пределах 20 (прямой и обратный).
– Сосчитайте от 7 до 15, от 17 до 8.
– Какое число стоит между 7 и 9, между 15 и 17?
– Какое число стоит справа от 15?, слева от 13?
– Назовите соседей числа 18.
2. Игра «Живые числа»
9 детей получают карточки с числами 1 – 9. По команде «числа» выстраиваются в порядке возрастания, убывания. Другая часть класса читает числовые ряды. Можно попросить детей закрыть глаза и какое-то «число», убрать из числового ряда, затем обсудите ситуацию.
3. Постановка учебной задачи
– Какие ещё знаете математические знаки?
– Рассмотрите рисунки. Что делают Маша и Миша? (Запускают рыб в аквариум Миша – 2, Маша – 3.)
– Что сделали Маша и Миша? (Объединили рыб, их рыбы теперь в одном аквариуме).
– Как можно записать действия Миши и Маши математическим выражением? (2 + 3)
– Почему именно эти числа?
– Какова цель нашего урока? (Научится записывать выражения со знаком «+»)
– Значит, тема урока «Сложение. Выражение. Равенство».
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Что одинаково во всех математических выражениях? (Два числа, а между ними знак)
– Как называется этот знак? (+ «плюс»)
– Что он обозначает? (Действие сложение)
Физкультминутка:
Стали мы учениками На носочках поднялись,
Соблюдаем режим сами. А потом мы умывались,
Утром мы, когда проснулись, Аккуратно одевались,
Улыбнулись, потянулись. Завтракали и, не торопясь,
Для здоровья, настроения В школу шли,
Делаем мы упражнения: к знаниям стремясь.
Руки вверх и руки вниз
4. Проектирование и фиксация нового знания
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Как можно прочитать эти выражения?
+
Прибавить
Плюс
Сложить
Сумма чисел
– Кто догадался и хочет прочитать выражения, используя эти слова? Молодцы!
– Чего не хватает в записи?
– Сколько это будет?
– Как можно записать?
– Давайте определим результат этих действий. (Работа по картинкам)
– Сколько рыбок стало в аквариуме вместе? (Пересчитываем 5)
– Как запишем?
– Какой новый знак появился? «Равно». После него записывают результат действия сложения.
– Результат сложения называется «значение суммы».
– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак «=»?
– На что похож знак «=»?
– Рассмотрите образец написания.
Демонстрация написания знаков «=», «+».
5. Первичное закрепление во внешней речи
– Красиво запишите в тетради знаки «+» и «=» (по строчке).
– Запишите равенство с доски в тетрадь.
– Тренировка в чтении выражений по-разному (опираясь на памятку).
Физкультминутка
6. Самоконтроль с проверкой по эталону
– Давайте поверим наши знания, выполнив №156 с.68. самостоятельно.
– Теперь сравните свою запись с эталоном. (Вывешивается на доску образец выполненного задания).
– Если есть расхождения, то поставьте себе рядом знак «?» и исправите ошибку.
– Кто выполнил правильно, поставьте себе «+»
– Кто понял и исправил свою ошибку? (поднимите руки) Молодцы!
– Кто выполнил без ошибок? Вы меня очень порадовали!
7. Включение в систему знаний и повторений
Работа по учебнику с. 69 № 156
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Узнать по каким признакам разложили пуговицы в 2 коробки и узнать, что обозначает это равенство).
– Самостоятельно выполните это задание. (После окончания, вывешивается эталон «образец» выполнение данного задания).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какие задания вам понравились особенно?
– С каким действием познакомились?
– Что значит «сложить»?
– Как вы думаете, мы всё узнали о сложении?
– Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?
– Раскрасив полянку цветами (Жёлтые цветы – «у меня нет вопросов я всё понял», красные цветы – «у меня остались вопросы по уроку»)
– Вы прекрасно поработали. Спасибо за урок! Улыбнитесь друг другу.