Дейвуд на лодочный мотор что это
МОТОР С КАКИМ ДЕЙДВУДОМ НЕОБХОДИМ ДЛЯ МОЕЙ ЛОДКИ, С КОРОТКИМ, ДЛИННЫМ ИЛИ УЛЬТРА ДЛИННЫМ?
МОТОР С КАКИМ ДЕЙДВУДОМ НЕОБХОДИМ ДЛЯ МОЕЙ ЛОДКИ, С КОРОТКИМ, ДЛИННЫМ ИЛИ УЛЬТРА ДЛИННЫМ?
При покупке лодочного мотора одним из важнейших его параметров, с которым вы должны определиться прежде всего, является длина его дейдвуда («ноги», «сапога»). Для ее определения необходимо измерить расстояние от верхней части крепежного кронштейна до нижней части кавитационной плиты. Полученный результат должен быть равен высоте кормового транца (плюс-минус 24мм). При глиссировании лодка до нижней кромки транца полностью находится над водой.
Мотор с каким дейдвудом необходим для моей лодки, с коротким, длинным или ультра длинным?
Подвесные лодочные моторы одинаковой мощности могут иметь различную длину дейдвуда (его еще часто называют «сапог» или «нога»). Как же определить, мотор с каким дейдвудом, коротким, длинным или ультра длинным, необходим для вашей лодки? Вытащите лодку из воды, установите ее на твердой поверхности и измерьте расстояние от верхней части транца (транец лодки — это то место, куда крепиться подвесной мотор) до дна лодки. У вас должно получиться примерно 367 мм, 490 мм или 612 мм. Это соответствует короткому, длинному или ультра длинному дейдвуду.
При покупке лодочного мотора одним из важнейших его параметров, с которым вы должны определиться прежде всего, является длина его дейдвуда («ноги», «сапога»).
Как самостоятельно измерить длину дейдвуда лодочного мотора? Для ее определения необходимо измерить расстояние от верхней части крепежного кронштейна до нижней части кавитационной плиты. Полученный результат должен быть равен высоте кормового транца (плюс-минус 24мм). При глиссировании лодка до нижней кромки транца полностью находится над водой. При этом мотор также находится над водой до нижней кромки кавитационной плиты, таким образом, вращающийся гребной винт лодочного мотора не оголяется и постоянно находится в воде.
Приведем ряд вопросов, наиболее часто возникающих при выборе длины дейдвуда лодочного мотора.
В. Можно ли использовать лодочный мотор с длинным дейдвудом на лодке, которая рассчитана на лодочный мотор с коротким дейдвудом?
О. Да, он будет нормально работать, но будет наблюдаться большее сопротивление движению, а также потеря мощности и скорости. Имейте в виду, что плавать с таким мотором по мелководью вы не сможете.
В. Моя лодка имеет регулируемый транец, могу ли я установить на ней подвесной лодочный мотор с коротким дейдвудом?
О. Да, но обязательно убедитесь в том, что транец вашей лодки позволяет установить мотор в правильном положении, а также в том, что вам удобно им управлять.
В. Мне кажется, что в процессе движения лодку слишком уводит в сторону или гребной винт лодочного мотора часто оголяется. Означает ли это, что я неправильно выбрал длину дейдвуда?
О. Возможно. Такого быть не должно, даже если вы находитесь в открытом море и высота волн достаточно велика. Это также может означать, что не правильно выбран угол дифферента. Его нужно проверить в первую очередь, прежде чем что-либо предпринимать.
В. Можно ли переделать лодочный мотор с коротким дейдвудом в лодочный мотор с длинным дейдвудом и наоборот?
О. Некоторые подвесные лодочные моторы можно переделать довольно легко, переделка других довольно затруднительна. В любом случае (при наличии комплекта деталей для переделки) переделать короткий дейдвуд в длинный легче, чем длинный в короткий.
Итак, при выборе подвесного лодочного мотора с коротким, длинным или ультра длинным дейдвудом вы должны измерить высоту транца лодки, чтобы определить, мотор с каким дейдвудом вам необходим (высота транца лодки указана также в ее паспорте). Имейте в виду, что кавитационная плита лодочного мотора должна находиться на одном уровне с днищем лодки. Допустимая отклонение составляет около 24 мм, но лучше, если его величина будет минимальной. Если у вас все же остаются сомнения относительно необходимой длины дейдвуда, обратитесь к производителю лодки.
Мотор для лодки: как не ошибиться с выбором
Пожалуй, каждый рыбак и даже просто любитель отдыха у воды рано или поздно задумывается о покупке надувной лодки. Ведь с собственным плавсредством можно и добраться до укромной и, безусловно, рыбной заводи на том берегу, и посмотреть, что там ниже или выше по течению, и получить массу новых впечатлений. Однако на весельном приводе далеко не уплывешь, поэтому стоит сразу рассмотреть вариант покупки мотора для ПВХ-лодки. Ведь многие из последних сегодня уже в базовой конструкции имеют все необходимое для крепления двигателя. Более того, в предлагаемом ассортименте силовых установок можно найти вариант и для лодки, не имеющей транца. Диапазон технических характеристик и цен тоже очень обширен – в нем найдется подходящий вариант для любых задач и на любой бюджет.
Однако такой широкий выбор играет и отрицательную роль. Неподготовленному покупателю может быть непросто определиться, какой лодочный мотор лучше выбрать именно для его целей и задач. А ошибочный выбор может стать в прямом смысле дорогостоящим. Поэтому прежде чем открывать каталог двигателей, нужно проштудировать матчасть и разобраться с ключевыми аспектами выбора по типу и мощности. В этом вам готовы помочь эксперты интернет-магазина «Трофей».
Конкретизируйте свои цели
Прежде чем начинать предметный выбор модели мотора, нужно определиться, для каких целей он вам необходим. Именно характер предстоящих задач будет определять оптимальную мощность и практически все остальные технические параметры, а также, разумеется, цену агрегата.
Рассмотрим ситуацию из практики:
мотор выбирается для рыбалки;
дальних вояжей в поисках рыбного места не планируется;
водоем спокойный – река с медленным течением или вовсе озеро.
В таких условиях не столь критична будет мощность и производительность, лучше сделать акцент на легкости мотора и топливной экономичности. Кроме того, для вышеобозначенных задач вполне подойдет и двигатель бюджетного класса.
Теперь другая близкая к реальности ситуация:
владелец лодки хочет развивать на ней максимально возможную скорость;
лодка большая, вместительная и тяжелая, скорее всего, с жестким складным дном.
Для таких условий важна высокая мощность мотора, а также его надежность – он должен выдерживать длительные перегрузки. В этом случае нужно быть готовым заплатить за мотор круглую сумму, кроме того, он будет довольно громоздким и тяжелым.
Разумеется, приведенные примеры близки к крайностям, в то же время они объективно характеризуют потребности многих покупателей. Поэтому теперь поговорим о важных параметрах по отдельности.
Типы лодочных моторов
Традиционный вариант – это бензиновый двигатель. Это вариант, проверенный длительной эксплуатацией, неприхотливый и производительный. Работает он на обычном автомобильном бензине и позволяет развивать на воде достойную скорость. Главный плюс бензиновой тяги – автономность. Расход топлива у небольшого ДВС скромный, поэтому достаточно взять с собой канистру бензина, и вероятность остаться без движения на воде сводится к минимуму.
Однако есть у бензиновых моделей и существенные недостатки:
они относительно тяжелые и громоздкие;
их работа сопряжена с высоким уровнем шума;
конструкция ДВС требует периодического обслуживания.
Кроме того, нужно учитывать, что бензиновые моторы для лодки делятся на двух- и четырехтактные модели. Первые дешевле и легче, в их конструкции нередко предусмотрен встроенный бензобак. В то же время они менее удобны, поскольку заправлять их нужно не бензином, а бензомасляной смесью с точными пропорциями топлива и смазки. Еще двухтактники более шумные и менее экономичные.
Четырехтактные двигатели отличаются увеличенным рабочим ресурсом, топливо в них заливается чистым, они тише работают и тратят меньше бензина. Эти плюсы оттеняются повышенной сложностью ремонта, тяжеловесностью и высокой стоимостью.
В целом, 2-тактники – это основной объем всего спроса и предложения на лодочные моторы. Они проще и в транспортировке, и в обслуживании. Главное же преимущество – ощутимо меньшая цена. 4-тактники же предпочитают рыбаки-профессионалы, которые ценят такие моторы за сочетание производительности, меньшей шумности и стабильной тяги на оборотах. Поэтому, если вы специализируетесь на троллинговой рыбалке, то 4-тактный ДВС будет для вас предпочтительней.
Особняком стоят электромоторы. Они привлекательны, прежде всего своей доступностью, бесшумностью, небольшим весом и минимальными требованиями к обслуживанию. С таким мотором можно спокойно сплавляться даже по особо охраняемым акваториям – они абсолютно безвредны для природы. Главным же минусом электротяги является то¸ что такие двигатели питаются от аккумуляторных батарей. А они, как правило, тяжелые и дорогостоящие. Кроме того, подзарядить аккумулятор можно только от электросети – поэтому далеко на электрическом приводе не уплывешь.
Как рассчитать мощность двигателя
Чтобы определить подходящее количество лошадиных сил, в первую очередь обращает внимание на техпаспорт лодки. В подавляющем большинстве случаев в нем будет указание на предельную допустимую мощность силового агрегата, на которую рассчитана конструкция плавсредства.
Теперь вернемся к рассмотренным нами выше ситуациям. Для охоты и рыбалки на относительно небольшой акватории будет достаточно скорости в 6-12 км/ч при условии, что ваше уже снаряженное плавсредство весит не более 120 килограмм. С такой задачей легко справится двухтактный двигатель на 2.5-4 л.с., его потенциала будет достаточно в данных условиях. А если у вас лодка с надувным дном (НДНД) или так называемая плоскодонка, то даже с относительно слабым двухтактником лодка может выйти на глисс.
Если нужны высокие скорости, то и мощность должна быть соответствующей – как минимум 5-6, а лучше 8-10 л.с. Также нужно учитывать, что интенсивность разгона и возможность выхода в глиссирующий режим будет во многом зависеть от того, как расположена нагрузка в лодке. Если перегрузить нос, то она будет постоянно зарываться им в волны. Однако и стаскивать всю поклажу назад не стоит – корма уже и без того отягощена мотором. Оптимальный вариант – равномерное расположение груза в лодке. Это не только упростит набор скорости и выход на глисс, но и повысит безопасность движения.
Чтобы определить точное значение подходящей вам мощности с возможностью глиссирования, воспользуйтесь следующей формулой:
определяется общая нагрузка – это совокупный вес лодки, двигателя, пассажиров и всего скарба;
делим результат на 30;
округляем значение до 0.1;
полученная величина и будет искомой мощностью.
Рассмотрим на примере. Вес 320-сантиметровой лодки со всей оснасткой составляет примерно 35 кг. Мотор весит в районе 25 кг. Вес экипажа 160 кг. Бензобак и багаж – еще 30 кг. Итого, собственная масса лодки с двигателем 60 кг, загрузка на 190 кг – получаем 250 кг общей нагрузки. Делим на 30, округляем – и получаем 8.3 л.с.
Однако это минимальное значение, лучше обращать внимание на модели лодочных моторов с запасом производительности. Поэтому, чтобы была возможность отправиться всей семьей в дальний речной вояж, лучше выбирать мотор на 9.8-9.9 л.с. Однако сразу учитывайте, что чем мощнее силовая установка, тем она дороже, больше и тяжелее. То есть сразу предусматривайте наличие места для хранения и возможностей транспортировки.
Выбираем оптимальный дейдвуд
Под этим термином понимается длина «ноги» мотора, которая опущена в воду и оканчивается гребным винтом. Длина дейдвуда в большинстве случаев стандартизирована по 3 классам:
короткая – 381 мм, наиболее распространенный вариант для 2-тактников с небольшой мощностью;
длинная – 508 мм, широко используется на моторах мощностью от 10 л.с.;
экстрадлинная – 635 мм, это 4-тактники от 175 л.с.
Однако у отдельных производителей могут иметься свои субкатегории дейдвуда. Например, YAMAHA предлагает эксклюзивные моторы с ультрадлинным 762-миллиметровым дейдвудом.
Лодка ПВХ с жестким транцем требует индивидуальных подсчетов. Определите расстояние от верха транца до днища. По полученной величине выберите подходящую длину «ноги мотора». У мотора дейдвуд измеряется от верхней точки крепления до нижней плоскости антикавитационной плиты.
Большинство лодок под мотор стандартизировано под определенный дейдвуд. Могут быть незначительные отклонения в несколько сантиметров, но они не критичны. Такая унификация облегчает как выбор мотора под высоту транца, так и лодки под мотор.
Слишком длинная «нога» приведет к повышению сопротивления, из-за чего мотору будет сложнее выйти на требуемую скорость, его ресурс будет расходоваться быстрее, а прожорливость мотора возрастет, как и риск повреждения его нижней части.
Разновидности систем пуска и управления
Запускаться лодочные моторы могут по-разному:
Тросовый стартер – классическое решение. Чтобы завести двигатель, нужно резко дернуть трос. Не слишком удобно, зато бюджетно.
Электростартер – атрибут дорогих современных моторов. Запуск осуществляется нажатием кнопки или поворотом ключа. Удобнее, но ощутимо дороже.
Система управления также может быть традиционной или более продвинутой. Первый вариант – это румпель, отходящий непосредственно от мотора. Он задает и направление движения, и скорость. Управляющему приходится постоянно находиться возле двигателя. Второй вариант – рулевая система или управление пультом. Более удобна, но и более дорогостоящая.
Популярные производители моторов для ПВХ-лодок
В России наиболее популярны американские, китайские, корейские и японские марки:
YAMAHA – один из столпов лодочно-моторной отрасли;
Suzuki – еще один именитый производитель из Японии;
Tohatsu – опять же Япония, высокое качество и широкий модельный ряд;
Mikatsu – подразделение корейского концерна Hyundai, качественные, мощные и сравнительно недорогие моторы;
MERCURY – ведущие моторостроители из США, имеющие производство в Японии.
Johnson – еще один именитый бренд из США;
Hidea – перспективный производитель из Китая;
HDX – китайские моторы, сочетающие неплохое качество и достаточную надежность.
К вопросу о регистрации
Согласно действующим регламентам для использования лодки с мотором мощностью от 10 л.с. требуется наличие прав и регистрации в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Это значит, что придется регулярно проходить технический осмотр и платить транспортный налог. Ставку последнего можно рассчитать на основе нормативов, ежегодно публикуемых Налоговой службой.
Дейвуд на лодочный мотор что это
На иллюстрациях: Транец на мотолодке
Стационарный транец на надувной лодке ПВХ
Подвесной транец на надувной лодке
1 кВт = 1,35962162 л.с.
Если Вам необходимо узнать мощность подвесного лодочного мотора в киловаттах, а Вам известна только мощность лодочного мотора в лошадиных силах, то необходимо
мощность в лошадиных силах разделить на 1,35962162.
Для обратного перевода мощности (то есть из киловатт в лошадиные силы) необходимо мощность в киловаттах умножить на число 1,35962162.
Для определения требуемой длины дедвуда лодочного мотора необходимо измерить транец. Если от верхнего обреза транца до киля лодки от 38 до 41 см, то на такую лодку требуется двигатель с коротким дейдвудом. Если же высота транца составляет 50-55 см., то потребуется лодочный мотор с длинным дейдвудом.
Лодочные моторы мощностью более 3-4 л.с. поставляются как с коротким, так и с длинным дейдвудом. Для большинства надувных лодок ПВХ подойдет короткий дейдвуд, а вот для яхт и парусников длинный.
Помните, что подбор лодочного мотора по длине дейдвуда важнейший момент выбора двигателя.
Налог начисляется с момента регистрации. Вы можете снимать мотор с регистрации, когда он не используется (во время запрета навигации), а потом снова ставить. За этот период тогда налога платить не придется.
Подобная сложность связана с тем, что ГИМС не просто регистрирует лодочный мотор, но и признает за вами право собственности, то есть судовой билет (куда вписан мотор) это юридический документ. Чтобы этот документ вам выдать, у ГИМС должны быть основания признать вас собственником, как я понимаю, таких документов у вас нет. Ищите вместе с дарителем правоустанавливающие документы, если их нет, то обращайтесь в суд и опять же это должен сделать даритель, так как если в суд обратитесь вы, то доказать что-либо будет еще сложнее.
Зависит от мощности мотора и аккумулятора, а также от условий на воде. В среднем, на примере электромотора Минкота Эндура 30 и аккумулятора 100 Ah, время работы в смешанном режиме хватает на день рыбалки, или:
— 9 часов троллинга на 3 скорости;
— 2,5 часа хода на полном ходу (5 скорость):
— пройденного расстояния до 20 км.
Все значения приблизительные и взяты в отдельности. В смешанном режиме получается 1 день неторопливой и отличной рыбалки.
Важно: используйте специальные аккумуляторы (глубокой разрядки) и хорошие зарядные устройства. Подзаряжайте батарею до полной сразу после рыбалки и 1 раз в 1,5 месяца, когда ей не пользуетесь.
У электромотра свои плюсы перед «зажигалками», но это уже другой вопрос)
Если мощность лодочного электромотора не превышает 3.68 кВт, то права на такой электромотор не нужны.
Ответ:
Если в документации на лодку промышленного производства максимальная мощность подвесного мотора ограничена 50 л.с, то зарегистрировать более мощный мотор на ней будет сложно. ГИМС исходит прежде всего из ограничений, которые указывает сам производитель лодки. То есть, внеся изменения в конструкцию лодки (в вашем случае усилив транец) вы должны добиться того, чтобы производитель лодки подтвердит, что полученная конструкция может быть использована под 60-ти сильным мотором. ГИМС в данном случае всего лишь контролирует соблюдение заявленных технических характеристик производителем и не имеет прав определять мощность применяемого на лодке мотора исходя из изменений конструкции.
Вопрос:
Купил мотор из-за границы новый. Перед поездкой в гимс начал осматривать мотор. Обнарежил отсутствие шильды на моторе. из доков только инструкция по эксплуатации. Есть ли какая нибудь возможность зарегистрировать сей мотор в гимс?
Вопрос:
— Есть лодка Уфимка-грузоподъемность 220кг. Хочу поставить на нее самодельный электромотор. Нужно ли регистрировать установку мотора, чтобы не было претензий со стороны ГИМС.
Ответ:
— Если по паспорту ваша надувная лодка идет как «гребная», то ни о какой установке, а тем более регистрации такой лодки с мотором речи не может быть. Установленный лодочный мотор регистрируют только на моторно-гребные и моторные лодки. Вдобавок ко всему электромотор еще и самодельный, что само по себе вызовет трудности при регистрации даже на разрешенную под мотор лодку.
Ответ:
Зарегистрировать лодочный мотор купленный таким способом маловероятно. При регистрации любого мотора и лодки ГИМС исходит из Правил государственной регистрации маломерных судов (Приказ № 500), где пункт 18 четко прописывает какие правоустанавливающие документы должен иметь владелец. Скорее всего приобретя мотор через интернет-аукцион у вас не будет ни одного из них. Вариант с «левым» кассовым чеком из магазина тоже не пройдет, так как в ГИМС потребуют не только чек, но и спраку-счет оформленную на вас, и техпаспорт лодочного мотора с отметкой торгующей организации о продаже, а вот товарный чек как раз не нужен.
В любом случае ГИМСу необходимы документы принятого образца подтверждающие ваше право собственности. Как вариант таким документом может быть признано решение суда, но для легализации электромотора, как подсказывает здравый смысл, это слишком энергозатратный путь.
Дейвуд лодочного мотора что это такое
Как подобрать длину ноги мотора для лодки (дейдвуд)
Покупка мотора для лодки в корне и в целом меняет философию передвижения на ней. Теперь ходить по воде можно не только на 200-300 метров от места старта, но гораздо дольше, а порой и с ветерком! Романтические прогулки на лодке, превращаются в «морские круизы». Однако лодочный мотор, прежде чем подарить нам минуты радости, должен быть выбран и куплен! И здесь возникает проблема не только выбора фирмы производителя, но и конструкции. И сейчас мы даже не о тактах работы мотора, 2 или 4 — тактный, а именно о физических габаритах мотора, о его высоте. Так вот, на эту высоту мотора в первую очередь влияет его нога. Именно о подборе правильной высоты мотора по ноге лодочного мотора мы расскажем.
Что называют ногой лодочного мотора
По сути нога это то, что идет от колпака мотора, где стоит сам двигатель и вниз до редуктора. Нога мотора это не просто удлинитель, но еще и вал, которые в нем установлен. Так вот, в зависимости от лодки, от высоты ее борта, а вернее от высоты транца, надо будет выбрать ногу мотора по размеру. В идеальном случае длина выступания ноги с редуктором ниже дна лодки, а еще точнее расстояние от между гидрокрылом (плитой) и дном лодки выставляется не более 50 мм, а еще лучше 20-30 мм. Вот несколько картинок из инструкций.
Само гидрокрыло, а иногда его называют антикавитационной пластиной, необходимо для отсечения воды под винт, то есть для направления именно на него. В отсутствии такой пластины, на большой скорости, винт будет «хватать» воздух с поверхности, а значит будет пропадать тяга. Тоже самое будет и в том случае, если нога будет короткая, если даже она будет в воде.
Если длина ноги будет длинная, то здесь уходить под самое дно и ниже, то вектор силы будет стараться сам собой повернуть лодку и мотор, да еще будет и излишнее сопротивление воды. Все это ни к чему.
То есть подбираем ногу так, чтобы она выступала именно на рекомендованный размер. Часто на самих лодках уже есть рекомендации, какую ногу лодочного мотора с ней применять. Такие надписи есть на заводских табличках закрепленных на лодке.
Какие размеры (длины) ног лодочного мотора бывают
Производители водной техники сделали условный типоряд, обозначив ноги мотора под длине определенными буквами:
S — для транца высотой около 381 мм
L — для транца высотой около 508 мм
X — для транца высотой около 635 мм
U — для транца высотой около 762 мм
Моторы с короткой ногой S создают для самых скромных надувных лодок, которыми пользуются рыбаки-любители. А вот моторы с большим размером уже годятся для катеров и яхт к более мощным моторам.
Бывают подвесные моторы по 250 «лошадок», и они предназначены для быстроходных плавучих средств. В таких случаях длина дейдвуда варьируется от 635 до 762 миллиметров.
На самом моторе расшифровать длину ноги можно по следующей маркировке.
Большинство моделей подвесных моторов выпускаются с различной длиной дейдвуда.
Что будет если выбрать неправильную длину ноги лодочного мотора
Как мы поняли, короткую ногу просто не поставить на высокий транец, а вот мотор с длинным дейдвудом можно ставить в надувную лодку с коротким транцем. Однако владелец лодки потеряет в скорости, КПД, мощности. Все это ведет к нерациональной трате горючего и возможности зацепиться за дно на мелководье или у берега.
Получается, что выбрать ногу для мотора не так уж сложно, но весьма важно! Давайте еще раз подведем итог о чем говорили.
Когда нога длинная, можно наблюдать следующие проблемы с лодкой:
• очень сложно вывести лодку на режим глиссирования (скольжение по водной глади);
• винт легко повредить о встречающиеся препятствия, особенно скрытые под водой;
• пристать к берегу становится труднее;
• падает скорость;
• повышается нагрузка на двигатель и расход топлива.
Когда плита выше дна лодки, то есть короткая нога, это также проблемы:
• на поворотах и волнах гребной винт хватает воздух;
• обороты нецелесообразно возрастают;
• скорость то падает, то возрастает.
Кроме всего того, что уже сказано, мотор на лодке следует ставить по центру транца и изначально параллельно водной линии. Во время хода по воде следите за тем, чтобы мотор равномерно набирал обороты и равномерно снижал их, чтобы винт не хватал воздух. В процессе эксплуатации также можно будет незначительно менять погружение пластины за счет изменения угла установки ноги мотора относительно транца, но это уже тема другой статьи.
Длина дейдвуда (длина «ноги») подвесного мотора
Длина дейдвуда (длина «ноги») подвесного мотора
Большинство моделей подвесных моторов выпускаются с различной длиной дейдвуда (обозначаемой S/L/X/U), для того чтобы подвесные моторы могли устанавливаться и эффективно эксплуатироваться на моторных лодках с различной высотой транца.
Длина дейдвуда подвесного мотора (размер 1 на рисунке) и высота транца моторной лодки (размер 2 на рисунке)не равны друг-другу, поскольку длина дейдвуда должна обеспечить оптимальное заглубление гребного винта и нижнего углового редуктора.
Длина дейдвуда подвесных моторов примерно соответсвует следующим значениям высоты транца моторной лодки.
Эти данные следует использовать для правильного подбора варианта исполнения подвесного мотора.
S — для транца высотой около 381 мм
L — для транца высотой около 508 мм
X — для транца высотой около 635 мм
U — для транца высотой около 762 мм
Исходя из этих двух рисунков имеем:
1 = 440 мм (длина дейдвуда мотора Yamaha по мануалу)
2 = 381 мм (высота транца лодки)
440 – 381 = 59 мм явно не 25 мм.
Какой же вывод? Либо дейдвуд = 406 мм, либо транец + 34 мм?
Как подобрать длину ноги мотора для лодки (дейдвуд)
Покупка мотора для лодки в корне и в целом меняет философию передвижения на ней. Теперь ходить по воде можно не только на 200-300 метров от места старта, но гораздо дольше, а порой и с ветерком! Романтические прогулки на лодке, превращаются в «морские круизы». Однако лодочный мотор, прежде чем подарить нам минуты радости, должен быть выбран и куплен! И здесь возникает проблема не только выбора фирмы производителя, но и конструкции. И сейчас мы даже не о тактах работы мотора, 2 или 4 — тактный, а именно о физических габаритах мотора, о его высоте. Так вот, на эту высоту мотора в первую очередь влияет его нога… Именно о подборе правильной высоты мотора по ноге лодочного мотора мы расскажем.
Что такое нога двигателя
Участок от верхнего значения крепления мотора на транце (нижняя часть плоской кормы лодки) до антикавитационной плиты называется длиной ноги мотора. В идеале она должна становиться на глубину до пятнадцати сантиметров над плитой.
По сути плита представляет собой пластину, находящуюся на дейдвуде параллельной над гребным винтом. Она нужна для того, чтобы винт не хватал с поверхности воздух. Дейдвуд – это соединяющий движок, редуктор и подвеску элемент. Это также техническое название «ноги».
При малом углублении или слишком внушительном, подвесной двигатель будет работать неправильно. Владелец судна может столкнуться с самыми неожиданными сюрпризами в неподходящий момент.
Другие конструкции подвесных лодочных моторов
В странах Юго-Восточной Азии распространены подвесные лодочные моторы с двигателями воздушного охлаждения (как с двухтактными, так и с четырёхтактными), широко применяющимися на малогабаритной сельскохозяйственной технике, на малогабартных бензиновых электростанциях, и др. На транцевом креплении шарнирно закреплена подмоторная рама, на ней установлен двигатель. Редуктор и муфта сцепления, как правило, отсутствуют, гребной винт насажен на удлинитель коленчатого вала. Управление с румпеля. Данные моторы в странах Азии носят название «хвост креветки» (англ. Shrimp Tail Motor). Так как двигатели имеют воздушное охлаждение, такие моторы могут эксплуатироваться в загрязнённой воде (песок, ил), в заросших водной растительностью водоёмах. На больших прогулочных лодках устанавливаются моторы с жидкостным охлаждением, снятые со старых автомобилей. Моторы аналогичных конструкций находят применение в вооружённых силах, носят название «мотор-весло
Лодочный мотор с двигателем воздушного охлаждения от сельскохозяйственной техники, Таиланд | Лодка с кустарно изготовленным подвесным мотором (использован двигатель с водяным охлаждением от старого автомобиля) | Подвесной дизельный двигатель на китайской рыбацкой лодке[1] | Подвесной мотор-болотоход Go-Devil с воздушным охлаждением |
Поиск нужного размера ноги
Производители водной техники упростили задачу клиентам, обозначив для различных моделей движков определенные числа. Зная их обозначения, легко выбрать нужную длину ноги любого лодочного мотора.
Моторы с короткой ногой создают для небольших надувных лодок, которыми пользуются рыбаки-любители. А вот моторы со средним значением годятся для катеров и яхт с более мощными движками.
Существуют подвесные моторы, у которых триста «лошадок», и они предназначены для быстроходных плавучих средств. В таких случаях длина дейдвуда варьируется от 635 до 762 миллиметров.
По мнению специалистов, подвесной мотор с длинным дейдвудом можно ставить в надувную лодку с коротким транцем. Однако владелец плавсредства рискует потерять некоторую скорость и мощность. Также это ведет к нерациональной трате горючего.
Подвесные моторы производства СССР/России
Основная статья: Лодочные моторы СССР/России
Мотор «Ветерок-8» (УМЗ, СССР, 1980-е гг.), слева. Без кожуха, стартер снят.
Следует иметь в виду разницу отечественной и зарубежной маркировки моделей моторов и определения их мощности. Отечественные лодочные моторы до последнего момента выпускались с указанием в паспорте (и марке модели) максимальной мощности на валу двигателя
, а все зарубежные — непосредственно
на винте
или
гребном валу
. Поэтому, с учетом потерь (в редукторе и т. п.), у отечественных моторов мощность на гребном валу (которая собственно и «толкает» лодку) может оказаться ниже, чем у «аналогичных» зарубежных моделей. Поэтому сравнивая моторы, следует всегда уточнять, о какой именно мощности идет речь.[2]
Ошибка с выбором размера
Получается, что выбрать нога судна высчитывается несложно. Если кавитационная плита не расходится с размерами транца, винт не будет нависать над водой и будет на уровне лодки. Максимальное отклонение от указанной производителем длины ноги – два с половиной сантиметра.
Когда плита ставится ниже, можно наблюдать следующие проблемы в работе с водной техникой:
Когда плита становится выше дна лодки, это также ведет к огрехам в работе агрегата:
№ | Полезная информация |
1 | на поворотах гребной винт хватает воздух |
2 | обороты вала нецелесообразно возрастают и движок выходит из строя |
Моторы на плавсредстве следует ставить по центру плиты транца и параллельно водной линии. А длина ноги лодочного мотора позволяет регулировать наклон изделия по вертикали.
Есть транцы, которые можно без труда приспособить под короткую и длинную ногу. Но если производитель рекомендовал конкретное значение, нужно придерживать его. В противном случае можно лишь добиться неправильной работы мотора и перерасхода топлива.
Цепной лодочный мотор из бензопилы своими руками
Длина ноги лодочного мотора — это расстояние между местным креплением двигателя до лодки и антикавитационной плитой мотора. Эта длина тоже должна быть такой же или немного, до 10 см большей чем высота транца лодки. Поэтому выбирая подвесные лодочные моторы обязательно обращайте внимание на соответствие высоты транца лодки и длины ноги двигателя. Антикавитационная плита лодочного мотора должна быть на уровне лодки или максимум на 10 см ниже него. Если же плита будет углублена еще ниже, возможны последствия: — трудности или даже невозможность выхода лодки в режим глиссирования — большая возможность повреждения винта о подводные объекты. Трудности с паркованием лодки к берегу. Если же плита будет установлена выше дна лодки, возможны последствия: — контакт гребного винта с воздухом особенно на поворотах, что может привести к значительному повышению оборотов лодочного мотора и выхода его из строя. Также устанавливая подвесные лодочные моторы, обращайте внимание на их отцентровку по ширине транца лодки. Подвесные лодочные моторы должны стоять по центру плиты транца. Упрощенно длина ноги — это система регулирования наклона двигателя по вертикальной оси. При нагруженной лодке рекомендуется ориентироваться на капот мотора. Лодочные моторы должны находиться параллельно воде. Все лодочные моторы имеют несколько положений регулирования угла наклона. Отрегулируйте на воде самостоятельно, передвигая регулирующий штырь в разные отверстия. Будьте осторожны, чтобы не упасть в воду.
Балласт на борту
Тщательно продумайте схему загрузки лодки. На ходовые качества малотоннажных лодок большое влияние оказывают вес и размещение пассажиров. Самым удачным местом для «второго водителя» на рыболовных лодках является среднее или переднее сиденье, по диагонали к «капитану». Если вы сами сидите по правому борту, то напарник должен находиться ближе к левому борту. Если ваш 100-килограммовый напарник усядется рядом с вами на заднем сиденье, то лодка неизбежно будет перемещаться с носом, задранным под облака. В таком положении вы никогда не выйдете на режим глиссирования, да к тому же будете двигаться почти вслепую, потому что собственная лодка будет загораживать весь обзор. Так что пересаживайте своего приятеля вперед, тогда все будет в порядке.
Эти трое солидных мужчин явно перегрузили лодку. О плавном и сберегающем топливо глиссировании по воде здесь не может быть и речи.
Так выглядит типичная тихоходная лодка. Такие лодки, как и рыболовецкие шхуны, оснащены мощным дизельным мотором, размешенным внутри судна, и буквально «трамбуют» воду.
Когда вы один сидите в задней части лодки, целесообразно так же разместить балласт (например, мешок с песком) для загрузки носа лодки. Такой дифферент-груз всегда следует укладывать, не создавая крена судна влево или вправо.
Короткая или длинная «нога»?
Такое комичное название как нельзя лучше характеризует внешний вид этой части двигателя, объединяющей дейдвудную трубу (в которой находится вертикальный вал и каналы системы выхлопа), обтекатель редуктора и выступающий из него вал гребного винта. Основное назначение «ноги» — обеспечение оптимального заглубления гребного винта и выходного отверстия выхлопа. Мелко сидящий и находящийся в гидродинамической «тени» кормы винт не сможет развить необходимой тяги, и будет работать скорее в режиме сверхмощного миксера, чем движителя. Глубоко сидящий винт работает эффективнее, но в невыгодном положении оказывается система выхлопа (возросшее внешнее давление снижает мощность двигателя), возрастает, и риск повреждения винта при проходе мелей. В связи с этим подходящий размер «ноги» однозначно зависит от высоты транца (кормовой пластины, на которой крепится лодочный двигатель) имеющихся лодки, катера или яхты. Для небольших низкобортных или надувных лодок или лодок, имеющих глубокий вырез в транце, вполне подойдут моторы с короткой или обычной «ногой» (обычно S в обозначении). Крупные лодки, малые катера и небольшие яхты потребуют «ногу» увеличенного размера (обычно L в обозначении), а крейсерские яхты, морские катера — иногда и сверхдлинного (с маркировкой X, Z).
Система управления
Система управления является немаловажным критерием при выборе мотора. И так, рассмотри варианты систем управления: 1) румпельная 2) удаленная. Румпельная позволит вам управлять лодкой, совершать поворот сам двигатель при помощи ручки.
Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части. В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления (румпельный). Стоит заметить, что румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.
Тактность двигателя ПЛМ
Ключевые отличия 2-тактных и 4-тактных лодочных моторов обусловлены разной конструкцией.
Четырехтактные модели имеют впускные/выпускные клапаны, которые открываются поочередно и управляются распредвалом.
Минусы — цена, вес и дорогой ремонт.
Двухтактные модели имеют впускные/выпускные окна в цилиндре, которые открываются и закрываются за счет хода поршня. Мотор работает на смеси бензина и масла. Фазы частично перекрываются, при этом часть топлива выбрасывается с выхлопными газами.
Минусы — увеличенное потребление бензина и масла, необходимость готовить смесь.
По мнению большинства водномоторников на форумах выбор 4-тактного ПЛМ оправдан при мощности свыше 40 л/с. Исключение составляют маломощные модели, которые используются в качестве дополнительного мотора.
Необходимо удалять соль
Соленая морская вода может нанести вред мотору, если вы не будете регулярно промывать его пресной водой. По крайней мере, перед консервацией лодки на зиму необходимо удалить соляные отложения в каналах охлаждающей воды моторного блока. Среди электромоторов есть специальные стойкие к агрессивной среде модели, которые могут работать в соленой воде круглый год. Электромоторы не засасывают воду, поэтому они меньше ржавеют. На море электромотор рекомендуется применять только в качестве вспомогательного, а не главного двигателя. Для этого малошумные и экологически чистые моторы, к сожалению, слишком слабоваты.
Для ловли на «дорожку» требуется 4-тактный мотор
На лодке с мотором перед вами открываются различные возможности. Вы можете порыбачить на «дорожку» или с помощью мотора удерживать лодку над одной точкой. Может быть, вам захочется дрейфовать или заякориться при выключенном моторе. Но, к сожалению, не каждый мотор одинаково хорош для различных видов рыбной ловли. Для ловли на «дорожку» вам обязательно потребуется 4-тактный мотор, потому что только с ним вы сможете перемещаться очень медленно. С 2-тактным мотором через час работы на малых оборотах возникнут большие проблемы, например, свечи зажигания могут закоптиться и замаслиться, так как мотор не выходит на нужный режим эксплуатации. Кроме того, в нижнем диапазоне оборотов мотор надлежащим образом не смазывается, что повышает его износ. Для ловли на течении или при дрейфе по ветру на очень ограниченном участке вам также потребуется 4-тактный мотор. Такая «ловля в отвес» пользуется особой популярностью у голландских рыболовов и считается отличной техникой для охоты за судаком. Лодку на очень малой скорости ставят носом против течения таким образом, чтобы она «зависла» над местом ловли. Корректируя работу мотора, рыболов постепенно, метр за метром, тщательно исследует дно. Ловля ведется прямо под вершинкой удилища на приманки, которые обладают достаточным весом для вертикального погружения. И еще одна возможность. Электромотор можно дополнительно закрепить на корме, рядом с двигателем внутреннего сгорания, или в носовой части лодки. Тогда основной мотор лишь доставляет вас к месту ловли и во время рыбалки выключается. Непосредственно на месте на смену ему приходит электромотор.
Если вы захотите половить на «дорожку» морских хищников, а также щуку и судака, установив только один мотор на борту, непременно обратите внимание на современные 4-тактные моторы…
Привод в удовольствие
Идеальной областью применения электромоторов служат мелкие и средние озера и реки с медленным течением, например, в зоне подпорных сооружений. При слабом ветре ими можно воспользоваться и на крупных озерах и водохранилищах; в тихую и ясную погоду с них можно порыбачить даже на Балтийском море. Но не вздумайте делать это при ветре силой более трех-четырех баллов! Рисковать не следует. Независимо от того, ходите ли вы с электромотором или с двигателем внутреннего сгорания, вам необходимо всегда иметь с собой пару весел и тяжелый якорь. Такие вспомогательные средства могут спасти вашу жизнь! Там, где можно обойтись электромотором, поездка превращается в истинное удовольствие. Ни шума, ни выхлопных газов, а лодка тем не менее движется по воде словно «от легкого дуновения». К тому же подкупает простота управления. Длина «ноги» устанавливается с помощью регулировочного винта, а угол дифферента изменяется простым наклоном мотора.
Тип бензинового двигателя
К основным характеристикам бензиновых моторов относят рабочий цикл: различают двух- и четырехтактные моторы. Каждая вариация имеет свои плюсы и минусы.
Вам придется выбрать между двухтактным и четырехтактным типом бензиновых двигателей. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.
Двухтактный двигатель — более производительный, и его удельный вес на порядок меньше четырехтактного. Конструкция двухтактного мотора значительно проще, в ремонте он прост, — что несомненно является огромным плюсом. Имея при себе запасные детали, в случае поломки, вы сможете починить мотор прямо на месте.
Четырехтактный мотор имеет более сложную конструкцию, что значительно затруднит его починку. Так что, если критерий практичности для вас является решающим, тогда стоит отдать предпочтение двухтактному.