Дхарма йога что это

Мне задали вопрос:- Существует вид йоги, как Дхарма-йога? Автор Свами Ранинанда

По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывают им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления.
По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз, во время произнесения Дхармачакра-правартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Первый Поворот Колеса Дхармы
___________________________

Будда учил, в основном, Четырём Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений говорится, главным образом, о внешнем поведении, которому соответствует нравственный кодекс монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады.

Второй Поворот Колеса Дхармы
___________________________

Третий Поворот Колеса Дхармы
___________________________

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений говорится об аспектах восьмеричного пути, соответствующих нравственному кодексу йогинов, которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны) и Колесницы Тантры (Ваджраяны).

Все окружение человека держится, поддерживается «структурой» тончайших миров рядом, и непосредственно зависит от них, как конечная инстанция материального проявленного от них. Практически проекции прошлого и будущего изначально зафиксированы на тончайших уровнях, что доказывает практическая цигун диагностика по тончайшим телам человека, предопределяя будущие дхармические проблемы и (кармические проблемы) болезни.
Социальная структура взаимодействий индивидуальных полей социальной группы людей также, поддерживается и формируется на тончайших уровнях, что ясно и артикулированно объясняет приметы и поверья окружающие человеческую цивилизации издревне, что объясняется теорией Майкла Талборта о «голографической Вселенной». Фактически в учении Веданты по этому поводу дано ёмкое многофунциональное понятие, выраженное через слово «майя» (иллюзия), которая входит согласно Санхьи, в эту самую «сеть Сансары», как «структура», «тканевая основа» на которую проецируется от «внешнего проектора» (см. «Голографическая Вселенная» Макл Талборт) цифровой сигнал голографической реальности, которая окружает нас (comment Swami Runinanda).

Список используемой литературы:
_____________________________

1. Albert Grunwedel, Agnes C. Gibson, James Burgess,Buddhist art in India. Published by Bernard Quaritch, 1901, page 67: «Колесо (дхармачакра), как уже упоминалось, было принято учениками Будды в качестве символа его учения…»
2. Торчинов Е. А. Введение в буддологию — Санкт-Петербург: Амфора, 2005 г. — стр. 13 — ISBN 5-94278-805-7.
3. «Брихад-араньяка-упанишада» 1.4.14
4. «Dhaaranaad dharma ity aahur dharmena vidhrtaah prajaah, Yat syaad dhaarana sanyuktam sa dharma iti nishchayah» «Махабхарата» 12.110.11
5. The Mahabharata: Book 11: The Book of the Venus Book 12: The Book of Peace, Part 1 By Johannes Adrianus Bernardus Buitenen, James L. Fitzgerald pg.124
6. Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма // Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. С. 169—170. Перевод О. Розенберга. М. Зегерс Знание о медитации. Киев. 2008. С. 31 — 33, 37
7. Lingat, Robert (1973), «The Classical Law of India», University of California Press, ISBN 0520018982
8. Rosen, Steven (2006), «Essential Hinduism», Greenwood Publishing Group, ISBN 0275990060

Copyright © Swami Runinanda. All rights reserved

Источник

Дхарма

Дхарма — это внутренняя религия человека, это то, во что верит человек. Дхарма — это внутренний моральный закон человека. Если вера человека направлена на самого себя, то об этом человеке говорят, что он следует своей дхарме.

Дхарма и варны

Понятие дхарма связано с понятием судьбы, пути, предназначения в данном перерождении. Дхарма — это выбор души. Это выбор способа, пути развития в этом перерождении. Человек развивается через деятельность. Поэтому одним из составляющих дхармы является выбор нашей душой варны. По информации Школы существует шесть варн — вумстах, шудра, гугоущи, вайшью, кшатрий, брахман. Проживая жизнь, находясь в любой из варн, человек познаёт законы природы, необходимые для выполнения функций данной варны.

Дхарма и духовность

Чем в более высокой варне родилась душа, тем большее количество природных законов регулируют деятельность данного человека, тем более он духовная сущность. Духовность, духовное развитие, с точки зрения нашей Школы, — это познание законов природы и самоограничение своего поведения в рамках этих законов с учётом социальных и природных условий обитания и уровня своей души.

Колесо дхармы

Колесо дхармы — это символ круговорота жизни. Как колесо дхармы прикреплено к своей основе, точно так же и человек, рождаясь и получая земное тело, проходит на своём жизненном пути восход, расцвет своих сил, закат и приходит к естественному окончанию своей жизни, покидая физическое тело. Изображение колеса дхармы, которое приведено в статье, очень напоминает штурвал корабля. Рулевой этого корабля — ваша душа. Этот штурвал дхармы для большинства людей строго зафиксирован, т.е. нить, по которой ведёт человека судьба, в сильной степени предопределена.

Дхарма йога

Дхарма йога — это путь к просветлению. И для йогина, достигшего просветления, освобождения от оков авидьи и познавшего свою божественную природу, дхарма определяется его свободным выбором. И так как просветлённый йог не отделяет себя от Природы, а наша Природа эволюционирует, то дхармой такого йога становится помощь Природе и её эволюции.

Дхарма человека

Если принять за данность утверждение, что душа рождается для развития, т.е. познания законов Природы, то дхарма человека складывается из познания трёх — четырёх законов природы за одно перерождение. При этом человек, внимательно следящий за своей судьбой, может заметить периоды жизни, в которых повторяется однотипная ситуация, вызывающая развитие. И периоды спокойствия, если урок судьбы понят верно. Или, если человеком не понят закон природы, и он не научился себя ограничивать в рамках этого закона, Природой накладывается ограничение на одну из сфер его проявлений — например, хроническое заболевание.

Дхарма женщин

Женщина — существо особенное. Природная дхарма женщин обусловлена там, что никто, кроме женщины, не может продолжать человеческий род. В этом смысле дхарма женщины состоит в рождении и воспитании детей. Однако, это не всё. Так как ребёнка может воспроизвести на свет только женщина, то ей даровано Природой право выбирать. Выбирать того мужчину, который станет отцом её ребёнка. Это право выбора реализуется в жизни через состояние любви, которая женщина испытывает к своему избраннику. Через состояние любви, восхищения духовным стержнем мужчины женщина пропитывается теми законами, ценностями, идеалами, которыми живёт или которые нарабатывает мужчина. Женщине даровано право любить, любить неоднократно. При этом, как ни парадоксально, состояние любви, которое она испытывает в настоящем, является истинным. А те состояния любви, которые она испытывала в прошлом, видятся ей не совсем любовью. Живущая таким образом женщина на очень глубоком уровне прорабатывает закон природы «живи счастливым настоящим».

Поэтому дхарма женщины часто состоит из нескольких дхарм — дхарм любви. В этом ключе развитие женщины может происходить гораздо быстрее, чем у мужчины.

Источник

Предназначение и Дхарма на жизненном пути человека

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

В этой статье мы разберём такое понятие как «Дхарма». Как её рассматривают в разных традициях.

Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

Понятие «Дхарма», или «Дхамма» существует как буддийской так и в ведической традиции. Будда Шакьямуни воспитывался в традиционном индийском обществе с его нерушимыми догматами и кастовым устройством, что и послужило достаточной причиной для неприятия сложившихся устоев и началу поиска чего-то нового, что, в свою очередь, привело к отказу от кастовой системы и впоследствии послужило тому, что мы сейчас именуем философской системой под названием «буддизм».

Однако, несмотря на радикальный отход от существовавших в тот момент взглядов, многие понятия из Вед и Веданты плавно перешли в новую систему знаний. Среди них такое основополагающее и, вероятно, одно из самых широкотрактуемых и вызывающих наибольшие споры среди последователей дхармических религий (джайнизм, сикхизм и т. д.) понятие Дхармы.

В древней Индии Дхарма была идентична законам Рита. Напомним, что законы Рита — это естественные законы природы. Следование им и есть выполнение законов Рита. Дхарма часто переводится как ‘универсальный закон бытия’, ‘религиозный долг’, ‘то, что поддерживает космический порядок’. Также считается, что Дхарма — это одновременно и свод нравственных правил; в некоторых духовных традициях под Дхармой принято понимать метод в целом.

Таким образом, вы уже поняли, что трактовка понятия Дхармы может варьироваться в зависимости от контекста, источника, где вам встретилось это понятие, а также от познаний и наклонностей тех, кто интерпретирует этот термин. В Сутре Белого Лотоса, которая была записана в I веке н. э. в традиции Махаяны (Большая колесница), Будда говорит о Ливне Дхармы, когда дождь Дхармы проливается на всё сущее, и оно начинает развиваться в согласии со своей собственной природой.

Законы Дхармы едины, но они могут быть реализованы только в согласии с внутренней природой того, кто воспринимает Дхарму.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Одним из главных и основополагающих определений Дхармы считается следующее: «то, каким всё является на самом деле». В различных источниках мы находим многочисленные описания того, что такое Дхарма, но вышеприведённое выглядит как наиболее ёмкое и широкое по смыслу. Оно также в наибольшей мере отражает мировоззрение буддийской традиции, где смысл состоит в том, чтобы избавиться от иллюзии (чем и является наш мир) и перейти в мир необусловленный, неиллюзорный, тот, который и есть истина.

Для этого мы должны познать и проявить истинную природу самих себя, а поддержкой на пути и будет служить Дхарма, помогая выполнять нравственный долг.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Понятие Чатурдхармы, или четырёх видов Дхармы, разработано и понятным образом представлено в философии адвайты, одном из ответвлений философии буддизма. Нам известно из литературы Вед, что практика Дхармы осуществляется на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, носят название «ашрамы». В жизни обычного человека эпохи Кали-юги различают четыре ашрама, на каждый из которых условно отводится по 20–25 лет жизненного пути: брахмачари — до 25 лет — период учения и целомудрия; грихастха — с 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье и на первый план выходят материальные и чувственные ценности; ванапрастха — с 50 до 70 (75) лет — постепенный отход от дел и социальной активности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным аскетом-отшельником и учителем для всех остальных групп людей.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Таким образом, в четыре раздела Дхармы входят:

Такого деления придерживаются некоторые школы адвайты, и во многом они правы, подразделяя Дхарму на разделы, т. к. понятие Дхармы очень глубоко и может прослеживаться в различных областях жизни. Так, например, Варна-дхарма, это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах она выражена кастовым устройством общества. Т. е. Варна-дхарма — это в первую очередь подчинение социальному устройству общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Что такое Ашрама-дхарма, вы уже знаете. Личной Дхарме, или Свадхарме, мы посвятим отдельный раздел нашей статьи.

Также Дхарма является частью четырёх главных Пурушартхи человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха ответственна за мирские заслуги и всё материальное, кама как эмоционально-чувственный аспект жизни и мокша (также может именоваться нирваной) приносит освобождение и преимущественно практикуется в двух последних ашрамах — ванапрастха и санньяси.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

То, что мы видим во всех этих разделениях и интерпретациях Дхармы, во многом подтверждает наше первоначальное суждение о том, что Дхарма пронизывает человеческое бытие: она может выступать в качестве универсального закона, регулирующего жизнь и развитие Вселенной, на более частных уровнях она может выступать в качестве морального закона, а также может быть интерпретирована в качестве закона, регулирующего социальную активность людей и наделяющего смыслом жизненный путь или, лучше сказать, структурируя его, что мы и видим на примере Ашрама-дхармы.

Как узнать свою Дхарму: Дхарма мужчины и Дхарма женщины

Каким образом узнать свою дхарму? Таким вопросом задаются многие начинающие адепты буддизма, потому что они, вероятно, находятся под воздействием современных тенденций и трактовок этого термина. Мы уже не раз упоминали, что значение слова «Дхарма» может интерпретироваться весьма разнообразно, и в том числе в наше время иногда его понимают в качестве индивидуального предназначения человека в жизни.

Во-первых, это не совсем так, и для понятия поиска и нахождения индивидуального предназначения в жизни существует другой термин. Во-вторых, с точки зрения того, что мы уже описали выше, было бы большой недооценкой полагать, что понятие Дхармы сводится лишь к выяснению и нахождению индивидуального пути, что к тому же связано с эго и в целом с желанием. Это бы изначально противоречило самому учению Будды, в основе которого лежит разотождествление с обусловленностью, желаниями эго и т. д. Именно желания удерживают человека от окончательной, внутренней свободы и перехода в нирвану, т. е. отделяют его от перехода из мира обусловленности в мир необусловленности.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Понятие Свадхармы

Давайте всё-таки продолжим тему индивидуального предназначения, и если ошибочно приписывать термину Дхармы такую трактовку, то для нахождения собственного предназначения в жизни существует ещё одно понятие, и оно созвучно дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма (ещё один перевод).

Изначально в Ведах мы не встречаем подобное понятие. Впервые мы узнаём о нём из Бхагавад-гиты, когда Кришна говорит Арджуне о том, что «исполнение своего собственного долга, пусть даже и посредственное, предпочтительнее, чем исполнение чужих обязанностей, хотя бы и отличное. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасности». Так, мы понимаем, что у каждого в жизни есть долг, или обязанность, сообразная с его собственной природой. Её-то человек и должен прожить, воплотить в жизнь.

Далее приведём отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, которая проходила в Бангалоре в 2013 году. На вопрос присутствующих о том, каким образом можно трактовать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не заставляет вас почувствовать страх или беспокойство, — это Свадхарма. Такое действие, когда вы чувствуете, будто что-то побуждает вас его сделать и без выполнения которого вы чувствовали бы беспокойство — это Свадхарма».

Действие, которое производится в наибольшем согласии с вашими внутренними глубинными установками, талантами и наклонностями становится Свадхармой. Поэтому выяснение индивидуальной Свадхармы — это в большей мере осознание и понимание своей собственной сути, наклонностей и позволение себе действовать и жить согласно своим наклонностям.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму

Из всего этого можно заключить, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось каких-либо конкретных рекомендаций, касающихся различий между Дхармой женщин и мужчин. Скорее, такое разделение было предпринято значительно позднее с целью описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, веданту или буддизм, вряд ли стоит сосредоточивать внимание на подобного рода информации, т. к. любое разделение, категоризация и т. д. — это по большому счёту лишь ещё одно добавочное затемнение реальности, ещё одна иллюзия, созданная умом человека.

Наша задача состоит в том, чтобы свести количество самскар к минимуму, а не приумножать их, создавая различного рода надстройки в и без того уже отягощённой трактовками и комментариями философской системе. Ведь даже вышеописанные классификации понятия Дхармы на различных уровнях — это творения человеческого ума. Поэтому цель состоит в том, чтобы постараться воспринять и различить истину, суметь её увидеть среди прочей мишуры, постоянно удерживая внимание на том, что дхарма — это «то, каким всё является на самом деле». За многочисленными отражениями мы должны увидеть реальный образ, и лишь тогда, когда мы научимся видеть то, что есть (а не то, что мы хотим увидеть, или то, что нам хотят показать), тогда мы будем жить в соответствии с Дхармой.

Итак, подведём некоторые итоги по этой обширной теме, к которой мы только прикоснулись (и отнюдь не претендуем на полное описание и презентацию темы Дхармы). Ведь, как известно, Дхарма — это то, что пронизывает все аспекты человеческой жизни, при этом, по одной из трактовок, сама Дхарма выступает в качестве одного из главных её аспектов. Однако, возможно, стоит прислушаться к тому, о чём говорят Веды и смрити: что, придерживаясь выполнения Дхармы, человек продвигается по направлению к необусловленности, к Истине и, следовательно, к освобождению.

Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», которая довольно точно отражена в представленной метафоре: «Человеческий ум как зеркало: ни за что не цепляется, ничего не отрицает. Он принимает, но не удерживает». Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньяты), на котором базируется учение буддизма, что в первую очередь определяет состояние ума. Но это уже тема другой статьи…

Источник

Здоровье и йога

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Согласно ведической традиции человеческое воплощение обусловлено определенными целями. Это дхарма (стержень существования), кама (импульс существования), артха (фундамент существования) и мокша (прекращение индивидуального существования и возвращение в Источник).

Когда в Абсолюте возникает желание – импульс, толкающий действовать, или Кама, Одно становится Двумя. Когда Одно становится Двумя, а Два порождают Множество, возникает проявленная Вселенная. Это Артха. Каждая единица множества уникальна или, иными словами, наделена своей Дхармой. Когда цикл завершается, наступает Мокша – освобождение.

ОМ – это Дхарма. Подобно тому, как символ ОМ описывает весь процесс создания, существования и разрушения Вселенной, так и Дхарма определяет индивидуальную Душу.

МАНИ – драгоценность или Артха – что-то конкретное, являющееся квинтэссенцией на своем уровне. Если для духовного пути цель и квинтэссенция – Абсолют, то для жизни в материальном мире – это ее фундамент (материальное благосостояние и положение в обществе).

ПАДМЕ – лотос – прекрасный цветок, один взгляд на который заставляет испытывать наслаждение. Что близко Каме – уровень человеческих желаний, чувств, эмоций.
ХУМ – биджа-мантра Рудры – освободителя из мира иллюзии, и поэтому представляет Мокшу.

Дхарма. Понятие и значение

Дхарма – дословно с санскрита означает «неотъемлемое свойство объекта». Часто данный термин переводят, как долг или обязанность. Все это так, но в том смысле, что, рождаясь, мы обязаны реализовать наш собственный потенциал, а совсем не навязанные цели общества.

В каждом обществе свои правила и законы. И каждое общество первой целью видит сохранение своего существования. Продолжение рода, например, – это закон каждого общества, иначе не останется тех, кто его формирует, но совсем не вселенский закон. И если предназначение человека стать отшельником, то для него это правило не будет определяющим.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Дхарма огня – сжигать ненужное, давать тепло и свет. Дхарма воды – утолять жажду, охлаждать. Если огонь заставлять действовать, подобно воде, он просто прекратит свое существование.

Дхарма человека

Поэтому прежде чем бросаться во все тяжкие этого мира, древние мудрецы советовали послушать себя. Не набор обусловленностей общества, инстинктов человеческой формы, представлений и желаний родителей и т.п., а свое внутреннее я.

Все заповеди и правила социума – это хорошо. И в первую очередь хорошо для спокойствия среды, в которой находишься. Но чего желает твоя собственная душа, и готов ли ты рискнуть всеми временными благами этого мира, ради истины, — это и есть поиск Дхармы.

Это не сопротивление общественному порядку, это неопределенный и непонятный вначале, но дающий наивысшую гармонию в конце свой путь, взамен определенного и понятного вначале, но опостылевшего, безрадостного, превращающего оригинал в жалкую копию уже в середине дороги пути масс.

Индивидуальная дхарма – продолжение Вселенской Дхармы. Поэтому ее основа – жизнь в гармонии с собой и окружающим миром. Но это совсем не означает быть таким, каким тебя хотят видеть другие. Часто, когда система замыкается сама на себе, когда ее границы становятся ее тюрьмой (хоть она этого и не признает), чтобы вернуть вселенскую гармонию появляется бунтарь и анархист, идущий против правил и укладов данного общества. Нужно всегда помнить, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. И черное оно только на фоне белого становится черным, но не является таким в абсолютном смысле. Истина всегда где-то посередине.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

В наше время о сострадании только ведут разговоры, но когда дело касается себя любимого – личной боли, личных страданий, личной семьи, это становится выше страданий и боли общества, не говоря уже о мире в целом.

Поэтому Дхарма – не какой-то незыблемый Закон, которого нужно придерживаться скрипя зубами, жертвуя всем, чем только можно. Это в корне неверно. Индивидуальная Дхарма – это и есть сама суть человека. Поэтому, когда ее осознаешь, приходит облегчение, подобно тому, как лев, воспитанный в стаде овец, наконец осознал, что он лев, почувствовал свою силу и свое предназначение. Овцы питаются травой, для него это неприемлемо, овцы блеют, лев же рычит. И это ни плохо, ни хорошо.

Каждое существо является необходимым составляющим целого, без которого это целое теряет свою целостность. Когда существо просто следует своей дхарме, а не копирует чужой путь и не следует чужим идеалам, Вселенная в гармонии, и не требуются никакие дополнительные средства для поддержания этого баланса.

Дхарма йога что это. Смотреть фото Дхарма йога что это. Смотреть картинку Дхарма йога что это. Картинка про Дхарма йога что это. Фото Дхарма йога что это

Автор статьи — Лариса Семиколенова
Использованы фотографии из личного архива Глеба Мазаева
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Источник

Шаг 3 Что такое дхарма?

Что такое дхарма?

Начнем с определения. У этого слова существует огромное количество разных определений, много значений. Самое главное – выбрать из них то, которое подходит к той или иной ситуации. В том или ином контексте значение приобретает тот или иной окрас. Мы рассмотрим один из основополагающих смыслов этого слова. Под словом дхарма иногда понимают некое духовное учение, иногда состояние некой правды, истины, под дхармой понимают вполне конкретные религиозные течения. Наиболее емкое и объясняющее понятие дхармы – это некий путь жизни, индивидуальный для каждого человека, идя по которому, человек в максимальной степени избегает страданий, насколько вообще его карма позволяет избежать страданий. Дхарма – это путь, идя по которому, негативная сторона кармы максимально сокращается, а позитивное действие кармы предельно увеличивается, мало того, идя по этому пути, человек рано или поздно вообще выходит из поля действия кармы. Поэтому, говоря простыми словами, дхарма – это тот путь, который нас оберегает от страданий.

Мы пока еще не знаем тот уровень, где нет причины и следствия, где нет кармы, но мы прекрасно ощущаем, что такое страдания и наслаждения. Всегда возникает вопрос к самому себе, правильно ли я прошел свой жизненный путь или каких-то моментов можно было избежать, при долгом анализе человек понимает, что если бы он в некоторых ситуациях поступил иначе, то огромного количества страданий он смог бы избежать.

Безусловно, есть какие-то вещи, которые на нас валятся независимо от наших действий. Например, стихийные бедствия или массовые социальные явления или еще что-то, что от нас не зависит, поступили ли бы мы так или иначе все равно бы под эту волну попали. Но есть такие моменты в нашей жизни, где мы совершенно отчетливо понимаем, что мы сами были причиной того, что испытали тот или иной негативный опыт. Возникает следующий вопрос – а можно ли в будущем по-максимуму избежать негатива?! Понятно, что мы не можем в три дня уничтожить свою карму, мы ее нарабатывали в течение многих жизней, и она должна быть отработана. Мы понимаем, что у нас есть негативная карма, и тут же задаемся вопросом – пока эта негативная карма не развернулась, как мы должны действовать в жизни, куда идти, что делать, чего не делать. Если мы определяем этот путь, то он начинает совпадать с путем дхармы, это та тропинка, которая наиболее приемлема для нас в жизни.

Я подойду к определению дхармы с практической стороны. Чем хороша йога, йога дает метод. Йога много чего объясняет, но она на этом не останавливается, она пытается применить эти объяснения в вполне конкретную ситуацию, использовать это на практике. Йогой называется система самопознания, которая придерживается двух принципов, принципа не причинения вреда и принципа не растрачивания по мелочам. Йога призывает идти по своей жизни, соблюдая эти принципы. Исходя из этих принципов, мы можем подойти к методике, чтобы определить свою дхарму или тот путь, по которому нам следует в жизни идти. Йога не статична, она не говорит что-то однозначно, для всех однозначно рекомендации дать нельзя. Йога дает некие методы, следуя которым, ты можешь выработать эту рекомендацию сам для себя, как конструктор, из которого ты можешь собрать именно то, что можешь применить именно в своей жизни. Такая же ситуация и с определением дхармы.

Если мы придерживаемся системы йоги, мы должны соблюдать первый и второй принцип, то есть стараемся не причинять вреда ни одному живому существу и в то же самое время стараемся придерживаться здравого смысла. На самом деле, в жизни человека может случиться так, что первый и второй принципы вдруг начнут конфликтовать, когда, допустим, чтобы сделать следующий шаг, ты наступишь на травинку, жучка или паучка и раздавишь их, но и не делать этого шага ты не можешь. Этот конфликт между двумя принципами может возникнуть в самых неожиданных местах, скажем, спрятанный конфликт, когда родные и близкие ожидают от нас чего-то одного, но мы, понимая, что это одно не входит в планы нашей жизни, начинаем делать что-то другое, тем самым, расстраивая своих родных и близких. Всегда возникает вопрос – а как же поступить. Это очень трудный вопрос, идем в одну сторону – кто-то начинает страдать, идем в другую сторону – начинаем нарушать второй принцип йоги, то есть целесообразность.

Йога говорит, что косвенно можно определить степень вашей негативной кармы. Если в вашей жизни первый и второй принцип очень часто сталкиваются лбами, значит, карма у вас не очень веселая. Если же они у вас не сталкиваются лбами, то наоборот, вы можете эффективно делать все, что наметили, при этом никто страдать не будет. Первый и второй принципы, как две большие горы, надо пройти между ними, но надо найти эту тропу. Конечно же, любой йог пытается выполнить первый принцип, чтобы было минимум вреда, я подчеркиваю, минимум вреда, а не отсутствие вреда вообще, совсем не приносить вред мы не можем, мы должны его сократить. А до какой степени мы должны его сократить? Помочь в этом разобраться нам может только лишь второй принцип. Иначе, боясь причинить вред, мы превратим свою жизнь в ад. Та тропинка, идя по которой, в минимальной степени ущемляется первый принцип йоги и в максимальной степени воплощается второй принцип йоги, совпадает с тропинкой дхармы. Чтобы определить свою дхарму, мы должны сперва попытаться соблюдать первый и второй принципы йоги.

Первый принцип говорит нам не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если такой возможности нет, то поступай так, как велит твой долг. В данном случае слово долг эквивалентен слову дхарма, долг и есть тот путь, которого мы должны придерживаться. Здесь всплывает еще одно значение слова дхарма, как наша профессия, образ жизни, как некий стиль поведения, который мы считаем приемлемым для себя. Если я профессиональный военный, то, значит, мой долг с автоматом в руках родину защищать. Если я сталкиваюсь с ситуацией, которая требует от меня нарушения первого принципа йоги, то до какой степени я могу его нарушить, мне подсказывает мой долг. С другой стороны, второй принцип йоги, который говорит, что не надо тратить время и силы понапрасну, а тратить их только лишь на то, что приводит нас к нашей цели, а все, что уводит нас от нашей цели, надо безжалостно отбросить. Под целью здесь также понимается цель нашего пути по жизни. Значение слова дхарма – некий путь, ведущий нас к цели.

Получается, что понятие дхармы присутствует и во втором принципе йоги. Насколько мы можем вовлекаться в какие-то действия или отбрасывать, мы интуитивно где-то для себя решаем, затем человек себя спрашивает – а я уверен, что то, что я считаю своим долгом, действительно является моим долгом, правильно ли я поставил себе цели? Получается, что в первом и втором принципах йоги неявно присутствует понятие дхармы, а с другой стороны в следующем шаге человек начинает сомневаться, действительно ли это была его дхарма или надо все пересмотреть. Йога предлагает пошагово определять, что является вашим долгом. Человек берет на себя первый и второй принцип йоги и применяет их так, как он на данный момент считает нужным, но в дальнейшем, применяя их, он нащупывает ту область между первым и вторым принципом и следует по ней.

Следуя по этой тропинке, человек пересматривает свои цели и применяет эти принципы уже с другими границами. Это приближает его еще ближе к тому, что является его долгом. И так все ближе и ближе, но начинать всегда надо с того, чтобы пытаться применить первый и второй принцип. Если они лбами не столкнулись, то у вас есть простор в жизни, вы можете поступить и так и эдак, и будет хорошо во всех случаях. Гораздо хуже, когда этого простора нет, когда первый и второй принцип начинают конфликтовать друг с другом. Тут спасает только лишь точное знание своего пути, своей дхармы, но чтобы ее понять, надо было перед этим выполнять первый и второй принцип йоги. Круг замыкается сам на себе.

Получается, что первый и второй принцип вытекают из понятия дхармы, а понятие дхармы опять же вытекает из первого и второго принципа. Казалось бы, вопрос курицы и яйца, но йога реалистична, она говорит, что сегодня ты начал заниматься йогой, у тебя есть уже сложившиеся представления о жизни, которые кажутся тебе наиболее приемлемыми. Мы берем за основу то, что у нас есть сейчас, что мы сформировали до того, как начали заниматься йогой, продолжаем идти этим же путем, но максимально применяя первый и второй принцип. Применяя их, мы начинаем видеть, где мы ошибались, у нас более четко прорисовывается линия поведения, мы ближе подходим к понятию дхармы, соответственно, мы более четко можем определить границы первого и второго принципа йоги. Так мы живем и постоянно анализируем. Иногда человек может резко сменить жизненный путь, дхарма не предполагает прямолинейного пути.

Наглядно дхарма может проявиться в вашей профессии. Вы занимались чем-то одним и считали это своим долгом, но наступает момент, когда вы вдруг осознаете, что то, чем вы занимались, не совсем ваше. Ваша тропинка жизни резко делает поворот. Если вы не пропустите этот поворот, то вы будете счастливы или максимально избежите несчастий. Если же пропустите этот поворот, то ваши страдания будут идти по-нарастающей. Другого пути, определить свою дхарму, нет. Дхарма понятие исключительно индивидуальное, то есть та тропа, по которой вы идите, может быть совсем неприемлема даже для самых близких вам людей, потому что карма у каждого своя. Поэтому слепое копирование жизненного пути одного человека на себя или попытка навязать свой жизненный путь другим заведомо бессмысленно. Следует помнить, что наша дорога по жизни это наша дорога и она уникальна. Обобщим некоторые моменты. Первый и второй принцип йоги иногда могут противоречить друг другу в зависимости от вашей кармической ситуации.

В этом случае старайтесь найти такое решение, чтобы максимально выполнялся первый принцип и минимально не выполнялся второй принцип. Ищите такой образ жизни, чтобы одновременно не нарушить эти принципы. Кому-то из вас это сделать легко, кому-то труднее, это зависит от вашей кармы. Если тяжело совместить эти два принципа, значит, ваша ситуация более тяжелая, нежели, когда их совместить легче. Тот жизненный путь, который образуется, когда мы максимально пытаемся соблюсти первый и второй принцип, совпадает с нашей дхармой. Понятие дхармы идеально, мы можем приближаться к нему и рано или поздно интуитивно ухватить, а первый и второй принцип помогут нам к нему приблизиться. Дхарма – это путь, который ведет нас к высшим духовным вершинам самопознания. Если человек вдруг решил стать преподавателем йоги, то есть изменить свой образ жизни, то нужно определить является ли вашей дхармой быть преподавателем йоги. Может быть, ваша дхарма не быть преподавателем йоги, но это относится к любой профессии и любому виду деятельности. Я напоминаю, что здесь нет рецептов.

Некоторые думают, что хорошо бы занимать высокое положение в обществе, что надо идти всегда лишь на повышение, но йога говорит совсем другое, что надо идти по тропинке своей дхармы. Если эта тропинка в какой-то момент скажет вам отказаться от карьеры, то если вы не откажетесь, вы будете страдать, вы начнете занимать не свое место, вы будете жить не приемлемо для вас. Быстро найти свою дхарму – это высочайшая удача. Никто не ожидает, что человек с первых же дней найдет свою дхарму, человек много чего делает даже прежде, чем найти свою профессию. Если мы идем путем своей дхармы, мы максимально избегаем всех страданий, которые вызваны нашей отрицательной кармой, и в то же время максимально получаем радость и счастье от своей позитивной кармы. Более того, идя по пути дхармы, мы идем по пути нашего духовного развития и самопознания, которое делает все необходимое, чтобы мы могли вообще выйти за пределы своей кармы, как положительной, так и отрицательной.

Ваша дхарма определяет ваш долг, ваш долг определяет ваши поступки и ваш внутренний кодекс чести. У всех у нас была своя собственная предыстория и, соответственно, наше кармическое положение сейчас разное, соответственно, пути выхода из этого положения могут быть разными для разных людей. Главное – найти свой собственный путь, путь другого человека может быть для нас образцом для подражания, особенно путь Учителя йоги, но в то же время он может быть полностью неприемлем именно для нашей жизни. Первый и второй принцип приведут вас к пониманию вашей дхармы, понимание дхармы даст вам понимание долга, понимание долга даст вам понимание ваших целей в жизни и правильных поступков, правильные поступки дают полезные для нас результаты, наше понимание жизни увеличивается, и до нас лучше начинает доходить первый и второй принцип йоги. Пока мы не понимаем всей грандиозности первого и второго принципа йоги, мы с трудом можем понять свою дхарму, но даже если мы их не понимаем до конца, но учимся воплощать в свою жизнь. то со временем смутно начинаем понимать свой духовный путь. Он выводит нас на все более полное понимание принципов йоги. Итак, проходя круг за кругом, йогин становится все совершеннее, мудрее и счастливее.

Читайте также

22. План Дхармы (Дхарма-лока)

22. План Дхармы (Дхарма-лока) Дхарма — это все, что является истинным, правильным. Это вечно развивающийся, присутствующий повсюду принцип, сила вне времени и пространства, направляющая существование человека. Дхарма неизменна, однако ее проявления могут различаться в

Приложение А. СОВЕТЫ ДЛЯ ТУВИНСКИХ ДХАРМА-ЦЕНТРОВ

Дхарма Джиоти. 10000 будд

Дхарма Джиоти. 10000 будд 1Мне двадцать шесть. Сегодня воскресенье. 21 января 1966 года, и сегодня Ошо будет говорить в 4 часа дня в Санмукхананда — зале в Бомбее. Одна из моих знакомых, зная о моих поисках истины, посоветовала мне пойти и послушать его. Я уже наслушалась, была у

1. Для чего полезна Дхарма

1. Для чего полезна Дхарма Сделает ли Дхарма меня счастливым Слово «счастье», которое имеет широкий спектр значений, мы используем для описания общей цели всех людей. Каждый из нас хочет быть счастливым. Однако, что именно значит «счастье» и как его достичь, – это

Сделает ли Дхарма меня счастливым

Сделает ли Дхарма меня счастливым Слово «счастье», которое имеет широкий спектр значений, мы используем для описания общей цели всех людей. Каждый из нас хочет быть счастливым. Однако, что именно значит «счастье» и как его достичь, – это предмет для дискуссии.Сотни

Гуру – это Дхарма

Гуру – это Дхарма В сутрах тот же совет о том, как следовать гуру (обычно его называют «четыре опоры»), встречается неоднократно: опираться не на человека, а на Дхарму, которой он учит; опираться не на поверхностный смысл его слов, а на их глубокий и полный смысл; опираться

Дхарма и искусство

Дхарма и искусство Подлинное искусство говорит правду.Люди часто начинают с искусства и благодаря ему открывают Дхарму. Но наш подход иной: мы начнём с Дхармы, а затем постараемся посмотреть, есть ли в ней какое-либо искусство. Мы начнём с самого начала, прямо с главного

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *