Диагностическая модель предполагает что

II. Диагностические модели технических объектов

Технической диагностикой называется наука о распознавании состояния технической системы. Она изучает методы получения и оценки диагностической информации, диагностические модели и алгоритм принятия решения.

Целью технической диагностики является повышение надежности, безопасности и ресурса технических систем [3, с. 20].

Сущность диагностики машин состоит в разработке и практической реализации алгоритмов оценки параметров технического состояния объекта диагностирования без его разборки в рабочих условиях по контролируемым параметрам.

Технические системы состоят из большого числа взаимодействующих элементов, относительное перемещение которых порождает колебательные процессы, усиливающиеся или изменяющиеся при появлении дефектов.

В процессе превращения энергии источника в работу генерируются переменные силы, возбуждающие колебания. Эти колебания воспринимаются датчиками, и по ним делается заключение о состоянии механизма.

К задачам технической диагностики относятся, например, задачи связанные с определением срока службы объекта или с назначением периодичности его профилактических проверок и ремонтов. Эти задачи решаются путем определения возможных или вероятных эволюций состояния объекта, начинающихся в настоящий момент времени. Решение задач прогнозирования весьма важно, в частности, для организации технического обслуживания по состоянию (вместо обслуживания по срокам и по ресурсу).

Объект диагностирования (ОД) в технической диагностике – это такой технический объект, относительно которого решается определенная диагностическая задача.

В общем случае, диагностическая задача – это задача по установлению степени соответствия технического объекта предъявляемым к нему требованиям.

Принято различать две основные задачи: прямая диагностическая задача или задача контроля технического состояния и обратная диагностическая задача или задача поиска дефектов.

Исходя из этого, общее определение диагностической модели сформулируем в следующем виде.

Диагностическая модель – это любое знание, используемое в процессе решения диагностической задачи и представленное в определенной форме [3, с. 20].

Спектр форм диагностических моделей широк – от образов дефектов и их признаков в сознании отдельного специалиста-практика по обслуживанию и ремонту ОД до математических конструкций, реализованных в формальных диагностических программах.

Отметим, что прямая и обратная задачи являются по существу выражением в технической диагностике двух фундаментальных подходов теории систем.

Задача контроля есть выражение функционального подхода; задача поиска дефектов – выражение структурного подхода. Традиционно, используя готовый математический аппарат, для решения первой задачи применяют абстрактные модели (дифференциальное уравнение заданного порядка, аналитическое выражение логической функции, абстрактный конечный автомат), а для решения второй – структурные модели (структурные, комбинационные, последовательностные схемы).

Выбор диагностического сигнала должен проводиться таким образом, чтобы он был достаточно информативен для оценки вектора r, его изменений.

Сложность вибрационных процессов, вызванных работой технического объекта и его элементов, различие физических моделей и методов их математического описания на различных участках частотного диапазона послужили основанием для разбивки его на три поддиапазона: [2, с. 20]:

— диапазон низких частот (от 0 до 200-300 Гц);

— диапазон средних частот (от 200-300 Гц до 1-2 кГц);

— диапазон высоких частот (от 1-2 к Гц до 10-20 кГц).

При рассмотрении диагностических моделей целесообразно, на наш взгляд, ввести еще один поддиапазон: диапазон сверхвысоких частот (от 10-20 кГц до 100-200 кГц).

Полезность такого деления объясняется тем, что каждому диапазону свойственны свои возмущающие силы, своя физическая модель объекта как колебательной системы и своя диагностическая модель.

Низкочастотная вибрация носит преимущественно гармонический характер, так как одной из характерных причин ее является неуравновешенность вращающихся масс. Наиболее вероятными причинами низкочастотных колебаний являются: неуравновешенность, гарушение соосности валов; нарушение геометрии узлов; периодические силы, создаваемые рабочим процессом.

Динамическая модель механизма в области низкочастотных колебаний представляет собой комбинацию сосредоточенных масс, связанных с упругими безынерционными элементами. Силы в этих моделях обычно носят детерминированный характер. Весь объект рассматривается как единая упругая система, исследование которой производится методами прикладной теории колебаний.

Колебания среднечастотного диапазона обусловлены:

— высшими гармониками сил неуравновешенности элементов, обусловленных наличием нелинейных элементов в системе;

— нарушением геометрии кинематических пар;

— динамическим взаимодействием элементов машины между собой и с окружающей средой.

Каждая диагностическая модель имеет свои особенности.

Диагностический эксперимент или процесс диагностирования состоит из отдельных испытаний, которые принято называть элементарными проверками (ЭП).

Элементарная проверка есть акт однократной оценки определенного ДП. Оценка ДП производится в заранее фиксированных местах ОД, их принято называть контрольными точками (КТ). Часто ЭП называют пару, первая компонента которой – это определенное воздействие на ОД, а вторая – реакция ОД на это воздействие.

Ясно, что ОД, находящийся в разных технических состояниях (ТС), может выдавать разные реакции в одной и той же ЭП. При таком узком понимании ЭП можно различать три их вида.

Таким образом, всякий процесс диагностирования включает последовательности ЭП при известных условиях и заданном наборе КТ.

В рамках структурного подхода понятие ЭП применяют также к отдельным частям ОД или их совокупностям. В этом случае, предполагается доступность входов и выходов этих частей. Какова мощность множества возможных ЭП (ВМП).

Термин диагностическая модель можно понимать в широком и в узком смыслах. В первом случае это понятие включает в себя в достаточном объеме все три вида перечисленных выше знаний. Назовем такую диагностическую модель полной.

Автору не известны научные работы, в которых бы формально описывалась полная диагностическая модель. Хотя в практике диагностирования использование полных неформальных диагностических моделей – это норма. Пример этому дают инструкции по техническому обслуживанию ремонту сложных технических систем. В них обязательно есть раздел «возможные неисправности и методы их устранения», в котором, как правило, приводится таблица с перечнем дефектов, их диагностических показателей и методов их устранения.

В этой таблице сконцентрированы все три вида диагностических знаний. Кроме того, в инструкциях обычно точно сказано, с чего следует начать осмотр. Если обнаруживаются те или иные особенности функционирования ОД, то в инструкции сказано, какие дополнительные наблюдения или измерения необходимо сделать, какие профилактические мероприятия надо провести, или, наконец, указывается действие, устраняющее дефекты.

Другими словами, описываются алгоритмы диагностирования и ремонта. В результате субъект диагностической деятельности, реализующий указания инструкции, может и не знать, какова причина неисправности. Инструкция составляется обычно группой квалифицированных специалистов с учетом опыта эксплуатации таких же или подобных систем [3, с. 24].

Всякая диагностическая модель, формализующая процесс поиска, нужна для двух применений: для построения алгоритмов диагностирования и для построения эталонной модели.

При автоматизации процессов диагностирования алгоритм поиска дефектов служит основой для синтеза технических средств диагностирования, а эталонная модель является носителем исправного или технической неисправности в этих средствах.

Почему теоретическая диагностика до сих пор не имеет полных диагностических моделей? По-моему, одна из причин следующая. Взять готовый математический аппарат и применить его к ограниченной этим аппаратом диагностической задаче – такова сегодня традиция в теории диагностирования.

С другой стороны все три вида диагностических знаний не формализуются адекватно в рамках любого из существующих математических аппаратов.

Подобная ситуация имеет место и в других областях науки и практики [3, с. 25].

Альтернатива установившейся традиции – это сочетание формальных и неформальных методов анализа в рамках целостного единого процесса исследования. Реализация такого подхода возможна в развитии теории диагностических экспертных систем.

Модель, не содержащую в достаточном объеме, хотя бы один из видов диагностических знаний, будем называть частной диагностической моделью.

Приведем несколько примеров частных диагностических моделей.

Если перечислены идентификаторы возможных дефектов, допускается существование способа оценки вектора ДП, определены необходимые априорные вероятности, то для поиска может быть использована схема Байеса, согласно которой по наибольшему значению апостериорной вероятности принимается решение о текущем одиночном дефекте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностические модели являются определенной разновидностью структурных математических моделей для решения сугубо прикладных, диагностических задач.

Источник

Общие сведения о диагностических моделях объектов

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

С целью использования математических методов анализа и оптимизации процесса получения информации о состоянии объекта и сокращения затрат на получение этой информации на этапе проектирования строится диагностическая модель объекта.

По методам представления взаимосвязей между состоянием объекта, его элементами и параметрами диагностические модели подразделяются на непрерывные, дискретные и гибридные.

Дискретные модели определяют состояние объектов для последовательности дискретных значений времени, как правило, без учета характера протекающих в промежутках процессов; эти модели представляются конечно-разностными уравнениями или конечными автоматами и используются для описания цифровых и импульсных устройств.

Гибридные модели описывают объекты, в состав которых входят как блоки непрерывного действия (аналоговые устройства), так и блоки преобразования дискретной информации (дискретные устройства).

По способам задания диагностические модели подразделяются на следующие группы:

· аналитические, выраженные явной математической зависимостью диагностических параметров от внутренних характеристик и параметров объекта;

· функциональные, представленные графическим или графоаналитическим описанием объекта посредством функционально связанных блоков или типовых элементов;

· логические, описанные логическими выражениями, например, средствами булевой алгебры, поведения и условий функционирования объектов, составленные с учетом входных воздействий и возможных вариантов состояний объекта;

· информационные, в которых состояние или процессы в объекте определяются методами теории информации.

Наибольшее распространение на практике получили аналитические, функциональные и логические модели объектов диагностирования.

Источник

Диагностические модели

Обеспечить требуемый уровень приспособленности объекта к диагностированию можно только в том случае, если уже с первого этапа его проектирования будут учитываться требования технической диагностики.

В общем случае под ОД понимается динамическая система (рис.15.1), y(t) преобразующая совокупность входных воздействий Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтосовокупность выходных реакций Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что, Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтоВходные воздействия включают рабочие и тестовые сигналы, и помехи. Совокупность внутренних переменных Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что, Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтопредставляет собственные параметры объекта, определяющие его свойства как преобразователя Х(t) в Y(t), т.е. Y(t) = Z(t)Х(t).

Если зафиксировать входные воздействия в установленных пределах, то выходная реакция ОД должна быть в пределах области работоспособности в случае его работоспособного состояния. Если же при нормальном входном сигнале Y(t) выходит за установленные пределы, то произошли изменения свойств объекта, связанные с изменением Z(t).

Поскольку требуется выбрать диагностические признаки ОД, когда он еще физически отсутствует, то для этой цели приходится использовать его модель или модели. Под модельюобычно понимается упрощенный абстрактный или физический образ реального объекта (оригинала), подлежащего изучению. Следовательно, модель – приближенная копия оригинала, отображающая его определенные свойства, наиболее важные с точки зрения решаемой проблемы. На практике разрабатываются такие модели, которые представляют собой гомоморфный (частично соответствующий) образ объекта исследования и изоморфный (полностью соответствующий) образ его изучаемых свойств и характеристик.

Анализ объекта с целью определения его состояния предполагает построение математической модели. Теоретический анализ ОД при решении задач диагностирования предполагает некоторую идеализацию, которая абстрагирует подходящим образом выбранные существенные свойства объекта. Реальный объект при этом заменяется диагностической моделью (ДМ).

Оценка состояния ЭУ осуществляется по диагностическим признакам (параметрам и характеристикам). Обычно в качестве диагностических параметров принимаются параметры ДМ. В этом случае выбор или построение адекватной ДМ имеет существенное значение для оценивания состояния ЭУ.

В соответствии с ГОСТ 20911-89 диагностическая модель – формализованное описание объекта диагностирования, необходимое для решения задач диагностирования. Описание может быть представлено в аналитической, табличной, векторной, графической или другой форме.

ДМ в общем случае определяет зависимость выходных параметров (сигналов) объекта от его структурных (диагностических) параметров и входных сигналов. В некоторых случаях ДМ учитывают время.

ДМ могут иметь различный вид. Для описания ЭУ в основном применяются алгебраические уравнения (линейные и нелинейные), дифференциальные уравнения, передаточные функции, характеристические уравнения, графы и диаграммы прохождения сигналов, булевы функции.

Аппарат булевой алгебры, в основном, применяется для определения работоспособности и поиска дефектов в дискретных объектах. Такими объектами являются системы управления ЭУ, регулирования и защиты трансформаторов, электрических машин, воздушных линий, а также система контроля и проверки цепей релейной защиты автоматики.

В связи с большим разнообразием элементов ЭУ, как по назначению и режимам использования, так и по принципам построения и конструкции, разработчикам СД приходится использовать большое число различных ДМ. Чтобы облегчить выбор вида ДМ для конкретного оборудования на стадии его разработки, целесообразно классифицировать эти модели. Из всех возможных принципов построения системы классификации приведем классификацию диагностических моделей, основанную на методах их анализа. Такая классификация позволяет ориентировать разработчика при выборе ДМ на определенные методы их анализа и соответственно на использование конкретного математического аппарата.

По методам представления связей между состояниями объекта, его элементами и параметрами все ДМ, которые могут найти применение для описания электрооборудования, разбиваются на три группы: непрерывные, дискретные и специальные. Рассмотрим каждую из групп моделей отдельно.

Непрерывные диагностические модели. Непрерывными моделями оборудование проеставляют в том случае, когда рассматриваемые процессы протекают непрерывно или в непрерывно изменяющемся времени, которое является аргументом соответствующих функций. Такие модели объединяют линейные и нелинейные алгебраические и дифференциальные уравнения, передаточные функции и характеристические уравнения.

Алгебраически уравнения. Наиболее простыми ДМ являются линейные алгебраические уравнения, описывающие установившиеся (статические) процессы. Коэффициенты этих уравнений являются параметрами, характеризующими состояние объекта. В данном случае задача диагностирования сводится к оцениванию коэффициентов непосредственно или косвенно и сравнению с допустимыми значениями.

В общем случае такая модель записывается в виде:

где X – совокупность входных воздействий; Y – совокупность реакций ОД; A – оператор преобразования Х в Y;

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что, Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что; Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что; Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что.

Если aij = const, то объект описывается линейными алгебраическими уравнениями, если aij = f(x), то объект описывается нелинейными уравнениями.

Собственно состояние объекта оценивает оператор А, структура и параметры которого определяют показатели качества работы объекта. При этом задачи контроля работоспособности и поиска дефектов решаются контролем соответствия действительного оператора А требуемому Ао.

В простейшем случае (рис.15.2) уравнение (15.1) имеет вид:

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что,

где 1/R = а – коэффициент уравнения.

Задача анализа таких моделей сводится к определению коэффициентов аij, которые являются прямыми диагностическими параметрами.

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтоДифференциальные уравнения. Наиболее широкое применение для описания процессов функционирования элект-рооборудования получили дифференциальные уравнения. Коэффициенты дифференциальных уравнений являются диагностическими параметрами. Они позволяют выявить дефекты, появляющиеся в динамических режимах. Задача диагностирования состоит в определении коэффициентов дифференциального уравнения (передаточных коэффициентов и постоянных времени) и сравнении их с допустимыми значениями.

В общем виде такие ДМ для динамического объекта с одним входным воздействием х(t) и одним выходным сигналом y(t) имеют вид:

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

с некоторыми начальными условиями

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что, Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что,

где аi, bj – коэффициенты (прямые диагностические параметры) уравнений, m n + аn-1р n-1 +. + а1р + ао = 0.

Решение такого уравнения позволяет определить коэффициенты (прямые диагностические признаки) через его корни. В зависимости от расположения полюсов – корней уравнения – определяется состояние ОД.

Линейная система устойчива по теореме Ляпунова, если полюса лежат в левой полуплоскости р1, р2 (рис.15.12), т.е. мнимая ось является границей устойчивости.

Если полюса расположены на мнимой оси (р34), то в объекте существуют колебания (амплитуда колебаний постоянна, если полюса 1-го порядка). Полюса в правой полуплоскости (р56) свидетельствуют об экспоненциальном нарастании колебаний и объект оказывается неустойчивым.

Следовательно, по расположению полюсов можно судить о работоспособности ОД.

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтоДискретные диагностические модели. Эти модели определяют состояние оборудования только для последовательности дискретных значений независимой переменной (времени), но без учета характера процесса в промежутках. Их можно представить конечно-разностными уравнениями или конечными автоматами.

Конечно-разностные уравнения. Такие уравнения связывают значения yk (рис.15.13) функции y = f(x) на дискретном множестве значений xk и записываются в общем виде:

Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что

yk = f(yk-1. y1,xk), k = 0,1,2,3.

Причем интервал Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает чтомежду дискретными значениями xk может быть постоянным или изменяться.

Обыкновенное разностное уравнение, используемое в качестве ДМ, имеет вид:

Если аr = const,то уравнение линейное, если аr = f(xk),то – нелинейное. Как и в ранее рассмотренных ДМ коэффициенты аr характеризуют изменение состояния ОД. Решить уравнение значит найти его коэффициенты.

Например, для r = 2 уравнение имеет вид:

Известны значения входной и выходной переменных в точках Диагностическая модель предполагает что. Смотреть фото Диагностическая модель предполагает что. Смотреть картинку Диагностическая модель предполагает что. Картинка про Диагностическая модель предполагает что. Фото Диагностическая модель предполагает что.

Источник

Глава 14. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии

В понятие «психодиагностическая модель» входят диагностическая гипотеза и определенный набор методов, позволяющий выделить специфические особенности каких-то определенных параметров в целостном обследовании испытуемого.

Например, требуется определить возможное поведение человека в каких-то определенных ситуациях. Психологу необходимо выбрать набор показателей, которые могут охарактеризовать поведение испытуемого: особенности высшей нервной деятельности, мотивацию, индивидуальный уровень тревожности, задеваемые ситуацией ценностные установки, навыки переживания таких ситуаций, состояние внимания и памяти и др. Предположив, что перечисленные психические свойства будут определять поведение человека в интересующих нас ситуациях, мы затем должны подобрать методики для их измерения. Выбранная нами модель психических механизмов в интересующей нас ситуации определяет подбор необходимых для ее проверки методик диагностики. Диагностическая модель может быть «заказана» потребителем диагностической информации, которым может быть специальный педагог, педагог общеобразовательного учреждения, родители, сам ребенок и др.

В соответствии со спецификой изучаемого объекта, по участвующим в обследовании специалистам, подбору методов и средствам обследования можно выделить следующиепсиходиагностические модели:

специальную диагностическую — в рамках этой модели проводится специальное обследование (в данном случае — логопедическое, которое осуществляется логопедом), позволяющее определить специфические особенности нарушения;

психологическую — в рамках этой модели проводится психологическое обследование. Его цель — получить оценку психических процессов, состояний, ведущей деятельности, характер интеракций и др. Обследование проводится психологом с использованием всего арсенала психодиагностических методик (интерактивная деятельностная психокоррекционные модели).

Медицинская модель

Медицинская модель помощи предполагает, что в основе трудностей обучения и развития ребенка с расстройствами речи лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности ребенка, обусловленные серьезными нарушениями ЦНС, незрелостью и нарушениями структур головного мозга и другими психосоматическими расстройствами. Соответственно, усилия специалистов направлены на излечение болезни, реабилитацию ребенка, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям ребенка с нарушениями речи.

К медицинской диагностической модели обследования относится обследование ребенка всеми специалистами-медиками:

— терапевт дает заключение о соматическом статусе ребенка, рекомендуя тот или иной охранительный режим питания, умственных и физических нагрузок;

— невропатолог оценивает состояние ЦНС, определяет, органический или функциональный характер имеет речевое расстройство;

— нейрофизиолог с помощью объективных психофизиологических исследований (ЭЭГ,РЭГ, доплерография) оценивает состояние мозговых структур и сосудов, питающих мозг;

— оториноларинголог делает обследование слуховой системы с тем, чтобы отграничить собственно сенсорные нарушения от нарушений слуховой функции.

Психологом в рамках медицинской модели проводится нейро-психологическое обследование.

Такой вид обследования детей с речевыми нарушениями, какправило, используется при афазиях в рамках дифференциальной диагностики, когда особое значение имеет оценка состояния высших психических функций. Применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А. Р.Лурия, дополняет неврологическое обследование, выявляя отклонения высших психических функций и локализуя их в определенных отделах правого или левого полушария. Нейропсихологический анализ позволяет вы явить структуру изменений этих функций, определить нарушения различных отделов мозга, на основании этих данных выбрать индивидуальный педагогический подход для коррекции и дифференцировать детей с учетом полученных критериев для дальнейшего обучения в школе, соответствующей определенной речевой патологии.

Для диагностики лиц с речевыми нарушениями важное значение имеет определение доминантности полушарий, особенности зрительного и слухового гнозиса, способности выполнения различных двигательных программ и произвольных движений. Качественная оценка деятельности производится при всех заданиях, позволяя судить о роли различных корковых структур левого и правого полушарий в организации той или иной психической функции. При нарушении программы выполнения действий учитывается характер ошибок (зеркальность, скорость выполнения, упрощение программы, персеверации), адекватность реакции ребенка, его внимание к выполнению задания, количество предъявлений, необходимых для правильного выполнения инструкции.

Снижение мнестической деятельности является однимиз характерных нарушений, поэтому при всех видах речевых нарушений необходимо обследовать состояние памяти всех модальностей (зрительной, слухоречевой, двигательной) — произвольной и непроизвольной, долговременной и кратковременной. При оценке памяти анализируются «кривые запоминания» слов, структура процесса запоминания отдельных слов и короткого рассказа.

При нейропсихологическом обследовании используются пробы, где наибольшую нагрузку несут одна-две из операций, а остальные достаточно просты. Сопоставление близких проб позволяет уточнить, какие именно операции вызывают затруднения. Для анализа развития функций планирования и контроля используются пробы; реакция выбора, актуализация ассоциаций, а также составление рассказа по серии сюжетных картинок. Проба реакция выбора позволяет анализировать выполнение двигательных программ, возможность следования инструкции и переключения. Проба ассоциации выявляет трудности программирования и контроля, составление рассказа позволяет оценить построение смысловой программы развернутого высказывания, синтаксических и лексических особенностей речи ребенка. Для исследования динамической организации движений и действий используются пробы; реципрокная координация, графическая проба и проба «кулак—ребро—ладонь». Кинестетическую организацию движений позволяют оценить задания на состояние праксиса позы; замедленное выполнение с ошибками, с внешним поиском свидетельствует о трудностях кинестетической переработки информации.

Исследование зрительно-пространственного праксиса и гнозиса включает пробы на конструктивный праксис, рисование трехмерного объекта в пространстве, запоминание невербализуемых фигур. Различные схемы проведения нейропсихологического обследования можно найти в целом ряде современных пособий. Мы рекомендуем использовать схемы обследований, образцы заключений и перечни наборов диагностических материалов, предложенные в качестве обязательных Комитетом образования Администрации Санкт-Петербурга и принятые в психолого-медико-педагогических консультациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. рекомендации. — СПб., 1999).

Образец неиропсихологического заключения

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________

Возраст _____________________________________________________________

Школа № (д/сад)_____________ класс (группа) ___________________________

Оценка функции планирования и контроля, смысловая программа высказывания ____________________________________________________________________

Оценка динамической организации движений ____________________________

Оценка кинестетической организации движений __________________________

Зрительно-пространственный праксис и гнозис ___________________________

Зрительно-предметный гнозис __________________________________________

Слухоречевая память и восприятие речи __________________________________

Заключение по результатам краткого нейропсихологического обследования

Дата обследования ______________

Подпись психолога _________________

Педагогическая модель

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с ребенком, и предназначена для оказания им помощи в воспитании и обучении детей. Психолог вместе с педагогами (родителями) анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленную на ее изменение. Хотя сам взрослый может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия психолог ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Психолог выступает в роли специалиста, которому лучше, чем консультируемому, известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т.д.

Педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями в целях определения степени педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития, выявление индивидуальных типологических возможностей является чрезвычайно важным для дальнейшего их обучения.

Дифференцированная качественная оценка уровня сформированности готовности обучению в школе позволит отделить детей с речевыми нарушениями от детей с задержкой психического развития и определить дальнейшую стратегию обучения каждого ребенка. В начальной школе определение степени сформированности школьных навыков, в частности овладение письмом, чтением, счетом, позволят сделать выводы и произвести дифференциацию дисграфии, дискалькулии от задержек психического развития.

На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, атакже от целей и задач каждого этапа обследования.

Как правило, обследование начинается с предварительного изучения документации ребенка: характеристики, медицинских справок, записей других специалистов, письменных работ. Затем проводится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию родителей и т. п. С родителями также уточняется школьный анамнез ребенка: с какого возраста началось обучение, по каким программам обучался ребенок, какие предметы вызывали особые трудности в освоении, каковы увлечения и интересы ребенка в свободное от школы время.

Педагогическое обследование включает задания, построенные как на учебном, так и на неучебном материале. Состояние школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка, при выполнении задания оценивает состояние его навыков, способность к использованию подсказки и помощи извне, о состоянии критичности и адекватности к результатам выполнения задания. В процессе выполнения учебных заданий оценивается степень дисциплинированности,настойчивости в выполнении, а также определяются трудности, мешающие ребенку учиться.

Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи и наметить пути коррекции. Схема педагогического обследования:

1) знакомство с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения);

2) беседа с родителями или лицами, их заменяющими, в которой выясняются причины обращения за консультацией;

3) выяснение сформированности временных и пространственных представлений обследуемого. Знание времен года, их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги;

4) выяснение сформированности обобщающих понятий, уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения;

5) определение умения подбирать простые и сложные аналогии (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов);

6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок;

7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций;

8) уровень понимания переносного смысла метафор и пословиц;

9) обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения. Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению; из математики — умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине; предел знания последовательности чисел натурального ряда; умение назвать их в обратном порядке;

Соотношение числа и цифры; способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов; понимание зависимости между компонентами и результатами действий; использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий; умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач; умение решать уравнения, неравенства; из русского языка — сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические); из чтения — способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое); качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок; пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный); умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение);

10) в завершение обследования проводится заключительная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.

Образец педагогического заключения

Фамилия, имя ребенка ________________

Возраст _______________________

Школа № (д/сад)_____________ класс (группа) ___________________________

Общие впечатления о ребенке__________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка ________________

Сведения о себе и своей семье __________________________________________

Знания и представления об окружающем__________________________________

Сформированность учебных навыков_____________________________________

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы) ___________________________________________________________

Математика ___________________________________________________________

Характер ошибок _______________________________________________________

Чтение _______________________________________________________________

Характерные ошибки чтения______________________________________________

Письмо________________________________________________________________

Ошибки письменной речи ________________________________________________

Ошибки устной речи ____________________________________________________

Эмоционально-поведенческие особенности _________________________________

Заключение и рекомендации по обучению __________________________________

Дата обследования __________ Подпись педагога _________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *