Тестовые срезы применяются в педагогическом тестировании для определения текущего состояния или уровня знаний на определенный момент времени. Тестовый срез также называют диагностический срез или срезовый контроль (срезовая контрольная работа).
Различают виды тестовых срезов:
Срезы обычно проводят в начале учебного года (нулевой срез), в течение обучения (промежуточные срезы) и в конце учебного года (итоговый срез).
Нулевой срез (входной контроль) Нулевой срез желательно провести в середине сентября с целью определения уровня знаний учащихся в начале цикла обучения. Желательно сравнить его результаты с итоговыми результатами за предшествующий год.
Промежуточный срез (промежуточный контроль) Промежуточный контроль обычно проводится после прохождения определенной темы или раздела в процессе обучения. В среднем в течение учебного года проводят от 1 до 7 промежуточных среза.
Итоговый срез (выходной контроль) Итоговый срез обычно проводится на завершающем этапе обучения с целью установления прогресса в обучении за определенный период времени.
Не редко, тестовый контроль служит для определения остаточных знаний после усвоения годовой программы или при поступлении в вузы.
Мониторинг
Мониторинг в отличие от тестового среза служит для понимания процесса обучения «в движении», в то время как срез служит для единичного определения уровня знаний в определенный момент. Для мониторинга необходимо проведение как минимум двух срезов. При этом точносмть измерения будет невысокой.
Точность мониторинга существенно возрастает с увеличением количества срезов (три и более), и уже не так значительно при количестве срезов более семи.
Административный контроль за качеством знаний по предметам учебного цикла посредством контрольных срезов
Качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка, человека. Качество выступает как нравственная и рыночная категория.
Качество образования как интегрированный системный объект есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Поэтому управлять качеством образования в школе значит управлять системой качества образования.
Факторы-причины, влияющие на результат, лежат, в основном, в процессе, в условиях, в системе управления. Но факторами, которые в большей степени влияют на результат в школе, являются обучение и учение.
Учение – целенаправленная, самоуправляемая, отражательно преобразующая деятельность ученика по добыванию, переработке, усвоению знаний и способов деятельности. Обучение – сознательно организованная деятельность ученика по усвоению знаний и способов деятельности, формированию системы отношений.
Очевидно, для того, чтобы получить требуемый результат, следует определять, отслеживать и контролировать, в первую очередь, качество учебного процесса, уровень знаний, умений и навыков, получаемых учащимися на каждом предмете учебного цикла.
Особую трудность представляет контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, в которых не столь компетентный сам контролирующий. Мне, завучу-географу, приходится курировать дисциплины физико-математического цикла.
За несколько лет в лицее № 1 создана система контроля за качеством преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний (уровнем знаний, умений и навыков) учащихся посредством контрольных административных работ (срезов знаний).
Для этого в начале года составляется график административных контрольных работ по дисциплинам учебного цикла. Так по математике проводятся контрольные работы по базовым, особо важным темам курса.
Например, в 11-х классах по темам «Показательные и логарифмические уравнения» или «Площадь криволинейной трапеции», в 10-х классах – «Тригонометрические уравнения» или «Тригонометрические неравенства», в 9-х классах – «Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем», или «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 8-х – «Преобразование рациональных выражений» или « Решение неравенств методом интервалов» и т.д.
Задание из 9–10 задач по данной теме для всей параллели (4–5 групп) готовит учитель математики, который не работает на данный момент в параллели. Срезы проводятся одновременно во всех классах, для чего приходится менять расписание, назначать ассистентов.
После выполнения работы учащимися, выполняется анализ работы учителем с указанием полноты решения заданий каждым учащимся. Завучем подсчитывается процент выполнения каждого задания в группах.
Пример обработки результатов контрольной работы по теме:
«Преобразование рациональных выражений» в 8-х классах смотрите в таблицах № 1 и № 2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Чел
Учитель
ЛТ-03-8-1
85
77
72
81
95
73
81
49
90
70
27
Разгуляева Т.И.
ЛТ-03-8-2-1
58
69
71
75
54
58
33
8
58
17
12
Разгуляева Т.И.
ЛТ-03-8-2-2
88
80
48
77
71
45
61
16
86
57
14
Веселова Н.П.
ЛЭ-03-8-1
65
79
86
90
85
58
67
31
85
23
13
Амерханова Т.П.
ЛЭ-03-8-2
77
69
62
58
85
15
38
2
69
77
13
Цаплина О.А.
Всего
Успеваимость
КО
5
4
3
2
Чел.
Учитель
ЛТ-03-8-1
96,3
67
12
6
8
1
27
Разгуляева Т.И.
ЛТ-03-8-2-1
66,6
42
5
3
4
12
Разгуляева Т.И.
ЛТ-03-8-2-2
78,5
50
1
6
4
3
14
Веселова Н.П.
ЛЭ-03-8-1
62
46
3
3
2
5
13
Амерханова Т.П.
ЛЭ-03-8-2
77
30
4
6
3
13
Цаплина О.А.
Итого
16
23
23
16
79
Результаты работы, приведенные в таблице № 1, отображаются на графике (см. рис. 1) Обработка производится с помощью ЭВМ. Подсчитывается успеваемость, качество обученности (КО), степень обученности (СО) по группе и для наглядности отображаются в таблице № 2 и на диаграмме (рис. 2).
N 2 – количество оценок «4»,
N 3 – количество оценок «3»,
N 4 – количество оценок «2»,
Обсуждается единая система оценки знаний учащихся, что исключает субъективный подход учителя в оценке работы учащихся.
Учителю выдается анализ результатов срезов, которые обсуждаются на заседании кафедры. Дается оценка содержания контрольной работы, разработанной учителем, по трудности, по объему, разнообразию задач. Замечания коллег учитываются следующими разработчиками контрольных работ. Молодые учителя проходят хорошую школу методического мастерства по составлению контрольных работ, узнают о требуемом уровне знаний в соответствии с профилем данного учреждения, осуществляется единый подход в обучении математике во всем учреждении.
С отстающими учащимися проводится работа по ликвидации пробелов в знаниях, назначается повторная контрольная работа.
Такая система административного контроля позволяет получить сравнительную характеристику состояния преподавания предмета по классам, соответствие его требуемому стандарту обучения. Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.
В целях повышения качества коррекционной работы с учащимися-выпускниками по подготовке к выпускным экзаменам и централизованному тестированию, а также со сложностью проведения уровнего тематического анализа по результатам репетиционного тестирования региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи предлагает учащимся-выпускникам новую методику определения эффективности подготовки к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы и ссузы. Диагностические срез-тесты проводятся по основным школьным предметам: русский, белорусский языки, математика, физика, биология, химия, английский язык. Отличие методики от обычных методов оценивания и срез-тесты позволяют ответить на следующие вопросы: • на каком уровне усвоены знания и сформированы умения учащегося; • какая тематика предмета вызывает затруднения у учащегося на этапе обучения; • происходит ли прогресс в результате обучения; • насколько эффективны образовательные условия для ученика в классе, школе; • какой прогноз готовности школьника к итоговой аттестации и вступительным испытаниям. В соответствии с технологией срез-тестов прогресс учащихся в освоении учебного предмета определяется по результатам двух срезов. Продолжительность срез-теста – 1,5 часа. По результатам 2-х срезов определяются: показанный (подтвержденный на 2 срезе) уровень знаний учащегося, качественная характеристика – индивидуальный профиль учащегося, тестовый балл и его рейтинг по району, а также сфера его тематических затруднений (недостаточно изученные темы и разделы курса). Проведение срез-тестов – услуга платная, стоимость составляет 60 коп. Реквизиты для перечисления денежных средств в адрес ГГТУ имени П.О.Сухого: расчетный счет № 3632900000594, филиал № 300 Гомельского областного управления ОАО «Беларусбанк», УНН 400073500, код МФО 151501661, ОКПО 055706993000, код услуги – 7057, вид платежа: срез-тесты*). *)- просим обратить внимание, что в некоторых банках взимается комиссионный сбор в размере до 2 % от уплаченной суммы. Оплату производить после проведения срез-тестов.
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи предлагает учащимся-выпускникам новую методику определения эффективности подготовки к итоговой аттестации и централизованному тестированию на последнем году обучения. Диагностические срез-тесты проводятся по основным школьным предметам. В основу срез-тестов диагностического тестирования положена уровневая модель действий с учебным материалом по предметам: — 1 уровень (овладения способом деятельности) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти; — 2 уровень (применение способа деятельности) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описание и анализ действий с объектами изучения, действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи; — 3 уровень (преобразование способа деятельности) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения. В соответствии с технологией диагностического тестирования прогресс учащихся в освоении учебного предмета определяется по результатам двух срезов (1 – январь, 2 – апрель). Задача первого среза – определить уровень знаний и сформированных умений за прошедшее время обучения, т.е. стартовую точку для выявления дальнейшего прогресса. Задача второго среза – достоверно определить уровень знаний, который освоен учащимся, дать прогноз готовности к итоговым испытаниям. По результатам 2-х срезов определяются: показанный (подтвержденный на 2 срезе) уровень знаний учащегося, качественная характеристика – индивидуальный профиль учащегося, тестовый балл и его рейтинг по району, а также сфера его тематических затруднений (недостаточно изученные темы и разделы курса). Сравнение профилей и рейтинга, полученных на разных уровнях, дают представление о динамике в индивидуальной образовательной траектории школьника. Прогресс может быть уровневым – когда ученик переходит на более высокий уровень освоения предмета, и линейным – когда улучшаются его показатели в пределах одного уровня. Полученные данные позволяют определить насколько эффективна и качественна образовательная подготовка учащегося и максимизировать вклад школы, конкретным учителем в развитие учащегося, активизируя и улучшая индивидуальную работу. Результаты срез-тестов будут интересны не только педагогам и учащимся, но и родителям, администрациям школ и органов управления образования.
предназначен для формирования рейтинговой оценки знаний Основная задача – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, проводится через нулевой, промежуточный и итоговый срезы.
2 Мониторинг профессионального мастерства учителей
Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от “нулевого” pезультата к “промежуточному”, от “промежуточного” к “итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на пpеодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.
3. Создание единого информационного пространства
мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов.
Мониторинг образовательных результатов
Одним из возможных вариантов системы контроля знаний и диагностики профессионального мастерства педагогов является мониторинг.
Временные срезы проводятся в течение всего учебного года и используют главным образом системы тестов.
1. 1. Мониторинг знаний учащихся
Система мониторинга представляет собой инструментарий, предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся в целом на определенном временном интервале.
Основная задача мониторинга состоит в непрерывном отслеживании состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
– достигается ли цель образовательного процесса;
– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
– существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
– соответствует ли уровень сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося. Эта задача решается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов фиксируются с помощью рейтинговой оценки.
Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме (прил. 1). Это позволяет определить действия учителя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности учащихся в предметной области.
Нулевой срезрекомендуется проводить в первые две недели учебного года. Его цель – определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование, готовность класса к данному этапу обучения). В ходе проведения нулевого среза учитель осуществляет:
1. Прогнозирование (совместно с учениками) возможности успешного обучения на данном этапе.
2. Разработку совместно с классом схемы действий для преодоления затруднений в обучении.
3. Согласование предметных требований при переходе учебного процесса от одного предмета к другому (например, математика-физика-информатика).
4. Оценку наличия интегрированных связей в обучении.
5. Оценку методической подготовленности учителя посредством экспертной оценки результатов среза (формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требования к индивидуальному подходу в обучении).
Нулевой срез проводится в письменной форме или c применением компьютерных технологий по заданиям, составленным учителем и согласованным с заместителем директора по учебной работе. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с учащимися и на педагогическом совете.
Организация проведения среза осуществляется учителями, ведущими уроки по предмету, и контролируется учебной службой школы. Нулевой срез проводится во всех классах в соответствии с задачами, стоящими перед школой.
Анализ результатов нулевого среза дает возможность:
– выбрать учителю адекватную методику обучения;
– сформировать у учащихся установку на возможность позитивного результата обучения;
– назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся;
– провести коррекцию учебного графика.
Целями проведения промежуточного среза являются:
– оценка успешности продвижения учащихся в предметной области;
2. Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и
3. Формирование рейтинговой оценки учащихся.
Промежуточный срез, как и нулевой, проводится в письменной форме или на компьютере. Результаты промежуточного среза анализируются и обсуждаются с учащимися.
Учащимся, успевающим на «отлично», предлагаются творческие работы. Это могут быть элементы НИР, изучение дополнительных разделов предметного курса или работа на свободную тему.
Цель проведения итогового среза – подведение итогов года обучения.
Задачи, решаемые при проведении итогового среза:
1. Анализ результатов обучения.
2. Оценка успешности освоения учащимися предмета.
3. Анализ действий учителя на данном этапе обучения.
4. Формирование итоговой рейтинговой оценки и заключение
об успешности выполнения учащимися учебной программы.
Итоговые срезы проводятся за две недели до окончания учебного года.
Мониторинг, использующий систему срезов, предполагает свободу учащихся в выборе разноуровневых заданий и позволяет выявить:
а) текущие результаты учебного процесса и возможность его корректировки,
б) реальный уровень квалификации педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач.
Согласно разработанной методике, результаты срезовых работ анализируются следующим образом:
1. Для оценки динамики процесса обучения от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому сравниваются данные по каждому классу по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона.
2. Для оценки прочности усвоения знаний результаты нулевого среза последующего года сравниваются с результатами итогового среза предыдущего года.
Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от “нулевого” pезультата к “промежуточному”, от “промежуточного” к “итоговому”. Дополнительной инфоpмацией о самоpазвитии может быть общественно значимая деятельность во внеучебной сфеpе. Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на пpеодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.
Диагностической инфоpмацией на администpативном уpовне являются :
1. Сводные опеpативные данные по школе о pезультатах “нулевых”, “промежуточных” и “итоговых” сpезов,
2. Сpавнительный анализ показателей пpодвижения классов в пpоцессе обучения.
3. Сpавнительный анализ пpедыдущего года обучения с текущим по соответствующим контpольным точкам.
4. Гpафики успеваемости текущего года обучения по четвеpтям или
полугодиям; их сpавнение с пpедыдущим годом обучения.
На основе обработки получаемой диагностической информации формулируются общешкольные пpинципы pаботы с ней, которые заключаются в следующем:
1. Инфоpмация должна быть достовеpной, убедительной для учителя, учащегося, пpедставлена в виде, доступном для осмысления. Некотоpая инфоpмация носит локальный хаpактеp, доступ к ней огpаничен (чаще всего это инфоpмация, пpедставленная психологом).
2. Одна и та же диагностическая инфоpмация исследуется с pазличных позиций (методисты, диpектоp, зам. диpектоpа по методической работе, психолог).
3. Пpевpащать инфоpмацию в деятельный инстpумент упpавления возможно только на основе личностных хаpактеpистик субъектов учебной деятельности, их возможностей и позитивных установок руководителя по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
Систематический контpоль за педагогическими pезультатами на основе диагностической инфоpмации должен обеспечить pешение следующих задач:
а) выявление действительных pезультатов школьного обpазования и возможность на этой основе коppектиpовать пpогpамму pазвития школьной концепции;
б) выявление pеального уpовня квалификации педагогических кадpов, их подготовленности к pешению инновационных задач.
Отслеживание «контpольных» показателей учебной деятельности учащихся ведется на пpотяжении всего учебного года с целью опpеделения соответствия фактического уpовня промежуточного pезультата требованиям учебных пpогpамм. Система сpезов пpедполагает свободу учащихся в выбоpе предоставляемых pазноуpовневых заданий.
1. 3. Создание единого информационного пространства
образовательного учреждения для мониторинга образовательных
Виртуальный мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Практически внедрить систему мониторинга, т. е. осуществить сбор, обработку и передачу информации за оптимальный срок возможно с помощью современных информационных технологий.
На каждом этапе мониторинга используются различные подходы и технологии, среди которых можно выделить следующие:
1. Компьютерное тестирование для формирования рейтинговой оценки знаний учащихся.
Компьютерное тестирование широко применяется в нашей стране и за рубежом. Степень ограничения связана пока с трудоемкостью разработки и несовершенством компьютерных программ для тестирования.
В результате тестирования формируются рейтинговые оценки учащихся, которые заносятся в ведомости рейтингового контроля и готовы к обработке, передаче и хранению.
2. Обработка поступающей в ходе мониторинга информации.
Собранная с помощью компьютерного тестирования информация представляет собой огромный набор данных, который необходимо обработать и представить в виде статистических сводных данных или результатов анализа, проведенного по определенному заданию.
Протокол проведения нулевого среза
по курсу_______________________ разделу___________________