Диагностика стартовых возможностей первоклассников что это
Диагностические материалы. Стартовая педагогическая диагностика готовности первоклассников. Типовые задачи для оценки сформированности предметных знаний и умений
Класс: 1
Ключевые слова: педагогическая диагностика готовности первоклассников
Типовые задачи:
а) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
б) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.
I. Организация педагогической диагностики
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.
Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.
В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.
Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.
Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.
Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.
Перед каждым заданием необходимо дать объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читается громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняться от текста.
Работа начинается кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».
К чтению следующего задания следует переходить только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончат выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Во время работы нужно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать своё недовольство неправильными действиями детей, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения, а нужно почаще говорить слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».
При проведении индивидуального обследования желательно заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.
На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).
Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.
Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.
Предлагаемое обследование включает следующие разделы:
– обследование состояния пространственного восприятия;
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.
Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 2
Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 3
Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).
— Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».
Оценка выполнения задания:
Задание 4
Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».
Оценка выполнения задания:
Задание 5
Цель. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».
Текст задания. «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».
Оценка выполнения задания:
Задание 6
Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».
Оценка выполнения задания:
Задание 7
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Задание 8
Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому на следующий день необходимо провести индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.
II этап – индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5
Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?»
Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6
Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы еще раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.
Задание 7
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.
1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».
2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Выявление умения сравнивать множества по числу элементов
Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, можно задать ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вносится в бланк обследования вместо предыдущей оценки.
Выявление умения классифицировать
Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задаётся вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белочки живут на деревьях») – значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.
Анализ результатов
В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.
Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?
3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.
2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.
У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.
У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.
Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.
Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.
Изучение стартового уровня первоклассников
Диагностика для обучающихся 1 класса. (Входная диагностика сентябрь, второе диагностическое обследование декабрь)
Просмотр содержимого документа
«Изучение стартового уровня первоклассников»
Изучение стартового уровня первоклассников
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности первоклассника к новому для него виду деятельности – учебной. В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам формирования универсальных учебных действий, то есть к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
В связи с этим в возрасте 6–7 лет целесообразно проводить исследование вышеперечисленных умений, от которых в значительной степени зависит успешность обучения на первых порах, усвоения знаний и требований школы.
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Фронтальное изучение детей осуществляется на второй–третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
Назначение диагностических методик:
– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
– выявить индивидуальные различия между детьми.
Представленные здесь методики позволяют установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного);
– уровень её произвольности;
– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением);
– способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на. », «меньше на. »), представление о счёте, упорядочивании, геометрических фигурах.
Результаты диагностики оцениваются следующим образом:
В ходе диагностики каждый ребёнок может набрать максимальное количество – 32 балла:
задания 1 и 2 – по 4 балла;
задания 3–10 – по 3 балла.
Ребенок, набравший 30 баллов и больше – высокий уровень;
ребенок, набравший 25–29 баллов – выше среднего;
ребенок, набравший 16–24 балла – средний уровень;
ребенок, набравший 0–15 баллов – низкий уровень, в этом случае требуются дополнительные занятия с педагогом и психологом.
Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.
Входная диагностика
(начало сентября)
Цели: данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их.
– Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Вы видите рисунок. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожий рисунок.
Ребёнку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, всё ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Точное воспроизведение оценивается 4 балла, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
Оценка выполнения задания:
4 балла – безошибочное воспроизведение узора;
3 балла – за 1–2 ошибки;
2 балла – за 3 ошибки;
1 балл – за 4 ошибки;
0 баллов – если есть ошибки по каждому из пунктов.
Цели: данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства; выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
– Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
– Поставьте карандаш на самую точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор.
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты.
Оценка выполнения задания:
4 балла – безошибочное воспроизведение узора;
3 балла – за 1–2 ошибки;
2 балла – за большее число ошибок;
1 балл – если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков;
0 баллов – если правильно воспроизведенных участков нет.
Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
– Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).
– Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. На лесной полянке играют 4 зайчика и 2 белочки. Сколько зверей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько зверей играют на полянке.
Текст задачи можно повторить.
2. Саша вырезал 6 квадратов. Два квадрата он отдал младшему брату. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько их осталось у Саши.
Текст задачи можно повторить.
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
Цели: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «но не»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри круга, но не на линии».
– Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертёж (указывается чертёж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите линию.
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но не на линии.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку на линии, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и на линии.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и не на линии.
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
0 баллов – задание не выполнено.
Цели: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.
– Я на доске нарисовала дом (см. рисунок) и приготовила три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки.
Задание состоит из двух частей:
Инструкция к 1-й части задания:
– На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате?
Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.
– Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже.
Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.
– Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже? (В средней комнате – галочка, в последней – палочка.)
Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.
Инструкция ко 2-й части задания:
– Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке.
В случае необходимости инструкция повторяется дважды.
Оценка задания (учитывается заселение только четырёх нижних этажей).
Оценка выполнения задания:
3 балла – задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;
2 балла – найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;
1 балл – найден 1 вариант из четырех возможных;
0 баллов – самостоятельных решений не найдено.
Цели: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
– Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами.
Задание повторяется дважды.
Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребёнком лежит шесть цветных карандашей.
Оценка выполнения задания:
3 балла – классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);
2 балла – допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
1 балл – допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);
0 баллов – а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.
Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.
– Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук [ш], обведи картинку.
Примерный набор картинок: шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.
Оценка выполнения задания:
3 балла – за правильное выполнение;
2 балла – за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя;
1 балл – за выделение звука только из позиции начала слова;
0 баллов – за невыполнение задания даже с помощью учителя.
Цель: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).
Диктант выполняется на листке в клетку.
Работа состоит из двух частей:
Инструкция к 1-й части задания (обучающая):
– Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками.
Далее разбирается образец.
– Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:
Проверим написанное, «прочитаем» кружки:
Инструкция ко 2-й части задания (основная):
– Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум.
– Теперь под этим словом запишите слово ухо.
Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.
Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности.
Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильно выполнены схемы всех семи слов;
2 балла – правильно выполнены 5–6 схем;
1 балл – правильно выполнены 2–4 схемы;
0 баллов – правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.
Цель: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).
Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий.
Работа состоит из двух частей:
Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.
Инструкция к 1-й части задания (обучающая):
– Сегодня вы попробуете «читать» слова, но написаны они не буквами, а кружками.
Далее разбирается образец.
На доске две схемы:
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
– Кто нарисован на этом рисунке? (Волк.)
– Какой набор кружков подходит к этому слову?
– Читаем вместе первую схему.
– Она не подходит. Читаем вторую схему.
– Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.
Так же проводится «чтение» слова сом.
Инструкция ко 2-й части задания (основная):
– Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце.
Задание повторяется дважды.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильно соединены с рисунками все 5 схем;
2 балла – правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;
1 балл – правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;
0 баллов – все схемы соединены с рисунками неправильно.
Цель: выявить уровень развития связной речи.
– Перед тобой 4 картинки, связанные одним сюжетом. Ты должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ.
1) 2)
3) 4)
Оценка выполнения задания:
3 балла – за верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением;
2 балла – за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в повторах одних и тех же слов, в ошибках согласования слов в предложении;
1 балл – за рассказ, составленный при помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности;
0 баллов – за невыполненное задание даже после оказания помощи.
Диагностика проводится в конце первого полугодия или по окончании букварного периода, осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. Во время диагностики в первом классе задание вслух читает учитель. Это необходимо для того, чтобы разница в овладении техникой чтения не влияла на результаты выполнения заданий.
Перед каждым заданием даются необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией, следующее задание читается только тогда, когда дети закончат выполнение предыдущего.
Диагностическое обследование включает задания по русскому языку и по математике, которые выполняются детьми самостоятельно.
Данная педагогическая диагностика позволяет увидеть, каково продвижение детей и что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
Цель диагностики – выяснить качество усвоения учащимися изученного учебного материала, в том числе их умение применять освоенные способы действия (моделирование, установление отношений, звукобуквенный анализ) в новой или нестандартной ситуации.
Диагностика проверяет не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик, поэтому исправления, которые делает ребёнок, не снижают оценивания. Если ребёнок сам исправил ошибку, значит, он владеет самоконтролем, самооценкой, считает необходимым проверять свою работу и умеет критически её оценивать.
Результаты диагностики оцениваются следующим образом:
В ходе диагностики каждый ребёнок может набрать максимальное количество – 40 баллов:
задания 1–5 – по 5 баллов;
задания 6–10 – по 3 балла.
Ребенок, набравший 35 баллов и больше – высокий уровень;
ребенок, набравший 29–34 балла – выше среднего;
ребенок, набравший 20–28 баллов – средний уровень;
ребенок, набравший 0–19 баллов – низкий уровень, в этом случае требуются дополнительные занятия с педагогом и психологом.