Диагностика в первом классе что это

Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.

Суть процесса адаптации первоклассников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Источник

Диагностические материалы. Стартовая педагогическая диагностика готовности первоклассников. Типовые задачи для оценки сформированности предметных знаний и умений

Класс: 1

Ключевые слова: педагогическая диагностика готовности первоклассников

Типовые задачи:

а) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

б) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

I. Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.

Перед каждым заданием необходимо дать объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читается громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняться от текста.

Работа начинается кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

К чтению следующего задания следует переходить только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончат выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Во время работы нужно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать своё недовольство неправильными действиями детей, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения, а нужно почаще говорить слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

При проведении индивидуального обследования желательно заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).

До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Оценка выполнения задания:

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».

Оценка выполнения задания:

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Оценка выполнения задания:

Задание 5

Цель. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания. «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».

Оценка выполнения задания:

Задание 6

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Оценка выполнения задания:

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Задание 8

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что это

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому на следующий день необходимо провести индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?»

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы еще раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, можно задать ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вносится в бланк обследования вместо предыдущей оценки.

Выявление умения классифицировать

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задаётся вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белочки живут на деревьях») – значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

Источник

Диагностические методики для 1 класса

диагностика 1 классов

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики для 1 класса»

Батарея диагностических методик для определения уровня школьной адаптации первоклассников.

Комплексная диагностика первоклассника основана на предупреждении или раннем распознавании кризисных ситуаций, а именно дезадаптации учащегося, что является основой психологического исследования. Диагностика включает не только оценку состояния и результатов работы ребенка, но и в целом психологическое и физиологическое состояние первоклассника, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.

Задание № 1. «Продолжи узор» (см. приложение 1)

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Психолог наблюдает, как дети выполняют задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения детей, прохаживаться между рядами, чтобы видеть, как дети выполняют задание, кто «тормозит», кто спешит, кто отвлекается или мешает другим. Рекомендуется при выполнения любого задания, это успокоить и подбодрить первоклассника, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. Ты справишься с заданием, ты это знаешь и умеешь. У тебя все получится, мы тебя подождем» и т.п.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни» (см. приложение1)

Цель: оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Инструкция. Все нашли задание №2. Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом галочку там, где фигур больше.

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Когда специалист видит, что кто-то из детей уже закончил работу, имеет смысл повторить: «Тот, кто закончил работу, положите карандаши, чтобы я видела, что вы сделали второе задание».

Задание № 3. «Слова» (см. приложение1)

Цель: оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

p.s. Для выполнения этого задания необходима

предварительная ориентировка детей.

На доске рисую три квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Проговариваю, что этот образец списывать не нужно, а только смотреть и слушать. Называю слово и показываю как нужно будет проставлять каждую букву в соответствующие квадраты.

Инструкция. Ребята посмотрите на лист и найдите задание № 3. А теперь посмотрите на доску.

Сейчас я произнесу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах.

В слове ДОМ — три звука: Д, О, М , ребята определяют какую букву в какой квадрат устно ставить и я вписываю на доске в квадраты). Будьте внимательны!

p.s. Ребята если вы не знаете, как писать букву,

то просто поставьте вместо буквы галочку

(в квадратах на доске стираются буквы — одна или две,

а на их место ставятся галочки).

Приготовились. Берите карандаш и начинайте работать.

Начали. Первое слово — ШАР, начинаем отмечать звуки. Специалист смотрит, как дети выполняют задание, и отмечает особенности их работы в листе наблюдений.

Второе слово — СУП. Далее педагог произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз.

Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

Задание № 4. «Шифровка» (см.приложение 1)

Цель: выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 мин. На доске рисую пять пустых фигур.

Инструкция. Ребята посмотрите внимательно на доску и в свой листик. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас мы будем ставить в пустые фигуры знаки. У вас на листе показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на бланке. Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Пожалуйста не спешите, будьте внимательны. Задание можно повторить при необходимости.

Приготовились. Время пошло.

С этого момента отсчитывается время выполнения задания. Фиксирую в листе наблюдений особенности выполнения задания и характер поведения детей. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени дети перестают работать: А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель: Оценить уровень сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. Ребята,а теперь послушайте последнее задание. Переверните все свои листики. Возьмите простой карандаш, послушайте задание:

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Приготовились. Начинайте рисовать.

Время выполнения последнего задания не более 5–7 минут.

В процессе выполнения задания, отмечаю характер поведения и работы детей в листе наблюдений.

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням :

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе. ( У) от 17 до 25 баллов

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.(УГ) от 14 до 17 баллов.

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения. (УН) от 11 до 14 баллов

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.(Н) суммарная оценка ниже 10 баллов.

2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей)

(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют отдельно учителя и отдельно родители))

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки. ( см. приложение 2). Схема для родителей состоит и 6 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, которое наиболее точно отражает состояние своего ребенка. ( см. приложение 3.)

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что этоВ качестве критериев выбраны:

эффективность учебной деятельности;

усвоение школьных норм поведения;

успешность социальных контактов;

Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):

успешность выполнения школьных заданий;

степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;

самостоятельность ребенка при выполнении заданий;

настроение, с которым ребенок идет в школу;

взаимоотношения с одноклассниками;

общая оценка адаптированности.

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что этоСхемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.

Обработка результатов для учителей:

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что этоСуммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:

нормальная адаптация – 22–35 баллов;

неполная адаптация – 15–21 балл;

дезадаптация – 0–14 баллов.

Обработка результатов для родителей:

Диагностика в первом классе что это. Смотреть фото Диагностика в первом классе что это. Смотреть картинку Диагностика в первом классе что это. Картинка про Диагностика в первом классе что это. Фото Диагностика в первом классе что этоСуммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально­

психологической адаптации детей:

зона нормальной адаптации – 19–30 баллов;

зона неполной адаптации – 13–18 баллов;

зона дезадаптация – 0–12 баллов.

3. Проективная методика «Кактус».

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника.

При проведении диагностики учащимся выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

После завершения рисунка ребенку (при инд.диагностике) в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

4.Микропрактикум «Мой класс»

Инструкция: Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. ( см. приложение 4 ) За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:

С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?

Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?

Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

2. Позиция «один, вдали от учителя» – эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, – доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции

5. Методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов

Данная методика может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должен написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы. (см. приложение 5)

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

— нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *