Диагностика в школе что это такое
Педагогическая диагностика в образовательном процессе
Баринова Ангелина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 6, г. Павлово, Нижегородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баринова А.Н. Педагогическая диагностика в образовательном процессе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 08.12.2021).
Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением Стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения.
В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.
Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.
В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий.
В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков (Приложение 1).
Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков ставят задачу:
Пример диагностических заданий, выявляющих продуктивный уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков (Приложение 2).
Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.
На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий:
Примеры из педагогической диагностики (Приложение 3).
Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.
Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.
Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки (Приложение 4).
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.
Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии.
Примеры из педагогической диагностики по русскому языку 2-3 класс (Приложение 5).
Педагогическая диагностика строится по следующим этапам:
Стартовый этап диагностики
В 1 классе – определить учебные возможности ребенка, возможности в усвоении программных требований, готовность его к обучению в школе.
Организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».
Во 2-4 классах–— сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года, отражаемые педагогом в сводных технологических картах и выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.
2 этап – (конец каждой четверти)
Промежуточная диагностика
Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, оказание ему целенаправленной помощи. И наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.
Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты результаты которых фиксируются в технологических картах.
3 этап – (конец апреля – май)
Итоговая диагностика
Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.
Формы проведения: контрольные работы, тесты.
Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений»
Итак, педагогическая диагностика позволяет определить:
Литература:
Диагностика детей к школе. Что обязательно нужно знать.
Если ребенка правильно подготовить и отдать в школу, когда он будет готов к ней, то он будет с интересом учиться. Понимать важность этого, получать хорошие оценки, сам делать домашние задания, оставляя Вам время для себя. В общем, будет успешным учеником.
А как правильно провести диагностику детей к школе, используя специальные простые, но профессиональные тесты, мы и расскажем в этой статье.
Мы не будем давать Вам “общих” рекомендаций по подготовке к школе, типа развивайте руку ребенка, больше рисуйте или пишите с ним.
Мы дадим Вам более важные знания:
Многие пишут, что готовность ребенка к школе определяется его физическим, психологическим, интеллектуальным, педагогическим, мотивационным, социальным, эмоциональным и так далее развитием ребенка. Это все правильно! Но что лежит в основе этой готовности?
Что же определяет текущее развитие ребенка, его соответствие возрастным нормам? Ответ простой – МОЗГ!
И поэтому диагностику детей к школе нужно начинать с проверки готовности структур головного мозга ребенка к выполнению психо-физичеких функций необходимых для учебы в школе.
Содержание статьи:
Когда отдавать ребенка в школу?
Слава Богу, мода отдавать детей в школу в 6 лет прошла. К родителям пришло понимание, что если ребенка отдать в школу в 6 лет, а он не готов к ней, то ничего хорошего из этого не выйдет.
В первом классе вы как-то еще продержитесь, а вот во втором, когда учителя начнут требовать дисциплину и ставить оценки – появятся первые проблемы: плохие оценки и поведение, нежелание ходить в школу, низкая самооценка и даже психосоматические проявления (сколиоз, тики, неврозы, заикание и пр.)
Из-за оценок ребенок начинает сравнивать себя с другими учениками. Задавать неприятные вопросы: “Мама, я что тупой?” Пострадает самооценка и мотивация к обучению. Проблемы будут нарастать снежным комом. К 13-14 годам (пубертат, переходный возраст) с некоторыми из проблем будет очень сложно справиться. И все это из-за желания родителей сэкономить лишний год для ребенка? Разве оно того стоит?!
Считается, что отдавать в школу ребенка нужно, когда он уже умеет читать, немного писать, производить простые арифметические действия. Но на эти навыки имеет влияние очень много факторов. Основной – это тренировка вплоть до дрессировки. Так ребенок может читать, но не понимать прочитанное.
А что же на самом деле лежит в основе формирования тех или иных навыков? Это зрелость структур головного мозга, которые определяют психические функции, отвечающие за определенную деятельность и навыки.
Вывод простой – отдавать ребенка в школу нужно не в 6, и не в 7 лет, а не раньше, чем сформировались соответствующие структуры головного мозга, управляющие деятельностью, которая необходима в школе. Как это проверить готовность определенных структур головного мозга ребенка к обучению в школе, как диагностировать его соответствие возрастным нормам, мы расскажем дальше.
А самое главное – мозг ребенка пластичен до, примерно 12-15 лет. И при помощи специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку.
А когда же нужно давать те или иные навыки ребенку, когда учить чтению, письму, арифметике и т.д., чтобы вовремя подготовить ребенка к школе?
А вот тут мы переходим к двум главным принципам гармоничного развития ребенка.
Два главных принципа гармоничного развития ребенка.
Мозг ребенка развивается гетерохронно, то есть разные структуры формируются в разное время. На практике это проявляется следующим образом: не говорил, не говорил, да вдруг как заговорит. То не могли заставить учиться читать, то неожиданно сам стал проявлять интерес к книгам.
И только когда сформированы необходимые структуры головного мозга, можно и нужно давать ребенку соответствующие знания, навыки и умения. Не раньше и не позже.
Но это когда ребенок развивается гармонично и полностью соответствует возрастным нормам. На практике очень много факторов приводят к отклонению от нормального развития ребенка. Это и сложная беременность и роды, инфекции, болезни и гормональные препараты, которые прописывают практически всем беременным.
Поэтому необходимо контролировать своевременность формирования структур головного мозга, то есть соответствие возрастным нормам.
Некоторые признаки, что возможно развитие вашего ребенка идет не очень гладко, Вы можете посмотреть в нашей статье.
Но об этом мы расскажем в другой статье, потому что данная статья посвящена проверке готовности ребенка к школе.
Если этого не учесть, то освоение навыков будет даваться ребенку с большим трудом. Незрелые структуры мозга будут с трудом справляться с возложенными на них психическими функциями, будет тратиться много энергии. Ребенок будет рассеянным, сонливым, будет лениться, быстро уставать, закатывать истерики и т.д. Ребенку просто не хватает энергии, так как она тратится нерационально.
И самое главное – так как энергии будет не хватать, это будет угнетать развитие других структур головного мозга и центральной нервной системы в целом и, как следствие, к отставанию ребенка в развитии от сверстников.
Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.
Основное, что определяет готовность ребенка к школе – это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!
И все эти структуры можно проконтролировать при помощи специальных проб – тестов, которые используют в своей работе профессиональные детские психологи.
Готовность ребенка к письму
Давайте начнем с готовности к письму. За письмо в большой степени отвечает мелкая моторика и межполушарные связи. Контролировать их необходимо с дошкольного возраста.
>Дело в том, что современные детские психологи доказали, что уровень развития мелкой моторики – основа успешной учебы в школе по всем предметам, и особенно при обучении письменной речи.
Но пока не сформирован автоматизм в письме – это огромная и сложная для ребенка работа. Поэтому, если давать навык письма ребенку с “несозревшими” структурами головного мозга, Вы увидите ровно те проявления, о которых написано выше: рассеянность, нежелание что-либо делать, быструю утомляемость и пр.
Проверить готовность структур, отвечающих за развитость мелкой моторики и межполушарных связей, можно при помощи пробы, которая называется “Праксис поз”. Вы можете посмотреть, как проводится данная проба профессиональным нейропсихологом.
Психологическая и интеллектуальная готовность ребенка к школе
Таким же образом, при помощи подобных проб, которые входят в комплексную нейропсихологическую диагностику, можно проверить и структуры мозга, отвечающие за (мы расставили их в порядке важности):
Таким образом, данные пробы проверяют психологическую готовность, т.е. сформированность структур, отвечающих за психические функции, и интеллектуальную готовность, т.е. развитость структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции – память, внимание, логику, мышление в целом.
Проверив степень развития данных структур головного мозга ребенка, Вы сможете сделать однозначный и точный вывод о готовности вашего ребенка к школе. Если структуры зрелые, то ребенок готов к обучению, учеба в школе будет даваться ему легко. Он будет проявлять к ней интерес, понимать нужность этого, нормально взаимодействовать с учителями и одноклассниками.
Если ребенок не готов к школе, что делать?
Если диагностические пробы показывают, что какие-то структуры несколько отстали в развитии (этому может быть множество причин, не зависящих ни от Вас, ни от ребенка), то чтобы подготовить ребенка к успешной учебе в школе, нужно стимулировать в развитии отстающие структуры.
Это можно сделать абсолютно безмедикаментозно при помощи специальных упражнений. Часто первые результаты проявляются уже через 2-3 недели занятий. По нашей практике полностью подготовить ребенка к школе можно примерно за полгода, занимаясь 2 раза в неделю, но это зависит от конкретного ребенка. Занятия можно совмещать и с учебой в школе. Но помните, что к 12-15 годам сенситивные периоды формирования многих структур мозга уже пройдены и коррекции практически не поддаются.
Заниматься упражнениями, развивающими мозг, полезно всем детям и подросткам. Это приводит к гармонизации развития всего мозга ребенка. Делает ребенка более успешным, несколько опережающим в развитии сверстников.
Вы получите интеллектуально и творчески развитого, дисциплинированного, способного к воспитанию, учебе и, как следствие, успешного гармонично развитого ребенка. Ни много ни мало!
Если Вам интересна данная тема, и Вы хотите получить видеоинструкции по проведению данных проб или упражнений для интеллектуального развития своего ребенка, то напишите нам в комментарии.
Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения
Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.
Суть процесса адаптации первоклассников
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации
Факторы физиологической адаптации
Факторы психологической адаптации
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:
Статья на тему: «Зачем нужна педагогическая диагностика»
Содержимое публикации
Статья на тему: «Зачем нужна педагогическая диагностика»
Педагогическое диагностирование на этапе школьного старта помогает учителю выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций, т.е. тех функций, которые существенно влияют на темп и качество формирование навыка письма, счета, чтения, а также в значительной мере определяют полноценность усвоения всего учебного материала на начальном этапе обучения.
Опираясь на педагогические критерии, учитель определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Диагностика помогает своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных направлений или начальное их проявление. Учитель обосновывает требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, определяет объем и виды педагогической помощи.
Диагностическая деятельность важна и необходима для целесообразной организации работы, которую ведет учитель. Все особенности человека формируются и проявляются в деятельности, в ней он раскрывает и реализует себя. Отношение ребенка к учебной деятельности, умение включиться в нее, организовать ее – все это составляет важнейшие характеристики личности человека.
Изучение учеников в разнообразных видах деятельности способствует наиболее полному выявлению их индивидуальных способностей. Систематические наблюдения за детьми позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь и др. Разностороннее изучение ребенка включает также изучение условий его жизни в семье, в том числе ив дошкольные годы. С согласия родителей выявила особенности интеллектуального развития детей, их личностные и поведенческие реакции. На основе диагностики я составила программу коррекционно-развивающей работы и освоение общеобразовательного стандарта.
Вот некоторые направляющие принципы в этой работе:
— усиление практической направленности изученного материала;
— опора на жизненный опыт ребенка, на объективные внутренние связи в содержании изучаемого (как в рамках одного предмета, так и межпредметные)
— определение и соблюдение объема изучаемого материала, выполнение требований необходимости и достаточности;
— включение в содержание учебного материала коррекционно-развивающего блока, предусматривающего использование опыта познавательной деятельности;
— развитие общедеятельностных, интеллектуальных умений (фонематическое восприятие, анализ и синтез, пространственное восприятие, координация движений и т.п.).
На подготовительном этапе помогаю детям четко усвоить пространственную ориентировку. Применяю на уроках ряд игр и заданий, которые служат концентрации внимания на уроках, развитию памяти, речи детей, большую роль на уроке отвожу развитию моторики.
Формами учета результатов обучения и воспитания школьника служат «Дневник наблюдений», «Журнал школьной успешности», «Педагогическая карта ученика». В своей педагогической деятельности я использую методы диагностики, которые считаю необходимыми для учителя: беседы с учащимися и их родителями, анкетирование, тестирование.
Изучение ребенка и его диагностирование не самоцель, а средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку.
Курсовая работа. Тема: «Педагогическая диагностика в начальных классов»
Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Последнее лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда, как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет направления развития, динамику дидактического процесса.
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач по оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также усовершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика, проводимая учителем в начальной школе, ориентирована, прежде всего на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к обучению.
Актуальность: каким образом применение различных методов диагностики будет способствовать изучению уровня развития школьников.
Объект: педагогическая диагностика.
Предмет: особенности проведения педагогической диагностики в начальной школе.
Цель: выяснить, какова роль изучения педагогической диагностики школьников в контексте учебного процесса.
рассмотреть сущность основных понятий по исследуемой теме;
выявить основные виды диагностики в начальной школе;
показать методы и приемы, используемые при диагностике;
проанализировать полученный результат и сделать выводы.
Методы: теоретический и описательный метод (анализ общепедагогической, методический литературы, анализ учебников и пособий).
Глава 1. Понятия, значение и содержание педагогической диагностики.
– воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.
Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности, при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.
Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
Содержание педагогической диагностики:
Результаты обучения, воспитания и развития ребёнка на каждый год обучения в соответствии с программой.
Соответствие теоретических знаний и практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.
Владение необходимыми технологическими навыками. Условия для эффективного развития личности ребенка.
Удовлетворенность детей образовательной деятельностью.
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка. Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.
Педагогическая диагностика значима в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Уникальность педагогической диагностики состоит в том, что она направлена не только на изучение изменений в личности ребенка, но и на поиск условий, благоприятных для становления его личности. Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса. Исходя из этого, можно определить цели, задачи и функции педагогической диагностики.
Цель, задачи, принципы и функции педагогической диагностики.
Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.
Основные задачи диагностики в начальной школе:
Определить уровни развития ребёнка.
Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
Проанализировать полученные факты.
Установить причины изменений.
Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Основными принципами педагогической диагностики являются:
Принцип систематичности. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.
Принцип объективности. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.
Принцип наглядности. Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.
Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и т.д.) – например,диагностирование познавательных способностей детей считается целесообразным анализировать всего 5-6 умений.
Принцип системности, комплексности методик. При диагностировании каждой конкретной способности необходимо видеть систему, например, диагностируя наблюдательность можно говорить о памяти, внимании, гибкости
мышления, особенностях восприятия и, конечно же, об особенностях речи и т.п..
Принцип учета и преемственности между возрастами – получаемая в итоге диагностирования информация, может быть использована при планировании и организации воспитательной работы с детьми как в разновозрастных, так и в однородных по возрасту группах.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, которая заключается в том чтобы: а) выявить относительный уровень развития ребёнка; б) выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; в) определить основные параметры будущей характеристики ученика; прогнозирующую, которая: а) способствует выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; б) определяет прогноз организации взаимодействия с учеником; оценочную, которая заключается в том чтобы: а) иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; б) определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств и развивающая, которая направлена на: а) использование диагностических методик для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; б) создание условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Данные функции нужны для того, чтобы выявить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка.
Методологические основы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три вида диагностики: начальная, текущая и обобщающая (итоговая).
Начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии
Текущая педагогическая диагностика (отслеживания хода педагогического процесса на разных его этапах). Текущая диагностика проводится в процессе изучения темы с целью проверки усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы, способствует своевременному и качественному выполнению учебных заданий школьниками изо дня в день, а учителям дает возможность сразу видеть результаты своих усилий и вовремя корректировать работу. Основная функция этого вида диагностики – обучающая, стимулирующая, она выполняет роль постоянного стимула активности и интереса учащихся к знаниям. Обобщающая педагогическая диагностика (диагностика, при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и прочее). Обобщающая диагностика проводится после изучения курса или определенного этапа обучения (четверти, полугодия, учебного года). Целью диагностирования является определение уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. С выше указанных видов педагогической диагностики,
можно выделить основные методы их проведения:
Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её
разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса.
Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо учитывать некоторые ее особенности. Прежде всего, это: основные принципы, уровни, этапы, технологии и методы педагогической диагностики. При проведении педагогической диагностики можно выделить следующие уровни:
уровень – компонентная диагностика. Выделяя в объекте отдельные компоненты и получая характеристику некоторых из них, мы осуществляем компонентную диагностику. Она считается исходным уровнем педагогической диагностики и дает малодостоверный прогноз, обладает низкой практической отдачей;
уровень – структурная диагностика. На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса. Появляется возможность выдвигать
гипотезы, выявляющие разные степени зависимости между отдельными компонентами образовательного процесса. Результаты такой диагностики ближе к практическому применению;
уровень – системная диагностика. Она позволяет определить функции отдельных сторон педагогического процесса как целостного системного явления, а также развитие этого процесса. Этот уровень диагностики наиболее завершенный. На данном уровне устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами, ставится задача выявления взаимосвязей, она позволяет объективно прослеживать, как разворачивается цепочка педагогических ситуаций от принятия цели к достижению конечного результата.
Выбор уровня зависит оттого, какой результат хочет получить педагог.
Разные задачи предполагают и разные уровни педагогической диагностики.
При подготовке к проведению диагностирования, нужно учесть следующие этапы:
Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
Планирование предстоящего диагностирования.
Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).
Сбор информации о диагностируемом объекте.
Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.
Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.
Практическое использование результатов педагогической диагностики.
Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.
Глава 2. Значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования.
Своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и своевременно внести коррективы. Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка, может проследить за качественными изменениями, которые происходят в результате обучения.
Сравнение полученных результатов проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют обучающиеся известными им способами работы, как удерживают поставленную задачу, как владеют изученным материалом.
Выполнение заданий требует от обучающихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Задачей педагогической диагностики является определение того, на каком уровне –репродуктивном (ученик действует только по образцу, шаблону) или продуктивном (самостоятельно осуществляет поиск решения, применяет нестандартный способ действия) усвоены те или иные знания.
Педагогическая диагностика позволяет определить, как в процессе обучения идет формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения задания, как проверяет, как понимает конкретный смысл выполненных действий. Сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника.
Проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования. Реализуя новый стандарт,
каждый учитель выходит за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим изменилась контрольно-оценочная деятельность педагога: актуальными становятся новые методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников.
Педагогическая диагностика позволяет выявить трудности процесса обучения, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом. Сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать предметными знаниями и действиями.
Становления педагогических диагностических исследований в системе общего образования.
педагогической диагностической деятельностью он предлагает понимать процесс, в ходе которого, соблюдая необходимые научные критерии, педагог наблюдает за обучаемыми и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Выделяется несколько подходов к определению этапности диагностирования.
Первый вариант был предложен М.И. Шиловой: процесс педагогической диагностики связан со сбором, хранением, переработкой информации и ее использованием для управления учебно-воспитательным процессом.
Согласно второму варианту (А.С. Белкин), на первом этапе осуществляется функция узнавания объекта по характерным признакам, т.е. происходит процесс первичного накопления информации (наблюдение, фиксация, запоминание всего того, что связано с жизнью и деятельностью обучаемых), а второй этап предполагает переработку информации, распознавание сущности изучаемого явления, соотнесение полученных данных с практической деятельностью.
Третий вариант построения структуры диагностирования (Л.Н. Давыдова) основан на втором и, учитывая стадии, выделенные в общей теории диагностирования, добавляет ряд специфических этапов: определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования; выдвижение гипотезы и ее последующая проверка, планирование процесса предстоящего диагностирования; выбор средств диагностирования (критерии, уровни, методики); сбор информации об объекте (соотношение реального состояния объекта с нормативно- оптимальным); обработка полученной информации (анализ, систематизация и классификация); синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации; прогнозирование перспектив дальнейшего развития диагностируемого объекта, обоснование и оценка педагогического диагноза; практическое применение педагогического диагноза, осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования диагностируемого объекта.
В выделении этапов диагностирования автор четвертого варианта (Т.В. Куприянчик) также основывается на определенных в общей теории диагностирования этапах и добавляет новые, характерные именно для педагогической диагностики: выявление внутренних и внешних условий, которые обусловливают тот или иной уровень развития личности; определение зоны ближайшего развития; обдумывание необходимых педагогических мер по дальнейшему развитию и формированию личности.
Особенности проведения педагогической диагностики в начальной школе.
Каждая диагностика включает разные формы задания: с выбором ответа, с кратким ответом, на классификацию, на установление соответствия.
Педагогическая диагностика проводится три раза в год: на 2 неделе сентября, в декабре-январе, в апреле.
Всю работу обучающиеся выполняют 45 минут. После, работы собираются и учитель, проверяя их, не делает никаких помет в самих работах, фиксирует результаты у себя. Затем работы дает детям, дав возможность найти ошибки или доделать невыполненные задания, тем самым ребенок может повысить баллы и улучшить свой результат. Опираясь на карту результатов, учитель планирует уроки так, чтобы ликвидировать те или иные недочеты.
Принципиальные позиции педагогической диагностики состоят в том, что:
сравнение идет только обучающегося с самим собой на разных этапах развития;
сравнение результата с образцом: с обязательным выделением,подчеркиванием успехов;
рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера.
Педагогическая диагностика дает возможность оказать необходимую помощь каждому ученику. Анализируя работы, ошибки обучающихся, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя это исправить!
В образовательном процессе используется большое количество различных диагностических методик. К ним можно отнести:
Методики диагностики изменения личности ребенка:
«Карта интересов» (для детей 6–11 лет). Воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Тест «Мотивационная готовность» А.Л.Венгера. Методика предназначена для выявления мотивационной готовности к школьному обучению детей старшей подготовительной группы или учеников первого класса.
«Дневник педагогических наблюдений». Данный дневник предназначен для
работы учителей или ассистентов. С его помощью педагог сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету, используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.
Методика «Пословицы». Данная методика направлена на определения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснения особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Методика «Закончи предложение». Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей. В задачу ребенка входит закончить начатое учителем предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом.
Методики диагностики изменений системы отношений: Методика «Дневник педагогических наблюдений»
Методика «Тест Люшера». Данный тест основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Тест Фидлера. Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное
обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Тест Кетелла. Опросник Кеттела является многомерной методикой,оценивающей свойства нормальной личности, описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. Основой теста Кеттела служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается, как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение.
Методика «Секрет» (Т. А. Репина). Цель методики – выявлять систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
Тест «Два домика». Цель методики – определить круг значимого общения ребенка. Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Социометрия. Это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и меж групповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп.
Педагогическая диагностика младших школьников на основе показателей успешности в процессе обучения.
Успешность школьников в процессе обучения является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. В связи с этим важное значение приобретает измерение успешности школьников, выявление взаимосвязей между отдельными показателями такой успешности. На мой взгляд, под успешностью школьников в процессе обучения следует понимать положительный образовательный результат обучаемого, подкрепленный
позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием и положительным отношением окружения учащегося к его результату.
В соответствии с такой интерпретацией успешности школьников, я выделила структурные компоненты таковой успешности: когнитивно деятельностный, волевой и социальный. Содержание когнитивно деятельностного компонента – теоретические знания по базовым предметам школьного курса, умение применять знания на практике, универсальные учебные действия; содержание социального компонента – оценка ближайшим окружением и самооценка школьником достигнутых в процессе обучения результатов; содержание волевого компонента – мотивация школьника, стремление к достижению успеха. Каждому компоненту подобраны адекватные показатели и методики их диагностики (таб. 1).
В педагогике предпринимались попытки выявления взаимосвязей между отдельными показателями успешности школьников. Ряд исследователей рассматривает проблемы успешности учащихся начальной школы. Так, Т.Н. Тихомирова, доказывает взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении, при этом отмечает, что интеллектуальные способности в младшем возрасте обнаруживают взаимосвязь с более поздними достижениями в обучении. С.А. Коногорская отмечает взаимосвязь между пространственным мышлением и успешностью обучения.
В работе Н.И. Баньковской доказывается «прямо пропорциональную взаимосвязь успешности учебной деятельности младших школьников с достижением и удовлетворенностью достижения, стремлением к познанию и удовлетворенностью познания, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как интересной, эмоционально на сытностью. Т.А. Парфенова пришла к выводу о том, что у младших школьников с высоким уровнем проявления тревожности наблюдается преимущественно низкий уровень успешности учебной деятельности, у испытуемых, обладающих средним уровнем
тревожности преобладают низкий и средний уровень успешности, высокий уровень успешности демонстрируют учащиеся с низкой тревожностью.
Таб. 1 Диагностика успешности школьников
итоговой успеваемости, портфолио школьников.