Диагноз психиатра f80 у ребенка что значит
Диагноз F 80 Специфические расстройства развития речи и языка (лечение заболевания)
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Диагноз F 80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
Диагноз F 80.1 Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
Диагноз F 80.2 Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
Исключены:
Диагноз F 80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
Диагноз F 80.8 Другие расстройства развития речи и языка
Диагноз F 80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Круглосуточные бесплатные консультации в СПб
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.
Когда обращаться за помощью?
Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.
Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».
Почему выбирают именно нас?
В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.
Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:
Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.
Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:
Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.
Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!
Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!
Проконсультируйтесь у специалиста!
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Диагноз F 80 Специфические расстройства развития речи и языка (лечение заболевания)
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Диагноз F 80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
Диагноз F 80.1 Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
Диагноз F 80.2 Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
Исключены:
Диагноз F 80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
Диагноз F 80.8 Другие расстройства развития речи и языка
Диагноз F 80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Круглосуточные бесплатные консультации
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.
Когда обращаться за помощью?
Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.
Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».
Почему выбирают именно нас?
В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.
Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:
Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.
Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:
Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.
Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!
Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!
Проконсультируйтесь у специалиста!
Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!
Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации.
Специфические расстройства речи у детей
Оглавление
Ключевые слова
Список сокращений
БДУ — без дополнительных уточнений
СРРР — специфические расстройства речевого развития
ТКМП — транскраниальная микрополяризация
ЦНС — центральная нервная система
SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи
Термины и определения
Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.
Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.
1. Краткая информация
1.1 Определение
Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.
Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.
Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией.
Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].
1.2 Этиология и патогенез
Наследственные факторы в генезе СРР
Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].
Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низкой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].
По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосоме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].
Патология перинатального периода как этиологический фактор
Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].
1.3 Эпидемиология
Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].
Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 12. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает возможность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетического и раннего гормонального воздействия [15].
1.4 Кодирование по МКБ-10
1.5 Классификация
Специфическое расстройство артикуляции
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
В это расстройство включаются:
— связанное с развитием физиологическое расстройство;
— расстройство развития артикуляции;
— функциональное расстройство артикуляции;
— лепет (детская форма речи);
— расстройство фонологического развития.
Из данного расстройства исключаются:
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F 80.2);
— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);
— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);
— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
В это расстройство включаются:
— задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;
— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Из данного расстройства исключаются:
— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);
— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау—Клеффнера) (F80.3x);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70—F79);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Расстройство рецептивной речи
В это расстройство включаются:
— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— не восприятие слов;
— врожденная слуховая невосприимчивость;
— афазия Вернике, связанная с развитием.
Из данного расстройства исключаются:
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);
— аутизм (F84.0x, F84.1x);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70—F79);
— задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);
— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.
2. Диагностика
2.1 Жалобы и анамнез
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.
2.2 Физикальное обследование
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень несоответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребенку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить понимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.
Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно определить действие, передать смысловые оттенки.
Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, времен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмоциональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интеллект) [16].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.
Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.
2.3 Инструментальная диагностика
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника. Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг. МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью. Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).
2.4 Дифференциальный диагноз
Умственная отсталость
Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познавательный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.
Аутизм
При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития. Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода. Характерны эхолалия, фразы-штампы, использование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.
Комментарии: Если нарушение речи обусловлено аутизмом, то выражены и поведенческие нарушения ребенка: он избегает контакта «глаза в глаза», или контактирует кратковременно, может не откликаться на свое имя, не пытается привлечь внимание других к заинтересовавшему предмету, обращается к другому человеку как к неодушевленному предмету, игнорирует попытки взаимодействия или активно отвергает их [17].
Синдром Ландау—Клеффнера
Расстройство, при котором ребенок с нормальным развитием речи теряет навыки рецептивной и экспрессивной речи. Начало расстройства чаще проявляется в возрасте 3-7 лет, но может возникать в более раннем или позднем возрасте.
Основные клинические проявления связаны с приобретенной афазией и эпилептическими припадками.
В большинстве случаев нарушение речи предшествует появлению судорожных припадков и развивается в течение нескольких месяцев. Эпилептические припадки, как правило, присоединяются в течение нескольких недель после развития афазии в виде генерализованных тонико-клонических, атонических, а также парциальных приступов с вторичной генерализаций и без нее. У большинства детей приступы редкие, ночные.
По мере развития заболевания у большинства детей отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, раздражительности, агрессивности. Характерно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое и возникает в начале заболевания.
Комментарии: Диагностика синдрома основывается на данных ЭЭГ, на которой характерными являются изменения в виде высокоамплитудных мультифокальных спайков или комплексов «пик-волна» в центровисочных и центрофронтальных отделах полушарий. Во время сна происходит активация эпилептической активности [18].
3. Лечение
3.1 Основное лечение
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарии: Занятия с логопедом, а при плохом понимании обращенной речи с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарии: В первую очередь она направлена на преодоление речевого негативизма (нежелания общаться) и логофобии (боязнь общения). Ведущая роль принадлежит игровой терапии.
Уровень убедительности рекомендаций D, уровень достоверности доказательств IV.
Комментарии: Она основана на лечебном применении постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на головной мозг.
При ТКМП обеспечивается направленное воздействие на неспецифические системы головного мозга (неспецифические ядра таламуса, мезенцефалическую ретикулярную формацию) для активации не эффективно функционирующего синаптического аппарата нейронов и интенсификации процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры [19, 20].
После курса лечения ТКМП у детей с СРРР отмечалось увеличение объема активного словаря, количества слов во фразе, улучшался лексико-грамматический строй речи, усиливалось понимание обращенной речи. Звукопроизношение значимо не улучшалось [20].
3.2 Консервативное лечение
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы энцефабола в первые 7—10 дней приема.
Прием в режиме монотерапии позволяет достоверно улучшить показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевое внимание, увеличить объем активного словаря и количество фраз в общем недоразвитии речи 1—2 уровня, обусловленном моторной алалией [1, 21].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов в начале курса рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 6—10 дней.
Анкетирование родителей показало, что у детей уменьшаются церебрастенические нарушения, моторная неловкость, гиперактивность, улучшаются внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения. Установлено также положительное влияние церебролизина на двигательную сферу и формирование моторных навыков [21, 22].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: оценка результатов клинико-нейрофизиологического применения кортексина и энцефабола выявило более высокую эффективность кортексина в лечении СРРР с преобладанием экспрессивных и импрессивно-экспрессивных нарушений речи [10].
Большинство детей чаще использовали речь для общения, повторяли фразы за взрослыми, меньше прибегали к жестам или больше сопровождали их словами.
Более выраженной положительная динамика оказалась у детей с преимущественным расстройством экспрессивной речи и с расстройством импрессивно-рецептивной речи.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
4. Реабилитация
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
5. Профилактика и диспансерное наблюдение
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Критерии оценки качества медицинской помощи
Уровни достоверности доказательств
Уровни убедительности рекомендаций
Выполнено логопедическое обследование, нейропсихологическое исследование
Проведено ЭЭГ и МРТ исследование
Выполнены занятия с логопедом не позднее 7-14дней с момента обращения
Выполнено курсовое медикаментозное лечение ноотропными препаратами
Выполнен динамический осмотр при недостаточной удовлетворенности пациента или наличии нежелательных явлений и определена тактика коррекции
Список литературы
1. Заваденко, Н.Н. Дисфазия развития: оценка эффективности лекарственной терапии / Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Колтунов И.Е. // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2012. — № 7, вып. 2. — С. 74-76.
4. Choudhury, N. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language development / Choudhury N., Benasich A.A. //Journal of Speech, Language, and Hearing Research. — 2003. — Vol. 46. — P. 261-72.
9. Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Сагутдинова Э.Ш., Степаненко Д.Г. // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2 (8) — С. 32-43.
10. Чутко, Л.С. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / Чутко Л.С., Ливийская А.М.. — СПб.: Коста, 2006. — 48 с.
16. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С.. — СПб.: КАРО, 2004. — 432 с.
17. Башина, В.М. Аутизм в детстве / Башина В.М. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
18. Гузева, В.И. Федеральное руководство по детской неврологии: / под редакцией Гузевой В.И.. — М.: ООО «МК», 2016. — 656 с.:ил.
19. Пинчук, Д.Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных поляризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС: автореф. дис. … докт. мед. наук / Пинчук Д.Ю. — СПб., 1997. — 41 с.
20. Чутко, Л.С. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи / Чутко Л.С., Ливийская А.М. Никишена И.С [и др.] // Вопросы курортологии и физиотерапии. — 2006. — № 6. — С. 42—44.
23. Кузенкова, Л.М. Пантогам в лечении неврологических заболеваний у детей / Кузенкова Л.М., Маслова О.И. // Практика педиатра. — 2007. — № 1. — С. 19—22.
Приложение А1. Состав рабочей группы
Батышева
Татьяна Тимофеевна
Главный врач городской психоневрологической больницы № 18 Департамента здравоохранения города Москвы
Белоусова Елена Дмитриевна
Д.м.н., профессор, руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии МНИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий
Гузева Валентина Ивановна
Главный внештатный специалист детский невролог Минздрава России, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Гузева Виктория Валентиновна
Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Гузева Оксана Валентиновна
Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Дьяконова Елена Николаевна
Доцент кафедры ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия»
Ермоленко
Наталия Александровна
Д.м.н., зав. отделением ДОКБ, гл. детский невролог Воронежской области
Заваденко
Николай Николаевич
Д.м.н., проф., зав. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России
Зыков Валерий Петрович
Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии детского возраста ГУ ДПО РМАПО
Кузенкова
Людмила Михайловна
Д.м.н., профессор, руководитель отделения психоневрологии и психосоматической патологии, Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Левитина
Елена Владиславовна
Заведующая кафедрой нервных болезней с курсом детской неврологии ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»
Скоромец Анна Петровна
Д.м.н. профессор кафедры неонатологии и неонатальной реанимации СПбГПМУ, ДГБ№1, главный внештатный детский специалист невролог Северо-Западного региона России
Чутко Леонид Семенович
Д.м.н. профессор руководитель Центра поведенческой неврологии, Институт Мозга Человека РАН им. Н.П. Бехтеревой
Конфликт интересов: отсутствует
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
В данных клинических рекомендациях все сведения ранжированы по уровню достоверности (доказательности) в зависимости от количества и качества исследований по данной проблеме (Таблица П1, Таблица П2).
Таблица П1 – Уровни достоверности доказательств
Уровень
Источник доказательств
Проспективные рандомизированные контролируемые исследования
Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных
Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование
Репрезентативная выборка пациентов
II (2)
Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных
Несколько исследований с небольшим количеством пациентов
Хорошо организованное проспективное исследование когорты
Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне
Результаты не презентативны в отношении целевой популяции
Хорошо организованные исследования «случай-контроль»
III (3)
Нерандомизированные контролируемые исследования
Исследования с недостаточным контролем
Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками
Ретроспективные или наблюдательные исследования
Серия клинических наблюдений
Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию
IV (4)
Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные
Таблица П2 – Уровни убедительности рекомендаций
Уровень
Описание
Расшифровка
Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)
Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией
Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)
Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений
Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) или нет убедительных данных ни о пользе, ни о риске)
Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии
Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов
Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой
Порядок обновления клинических рекомендаций – пересмотр 1 раз в 3 года.
Приложение А3. Связанные документы
Данные клинические рекомендации разработаны с учётом следующих нормативно-правовых документов:
Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
Приложение В. Информация для пациентов
Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития. Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов.
Этапы развития речи нормального ребенка.
Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.
Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:
Создание для ребёнка с раннего возраста социально-психологических условий для нормального речевого развития.