Диаграмма что это такое в математике 4 класс

Урок математики по теме «Линейные и столбчатые диаграммы». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Задачи урока:

Форма работы: групповое исследование.

Ход урока

1. Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

2. Постановка цели

– Как называются данные чертежи? (примеры линейных и столбчатых диаграмм).

– А что такое диаграмма?

– Какое название имеет каждая из этих диаграмм?

– Чем отличается линейная от столбчатой диаграммы?

– Что вам позволяют диаграммы? (…)

– Что вы делали с диаграммами? (Мы строили их, читали, отвечали на вопросы по диаграммам.)

– Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Какую цель перед собой поставим?

– А, кроме того, какую ещё задачу поставите перед собой? (Проверим свои знания.)

– Если столкнётесь с затруднениями, что будете делать? (Будем стараться преодолевать их вместе.)

– Надеюсь, что сегодняшняя работа будет успешной, и вы сможете справиться со всеми затруднениями, если они у вас возникнут!

– Сегодня на уроке математике повторим материал по теме «Столбчатые и линейные диаграммы. Таблицы» и поговорим о здоровье, как его сохранить, что для этого нужно делать.

– Какой алгоритм на уроке нам будет нужен? (Повторение алгоритма построения диаграмм)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

– Сейчас вам предстоит решить задачи «Блиц – турнира». В составлении задач мне помогли «Вредные советы» Григория Остера. Решение запишите выражениями и вычислите их значения.

1) Голодный Вася съедает за 540 секунд 3 батона. Сколько минут он тратит на один батон?

(Проверка проводится после каждой задачи: согласны – свистят, дудят (упражнение для лёгких и мышц груди); не согласны – поднимают руку)

– Докажите правильность решения задачи (после каждой задачи).

– Правильно ли питается Вася?

2) Вовочка купил за 3 рубля жвачку и продал её своей соседке Наташе за 4 рубля. Наташа продала эту жвачку своей подружке Люсе за 4 рубля 50 копеек. На сколько рублей увеличилась стоимость жвачки?

– Когда рекомендуют врачи жевать жвачку и для чего?

3) Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут думал о мороженом. 10 минут искал в ящике ластик, чтобы стереть с учебника картинку, на рисование которой затратил 40 минут. Остальное время выполнял письменные работы. Сколько времени он потратил на выполнение письменных работ?

– Рационально ли использовал время Саша?

4) После того, как Саша Чернов, убирая свою комнату, вымел из неё 12 кг мусора. За веник взялась мама и вымела из этой же комнаты в 2 раза больше мусора. Сколько всего мусора было выметено из комнаты?

– Почему скопилось у Саши столько мусора и к чему это может привести?

5) Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров, и пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придётся тебе ещё лететь? Результат переведите в дм, см и мм. (Слайд 5)

– Почему захотелось передумать?

– Какие слова получились у ребят.

– Сделаем выводы: чтобы быть здоровым…

– На оценочных листах оцените свою работу на этом этапе урока. (оценочные листы в виде диаграммы)

– Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)

– В этой работе есть обязательная часть – это №№ 1 и 2, и дополнительная часть – №№ 3, 4 и 5*. Десять минут вам отводится, чтобы выполнить задания основной части. Если вы закончите работу до моего сигнала, можете приступать к дополнительному заданию и его вы сможете продолжить выполнять после самопроверки.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

– Закончили работу, проведите черту после обязательного задания и сейчас вы проверите по образцу только выполнение обязательной части.

– Проверьте по образцу.

Учащиеся проводят самопроверку по образцу.

– Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)

– С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, правильно ли определены эталоны, которые должны использоваться, и если есть ошибки, то по эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)

– Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)

– Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)

4. Локализация индивидуальных затруднений

– Как выполняли первое задание?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом задании?

– Как выполняли второе задание?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку в первом шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?

– Поднимите руку, кто допустил ошибку во втором шаге алгоритма? На какое правило вы допустили ошибки?

Учитель на доске составляет диаграмму допущенных ошибок.

– У кого все задания решены правильно, что это означает? (У нас нет затруднений.)

– Посмотрите на диаграмму, которая у нас получилась. Что вы можете сказать по данным этой диаграммы? Какие выводы можем сделать?

– Зафиксируйте в оценочных листах свои результаты.

5. Физминутка

6. Коррекция выявленных затруднений

Витя в понедельник, обнаружив на кухне запасы шоколада, съел 6 шоколадок, во вторник решил сходить в гости к другу Саше и угостился у него – 4 шоколадками. Ему понравилось ходить в гости, и в среду у Лены съел ещё 5. В четверг у тёти Кати – 10, а в пятницу ему не удалось ни к кому попасть в гости, в субботу у Иры – 5 шоколадок, а в воскресенье на дне рождении у друга Кости – 8.

– Давайте заполним таблицу.

– Что показывает данная таблица? (Данная таблица показывает количество шоколада, съеденных за неделю Витей.)

– Можем ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы?(Да)

– Какой алгоритм нам будет нужен? (алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм)

– А чем отличается линейная диаграмма от столбчатой? (если данные изображать столбиками– столбчатая диаграмма, а если отрезками– линейная)

– Каждый себе определите, какую диаграмму вы будете строить.

– Какой первый шаг алгоритма построения диаграммы? (Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин)

– Какая шкала нам будет удобна? (2 ед)

– Что будет показывать горизонтальная шкала? (дни недели)

– Вертикальная шкала? (количество шоколадок, съеденных Витей)

– Третий шаг. (От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбики), высота которых равна значению соответствующих величин.)

Во время проговаривания алгоритма построения диаграмма, дети строят диаграммы в тетради.

Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу по образцу на доске. В оценочных листах отметьте работу своего соседа.

– Ответьте на вопросы по вашим диаграммам.

7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

На уроке окружающего мира вы были социологами. Кто это? (люди, которые собирают данные по какому-либо вопросу)

– По какому вопросу вы собирали данные? (здоровый образ жизни класса)

– Что значит вести здоровый образ жизни? (правильное питание, активный образ жизни, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, личная гигиена)

– А на уроке математики вы будете аналитиками. Как вы думаете, чем занимаются эти люди? (анализируют данные)

– Вы создадите группу аналитиков и проанализируете данные по здоровому образу жизни нашего класса с помощью диаграммы.

– Все данные вы занесли в таблицы, сможем ли мы по этим таблицам составит диаграммы?(Да)

– Разделитесь на группы. У каждой группы лист с таблицей, которую вы составили. Договоритесь какой вид диаграммы будете строить.

– Постройте диаграмму по данным этой таблицы и сделайте вывод по результатам построения диаграммы.

– Но сначала вспомните правила работы в группе. (На доске)

– Обратите внимания на ошибки допущенные ребятами вашей группы и более подробно остановитесь на этом этапе алгоритма. Если испытываете затруднения, поднимайте руку.

Работа в группах по построению диаграмм (на выбор) уровня здорового образа жизни класса.

Какие выводы вы можете сделать по результатам составленных диаграмм?

Организатор группы в ваших оценочных листах оценит работу каждого из вас.

– А что теперь мы должны сделать, чтобы сделать вывод о здоровом образе жизни детей нашего класса? (составить общую диаграмму)

– За компьютером ……. составит диаграмму, а вы составите диаграмму качества нашего урока.

– Выведите свою среднюю оценку за урок и на листе изобразите в виде линейной диаграммы.

(Один ребенок за компьютером составляет диаграмму, остальные заносят свои данные в общий оценочный лист)

8. Рефлексия деятельности на уроке

Какие цели мы ставили перед собой на урок?

– Посмотрите на данные наших диаграмм. Как вы думаете, цели достигнуты?

9. Домашнее задание

Домашнее задание вы можете себе выбрать сами.

Источник

Математика. 4 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— как можно извлекать информацию из различных источников (текстов, задач, таблиц)?

— что такое диаграмма?

— как читать и строить столбчатую диаграмму?

Информация – это сведения о чем либо или о ком либо.

Диаграмма – графическое изображение информации.

Таблица – структурирование(представление) данных о чем-либо в виде строк и столбиков.

Столбчата диаграмма – диаграмма, на которой данные изображены в виде столбцов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.13-14

2. Математика. Подготовка к Всероссийской проверочной работе. 4 кл: тетрадь для самостоятельной работы/ О. А. Захарова. – М: Академкнига/ Учебник, 2017. – с. 105-113

3. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 19-21

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Учительница детям задала задание: проследить и зафиксировать время, которые они тратят на дорогу в школу. И у детей получилась такая запись:

Для наглядности дети записали результаты в таблицу

Время на дорогу в школу

Учительница на основании информации в таблице составила рисунок, который называется – диаграмма.

Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть картинку Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Картинка про Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс

Слово «диаграмма» пришло к нам из греческого языка и переводиться как «чертеж». В энциклопедии написано, что оно обозначает графическое изображение информации.

С левой стороны диаграммы отмечено время, одно деление равно одной минуте. Внизу по горизонтальной линии имена детей.

По диаграмме мы сможем увидеть следующие данные:

Таким образом, «читается информация», которая записана на диаграмме.

Диаграмму можно построить.

В диаграмме подписываются все данные.

Задания тренировочного модуля:

1. Прочитайте диаграмму, выберите, сколько стоит книга и сколько стоит альбом.

Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть картинку Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Картинка про Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс

Книга: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Альбом: 50 руб., 20 руб., 100 руб., 150 руб.

Книга стоит 100 руб.

Альбом стоит 50 руб.

2. Учительница дала Диме таблицу и попросила его указать диаграмму, на которой правильно изображены данные, представленные в этой таблице. Определи диаграмму, которую ему надо выбрать?

Источник

Конспект урока математики 4 класс «Диаграммы»

Урок по математике 4 класс ( Школа России)

Учитель начальных классов: Трибунская И.Я.

Цель: создание условий для организации деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтением диаграмм.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— знакомство с понятием «Диаграмма», со способом построения линейных и столбчатых диаграмм, чтение диаграмм.

— решение текстовых задач;

— представление, анализ и интерпретация данных.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.Моро «Математика» 4 класс, часть 1.

Предметные. В конце урока ученики:

1. Узнают способ построения линейных и столбчатых диаграмм.

2. Умеют читать диаграммы.

1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1. Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Источник

Конспект урока «Диаграммы» 4 класс

Используемый учебно-методический комплекс : Образовательная система «Школа России»

Учебный предмет (дисциплина): «Математика»

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель: научиться читать и строить столбчатые диаграммы.

Знания: читать и строить столбчатые диаграммы.

Умения: работать в паре; находить и исправлять неверные высказывания; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания; умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за ее результат; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные : строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; принимать участие в работе в паре, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности; принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Для учителя: Учебник УМК «Школа России» 4 класс М.И. Моро,1 часть, презентация.

Для ученика: Учебник УМК «Школа России» 4 класс М.И. Моро,1 часть, презентация.

Источник

Урок математики 4 класс «Диаграмма»

Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть картинку Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Картинка про Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс

Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Смотреть картинку Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Картинка про Диаграмма что это такое в математике 4 класс. Фото Диаграмма что это такое в математике 4 класс

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема урока: Диаграммы

Тип урока: урок построения новых знаний

создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма»

• познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу;

• закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и де­ления;

• учить использовать приобретённые знания в практической деятельности

• развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы;

• способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления

• создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы

• выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• высказывать и обосновывать своё мнение;

• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

• проявлять активность во взаимодействии;

• адекватно оценивать результаты своей деятельности

• определять мотивацию учебной деятельности;

• формировать адекватную самооценку

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.

М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение

Стихотворение про диаграмму Светланы Сосновской

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *