Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть

Натурфилософия Шеллинга

Шеллинг пытается обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания, с другой. При этом наряду с интересными наблюдениями и остроумными догадками нередко появляются произвольные аналогии и даже фантастические построения, за которые нередко критиковали натурфилософию Шеллинга современные ему естествоиспытатели.

Перенося на природу те закономерности развития, которые были открыты Фихте при исследовании субъекта, «абсолютного Я», Шеллинг предпринимает построение диалектической картины развития природных процессов и форм. Природное тело понимается им как продукт взаимодействия противоположно направленных сил — положительных и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных полюсов магнита и т. д. Непосредственным толчком для построений Шеллинга были новые открытия в физике, химии и биологии, и прежде всего теория электричества, быстро развивавшаяся с середины XVIII века. Кулон создал теорию положительной и отрицательной электрических жидкостей; изучалось соотношение электрической и магнитной полярности, а также соотношение химических и электрических взаимодействий. Благодаря открытию Гальвани «животного электричества» возникла возможность установления связи между неорганической и органической природой.

Опираясь на эти открытия, Шеллинг выступил с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Все неорганические процессы он пытался понять как предпосылки развития организма. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея мировой души, проникающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природ­ного бытия, всеобщую связь природных явлений.

Однако в отличие от неоплатонизма Шеллинг развивает динамическое воззрение на природу. Сущность природы рассматривается им как противоборство полярных сил, образцом которого является магнит. В каждом явлении природы Шеллинг видит продукт борьбы разнонаправленных сил; эта борьба составляет структуру всего живого.

В учении Шеллинга преодолевается характерное для трансцендентального идеализма Канта, а в определенной мере и Фихте противопоставление мира природы как феноменального и мира свободы как умопостигаемого. Обе сферы рассматриваются Шеллингом как развивающиеся из единого начала, представляющего собой абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» обоих. Абсолютный субъект Фихте, никогда не утрачивавший связи с индивидуальным сознанием, превращается у Шеллинга в божественное начало мира, сближаясь со спинозовской субстанцией. Философия природы и философия тождества Шеллинга — это объективный идеализм, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума. Возникновение многого из единого — проблема, с попыткой решения которой связано возникновение древнегреческой диалектики. Однако представители немецкого классического идеализма, особенно Шеллинг и Гегель, разрабатывают диалектический метод, опираясь не столько на античные образцы, сколько на те принципы, которые были выдвинуты в эпоху Возрождения в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Шеллинг и Гегель по-разному подошли к решению вопроса о возникновении многообразия из первоначального единства — тождества субъективного и объективного. Шеллинг рассматривал такое возникновение как некий «творческий акт», который, будучи непознаваем для разума, является предметом особого рода нерационального постижения — интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Поскольку интуиция такого рода есть, по Шеллингу, достояние немногих одаренных натур, постольку философия, как и искусство, есть удел гениев, способных проникать туда, куда не могут достигнуть умы обычных смертных. С точки зрения Шеллинга, искусство, а не наука, как полагали прежде, есть органон философии. Здесь Шеллинг разделяет позицию немецких романтиков, тоже сближавших философское творчество с творчеством художника.

Источник

Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга — Философия природы Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг представитель классического немецкого идеализма, вошел в историю как 23-летний профессор, который в начале своей карьеры обратился к изучению природы. Учителями Шеллинга в философии были Кант и Фихте.

Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберг. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, а в восемь начал изучать древние языки. Через два года его отправили в латинскую школу в Нюртенгене. В возрасте пятнадцати лет, на три года раньше, чем было разрешено законом, Шеллинг был принят в Теологический колледж в Тюбингене благодаря заступничеству своего отца. Во время учебы он подружился с Гегелем и поэтом Гёльдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг завершил свое обучение. Ему предстояло разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма — в роли наставника в период между академической подготовкой и академическим преподаванием.

В 1797 году, в качестве проводника идей своей «Wissenschaftslehre», молодой Шеллинг привлек внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, натурфилософию. В том же году появились идеи Шеллинга по натурфилософии, а годом позже вышло исследование, получившее восторженное одобрение Гете, «О вельце». Гипотеза высшей физики для объяснения универсального организма». С помощью Фихте и Гете Шеллинг получил должность доцента в Йене в 1798 году.

Его личная жизнь любопытна и романтична. Из него — только одно: любовь к умной, талантливой женщине. Он влюбился в жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, полюбила Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь пульсировала. Каролина слушала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, переписывалась. Это было сияющее, горящее, творческое общение двух страстно влюбленных сердец. Все шло блестяще… И вдруг Каролина заболела, и вскоре ее не стало. Она радикально изменила жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Затем он погрузился в религиозную жизнь [4. p. 147].

После смерти Каролины Шеллинг поверил в бессмертие и все же придерживался своего неприятия идеализма. Помимо литературной работы, он находил утешение в переписке с Полиной Готтер, дочерью близкого друга Каролины. Она называла его жену своей второй матерью.

Они переписывались некоторое время, прежде чем Шеллинг договорился о встрече с ней. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.

В мае 1827 года он назначается генеральным администратором научных коллекций. В августе он становится президентом Академии наук.

В феврале 1853 года Шеллинг страдает от старческого недомогания, его силы катастрофически падают. Он решает подвести итоги, написать интеллектуальное, философское завещание. Это список рукописей и указания относительно их судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Он был похоронен там. Здесь ему установлен памятник с надписью: «Первый мыслитель Германии».

Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть картинку Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Картинка про Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть

Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть картинку Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Картинка про Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть

Философия природы Шеллинга

В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших в то время представлений о том, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как ступени, предшествующей духу, как самоорганизующейся целостности, организованной не из принципов, привнесенных извне (интеллектом или моральной волей), а из принципов, содержащихся в ней самой. Природа духовна, у нее есть душа.

Шеллинг основывал свою философию не на бесконечной активности морального сознания, а на абсолютном тождестве субъекта и объекта, непосредственном единстве идеального и реального, которое бессознательно существует в природе и приходит к сознанию в духе.

Шеллинг часто называл свою философскую систему исторической или генетической философией, призванной раскрыть генезис природных процессов и сознания. Отталкиваясь от первоначального тождества субъекта и объекта, Шеллинг вводит идею прогрессивного развития как в натурфилософию, так и в теорию сознания. По Шеллингу, дух проходит через ряд состояний от бессознательного существования в природе до сознательного воплощения в духе. Дух раскрывается в природе, а природа воплощает его в себе. Самосознание является основным фактором развития научно-теоретического и философского знания. Развертывание производительных возможностей природы неотделимо от развития форм самосознания духа. В философии Шеллинга восхождение природы по ступеням организации дополняется восхождением духа к самому себе.

Шеллинг ставит перед собой задачу построить философию природы, то есть философское понимание объективной природы.

Основным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.

«Любая реальность уже предполагает раздвоение. Там, где есть явления, есть и противостоящие им силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщий дуализм, а для его понимания — всеобщее тождество материи. Ни принцип абсолютной неразличимости, ни принцип абсолютного тождества не могут считаться истинными; истина заключается в их единстве».

Руководящим принципом натурфилософии является сведение всей природы к полярности, к дуализму сил. Все природные процессы раздвоены; их изначальная идентичность поляризована, и противоположные процессы должны пониматься как идентичные. Природа пронизана полярными процессами: материя определяется притягательными и отталкивающими силами, магнетизм — полярностью полюсов, электричество — противостоянием положительного и отрицательного электричества, химические процессы — противостоянием таких соединений, как кислород и радикал, кислота и щелочь, жизнь — полярностью возбуждения и торможения, сознание — противостоянием субъекта и объекта.

Развитие путем поляризации является основным принципом развития природы и разума. Полярные противоположности возникают из недифференцированного начального состояния. Суть развития состоит в прогрессивной дифференциации и превращении различий в полярности, их преодолении и постижении своей идентичности. В конечном итоге, различие между полярными противоположностями у Шеллинга оказывается чисто количественным. Она не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не приводит ни к чему качественно новому. Фактически, развитие здесь сводится лишь к умножению того, что уже предшествовало и существовало в недифференцированном виде.

Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга

Другой основной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.

Он рассматривал природу как многообразие и единство сил и процессов. Предвосхищая открытия в электрохимии Дэви, в электромагнетизме Эрстеда и Фарадея, Шеллинг выдвинул идею, которая нашла подтверждение в естественных науках его времени — идею единства сил природы. Он объяснил явление химического сродства его электрической природой, что нашло экспериментальное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса.

H. К. Эрстед, вдохновленный натурфилософией Шеллинга, открыл магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока при изменении магнитного поля.

Видеть единство за полярностью — такова основная предпосылка натурфилософии Шеллинга. Видеть за альтернативными теориями в физике их связи — естественная философская предпосылка при анализе конкурирующих теорий, особенно корпускулярной и волновой теорий света. «Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю тем самым противоположного мнения, а именно, что свет — это феномен движущейся среды». Насколько я знаю, и последователи Ньютона, и последователи Эйлера признают, что каждая из этих теорий сталкивается с определенными трудностями, которые отсутствуют в другой. Поэтому не лучше ли рассматривать эти мнения не как противоположные друг другу, как это было сделано, а как дополняющие друг друга, и таким образом объединить преимущества обоих в одной гипотезе?». [6. с. 98].

В этих идеях натурфилософия Шеллинга превзошла естественные науки своего времени.

Третьей основополагающей идеей натурфилософии Шеллинга было представление о разворачивании противоположных сил в природе.

На первой стадии — магнетизм — противоположности еще находятся в одном теле; на второй стадии — электричество — противоположности разделены между различными силами, между которыми существует напряжение; на третьей стадии — химия — существует полярность между телами, взаимодействие которых заканчивается возвращением к недифференцированному состоянию. Согласно Шеллингу, природа активна, хотя ее деятельность бессознательна, и только поэтому она способна к развитию. Это означает, что он интерпретирует развитие теологически, как направленное на реализацию определенной цели и объединенное этой целью. Идея развития, введенная Шеллингом в натурфилософию, гласит, что во всех формах неорганической и органической природы существует момент цели, к которому направлено развитие. Каждая из форм природы более или менее соответствует этой цели; при этом стадии развития определяются Шеллингом не временем, не положением в последовательности времени, не предшествующими моментами, а исключительно большей или меньшей адекватностью идеи цели.

Динамический взгляд Шеллинга на природу, со всем его телеологизмом и со всей его противоречивостью, повлек за собой установление принципов динамического атомизма. Шеллинг критиковал механистический материализм и дистанционную теорию в физике и отождествлял атомы с силами, материальную субстанцию с физическими силами. Согласно Шеллингу, материя представляла собой систему атомов — сил. Каждое действие природы индивидуализировано. Каждый атом имеет индивидуальный вид, вносит в природу что-то индивидуальное и оказывается не мертвым продуктом, а серией простых действий.

Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга было понимание природы как органического целого на всех уровнях ее развития — от отдельного организма до природы в целом. Организм как целое находится в центре натурфилософии Шеллинга.

Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в.

И эта идея стала движущим принципом всей натурфилософии. Организмический взгляд на мир привел к появлению жизни и ее особенностей как свойства всего сущего. Идея организма, универсалистское распространение на весь космос позволили представить природу как нечто живое, текучее, подвижное, изменяющееся, наполненное силами и трансформациями, вырастающее из собственных основ, разворачивающееся в серии метаморфоз, сохраняя при этом свою целостность.

Сама эта идея, хотя и появилась в биологических исследованиях К.Ф. Вольфа, И.Ф. Блюменбаха и других, приобрела в натурфилософии характер мифа, поскольку идея, доведенная до крайности и примененная ко всему космосу, теряет связь с опытом.

В натурфилософии Шеллинга она становится мифом о «мировой душе».

В рамках органицистского мировоззрения Шеллинг рассматривает каждый организм как «самодостаточную систему», материю как продукт жизни, а природу в целом как целостность систем, каждая подсистема которых имеет свою специфическую функцию. Шеллинг не принимает ни витализм, ни механистическое объяснение жизни. По его мнению, жизнь — это не что-то стабильное, а постоянное изменение — разрушение и восстановление процессов, которые ее формируют. Благодаря внутренним противоречиям природа поднимается на новый уровень своей организации, а жизненная сила из бессознательного состояния переходит на уровень сознания, а затем достигает своей высшей точки и цели — духа. Природа рассматривается Шеллингом как производительность, как разворачивание стадий производства, как деятельность, превращающая потенции сначала в неорганические, а затем в органические процессы, как восхождение от низших форм организации к высшим, к организму и человеку. Однако в силу телеологического и мифологического характера натурфилософии Шеллинга, органицистское мировоззрение в конечном итоге приводит к утверждению одухотворенности природы. Природа обладает органической целостностью только через идею, через воплощение в ней разума. Сама она способна лишь предложить, возбудить идею целеустремленности, и только в той мере, в какой она возбуждает эту идею, она образует организованную целостность. Таким образом, телеологизм философского мировоззрения Шеллинга привел к лишению самой природы ее органической целостности, к тому, что ее жизненность и органичность обусловлены только органической целостностью духа — мировой души.

Натурфилософия Шеллинга, благодаря своему генетическому подходу к природе, природным сущностям и процессам, оказала большое влияние на естественные науки девятнадцатого века. Например, химик К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и разработавший теорию аллотропии и изомерии, связал ее с идеей Шеллинга об актуальных и потенциальных состояниях. Хорошо известно, что Й.Й. Берцелиус, хотя и враждебно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, тем не менее, признавал в ней предчувствие новых открытий: «Спекулятивная философия некоторых немецких школ, будучи распространена на естественнонаучные теории, не без определенного предчувствия истины создала новую систему, которую назвали динамической».

Натурфилософия Шеллинга

Натурфилософия Шеллинга была наиболее влиятельной среди биологов. Их привлекло то, что жизнь рассматривается здесь как фундаментальное свойство всей природы, и жизнь достигает своего уровня духовности с формированием человеческого организма. Их, биологов, органицизм был воспринят в натурфилософии и спроецирован на природу в целом. Земля — это целостный организм, полный беспокойной энергии трансформаций, материя — это отпечаток и отложение духа, в ней бьется пульс полярных сил.

Для Л. Окена, одного из самых известных последователей Шеллинга, природа — это невидимый дух, а дух — невидимая природа. Согласно Окену, все органы всей природы заключены в человеке, и поэтому он (человек) находит себя во всем. Окен стремится к единству природы через представление о единстве человеческого организма и рассматривает человека как завершение развития природы и совершенное выражение ее организации. Пантеизм приводит Окена не только к одухотворению всей природы, но и к превращению ее в воплощение идей Бога. Идея упорядоченности природы означала, что в природе не может быть никакого хаоса, даже существования случайных процессов. Для Окена Бог — это свет, данный человеку физически через эфир.

По мнению Ж.-Ф. Блюменбаха, природе присуще влечение к форме, которое находит свое выражение в биологическом росте, но также и в форме-редукции, в разворачивании морфологических форм организмов и их внутренней структуры. Психологи и медики, которых было немало среди последователей натурфилософии Шеллинга, занимались такими явлениями психической жизни, как бессознательное (К.Г. Карус), психические заболевания (Г.Г. Шуберт).

Эрстед, величайший физик девятнадцатого века, был известным натурфилософом. В своей книге «Дух в природе» (1849 — 1850) он развил шеллингианское понимание природы.

В русском естествознании защитником «динамического атомизма» Шеллинга был М.Г. Павлов, который видел в натурфилософии «основы физики» (так назывался его главный труд).

Натурфилософия Шеллинга была одним из истоков исторической геологии. Х. Стеффенс, норвежский геолог, объединил натурфилософию с историческим подходом как к геологическому развитию Земли, так и к развитию форм органической жизни, которые привели к появлению индивидуальности, воплощенной в человеке.

В ходе развития школы Шеллинга критика научного знания становится все более выраженной, усиливается стремление к мистической, иррациональной интерпретации натурфилософии. Это направление наиболее ярко представлено в работах Й. Херреса, К. Эшенмайера и Ф. Баадера. Таким образом, Дж. Геррес рассматривает индивидуальный организм как ко-объективацию космического целого. Для него натурфилософия становится органономией, т.е. описанием форм органической жизни, построенных не с помощью рационального познания, а с помощью мифологических прототипов (свет и тьма, огонь и вода, мужское и женское). По мнению Эшенмайера и Баадера, от рационализма натурфилософии следует перейти к вере в сверхъестественное, представленной для одного в теологии, для другого в теософии. Последователи натурфилософии Шеллинга усиливают мистицизм и иррационализм, символизм в понимании как природы, так и душевной жизни человека, особенно снов и бессознательного, даже относятся к истории как к органическому процессу и рассматривают ее с точки зрения формирования целостности социально-политических норм, их тотальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть картинку Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Картинка про Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Философия природы Шеллинга

Краткая биографическая справка из жизни Ф.В.Й. Шеллинга. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии. Принцип развития через поляризацию. Идея единства магнетизма, электричества и химических процессов. Идея развёртывания противоположных сил в природе.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.01.2012
Размер файла17,7 K

Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Смотреть картинку Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Картинка про Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть. Фото Диалектический взгляд на природу ф шеллинга означает что в ней есть

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Немного из биографии Ф.В.Й. Шеллинга

2. Философия природы Шеллинга

3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга

4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в

Список использованных источников

Философское учение о природе, которое существовало с древнейших времён вплоть до ХIХ в. Называется натурфилософией. Натурфилософия не опирается на строгие естественнонаучные знания [2. с. 470]. Натурфилософия смотрит на мир исходя из природы.

В своей работе я рассматриваю натурфилософию Шеллинга. И сегодня наследие Шеллинга сохраняет свою актуальность. Ведь его идеи обращены к человеку: будь един со своей природой, как окружающей тебя, так и внутренне тебе присущей.

Я исследовала три главные для меня поставленные задачи: Что такое природа в понимании Шеллинга? Какие идеи и принципы закладывает Шеллинг в свою философию природы? И какое влияние оказали концепции Шеллинга на естествознание ХIХ в.?

1. Немного из биографии Ф.В.Й. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг представитель классического немецкого идеализма, известен в истории как 23-летний профессор, обратившийся в начале своего творческого пути к изучению природы. Учителями в философии были для Шеллинга Кант и Фихте.

В 1797 году на молодого Шеллинга как на проводника идей своего «Наукоучения» обратил внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, философию природы. Тогда же появилась работа Шеллинга «Идеи к философии природы», а еще через год вышло получившее горячее одобрение Гёте исследование «О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма». При содействии Фихте и Гёте Шеллинг получает в 1798 году должность экстраординарного профессора в Иене.

После ухода из жизни Каролины Шеллинг уверовал в бессмертие и при этом сохранил свою оппозицию идеализму. Помимо литературной работы, помимо чтений, он находит успокоение в переписке с Паулиной Готтер, дочерью близкой подруги Каролины. Она называла его жену второй матерью.

Довольно долго они переписывались, прежде чем Шеллинг назначает ей свидание. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.

В феврале 1853 года Шеллинга мучают старческие недомогания, силы катастрофически убывают. Он решает подвести итог, составить духовное, философское завещание. Это перечень рукописей и распоряжения относительно их судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Там его похоронили. Там стоит ему памятник с надписью: «Первому мыслителю Германии».

2. Философия природы Шеллинга

В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших тогда точек зрения на то, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как ступени, предшествующей духу, как целостности организующей сама себя и организуемой не из принципов привносимых извне (из интеллекта или из моральной воли), а из принципов, заключённых в ней самой. Природа духовна, она обладает душой.

Шеллинг кладёт в основание своей философии не бесконечную активность морального сознания, а абсолютное тождество субъекта-объекта, непосредственное единство идеального и реального, существующего в природе бессознательно и достигающего сознания в разуме [2. с. 37].

3. Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга

Фундаментальным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.

Развитие через поляризацию есть основной принцип развития природы и духа. Из исходного недифференцированного состояния возникают полярные противоположности. Суть развития и состоит в прогрессирующей дифференциации и превращение различий в полярность, их преодолении и постижении их тождества. В конечном счете, различие между полярными противоположностями оказывается у Шеллинга чисто количественными. Оно не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не ведёт к чему-либо качественно новому. По сути дела и развитие здесь сведено лишь к нарастанию того, что уже ранее предпослано и существовало в недифференцированном виде [2. с. 39].

Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.

Х.К. Эрстед, воодушевлённый философией природы Шеллинга, обнаружил магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока при изменении магнитного поля.

В этих идеях натурфилософия Шеллинга обогнала естествознание своего времени.

Третьей основополагающей идеей натурфилософии Шеллинга была идея развёртывания противоположных сил в природе.

И эта идея стала всеоживляющим принципом всей натурфилософии. Органицистское миропонимание приводило к тому, что жизнь и её особенности оказывались свойством всего сущего. Идея организма, универсалистики расширения до всего космоса, позволила осмыслить природу как нечто живое, текучее, подвижное, изменчивое, наполненное силами и превращениями, произрастающее из своих собственных оснований, развёртывающиеся в ряде метаморфозов и вместе с тем сохраняющее свою целостность.

Сама эта идея, хотя и возникла в биологических исследованиях К.Ф.Вольфа, И.Ф.Блуменбаха и др., обрела в натурфилософии характер мифа, поскольку идея доведённая до крайнего предела и применённая ко всему космосу теряет свою связь с опытом.

В натурфилософии Шеллинга она превращается в миф о «мировой душе».

4. Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в.

шеллинг натурфилософия поляризация магнетизм

Натурфилософия Шеллинга, благодаря своему генетическому подходу к природе, природным формообразованиям и процессам, оказала большое влияние на естественные науки ХIХ в. Так, химик К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и развивший учение об аллотропии и изомерии, связывал его с идеей Шеллинга об актуальном и потенциальном состояниях. Известно, что И.Я. Берцелиус, хотя и отрицательно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, всё же признавал в ней предчувствие новых открытий: «Умозрительная философия некоторых немецких школ, будучи распространена на естественно-научные теории, создала не без определённого предчувствия истины, новую систему, которую называли динамической».

Согласно И.-Ф. Блуменбаху, природа обладает влечением к формообразованию, которое находит своё выражение в биологическом росте, но и в формостановлении, в развёртывании морфологических форм организмов и их внутренней структуры. Психологи и медики, которых было немало среди последователей натурфилософии Шеллинга, обратили внимание на такие феномены психической жизни как бессознательное (К.Г. Карус), на психические болезни (Г.Г. Шуберт).

В отечественном естествознании защитником «динамического атомизма» Шеллинга был М.Г. Павлов, который усматривал в натурфилософии «основания физики» (так называемый его главный труд).

На первых порах натурфилософия Шеллинга, хотя и мыслилась как умозрительная физика, как спекулятивное постижение внутренней конструкции природы, строящееся над эмпирическим естествознанием, была вовлечена в проблемы, волновавшие учёных того времени, обобщающая достижения естественных наук и смогла поставить перед ними ряд новых задач, не обсуждавшихся учёными. Источником натурфилософии Шеллинга во многом послужили достижения физики, химии и биологии того времени, в частности, исследования различных видов электричества, попытка понять связь химических и электрических процессов, электричества и магнетизма. Шеллинг осмысляет эволюцию жизни от её простейших до самых сложных форм [2. с. 38].

Список используованных источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *