Диалог монолог что есть еще

Диалог, полилог и монолог

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.

Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).

Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

2. Чем естественный язык отличается от искусственных?

3. Назовите основные функции языка.

4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?

5. Расскажите о влиянии речи на язык.

6. Укажите особенности устной речи.

7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?

8. Расскажите о письменной речи.

9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.

10. Какую структуру имеет любой диалог?

11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?

12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.

Источник

Диалог и монолог в русском языке

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».

Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении.

Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.

Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.

Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.

В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок».

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Источник

Русский язык

Разновидности речи.

1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.

Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Источник

Монолог – диалог – полилог

Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще

Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще

Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще

Деление речи на монолог и диалог по числу участников общения (монолог – речь одного человека, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где оно применялось к риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, а говорящий – слушающим. В последние десятилетия ХХ века стало активно использоваться понятие «полилог» для обозначения речевого процесса в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.

Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.

Первым будет сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь. Второй тип – речь наедине с самим собой, не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.

Монолог как специфический вид речи отличается рядом особых качеств: в нем сильны мотивы индивидуального самовыражения; ослаблена установка на ответную реакцию собеседников; композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах; это же относится и к выбору языковых средств – в нем меньше случайного.

Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Нередко также отмечается, что монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который бы не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.

Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.

Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).

Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методами изложения материала, среди которых выделяют следующие:

— индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);

— дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);

— метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;

— концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);

— ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);

— исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.

Диалог монолог что есть еще. Смотреть фото Диалог монолог что есть еще. Смотреть картинку Диалог монолог что есть еще. Картинка про Диалог монолог что есть еще. Фото Диалог монолог что есть еще

Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.

С психологической точки зрения монолог неестественен, ведь всякая речь должна быть обращена к адресату (пусть и воображаемому) и подразумевать его ответную реакцию. М. Львов подчеркивает, что не только в произносимом и тем более записанном, но даже в мысленном монологе человек обращается к предполагаемому собеседнику и старается учитывать его возможную реакцию на свою речь.

Так оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. «Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отстроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучит страсть и увлечение».

Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).

К основным языковым особенностям диалога относятся:

— наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;

— синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;

— обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.

При этом происходит смена ролей говорящих, в основе которой лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Так, на вопрос следует ответ, приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д.

Это организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, в рамках которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.

Общие правила диалога таковы:

— получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;

— вопрос требует ответа;

— повеление требует ответа действием или словом;

— повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.

М. Львов предлагает рассматривать весь диалог или его части как единый речевой акт, как целый текст. Ведь он малопонятен в отдельных репликах и может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации, в которых происходит диалог, отличаются естественностью, речь в них преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.

Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.

Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.

Он предрасположен к экспрессии и эмоции в нем играют значительную роль. Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он вообще играет центральную роль.

Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.

Выделяют следующие типы диалога: информативный (обычно состоит из вопрос-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос), прескриптивный (содержит просьбу, приказ и согласие или отказ выполнить предлагаемое действие), обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия между экспертами в обсуждаемом вопросе), экспрессивный, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх) с использованием малых жанров (короткая история, шутка, острота, анекдот). Также в контексте установления / регулирования межличностных отношений выделяют диалог-диссонанс и диалог-унисон.

В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы.

Вопросы классифицируют следующим образом:

— уточняющие и восполняющие;

— корректные и некорректные;

— нейтральные, благожелательные и провокационные.

Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.

Корректные вопросы основываются на истинных суждениях, некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным действиям собеседника.

Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах, в негативных – стремление оборвать диалог.

Диалог строится на доверии к чужому слову, поисках глубинного смысла, на согласии совместно искать этот смысл. Он требует компромисса, критической самооценки и анализа ситуации с учетом позиции оппонента. В диалоге необходима демонстрация уважения к собеседнику, открытость в поведении, отсутствие лжи и тактических хитростей.

И здесь становятся необходимы определенные правила кооперации (П. Грайс):

1) Количество: высказанной информации должно быть не меньше и не больше необходимого;

2) Качество: не говори того, что может считаться ложным и для чего у тебя нет достаточных оснований;

3) Отношения: не отклоняйся от темы, выражайся ясно, избегая непонятных и неоднозначных высказываний;

4) Средства: будь краток, избегай ненужного многословия и будь организован.

В целом необходима определенная установка на взаимопонимание, сочувствие к сиюминутным коммуникативным интересам собеседника.

Областью применения диалога является вся публичная сфера. Это и политические дебаты, и деловые переговоры, и научные дискуссии. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма и водевиль – построены в форме диалога и предназначены для сценического воплощения. Использовался диалог и как принцип построения философских трактатов (например, диалоги Платона), в качестве основы эпистолярного жанра–романа в письмах («Страдания юного Вертера» И.В. Гете), а также как подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей (например, А.П. Чехова).

Диалог привлекал внимание многих исследователей (М. Бахтина, Л. Якубинского, О. Лаптевой, Т. Винокур и др.), которые подвергали анализу синтаксис разговорной речи, роли коммуникантов, структурирование процесса обмена репликами, роль диалога в массовой коммуникации и т.п. Диалог исследуется в герменевтике, символическом интеракционизме и конверсационном анализе, а межкультурные исследования отталкиваются от понятия «диалог культур».

Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность. М. Львов считает, что в полилоге все они получают большее развитие, чем в диалоге.

Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих. Он разворачивается в следующих ситуациях: общий разговор за семейным столом во время обеда или ужина; обсуждение предстоящих совместных действий в трудовом коллективе во время «планерки»; полилог на уроке в классе; встреча нескольких приятелей на улице или в кафе; постановка спектакля на сцене театра и т.п.

В произведениях художественной литературы полилог нередко используется при описании бытовых сцен или ситуаций, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на площади в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, общие разговоры в больничной палате в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. М. Львов справедливо полагает, что в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника и это в полной мере используется в театре – например, сцены в ночлежке из пьесы М. Горького «На дне». Каждый персонаж в полилоге более независим, а содержание его реплик получает большую амплитуду отклонений и колебаний, чем в диалоге.

На сегодняшний день полилог исследован явно недостаточно, поэтому к нему проявляют интерес социолингвистика и психолингвистика, этнология и теория дискурса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *