Диалог монолог полилог что это
Общие вопросы.
Виды речи: монолог и диалог (полилог).
Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монолог – диалог – полилог
Деление речи на монолог и диалог по числу участников общения (монолог – речь одного человека, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где оно применялось к риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, а говорящий – слушающим. В последние десятилетия ХХ века стало активно использоваться понятие «полилог» для обозначения речевого процесса в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.
Монолог – форма речи, построенная как развернутое высказывание одного лица и рассчитанная на опосредованное восприятие, практически не связанная с реакцией собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Различают два основных типа монолога.
Первым будет сознательное обращение к слушателю или аудитории, характерное для устной формы книжной речи: научная речь, судебная речь, устная публичная речь, художественная речь. Второй тип – речь наедине с самим собой, не направленная непосредственно на слушателя и не рассчитанная на ответную реакцию собеседника.
Монолог как специфический вид речи отличается рядом особых качеств: в нем сильны мотивы индивидуального самовыражения; ослаблена установка на ответную реакцию собеседников; композиция монолога всегда более четкая, ее организация выше, чем в диалогических репликах; это же относится и к выбору языковых средств – в нем меньше случайного.
Монолог характеризуется относительной завершенностью и, как правило, не требует непосредственной обратной связи. Нередко также отмечается, что монолог рассчитан на пассивное восприятие аудитории, но вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста или наставника, который бы не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.
Отсюда противоречивость монолога: с одной стороны, если человек заговорил, то он рассчитывает на общение, с другой – монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному взаимодействию, поскольку предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальное композиционное построение и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной направленности (повествование, рассуждение, убеждение).
Композиционная сложность монолога обычно характеризуется методами изложения материала, среди которых выделяют следующие:
— индуктивный – изложение материала от частного к общему (этот метод нередко используется в агитационных выступлениях);
— дедуктивный – изложение материала от общего к частному (оратор в начале речи выдвигает какие-то предположения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах);
— метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов;
— концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы (выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу);
— ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим (рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше к ней не возвращается);
— исторический – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли за какой-то период.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв, речь-протест.
Основные коммуникативные ситуации употребления монолога – сфера искусства, ораторские выступления, обращение по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко.
С психологической точки зрения монолог неестественен, ведь всякая речь должна быть обращена к адресату (пусть и воображаемому) и подразумевать его ответную реакцию. М. Львов подчеркивает, что не только в произносимом и тем более записанном, но даже в мысленном монологе человек обращается к предполагаемому собеседнику и старается учитывать его возможную реакцию на свою речь.
Так оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата. «Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отстроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучит страсть и увлечение».
Диалог – форма устной или письменной речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами и характеризующаяся ситуативностъю (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностъю (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).
К основным языковым особенностям диалога относятся:
— наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах;
— синтаксическая неполнота реплик, компенсируемая за счет предыдущего высказывания;
— обилие вопросительных и побудительных предложений в качестве соединительных, стимулирующих реплик.
При этом происходит смена ролей говорящих, в основе которой лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Так, на вопрос следует ответ, приветствие сопровождается приветствием, просьба – принятием или отклонением и т.д.
Это организационный принцип, называемый принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, в рамках которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.
Общие правила диалога таковы:
— получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
— вопрос требует ответа;
— повеление требует ответа действием или словом;
— повествование требует внимательного молчания, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
М. Львов предлагает рассматривать весь диалог или его части как единый речевой акт, как целый текст. Ведь он малопонятен в отдельных репликах и может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации, в которых происходит диалог, отличаются естественностью, речь в них преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.
Языковой состав реплик одного участника диалога нацелен на восприятие и активизацию второго, для чего используются элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, а в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время наблюдается и экономия языковых средств, поскольку сама ситуация требует быстрой ответной реакции, опоры на емкие и лаконичные высказывания. Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и скорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.
Любой диалог имеет свою структуру: начало (завязка) – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. В зависимости от содержания реплик и позиций его участников диалог может развертываться линейно, с некоторыми ответвлениями, причем дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.
Он предрасположен к экспрессии и эмоции в нем играют значительную роль. Зачастую используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его выразительные возможности широко используются в художественной литературе, а в театральных пьесах он вообще играет центральную роль.
Несмотря на стремление к информативности в диалоге, могут существовать и целиком ритуальные его формы (например, беседа о погоде). В любом случае должны быть предъявлены общие сведения, тематический репертуар, ключевые слова, исходные нормы и ценности, рамки возможных отклонений от темы. Также необходимо исходное различие в уровне знаний участников диалога или их осведомленности о предмете обсуждения. В противном случае информация перестает восприниматься как значимая и обмен ею становится невозможен.
Выделяют следующие типы диалога: информативный (обычно состоит из вопрос-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос), прескриптивный (содержит просьбу, приказ и согласие или отказ выполнить предлагаемое действие), обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия между экспертами в обсуждаемом вопросе), экспрессивный, направленный на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх) с использованием малых жанров (короткая история, шутка, острота, анекдот). Также в контексте установления / регулирования межличностных отношений выделяют диалог-диссонанс и диалог-унисон.
В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы.
Вопросы классифицируют следующим образом:
— уточняющие и восполняющие;
— корректные и некорректные;
— нейтральные, благожелательные и провокационные.
Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак – вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса.
Корректные вопросы основываются на истинных суждениях, некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или яйное подстрекательство к неверным действиям собеседника.
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах, в негативных – стремление оборвать диалог.
Диалог строится на доверии к чужому слову, поисках глубинного смысла, на согласии совместно искать этот смысл. Он требует компромисса, критической самооценки и анализа ситуации с учетом позиции оппонента. В диалоге необходима демонстрация уважения к собеседнику, открытость в поведении, отсутствие лжи и тактических хитростей.
И здесь становятся необходимы определенные правила кооперации (П. Грайс):
1) Количество: высказанной информации должно быть не меньше и не больше необходимого;
2) Качество: не говори того, что может считаться ложным и для чего у тебя нет достаточных оснований;
3) Отношения: не отклоняйся от темы, выражайся ясно, избегая непонятных и неоднозначных высказываний;
4) Средства: будь краток, избегай ненужного многословия и будь организован.
В целом необходима определенная установка на взаимопонимание, сочувствие к сиюминутным коммуникативным интересам собеседника.
Областью применения диалога является вся публичная сфера. Это и политические дебаты, и деловые переговоры, и научные дискуссии. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма и водевиль – построены в форме диалога и предназначены для сценического воплощения. Использовался диалог и как принцип построения философских трактатов (например, диалоги Платона), в качестве основы эпистолярного жанра–романа в письмах («Страдания юного Вертера» И.В. Гете), а также как подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей (например, А.П. Чехова).
Диалог привлекал внимание многих исследователей (М. Бахтина, Л. Якубинского, О. Лаптевой, Т. Винокур и др.), которые подвергали анализу синтаксис разговорной речи, роли коммуникантов, структурирование процесса обмена репликами, роль диалога в массовой коммуникации и т.п. Диалог исследуется в герменевтике, символическом интеракционизме и конверсационном анализе, а межкультурные исследования отталкиваются от понятия «диалог культур».
Одной из разновидностей диалога является полилог, который с начала ХХ века стал рассматриваться как самостоятельный вид речевого общения. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к понятию диалога. Полилог – это разговор многих, общение между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. У него имеются собственные специфические признаки: количество участников не менее трех, единая тема, ситуативная связность, нелинейность. М. Львов считает, что в полилоге все они получают большее развитие, чем в диалоге.
Полилог, как и диалог, противостоит монологу в том, что в них при общении происходит смена говорящих и слушающих. Он разворачивается в следующих ситуациях: общий разговор за семейным столом во время обеда или ужина; обсуждение предстоящих совместных действий в трудовом коллективе во время «планерки»; полилог на уроке в классе; встреча нескольких приятелей на улице или в кафе; постановка спектакля на сцене театра и т.п.
В произведениях художественной литературы полилог нередко используется при описании бытовых сцен или ситуаций, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на площади в «Тихом Доне» М.А. Шолохова, общие разговоры в больничной палате в «Раковом корпусе» А.И. Солженицына. М. Львов справедливо полагает, что в полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника и это в полной мере используется в театре – например, сцены в ночлежке из пьесы М. Горького «На дне». Каждый персонаж в полилоге более независим, а содержание его реплик получает большую амплитуду отклонений и колебаний, чем в диалоге.
На сегодняшний день полилог исследован явно недостаточно, поэтому к нему проявляют интерес социолингвистика и психолингвистика, этнология и теория дискурса.
Диалог, полилог и монолог
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.
Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).
Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
2. Чем естественный язык отличается от искусственных?
3. Назовите основные функции языка.
4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?
5. Расскажите о влиянии речи на язык.
6. Укажите особенности устной речи.
7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?
8. Расскажите о письменной речи.
9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.
10. Какую структуру имеет любой диалог?
11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?
12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.
Лекция по русскому языку раздел «Культура речи» «Формы общения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формы общения: монолог, диалог и полилог.
Диалог как основная форма устноязычного общения.
Правила для говорящих и слушающих.
Формы общения: монолог, диалог и полилог
Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую (некоторые лингвисты выделяют еще одну форму устной речи – полилог).
Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь.
Однако чаще термин монолог применяют к художественной речи.
Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог – это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная (в отличие от диалога) на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Классический пример, иллюстрирующий сказанное, – монолог-повествование Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
К свободной жизни их вражда непримиримее,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вот тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал во многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке: –
Амуры и Зефиры все
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным.
Он тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! Опасным!! –
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежностей отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть.
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные со двора
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Монолог-исповедь объединяет, как правило, повествовательные формы речи с формами рассуждений. Яркий пример – монолог главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
Не много пользы вам узнать;
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю».
Элементы исповеди есть и в монологах Чацкого, Гамлета, чем и объясняется эмоциональность, взволнованность, приподнятость речи. Вообще следует сказать, что в художественном произведении редко строго соблюдается чистота «жанра». Обычно, выполняя многообразные функции, монолог совмещает в себе черты и повествования, и рассуждения, и исповеди, с преобладанием одной из них.
В монологах разных типов широко и свободно используются разговорная, экспрессивно окрашенная лексика, междометия, разговорные и разговорно-экспрессивные синтаксические построения, в том числе конструкции диалогической речи. В этом сказывается влияние диалогической речи на монологическую, а также отсутствие четких границ между монологом и диалогом. Вот характерный пример из книги актера М. Козакова «Третий звонок»:
Лично я, братцы мои, к врачам хожу очень редко. То есть в самых крайних, необходимых случаях. Ну, скажем, возвратный тиф или с лестницы ссыпался.
Тогда, действительно, обращаюсь за медицинской помощью. А так я не любитель лечиться. Природа, по-моему, сама органы регулирует. Ей видней.
Конечно, я иду не против медицины. Эта профессия, я бы сказал, тоже необходимая в общем механизме государственного строительства. Но особенно увлекаться медициной, я скажу, нехорошо.
А таких любителей медицины как раз сейчас много.
Тоже вот мой приятель Сашка Егоров. Форменно залечился. А хороший был человек. Развитой, полуинтеллигентный, не дурак выпить. И вот пятый год лечится.
Совершенно ясно, что используемые в рассказе речевые обороты не свойственны автору, который как бы надевает на себя языковую маску персонажа, чтобы острее, непосредственнее и рельефнее обрисовать его.
За пределами художественных произведений к монологической речи можно отнести такие жанры устной речи, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению.
Составьте на любую тему монолог (в форме исповеди, или внутреннего монолога, или сказа).
Диалог как основная форма устноязычного общения
Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
Диалогическая речь – первичная, естественная форма языкового общения. Если иметь в виду бытовые диалоги, то это, как правило, речь спонтанная, неподготовленная, в наименьшей степени литературно обработанная.
Для диалогической речи характерна тесная содержательная связь реплик, выражающаяся чаще всего в вопросе и ответе:
— На работе задержался.
Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому диалогическая речь часто неполна, эллиптична, например:
Ситуация (говорящие идут мимо магазина) позволяет максимально уплотнить речь.
Это из разговора студентов о расписании лекций.
Информативная неполнота диалогической речи восполняется также интонацией, жестами, мимикой.
Диалоги могут иметь и более сложный характер. Информация, содержащаяся в репликах, нередко не исчерпывается значениями языковых единиц. Например:
А. Мы поедем в воскресенье за город?
Б. Нет, у меня сел аккумулятор.
Вот как комментирует этот пример К.А. Долинин. Помимо той информации, которая явно присутствует в диалоге, мы можем извлечь еще и следующую информацию:
— что у Б есть машина;
— что Б считает, что А имеет в виду поездку на машине;
— что совместные поездки А и Б за город, по всей вероятности, дело обычное и (или) что вопрос о такой поездке уже ставился;
— что отношения между А и Б таковы, что А считает себя вправе рассчитывать на совместную поездку за город.
В художественной литературе, публицистике диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа. Например:
Через несколько дней чистильщик обуви, усаживая своего постоянного клиента, рассказал ему о том, что в пожаре сгорел их «районный» сумасшедший, псих Гижи-Кола.
— Да кто его знает? Сделал пожар и сгорел.
Но Кола был добрым человеком и этого не сделал.
Это концовка повести Михаила Гиголашвили «Похлебка для человечества». Данный диалог выполняет несколько функций. Во-первых, он разнообразит речь, сменяя авторский монолог диалогом, во-вторых, воспроизводит живую речь, характеризующую персонажей, в-третьих, мягко, ненавязчиво выражает главную мысль, «мораль» повести, которая в изложении от автора могла бы показаться излишне нравоучительной. Большую роль играют в диалоге и авторские ремарки, комментарии, направляющие читательское восприятие.
В диалоге обычно раскрываются характеры. Он – средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.
Художественно-эстетические функции диалогов многообразны, они зависят от индивидуального стиля писателя, от особенностей и норм того или иного жанра и от других факторов.
В публицистике, в газете используются два вида диалогов. Во-первых, диалог информационный. Он относительно прост в структурном отношении, нейтрален – в стилистическом. Диалогическое развитие линейно, реплики либо прямо дополняют друг друга содержательно, либо образуют замкнутое вопросно-ответное единство, например:
— Ведь это вроде как восточная легенда получается?
— Да, войди в любой дом, и везде свои предания.
«Газетный диалог, – пишет В.В. Одинцов, имея в виду первый тип диалога, – в принципе враждебен стихии разговорной речи, что вполне понятно и оправданно, поэтому «отклонение от нормы» (а нормативным, «нулевым» можно считать диалог информационного типа) связано со структурно-семантическим усложнением отношений между репликами и – что еще более характерно – между репликами и окружающим их текстом».
Второй тип диалога в газете можно назвать сюжетным. Информационный диалог по сути дела формален, структурно независим, не связан с «сюжетом» газетного материала (содержание его легко можно было бы передать и без помощи диалога), это чисто внешняя диалогизация текста. Сюжетный же диалог оказывается конструктивно значимым. Автор в этом случае стремится к созданию «драматизма» изображаемого, к созданию «диалогического напряжения», в основе которого лежит некоторое противоречие в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ждем утверждение, а получаем отрицание, как в статье об очередном создателе всемирного языка («Язык для всей планеты»):
— Что послужило фундаментом для создания вашего языка?
Здесь действует эффект «нарушения ожидания». Вместо ожидаемого «нормального» ответа: Фундаментом послужило то-то и то-то, следует неожиданная отрицательная реплика.
Стилистические ресурсы диалога весьма значительны. Далеко не случайно, что форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь.
Напишите диалог в разговорном стиле, а затем преобразуйте его в диалог из воображаемого произведения художественной литературы. Чем они отличаются?
Полилог – форма естественной разговорной речи, в которой участвуют несколько говорящих, например, семейная беседа, застолье, групповое обсуждение какой-либо темы (политическое событие, спектакль, литературные произведение, спорт и т. д.). Общие черты диалога – связанность реплик, содержательная и конструктивная, спонтанность и др. – ярко проявляются и в полилоге. Однако формальная и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна: она колеблется от активного участия говорящих в общей беседе до безучастности (например, красноречивого молчания) некоторых из них.
Современная лингвистика (точнее, одна из ее отраслей – социолингвистика) исследует закономерности, этикетные правила ведения полилогов в тех или иных группах, коллективах (социумах). Так, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.
Широко используется полилог в художественной литературе, театре, кино. Это прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов. Многоголосие полилога позволяет решать эти сложные художественные задачи.
В качестве яркой иллюстрации можно привести заключительную сцену из драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина:
Расступитесь, расступитесь! Бояре идут.
А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.
(Отворяются двери. Мосалъский является на крыльце.)
Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!
Вспомните полилог из пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» (действие 1, явление 3). Выражается ли в этом полилоге авторская позиция? Если да, то каким образом?
Правила для говорящих и слушающи.
Мы рассмотрели формы речевого общения: монолог, диалог, полилог. Чтобы быть правильно понятым слушателями, следует придерживаться определенных правил в общении.
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, отдавая предпочтение беседе перед неречевым занятием, выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, «умея промолчать», не нарушая этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает речи.
Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной, считается ошибочным. Такими ошибками может быть избрание не того собеседника, нарушение темы беседы и порядка ее ведения.
Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе — правилами для говорящего и правилами для слушающего.
внимательно отнесись ко всем полученным сообщениям;
предположи возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях;
в целях правильной оценки принятых сообщений раздели содержание сообщения и характер говорящего;
распознай намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний;
отклони высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок;
установи позитивный смысл полученного сообщения.
Правила для говорящего строятся в целом на предостережениях об опасности слова.
произведи тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего;
обдумывай высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению;
обдумывай отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.
Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило — действия слушающего имплицируют действия говорящего.
Подготовиться к семинарскому занятию по вопросам:
Устная разговорная речь.
Жанры речевого общения: беседа, разговор, спор, рассказ, письмо.