Диалог на тему что такое дружба
Классный час «Разговор о дружбе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час «Разговор о дружбе»
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
1. Организационный момент, определение темы.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!
Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему. Кто изображён на слайде? Как вы думаете, что общего у этих героев?
Слайд с героями-друзьями
Учитель: Молодцы! Тема нашего классного часа «Разговор о дружбе».
А помните, с чего начинается дружба в одной очень известной детской песне? (Слушаем запись)
Как вы думаете, почему именно с улыбки начинается дружба? (Ответы детей)
Молодцы! С улыбчивым человеком легче пойти на контакт, найти общие темы для разговоров, а потому и приятнее общаться.
Давайте улыбнёмся соседу за столом слева и справа, почётным гостям и мне. Все вам улыбнулись в ответ? Давайте сегодня делиться улыбками со всеми, тогда они вернутся к нам хорошим настроением, встречей с доброжелательными людьми, новыми друзьями.
Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.
Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
3. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Лиза и Элина
Итак, Элина уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Лиза.
Лиза: Гулять пойдешь?
Элина: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще сочинение по русскому языку писать.
Лиза: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Элина: О! Ес! Ты настоящая подруга!
Учитель:— Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Лизу настоящей подругой? Как вы думаете, как поступила Лиза по отношению к своей подруге? Как бы вы поступили на месте Лизы?
Вывод: настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая. В ней участвуют Саша и Данил.
Учитель: Перед самостоятельной по математике Саша обнаружил, что чернила в ручке закончилась.
Данил: Ой, чернила в ручке закончилась.
Саша: А у меня запасная ручка есть!
Данил: Будь другом, дай, а то мне Любовь Михайловна пару влепит!
Саша: А что ты мне за это дашь?
Данил: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Саша: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится?
Данил: Да ладно, давай уж!
— Как бы вы поступили на его месте?
— Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Саша?
Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным.
Учитель: А теперь посмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Руслан и Айдар. Друзья любят играть на перемене в футбол. Для этого Айдар приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
Руслан: Айдар, мячик принес?
Айдар размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Руслан: К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Учитель:Так-так! Кто разбил стекло?
Руслан: Это он бросил, я тут ни при чем!
Учитель:Ты бросил мячик?
Учитель:Давай мне дневник! Получишь выговор. Еще родителей вызову в школу, чтобы они вставили стекло. Безобразие!
Руслан: Ну, что, в футбол играть будем?
Айдар: Да нет, что-то не хочется.
Учитель:— Как вы думаете, ребята, почему Айдару расхотелось играть в футбол?
— Как бы вы поступили на месте Руслана?
Вывод: друг познается в беде.
А как вы думаете, что такое дружба? . Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.
Выбери правильное определение дружбы:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дружба- отношения, связывающие внешне красивых людей.
Дружба-готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. (милосердие)
Учитель: Давайте проверим, верно ли вы понимаете. Сравним с определением из толкового словаря Ожегова. Зачитайте определение.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Верно вы определили? Справились с заданием.
Проверка выполнения задания.
Дерево живет корнями, а человек –
Не имей сто рублей, а
Платье лучше новое, а
Человек без друзей, что дерево
Друга ищи, а найдешь –
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 3 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
А нужна ли она, вообще, эта дружба?
Звучит музыка. Входит старуха Шапокляк.
Шапокляк: Кто людям помогает, тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому советую всё в жизни делать так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
(замечает, что кругом дети)
Я – злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить.
Чё то вы тут о дружбе говорите! Нехорошо это дружить! Подумайте сами!
Это же со всеми делиться надо, купил себе конфет, мороженое и с другом делись? Игрушками, книгами делись. Это что хорошо? А друг, если тонет, так что вместе с ним тонуть. Помогать ему в беде? Посмеяться над другом нельзя. Ссориться нельзя, спорить нельзя, жадничать нельзя, зазнаваться нельзя. Зачем же она эта дружба нужна?
-Ребята, приведём свои контраргументы в защиту дружбы. Почему заняли позицию « Дружба нужна?»
-Давайте. Давайте, а я послушаю.
-Молодцы, убедили Шапокляк, что каждому нужен настоящий друг.
А какой он-настоящий друг?
Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.
8.Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.
Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.
Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.
Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.
Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?
Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.
Учитель:А сейчас мы проведем операцию под названием «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы будем решать с вами следующую проблему: настоящий друг, какой он?
Ваша задача: называть слова или словосочетания, относящиеся к данной проблеме. Ребята называют слова: помогает, доверяет, уважает, защищает, говорит правду, поддерживает в беде, откровенный.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?
— Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
— Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.
— Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
— Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
— Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.
Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
(не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)
— Давайте вместе смоделируем качества настоящего друга.
— Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы. Руководитель читает. Обсуждаем вместе . ( Работа в группах.)
Верность, жадность, зависть, откровенность, равнодушие, честность, хвастовство, отзывчивость, эгоизм, понимание, преданность, забота, готовность оказать помощь, бескорыстие, трусость.
— Давайте вместе определим качества настоящего друга. Прочитайте. Что же вы выбрали? У остальных групп что-то есть другое?
А теперь давайте обратимся к тем качествам друга, которые вы не выбрали (Зачитайте)
-Может ли друг иметь такие качества? Конечно же, нет. Они помешают не только дружбе, но и любым человеческим отношениям.
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без дальних слов.
Он помочь тебе готов.
Слово учителя: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознать, что вы сами должны стать настоящим другом. Не спорьте по мелочам, стремитесь к согласию. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.
Учитель:— Ребята, как вы думаете, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
Учитель: Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, нужно с ним съесть пуд соли. Многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Даже все одноклассники не могут быть близкими друзьями. Какие же отношения должны быть в классном коллективе?
Вывод : отношения в классе должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными. Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса. А успех коллектива во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и партнеров, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел. Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.
Посмотрим небольшой видеоролик о дружбе.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает.
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Кого вам хочется поблагодарить за работу? (Всех одноклассников)
Позитивный финал. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Пожмите дружески руки друг другу.
— Дети, просигнальте мне о вашем настроении. Если вам понравился классный час и у вас хорошее настроение, помашите мне правой рукой, а если нет – левой. Спасибо всем за размышления, улыбки, радость и общение.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло.
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Беседа на тему «Дружба. Кто такой друг?»
Кристина Тарасова
Беседа на тему «Дружба. Кто такой друг?»
Показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
Расширять представления детей о понятии дружба. Способствовать формированию положительных взаимоотношений в коллективе;
формировать понятия «друг», «дружба»;
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
воспитывать у дошкольников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развивать чувство самосознания, рефлексии, аналитического мышления, умении анализировать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывать у детей желание иметь друга,положительные черты личности: доброжелательность, взаимопомощь, справедливость, желание делать друг другу приятное, бескорыстность, терпимость, справедливость.
Просмотр иллюстраций о дружбе, беседы о друзьях и их роли в жизни людей, просмотр мультфильмов о дружбе.
Ребята, как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Кто ваши друзья?
Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете? (проводится предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друг познается в беде.
Один за всех и все за одного.
Один в поле не воин.
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.
— Оглянитесь вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вокруг вас окружают друзья?
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идёте по дороге и на пути лежит камень,на котором написано: «Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь друга потеряешь.» Что и почему выберешь ты? (рассуждения ребят).
Что же такое дружба? (ответы)
Нет в мире радости сильней,
Чем лицезренье близких друзей,
Нет на земле мучительнее муки,
Чем быть с друзьями славными в разлуке!
Дружба возникает, если у людей есть общее дело. И у вас уже наверное есть друзья, а если нет, то всегда есть возможность найти их. Но для этого надо чтобы поле было распаханным. Что это значит? (быть воспитанным, добрым и т д) Если посеять эти семена, то они прорастут, главное, чтобы не было сорняков. Что вы понимаете под словом сорняки? (Ответы детей)
Давайте обсудим такие вопросы:
1. Нужна ли дружба вообще?
2. Когда мы можем дружбу назвать настоящей? (она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности).
3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат? (Ответы учащихся).
Говорят же «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,
«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»! Почему?
Истинный друг –это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу –он тебя поймёт. Твоё горе –его горе, твоя радость –его радость.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде:
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь –он спать не может!
И во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов.
5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?
Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делитьс ним его радость.а то ведь и так бывает:
Как странно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить
Делить веселье все готовы –
Никто не хочет грусть делить.
Интерактивная беседа «Компьютер — друг или враг?» Интерактивная беседа «Компьютер – друг или враг?» Интерактивная беседа в доступной форме представляет значение Интернета и компьютера в.
Беседа «Дружба начинается с улыбки» в средней группе Беседа «Дружба начинается с улыбки» (средняя группа) Доброго времени суток! Получилось так, что надо было срочно подготовить занятие на.
Беседа «Мой друг светофор» Беседа на тему: «Мой друг светофор» Подготовила: Казарина Н. Н, воспитатель первой квалификационной категории. Цель: Продолжать знакомить.
Беседа по ПДД в средней группе «Мой друг — велосипед» Беседа по ПДД в средней группе Тема: «Мой друг – велосипед» Цель: Познакомить детей с правилами безопасной езды на велосипеде. Ход беседы:.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Дружба» Цель: • формирование у детей доброжелательности и освоение норм поведения. Задачи: • уточнить знания детей о дружбе, о дружественных отношениях.
Мероприятие для детей 9–14 лет на тему «Дружба» ема занятия: Дружба. Цель – формирование у детей понимание значения дружбы; воспитывать чуткость, доброе отношение к окружающим; формировать.
Социально-психологический тренинг для обучающихся 10–13 лет на тему «Дружба» (1 часть) Социально-психологический тренинг для младших подростков (10–13 лет) на тему: «Дружба» (1 часть) Цель: достичь сплоченности и взаимопонимания.
«Разговор о дружбе» 7-8 классы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час в 8 классе на тему «О ДРУЖБЕ»
Классный час, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой.
Тема представляется автору весьма актуальной в 8 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.
Цели : углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Подготовительная работа с детьми : предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем друге».
Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику).
Оформление: на перемене перед классным часом написать на доске изречения и слова
— Товарищ, знакомый, друг, приятель.
— Друг познается в беде.
— Друга на деньги не купишь.
— Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
IV. Интервью «Расскажи о своем друге».
V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
VII. Игра «Знаю ли я своего друга?»
VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)
«. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
— Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
— У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
— Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.
— Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
— Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
— Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.
— Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот. »
Примерные ответы детей:
— С кем можно поплакать и помолчать.
— Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
— Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
— Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
— Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
— Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
— Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
— Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
— Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
(Дети поднимают руки.)
IV. Интервью «Расскажи о своем друге»
Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?
Примерные ответы детей:
— Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.
— Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.
— Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.
— Дружу с (имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.
— Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.
— Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем наряды звезд.
V. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг.)
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать. (знакомый).
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете. (приятель).
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете. (товарищ).
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете. (друг).
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
(Дети приводят 2-3 примера гипотетических ситуаций.)
Vll. Игра «Знаю ли я своего друга?»
Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
(Две-три пары поднимают руки.)
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует.)
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Участники готовы, начинаем игру.
(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)
1. Какой урок у него любимый?
2. На чем он любит кататься?
3. Какое время года у него любимое?
4. Какой вид спорта любит?
5. Кем хочет стать, когда вырастет?
6. Какое животное он хотел бы иметь дома?
7. Какие книги любит читать?
Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересам живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».)
(Участники садятся на свои места. Если время позволяет, можно повторить игру с другими парами участников.)
VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Примерные ответы детей:
— Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
— Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.
— Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
— Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.
— Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?