Диатриба что это такое

Значение слова диатриба

Словарь Ушакова

диатр и ба, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книж.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от греч. diatribe беседа)

1) рассуждение на моральные темы;

2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива.

Культурология. Словарь-справочник

Словарь лингвистических терминов

(др.- греч. διατρίβή расписание, уничтожение, распря)

1) Один из жанров публицистической или дискутивно-полемической речи;

2) инвектива; гневная, желчная обвинительная речь, включающая нападки, оскорбления личного характера; памфлет;

3) рассуждение на этическую тему, включающее элементы научно-популярного стиля: живость изложения, элементы остроумия, образность.

Античный мир. Словарь-справочник

лит. жанр, созданный философами-кмныколш. Имела форму живой, не лишенной театральности беседы на морально-филос. темы, пересыпаемой анекдотами, поговорками, цитатами из древ, и совр. поэтов, диалогами с воображаемым оппонентом. Д. отличалась простотой и нередко грубоватостью. Особенно прославился в этом жанре Бион Борисфенит, умело использовавший в своих Д. приемы риторики.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Гаспаров. Записи и выписки

среди жанров — расшатанная, как дольник среди метров.

резкая речь с нападками личного свойства:

Энциклопедический словарь

Словарь Ефремовой

ж. устар.
Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет.

Источник

Диатрибы

Диатри́бы (от греч. διατριβή — про­вож­де­ние вре­мени, беседа) – один из излюб­лен­ных жанров или при­е­мов антич­ной пись­мен­но­сти, начи­ная от диа­ло­гов Пла­тона, обу­слов­ли­ва­ю­щих про­из­ве­де­ния, харак­тер­ной осо­бен­но­стью кото­рых служит доступ­ность языка, ост­ро­умие (часто — кри­тич­ный настрой), обра­щен­ность к широ­кой пуб­лике.

Диа­т­рибы у апо­стола Павла, как пра­вило, – беседы с вооб­ра­жа­е­мым оппо­нен­том, вос­про­из­во­див­шие в лите­ра­тур­ной форме те реаль­ные дис­путы, кото­рые апо­столу при­хо­ди­лось вести в его энер­гич­ной и дерз­но­вен­ной мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти.

Диа­т­рибы сродни рито­ри­че­ским вопро­сам и отве­там на них. Именно так их опре­де­ляют авторы извест­ней­шей «Грам­ма­тики ново­за­вет­ного гре­че­ского языка».

Они служат, во-первых, диа­лек­ти­че­ской живо­сти и ясно­сти изло­же­ния, напри­мер, в Рим.3:1 сл.; во-вторых, выра­же­нию живого чув­ства, удив­ле­ния, неже­ла­ния, радост­ного воз­буж­де­ния и т. п. (напри­мер, в Рим. 8:31 ).

Первое посла­ние к Корин­фя­нам ( 1Кор. 6:12–20 )

В Первом посла­нии к Корин­фя­нам апо­стол Павел обсуж­дает цер­ков­ные про­блемы, харак­тер­ные для ранних, пре­иму­ще­ственно язы­ко­хри­сти­ан­ских церк­вей. В част­но­сти, в Коринф­ской церкви, дра­ма­ти­че­ские отно­ше­ния апо­стола с кото­рой хорошо известны из Вто­рого посла­ния, основ­ную про­блему состав­ляли наме­тив­ши­еся раз­де­ле­ния, носив­шие интел­лек­ту­аль­ный, духов­ный, соци­аль­ный харак­тер. Все это вызы­вало край­нее бес­по­кой­ство апо­стола, отра­жен­ное в Первом посла­нии. Здесь мы не нахо­дим диа­т­риб в той клас­си­че­ской форме, кото­рая пред­став­лена в Посла­ниях к Гала­там и к Рим­ля­нам. Однако в Первом посла­нии к Корин­фя­нам есть ряд мест, в кото­рых поле­мика апо­стола с неко­то­рыми кру­гами в Коринф­ской церкви обре­тает черты, близ­кие к стилю диа­т­рибы. Здесь нет явных спо­ря­щих сторон, нет атмо­сферы дис­пута, ника­кие оппо­ненты не задают иску­си­тель­ных вопро­сов апо­столу Павлу. Однако в церкви есть лица, со взгля­дами кото­рых апо­стол Павел не согла­сен. Он знает и цити­рует их лозунги и выска­зы­ва­ния и оспа­ри­вает эти лозунги. Обычно этот заоч­ный спор стро­ится сле­ду­ю­щим обра­зом: цити­ру­ется тот или иной лозунг неко­то­рых корин­фян, затем сле­дует крат­кая реак­ция апо­стола, начи­на­ю­ща­яся, как пра­вило, союзом «но», и дается более раз­вер­ну­тое рас­суж­де­ние на затро­ну­тую тему.

Наи­бо­лее инте­рес­ным пред­став­ля­ется отры­вок 6:12–20. Он же вызы­вал всегда боль­шие затруд­не­ния у тол­ко­ва­те­лей. Его мы ниже и рас­смот­рим вкратце. Следуя ана­лизу наи­бо­лее серьез­ных совре­мен­ных экзе­ге­тов, пред­ста­вим этот текст в виде вооб­ра­жа­е­мого диа­лога.

«— Все мне поз­во­ли­тельно! (ст.12)
— Но не все полезно.
— Все мне поз­во­ли­тельно!
— Но ничто не должно обла­дать мною.
— Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уни­что­жит и то и другое (ст. 13).
— Тело же не для блуда, но для Гос­пода, и Гос­подь для тела. Бог вос­кре­сил Гос­пода, вос­кре­сит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Хри­стовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сде­лать их чле­нами блуд­ницы? Да не будет! Или не знаете, что сово­куп­ля­ю­щийся с блуд­ни­цею ста­но­вится одно тело с нею? ибо ска­зано: два будут одна плоть. А соеди­ня­ю­щийся с Гос­по­дом есть один дух с Гос­по­дом. Бегайте блуда!
— Всякий грех, какой делает чело­век, есть вне тела! (ст. 18б)
— А блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела (ст. 18в). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живу­щего в вас Свя­того Духа, Кото­рого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куп­лены [доро­гою] ценою. Посему про­слав­ляйте Бога в телах ваших!»

В Коринф­ской церкви в ходу были в высшей сте­пени сво­бод­ные взгляды, Некая группа бывших языч­ни­ков, оче­видно, счи­тала блуд (воз­можно, харак­тер­ный для Коринфа хра­мо­вый, куль­то­вый блуд в свя­ти­лище Афро­диты) чем-то нор­маль­ным и есте­ствен­ным. Эти «сво­бод­ные» хри­сти­ане, так назы­ва­е­мые «либер­ти­ни­сты», при­кры­ва­лись заме­ча­тель­ными бого­слов­скими поло­же­ни­ями. Апо­стол Павел цити­рует их лозунг: «Мне все поз­во­лено». Воз­можно, утвер­ждая это, они ссы­ла­лись и на самого апо­стола Павла, так как он много рас­суж­дал о сво­боде хри­стиан ( Гал. 5:1 ; 1Кор. 3:21 ). Однако они не пони­мали апо­стола в прин­ципе. Ведь сво­бода для него не озна­чала про­из­вола и несдер­жан­но­сти ( Гал 5:13 ). Павел про­ти­во­по­став­ляет коринф­скому лозунгу две анти­тезы: г) не все чело­веку при­но­сит дей­стви­тель­ное благо, не все спо­соб­ствует его совер­шен­ство­ва­нию; 2) мнимая сво­бода часто обо­ра­чи­ва­ется раб­ством. Без­гра­нич­ное погру­же­ние в инстинкты может вести к глу­бо­кой несво­боде.

Второй лозунг корин­фян, по-види­мому, гласил: «Пища для чрева, и чрево для пищи, Бог же уни­что­жит и то и другое». Это очень иску­си­тель­ный лозунг. Дей­стви­тельно, так есте­ственно счи­тать, что пища и питие – нор­маль­ные при­род­ные про­цессы, каса­ю­щи­еся пре­хо­дя­щего в чело­веке. И в нрав­ствен­ном плане, мол, это абсо­лютно ней­трально. То, что уже это не совсем так, Павлом будет пока­зано в его рас­суж­де­ниях об «идо­ло­жерт­вен­ном» мясе (главы 8–10). Либер­ти­ни­сты пола­гали, что то же каса­ется и сек­су­аль­ных потреб­но­стей: они, мол, есте­ственны, и им можно отда­ваться так же просто, как потреб­но­сти в пище и питии. Но Павел созна­тельно про­ти­во­по­став­ляет содер­жа­тель­ное в бого­слов­ском плане слово «тело» поверх­ност­ному коринф­скому слову «чрево». Апо­стол Павел, в отли­чие от своих элли­ни­зи­ро­ван­ных оппо­нен­тов, не дуа­лист.

Чело­века, с его точки зрения, нельзя раз­де­лить на тело и дух. Это вне­биб­лей­ский взгляд. Тело – не только пре­хо­дя­щее вме­сти­лище духа. «Тело» у апо­стола Павла чаще всего озна­чает «инди­ви­дуум», «лич­ность», «целое» чело­века. В антро­по­ло­гии апо­стола Павла «тело» – то же, что «я», «мы». Это и под­твер­ждает парал­лель «тело» – «мы», «нас» в стихах 13 и 14. Мысль апо­стола выра­жена чрез­вы­чайно кратко, но в целом понятно в рамках его антро­по­ло­гии и соте­рио­ло­гии. Пища необ­хо­дима «чреву» в земной жизни века сего, Гос­подь же, как Спа­си­тель, необ­хо­дим «телу» (нам) в жизни вечной. «Чрево» создано для при­ня­тия пищи тлен­ной. «Тело» (чело­век) – для «пищи» нетлен­ной, для вос­при­я­тия Гос­пода вос­крес­шего и про­слав­лен­ного.

Именно телом чело­век всту­пает в кон­такт с дру­гими людьми, причем самыми мно­го­об­раз­ными спо­со­бами. Именно о теле (чело­веке как объ­ек­тив­ном инди­ви­ду­уме) апо­стол гово­рит, что оно при­над­ле­жит Гос­поду. В резуль­тате кре­ще­ния хри­сти­а­нин стоит в тесной личной связи со Хри­стом. Под­ра­зу­ме­ва­ется при этом целый чело­век во всей его «телес­но­сти», со всей его жизнью. Из связи с Гос­по­дом и из ответ­ствен­но­сти перед Ним не может быть исклю­чена ника­кая сфера. Если неко­то­рые в Коринфе пола­гали, что сек­су­аль­ность каса­ется лишь внеш­ней, пре­хо­дя­щей части чело­века, то Павел гово­рит о своей надежде на вос­кре­се­ние тела (ст. 14). Чрево же (т. е, физио­ло­гия) и пища, конечно, отно­сятся к миру пре­хо­дя­щему.

Помимо этого Павел ссы­ла­ется на извест­ное корин­фя­нам пред­став­ле­ние о Церкви как Теле Христа (ст. 15), сово­куп­но­сти членов этого Тела. Быть единым со Хри­стом и свя­зы­вать себя с блуд­ни­цей – вещи несов­ме­сти­мые. Апо­стол напо­ми­нает (ст. 16) на ука­зан­ный в Быт. 2:24 смысл сек­су­аль­ного обще­ния, в кото­ром один отдает себя дру­гому цели­ком, дает дру­гому познать себя в глу­бине своей лич­но­сти. Даже в извра­щен­ной форме блуда и про­даж­ной любви апо­стол Павел усмат­ри­вает какую-то тень от этой изна­чаль­ной твор­че­ской воли Божией, разу­ме­ется, тень очень иска­жен­ную.

Наи­бо­лее труд­ным для тол­ко­ва­те­лей пред­став­ля­лось место 6:18б, в. «Всякий грех, какой делает чело­век, есть вне тела». Это выска­зы­ва­ние, в самом деле, всегда пред­став­ляло собой экзе­ге­ти­че­скую про­блему и, скорее всего, может быть понято и наи­бо­лее убе­ди­тельно истол­ко­вано как третий «лозунг» либер­ти­ни­стов. Они под «телом» пони­мали внеш­нюю сто­рону чело­ве­че­ского суще­ства (следуя пла­то­ни­че­скому дуа­лизму, столь попу­ляр­ному в элли­ни­сти­че­ском мире). Тогда их лозунг можно было бы пере­фра­зи­ро­вать: «всякий, в том числе сек­су­аль­ный, грех каса­ется лишь внеш­ней, тлен­ной сто­роны чело­века». Но апо­стол Павел, следуя биб­лей­ской антро­по­ло­гии, под «телом» пони­мает не просто внеш­нее, пре­хо­дя­щее в чело­веке, но чело­века в его объ­ек­тив­ной целост­но­сти и в конеч­ном нетле­нии. Поэтому он отве­чает, что грех, и осо­бенно блуд, затра­ги­вает чело­ве­че­ские глу­бины, он не внеш­ний, а про­ни­кает в самую суть чело­века. Далее, в стихах 19–20, апо­стол Павел напо­ми­нает прин­ци­пи­аль­ные истины веры: не только Цер­ковь есть храм Божий (3:16), но и каждый отдель­ный хри­сти­а­нин – тоже храм. Его тело (он сам) – храм Свя­того Духа, место посто­ян­ного при­сут­ствия Бога. Хри­сти­а­нин при­зван сви­де­тель­ство­вать это при­сут­ствие всем своим суще­ство­ва­нием. Ника­кая область жизни не исклю­ча­ется из при­над­леж­но­сти Христу, Кото­рый даро­вал Себя людям до самой смерти (ст. 20). «Вы не свои», т. е. при­над­ле­жите Богу через Христа. А при­над­ле­жать Ему, поста­вить себя в Его рас­по­ря­же­ние и озна­чает истин­ную сво­боду в отли­чие от мнимой «сво­боды» коринф­ских либер­ти­ни­стов.

Древ­ние пат­ри­о­ти­че­ские тол­ко­ва­ния; рас­смот­рен­ного отрывка не усмат­ри­вают в нем момента спора апо­стола Павла с чуждым ему дуа­ли­сти­че­ским взгля­дом на чело­века. Это есте­ственно, так как антро­по­ло­ги­че­ский дуа­лизм прочно утвер­дился в хри­сти­ан­ском созна­нии, начи­ная с II века. Но дуа­ли­сти­че­ский подход к биб­лей­ским тек­стам всегда созда­вал гер­ме­нев­ти­че­ские труд­но­сти, иногда непре­одо­ли­мые. Так, напри­мер, слова о чреве и пище (ст. 13) логи­че­ски и по кон­тек­сту сле­дует, конечно, свя­зать с после­ду­ю­щим: с телом и Гос­по­дом. Однако все древ­ние ком­мен­та­торы раз­де­ляют эти два момента и рас­смат­ри­вают ст. 13 как само­до­вле­ю­щее уве­ща­ние апо­стола Павла к воз­дер­жа­нию. Вот харак­тер­ное тол­ко­ва­ние свя­ти­теля Фотия: «Смысл слов: брашна чреву и чрево браш­ном, будет такой: они друг друга воз­буж­дают и раз­дра­жают и друг друга ищут. Аппе­тит чрева ищет яств, а яства в свою оче­редь воз­буж­дают и раз­дра­жают аппе­тит. Но Бог по вос­кре­се­нии сде­лает их ненуж­ными. Итак, не сле­дует слиш­ком много забо­титься о том, что имеет быть упразд­нено».

Неко­то­рое сму­ще­ние у древ­них ком­мен­та­то­ров вызы­вает выра­же­ние «Гос­подь для тела». Не заме­ча­ется парал­ле­лизм: чрево/ пища; тело/Господь. Чаще всего это выра­же­ние пони­ма­ется в том смысле, что Гос­подь – Глава тела. Так, бла­жен­ный Фео­до­рит: «Апо­стол нередко назы­вает Гос­пода Главою нашею. Посему тело сопря­жено с Ним, как с главою». Епи­скоп Феофан Затвор­ник тоже пишет о тесном обще­нии Гос­пода со всем нашим есте­ством, заме­чая, впро­чем: «Это место тем­но­вато. Чтобы сколько-нибудь его про­све­тить, не сле­дует в мыслях своих в нас тело отде­лять от души, а в Гос­поде сле­дует созер­цать все Бого­че­ло­ве­че­ство».

В свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ниях стиха 18 б наблю­да­ется раз­брос мнений, о чем сооб­щает св. Феофан, пере­чис­ляя их. Но объ­еди­няет их, во-первых, то, что это стран­ное на первый взгляд выска­зы­ва­ние все при­пи­сы­вают самому апо­столу Павлу, а не корин­фя­нам; во-вторых, все усмат­ри­вают в нем ука­за­ние на чрез­вы­чай­ную гре­хов­ность блуда по срав­не­нию с дру­гими гре­хами. Так святой Афа­на­сий: «Прочие грехи одной душе вред при­чи­няют, а любо­дей с душой и тело рас­тле­вает и раз­ру­шает, исто­щая душев­ную и жиз­нен­ную силу». Это мнение, конечно, может вызы­вать воз­ра­же­ния, под­ни­мая вопросы о других «телес­ных» стра­стях (объ­яде­ние, пьян­ство и т. п.). Учи­ты­вая это, святой Иоанн Зла­то­уст пишет: «Ска­жешь, разве убийца, коры­сто­лю­бец и гра­би­тель не осквер­няют руки? Это вся­кому известно (т. е. что осквер­няют). Но апо­стол хотел дать мысль, что нет ничего хуже блуд­ника, объ­яс­няя, что от блуда все тело ста­но­вится нечи­стым; оно сквер­нится так, как бы упа­дало в гряз­ный сосуд, напол­нен­ный нечи­сто­тами». Поскольку мнение, будто уби­вать менее грешно, чем блу­дить, может вызвать спра­вед­ли­вое сомне­ние, мы видим, что стих 18 б дей­стви­тельно пред­став­лял про­блему для экзе­ге­тов.

Источник

Диатриба

Диатриба что это такое. Смотреть фото Диатриба что это такое. Смотреть картинку Диатриба что это такое. Картинка про Диатриба что это такое. Фото Диатриба что это такое

Диатриба это кинический жанр античной литературы, как правило – небольшая морально-философская проповедь, которая характеризуется простотой и остроумием, образным и оживлённым изложением идей кинизма и рассчитана на уровень восприятия народных масс.

Признаки жанра

Жанр диатрибы чаще всего воплощался в сатире, что обусловлено обличительным характером кинического диалога.

Происхождение

Диатриба связана с устной диалогической традицией, основанной великим древнегреческим философом Сократом (русский литературный исследователь М. М. Бахтин называл диатрибу одним из продуктов «распада» сократического диалога) и подхваченной яркими представителями «кинизма» – значительной сократовской философской школы IV в. до н. э. – Антисфеном Афинским, Диогеном Синопским и др.

В отличие от сократического метода, диалог в диатрибе приобретает явно риторическую окраску: разговор развивается как диспут с воображаемым оппонентом, что служит поводом для выражения кинических взглядов на проблемы жизни и смерти, богатства и бедности, религии и добродетели и т. п.

Киники как представители жанра

Киническая философия вошла в основу современного понятия «цинизм».

Бион Борисфенит как основатель жанра

Основателем жанра диатрибы считается Бион Борисфенит (325-250 до н. э.) – древнегреческий писатель, философ-киник, который предпочитал практическую этику, обладающую поучительной, воспитательной силой, провозглашал внутреннюю свободу человека как высшую ценность. Жанр назван по сочинению Биона Борисфенита «Диатрибы».

Бион Борисфенит в кинических диатрибах высмеивал глупость людей, отвергал религию и восхвалял философию. Писатель использовал шуточные неологизмы, фольклорные мотивы, бранную лексику, вводил просторечия и часто пародировал произведения классических литературных жанров. Произведения Биона Борисфенита, за исключением отдельных фрагментов, не сохранились. До нашего времени дошли некоторые философские тезисы мудреца в виде изречений. Например: «Не скупой владеет богатством, а богатство – скупым».

Развитие жанра диатрибы продолжили кинические философы и писатели Телес Мегарский и Менипп Гадарский, создатель другого кинического жанра «мениппова сатира».

Телес Мегарский

Телес Мегарский (ІІІ в. до н. э.) в своих работах, которые сохранились в нескольких отрывках, излагал положения кинической философии. Мудрец раскрывал темы самодостаточности, изгнания, богатства и бедности, свободы действия и др. Философ также упоминал политические события, которые дают представление об эллинистическом мире.

Менипп Гадарский

Менипп Гадарский (310-255 гг. до н. э.) имел прозвище «серьёзно-смешной», т. к. владел способностью умело сочетать фольклорные мотивы с философскими суждениями, говорить о серьезных вещах непринужденно и с юмором. Сатира Мениппа, на основе которой образовался другой кинический жанр античной литературы «мениппова сатира», характеризуется шуточной формой, но при этом серьезным содержанием. Писатель вводил фантастические события (напр., полёт на небо), с помощью которых высмеивал своих идеологических противников и их философские школы.

«Диатриба» и «мениппова сатира»

Жанр диатрибы, наряду с менипповой сатирой, разрушает все возможные классические нормы, достигает органичного выражения кинического мировоззрения, в рамках которого критически переосмысляются традиционные культурные ценности.

Развитие диатрибы в литературе Древнего Рима

Вместе с идеями кинической философии диатриба была заимствована римскими стоиками, а также близкими к стоицизму писателями и поэтами-сатириками (Варрон, Луцилий, Гораций, Ювенал, Персий, Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Дион Хрисостом и др.).

Варрон (ІІ–І вв. до н. э.) выразил кинические убеждения о добродетели и правильном образе жизни в форме философских диалогов в 76-ти книгах под общим названием «Логисторики», содержащих преимущественно этические рассуждения с историческими и мифологическими примерами.

Сенека (І в. до н. э.) писал нравоучительные философские дискурсы о гневе, досуге, душевном спокойствии, счастливой жизни, благодеяниях и пр.
Форму диалога принимали сочинения создателя римской сатиры Луцилия (ІІ в до н. э.). В диатрибах философ повествовал о своей жизни, затрагивал человеческие пороки, которые подвергались высмеиванию. Сатирическую традицию Луцилия продолжили его последователи: Гораций, Ювенал, Персий.

Диатрибы Горация (І в до н. э.) определялись как сатирические произведения моралистического или инвективного характера, написанные в форме разговора оратора с конкретными лицами или беседы разных людей. Сатиры философа получили название «Беседы».

Признаки жанра диатрибы имеет ранняя сатира Персия (І в.). В разговоре с анонимным собеседником автор иронически критикует литературные направления, преобладающие в тогдашнем Риме. В сатирах Персий осуждает лицемерие, несправедливость, порицает разгульный образ жизни, слабость характера, прославляет философию.

Ювенал (І–ІІ вв.) выступал обличителем пороков общества, поднимая в сатирах темы бедности, благородства, происхождения, брака, воспитания детей.
Философия Музония Руфа (I в.) уделяет основное внимание этике, целью которой провозглашается добродетель.

Эпиктет (І–ІІ вв.) применял жанр диатрибы в создании учений «Беседы» и «Руководство», известных религиозно-этическими поучениями.

Жанром диатрибы увлекался Дион Хрисостом (I–II вв.). Дискурсы философа в форме монолога, включающего элементы диалога с мнимым собеседником, посвящены восхвалению природы и добродетели в духе кинической философии. Диатрибы Диона Хрисостома содержат общефилософские рассуждения, наполненные биографическими моментами. Сохранилось близко 80-ти сочинений автора, в основе которых – социально-политические вопросы, этические проблемы, идеологические дискуссии.

Современное значение

В силу нравоучительного содержания и теологической направленности античные диатрибы служили литературной основой в формировании христианской проповеди. В современном языковом обиходе термин «диатриба» используется для обозначения устной речи, состоящей из резкой критики; в широком понимании – обличительный стиль речи.

Слово диатриба произошло от греческого diatribe, что в переводе означает разговор, речь, философская беседа, поучение.

Источник

Диатриба

Смотреть что такое «Диатриба» в других словарях:

ДИАТРИБА — (греч. diatribe, от diatribo раздавить, разрушить). Резкая желчная критика, речь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТРИБА [гр. diatribe речь] 1) выступление; 2) литературное произведение остро… … Словарь иностранных слов русского языка

диатриба — речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику (Ушаков) См … Словарь синонимов

диатриба — ы, ж. diatribe f. <гр. diatribe растирание, уничтожение; распря. Обличительная речь, обличение. Сл. 18. устар. Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет. БАС 2. Фангельмонт алхимический язык ввел в физику, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИАТРИБА — ДИАТРИБА, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книжн.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДИАТРИБА — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы.2) Гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива … Большой Энциклопедический словарь

ДИАТРИБА — жен., греч. желчная критика, основанная на личностях. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Диатриба — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Диатриба — (лат. diatriba, др. греч. διατριβή) жанр[1] античной литературы, выросший из публичной философской проповеди киников и стоиков, обращенной к простому народу, и литературно обработанной Бионом, Телетом, Мениппом и другими писателями… … Википедия

диатриба — ы; ж. [от лат. diatriba из греч. diatribē научный спор, дискуссия] Книжн. 1. Рассуждения на моральную тему; проповедь. 2. Гневная речь с нападками личного характера; резкое, желчное выступление. * * * диатриба (от греч. diatribē беседа),… … Энциклопедический словарь

Источник

Диатриба

Смотреть что такое «Диатриба» в других словарях:

ДИАТРИБА — (греч. diatribe, от diatribo раздавить, разрушить). Резкая желчная критика, речь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТРИБА [гр. diatribe речь] 1) выступление; 2) литературное произведение остро… … Словарь иностранных слов русского языка

диатриба — речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику (Ушаков) См … Словарь синонимов

диатриба — ы, ж. diatribe f. <гр. diatribe растирание, уничтожение; распря. Обличительная речь, обличение. Сл. 18. устар. Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет. БАС 2. Фангельмонт алхимический язык ввел в физику, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИАТРИБА — ДИАТРИБА, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книжн.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДИАТРИБА — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы.2) Гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива … Большой Энциклопедический словарь

ДИАТРИБА — жен., греч. желчная критика, основанная на личностях. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Диатриба — (греч. занятие, беседа, обучение), универсальная форма популяризации кинико стоических морально философских доктрин, совмещавшая нравоучительную дидактику с развлекательной игрой, рассчитанной на привлечение внимания слушателя или читателя.… … Энциклопедия культурологии

Диатриба — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Диатриба — (лат. diatriba, др. греч. διατριβή) жанр[1] античной литературы, выросший из публичной философской проповеди киников и стоиков, обращенной к простому народу, и литературно обработанной Бионом, Телетом, Мениппом и другими писателями… … Википедия

диатриба — ы; ж. [от лат. diatriba из греч. diatribē научный спор, дискуссия] Книжн. 1. Рассуждения на моральную тему; проповедь. 2. Гневная речь с нападками личного характера; резкое, желчное выступление. * * * диатриба (от греч. diatribē беседа),… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *