Диатриба что это такое
Значение слова диатриба
Словарь Ушакова
диатр и ба, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книж.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. diatribe беседа)
1) рассуждение на моральные темы;
2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива.
Культурология. Словарь-справочник
Словарь лингвистических терминов
(др.- греч. διατρίβή расписание, уничтожение, распря)
1) Один из жанров публицистической или дискутивно-полемической речи;
2) инвектива; гневная, желчная обвинительная речь, включающая нападки, оскорбления личного характера; памфлет;
3) рассуждение на этическую тему, включающее элементы научно-популярного стиля: живость изложения, элементы остроумия, образность.
Античный мир. Словарь-справочник
лит. жанр, созданный философами-кмныколш. Имела форму живой, не лишенной театральности беседы на морально-филос. темы, пересыпаемой анекдотами, поговорками, цитатами из древ, и совр. поэтов, диалогами с воображаемым оппонентом. Д. отличалась простотой и нередко грубоватостью. Особенно прославился в этом жанре Бион Борисфенит, умело использовавший в своих Д. приемы риторики.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Гаспаров. Записи и выписки
среди жанров — расшатанная, как дольник среди метров.
резкая речь с нападками личного свойства:
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
ж. устар.
Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет.
Диатрибы
Диатри́бы (от греч. διατριβή — провождение времени, беседа) – один из излюбленных жанров или приемов античной письменности, начиная от диалогов Платона, обусловливающих произведения, характерной особенностью которых служит доступность языка, остроумие (часто — критичный настрой), обращенность к широкой публике.
Диатрибы у апостола Павла, как правило, – беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности.
Диатрибы сродни риторическим вопросам и ответам на них. Именно так их определяют авторы известнейшей «Грамматики новозаветного греческого языка».
Они служат, во-первых, диалектической живости и ясности изложения, например, в Рим.3:1 сл.; во-вторых, выражению живого чувства, удивления, нежелания, радостного возбуждения и т. п. (например, в Рим. 8:31 ).
Первое послание к Коринфянам ( 1Кор. 6:12–20 )
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел обсуждает церковные проблемы, характерные для ранних, преимущественно языкохристианских церквей. В частности, в Коринфской церкви, драматические отношения апостола с которой хорошо известны из Второго послания, основную проблему составляли наметившиеся разделения, носившие интеллектуальный, духовный, социальный характер. Все это вызывало крайнее беспокойство апостола, отраженное в Первом послании. Здесь мы не находим диатриб в той классической форме, которая представлена в Посланиях к Галатам и к Римлянам. Однако в Первом послании к Коринфянам есть ряд мест, в которых полемика апостола с некоторыми кругами в Коринфской церкви обретает черты, близкие к стилю диатрибы. Здесь нет явных спорящих сторон, нет атмосферы диспута, никакие оппоненты не задают искусительных вопросов апостолу Павлу. Однако в церкви есть лица, со взглядами которых апостол Павел не согласен. Он знает и цитирует их лозунги и высказывания и оспаривает эти лозунги. Обычно этот заочный спор строится следующим образом: цитируется тот или иной лозунг некоторых коринфян, затем следует краткая реакция апостола, начинающаяся, как правило, союзом «но», и дается более развернутое рассуждение на затронутую тему.
Наиболее интересным представляется отрывок 6:12–20. Он же вызывал всегда большие затруднения у толкователей. Его мы ниже и рассмотрим вкратце. Следуя анализу наиболее серьезных современных экзегетов, представим этот текст в виде воображаемого диалога.
«— Все мне позволительно! (ст.12)
— Но не все полезно.
— Все мне позволительно!
— Но ничто не должно обладать мною.
— Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (ст. 13).
— Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда!
— Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела! (ст. 18б)
— А блудник грешит против собственного тела (ст. 18в). Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших!»
В Коринфской церкви в ходу были в высшей степени свободные взгляды, Некая группа бывших язычников, очевидно, считала блуд (возможно, характерный для Коринфа храмовый, культовый блуд в святилище Афродиты) чем-то нормальным и естественным. Эти «свободные» христиане, так называемые «либертинисты», прикрывались замечательными богословскими положениями. Апостол Павел цитирует их лозунг: «Мне все позволено». Возможно, утверждая это, они ссылались и на самого апостола Павла, так как он много рассуждал о свободе христиан ( Гал. 5:1 ; 1Кор. 3:21 ). Однако они не понимали апостола в принципе. Ведь свобода для него не означала произвола и несдержанности ( Гал 5:13 ). Павел противопоставляет коринфскому лозунгу две антитезы: г) не все человеку приносит действительное благо, не все способствует его совершенствованию; 2) мнимая свобода часто оборачивается рабством. Безграничное погружение в инстинкты может вести к глубокой несвободе.
Второй лозунг коринфян, по-видимому, гласил: «Пища для чрева, и чрево для пищи, Бог же уничтожит и то и другое». Это очень искусительный лозунг. Действительно, так естественно считать, что пища и питие – нормальные природные процессы, касающиеся преходящего в человеке. И в нравственном плане, мол, это абсолютно нейтрально. То, что уже это не совсем так, Павлом будет показано в его рассуждениях об «идоложертвенном» мясе (главы 8–10). Либертинисты полагали, что то же касается и сексуальных потребностей: они, мол, естественны, и им можно отдаваться так же просто, как потребности в пище и питии. Но Павел сознательно противопоставляет содержательное в богословском плане слово «тело» поверхностному коринфскому слову «чрево». Апостол Павел, в отличие от своих эллинизированных оппонентов, не дуалист.
Человека, с его точки зрения, нельзя разделить на тело и дух. Это внебиблейский взгляд. Тело – не только преходящее вместилище духа. «Тело» у апостола Павла чаще всего означает «индивидуум», «личность», «целое» человека. В антропологии апостола Павла «тело» – то же, что «я», «мы». Это и подтверждает параллель «тело» – «мы», «нас» в стихах 13 и 14. Мысль апостола выражена чрезвычайно кратко, но в целом понятно в рамках его антропологии и сотериологии. Пища необходима «чреву» в земной жизни века сего, Господь же, как Спаситель, необходим «телу» (нам) в жизни вечной. «Чрево» создано для принятия пищи тленной. «Тело» (человек) – для «пищи» нетленной, для восприятия Господа воскресшего и прославленного.
Именно телом человек вступает в контакт с другими людьми, причем самыми многообразными способами. Именно о теле (человеке как объективном индивидууме) апостол говорит, что оно принадлежит Господу. В результате крещения христианин стоит в тесной личной связи со Христом. Подразумевается при этом целый человек во всей его «телесности», со всей его жизнью. Из связи с Господом и из ответственности перед Ним не может быть исключена никакая сфера. Если некоторые в Коринфе полагали, что сексуальность касается лишь внешней, преходящей части человека, то Павел говорит о своей надежде на воскресение тела (ст. 14). Чрево же (т. е, физиология) и пища, конечно, относятся к миру преходящему.
Помимо этого Павел ссылается на известное коринфянам представление о Церкви как Теле Христа (ст. 15), совокупности членов этого Тела. Быть единым со Христом и связывать себя с блудницей – вещи несовместимые. Апостол напоминает (ст. 16) на указанный в Быт. 2:24 смысл сексуального общения, в котором один отдает себя другому целиком, дает другому познать себя в глубине своей личности. Даже в извращенной форме блуда и продажной любви апостол Павел усматривает какую-то тень от этой изначальной творческой воли Божией, разумеется, тень очень искаженную.
Наиболее трудным для толкователей представлялось место 6:18б, в. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела». Это высказывание, в самом деле, всегда представляло собой экзегетическую проблему и, скорее всего, может быть понято и наиболее убедительно истолковано как третий «лозунг» либертинистов. Они под «телом» понимали внешнюю сторону человеческого существа (следуя платоническому дуализму, столь популярному в эллинистическом мире). Тогда их лозунг можно было бы перефразировать: «всякий, в том числе сексуальный, грех касается лишь внешней, тленной стороны человека». Но апостол Павел, следуя библейской антропологии, под «телом» понимает не просто внешнее, преходящее в человеке, но человека в его объективной целостности и в конечном нетлении. Поэтому он отвечает, что грех, и особенно блуд, затрагивает человеческие глубины, он не внешний, а проникает в самую суть человека. Далее, в стихах 19–20, апостол Павел напоминает принципиальные истины веры: не только Церковь есть храм Божий (3:16), но и каждый отдельный христианин – тоже храм. Его тело (он сам) – храм Святого Духа, место постоянного присутствия Бога. Христианин призван свидетельствовать это присутствие всем своим существованием. Никакая область жизни не исключается из принадлежности Христу, Который даровал Себя людям до самой смерти (ст. 20). «Вы не свои», т. е. принадлежите Богу через Христа. А принадлежать Ему, поставить себя в Его распоряжение и означает истинную свободу в отличие от мнимой «свободы» коринфских либертинистов.
Древние патриотические толкования; рассмотренного отрывка не усматривают в нем момента спора апостола Павла с чуждым ему дуалистическим взглядом на человека. Это естественно, так как антропологический дуализм прочно утвердился в христианском сознании, начиная с II века. Но дуалистический подход к библейским текстам всегда создавал герменевтические трудности, иногда непреодолимые. Так, например, слова о чреве и пище (ст. 13) логически и по контексту следует, конечно, связать с последующим: с телом и Господом. Однако все древние комментаторы разделяют эти два момента и рассматривают ст. 13 как самодовлеющее увещание апостола Павла к воздержанию. Вот характерное толкование святителя Фотия: «Смысл слов: брашна чреву и чрево брашном, будет такой: они друг друга возбуждают и раздражают и друг друга ищут. Аппетит чрева ищет яств, а яства в свою очередь возбуждают и раздражают аппетит. Но Бог по воскресении сделает их ненужными. Итак, не следует слишком много заботиться о том, что имеет быть упразднено».
Некоторое смущение у древних комментаторов вызывает выражение «Господь для тела». Не замечается параллелизм: чрево/ пища; тело/Господь. Чаще всего это выражение понимается в том смысле, что Господь – Глава тела. Так, блаженный Феодорит: «Апостол нередко называет Господа Главою нашею. Посему тело сопряжено с Ним, как с главою». Епископ Феофан Затворник тоже пишет о тесном общении Господа со всем нашим естеством, замечая, впрочем: «Это место темновато. Чтобы сколько-нибудь его просветить, не следует в мыслях своих в нас тело отделять от души, а в Господе следует созерцать все Богочеловечество».
В святоотеческих толкованиях стиха 18 б наблюдается разброс мнений, о чем сообщает св. Феофан, перечисляя их. Но объединяет их, во-первых, то, что это странное на первый взгляд высказывание все приписывают самому апостолу Павлу, а не коринфянам; во-вторых, все усматривают в нем указание на чрезвычайную греховность блуда по сравнению с другими грехами. Так святой Афанасий: «Прочие грехи одной душе вред причиняют, а любодей с душой и тело растлевает и разрушает, истощая душевную и жизненную силу». Это мнение, конечно, может вызывать возражения, поднимая вопросы о других «телесных» страстях (объядение, пьянство и т. п.). Учитывая это, святой Иоанн Златоуст пишет: «Скажешь, разве убийца, корыстолюбец и грабитель не оскверняют руки? Это всякому известно (т. е. что оскверняют). Но апостол хотел дать мысль, что нет ничего хуже блудника, объясняя, что от блуда все тело становится нечистым; оно сквернится так, как бы упадало в грязный сосуд, наполненный нечистотами». Поскольку мнение, будто убивать менее грешно, чем блудить, может вызвать справедливое сомнение, мы видим, что стих 18 б действительно представлял проблему для экзегетов.
Диатриба
Диатриба это кинический жанр античной литературы, как правило – небольшая морально-философская проповедь, которая характеризуется простотой и остроумием, образным и оживлённым изложением идей кинизма и рассчитана на уровень восприятия народных масс.
Признаки жанра
Жанр диатрибы чаще всего воплощался в сатире, что обусловлено обличительным характером кинического диалога.
Происхождение
Диатриба связана с устной диалогической традицией, основанной великим древнегреческим философом Сократом (русский литературный исследователь М. М. Бахтин называл диатрибу одним из продуктов «распада» сократического диалога) и подхваченной яркими представителями «кинизма» – значительной сократовской философской школы IV в. до н. э. – Антисфеном Афинским, Диогеном Синопским и др.
В отличие от сократического метода, диалог в диатрибе приобретает явно риторическую окраску: разговор развивается как диспут с воображаемым оппонентом, что служит поводом для выражения кинических взглядов на проблемы жизни и смерти, богатства и бедности, религии и добродетели и т. п.
Киники как представители жанра
Киническая философия вошла в основу современного понятия «цинизм».
Бион Борисфенит как основатель жанра
Основателем жанра диатрибы считается Бион Борисфенит (325-250 до н. э.) – древнегреческий писатель, философ-киник, который предпочитал практическую этику, обладающую поучительной, воспитательной силой, провозглашал внутреннюю свободу человека как высшую ценность. Жанр назван по сочинению Биона Борисфенита «Диатрибы».
Бион Борисфенит в кинических диатрибах высмеивал глупость людей, отвергал религию и восхвалял философию. Писатель использовал шуточные неологизмы, фольклорные мотивы, бранную лексику, вводил просторечия и часто пародировал произведения классических литературных жанров. Произведения Биона Борисфенита, за исключением отдельных фрагментов, не сохранились. До нашего времени дошли некоторые философские тезисы мудреца в виде изречений. Например: «Не скупой владеет богатством, а богатство – скупым».
Развитие жанра диатрибы продолжили кинические философы и писатели Телес Мегарский и Менипп Гадарский, создатель другого кинического жанра «мениппова сатира».
Телес Мегарский
Телес Мегарский (ІІІ в. до н. э.) в своих работах, которые сохранились в нескольких отрывках, излагал положения кинической философии. Мудрец раскрывал темы самодостаточности, изгнания, богатства и бедности, свободы действия и др. Философ также упоминал политические события, которые дают представление об эллинистическом мире.
Менипп Гадарский
Менипп Гадарский (310-255 гг. до н. э.) имел прозвище «серьёзно-смешной», т. к. владел способностью умело сочетать фольклорные мотивы с философскими суждениями, говорить о серьезных вещах непринужденно и с юмором. Сатира Мениппа, на основе которой образовался другой кинический жанр античной литературы «мениппова сатира», характеризуется шуточной формой, но при этом серьезным содержанием. Писатель вводил фантастические события (напр., полёт на небо), с помощью которых высмеивал своих идеологических противников и их философские школы.
«Диатриба» и «мениппова сатира»
Жанр диатрибы, наряду с менипповой сатирой, разрушает все возможные классические нормы, достигает органичного выражения кинического мировоззрения, в рамках которого критически переосмысляются традиционные культурные ценности.
Развитие диатрибы в литературе Древнего Рима
Вместе с идеями кинической философии диатриба была заимствована римскими стоиками, а также близкими к стоицизму писателями и поэтами-сатириками (Варрон, Луцилий, Гораций, Ювенал, Персий, Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет, Дион Хрисостом и др.).
Варрон (ІІ–І вв. до н. э.) выразил кинические убеждения о добродетели и правильном образе жизни в форме философских диалогов в 76-ти книгах под общим названием «Логисторики», содержащих преимущественно этические рассуждения с историческими и мифологическими примерами.
Сенека (І в. до н. э.) писал нравоучительные философские дискурсы о гневе, досуге, душевном спокойствии, счастливой жизни, благодеяниях и пр.
Форму диалога принимали сочинения создателя римской сатиры Луцилия (ІІ в до н. э.). В диатрибах философ повествовал о своей жизни, затрагивал человеческие пороки, которые подвергались высмеиванию. Сатирическую традицию Луцилия продолжили его последователи: Гораций, Ювенал, Персий.
Диатрибы Горация (І в до н. э.) определялись как сатирические произведения моралистического или инвективного характера, написанные в форме разговора оратора с конкретными лицами или беседы разных людей. Сатиры философа получили название «Беседы».
Признаки жанра диатрибы имеет ранняя сатира Персия (І в.). В разговоре с анонимным собеседником автор иронически критикует литературные направления, преобладающие в тогдашнем Риме. В сатирах Персий осуждает лицемерие, несправедливость, порицает разгульный образ жизни, слабость характера, прославляет философию.
Ювенал (І–ІІ вв.) выступал обличителем пороков общества, поднимая в сатирах темы бедности, благородства, происхождения, брака, воспитания детей.
Философия Музония Руфа (I в.) уделяет основное внимание этике, целью которой провозглашается добродетель.
Эпиктет (І–ІІ вв.) применял жанр диатрибы в создании учений «Беседы» и «Руководство», известных религиозно-этическими поучениями.
Жанром диатрибы увлекался Дион Хрисостом (I–II вв.). Дискурсы философа в форме монолога, включающего элементы диалога с мнимым собеседником, посвящены восхвалению природы и добродетели в духе кинической философии. Диатрибы Диона Хрисостома содержат общефилософские рассуждения, наполненные биографическими моментами. Сохранилось близко 80-ти сочинений автора, в основе которых – социально-политические вопросы, этические проблемы, идеологические дискуссии.
Современное значение
В силу нравоучительного содержания и теологической направленности античные диатрибы служили литературной основой в формировании христианской проповеди. В современном языковом обиходе термин «диатриба» используется для обозначения устной речи, состоящей из резкой критики; в широком понимании – обличительный стиль речи.
Слово диатриба произошло от греческого diatribe, что в переводе означает разговор, речь, философская беседа, поучение.
Диатриба
Смотреть что такое «Диатриба» в других словарях:
ДИАТРИБА — (греч. diatribe, от diatribo раздавить, разрушить). Резкая желчная критика, речь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТРИБА [гр. diatribe речь] 1) выступление; 2) литературное произведение остро… … Словарь иностранных слов русского языка
диатриба — речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику (Ушаков) См … Словарь синонимов
диатриба — ы, ж. diatribe f. <гр. diatribe растирание, уничтожение; распря. Обличительная речь, обличение. Сл. 18. устар. Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет. БАС 2. Фангельмонт алхимический язык ввел в физику, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИАТРИБА — ДИАТРИБА, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книжн.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИАТРИБА — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы.2) Гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива … Большой Энциклопедический словарь
ДИАТРИБА — жен., греч. желчная критика, основанная на личностях. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Диатриба — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Диатриба — (лат. diatriba, др. греч. διατριβή) жанр[1] античной литературы, выросший из публичной философской проповеди киников и стоиков, обращенной к простому народу, и литературно обработанной Бионом, Телетом, Мениппом и другими писателями… … Википедия
диатриба — ы; ж. [от лат. diatriba из греч. diatribē научный спор, дискуссия] Книжн. 1. Рассуждения на моральную тему; проповедь. 2. Гневная речь с нападками личного характера; резкое, желчное выступление. * * * диатриба (от греч. diatribē беседа),… … Энциклопедический словарь
Диатриба
Смотреть что такое «Диатриба» в других словарях:
ДИАТРИБА — (греч. diatribe, от diatribo раздавить, разрушить). Резкая желчная критика, речь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТРИБА [гр. diatribe речь] 1) выступление; 2) литературное произведение остро… … Словарь иностранных слов русского языка
диатриба — речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику (Ушаков) См … Словарь синонимов
диатриба — ы, ж. diatribe f. <гр. diatribe растирание, уничтожение; распря. Обличительная речь, обличение. Сл. 18. устар. Гневная устная или письменная речь обличительного характера; памфлет. БАС 2. Фангельмонт алхимический язык ввел в физику, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИАТРИБА — ДИАТРИБА, диатрибы, жен. (греч. diatribe, букв. растирание) (книжн.). Речь (устная или письменная), содержащая жестокую, резкую критику. Гневная диатриба. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИАТРИБА — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы.2) Гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива … Большой Энциклопедический словарь
ДИАТРИБА — жен., греч. желчная критика, основанная на личностях. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Диатриба — (греч. занятие, беседа, обучение), универсальная форма популяризации кинико стоических морально философских доктрин, совмещавшая нравоучительную дидактику с развлекательной игрой, рассчитанной на привлечение внимания слушателя или читателя.… … Энциклопедия культурологии
Диатриба — (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет; инвектива. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
Диатриба — (лат. diatriba, др. греч. διατριβή) жанр[1] античной литературы, выросший из публичной философской проповеди киников и стоиков, обращенной к простому народу, и литературно обработанной Бионом, Телетом, Мениппом и другими писателями… … Википедия
диатриба — ы; ж. [от лат. diatriba из греч. diatribē научный спор, дискуссия] Книжн. 1. Рассуждения на моральную тему; проповедь. 2. Гневная речь с нападками личного характера; резкое, желчное выступление. * * * диатриба (от греч. diatribē беседа),… … Энциклопедический словарь