Диббук это что такое
Диббук. Самые злобные монстры из разных религий мира
Диббук — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться.
К счастью, диббук не может вселиться, в кого ему заблагорассудится. Чтобы стать домом для духа, надо совершить какой-нибудь серьёзный грех. Так что если вы никогда-никогда не делали ничего плохого, можете быть спокойны – диббук к вам и близко не подойдёт. Но даже если он в вас всё-таки вселился, ситуация не безнадежна. Его может прогнать раввин (при наличии соответствующей квалификации).
Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука.
Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века и похожа на демонов и духов, которых изгоняют в католической церкви в процессе экзорцизма.
Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.
После 1560 года тема диббука стала часто появляться в литературе. В начале XX века большой успех имела драма «Диббук» Семёна Ан-ского. Драма явилась классической диббук-постановкой и стала основой для дальнейшего художественного развития. «Диббук» был экранизирован в Польше и Израиле.
К теме диббуков обращался нобелевский лауреат Исаак Башевис-Зингер (роман «Диббук в Горае» или «Сатана в Горае»). В романе Ромена Гари «Пляска Чингиз-Хаима» диббук убитого еврея после окончания войны вселяется в своего убийцу-эсэсовца и порабощает его.
В XX веке появилось несколько опер с темой диббуков, а Леонард Бернстайн в 1974 году создал в Нью-Йорке балет «Диббук».
В современном кино диббуки встречаются в фильмах «Нерождённый», «Серьёзный человек» (оба 2009 года) и «Шкатулка проклятия» (2012 год).
Кадры со старым «диббуком»
Практически в каждой религии имеется свой набор притч о любви, добре и всяких других хороших и правильных вещах. Но, к сожалению, благостные истории действуют далеко не всегда и не на всех. И тогда дело перевоспитания грешников доверяется каким-нибудь ужасающим и отвратительным существам, которые на такой случай имеются в каждой духовной культуре.
Самые злобные монстры из разных религий мира
Преты
Преты – духи умерших из восточных религий вроде буддизма, индуизма и сикхизма. Если представители этих религий при жизни были жадными или завистливыми, то после смерти их души возвращаются обратно на землю и вынуждены вечно слоняться между живыми. Но это ещё полбеды. Преты испытывают постоянный, ненасыщаемый голод и жажду, которую невозможно утолить. Мало того, они ещё и разборчивы в пище, причём испытывают страсть, как правило, к чему-нибудь отвратительному – вроде человеческих фекалий. Обычно преты изображаются измождёнными созданиями с крошечными ртами и необычайно тонкими шеями.
Исполины
Голиаф, вполне возможно, был не только гигантом из Библии, но ещё и потомком целого рода гигантов, известных как «нефилимы» или «исполины». Мнения теологов относительно их происхождения разделились: одни считают исполинов детьми ангелов, которые вступили в связь с земными женщинами, другие убеждены, что они отпрыски братоубийцы Каина. Однако все сходятся в том, что исполины – гигантские и свирепые существа.
Пишачи
Ещё одна разновидность демонов из восточных религий. Пишачи – духи, которые получились из бывших мошенников, прелюбодеев, насильников и прочих грешников. Подобно другим существам из нашего списка, эти тоже могут менять облик или становиться невидимыми. Они могут завладевать людьми и причинять им физические или душевные страдания. Согласно описаниям в священных текстах, внешне Пишачи похожи на гуманоидов с тёмной кожей, красными глазами и выпирающими венами, которые покрывают их тела с головы до ног.
Ракшасы
В западной религиозной и поп культуре эти демоны умеют делать много всяких гадостей: то они вселяются в тела своих жертв, то манипулируют людьми, заставляя исполнять собственную волю, то в кого-нибудь превращаются… Но обычно каждый из них специализируется на какой-нибудь одной мерзости.
Ракшаса в индуизме и буддизме – совсем другое дело. Это бывшие грешники, которые обладают целым набором разнообразных способностей. Они могут и вселяться, и создавать иллюзии и налагать сильные заклятья. И явиться такой ракшаса может в любом облике – прекрасным или безобразным, мощным или чахлым, даже в виде животного, если это ему зачем-то понадобится. У этих существ есть собственный повелитель по имени Равана с десятью лицами и множеством рук – самый коварный из всех ракшас.
Джинны
Это совсем не те добрые старички, которые исполняют любые желания счастливцев, вызволивших их из волшебной лампы или кувшина. «Настоящие» джины, согласно исламским текстам – это народ, который живёт в параллельной с нами реальности. Они созданы из дыма и огня (как человек из глины). Аллах наделил их свободной волей, так что они могут сами решать, быть им добрыми или злыми – так же, как и люди. Дьявол, согласно тем же исламским текстам, когда-то тоже был джином по имени Иблис, но отказался поклониться Адаму, и был низвергнут из рая в преисподнюю.
Большинство известных джинов – существа пренеприятные, а особенно злобные называются ифритами. Это огромные крылатые существа из огня, бывают мужского и женского пола, живут под землёй и служат Иблису.
Веталы
Этим духам из индийской мифологии живые люди не интересны, они предпочитают вселяться в мёртвых. Когда ветала оккупирует труп, последний перестаёт разлагаться и опять может ходить по Земле как живой.
Считается, что веталы обладают всеведением – благодаря своей неумирающей природе. В отличие от зомби, ни кровь, ни плоть человека их не прельщает. Они мучают людей просто из вредности.
По-простому, веталы в индийской мифологии — это вампироподобные злые духи, которые могут вселяться в мертвецов и заставлять их действовать как живые люди. Входят в свиту бога Шивы.
Абаддон
А более поздние тексты описывают Абаддона восседающем на троне и правящим армией саранчи – мистических существ, которые выглядят как лошади с человеческими лицами и скорпионьими хвостами.
Хуньдунь
Это существо встречается в текстах Древнего Китая, и по сей день продолжает оставаться одним из наиболее известных персонажей китайского фольклора. Согласно одной из легенд, Хуньдунь не имел ни лица, ни отверстий для органов чувств (глаз, ушей, ноздрей, рта), царил в центре мира и был воплощением хаоса. Его изображают либо как человекообразное существо без головы, либо как бесформенный мешок с короткими бесполезными конечностями.
Два других бога – Ху (внезапный) и Шу (быстрый) из самых добрых побуждений решили просверлить в Хуньдуне семь полагающихся каждому существу отверстий, чтобы он мог видеть, слышать, обонять и т.д. К сожалению, операцию больной не перенёс и через неделю скончался. Зато из его тела возникла Вселенная.
Ажи-Дахака
Зороастризм, когда-то считавшийся одной из основных мировых религий, теперь, в основном, ограничен территорией Ирана, Пакистана и Индии, и у него тоже имеются собственные монстры. Самым ужасным из них по праву считается Ажи-Дахака, который встречается и в общем иранском фольклоре.
Его описывают как змея, существо с шестью глазами, тремя ртами, тремя головами. Он знает все грехи мира и, если его ранить, то вместо крови из раны полезут змеи, крысы и насекомые. Ажи-Дахака, кроме того, один из главных персонажей, фигурирующих в зороастрийском апокалипсисе. Согласно пророчеству, он должен съесть весь домашний скот на Земле и треть всех людей.
У разных народов авестийское имя Ажи-Дахака немного отличается: персидский Заххак, средне-персидский Аждахак Беварасп, армянский Аждахак, тюркский Аждарха, балканский Асьтаха, таджикские аждахоры, узбекский Зохак и другие.
Син-тянь (Отрубленная голова)
Син-тянь – ещё один китайский бог и воин-великан, который служил императору Яню. Когда императора Яня разгромил Жёлтый император (легендарный правитель-основатель первого китайского государства), Син Тянь решил вызвать последнего на поединок. Жёлтый император опять победил, великана обезглавили, а голову спрятали в горе Чаньань.
Син-тянь не умер, а отправился на поиски утраченной головы. После долгих поисков, которые так и не увенчались успехом, он отрастил себе новую голову… прямо в туловище. Соски превратились с глаза, а пупок – в рот. Так Син-тянь стал безголовым гигантом, вечно воюющим с другими богами.
Дата: 23.08.2013 16:20
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Диббук
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Диббук (от иврит. דִּבּוּק — «прилепление», «прикрепление») — в еврейской традиции так называют злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Оглавление
Упоминания о диббуке [↑]
Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению (реинкарнации). Будучи «оголенной душой», диббук ищет убежища в телах живых. Согласно поверью, диббук вселяется в тело человека, совершившего тайный грех. Сочинения некоторых каббалистов, учеников раби Ицхака Лурии, содержат подробные наставления об изгнании диббука.
Проблематика, связанная с представлениями о диббуке, рассматривается в книгах «Сефер а-хезионот» («Книга видений») раби Хаима Виталя, «Шаар а-гилгулим» («Врата превращений») его сына раби Шмуэля Виталя, «Нишмат хаим» («Дух жизни») раби Менаше Бен-Исраэля и других.
Святой гаон раби Элияу из Измира в книге «Минхат Элияу» описал, как говорил диббук перед собравшейся общиной, и даже приводил начало ее речи:
Считалось, что раби Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, и другие цадики обладают способностью при помощи молитв изгонять диббук из одержимых, предоставляя ему выход либо путем исправления (тикун), что открывало путь в гильгуль, либо низвергал диббук в ад. Упоминания об изгнании диббука мы находим в еврейских источниках середины XVI — начала XX вв. В 1903 году в Багдаде изгонялись духи лжемессии Шабтая Цви и его приверженца Натана из Газы. Последний документ об изгнании диббука был составлен в Иерусалиме в 1904 году.
Человек, в которого вселился диббук, проявляет агрессию по отношению к окружающим, может наносить вред сам себе, его тело может сотрясаться, как при эпилепсии, лицо искажается. Он может начать разговаривать на непонятном языке, извергать проклятия и вести другие неподобающие речи.
Виленский Гаон и диббуки [↑]
В предисловии к книге «Мидраш Рут ахадаш» с комментариями Виленского Гаона рав Авраам Симха из Амчислава поведал историю, которую он слышал от своего дяди — ученика Виленского Гаона раби Хаима из Воложина.
Однажды злой дух, диббук, вошел в одного еврея из Вильно. Двор синагоги наполнился народом, желавшим посмотреть на такое чудо. Виленский Гаон, который в то время сидел у себя в комнате и учил Тору, выглянул в окно, выходящее в тот же двор, чтобы понять, по какому поводу поднялся шум.
Когда «диббук» увидел лицо Гаона, он тут же закричал: «Раби! Это о тебе провозглашают с Небес: Остерегайтесь Элияу и его Торы! Если только услышу приказ из твоих уст выйти из тела этого человека, я буду вынужден послушаться и выйти!» Виленский Гаон взглянул на этого человека и на диббука и сказал: «Никогда не хотел я иметь с вами дела, да и сейчас совершенно не хочу с вами никаких разговоров!»
Через некоторое время после того, как эти слова были произнесены Виленским Гаоном, вселился диббук в одного юношу из Новардока и говорил из его нутра речи ужасные и пугающие. Однажды жители Новардока решили напугать этого диббука и сказали ему: «Мы отведем тебя в Вильно, к раби Элияу, и, если он захочет, наверняка удалит тебя от этого юноши». Ответил им диббук: «Это правда, что мы его боимся, но мы получили от него уверение в том, что он не будет с нами иметь дела».
Спросили у диббука, почему они, диббуки, так боятся раби Элияу, ведь он не изнуряет себя дополнительными постами и ест каждый день. Ответил диббук: «горе нам даже тогда, когда он ест, потому что на Небесах его еда расценивается как жертвоприношение…»
Иногда это просто болезнь… [↑]
Несомненно, что многие «диббуким» вовсе не диббуким, а просто душевная болезнь. И так утверждает рав Яков Илель, который является одним из самых больших каббалистов нашего поколения. Рассказывают, что недавно человека, у которого был так называемый «диббук», привели к раву Эльяшиву. Рав Эльяшив пожелал ему душевного и физического здоровья.
Диббук
Диббук (от иврит глагола ledabek «прилепляться») — бес в еврейской демонологии, это дух умершего грешника, зачастую — умершего не своей смертью, который овладевает душой и телом человека, вещает через его уста, вызывает мучение и боль, сопровождающиеся проявление другой личности, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Содержание
Представление о дибукке
Определение «dybbuk» («dibbuk») появилось в XVII в. в языке немецких и польских евреев. Согласно преданиям, диббук овладевает телами тех, кто не благословил воду, не проверил правильность мезузы в доме. Женщины наказываются за то, что не давали мужьям учиться, заставляли их работать, не соблюдали субботу, красили губы, хотя и знали, что в субботу этого делать нельзя.
Из подобных рассказов и возникшего в XIII в. учения о временном вселении злого духа в тело человека (иббур, буквально `беременность`), которые слились в народном сознании с учением о переселении душ (гилгул) и с бытовавшим у многих народов представлением, что души непогребенных покойников становятся демонами, сложилось поверье о диббуке.
К XVI в. понятие об одержимости злыми духами изменилось. Многие евреи верили, что духи — это переселяющиеся души, которые не могут войти в новую телесную оболочку по причине своих прошлых грехов, а потому вынуждены вселяться в тела живых грешников. Духи поневоле вынуждены были входить в физические оболочки людей, иначе они подвергались мучениям со стороны других злых духов. Некоторые полагали, что диббуки — это души людей, которые не были должным образом похоронены и потому превратились в демонов. Впервые термин диббук появился в еврейской литературе XVII веке. Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению.
Проблематика, связанная с представлениями о диббуке, рассматривается в книгах «Сефер ха-хезионот» («Книга видений») Хаима Витала, «Ша‘ар ха-гилгулим» («Врата превращений») его сына Шмуэля Витала, «Нишмат хаим» («Дух жизни») Менашше бен Исраэля и других. Считалось, что ба‘ал-шем («обладатель (хозяин) имени») и другие цаддики обладают способностью изгонять диббук из одержимых, предоставляя ему выход либо путем исправления (тиккун), что открывало путь в гилгул, либо низвергал диббук в ад.
Изгнание дибукка
Церемонию экзорцизма производит авторитетный член общины, часто это лицо, наделенное духовной властью, будь то священник, раввин или хасидский цадик. Однако это может быть и просто сведущий человек, знахарь или колдун. Каббала описывает ритуалы для изгнания диббуков; многие ритуалы используются в наше время. Заклинание должно быть выполнено специально подготовленным раввином. В зависимости от того, как совершено изгнание нечистой силы, диббук может быть или спасен, или ввергнут в ад. Обычно он выходит из тела своей жертвы через маленький палец ноги или мизинец руки, где появляется маленькая кровоточащая ранка, обозначая место выхода. При этом разбивается окно или какой-либо стеклянный сосуд, что может означать, что демон вернулся в свой зазеркальный мир.
Диббук в литературе
Тема диббука неоднократно использовалась в литературе, начиная с XVI века. Один из самых ранних известных рассказов появился в книге Ма‘асе-бух («Книге рассказов»), собрании 257 рассказов на идиш, впервые опубликованой в 1602 г. в Базеле. Классической интерпретацией является пьеса «Диббук» (1916) Семёна Ан-ского (1863 — 1920), в которой показана одержимость молодой женщины злым духом ее умершего возлюбленного. Она была экранизирована в 1937 году в Польше на идише, а в 1968 и 1998 годах — и в Израиле. Также диббук упоминается в романе нобелевского лауреата Исаака Башевис-Зингера «Диббук в Горае» («Сатана в Горае»), действие которого происходит в Польше в XVII веке.
Диббук это что такое
Диббук в переводе с иврита означает «прилепившийся». Это злой дух, темная сущность. Становится такой сущностью как правило человек, который при жизни был большим грешником. Его злодеяния слишком велики для того, чтобы душа могла очиститься и переродиться. Но при этом их еще недостаточно для того, чтобы попасть сразу в ад.
Одними из таких грешников оказываются самоубийцы или убийцы.
Диббук изо всех сил не хочет прощаться с земным существованием и ищет себе жертву. Она жизненно необходима для Диббука, т.к. в теле живого человека он прячется от преследования других темных сил. Он подселяется к живому человеку и может длительное время не проявлять себя. При этом он будет изматывать свою жертву. Человек будет чувствовать слабость, упадок сил, зачастую оказывается оторванным от реального мира.
Диббук коварен и хитер, вывести его на чистую воду и заставить себя проявить очень сложно. Ведь потеряв тело злой дух сам оказывается в опасности, он может быть уничтожен другими еще более страшными злыми силами. Может изматывать человека годами постепенно вытягивая из него все жизненные силы, попутно присматривая себе следующую жертву. Тело человека крайне редко может выносить сразу две сущности одновременно без последствий для здоровья. Поэтому носитель Диббука непременно будет болеть и слабеть и в конце концов умрет.
Носителями этой сущности в большинстве своем становятся родные или близкие знакомые Диббука при жизни.
Если встанет выбор между мужчиной и женщиной злой дух всегда выберет женщину или что еще лучше молодую девушку или подростка. В таком теле Диббук сможет дольше прожить и оставаться незамеченным. Также, за неимением лучшего может подселиться к больному человеку, т.к. защита таких людей очень слаба.
Внешне Диббука описывают как призрака, который имеет очертания схожие с человеческими. Только вот лицо духа искажено от злости. В истории эта злая сущность упоминается аж в первом веке. Тогда же описывались и случаи его изгнания из тела.
Избавиться от Диббука очень сложно.
Для этого необходимо провести обряд экзорцизма который должны проводить либо католический священник, либо раввин. Ритуал проводят несколько человек, которые читают молитвы. При этом они зажигают специальные травы и прибегают к помощи амулетов. Опасность проведения ритуала экзорцизма состоит в том, что одержимый человек может умереть во время его проведения. А Диббук получает возможность вселиться в того, кто посмотрел в глаза умирающего. Окружающие в свою очередь могут не заметить этого и дух спокойно продолжить свое существование дальше.
В редких случаях с Диббуком можно договориться об условиях его добровольного уходя из тела. После выполнения которых дух оставит свою жертву добровольно. Также сущность может согласиться оставить тело в обмен на переход в место очищения. Где в свою очередь злой дух сможет получить возможность переродиться и очиститься от грехов. Когда дух удается изгнать в результате обряда, то он попадает сразу в ад. В Израиле до сих пор существует услуга по изгнанию демонов, ее можно даже заказать онлайн.
О такой сущности, как диббук, было известно узкому кругу лиц, в последние годы о нем узнали, благодаря фильмам, основанным на реальных событиях. Этот злой демон опасен только для исповедывающих иудаизм, представителей иных религий он не трогает. В 21 веке таких случаев одержимости стало меньше, и специалисты приводят свои аргументы по этому поводу.
В религии иудеев удивляет отсутствие нечистой силы, за одним исключением. Диббук – это злой дух, в переводе с иврита означает «прилепившийся», который является душой умершего злого человека. В земной жизни его держат совершенные злодеяния, и он пытается завершить свое предназначение в ином теле. Как выяснили исследователи паранормальных явлений, диббук – дух мужского пола, и для вселения выбирает:
Выясняя, что такое диббук, стоит отметить, что впервые эта сущность упоминается в Книге Берешит. Специалисты определяют ее, как извращенную форму двекута в значении каббалы – слияния с Творцом. Такой дух подавляет душу человека, вынуждая на неадекватные поступки, вплоть до убийств. Его можно сравнить с джинном в мусульманстве или демоном в католицизме и православии, процедуры изгнания демона в разных религиях мало, чем отличаются.
Существует ли диббук?
Изгнание диббука
Диббук – демон чрезвычайно сильный, его изгнание требует специальных талантов экзорциста. На протяжении веков отработано 2 процедуры:
О существовании такого существа, как диббук, история сохранила несколько фактов, которые зафиксированы исследователями:
Фильм про диббука
В основе известных киносюжетов про демона диббук – реальные события. В 20 веке первым и единственным был фильм поляков на идише по пьесе Анского «Диббук», выпущенный в 1937 году. За последние десятилетия нынешнего столетия сняты такие популярные фильмы: