Дидактическая игра что это и где используется

Дидактические игры, их значение и применение

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Светлана Красникова
Дидактические игры, их значение и применение

Значение дидактических игр в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знании В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактическихигр сводятся к нескольким видам:

1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.

3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.

4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда.Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Дидактическая игра

по ознакомлению с природой

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону спичечных коробок, изображения еды животных, приклеенные внутри коробок.

Играть можно двумя способами:

1. Подбирать животному угощение, например, «Ребята, коровка хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть корова?»

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой?»

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется

Дидактическая игра «Собери картинку», или «Пазлы» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Я предлагаю игру, в ходе которой нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.

Целью занятия является научить малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков.

Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется

Д/И »Наряди матрёшку»

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяДидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонсультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Источник

Конспект дидактической игры «Что это и где используется?» в старшей группе

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Кристина Цвецых
Конспект дидактической игры «Что это и где используется?» в старшей группе

Цель: Укрепление навыков правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях.

— Учу использовать накопленные знания в новых ситуациях

— усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных задач

— Развивать способность распознавать и называть неодушевленные и одушевленные предметы (простые существительные)

— Развивать умение обследовать предметы разной структуры.

— Воспитывать умение слушать собеседника.

— Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывать у них эмоциональный отклик на игровое действие.

Раздаточный материал: Изображение предметов из окружающей среды, в зависимости от выбранной темы (личные вещи, столовые приборы, посуда и т. д.).

Давайте попробуем в нее поиграть?

Ребята, посмотрите, я с собой принесла коробочку, как вы думаете, что в ней спрятано?

-Смотрите ребята, у нас тут оказались красочные карточки с изображениями.

-Как вы думаете, во что мы сейчас с вами будем играть?

После ответов детей, объясняю правила игры:

-На вопрос “Что это такое?”

Вы назовете мне название объекта, а на вопрос для чего он нам нужен, вы должны будете указать его полезность и назначение в быту.

-Ребята, постарайтесь ответить полными предложениями!

Достаю с коробки первую карточку и ставлю ее на стол,спрашивая:

-И так, скажите, пожалуйста, ребята, что изображено на рисунке?

Правильно, это термометр. А теперь ответь Даша, зачем он нам нужен?

Да, я согласна с тобой.

(И так, по всем карточкам задаю вопросы)

-Ребята, а сейчас давайте разделим эти карточки на две группы? (кухня и медицина)

Скажите мне, пожалуйста, какие изображения вы внесли бы в отдел кухни?

-Да правильно! молодцы!

— Термометром измеряют температуру

(в какую группу вы вынесли бы)

— Правильно, к медицине.

Разделяют карточки на группы

-Ребята, вы все молодцы!

-А скажите мне, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Как мы распределяли предметы по группам?

-Ребята, вам понравилась играть?

А чем она вам понравилась?

Конспект дидактической игры «Экологический светофор» в средней группе Конспект Проведения дидактической игры Экологического содержания «Экологический светофор» В средней группе. Цель: Развивать представление.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры по цветовосприятию в старшей группе «Подводный мир и краски» Цель: закрепление представлений об обитателях подводного мира, расширение знаний детей об основных цветах и их оттенках (голубой, розовый,.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры по трудовому воспитанию детей старшей группы «Профессии наших родителей» Цель: обобщения трудовых процессов и выделение их направленности на результат. Ввести в словарь детей слова: раскрой одежды, примерка, утюжка,.

Конспект дидактической игры в ранней группе «Чудесный мешочек» Конспект дидактической игры в ранней группе «Чудесный мешочек» Цель: учить правильно, узнавать и называть фрукты и овощи. Задачи: Формировать.

Конспект проведения дидактической игры в подготовительной группе «Первоклассник» Программное содержание: Образовательные задачи: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе Развивающие задачи:.

Конспект проведения дидактической игры в старшей группе «Дикие животные» Цель: Пополнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные» Задачи: Образовательные: уточнить представления о среде обитания диких.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяМастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП в старшей группе «Грибочки» Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению своими руками дидактической игры по формированию элементарных математических представлений.

Конспект дидактической игры в средней группе детского сада «Лес» Тема: «Лес». Сюжет «обитатели леса» Возрастная группа: средняя группа. Цель: закрепить знания детей об обитателях леса. Задачи: учить детей.

Источник

Конспект дидактической игры «Что это и где используется»

Конспект дидактической игры «Что это и где используется в старшей группе

Цель: Укрепление навыков правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях.

— учим использовать накопленные знания в новых ситуациях.

— усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных задач.

— Развиваем способность распознавать и называть неодушевленные и одушевленные предметы (простые существительные)

— Развиваем умение обследовать предметы разной структуры.

— Воспитываем умение слушать собеседника.

— Побуждаем детей к самостоятельности в игре, вызываем у них эмоциональный отклик на игровое действие.

Раздаточный материал: Изображение предметов из окружающей среды, (картинки с изображением посуды и медицины

Ход игры:

-Как вы думаете, во что мы сейчас с вами будем играть? (ответы детей)

После ответов детей, объясняю правила игры:

Вы назовете мне название объекта, а на вопрос для чего он нам нужен, вы должны будете указать его полезность и назначение в быту.

-Ребята, постарайтесь ответить полными предложениями!

Достаю из коробки первую карточку и ставлю ее на стол,спрашивая:

-И так, скажите, пожалуйста, ребята, что изображено на рисунке?

Правильно, это термометр. А теперь ответь Маша, зачем он нам нужен?

М. : Мерить температуру.

В. : Да, я согласна с тобой.

(И так, по всем карточкам задаю вопросы)

-Ребята, а сейчас давайте разделим эти карточки на две группы? (кухня и медицина)

Скажите мне, пожалуйста, какие изображения вы внесли бы в отдел кухни? (ответы детей)

-Да правильно! молодцы!

— Термометром измеряют температуру

(в какую группу вы отнесли бы его)

— Правильно, к медицине.

Таким образом воспитатель с помощью детей разделяет предметы на две группы.

-Ребята, вы все молодцы!

-А скажите мне, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Как мы распределяли предметы по группам? (ответы детей)

— А как вы думаете нужны ли нам эти предметы в быту? (ответы детей)

-Ребята, вам понравилась играть? (ответы детей)

-А чем она вам понравилась? (ответы детей)

Для занятия использовалась игра профессии.

Конспект проведения дидактической игры «К дереву беги» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить.

Конспект проведения дидактической игры по ФЭМП «Волшебные пуговицы!» Дидактическая игра «Волшебные пуговицы» Задачи: упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяДидактическая игра из бросового материала «Подбери пару». Определяем цвета Цель: определение и называние цвета указанного на палочках Дидактическая задача: закрепить умение называть цвета Игровая задача: найти как.

Конспект дидактической игры «Яблоня» для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Яблоня». Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры со счетными палочками «Строители» Цель: Закрепить знания о квадрате, умение создавать композицию из счетных палочек на столе, закрепить понятия «один», «много». Развивать.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры в старшей группе «Если добрый ты…» Цель: способствовать сближению детей, принятию друг друга, желанию воспитать в себе положительные качества личности. Воспитатель: Ребята,.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры в старшей группе «Научи нас, Светофор!» Цель игры: закреплять правила дорожного движения: знания о сигналах светофора Время проведения: на прогулке Материалы, оборудование: кукла.

Конспект проведения дидактической игры по развитию речи Название игры: «Парные картинки» во второй младшей группе Конспект проведения дидактической игры по развитию речи Название игры: «Парные картинки» во II младшей группе.

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используетсяКонспект дидактической игры «Узнай и назови овощи» Возраст: вторая младшая группа Обучающая задача: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»;.

Источник

Сущность дидактической игры

Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть фото Дидактическая игра что это и где используется. Смотреть картинку Дидактическая игра что это и где используется. Картинка про Дидактическая игра что это и где используется. Фото Дидактическая игра что это и где используется Наталья Комардина
Сущность дидактической игры

Сущность дидактических игр как средства обучения

Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.

Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования ди­дактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном воз­расте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошколь­ном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включе­ния детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произ­вольностью внимания, преимущественно непро­извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти­ческие игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются:

по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей,

игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей,

по роли воспитателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.

Часто игрысоотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игрысоотносят с материалом:

Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.

Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

Важно четко различать собственно дидакти­ческие игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педа­гоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.

Та­кое представление в корне неверно. В этом слу­чае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согла­ситься с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игро­вую форму обучения тренировочные упражнения».

Структура дидактической игры.

Дидактическая игра имеет определенную струк­туру.

Структура — это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры:

Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него.

В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей.

Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.

Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

В современной дидактике всёмногообразие методов обучения сведено в три основных группы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля.

Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация>, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Всякая игра есть испытание воли.

В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны детям,испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Эти игры могут помочь:

активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

укрепить дружеские отношения в коллективе.

Игра одновременно преследует три цели:

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.

Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.

Можно предложить некую условную классификацию игр,используемых на занятиях:

и некоторые другие.

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.

Основными требования к организации дидактических игр являются:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев.

Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником.И поэтому она превосходит урок:

1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).

2. Игра не знает возрастных границ.

3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.

4. Игра — более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия, а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.

Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.

Остановимся подробнее на видах дидактических игр применяемых в дошкольной педагогике.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку

(цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие

сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусины,

выкладывать узоры из разнообразных форм

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических итогах широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Игры, которые учить группировать предметы по цвету, создавая заданный образ.

Игры, которые помогают воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки,необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине».

Игра «Осьминог»— многофункциональная: «Какой звук слышишь» «Какой цвет?», «Дождик» и т. п.

Настольно-печатные игры.

Настольно печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре –нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу (в саду, огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «Кто это ест?»

Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же, как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача такого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинно. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части

то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей.При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, лягушки и др.).в более старших группах дети изображают действия: тушат пожар, строят дом, лечат пациента.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к.способствуют подготовке ребят к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С.Макаренко:

Памятка для самоанализа занятия Памятка для самоанализа занятия 1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий? 2. Была ли произведена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *