Дидактическая игра что общего
Логическая развивающая игра «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации
Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Логическая развивающая игра «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации
В соответствии с методическими рекомендациями, которые содержатся в Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, в своей педагогической деятельности широко использую логические, дидактические, интеллектуальные игры в сопровождении презентации.
Такая форма обучения воспитанников делает образовательный процесс более занимательным, современным, повышает возможность широко использовать наглядность. Такие своеобразные компьютерные игры позволяют более длительно удерживать внимание ребят в процессе обучения. А самое главное – это, все таки, игра. А игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
Предлагаю Вашему вниманию логическую развивающую игру «Найди общий признак у предметов» в сопровождении презентации.
Возрастная адресность: для детей 5 – 6 лет.
Цель игры: развивать познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, упражнять в умении зрительно обследовать предметы, группировать их по определенному доминантному признаку.
Материал: мультимедийный проектор, экран, презентация.
• Внимательно рассмотреть предложенные на картинке предметы;
• Зрительно обследовать предметы на картинке;
• Выделить ведущий общий признак у предметов;
• Озвучить общий признак;
• Объяснить свой выбор.
1. На экране появляются картинки. Воспитатель предлагает игрокам рассмотреть картинки и найти, что общего есть у этих картинок. Если игроки отвечают правильно – появляется слово «Молодец», звучат аплодисменты, летят шарики.
2. Играют две команды. Ведущий по очереди показывает командам набор картинок. Игроки команд обсуждают картинки, находят общий признак и отвечают. Если игроки отвечают правильно – появляется слово «Молодец», звучат аплодисменты, летят шарики. Выигрывает та команда, которая даст больше верных ответов.
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Наталия Бацаева
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие словаря:
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход игры:
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
оранжевый — апельсин, морковь, заря;
желтый — цыпленок, солнце, репа;
зеленый — огурец, трава, лес;
голубой — небо, лед, незабудки;
синий — колокольчик, море, чернила;
фиолетовый — слива, сирень, сумерки.
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Ход игры:
Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям.Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее» … (молоко, мясо, варенье);
«старое» … (кресло, сиденье, окно).
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры:
Объясните, что общее у предметов.
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
тарелка, ваза, чашка —.
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо — речевой памяти.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики.Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
— Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры:
Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать.
«Кто как разговаривает?»
Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.
Ход игры:
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить,как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Взрослый, бросая ребенку мяч,спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или
«Мяч бросай, транспорт быстро называй»
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: — Овощи;Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: — Фрукты;Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: — Ягоды;Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.
Ход игры:
Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Взрослый: огурец, помидор, репа.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол,произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».
Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.
Ход игры:
Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы.Рыбак говорит:
«Сети в море я бросаю,
Много, много рыб поймаю».
С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты.Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась».
В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.
Цель: Закреплять в активном словаре детейсуществительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры:
Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша,говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем,говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
Цель: Активизировать у детейсловарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
Материал: Стульчики по количеству детей.
Ход игры:
Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например,один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.
Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Ход игры:
Играющие стоят полукругом.Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.
Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.
Ход игры:
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Взрослый, бросая мяч ребенку,спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч,должен ответить: Сорока стрекочет.
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.
Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде?Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Работа над правильной конструкцией предложения.Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.
Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют,чьи это жилища:
нора — для лисы, мышки;
берлога — для медведя;
дупло — для белки, для совы;
скворечник — для скворца;
коровник — для коровы, телят;
конюшня — для лошади, жеребят;
свинарник — для свиньи и поросят;
крольчатник — для кроликов.
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 1. Цикл игр для развития фонетико-фонематической стороны речи «Светофор» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Взрослый дает ребёнку.
Картотека дидактических игр «Дидактические игры по развитию речи старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» «Дидактические игры по развитию речи.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по основным направлениям развития ребенка).
Картотека дидактических игр по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Янгильдина.
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу» Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание;.
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».
Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить.
Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.
Дидактические игры «Кто? Что?» и «Ассоциации»
Арина Карапулова
Дидактические игры «Кто? Что?» и «Ассоциации»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
— развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Предлагаю вашему вниманию игры: «Кто? и Что?» и «Ассоциации».
Игра «Кто? и Что?».
Задача: Закреплять знания детей о домашних и диких животных, об их местах обитания. Закреплять знания детей об овощах и фруктах; о местах их произрастания. Развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами. Развивать активность и самостоятельность мышления.
Игровые правила. Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками животных и растений на больших картах, на которых нарисованы лес, двор, сад и огород.
Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Ход игры. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал животных и растения.
Затем ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается.
Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее можно вводить карточки с новыми видами животных и растений.
Игра «Ассоциации».
Задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов, с чем ассоциируется.
Игровые правила. Рассказы детей о том, почему именно эту картинку надо подбирать к названной картинке. Выигрывает тот, кто больше и правильно назовет карточки к нужной картинке.
Игровые действия. Поиск картинок, соревнование.
Ход игры. Все первые элементы карточек раскладывают в центре стола лицевой стороной вниз. Вторые элементы карточек делят поровну между игроками. Игрок, получивший право хода, берет со стола один из элементов, называет и рассказывает об этом предмете, для чего он нужен, и, если у него есть вторая половинка, оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.
Дидактическая игра «Кто что ест?» Эта игра живет в нашей группе уже давно. Но не смотря на это пользуется популярностью. Ребята с удовольствием рассказывают о том, кто.
Дидактическая игра «Кто что ест?» Дидактическая игра «Кто что ест?» Для детей 3-4лет. Цель: закрепление представлений у детей о том, чем питаются животные. Задачи: Познавательное.
Дидактические игры из фетра «Домашние и дикие животные» и «Кто что ест?» Дидактическая игра «Кто что ест?» Цель: закреплять знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление,.
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.
Дидактические игры по экологии «Угадай, что в руке? Цветочный магазин. Узнай и назови» Угадай, что в руке? Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем.
Дидактические игры «Соседи по Планете». Игры ориентированы на детей 5–7 лет Дидактические игры «Соседи по Планете» Игры ориентированы на детей 5-7 лет. Актуальность: Сегодня экологическое образование в мире считается.
Дидактическое пособие «Кто что ест?» Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3-5 лет, оно может быть использовано педагогами в рамках непосредственной образовательной.
Изготовление игры «Кто что ест» Мною была сделана игра «кто что ест». Эта игра подходит для детей разных возрастов. Направлена на развитие мелкой моторики, памяти, внимания,.
Конспект проведения дидактической игры «Кто что слышит?» в средней группе Программное содержание: Воспитательные задачи: Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет,.