Дидактическая игра покажи что назову
Дидактические игры по математическому развитию дошкольников
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка»
город Мирный Архангельской области
КАРТОТЕКА ИГР ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Шатолина Татьяна Юрьевна
воспитатель высшей кв. категории
Вторая младшая группа.
Цель: упражнять детей в определении места предмета относительно другого предмета, активизировать в речи детей предлоги – за, перед, сбоку, в, на, под.
Мышонок, коробка, платок.
Воспитатель – Ребята, посмотрите, какой у меня забавный мышонок. Давайте с ним поиграем. Я буду прятать мышонка, а вы его будете находить. Воспитатель накрывает коробку и мышонка платком, ставит мышонка за коробкой, открывает и просит детей сказать, где находится мышонок – Где мышонок?
Дети говорят – За коробкой.
Затем воспитатель прячет мышонка в коробку. Дети находят и говорят, что мышонок был в коробке. Воспитатель меняет положение мышонка относительно коробки насколько раз. Если дети затрудняются говорить, воспитатель сам называет месторасположение мышонка и просит детей повторить – Под коробкой.
Цель: упражнять детей в определении места предмета относительно другого предмета, упражнять в употреблении предлогов – за, под, на, у, сбоку.
Воспитатель обращается к детям – К нам в гости прискакала белочка, она хочет с вами поиграть. Белочка спрячется от вас, а вы её найдёте и скажете, где спряталась белочка. Воспитатель помещает белочку на ёлку, за ёлку, под ёлку, рядом с ёлкой. Дети рассказывают, где прячется белка. Если дети затрудняются говорить, воспитатель сам называет месторасположение белочки и просит детей повторить – У ёлки.
3. «Покажи, что назову»
Цель: закрепить умение ориентироваться на своём теле.
Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель – Сейчас вы будете показывать мне то, что я вам назову. Правая нога, правая рука, левая рука, левое ухо, левое колено, правое ухо. Молодцы. Воспитатель называет часть тела, дети ее показывают. Сначала воспитатель сам тоже дотрагивается до названной части (работа по образцу), затем только называет. Потом воспитатель называет одно, а показывает другое (работа на внимание)
4. «Где звенит колокольчик?»
Цель: развивать умение называть направление, откуда слышен звук – сзади, справа, слева, впереди.
Колокольчик, повязка на глаза.
Воспитатель – Ребята, посмотрите, какой у меня есть колокольчик, давайте поиграем с ним. Кто хочет первый поиграть. Машенька, закрывай глазки и слушай, где прозвучит колокольчик, а вы, ребята, не подсказывайте Маше. Воспитатель завязывает ребёнку глаза и звенит колокольчиком справа, слева, сзади или впереди ребёнка. Ребёнок открывает глаза и говорит, где звучал колокольчик. Если ребёнок затрудняется, то воспитатель звенит в колокольчик, но ребёнок видит и называет, где прозвучал колокольчик.
5. «Поставь, как скажу»
Цель: формировать умение определять месторасположение предмета относительно других предметов.
6. «Найди спрятанную игрушку»
Цель: упражнять в выполнении словесных команд, обозначающих направление движения, развивать ориентировку в пространстве.
Воспитатель предлагает поиграть в игру – По считалочке один ребенок выходит за дверь, а я спрячу игрушку. А ч тобы ребенок смог ее найти, я буду указывать ему направление движения.
Ребёнок заходит в группу, воспитатель даёт команды: «Иди налево от стола до ковра, от него поверни направо, сделай пять шагов и там ищи». Когда один ребёнок выполняет команды, остальные следят за их правильным выполнением. Если происходит ошибка, дети поправляют игрока.
Цель: развитие зрительной памяти, упражнять в определении места предмета относительно других предметов.
5 – 7 игрушек, большой платок.
Дети говорят, какая игрушка стоит не на своём месте – Матрёшка стояла между мишкой и пирамидкой, а теперь стоит после лошадки.
Цель: упражнять в определении положения другого человека относительно себя
Дети стоят в кругу, воспитатель стоит вместе с детьми. Воспитатель – Сегодня поиграем в игру «Назови соседей» Пустим мяч по кругу, пока играет музыка, мяч передаём друг другу, а когда музыка закончится, тот, к кого мяч окажется в руках назовёт своего соседа справа. Раз, два, три, мяч беги. Стоп. Маша, кто у тебя справа? Ребёнок называет соседа справа. Если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает ребёнку – Покажи правую руку, подними её, посмотри направо, кто стоит справа от тебя. Аналогично дети называют соседа слева.
Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Лист бумаги, круг D – 2 см
Дети сидят за столами, у каждого ребёнка лист белой бумаги и круг из картона любого цвета. Воспитатель обращается к детям – Давайте поиграем в футбол нашими мячами. Положите мяч на середину поля. Где лежит мяч? Дети отвечают – Нас середине. Воспитатель – Мяч летит по полю вверх. Передвигайте свои мячи. Дети пальцем двигают круги по листу в соответствии с командами воспитателя: вверх, вправо, влево, вниз, в верхний правый угол и т.д. Воспитатель – а теперь сами передвигайте мяч по полю, а на сигнал «Стоп» остановите мяч и скажите мне, где он находится. Дети перемещают мяч по листу, на сигнал останавливаются и называют месторасположение мяча – внизу, вверху, в середине.
10. «Куда пойдёшь и что найдёшь?»
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, закреплять умение различать право – лево, вперёд – назад.
Воспитатель прячет игрушки в разных местах группы, водящий выбирается считалкой. Воспитатель обращается к водящему – Направо пойдёшь, куклу найдёшь; налево пойдёшь, мышку найдёшь; прямо пойдёшь, зайку найдёшь; назад пойдёшь, мячик найдёшь. Куда ты пойдёшь? Ребёнок выбирает направление движения и тот предмет, который должен найти. Когда ребёнок найдёт игрушку, то рассказывает, куда он пошёл и где нашёл игрушку. Можно повторить игру 4- 5 раз со сменой водящего.
11. «Найди узор по описанию»
Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги.
На мольберте 3 – 5 вариантов узоров
Воспитатель – Посмотрите как много различных узоров, интересно, сможете ли вы найти по описанию нужный узор. Слушайте внимательно. В центре квадрата красный треугольник, в верхнем правом углу синий квадрат, в нижнем правом углу жёлтый круг, в верхнем левом углу синий круг, в нижнем левом углу жёлтый квадрат. Кто нашёл нужный узор? Дети находят по описанию узор.
12. «Составь узор по образцу»
Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги, развивать зрительную память.
Листы бумаги, геометрические фигуры для составления узора, образцы узоров.
Воспитатель – Недавно вы успешно находили узор по описанию, а сегодня я предлагаю вам попробовать составить узор по памяти. Вот образец, рассмотрите его внимательно. Что расположено в центре, по бокам, в углах. Убираю образец, составьте узор по памяти. Дети составляют узор по памяти. Воспитатель – Проверьте, правильно ли составили узор (выставляет образец для проверки), никто не ошибся? Какие ошибки допустили ребята? В следующий раз будьте внимательнее.
13. «Посмотри на меня (на соседа) и скажи»
Цель: формировать умение ориентироваться относительно другого лица.
14. «Пешеходный переход»
Цель: закрепить умение различать право и лево, знакомство с правилами дорожного движение.
Знак пешеходного перехода, «зебра»
15. Математический диктант»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Листы белой бумаги и наборы геометрических фигур на каждого ребёнка.
Воспитатель – Сегодня мы с вами поиграем в школу, у нас урок математики. На уроке проведём математический диктант. У вас листы и наборы геометрических фигур. Я вам говорю, куда надо положить нужную фигуру, и вы выполняете задание, потом проверим, как правильно вы всё сделали. Примерные задания – Положи треугольник в левый верхний угол. В правый верхний угол положи круг. В центр положи квадрат. В нижний левый овал. Дети выполняют задание. Для проверки диктанта у воспитателя есть листок с наклеенными фигурами по этим заданиям. Если дети делают ошибки, то воспитатель предлагает рассмотреть образец и проговорить, где должны находиться фигуры у детей.
16. Д/И «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, умения находить их в окружающей обстановке; закрепить количественный счёт; развивать память, внимание.
Д/И «Геометрическая мозаика», геометрическое лото на каждого ребёнка.
В. Ребята, посмотрите, у нас новая игра, называется «Геометрическая мозаика». Внимательно рассмотрите картинку, скажите, пожалуйста, что необычного в ней?
Ребёнок. Она состоит из геометрических фигур.
В. Из каких фигур художник составил картинку?
Ребёнок. Картинку составили из овалов, треугольников, кругов и прямоугольника.
В. Все согласны? Кто-то ещё нашёл фигуры?
Р. Я нашёл ещё квадрат.
В. Молодец, внимательно смотрел. Сосчитайте все фигуры, а я запишу. Итак. Треугольников? Кругов? Квадратов? Овалов? Прямоугольников? Квадратов?
Дети считают фигуры, воспитатель записывает на доске.
Р. Треугольников – 4. Кругов – 4. Квадратов – 3. Овалов – 2. Прямоугольников – 1.
В. Отложите себе на столе столько же фигур. Ещё раз внимательно посмотрите картинку. Я её убираю, а вы постарайтесь создать эту картину у себя на столе. Справились? Покажите свои картинки. Вам понравилась игра? Чем? Что было трудное в игре? Ещё хотите поиграть?
Подготовительная к школе группа.
Цель: упражнять детей в подборе антонимов к наречиям, обозначающих положение в пространстве.
Игра проходит в кругу. Воспитатель стоит в центре круга с мячом.
Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором произносят нужное слово.
Направо — налево, вверх — вниз, далеко — близко, внутри — снаружи.
Воспитатель отмечает детей, быстро ответивших на его вопрос.
Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предме та по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Игра проводится в кругу. В центре круга стоит педагог с мячом.
Воспитатель — Я буду называть предметы, находящиеся в этой в комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: «слева», «справа», «впереди», «позади». Например, медведь. Медведь позади меня.
Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает : «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня», — и бро сает мяч педагогу. Примерные вопросы к детям: Где дверь? Большой стул? Кровати? Где скамейка? Где ширма? Мольберт?
Вариант. Воспитатель называет слова: «слева», «справа», «впе реди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в ука занном направлении.
Если ребёнок затрудняется в ответе, передаёт мяч соседу. В конце игры воспитатель отмечает детей, правильно отвечающих на его вопросы.
Цель: упражнять детей в отсчитывании квадратов в заданном направлении.
Воскобовича, цветные квадраты, красный кружок.
Воспитатель – Ребята, предлагаю вам игру «Муха». Я прячу за одним из квадратов (9 квадратов выложены на коврографе в виде большого квадрата) Муху (показывает детям красный кружок). Потом я проложу вам дорожку – маршрут, если вы проследите глазами правильно, то найдёте под нужным квадратом Муху. Будьте внимательны, следим глазами. Воспитатель прячет кружок под квадратом и начинает диктовать детям маршрут – Отсчёт от левого верхнего квадрата. 1квадрат вниз, 1 квадрат вправо, 1 квадрат вниз, 1 квадрат вправо, 3 квадрата вверх. На каком квадрате остановка?
Дети называют квадрат.
– Проверим, там ли Муха. Воспитатель проверяет, если дети правильно следили глазами за маршрутом, то под нужным квадратом находят Муху. Если допустили ошибку и Муху не нашли, то воспитатель снова повторяет маршрут.
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в тетради в клетку по словесному указанию.
Тетради в клетку, простые карандаши, схема для графического диктанта.
Воспитатель обращается к детям – Ребята, злой волшебник заколдовал одно животное. Если мы выполним правильно графический диктант, то сможем его увидеть. Помните, каждый ход говорится один раз, будьте внимательны. Дети выполняют графический диктант.
Во время выполнения задания воспитатель обращает особое внимание леворуким детям.
Цель: закрепить знание дней недели, их последовательность прямая и обратная. Закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра».
Дети стоят полукругом, напротив детей стоит воспитатель с мячом.
В.- Ребята, давайте поиграем в новую игру «Назови соседей» Я бросаю мяч и говорю: Сегодня среда, а завтра? Тот, кому я бросила мяч, отвечает и бросает мне мяч обратно. Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч воспитателю.
Что идёт после пятницы?
Вчера был вторник, а завтра будет?
Назови соседей пятницы.
Сегодня суббота, а вчера?
Если ребёнок затрудняется с ответом, то передаёт мяч соседу.
Итог игры. Воспитатель спрашивает детей: Кто из вас не ошибся ни разу? Кто ошибся один раз?
Воспитатель отмечает тех детей, которые не допустили ни одной ошибки, выражает надежду, что в следующий раз и другие дети не допустят ошибок в игре.
Рекомендации. На этапе ознакомления с игрой проводить игру следует в среднем темпе, в дальнейшем игра проводится в быстром темпе.
Цель: упражнять в «чтении» маршрутных листов, развивать умение ориентироваться в помещении с помощью плана-схемы.
Маршрутный лист в виде плана-схемы группы (зала), клад.
Воспитатель обращается к детям – Сегодня я предлагаю отправиться на поиск клада, поможет нам в этом вот такой план. Рассмотрите его. Если вы всё сделаете правильно, то найдёте клад.
Дети рассматривают план-схему группы, определяют начало маршрута.
Дети «читают» маршрут и выполняют команды – Сделать 5 шагов прямо от доски – Повернуть направо и сделать три шага влево – Сделать 4 шага вперёд – Окно!
Дети находят клад – сундучок с сюрпризами.
В конце игры воспитатель подводит итог – Понравилась ли детям игра? Что вызвало наибольшее затруднение? Хотят ли дети ещё раз пройти по этому маршруту.
Дидактическая игра «Назови и найди»
Наталия Черныш
Дидактическая игра «Назови и найди»
Дидактическая игра «Назови и найди»
Цель: активизировать в речи употребление существительных, способствовать развитию внимания, быстроты реакции при поиске картинки –аналога.
Вызвать интерес к настольной игре, объединяясь в группу по 2-6 человек, соблюдая правила;
Активизировать в речи употребление существительных;
развивать внимание, мелкую моторику
Оборудование: шесть больших карт, с определенным количеством изображенных на них объектов, изображения объектов на отдельных маленьких карточках, мешочек.
Количество игроков: 2-6 человек
Раздать большие карты.
Маленькие карточки поместить в мешочек.
Ведущий достает из мешочка по одной карточке, показывая игрокам,спрашивая: «У кого?» Ребенок, у которого есть этот предмет на большой карточке,дает ответ: «У меня…. Снежинка» и забирает эту карточку себе, закрывая картинку – аналог.
Выигрывает тот игрок, который первым закроет карту.
Дидактическая игра «Назови транспорт» Дидактическая игра «Назови транспорт» Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению;.
Дидактическая игра «Назови форму и цвет фигуры» (Использование дидактического пособия «Дары Ф. Фребеля») Дети второй младшей группы уже хорошо различают основные геометрические фигуры,.
Дидактическая игра «Назови профессию» Игра для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Будет интересна педагогам, работающим с детьми данных возрастных категорий,.
Дидактическая игра-презентация «Назови одним словом» Дидактическая игра-презентация «Назови одним словом» разработана для детей 3-7 лет. Может быть использована, как часть занятия и как дидактическая.
Дидактическая игра по развитию речи «Найди и назови» Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей; закреплять обобщающие понятия «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Одежда», «Дикие.
Презентация «Дидактическая игра «Узнай и назови» Дидактическая игра «Узнай и назови» Дидактическая задача Цель: Узнавать на фотографиях своих родных. Формировать умения детей средней группы.
Познавательно-речевые игры для детей младшей, средней группы
Гулько Виктория
Познавательно-речевые игры для детей младшей, средней группы
Речевая игра «Назови слово»
Цель: расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, учить соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры. Педагог называет обобщающее слова и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Речевая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать словарь, закрепить названия предметов.
Материал: мешочек, фрукты и овощи.
Ход игры: Перед игрой ребенка знакомят с фруктами и овощами и их внешним видом. Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» предметы, называет их. Затем он отвечает на вопросы педагога о цвете, форме, вкусе овощей и фруктов.
Речевая игра «Кто кем был?»
Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем
Материал: Игрушки
Ход игры: Педагог задает детям вопросы: Кем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, бабочка (гусеницей, рыба (икринкой, корова (телёнком, собака (щенком, свинья (поросенком, лиса (лисенком, заяц (зайчонком) и т. д.
Речевая игра «Кто что ест?»
Цель: учить употреблять трудные формы существительных.
Материал: картинки с изображением животных.
Ход игры: Педагог сообщает детям, что в корзинке подарки для зверей и просит помочь их раздать животным. Показывает картинки с изображением медведя, собаки, кошки, курицы. Спрашивает: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому молоко? и т. д.
Речевая игра «Назови три слова»
Цель: активизировать словарь детей.
Ход игры: Дети становятся круг. Педагог поочерёдно бросает детям мяч и задаёт вопрос.
•Что можно купить? (платье, костюм, брюки) •Что можно варить? • Что можно читать? • Чем можно рисовать? • Что может летать? • Что может плавать? • Что (кто) может скакать? И т. д.
Речевая игра «Назови действия?»
Цель: учить детей активно использовать в речи глаголы.
Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег
Речевая игра «Назови части предмета»
Цель: обогащать словарь детей, развивать умение соотносить предмет и его части.
Материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и предлагает назвать детям поочередно части предметов (у дома – окна, дверь, крыша, труба) и т. д.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Дополни предложения
— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
— Зайчик летом, а зимой.
— Сахар сладкий, а лимон.
— Днем светло, а ночью.
Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
Противоположные слова
Помоги Зайчику закончить предложение.
Трамвай медленный, а самолёт…
Стул жёсткий, а диван…
Птицы полезные, а гусеницы…
Чашка полная, а стакан…
Дорога прямая, а тропинка…
Собака умная, а щенок…
Камень на дороге сухой, а в луже
Пальто зимнее, а шорты…река меленная, а ручеёк…
Черепаха медленная, а заяц…
Колодец глубокий, а лужа…
Зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из томатов. Помоги Зайчику назвать, какие соки у него получились.
*сок из яблок – яблочный
сок из земляники…. Из клубники… Из черники… Из брусники… Из груш…. Из слив…. Из персиков… Из абрикосов…. Из вишни… Из черешни… Из малины… Из смородины…. Из облепихи… Из клюквы… Из арбуза… Из винограда… Из моркови… Из томатов…
Найди лишнее
Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.
Шёлковый, ситцевый, шерстяной, чистый.
Зелёный, красный, синий, берёзовый.
Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный.
Храбрый, смелый, ягодный, отважный.
Деревянный, пластмассовый, розовый, железный.
Кислый, круглый, сладкий, солёный.
Ягодный, берёзовый, дубовый, еловый.
Весёлый, грустный, стеклянный, радостный.
Собери предложение
Послушай внимательно слова и поставь их в правильном порядке, чтобы у тебя получилось предложение.
Дети, горку, из, снега, сделали.
Под, скрипит, ногами, снег.
Сосна, у, нашего, растёт, дома.
Снежинки, дети, из, делают, бумаги.
Окнах, на, зимние узоры.
Из, птица, улетает, леса.
Я, прогулки, с, домой, вернулся.
Прилетели, с, весной, ласточки, юга.
С, сосульки, крыши, капают.
Летом, в, купался, реке, я.
На, ловил, поляне, сачком, бабочек.
В, собирал, лесу, сладкие, ягоды.
На, ловил, пруде, рыбу.
Осенью, на, птицы, улетают, юг.
По, барабанит, крыше, дождь.
«Что полезно, а что вредно?»
Помоги зайчику определить, что делать вредно, а что полезно?
Купаться и плескаться.
У телевизора сесть.
На диване валяться.
Картотека «Речевые игры для детей, испытывающих затруднения в общении» «Клубочек» Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца,.
Консультация для родителей. Речевые игры дома РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать.
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 6–7 лет» Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть.
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.
Речевые игры для психологической настройки дошкольников Цель: созда-ние в гру-ппе поло-жительного эмоциональн-ого фона, атмо-сферы доброж-елательности и защ-ищенности. Очень важ-но пров-одить.
Речевые игры для средней группы по темам «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Посуда» Тема ЗимаРасширение словаря:Зима, снег, мороз, лед, снежинка, снеговик, лыжи, санки, снежинки, сугроб Мести, дуть, падать, кататься, скользить,.
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет» Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать.
Технология развития речи детей дошкольного возраста. Речевые игры ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Игра на формирование словообразования «Что делают ребята?» Цель: формировать умение понимать.