Дидактические требования что это

Доклад «Дидактические требования к современному уроку!»

«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»
С.И. Гессен

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). (слайд 8,9)

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок. (слайд 10-16)

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект –это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись самостоятельности» акцентирует внимание учителя на планирование не только своей деятельности на уроке, но прежде всего деятельности учащихся и предлагает привлекать их самих к разработке плана следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего. Тем самым, учитель постепенно может приобщить учащихся к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Дидактические требования к современному уроку

Психологические требования к уроку

Гигиенические требования к уроку

Источник

Дидактические требования к урокам

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урокпроблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цельурока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока:

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторыучебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

§ 3. Разработка нестандартного урока.

Нестандартный урок – это “магический кристалл”, грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Создание необычного урока – это “творчество в квадрате”, поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки учащихся, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.

После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель – также творец, а не простой исполнитель своего плана.

Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.

3.1. План нестандартного урока.

План урока – это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируется главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.

Планирование урока включает в себя:

1) Планирование серий занятий по одной теме.

2) Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя.

3) Выработка личностного отношения учителя к проблематике урока.

4) Определение смысла урока.

5) Разработка идеи урока

6) отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учеников.

7) Соотнесение возможных результатов учеников с образовательными стандартами.

8) Формулирование целей урока.

9) Разработка структуры урока.

10) Написание конспекта (плана урока).

3.2. Актуализация нестандартного урока.

Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в суждениях учащихся на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.

3.3. Определение смысла урока.

Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируются открытые задания, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученика реализовать свою индивидуальность.

Отбирается такой материал и такие средства и формы деятельности, которые обеспечат рождение учениками своего творческого содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать творчески и самостоятельно.

Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами могут быть непредсказуемыми. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.

При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:

1) квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

3) необходимых средств обучения;

4) доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

1) уровень обучения учащихся, соответствующий программным требованиям;

2) наличие обязательного уровня, сформированное мотивом учения и труда;

3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

4) применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

* воспитывающего и развивающего обучения;

* связи теории с практикой, обучения с жизнью;

* систематичности и последовательности;

* самостоятельности и активности, учащихся в обучении;

* сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

* целенаправленности и мотивации обучения;

* индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов.

обучающий при подготовке нестандартного урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

определить общую дидактическую цель творческого урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

— уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

— определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

— выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученное™ учащихся и дидактическими задачами;

— определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к нестандартному уроку является его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

— специфика предмета и класса,

— характеристика темы (материала),

— возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

— особенности и возможности выбранной формы урока;

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами, и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

· Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

· Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

— учитель (группа учителей);

— учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

— подробный план урока (с указанием целей урока);

— инструкции по проведению каждого этапа урока;

— список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

— подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

— критерии оценки деятельности учащихся;

— вопросы для анализа урока.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Возможные варианты составления заданий:

— все учащиеся получают одинаковые задание;

— однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

— разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Группам можно предлагать:

— одинаковые задание (если группа одноуровневая);

— задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

— задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

6. Выставляют оценку:

— учитель и капитан (при групповой работе);

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

— по ходу урока (например, после доклада учащегося);

— в конце урока (если оценивается устная работа);

— после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Оценивания содержания учебной деятельности

Полное (неполное), доведенные до конца верные рассуждения, но ошибка в вычислениях

Верное решение, но есть недочеты

Новый способ решения

Несколько способов решения

Грамотное и аккуратное оформление

Выступление у доски

выделение главного, четкость выводов

отклонение от темы,

лаконичность полного ответа

оформление записей на доске

Использование наглядных средств

Эмоциональность выступления, уместность мимики и жеста

Правильность речи (ударение, произношение)

Возражения предложения по способу решения, пожелания оформлению и др. замечания о качестве выступления (общая оценка выступления)

3.5. Написание конспекта (плана) нестандартного урока (примерная структура).

— класс, дата проведения, тема урока;

— цели урока (образовательная, развивающая, воспитывающая);

— оборудование, наглядный и дидактический материал к уроку;

— фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых; планируется деятельность учеников

— главная проблема урока (1,2,3, проблемы);

— этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам;

— формулировка заданий ученикам в разных вариантах выполнениям на каждом этапе урока;

— культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме;

— задание ученикам по рефлексии их деятельности;

— форма контроля и оценки результатов деятельности учащихся;

— рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети, Интернет и т. д.);

— список литературы других источников используемых учителем для подготовки к данному уроку.

3.6. Определение целей нестандартного урока.

Типичным затруднением при составлении конспекта является формулировка его целей. Часто цели записываются как направление деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Другая проблема – постановка слишком общих и глобальных целей урока, которые не могут быть достигнуты за определенное время. При формулировании целей урока важно относить их не только к деятельности учителя, но и учеников. Например, если цели урока формулируется только по отношению к учителю (“рассказать…”, “показать…”, ”проверить…”), то мотивация и деятельность учеников окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае не возможно будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа “рассказать и показать” учитель может достичь даже при отсутствии учеников в классе. Более эффективным является первичное формулирование предполагаемых целей деятельности именно учеников, и лишь затем – соответствующих целей учителя или его совместной с учениками деятельности.

Триединая цель урока.

1.Обучающие цели урока.

Предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности, конкретных знаний (понятий правил законов, методов науки и т. д. ), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой предметной области. С обучающими целями связано расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательным стандартам.

2.Воспитывающие цели урока.

Связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положительного отношения к деятельности, эстетических, этических, патриотических и иных качеств личности. Подобные цели и задачи решаются на основе конкретного материала по учебному предмету и могут быть сформулированы не для одного, а для серии уроков как результат соответствующих видов деятельности учеников.

3. Развивающие цели урока.

Предполагают работу по развитию мышления, памяти, воображения, эмоций, речи, умение проводить опыты, применять знание в незнакомых ситуациях, вести

3.7. Нестандартные методы на уроке.

Нестандартные формы и методы обучения, используемые учителем, создают благоприятные условия для активизации всех учащихся на уроке, для обучения каждого ребенка. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: элементов проблемности, поисковых, исследовательских, эвристических и т. д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов, даже разработана их классификация.

Не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения, повысить качество знаний, самооценку ученика.

Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок математики, какая бы тема на нем ни рассматривалась. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества

§ 4. Анализ и самоанализ нестандартного урока.

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ творческого урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа такого урока заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

4. Организационная структура урока:

* мобилизующее качало урока;

* последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

* насыщенность урока и темп его проведения и т. д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

* обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке:

* соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету:

* соотношение практического и теоретического материала;

* связь с жизнью и практикой и т. д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

* цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

* обоснование выбора методов обучения;

* пути реализации дидактических принципов в обучении;

* индивидуализация и дифференциация в обучении;

* взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

* научность и доступность изложения новых знаний;

* использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

* организация закрепления учебного материала;

* организация самостоятельной работы учащихся;

* проверка и оценка знаний и умений учащихся;

* вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

* отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного

* пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

* эффективность использования наглядных пособий, технических средств
обучения;

* контакт учителя с классом, эрудиция, творчество, мастерство учителя.

8. Деятельность учащихся:

* подготовка рабочего места;

* интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

* состояние их устной и письменной речи;

* знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

* отношение учащихся к учителю:

* степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в
работе на уроке и т. д.

* подготовка учащихся к творческому уроку

* выполнение плана урока:

* достижение целей урока:

* особенно интересное и поучительное на уроке:

* что произвело на уроке наибольшее впечатление;

какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока
на эту же тему;

С помощью приведенной общей схемы, возможно, проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений обшей схемы анализа урока.

4.1. Сравнительный анализ планирования традиционного и нестандартного урока.

а) для учителя: дать новый материал

б) для ученика: усвоить новые знания

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников

б) для ученика: создать творческую продукцию

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д.

Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль – воспроизведение учениками изученной темы.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

Пример одной из возможных схем анализа урока:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени ни отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке’.’ Как он был реализован?

У, Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

§ 5. Роль нетрадиционного обучения в образовании.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Урок технологии можно определить как специально организованный процесс развития у обучающихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков технологии создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании технологии. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения технологии в школе.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем учебы детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.

§ 6. Рекомендации по проведению

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

В заключении скажу

Представленная методическая разработка рассматривает важные вопросы классификации нестандартных форм обучения в школе и предлагает глубокий анализ типов нетрадиционных уроков. Дается обоснование значимости и необходимости использования таких уроков, а также выделены причины применения их в педагогическом процессе.

Материал данной работы можно рекомендовать, как методическое пособие учителям для разработки творческих нестандартных уроков в обучении.

Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Многолетний педагогический опыт показывает, что в активизации учащихся в учебном процессе в развитии интереса к предмету основная роль принадлежит уроку.

Поэтому нужно построить учебный процесс так, чтобы каждый урок приносил конкретные результаты. Нужен постоянный поиск новых технологий, разумное их применение, которое придавало бы уроку значимость, удовлетворенность, ощущение праздника. А учащийся на таком уроке получил бы наивысшую радость от работы, позволяющей им открыть себя, свои способности, возможности, способность творить.

Безусловно, нельзя считать нестандартные уроки единственной формой реализации современного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе обучения наряду с другими методами и формами обучения.

Исходя из практики, считаю, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

— развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

— позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

— развивают творческие способности учащихся;

— способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

— являются хорошим средством от информационной перегрузки;

-наилучшим образом развивают ребенка, как личность;

-происходит более теплое взаимопонимание между учениками и учителем.

Ведь нестандартные уроки несут в себе большую воспитательную силу.

Деятельность учителя определяется как деятельность, направленная на осознание и решение проблем, учебно-воспитательных задач, постоянно возникающих в педагогическом процессе, этим и определяется сущность педагогического творчества. Однако сложно обеспечить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, если сам педагог не находится на соответствующем этапе творческого саморазвития. А что так не развивает педагога как подготовка к нестандартным урокам и мероприятиям?

И здесь нельзя не согласиться с точкой зрения В. И. Андреева, что только творчески саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников.

Педагогическое творчество может быть основано на органической потребности в педагогической деятельности, оно отличается своеобразными особенностями, главная из которых – профессиональная – потребность учителя в отдаче своих духовных накоплений ученикам. Ведь одно из важнейших условий успеха выполнения творческих заданий детьми – роль педагога. И в этой связи творческому педагогу зачастую приходится жертвовать своим личным временем, и каждый в тайне ожидает результата, хотя понимает, что результат творческого процесса в работе с детьми может проявиться только через многие-многие годы.

И здесь самое главное – помочь понять ребёнку, что он ЧЕЛОВЕК, и каково ЕГО предназначение на ЗЕМЛЕ.

Для этих детей, которые идут рядом с нами, мы живем, работаем, развиваемся и творим. А завтра они нас обгонят на пути к счастью. Мы уйдём, а ученики наши останутся. Так позаботимся о том, чтобы их жизнь была лучше нашей, интереснее, насыщеннее. Чтобы каждый ребёнок мог в душе своей найти такие слова:

Ведь все прекрасно –

…Я надежду хочу внести

И теплом хочу душу спасти,

Всем приятное что-нибудь сделав…

Эти строки из стихотворений моих воспитанников. В своих творческих работах они пытаются осмыслить окружающий мир, словами выразить своё отношение к нему.

А передо мной, педагогом, была, есть и будет главная задача – воспитывать в своих учениках, наших детях новое человечество в новом тысячелетии со здоровыми корнями и с ветвями, все выше поднимающимися к небу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *