Дидактика что это простыми словами

Значение слова «дидактика»

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

1. Часть педагогики, в которой обосновываются содержание, методы и формы обучения.

2. То же, что дидактизм. Я не знаю искусства, лишенного дидактики, и не думаю, что дидактизм способен понижать силу влияния искусства на воображение, на разум и волю читателя. М. Горький, Об анекдотах и — еще кое о чем.

[От греч. διδακτικός — поучительный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Основной вопрос дидактики формулируется по-разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания, другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета; третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?».

ДИДА’КТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. didaktikos — поучительный]. Отдел педагогики, в к-ром излагаются общие методы обучения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дида́ктика I

1. раздел педагогики, излагающий теорию и общие законы образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, приобретения умений и навыков ◆ Взятые по отдельности, вне связи друг с другом, обе эти черты — оперативность управления и его индивидуализированность, действительно отнюдь не являлись новым словом в дидактике. Л. В. Шеньшев, «Основы адаптивного обучения языку», 1995 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подумывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Дидактика

Содержание

Определение дидактики [ ]

Дидактика как научное знание [ ]

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики [ ]

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

Дидактическая система [ ]

Компоненты дидактической системы:

Режимы работы дидактической системы:

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

Источник

Дидактика что это простыми словами

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Дидактика — что это (определение), задачи и основные категории

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Педагогика – это наука об обучении и воспитании.

Внутри нее выделяют несколько отраслей, среди которых одну из самых важных ролей играет дидактика.

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Сегодня поговорим об этом разделе в теории образования, о его объекте, предмете, задачах и категориях.

Дидактика — это.

Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:

Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека.

Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос), что, в свою очередь, переводится как «поучающий». Но возник он не в античности, а значительно позже.

Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.

Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной:

дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

С объяснением лексемы всё более-менее унифицировано. А вот на основной вопрос дидактики есть три доминирующих взгляда:

Каждое из этих мнений имеет право на существование и лоббируется уважаемыми группами педагогов.

Объект и предмет изучения

В целом объектом дидактики может быть названо обучение. Но ситуация усложняется сложной структурой этого раздела педагогики.

«Частные дидактики» как составляющие единой теории имеют собственные объекты.

К примеру, для методики преподавания физики объектом будет обучение этому предмету. Для методики передачи знаний в высшей школе – обучение студентов.

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Предмет дидактики – это связь и взаимодействие между передачей и получением знаний, то есть между преподаванием (лицо – учитель) и изучением (лицо – ученик).

Функции и задачи дидактики в педагогике

Ключевых функций дидактической науки две:

На практике эти функции взаимосвязаны.

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Говоря о задачах дидактики, нужно затронуть этот вопрос с точки зрения синхронии и диахронии. На протяжении всей истории отрасли перед ней стояли такие цели:

Для современной дидактики, помимо названных феноменообразующих, актуальны такие задачи:

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Вот что такое дидактика XXI века. Её опоры – личность, самостоятельность и технологический прогресс.

Категории дидактики

Основные категории дидактики строго ограничены перечнем:

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Дидактика что это простыми словами. Смотреть фото Дидактика что это простыми словами. Смотреть картинку Дидактика что это простыми словами. Картинка про Дидактика что это простыми словами. Фото Дидактика что это простыми словами

Итак, мы определили место дидактики в педагогике, её определение, объект, предмет, функции, задачи и основные категории. Более подробно стоит читать в трудах самих педагогов.

Рекомендуем послушать любопытную лекцию об отличии современной дидактики от традиционной:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

И какая цель дидактики в сегодняшней средней школе? Многие эксперты сходятся во мнении, что сегодняшняя школа даёт не знания, а натаскивает на итоговый экзамен, ну ещё учит детей быть грамотными потребителями.

Извините, но у нас капитализм. Образцом этого строя считают США, а там образование именно такое — вырастить тупого потребителя. Мы, конечно же, отстоем в этом плане, но политический строй обязывает, ибо капитализм без роста потребления не жизнеспособен.

Не согласен с Дмитрием, в США великолепное образование, как среднее, так и высшее, самое большое число Нобелевских лауреатов представляют именно эту страну.

Николай: в США прямо сейчас идут разговоры об отмене математики в школе, ибо это дискриминирует меньшинства, не сильно в ней успевающие. А что после этого будет?

Нобелевки получали те, кто в основном получал образование не в США (эмигранты в первом поколении), либо делал еще до того, как его начали разваливать (лет сорок-пятьдесят назад), чтобы сформировать безмозглое общество потребления.

Не зря же люди педагогические ВУЗы заканчивают, ведь учить тоже надо уметь. Так что, дидактика весьма полезная наука.

Источник

Значение слова дидактика

Дидактика в словаре кроссвордиста

дидактика

Дидактика Дида́ктика ( «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

ж.Раздел педагогики, излагающий теорию и общие законы образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, приобретения умений и навыков.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. didaktikos поучительный) часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.

Новый словарь иностранных слов

ж. Раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения

Словарь русского языка Ожегова

Современный толковый словарь, БСЭ

дидактика ж. Раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.

Толковый словарь Ефремовой

дидактики, мн. нет, ж. (от греч. didaktikos – поучительный). Отдел педагогики, в к-ром излагаются общие методы обучения.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

дидактике Коменского свойственны весьма существенные недочеты: это дидактика метода, представленного в виде какого-то внешнего механического орудия; в этой дидактике еще нет речи о развитии обучением способностей учащихся.

Художественная дидактика Кольера, как и разоблачение им нормативных шаблонов,- явление особого свойства.

А дидактика с назидательностью – мало, что народом справедливо не любимы, так ведь еще и самоуверенны до безнравственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *