Дидактика это что такое простыми словами
Сущность дидактики, предмет изучения, основные категории
Что такое дидактика
Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения.
Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.
Дидактика (от греческого didakitos — «поучающий», didasko — «изучающий») — раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Объект дидактики — процесс обучения.
Предмет — исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем.
Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:
История развития
Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.
Среди задач дидактики Ритке выделял:
Современные исследователи добавляют следующие задачи:
В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:
В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.
Появились новые подходы.
Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.
Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.
Основные цели
Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:
Разделы дидактики
В состав дидактической науки входят 7 разделов:
Что такое навык в дидактике
Одной из значимых категорий дидактики является навык.
Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.
Существует несколько видов навыков:
На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:
Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.
К базовым категориям дидактики также относят:
Дидактика и частные методики обучения
Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.
Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.
Дидактика и частные методики взаимодействуют друг с другом. Их роль постоянно возрастает, они направлены на совершенствование учебного процесса, развитие инновационных форм обучения, повышение качества успеваемости и воспитания учеников.
Дидактика — что это (определение), задачи и основные категории
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Педагогика – это наука об обучении и воспитании.
Внутри нее выделяют несколько отраслей, среди которых одну из самых важных ролей играет дидактика.
Сегодня поговорим об этом разделе в теории образования, о его объекте, предмете, задачах и категориях.
Дидактика — это.
Как обычно, ученые предлагают разные трактовки. Но все определения сходятся к одному смыслу:
Дидактика – это раздел (категория) педагогики о теории обучения и образования человека.
Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактикос), что, в свою очередь, переводится как «поучающий». Но возник он не в античности, а значительно позже.
Впервые эту лексему в своих трудах использовал Вольфганг Ратке (1571—1635) – знаменитый педагог из Германии. Он трактовал термин как «искусство обучения».
Ян Амос Коменский, почти современник Ратке, также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позднее, упрочнил место этого раздела в педагогике.
Он придал дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной:
дидактика в педагогике – это ключ к решению проблем обучения и образования.
С объяснением лексемы всё более-менее унифицировано. А вот на основной вопрос дидактики есть три доминирующих взгляда:
Каждое из этих мнений имеет право на существование и лоббируется уважаемыми группами педагогов.
Объект и предмет изучения
В целом объектом дидактики может быть названо обучение. Но ситуация усложняется сложной структурой этого раздела педагогики.
«Частные дидактики» как составляющие единой теории имеют собственные объекты.
К примеру, для методики преподавания физики объектом будет обучение этому предмету. Для методики передачи знаний в высшей школе – обучение студентов.
Предмет дидактики – это связь и взаимодействие между передачей и получением знаний, то есть между преподаванием (лицо – учитель) и изучением (лицо – ученик).
Функции и задачи дидактики в педагогике
Ключевых функций дидактической науки две:
На практике эти функции взаимосвязаны.
Говоря о задачах дидактики, нужно затронуть этот вопрос с точки зрения синхронии и диахронии. На протяжении всей истории отрасли перед ней стояли такие цели:
Для современной дидактики, помимо названных феноменообразующих, актуальны такие задачи:
Вот что такое дидактика XXI века. Её опоры – личность, самостоятельность и технологический прогресс.
Категории дидактики
Основные категории дидактики строго ограничены перечнем:
Итак, мы определили место дидактики в педагогике, её определение, объект, предмет, функции, задачи и основные категории. Более подробно стоит читать в трудах самих педагогов.
Рекомендуем послушать любопытную лекцию об отличии современной дидактики от традиционной:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
И какая цель дидактики в сегодняшней средней школе? Многие эксперты сходятся во мнении, что сегодняшняя школа даёт не знания, а натаскивает на итоговый экзамен, ну ещё учит детей быть грамотными потребителями.
Извините, но у нас капитализм. Образцом этого строя считают США, а там образование именно такое — вырастить тупого потребителя. Мы, конечно же, отстоем в этом плане, но политический строй обязывает, ибо капитализм без роста потребления не жизнеспособен.
Не согласен с Дмитрием, в США великолепное образование, как среднее, так и высшее, самое большое число Нобелевских лауреатов представляют именно эту страну.
Николай: в США прямо сейчас идут разговоры об отмене математики в школе, ибо это дискриминирует меньшинства, не сильно в ней успевающие. А что после этого будет?
Нобелевки получали те, кто в основном получал образование не в США (эмигранты в первом поколении), либо делал еще до того, как его начали разваливать (лет сорок-пятьдесят назад), чтобы сформировать безмозглое общество потребления.
Не зря же люди педагогические ВУЗы заканчивают, ведь учить тоже надо уметь. Так что, дидактика весьма полезная наука.
Значение слова «дидактика»
1. Часть педагогики, в которой обосновываются содержание, методы и формы обучения.
2. То же, что дидактизм. Я не знаю искусства, лишенного дидактики, и не думаю, что дидактизм способен понижать силу влияния искусства на воображение, на разум и волю читателя. М. Горький, Об анекдотах и — еще кое о чем.
[От греч. διδακτικός — поучительный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Основной вопрос дидактики формулируется по-разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания, другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета; третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?».
ДИДА’КТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. didaktikos — поучительный]. Отдел педагогики, в к-ром излагаются общие методы обучения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дида́ктика I
1. раздел педагогики, излагающий теорию и общие законы образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, приобретения умений и навыков ◆ Взятые по отдельности, вне связи друг с другом, обе эти черты — оперативность управления и его индивидуализированность, действительно отнюдь не являлись новым словом в дидактике. Л. В. Шеньшев, «Основы адаптивного обучения языку», 1995 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова непогодь (существительное):
Дидактика это что такое простыми словами
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Дидактика
Полезное
Смотреть что такое «Дидактика» в других словарях:
Дидактика — (др. греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания… … Википедия
ДИДАКТИКА — (греч., от didasko обучаю). Наука о правилах, приемах и методах обучения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИДАКТИКА [ Словарь иностранных слов русского языка
дидактика — и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИДАКТИКА — (греч. didaktike [techne] искусство или наука обучения) – теория обучения. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
дидактика — поученье, поучение Словарь русских синонимов. дидактика сущ., кол во синонимов: 7 • дидактизм (6) • … Словарь синонимов
Дидактика — ДИДАКТИКА. учение о преподавании. Дидактическая поэзия поэзия, долженствующая поучать. Начало ее таится, конечно, в тысячелетних глубинах человеческих культур. В европейской литературе принято считать началом Д. П. VIII век до Р. Хр. с греческого … Литературная энциклопедия
дидактика — Раздел педагогики, изучающий теоретические основы обучения. Дидактика охватывает обоснование учебных планов, программ, методов и форм обучения. [Гипертекстовый энциклопедический словарь по информатике Э. Якубайтиса] [http://www.morepc.ru/dict/]… … Справочник технического переводчика
ДИДАКТИКА — (от греческого didaktikos поучающий), раздел педагогики, теория образования и обучения. Возникла в 17 в. В зависимости от целей обучения определяет объем и структуру содержания образования, выявляет закономерности его усвоения и формирования… … Современная энциклопедия
ДИДАКТИКА — (от греч. didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и… … Большой Энциклопедический словарь
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, дидактики, мн. нет, жен. (от греч. didaktikos поучительный). Отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИДАКТИКА — ДИДАКТИКА, и, жен. Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. | прил. дидактический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова