Диез бемоль бекар что это
Волшебные клавиши
Диез, бемоль, бекар.
Диез, бемоль, бекар. Странные и неизвестные слова. Но только тогда, когда вы слышите их впервые. Сегодня познакомимся с ними, увидим их в нотах. Узнаем, зачем они нужны и что обозначают.
Если вы выучили первую и вторую и третью октавы — отлично! Если нет — учим. Если не все ноты получается запомнить не расстраивайтесь. На практике со временем они очень хорошо запомнятся.
Вы заметили, что изучая октавы мы учили только ноты, которые относятся к белым клавишам? Но ведь есть еще и черные клавиши. Чтобы не вводить еще отдельное название для черных нот, как у белых — До Ре Ми Фа Соль Ля Си, придумали специальные знаки, которые эти черные ноты обозначают.
Сейчас разберемся с этим подробнее и наглядно. В музыкальном письме существуют знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Рассмотрим каждый знак подробнее.
Бемоль
Бекар
Как видите, в определении есть слова ТОН и ПОЛУТОН. Подробнее о них вы сможете прочитать ЗДЕСЬ.
Теперь учимся определять ноты с такими знаками.
Существует семь нот (основных ступеней) — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Если мы посмотрим на клавиши, то между ЛЯ и СИ есть черная нота. Как же она называется?
Представляете, у нее два имени! Он называется ЛЯ ДИЕЗ или СИ БЕМОЛЬ.
Пример. Нота Си первой октавы: Си диез, Си бемоль, Си бекар.
Посмотрите, как называются черные клавиши:
Черная клавиша, которая располагается между нотами ДО и РЕ — это До диез ( если мы повысили До на полутон) или Ре бемоль ( если мы ноту Ре понизили на полутон).
Урок № 4. Курс «Нотная грамота»
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса «Нотная грамота», а именно стоение октавы:
Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.
Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):
Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.
Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона ).
Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.
Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.
Пример использования диезов при ключе:
Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука «до«) и на пятой линейке (звук «фа«). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотвми не стоит знак бекар).
Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.
Диез бемоль бекар что это
Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона):
Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона
Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение ноты на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:
Рисунок 4. Нота «до-диез»
На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).
Бемоль
Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:
Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона
Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ноты, в данном случае — ноты ре. Как и в случае диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:
Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»
Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль — всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль
Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-диезом (). А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем (
). Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.
Бекар
Бекар отменяет действие диеза и бемоля, а также дубль-диеза и дубль-бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ( ):
Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом
Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и бекара.
Альтерация
Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация.
Зона действия знаков альтерации
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или другие знаки альтерации — будьте внимательны!).
В заключение статьи предлагаем вам программу, которая наглядно покажет диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано.
iframe doesn’t supported
Водите мышкой над клавишами фортепиано.
Итоги
Диез — повышение основной ступени на пол-тона, бемоль — понижение основной ступени на пол-тона. Бекар отменяет действие бемоля и диеза.
Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар)
Продолжим разговор о нотной грамоте – будем изучать знаки альтерации. Что такое альтерация? Альтерация – это изменение основных ступеней звукоряда (основные ступени – это до ре ми фа соль ля си). Что конкретно изменяется? Меняется их высота и чуть-чуть название.
Диез– это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук.
Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками. С помощью знаков альтерации можно повысить или понизить звук на полутон – вместо основной ступени просто берётся соседняя сверху или снизу, в зависимости от того, понижаем или повышаем мы звук.
ДУБЛЬ-ДИЕЗ И ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ. Кроме простых диезов и бемолей в музыкальной практике применяется дубль-диезы и дубль-бемоли. Что такое дубли – это двойные изменения ступеней. Другими словами, дубль-диез повышает ноту сразу на два полутона (то есть на целый тон), а дубль-бемоль – понижает ноту на целый тон (один тон – это два полутона). Бекар – это знак отмены альтерации, он действует по отношению к дублям абсолютно так же, как и к обычным диезам и бемолям.
Например, если мы сыграли фа-дубль-диез, а затем через некоторое время перед нотой фа появляется бекар, то мы играем «чистую» ноту «фа».
СЛУЧАЙНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ Что ещё нужно знать о диезах и бемолях? Диезы и бемоли бывают случайными и ключевыми. Случайные знаки альтерации – это те, которые действуют только в том месте, где они применены (только внутри одного такта). Ключевые знаки – это диезы и бемоли, которые выставляются вначале каждой строки и действуют на протяжении всего произведения (то есть каждый раз, когда встречается такая нота, которая отмечена диезом в самом начале). Ключевые знаки записываются в определённом порядке.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Мы разговаривали об альтерации: узнали, что такое альтерация и какие бывают знаки альтерации. Диез – это знак повышения на полтона, бемоль – это знак понижения ноты на полтона, а бекар – знак отмены альтерации. Кроме того, существуют так называемые дубли: дубль-диез и дубль-бемоль – они повышают или понижают звук сразу на целый тон (целый тон – это два полутона).
Последовательность знаков альтерации при ключе:
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Связано с понятием тональности (это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда),
и для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены. ПОРЯДОК ДИЕЗОВ И ПОРЯДОК БЕМОЛЕЙ – ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ! Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Вот как это выглядит в нотной записи:
В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:
Зачем нужны диезы и бемоли?
Многих начинающих музыкантов удивляет обилие знаков альтерации, они недоумевают, зачем нужны диезы, бемоли, бекары, что с ними делать. Что ж, такова теория музыки. Ведь никому не приходит в голову спрашивать – а зачем нужны буквы и запятые.
Так же и в музыке. Надо изучить и понять ее структуру. И кстати, среди людей, сумевших овладеть теорией музыки и игрой на каком-то инструменте, дураков нет. Это как выучить иностранный язык – интеллект развивается на «ура». Впрочем, вернемся к нашей теме.
Итак, попробуем на пальцах объяснить такие тонкости как появление диезов, бемолей и бекаров.
Тон, полутон
Да-да, сначала немного об этих понятиях. Дело в том, что вся наша музыкальная грамота построена на полутоновом звучании. Вспомните лады на гитаре – каждый лад – это полутон. Если мы «поползем» по струне с лада на лад, то мы будем шагать по полутонам. А если перепрыгнем через один лад, то это уже тон. В пианино тоже есть полутона и тона.
Я условно обозначила все клавиши цифрами – так шагают по порядку, если бы на гитаре мы «ползли» подряд по ладам на какой-то струне. То есть между клавишами 1 и 2 – полутон, между 2 и 3 – тоже полутон, между 7 и 8 – полутон.
А вот между 6 и 8 – целый тон, т. к. там вмещаются два полутона. То есть, если между клавишами притаилась еще одна клавиша – это тон. Если при внимательном рассмотрении вы не обнаружили еще одну клавишу между двумя стоящими – это полутон. Постарайтесь это усвоить, ибо дальнейший материал со знаками альтерации – диезами, бемолями и бекарами – будет основан на понятиях полутонов.
Строение мажорной гаммы
Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») – строение мажорной гаммы.
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.
На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами
Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.
Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:
Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,
Вот и взялся наш первый диез. Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок.
Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» – ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)
Красота, все соответствует формуле.
Пару слов о бекарах
Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.
Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.
Видео версия сегодняшнего урока