Дифференциация это что в экономике
Что такое дифференциация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Очередным термином для разбора у нас сегодня будет слово «дифференциация», которое входит в группу общеупотребительных понятий, применяется во многих областях, а поэтому имеет много оттенков значения.
Ввиду его широкого применения встает вопрос о корректности использования этого слова в том или ином контексте. Ведь искажение смысла приведет к неправильной трактовке.
Поэтому, если вы желаете получить полное представление о дифференциации в разных сферах (в экономике, социальной сфере, психологии или даже по отношению к научным дисциплинам), то не побрезгуйте ознакомиться с настоящей публикацией хотя бы вскользь по диагонали.
Значение слова «дифференциация»
Это понятие происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». По смыслу оно противоположно термину «интеграция».
В общем смысле дифференциация может иметь 2 значения. Это:
1. Разделение, разбивка целого на части, ступени, этапы либо выделение фрагмента из цельного объекта. При этом элементы разделяются по каким-то общим признакам.
2. Образование или усиление отличий между отдельными элементами.
Например, все человечество можно дифференцировать:
А вот пример из другой сферы. В латинице или кириллице все буквы можно разделить на гласные и согласные, согласные, в свою очередь, на мягкие и твердые, а звуки — на звонкие и глухие.
Дифференциация звуков
Но не только. Существуют некоторые звуки, которые могут разделяться на пары по признакам, основанным на особенностях произношения. Вот какие пары есть в русском языке:
На практике концентрация на звуковой дифференциации используется, например, в работе того же логопеда при исправлении соответствующих дефектов речи.
Дифференциация в экономике
В каждом аспекте экономики есть свои нюансы разделения тех или иных элементов. Скажем, для достижения конкретных целей дифференцировать можно продукты, услуги, сервисы и т.д.
В общем случае экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку.
Как в глобальном масштабе, так и в пределах отдельной страны экономическое разделение может быть либо в конкретной отрасли, либо в пределах определенной территории, что определяется особенностями развития конкретного государства в целом и его экономики.
В мире, например, мы упоминаем некоторые азиатские государства (Японию, Корею, Китай) как центры производства электронных и высокотехнологичных изделий, регион Ближнего Востока ассоциируются с добычей нефти, а некоторые страны Южной Америки — с производством кофе.
В крупных государствах часто наблюдается похожая картина. В этом смысле ярчайшим примером может служить огромная территория Российской Федерации, где основными областями развития сельского хозяйства являются Краснодарский край, Поволжье и Центральное Черноземье; нефть
поставляется большей частью из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, а также Татарстана; ну а Якутия является признанным лидером по добыче полезных ископаемых, включая алмазы.
При этом существуют основополагающие объективные и субъективные факторы, на основании которых формируется сценарий развития экономики того или иного региона.
К объективным факторам, на которые нельзя повлиять при формировании межрегионального дифференцирования, относятся следующие:
В плане воздействия на дифференциацию с целью повышения эффективности экономики гораздо больший практический интерес представляют субъективные факторы. Вот некоторые из них:
Социальная дифференциация
Это не что иное как разделение общества на группы (слои), занимающие различное положение. В зависимости от того, на какой ступени развития находится общество и в какой плоскости происходит расслоение, отличия между слоями могут определяться по разным признакам.
Существует три основных аспекта социальной дифференциации:
Помните незабвенный кино-шедевр Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», в котором была описано разделение общества на планете Плюк?
Там это отражалось в виде цветовой дифференциации штанов, суть которой заключалась в том, что представители разных социальных групп (по сути — каст) носили портки разного цвета (голубые — элита, включая правителей, обладавшая наивысшим капиталом и привилегиями, малиновые — состоятельные жители с чуть меньшим богатством и т.д.). По-моему, этот яркий пример социального разделения сразу по нескольким направлениям.
Что означает дифференцированный подход в обучении
Это реализация педагогами задач по обучению с разделением на группы людей, включая детей школьного возраста, на основе их умений, природного таланта, состояния здоровья и других факторов. В итоге такой подход позволяет добиться максимально эффективного результата.
Различают внешний и внутренний уровень педагогической дифференциации:
Надобно немного пояснить схему на примере обучения детей:
Внешняя дифференциация включает разделение учебных заведений для учащихся с различным уровнем развития. Лицеи и гимназии предназначены для особенно одаренных детей, а вот коррекционные школы — для тех, кому по той или иной причине трудно дается учеба в стандартном варианте. При этом в обычных школах наряду с профильными создаются классы педагогической поддержки с возможностью углубленного изучения того или иного предмета.
Внутренняя дифференциация предусматривает разделения групп (классов), набор которых осуществлялся без учета индивидуальных характеристик, на подгруппы с учетом психических особенностей детей, их уровня восприимчивости к обучению и иных важных факторов. Здесь в ряду других активно используется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Что можно дифференцировать в науке
Как всем известно, наука является двигателем прогресса, поэтому трудно переоценить значение научной дифференциации, которая заключается в узкой специализации дисциплин, что позволяет исследовать события и явления более углубленно.
На практике такой процесс выглядит следующим образом: в ходе накопления новых данных из базовой науки вычленяется новое направление, которое бурно развивается. Происходит сбор информации уже в более узкой области, после чего эта вновь созданная дисциплина рождает еще несколько ответвлений. Такая цепочка может расти постоянно добавляя все новые звенья.
Простой пример: из такой науки как биология были дифференцированы несколько направлений, включая ботанику и зоологию, изучающих соответственно растительный и животный мир, а далее развитие каждого из них спровоцировало появление еще целой массы научных подразделов, изучающих, к примеру, отдельно различные виды животных и растений:
На предоставленной выше схеме приведены только две научные дисциплины второго уровня, дифференцированные из биологии, и несколько ответвлений третьего уровня. На самом деле их гораздо больше, и по мере развития биологических наук их количество вполне может расти.
Безусловно, дифференциация в разумных дозах приносит ощутимую пользу. Но бесконечное и бесконтрольное создание узко-специализированных научных дисциплин является крайностью, которая при достижении определенного предела в один прекрасный момент начнет воспрепятствовать систематическому и гармоничному восприятию картины мира.
Подобные тенденции всегда вызывали беспокойство у ученых и передовых деятелей, которые в целях восстановления гармонии время от времени прибегают к обратному процессу, коим является интеграция (ссылка на материал об этом понятии вы найдете в начале статьи), позволяющая объединять при необходимости научные дисциплины по тем или иным критериям.
Дифференциация
Добавлено в закладки: 0
Что такое дифференциация? Описание и определение термина
Дифференциация – это различие, разделение, исключение, и имеет различное применение в сферах деятельности.
В экономике дифференциация (различение) товаров – это восприятие потребителями одинаковых (похожих) товаров разных производителей, но не абсолютно взаимозаменяемых; в биологии разделение однородной группы организмов на несколько различных в эволюционном процессе; в филологии – процесс, при котором формирующийся диалект языка отделяется от других диалектов и становится самостоятельным отдельным языком; в финансировании дифференциация доходов – это существование значительного различия в величине доходов разных слоев населения.
Дифференциация в маркетинге
Дифференциация (дифференцирование) в маркетинге является процессом разработки ряда существенных особенностей продукта, позволяющих отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование как правило выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений других производителей. Именно дифференцирование делает возможным запомниться в сознании потребителя, занять выгодную позицию на рынке сбыта и быть более конкурентноспособным. Товарное дифференцирование это производство похожих товаров, с незначительными различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но которые обусловлены применением других технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями. Дифференцирование в сервисе- это составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующей продукту, по своему уровню чем-то отличающиеся от услуг конкурентов. Дифференциация цен является предложением однородных товаров и услуг по разным ценам, – и это один из методов конкурентной борьбы. Разница цен объясняется или ценовой дискриминацией, или же дифференциацией продукта. Ценовая дискриминация в товароведении, это различие цен на один и тот же товар разным категориям потребителей. Под ценовой дискриминацией, так же понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
Дифференциация продукции является способом, при помощи которого производители стараются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, для того, чтобы обратить на него внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Дифференциация продукции всегда вносит на рынок разнообразие, так как каждый из конкурентов стремится найти особенные оригинальные решения, а также стараются придать выпускаемому продукту какие-то отличительные характеристики, свойственные только их компании.
Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и выгоду и, соответственно, может им быть оплачена. Такая стратегия дает возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной линейке товаров.
Рассмотрим более детально, что значит термин дифференциация.
Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами.
Стратегию дифференциации можно назвать стратегией завоевания конкурентного преимущества перед другими, которая предполагает ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров более высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг.
Дифференциация продукции — способ, с помощью которого производители могут выделить свой продукт из общей массы похожих товаров, с целью обратить на него особое внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание уникального продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Безусловно, дифференциация продукции приносит на рынок большое разнообразие, поскольку каждый из конкурентов старается найти свои оригинальные пути и решения, а также, способы придания выпускаемому продукту каких-то отличительных особенных характеристик.
Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и, следовательно, может и будет им быть оплачена в свое время. Эта стратегия дает уникальную возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной группе (линейке) товаров.
Придание продукту особенных свойств, которые выгодно выделят его из числа аналогичных по назначению продуктов, требует значительных дополнительных затрат на исследовательские работы, повышение качества и другое. Эти затраты, если они оправданы, конечно компенсируются установлением более высокой цены. А конкурентное преимущество, полученное в результате дифференциации этого продукта, обеспечит увеличение объемов продаж и получение дополнительной прибыли за счет завоевания предпочтений у различных групп потребителей.
Кроме продукта (или товара) можно дифференцировать сервис, имидж, а также персонал.
Сервисная дифференциация — предложение определенных услуг (сюда включается скорость и надежность поставок. установка, послепродажное обслуживание, служба поддержки и сопровождения, консультирование и так далее), сопутствующих товару и по своему спектру и качеству превосходящих услуги конкурентов.
Дифференциация персонала — наем и обучение персонала, который осуществляет свои функции быстрее, лучше, более эффективно, чем персонал у конкурентов.
Дифференциация имиджа — создание образа организации или ее товаров, выгодно отличающего их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и их товаров.
Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства обычной стандартной продукции.
Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков, а также их предпочтени, учитывается социальная цена.
После этого компания стремиться учесть все пожелания и дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, подталкивая тем самым покупателей к приобретению именно предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять особенные потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.
Преимущества дифференциации для предприятия
Следует знать также, что дифференциация может и не принести желаемых результатов. Это может произойти, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко как ожидалось, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по процессу дифференциации.
Способы дифференциации продукции фирмы от продукции конкурирующих фирм могут быть самыми различными: цена, качество, сроки, сервисное обслуживание, поставка запасных частей, эксклюзивный дизайн и исполнение, разные вкусовые качества, престижность и неповторимость, качество производства, самый полный спектр услуг, широчайший ассортимент продукции и другие.
Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются такие стратегии, имитация которых требует значительных затрат времени и средств у конкурентов.
Эффект дифференциации
Самый большой эффект может дать дифференциация, которая основывается на:
Стратегия дифференциации
Стратегия дифференциации оправдана в случаях, когда:
Дифференциация – это процесс разделения системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части. Примерами дифференциации являются: расовое, половое деление человека; деление букв на гласные, согласные; звуков на шипящие, глухие, твёрдые и т.д. Также дифференцировать можно доходы населения, товары, цены, клетки тканей и много другое.
Мы коротко рассмотрели термин дифференциация, постарались раскрыть его суть и показать преимущества.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Дифференциация
Что такое дифференциация
Дифференциация — разделение, разведение процессов или явлений на составляющие части.
Понятие дифференциация происходит от лат инского differentia — различие. Понятие противопоставляется процессу интеграции (от латинского integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый), процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Дифференциация — это различие, разделение, исключение, которое имеет применение в различных сферах деятельности:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Дифференциация в маркетинге
Маркетинг — это комплекс инструментов и практик, которые направлены на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, на формирование привлекательного имиджа компании в глазах клиента, а также продвижение товара.
Маркетинг, как функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям, направлен на удовлетворение потребностей и учитывает спрос на рынке.
В маркетинге наблюдается единство составляющих элементов благодаря общности маркетинговых целей и методов. Одновременно это явление дифференцировано в том смысле, что оно структурировано по отраслевому и функциональному признакам.
Экономический маркетинг занимается исследованием и контролем деятельности организаций и предприятий. Он охватывает процессы:
Существуют несколько маркетинговых стратегий, которые влияют на деятельность компаний относительно процессов производства, распределения и сбыта:
Основная цель дифференцированного маркетинга — выделение отличительных особенностей продукции относительно каждого сегмента рынка.
Различают два вида дифференцированной маркетинговой стратегии:
Преимущества использования дифференциации в маркетинге:
Недостатки стратегии:
Успешное применение дифференцированного маркетинга станет эффективным, если конкуренты на рынке придерживаются стратегии недифференциированного маркетинга.
Дифференциация в экономике
Экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку, что особенно проявляется в рамках общественного разделения труда.
Разделение труда — это исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой активности, протекающий в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Отраслевое разделение труда происходит благодаря возникновению новых отраслей производства, где люди выступают специалистами в области изготовления определенных товаров. Такое разделение труда может происходить в результате дробления производства и выделения специализированных звеньев, появления новых профессиональных областей.
Сущность территориального разделения труда заключается в закономерном процессе производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, которое проистекает из сочетания природных, социально-экономических и технологических факторов.
Также процесс дифференциации в экономике наблюдается в сфере доходов граждан.
Доходы населения
Дифференциация доходов населения — это объективное выделение различных слоев и групп населения в зависимости от уровня доходов, имущественного положения и роли в общественном производстве.
Причины дифференциации в доходах населения:
Неравенство доходов населения негативно влияет на развитие экономики и приводит к сокращению платежеспособного спроса, замедлению общественного прогресса и уменьшению уровня благосостояния населения.
Снижение дифференциации в доходах населения возможно при:
Межрегиональная дифференциация
В связи с разницей доходов населения по территориальному признаку важным вопросом в дифференциации является ее межрегиональный аспект. Фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность).
Высокая межрегиональная дифференциация — следствие следующих причин:
В межрегиональной дифференциации важное значение имеют географические и климатические факторы. От них зависит стоимость издержек на транспортные услуги и производство товаров. Отдаленные регионы сталкиваются с проблемой снижения рентабельности отраслей.
Наиболее уязвимы те территории, которые не ориентируются на экспортную активность и не обладают богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.
Смягчение межрегиональной дифференциации могло бы способствовать гармоничному развитию регионов страны и предотвратить разрыв в уровне доходов населения в обеспеченных и обделенных богатством областях России.
Социальная дифференциация
Социальная дифференциация — это любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.
Проблема таких различий сопровождает человечество на всем протяжении истории, что привело к возникновению различных течений и теорий формирования лучшего общества без социального неравенства. Мечта об искоренении дифференциации возникла вместе с появлением социального неравенства, разделением людей на различные общественные классы, одни из которых получили возможность присваивать труд других, т.е. с появлением эксплуатации человека человеком.
Усложняющиеся процессы социальной дифференциации привели к появлению теорий о структуре общества и проблеме различий социальных групп. Например, классики научного течения марксизма считают, что характер производственных отношений и уровень развития производительных сил в рамках экономической общественной формации предопределяют раскол общества на большие социальные группы — классы, характеризующиеся различным положением в системе общественного производства.
Согласно данной теории, классовое деление может принимать различные формы, например, сословного или кастового деления общества.
Помимо основного классового деления, социальная структура общества характеризуется также делением общества и по другим признакам:
Классовое неравенство, формируясь в экономической сфере жизни общества, пронизывает собой и все остальные его сферы, образуя социальное, политическое, юридическое неравенство.
Существует также точка зрения, что социальная дифференциация — положительное явление, которое заставляет людей стремиться к лучшему и постоянно развиваться. Некоторые исследователи считают, что однородность и равенство приведет к деградации и гибели общества.
Другие социологи трактуют социальную дифференциацию крайне негативно, при этом сохраняя уверенность в том, что смягчить или устранить неравенство принципиально невозможно как неотъемлемую часть любого общественного устройства.
Дифференциация в науке
Наука развивается в процессе диалектического взаимодействия явлений дифференциация и интеграции. Дифференциация отличается выделением новых дисциплин, а интеграция заключается в синтезе научного знания и объединении сфер исследования.
Соотношение этих двух явлений зависит от определенного этапа развития общества и науки. Например, в период формирования дисциплин (на рубеже XVI и XVII вв.) превалировал процесс дифференциации. Это подтверждает разделение философии на собственно философию и науку; в философии же появились такие разделы как:
Дифференциация наук обусловлена не только качественным многообразием самой действительности; она имеет корни еще и в том специфическом способе, которым наука познает окружающий мир.
Опираясь в научном познании на анализ, дифференциация позволяет иначе взглянуть на многообразие окружающей действительности и дает инструменты для глубокого познания ее многообразных аспектов.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.
Сочетание противоположных процессов дифференциации и интеграции указывают на диалектическую природу развития общества и научного знания. В процессе развития человечества происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
Дифференциация в педагогике
Дифференциация в обучении — это построение обучения на основе разделения учащихся на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных индивидуально-психологических особенностей.
Дифференцированное обучение появилось в ответ на необходимость модернизации процесса обучения с помощью определения новых подходов в работе с разными группами учащихся. Такое совершенствование облегчило и упорядочило деятельность педагога, который стал разрабатывать методы преподавания не для каждого обучаемого в отдельности, а для определенной категории учеников.
Такой подход в обучении основан на принципе выделения уровня обязательной подготовки как основы дифференциации. Принцип основывается на планировании результатов обучения, выделении уровня подготовки и индивидуализации преподавания в малых группах учеников.
Реализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими факторами:
Уровневая дифференциация позволяет организовывать процесс обучения небольших групп, в которых участники объединены определенным уровнем усвоения материала, схожими способностями и знаниями. Дифференциация осуществляется делением диагностики одного коллектива на группы, которые различаются по двум критериям: обученность и обучаемость.
Положительные черты дифференциации в педагогике:
Недостатки дифференциации в педагогике: