Дифференциация это что в экономике

Что такое дифференциация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Очередным термином для разбора у нас сегодня будет слово «дифференциация», которое входит в группу общеупотребительных понятий, применяется во многих областях, а поэтому имеет много оттенков значения.

Ввиду его широкого применения встает вопрос о корректности использования этого слова в том или ином контексте. Ведь искажение смысла приведет к неправильной трактовке.

Дифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономике

Поэтому, если вы желаете получить полное представление о дифференциации в разных сферах (в экономике, социальной сфере, психологии или даже по отношению к научным дисциплинам), то не побрезгуйте ознакомиться с настоящей публикацией хотя бы вскользь по диагонали.

Значение слова «дифференциация»

Это понятие происходит от латинского «differentia», что в переводе на русский язык значит «разность», «разница», «различие». По смыслу оно противоположно термину «интеграция».

В общем смысле дифференциация может иметь 2 значения. Это:
1. Разделение, разбивка целого на части, ступени, этапы либо выделение фрагмента из цельного объекта. При этом элементы разделяются по каким-то общим признакам.
2. Образование или усиление отличий между отдельными элементами.

Например, все человечество можно дифференцировать:

А вот пример из другой сферы. В латинице или кириллице все буквы можно разделить на гласные и согласные, согласные, в свою очередь, на мягкие и твердые, а звуки — на звонкие и глухие.

Дифференциация звуков

Но не только. Существуют некоторые звуки, которые могут разделяться на пары по признакам, основанным на особенностях произношения. Вот какие пары есть в русском языке:

На практике концентрация на звуковой дифференциации используется, например, в работе того же логопеда при исправлении соответствующих дефектов речи.

Дифференциация в экономике

В каждом аспекте экономики есть свои нюансы разделения тех или иных элементов. Скажем, для достижения конкретных целей дифференцировать можно продукты, услуги, сервисы и т.д.

В общем случае экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку.

Как в глобальном масштабе, так и в пределах отдельной страны экономическое разделение может быть либо в конкретной отрасли, либо в пределах определенной территории, что определяется особенностями развития конкретного государства в целом и его экономики.

В мире, например, мы упоминаем некоторые азиатские государства (Японию, Корею, Китай) как центры производства электронных и высокотехнологичных изделий, регион Ближнего Востока ассоциируются с добычей нефти, а некоторые страны Южной Америки — с производством кофе.

В крупных государствах часто наблюдается похожая картина. В этом смысле ярчайшим примером может служить огромная территория Российской Федерации, где основными областями развития сельского хозяйства являются Краснодарский край, Поволжье и Центральное Черноземье; нефть
поставляется большей частью из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, а также Татарстана; ну а Якутия является признанным лидером по добыче полезных ископаемых, включая алмазы.

При этом существуют основополагающие объективные и субъективные факторы, на основании которых формируется сценарий развития экономики того или иного региона.

К объективным факторам, на которые нельзя повлиять при формировании межрегионального дифференцирования, относятся следующие:

В плане воздействия на дифференциацию с целью повышения эффективности экономики гораздо больший практический интерес представляют субъективные факторы. Вот некоторые из них:

Социальная дифференциация

Это не что иное как разделение общества на группы (слои), занимающие различное положение. В зависимости от того, на какой ступени развития находится общество и в какой плоскости происходит расслоение, отличия между слоями могут определяться по разным признакам.

Существует три основных аспекта социальной дифференциации:

Помните незабвенный кино-шедевр Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», в котором была описано разделение общества на планете Плюк?

Там это отражалось в виде цветовой дифференциации штанов, суть которой заключалась в том, что представители разных социальных групп (по сути — каст) носили портки разного цвета (голубые — элита, включая правителей, обладавшая наивысшим капиталом и привилегиями, малиновые — состоятельные жители с чуть меньшим богатством и т.д.). По-моему, этот яркий пример социального разделения сразу по нескольким направлениям.

Что означает дифференцированный подход в обучении

Это реализация педагогами задач по обучению с разделением на группы людей, включая детей школьного возраста, на основе их умений, природного таланта, состояния здоровья и других факторов. В итоге такой подход позволяет добиться максимально эффективного результата.

Различают внешний и внутренний уровень педагогической дифференциации:

Дифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономике

Надобно немного пояснить схему на примере обучения детей:

Внешняя дифференциация включает разделение учебных заведений для учащихся с различным уровнем развития. Лицеи и гимназии предназначены для особенно одаренных детей, а вот коррекционные школы — для тех, кому по той или иной причине трудно дается учеба в стандартном варианте. При этом в обычных школах наряду с профильными создаются классы педагогической поддержки с возможностью углубленного изучения того или иного предмета.

Внутренняя дифференциация предусматривает разделения групп (классов), набор которых осуществлялся без учета индивидуальных характеристик, на подгруппы с учетом психических особенностей детей, их уровня восприимчивости к обучению и иных важных факторов. Здесь в ряду других активно используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Что можно дифференцировать в науке

Как всем известно, наука является двигателем прогресса, поэтому трудно переоценить значение научной дифференциации, которая заключается в узкой специализации дисциплин, что позволяет исследовать события и явления более углубленно.

На практике такой процесс выглядит следующим образом: в ходе накопления новых данных из базовой науки вычленяется новое направление, которое бурно развивается. Происходит сбор информации уже в более узкой области, после чего эта вновь созданная дисциплина рождает еще несколько ответвлений. Такая цепочка может расти постоянно добавляя все новые звенья.

Простой пример: из такой науки как биология были дифференцированы несколько направлений, включая ботанику и зоологию, изучающих соответственно растительный и животный мир, а далее развитие каждого из них спровоцировало появление еще целой массы научных подразделов, изучающих, к примеру, отдельно различные виды животных и растений:

Дифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономике

На предоставленной выше схеме приведены только две научные дисциплины второго уровня, дифференцированные из биологии, и несколько ответвлений третьего уровня. На самом деле их гораздо больше, и по мере развития биологических наук их количество вполне может расти.

Безусловно, дифференциация в разумных дозах приносит ощутимую пользу. Но бесконечное и бесконтрольное создание узко-специализированных научных дисциплин является крайностью, которая при достижении определенного предела в один прекрасный момент начнет воспрепятствовать систематическому и гармоничному восприятию картины мира.

Подобные тенденции всегда вызывали беспокойство у ученых и передовых деятелей, которые в целях восстановления гармонии время от времени прибегают к обратному процессу, коим является интеграция (ссылка на материал об этом понятии вы найдете в начале статьи), позволяющая объединять при необходимости научные дисциплины по тем или иным критериям.

Источник

Дифференциация

Добавлено в закладки: 0

Что такое дифференциацияДифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономике? Описание и определение термина

Дифференциация – это различие, разделение, исключение, и имеет различное применение в сферах деятельности.

В экономике дифференциация (различение) товаров – это восприятие потребителями одинаковых (похожих) товаров разных производителей, но не абсолютно взаимозаменяемых; в биологии разделение однородной группы организмов на несколько различных в эволюционном процессе; в филологии – процесс, при котором формирующийся диалект языка отделяется от других диалектов и становится самостоятельным отдельным языком; в финансировании дифференциация доходов – это существование значительного различия в величине доходов разных слоев населения.

Дифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономикеДифференциация в маркетинге

Дифференциация (дифференцирование) в маркетинге является процессом разработки ряда существенных особенностей продукта, позволяющих отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование как правило выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений других производителей. Именно дифференцирование делает возможным запомниться в сознании потребителя, занять выгодную позицию на рынке сбыта и быть более конкурентноспособным. Товарное дифференцирование это производство похожих товаров, с незначительными различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но которые обусловлены применением других технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями. Дифференцирование в сервисе- это составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующей продукту, по своему уровню чем-то отличающиеся от услуг конкурентов. Дифференциация цен является предложением однородных товаров и услуг по разным ценам, – и это один из методов конкурентной борьбы. Разница цен объясняется или ценовойДифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономике дискриминацией, или же дифференциацией продукта. Ценовая дискриминация в товароведении, это различие цен на один и тот же товар разным категориям потребителей. Под ценовой дискриминацией, так же понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Дифференциация продукции является способом, при помощи которого производители стараются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, для того, чтобы обратить на него внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Дифференциация продукции всегда вносит на рынок разнообразие, так как каждый из конкурентов стремится найти особенные оригинальные решения, а также стараются придать выпускаемому продукту какие-то отличительные характеристики, свойственные только их компании.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и выгоду и, соответственно, может им быть оплачена. Такая стратегия дает возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной линейке товаров.

Рассмотрим более детально, что значит термин дифференциация.

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами.

Дифференциация это что в экономике. Смотреть фото Дифференциация это что в экономике. Смотреть картинку Дифференциация это что в экономике. Картинка про Дифференциация это что в экономике. Фото Дифференциация это что в экономикеСтратегию дифференциации можно назвать стратегией завоевания конкурентного преимущества перед другими, которая предполагает ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров более высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг.

Дифференциация продукции — способ, с помощью которого производители могут выделить свой продукт из общей массы похожих товаров, с целью обратить на него особое внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание уникального продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Безусловно, дифференциация продукции приносит на рынок большое разнообразие, поскольку каждый из конкурентов старается найти свои оригинальные пути и решения, а также, способы придания выпускаемому продукту каких-то отличительных особенных характеристик.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и, следовательно, может и будет им быть оплачена в свое время. Эта стратегия дает уникальную возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной группе (линейке) товаров.

Придание продукту особенных свойств, которые выгодно выделят его из числа аналогичных по назначению продуктов, требует значительных дополнительных затрат на исследовательские работы, повышение качества и другое. Эти затраты, если они оправданы, конечно компенсируются установлением более высокой цены. А конкурентное преимущество, полученное в результате дифференциации этого продукта, обеспечит увеличение объемов продаж и получение дополнительной прибыли за счет завоевания предпочтений у различных групп потребителей.

Кроме продукта (или товара) можно дифференцировать сервис, имидж, а также персонал.
Сервисная дифференциация — предложение определенных услуг (сюда включается скорость и надежность поставок. установка, послепродажное обслуживание, служба поддержки и сопровождения, консультирование и так далее), сопутствующих товару и по своему спектру и качеству превосходящих услуги конкурентов.

Дифференциация персонала — наем и обучение персонала, который осуществляет свои функции быстрее, лучше, более эффективно, чем персонал у конкурентов.

Дифференциация имиджа — создание образа организации или ее товаров, выгодно отличающего их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и их товаров.

Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства обычной стандартной продукции.

Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков, а также их предпочтени, учитывается социальная цена.

После этого компания стремиться учесть все пожелания и дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, подталкивая тем самым покупателей к приобретению именно предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять особенные потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.

Преимущества дифференциации для предприятия

Следует знать также, что дифференциация может и не принести желаемых результатов. Это может произойти, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко как ожидалось, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по процессу дифференциации.

Способы дифференциации продукции фирмы от продукции конкурирующих фирм могут быть самыми различными: цена, качество, сроки, сервисное обслуживание, поставка запасных частей, эксклюзивный дизайн и исполнение, разные вкусовые качества, престижность и неповторимость, качество производства, самый полный спектр услуг, широчайший ассортимент продукции и другие.

Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются такие стратегии, имитация которых требует значительных затрат времени и средств у конкурентов.

Эффект дифференциации

Самый большой эффект может дать дифференциация, которая основывается на:

Стратегия дифференциации

Стратегия дифференциации оправдана в случаях, когда:

Дифференциация – это процесс разделения системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части. Примерами дифференциации являются: расовое, половое деление человека; деление букв на гласные, согласные; звуков на шипящие, глухие, твёрдые и т.д. Также дифференцировать можно доходы населения, товары, цены, клетки тканей и много другое.

Мы коротко рассмотрели термин дифференциация, постарались раскрыть его суть и показать преимущества.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Дифференциация

Что такое дифференциация

Дифференциация — разделение, разведение процессов или явлений на составляющие части.

Понятие дифференциация происходит от лат инского differentia — различие. Понятие противопоставляется процессу интеграции (от латинского integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый), процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Дифференциация — это различие, разделение, исключение, которое имеет применение в различных сферах деятельности:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Дифференциация в маркетинге

Маркетинг — это комплекс инструментов и практик, которые направлены на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, на формирование привлекательного имиджа компании в глазах клиента, а также продвижение товара.

Маркетинг, как функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям, направлен на удовлетворение потребностей и учитывает спрос на рынке.

В маркетинге наблюдается единство составляющих элементов благодаря общности маркетинговых целей и методов. Одновременно это явление дифференцировано в том смысле, что оно структурировано по отраслевому и функциональному признакам.

Экономический маркетинг занимается исследованием и контролем деятельности организаций и предприятий. Он охватывает процессы:

Существуют несколько маркетинговых стратегий, которые влияют на деятельность компаний относительно процессов производства, распределения и сбыта:

Основная цель дифференцированного маркетинга — выделение отличительных особенностей продукции относительно каждого сегмента рынка.

Различают два вида дифференцированной маркетинговой стратегии:

Преимущества использования дифференциации в маркетинге:

Недостатки стратегии:

Успешное применение дифференцированного маркетинга станет эффективным, если конкуренты на рынке придерживаются стратегии недифференциированного маркетинга.

Дифференциация в экономике

Экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку, что особенно проявляется в рамках общественного разделения труда.

Разделение труда — это исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой активности, протекающий в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Отраслевое разделение труда происходит благодаря возникновению новых отраслей производства, где люди выступают специалистами в области изготовления определенных товаров. Такое разделение труда может происходить в результате дробления производства и выделения специализированных звеньев, появления новых профессиональных областей.

Сущность территориального разделения труда заключается в закономерном процессе производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, которое проистекает из сочетания природных, социально-экономических и технологических факторов.

Также процесс дифференциации в экономике наблюдается в сфере доходов граждан.

Доходы населения

Дифференциация доходов населения — это объективное выделение различных слоев и групп населения в зависимости от уровня доходов, имущественного положения и роли в общественном производстве.

Причины дифференциации в доходах населения:

Неравенство доходов населения негативно влияет на развитие экономики и приводит к сокращению платежеспособного спроса, замедлению общественного прогресса и уменьшению уровня благосостояния населения.

Снижение дифференциации в доходах населения возможно при:

Межрегиональная дифференциация

В связи с разницей доходов населения по территориальному признаку важным вопросом в дифференциации является ее межрегиональный аспект. Фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность).

Высокая межрегиональная дифференциация — следствие следующих причин:

В межрегиональной дифференциации важное значение имеют географические и климатические факторы. От них зависит стоимость издержек на транспортные услуги и производство товаров. Отдаленные регионы сталкиваются с проблемой снижения рентабельности отраслей.

Наиболее уязвимы те территории, которые не ориентируются на экспортную активность и не обладают богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.

Смягчение межрегиональной дифференциации могло бы способствовать гармоничному развитию регионов страны и предотвратить разрыв в уровне доходов населения в обеспеченных и обделенных богатством областях России.

Социальная дифференциация

Социальная дифференциация — это лю­бые воз­ни­каю­щие в про­цес­се со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и за­кре­п­ляе­мые в со­ци­аль­ной струк­ту­ре раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми, груп­па­ми и их по­ло­же­ни­ем (по­зи­ция­ми) в об­ще­ст­ве.

Проблема таких различий сопровождает человечество на всем протяжении истории, что привело к возникновению различных течений и теорий формирования лучшего общества без социального неравенства. Мечта об искоренении дифференциации возникла вместе с появлением социального неравенства, разделением людей на различные общественные классы, одни из которых получили возможность присваивать труд других, т.е. с появлением эксплуатации человека человеком.

Усложняющиеся процессы социальной дифференциации привели к появлению теорий о структуре общества и проблеме различий социальных групп. Например, классики научного течения марксизма считают, что характер производственных отношений и уровень развития производительных сил в рамках экономической общественной формации предопределяют раскол общества на большие социальные группы — классы, характеризующиеся различным положением в системе общественного производства.

Согласно данной теории, классовое деление может принимать различные формы, например, сословного или кастового деления общества.

Помимо основного классового деления, социальная структура общества характеризуется также делением общества и по другим признакам:

Классовое неравенство, формируясь в экономической сфере жизни общества, пронизывает собой и все остальные его сферы, образуя социальное, политическое, юридическое неравенство.

Существует также точка зрения, что социальная дифференциация — положительное явление, которое заставляет людей стремиться к лучшему и постоянно развиваться. Некоторые исследователи считают, что однородность и равенство приведет к деградации и гибели общества.

Другие социологи трактуют социальную дифференциацию крайне негативно, при этом сохраняя уверенность в том, что смягчить или устранить неравенство принципиально невозможно как неотъемлемую часть любого общественного устройства.

Дифференциация в науке

Наука развивается в процессе диалектического взаимодействия явлений дифференциация и интеграции. Дифференциация отличается выделением новых дисциплин, а интеграция заключается в синтезе научного знания и объединении сфер исследования.

Соотношение этих двух явлений зависит от определенного этапа развития общества и науки. Например, в период формирования дисциплин (на рубеже XVI и XVII вв.) превалировал процесс дифференциации. Это подтверждает разделение философии на собственно философию и науку; в философии же появились такие разделы как:

Дифференциация наук обусловлена не только качественным многообразием самой действительности; она имеет корни еще и в том специфическом способе, которым наука познает окружающий мир.

Опираясь в научном познании на анализ, дифференциация позволяет иначе взглянуть на многообразие окружающей действительности и дает инструменты для глубокого познания ее многообразных аспектов.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.

Сочетание противоположных процессов дифференциации и интеграции указывают на диалектическую природу развития общества и научного знания. В процессе развития человечества происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

Дифференциация в педагогике

Дифференциация в обучении — это построение обучения на основе разделения учащихся на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных индивидуально-психологических особенностей.

Дифференцированное обучение появилось в ответ на необходимость модернизации процесса обучения с помощью определения новых подходов в работе с разными группами учащихся. Такое совершенствование облегчило и упорядочило деятельность педагога, который стал разрабатывать методы преподавания не для каждого обучаемого в отдельности, а для определенной категории учеников.

Такой подход в обучении основан на принципе выделения уровня обязательной подготовки как основы дифференциации. Принцип основывается на планировании результатов обучения, выделении уровня подготовки и индивидуализации преподавания в малых группах учеников.

Реализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими факторами:

Уровневая дифференциация позволяет организовывать процесс обучения небольших групп, в которых участники объединены определенным уровнем усвоения материала, схожими способностями и знаниями. Дифференциация осуществляется делением диагностики одного коллектива на группы, которые различаются по двум критериям: обученность и обучаемость.

Положительные черты дифференциации в педагогике:

Недостатки дифференциации в педагогике:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *