Дифференцированный подход что это значит
Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ
«Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ».
Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.
До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.
При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.
Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.
Выходом из создавшейся ситуации может послужить дифференцированный подход в воспитании и обучении дошкольников на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа представления способностей детей к обучению. «Дифференциация» в переводе с латинского обозначает «разделение, расслоение целого на части, формы, ступени». Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это:
• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
• по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
• по полу (мужские, женские, смешанные);
• по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
• по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
• по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
• по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.
В качестве примера можно привести использование развивающих игр во время непосредственно образовательной деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Например, при составлении узоров из кубиков Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности, а можно предложить детям творческое задание наивысшей степени сложности. Используя палочки Кюизенера можно дать задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Как видно из таблицы, разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Из опыта работы с различными подгруппами детей мы сделали некоторые выводы и хотим обратить внимание на особенности, которые необходимо учитывать при реализации дифференцированного подхода. Так, по разделению по гендерному принципу следует акцентировать внимание только на положительные проявления и ни в коем случае не употреблять высказывания типа: «Что ты плачешь, как девочка!», «У тебя совсем нет сил, а ведь ты мужчина!», следует употреблять выражения положительной оценки: «Ты стерпел, как настоящий мужчина», «Ты делаешь так же аккуратно, как твоя мама». Во время приема пищи не надо устраивать соревнований между мальчиками и девочками, не хвалить за аккуратность или скорость только по тому, что это мальчик или девочка. Во время занятий по изобразительной деятельности давать подходящую палитру с условием, что каждый может попросить и поделиться друг с другом. В дошкольном детстве девочки чаще бывают более активные и развитые, поэтому целесообразно давать возможность мальчикам занимать лидирующие позиции. Во время посещения туалета так же сначала идут мальчики, а затем девочки. Если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, нужно привлекать других детей к оказанию им помощи, вызывать у окружающих эмпатийные чувства, создавать благоприятную обстановку и чувство защищенности для всех детей без исключения. Нельзя делить детей на подгруппы по национальному признаку. При решении конфликтов и проблем, связанных с национальными особенностями, не создавать публичных обсуждений, не заострять внимания на таких конфликтах, чутко и внимательно отнестись к решению проблемы только с участниками конфликта и их родителями.
В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.
Педагогический проект «Ребенку о его правах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Роль образования, в том числе и дошкольного, на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Реализации Д. п. способствует организация групповых игр, конкурсов и соревнований, создание временных творческих свободных групп; делегирование к.-л. группе права представлять коллектив за его пределами, создание спец. пед. ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, к-рых плохо знают в коллективе.
Необходимое условие Д. п. — изучение межличностных отношений, к-рые во многом определяют как характер проявления каждого ученика, так и особенности групп. Д. п. в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отд. личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и окружающей средой. Эффективность Д. п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в дет. объединении, доброжелательности, де-мокр. управления им, ориентации обществ, мнения на гуманистич. ценности.
Д. п., облегчая работу педагога, делает более реальным индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию школьников. В. И. Максакова.
Полезное
Смотреть что такое «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД» в других словарях:
дифференцированный подход — 1. В случае системы контроля, такой, как регулирующая система, или системы безопасности, это – процесс или метод, в котором строгость мер контроля и применяемых условий соответствует, насколько это практически осуществимо, вероятности и возможным … Справочник технического переводчика
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (от лат. differentia – различие) ПОДХОД. Общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой деятельности, этапа обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Дифференцированный подход — (от лат. defferentia разность, различие) целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — в обучении комплекс методических, психолого педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах [17; 93] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к воспитанию — целенаправленное пед. воздействие на группы учащихся, к рые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д. п. решает задачи… … Российская педагогическая энциклопедия
Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным… … Педагогический терминологический словарь
Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания сучетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД — КОМПЛЕКСНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД. То же, что принцип комплексности и дифференцированности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Подход — совокупность приёмов, способов в воздействии на кого нибудь, в изучении чего нибудь, пробуждении к чему нибудь. Выделяют: подход в обучении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно ориентированный подход и пр … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ — (лат. complexus связь, сочетание, совокупность, система) выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к рого состоит в обеспечении тесного единства идейно политического, трудового и нравственного… … Словарь по этике
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников
Анна
Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании и обучении детей-дошкольников
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка. (презентация 2,3)
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. [1]
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.
Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.
Таким образом, дифференцированный подход является важным принципом обучения, позволяющий воспитателю создать всестороннее представление о своих воспитанниках,предполагает:
• Изучение индивидуально – психологических особенностей ребенка;
• Регулярное диагностирование детского коллектива;
• Проведение индивидуальной, групповой, фронтальной работы с детьми.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даст возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес.
Сущность индивидуального подхода в формировании личности
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, т. е не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценность нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Этим определением А. С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям [3]. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребёнка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающем с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Педагог не должен забывать, что ребёнок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.
При организации работы воспитательдолжен опираться на такие показатели:
— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
— уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;
— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
— уровень самостоятельности и активности;
— отношение к обучению;
— характер познавательных интересов;
— уровень волевого развития.
Индивидуальный подход позволяет разрешить основные противоречия процесса обучения между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения, делая более реальным личностно-ориентированный подход к воспитанию детей.
Теоретический анализ исследовательской проблемы индивидуального подхода и условий его реализации позволяет выделить ряд положений,которые обеспечивают его реализацию в работе с дошкольниками:
• Положения о взаимосвязи обучения и развития Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., согласно которым обучение идёт впереди развития, ориентированного на развитие ребёнка, определяет его, обучение, в свою очередь строится на основе уровня развития.
• Развития ребёнка как субъекта деятельности. Ребёнок развивается, обучаясь и воспитываясь, овладевая разнообразными средствами и способами деятельности.
• В развитии любых психических функций и свойств личности необходимо опираться на актуальный уровень развития ребёнка и ориентироваться на ближайший.
• Эффективность развития ребёнка достигается, если педагогический процесс организуется на основе уровневой дифференциации. Переход ребёнка из одной группы в другую осуществляется с учётом индивидуальных темпов развития.
Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. [1]
Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания.
Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.
2.Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с.
3. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М. :Просвещение, 1981.