Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Публичный отчет ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с Кинель-Черкассы за учебный год (стр. 5 )

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значитИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Второй год в нашей школе работает лагерь дневного пребывания, где основные направления воспитательной работы направлены на укрепление здоровья детей.

3.2.2.Обеспечение психо-физиологической безопасности учащихся

Доля кабинетов, оборудованных мебелью, соответствующей по параметрам возрастам учащихся – 41 кабинет (100%).

Меры по обеспечению пожарной и общей безопасности учащихся: в школе установлена АПС; тревожная кнопка, имеется необходимое количество огнетушителей и другого противопожарного инвентаря и оборудования.

Характеристика состояния здания и пришкольной территории: находятся в удовлетворительном состоянии.

Значения показателей психологической диагностики:

На протяжении учебного года, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на создание психологически комфортной, безопасной образовательной среды, сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса, психологической службой школы проводились следующие виды работ: психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

В качестве материала использовался бланк методики, содержащий инструкцию и задания.

Результаты по данной методике обрабатываются по трем шкалам:

Оцениваются как индивидуальные показатели, так и всего класса в целом.

I.Уровень – продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению.

II.Уровень – позитивное эмоциональное отношение к учению (соответствует социальному нормативу)

III.Уровень – переживание «школьной скуки»

IV.Уровень – диффузное эмоциональное отношение (средние показатели по трем шкалам – неопределенное отношение)

V.Уровень – диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей – неблагоприятный психический фон, вынужденный отказ (на неосознанном уровне), когда личность сталкивается с каким-либо препятствием на пути к достижению своих целей.

VI.Уровень – негативное отношение к учению. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

VIII.Уровень – чрезмерно повышенная эмоциональность, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей.

Неудовлетворение социальным положением может быть вызвано 2 причинами:

1) Подросток чувствует, что не пользуется авторитетом, а стремиться к этому;

2) Учащийся считает, что его недостаточно оценивает сам учитель. Думает, что способен на большее, а получает меньшее.

X. Уровень – школьная тревожность (страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания, сопряженные с необходимостью самораскрытия, страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителем)

XI.Уровень – позитивное отношение при фрустрированности значимых потребностей.

Фрустрация – острое переживание неудовлетворенной потребности (познавательной, межличностной, собственным трудом). Возможно ощущение, что тратит силы по пустякам или большое количество запросов, которые не всегда возможно удовлетворить. Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развить свои потребности в достижении высокого результата.

Анализируя результаты проведенной диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, мы можем сделать следующие выводы, что наиболее благоприятный эмоциональный фон с преобладанием продуктивной мотивации наблюдается у учащихся 9 «В» класса-32%, 9 «Б» класса-20%, а учащиеся 9 «А» класса испытывают диффузное эмоциональное отношение (т. е у них выявляются средние показатели уровня познавательной активности, тревожности; негативных эмоций).

3.2.3. Работа школы по реализацию проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО: образование в интересах устойчивого будущего».

— воспитания молодого поколения в духе культуры мира и ненасилия;

— изучения всемирного культурного наследия других народов, стран, культур;

— воспитания толерантности и уважительного отношения ко всем людям;

— участие в акциях в поддержку культуры мира и по защите прав человека;

— налаживание международных связей и развитие межкультурной коммуникации.

Обществу требуется не послушный исполнитель, а гражданин, с одной стороны, способный отстаивать интересы своей Родины, демократическое, правовое государство, с другой – «умеющий жить в мире непохожих людей и идей» ()

Современная педагогика, откликаясь на требования общества, должна обучить ценностям и навыкам «жизни сообща», основам человеческого общежития, научить детей и взрослых быть открытыми, относиться с пониманием и уважением к другим народам, умению отказываться от насилия и поиску мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Содействовать такому участию призвана данная программа.

— способствовать миру и безопасности на Земле через участие в международных образовательных интернет-проектах, воспитание толерантного и уважительного отношения ко всем людям, изучение всемирного культурного наследия и традиций других народов, стран, культур.

— укреплять гуманистические, культурные и международные направления в образовании;

— создавать условия для воспитания детей в духе мира, сотрудничества между народами с тем, чтобы обеспечить всеобщее уважение справедливости, прав человека и основных свобод всех, независимо от расы, пола, языка и вероисповедания;

— принимать участие в международном телекоммуникационном проекте в целях изучения культуры мира и воспитания терпимости и взаимопонимания;

— принимать участие в сохранении универсальных ценностей для нынешнего и будущего поколения.

Содержание программы имеет миросозидающую сущность, многовекторная направленность способствует развитию творческих возможностей и потребностей детей и взрослых, способов адаптации в современном мире. Программа помогает восстановить систему обмена опытом, организовать совместный научный поиск и творческое общение педагогов-кураторов проекта.

Участие в международном телекоммуникационном образовательном проекте сети образовательных ресурсов IEARN “Learning Circles” является приоритетным направлением деятельности Клуба ЮНЕСКО.

Участие в проекте включает в себя развитие международных контактов, школьники получают возможность познакомиться со своими зарубежными сверстниками из школ во всем мире, рассказать о себе, своей школе, своем селе.

Проект динамичен и демократичен, открыт и понятен каждому. Работа по проекту отличается большой активностью всех участников.

Этапы работы над проектом Learning Circles сети IEARN

4 этап (6 недель) – создание проектов по всем темам, предложенным школами-участницами, размещение их в галерее сети IEARN, знакомство с проектами других школ-участниц, их обсуждение и оценка.

5 этап (4 недели) – оценка проектов, создание и размещение финального проекта на основе всех проектов группы школ-участниц. Подготовка сообщений для СМИ о результатах проекта.

Проект осуществляется международной сетью образовательных ресурсов IEARN по адресу: http://www. iearn. org/circles/

Помимо работы над проектом Learning Circles проводятся занятия Лекторской группы Клуба ЮНЕСКО, цель которой – распространение информации о деятельности ООН и ЮНЕСКО, а также проведение различных мероприятий, посвященных международным и всемирным дням, отмеченным в календаре ООН и ЮНЕСКО

3.3.Описание системы управления качеством образовательного процесса

Перечень используемых технологий и процедур оценки достижений учащихся:

· Мониторинг уровня обученности и качества обучения.

· Итоговая аттестация выпускников школы в форме ЕГЭ и ГИА предусматривает участие общественных наблюдателей.

Учащиеся школы имеют возможность получения образовательных сертификатов российского и международного уровня через дистанционное обучение.

4.Ресурсы образовательного процесса

4.1. Описание кадрового ресурса образовательного процесса

Источник

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.

Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.

Содержание

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)

Количество вопросов: 40

Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев

Время заполнения: 10–15 мин.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Стимульный материал методики диагностики адаптации

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Инструкция

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете. Что означает каждая цифра написано вверху страницы.

ПримерПочти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
Мне весело1234

Вопросы методики

Почти
никогда
ИногдаЧастоПочти
всегда
1.Я спокоен1234
2.Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути1234
3.Я разъярен1234
4.Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе1234
5.Я напряжен1234
6.Я испытываю любопытство1234
7.Мне хочется стукнуть кулаком по столу1234
8.Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки1234
9.Я раскован1234
10.Мне интересно1234
11.Я рассержен1234
12.Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе1234
13.Меня волнуют возможные неудачи1234
14.Мне кажется, что урок никогда не кончится1234
15.Мне хочется на кого-нибудь накричать1234
16.Я стараюсь все делать правильно1234
17.Я чувствую себя неудачником1234
18.Я чувствую себя исследователем1234
19.Мне хочется что-нибудь сломать1234
20.Я чувствую, что не справлюсь с заданиями1234
21.Я взвинчен1234
22.Я энергичен1234
23.Я взбешен1234
24.Я горжусь своими школьными успехами1234
25.Я чувствую себя совершенно свободно1234
26.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова1234
27.Я раздражен1234
28.Я решаю самые трудные задачи1234
29.Мне не хватает уверенности в себе1234
30.Мне скучно1234
31.Мне хочется что-нибудь сломать1234
32.Я стараюсь не получить двойку1234
33.Я уравновешен1234
34.Мне нравится думать, решать1234
35.Я чувствую себя обманутым1234
36.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234
37.Я боюсь1234
38.Я чувствую уныние и тоску1234
39.Меня многое приводит в ярость1234
40.Я хочу быть среди лучших1234

Ключ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке

ШкалаПункты, номер
Познавательная
активность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация
достижения
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)

Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):

ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению

УровеньСуммарный балл
I45 — 60
II29 — 44
III13 — 28
IV(–2) — (+12)
V(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.

Шкала / Познавательная
активность
Шкала / ТревожностьШкала / ГневИнтерпретация
ВысокийНизкий,
средний
НизкийПродуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
СреднийНизкий,
средний
НизкийПозитивное отношение к учению
НизкийНизкий,
средний
Низкий, среднийПереживание
“школьной скуки”
СреднийНизкий,
средний
Низкий, среднийДиффузное эмоциональное отношение
СреднийНизкий,
средний
ВысокийДиффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
НизкийНизкий,
средний
ВысокийНегативное эмоциональное отношение
НизкийНизкийВысокийРезко отрицательное отношение к школе и учению
ВысокийВысокийВысокийЧрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
ВысокийВысокийСреднийПовышенная эмоциональность
на уроке
Средний,
низкий
ВысокийСредний, низкийШкольная тревожность
ВысокийСредний,
низкий
ВысокийПозитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
ВысокийНизкий, среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1

1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк

Источник

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Смотреть картинку Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Картинка про Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит. Фото Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей что это значит

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ И УРОВНЕМ МЫШЛЕНИЯ

Организация и методики исследования

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №61 Орджоникидзевского района г. Уфы в марте 2013 года. В исследовании приняли участие учащихся 4 классов, в количестве 79 человек.

1. Для определения уровня развития мотивации к обучению мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, который основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).

С помощью данной методики мы определили следующие уровни мотивации учения:

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Позитивное отношение к учению

Переживание “школьной скуки”

Диффузное эмоциональное отношение

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Негативное эмоциональное отношение

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Повышенная эмоциональность на уроке

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1

1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3; общий балл — 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА — балл по шкале познавательной активности;

МД — балл по шкале мотивации достижения;

Т — балл по шкале тревожности;

Г — балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

2. Методика определения уровня умственного развития для младших подростков. Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.

Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школь­ников осуществлены кандидатами психологических наук М.К. Акимовой, Б.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изме­нения, с тем, чтобы все задания стали понятными для на­ших школьников и могли бы дифференцировать их по ум­ственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследо­вания овладел предлагаемыми ему в заданиях теста слова­ми и понятиями, а также умениями выполнять с ними не­которые логические действия. Тест был исследован на надежность, валидность и хо­рошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

1 – исполнение инструкций,

2 – арифметические задачи,

3 – дополнение предложений,

4 – определение сходства и различия понятий,

6 – установление аналогий,

В тесто­вых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста от­водится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основ­ные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

а) контроль за эффективностью школьного обучения;

б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умствен­ного развития;

в) определение причин школьной неуспеваемости;

г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного раз­вития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Количественный и качественный анализ результатов исследования

Результаты исследования уровня сформированности мотивации к обучению, распределены по пяти уровням и представлены в таблице 1, графически данные представлены на рисунке 1. Среди учащихся преобладают дети со II и III уровнями мотивации к обучению, соответственно 40,5% и 26,6%. У них определяется высокий и средний уровни познавательной активности, низкий и средний уровень тревожности, отсутствует раздражительная реакция на учебный процесс.

Распределение респондентов по уровню

сформированности мотивации к обучению

Уровень сформированности мотивации к обучению

Рис. 1. Графическое распределение респондентов по уровню

сформированности мотивации к обучению

Согласно результатам, полученным по методике группового интеллектуального теста, мы разделили учащихся по уровням развития мышления: выше возрастной нормы, возрастная норма, ниже возрастной нормы, низкий, очень низкий. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Также в таблице 2 представлены средние значения и стандартные отклонения по шкалам.

Результаты диагностики уровня развития мышления

Продолжение таблицы 2

Немного ниже нормы

Немного ниже нормы

Распределение учащихся по группам, соответственно уровню развития мышления представлено в таблице 3 и на рисунке 2.

Распределение учащихся по уровню развития мышления

Уровень развития мышления

Рис. 2. Графическое распределение респондентов по уровню

Среди учащихся преобладают дети с уровнем развития мышления ниже возрастной нормы и низким, соответственно 26,5% и 31,8%. Значительное количество детей с очень низким уровнем развития мышления можно объяснить тем, что это дети с задержкой психического развития, обучающиеся в коррекционном классе VII вида. Дети с уровнем развития мышления (6,3%) имеют по всем предметам отметку «отлично». Среди детей с возрастной нормой развития мышления и немного ниже этой нормы, более 50% имеют средний балл по предметам 4,75 баллов, так называемые «ударники».

Полученные результаты позволили нам распределить учащихся по группам, соответственно уровню сформированности мотивации к обучению и развития мышления. Данные представлены в таблице 4 и на рисунках 3 и 4.

Распределение учащихся по группам

Рис. 3. Распределение уровней сформированности мышления в группах учащихся с различными уровнями мотивации к обучению

Рис. 3. Распределение уровней сформированности мотивации к обучению в группах учащихся с различными уровнями развития мышления

Как видно, из таблицы 4 и рисунков 3 и 4, среди учащихся с уровнем развития мышления выше нормы преобладают дети с I уровнем мотивации, т.е. продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (80%).

Среди учащихся с возрастной нормой развития мышления и уровнем развития мышления ниже нормы преобладают дети со II уровнем мотивации, т.е. продуктивной мотивацией, позитивным отношением к учению, соответствующим социальным нормам, соответственно 58,5% и 85,9% респондентов.

Среди учащихся с низким уровнем развития мышления преобладают дети с III уровнем мотивации, т.е. несколько сниженной мотивацией, а у 20% детей этой группы наблюдается существенное снижение мотивации и резко отрицательное отношение к учению.

Среди учащихся с очень низким уровнем мышления преобладают дети с IV уровнем мотивации, т.е. сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, а у 12% детей наблюдается резко отрицательное отношение к обучению.

Далее с помощью критерия Фишера мы определили статистическую значимость соотношения уровня развития мышления и мотивации к обучению в школе. Результаты представлены в таблице 5.

Соотношение уровня развития мышления и мотивации к обучению в школе по критерию Фишера

кр.= 1,64 для р≤ 0,05, φкр.= 2,28 для р≤ 0,01)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *