Дигорец что за нация
Дигорец что за нация
Диго́рцы (осет. дигорон, дыгурон) — этнографическая группа осетин. Говорят на дигорском диалекте осетинского языка, причём осетинские диалекты (иронский и дигорский) значительно отличаются друг от друга — зачастую носители одного диалекта не понимают или плохо понимают другой.
Дигорцы составляют значительную часть населения Дигории — западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и прилегающих районов Кабардино-Балкарии. Значительное число дигорских семей в XIX веке переселилось на плодородные земли на территории современного Моздокского района.
Большинство верующих дигорцев Ирафского района исповедует ислам, в Дигорском районе преобладают христиане.[источник не указан 108 дней]
В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор — принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях принято считать, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время.
К началу XIX в. территория расселения дигорцев ограничивалась одним Дигорским ущельем. Однако до монгольского нашествия аланы-дигорцы занимали довольно большую территорию — всю Западную Аланию, простиравшуюся от р. Уруха до верховьев Кубани.
В «Армянской географии» среди племенных (названий осетин встречается ашдигор. До монгольского нашествия всю Западную Аланию, включая современное Дигорское ущелье, занимало одно племя аланов—асы. Характерно, что и у грузин население этого района до монгольского нашествия было известно под именем асов. В послемонгольский период вновь утвердилось древнее кавказское племенное название «дигоры», или «дигорцы».
Во всех ущельях Балкарии (Черека, Чегема, Баксана), а также в верховьях Кубани В. Ф. Миллером и В. И. Абаевым выявлено большое количество топографических названий на дигорском наречий осетинского языка: рек (Саудон — черная река, Курондон —мельничная река, Сагдон — олень-река), перевалов (Саусаг — черный перевал, Зинф-саг — трудный перевал), горных ущелий (Сауком — черное ущелье, Мыстыком — мышиное ущелье) и т. п. «На всем пространстве от Уруха до Эльбруса, по всем горным ущельям, — писал В. Ф. Миллер,— до сих пор слышатся топографические названия, представляющие несколько измененные осетинские слова». На основании этого В. Ф. Миллер пришел к выводу, что территория, которую населяли предки современных дигорцев, простиралась от Уруха «до подножия Эльбруса и даже далее на запад к верховьям Кубани и Большой Лабы.
Изучение алано-осетинской топонимики на этой территории продолжил В. И, Абаев. Он обнаружил еще ряд топографических названий происходящих от аланского языка, в том числе в верховьях Кубани, и собрал большой материал, характеризующий культурные связи предков дигорцев с абхазами и тюркоязычными племенами, предками балкарцев и карачаевцев.
О заселении аланами-дигорцами верхней Кубани свидетельствует и зеленчукская надпись (X—XII вв.), сделанная на дигорском наречии. Эта надпись указывает на то, что население Западной Алании только говорило на языке, близком к современному дигорскому наречию, но и пыталось даже создать на этом диалекте свою письменность на основе греческого алфавита.
Пребывание предков дигорцев в верховьях Кубани и их близкое соседство с абхазами подтверждается наличием большого количества сходных черт в языке, религии, мифологии и фольклоре этих народов. Такого же характера данные свидетельствуют о культурных связях, существовавших между асами-дигорцами и предками сванов в Западной Алании.
Особенно ярким подтверждением того, что аланы-асы заселяли огромную территорию, включая районы, в которых впоследствии сложились тюркоязычные народы — балкарцы и карачаевцы, служит языковое и этнографическое сходство этих народов с осетинами-дигорцами. В. И. Абаев пришел к выводу, что «осетинский элемент в балкаро-карачаевском не результат новейшего заимствования из современной Осетии, а наследие старого алано-тюркского смешения, происходившего на территории всех ущелий от Терека до верхней Кубани».
Оттесненные в горы Западной Алании в результате монгольского нашествия предки современных балкарцев и карачаевцев смешались с коренными обитателями аланами-дигорцами.
Осетинский элемент несомненно играл важную роль в формировании предков современных балкарцев и карачаевцев. Аланы-дигорцы, значительные массы которых влились в состав пришлых тюркских племен, передали им много черт из своего языка и культуры. Это обнаружили В. Ф. Миллер.и М. М. Ковалевский при первом же знакомстве с балкарцами и карачаевцами, которых они называли даже «отуреченными осетинами». По определению В. И. Абаева, в осетинском и балкарском языках встречается до двухсот общих слов. Кроме того, в балкарском языке сохранился «ряд старых осетинских слов, которые в самом осетинском языке уже мало или вовсе не употребляются».
Редкие люди: дигорцы
Экология жизни: Их осталось на Земле две сотни человек. Дигорцев едва не уничтожили воины Тамерлана, кабардинские князья и гонения советской власти
Их осталось на Земле две сотни человек. Дигорцев едва не уничтожили воины Тамерлана, кабардинские князья и гонения советской власти.
Среди малых народов России есть те, что не поддались влиянию времени и соседей и сохранили свой уклад и культуру. Их быт за тысячи лет практически не изменился, а древние верования, традиции и язык сохранились. Из-за обособленного образа жизни о них мало что известно. «Моя Планета» решила составить свою Красную книгу народов России, чья культура уже завтра может исчезнуть.
История дигорцев восходит к временам, когда скифо-сарматские племена кочевали от Дона до Дуная. В III веке н. э. все они растворились в Великом переселении народов. Единственное исключение — древние аланы, создавшие в предгорьях Кавказа мощное Аланское царство. Со временем они смешались с коренным населением. Современные осетины, прямые потомки древних алан, делятся на два субэтноса: иронцы и дигорцы. Согласно переписи 2010 года только 223 человека назвали себя дигорцами.
Легенда гласит, что трагическая судьба предков современных дигорцев могла бы сложиться по-другому, если бы великий Тамерлан не встретил на пути через Кавказ отряд весьма воинственных аланских девушек. Воины Тамерлана, увидев празднично одетых девушек с музыкальными инструментами в руках, конечно, спрыгнули с коней, побежали: девушки нас встречают! А девушки положили музыкальные инструменты, взяли стрелы и всех перебили. И тогда Тамерлан сказал: «Уничтожайте алан, начиная с колыбели до глубокой старости!»
В начале XIV века предки дигорцев — аланы действительно оказали Тамерлану небывалое сопротивление. Противостояние едва не закончилось поголовным истреблением. Великий народ и его потомков выручила простая женщина из горного селения Задалеск, которая собрала по окрестным горам уцелевших сирот и выкормила в пещере. Легендарную Нану, что означает по-дигорски «мать», почитают на всем Кавказе, далеко за пределами Дигории.
Позже из маленького укрытия под землей дети переселились в пещеру побольше, чуть выше по склону. Сколько жертвенных животных тут съели в последующие годы они или их потомки, теперь уже не счесть. Народ выжил.
День чудовища Алаурди
Царак Сергеевич Тобоев и его внук Сережа
В бывшей станице Вольно-Христиановской, а ныне городе Дигора Северной Осетии живет Царак Сергеевич Тобоев. Местная знаменитость и знаток обычаев, поэт и старейшина своего квартала, Царак заканчивает книгу о родных местах.
Царак и его внук Сережа живут на плодородной равнине, в 80 км от сурового Дигорского ущелья. Сегодня в доме Царака, как и по всей Дигории, большой праздник: день чудовища по имени Алаурди. Праздник весьма необычный.
В сложном пантеоне древних дигорских божеств и духов природы страшный Алаурди занимает особое место. Древние языческие верования переплелись с христианством, которое пришло сюда в раннем Средневековье.
У дигорцев не принято изображать духов природы, и как выглядит Алаурди — неизвестно. На кого посмотрит Алаурди, тот заболевает оспой. Ясно одно: Алаурди — дух опасный, и задабривают его дигорцы основательно. Женщины начинают этот день с приготовления священных пирогов.
Пока женщины месят тесто и готовят начинки, во дворе дома Царака властвуют мужчины. Первый тост, посвященный жестокому Алаурди, запивают молоком.
По большим праздникам дигорцы приносят в жертву животных. Каждый дом старается как может: кто-то заготовил индюка, кто-то овцу, а кто-то — даже быка. Все зависит от достатка. В доме Царака ко дню Алаурди выбран баран.
Жертвенному барану прижигают шерсть на лбу, чтобы священный дым долетел до Всевышнего Бога и жертва была благосклонно принята. В то время как во дворе закипает котел с бараниной, у женщин с детьми свои дела. Ближе к полудню к священной для дигорцев роще начинают стягиваться вереницы молящихся. Мужчины в этом обряде не участвуют. Алаурди — прежде всего женский и детский праздник. Каждая семья троекратно обойдет священное дерево с молитвой и подношениями. В ход кроме пирогов пойдут молоко, сметана, мясо, а также вата и ленточки. Сердце кровожадного Алаурди нужно смягчить.
Ким Георгиевич Кибизов
Ранним утром Царак и Сережа собираются в путь: они отправляются в горы, в места, где жил их род.
Друга Царака зовут Ким. Ким Георгиевич Кибизов. Всю жизнь он живет на самом краю Дигорского ущелья, в высокогорном селении Дунта. Работал шофером, строил дом, растил детей. Хозяин своей земли, как любой крестьянин. С одним исключением: выжить в этих местах неимоверно тяжело, земля тут скудная, и в когда-то населенных горах соседей у Кима почти не осталось. Переехали жить в долину, где легче. В этих горах, куда Царак мальчиком приезжал навестить своего прадеда, прошло их общее с Кимом детство. Разлученные расстоянием и житейскими заботами, Ким и Царак не виделись уже десять лет.
До конца XVIII века выход в плодородную долину, принадлежавшую кабардинским князьям, для дигорцев был закрыт. Их фактически заперли в родных горах. В XVIII веке Дигория вслед за остальной Осетией в числе первых на Северном Кавказе присоединилась к Российской империи. Освободившись от власти кабардинских князей, дигорцы начали понемногу переселяться с гор в некогда принадлежавшую предкам-аланам долину.
В 1852 году на равнине перед Дигорским ущельем было основано два поселения: Вольно-Христиановское и Вольно-Магометанское. В одном поселились дигорцы-христиане, в другом — их соседи, успевшие перенять за время владычества кабардинцев ислам. Теперь это Дигора и Чикола. Однако часть дигорцев переселяться в плодородную долину не захотела и осталась в горах.
В 1937 году дигорский язык был объявлен контрреволюционным и фактически запрещен. Обучение в школах с того времени велось исключительно на иронском диалекте осетинского языка как наиболее распространенном. Однако по сравнению с иронским дигорский более архаичен и гораздо ближе языку древних алан. Дигорец запросто может прочитать древние тексты, а иронец — нет.
На въезде в суровое Дигорское ущелье путников встречает святой Георгий. Нет после единого Бога такого святого, который почитался бы дигорцами более святого Георгия (Уасгерги по-дигорски). Хвала и молитва ему возносится за любым столом и в начале каждого дела. Уасгерги, покровитель воинов и путников, — исключительно мужской святой. Женщин в эти святилища не пускают.
В понимании местного населения привычный нам юноша, убивающий змея, трансформировался в могучего бородатого богатыря из древне-осетинского эпоса, летящего на трехногом коне. Отсюда же и трехногий жертвенный стол, и традиционные треугольные пироги в честь святого. Четные цифры встречаются в ритуалах дигорцев только по грустным случаям.
Пока Царак и Сережа медленно, но верно преодолевают горные кручи, Ким готовится к встрече. Царака и Кима объединяет не только дружба с детства. Ким живет в местах, откуда произошел род Царака и многих других дигорцев. Ким — хранитель памяти и залог того, что у этих мест все еще есть хозяин.
Одиноким размышлениям Кима на сегодня приходит конец. Знакомый автомобиль с трудом преодолевает последнее препятствие.
В одном из сохранившихся домов Царак и Сережа находят бережно хранимые предметы быта прошлых поколений. Цепь, на которой висел котел, передавали по наследству. Дед и внук Тобоевы добираются до главной цели поездки. Царак показывает Сереже дом его предков, из которого много лет назад они переселились на равнину.
Сколько еще будет воспоминаний, встреч с односельчанами, благодарственных тостов и пожеланий добра и мира! Сколько былей, сколько небылей расскажут они друг другу!
Насмотревшись чудес родного края, Сережа, кажется, засыпает стоя. Перед сном дедушка расскажет ему сказку о герое Сослане.
Сережа не дослушает сказку. Он спит, и ему снятся могучие нарты, скифы, сарматы, аланы, битвы и приключения. Завтра его ждет долгий путь домой — на равнину. А старикам есть еще о чем поговорить вдвоем. Но еще важнее для Царака и Кима — помолчать вдвоем. Ведь их объединяет не только давняя дружба, но и общее горе. Каждый из них потерял в свое время двоих детей, и только отцы, потерявшие детей, могут понять друг друга. В тишине родных гор.
Завтра они расстанутся. На сколько — ведомо одному Богу. Ким останется наверху охранять родовые башни, а Царак вернется в долину дописывать книгу.
Растворились в истории воинственные кочевники скифы, ушли сарматские племена, не стало великого Аланского царства. Нет кабардинских князей и императорской России. А дигорский язык живет, преодолев запреты сталинских времен и официальное забвение. На этом языке будет звучать правда, похожая на легенду, и вымысел, которому веришь поневоле. Будут и сказки. Когда-нибудь Сережа расскажет их перед сном своим внукам. На дигорском. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Дигорцы — народ с непростой судьбой
Дигорцы считаются субэтносом осетинского народа. Их численность совсем невелика и с каждым годом, к сожалению, только убывает. Дигорцев по праву можно занести в Красную книгу народов, если бы такая существовала на самом деле. На примере истории и жизни видно, что дигорцы являются уникальными людьми.
История
Впервые о дигорцах упоминается в «Армянской географии» (Ашхарацуйц) в 7 веке. Тогда их называли ашдигор. Дигорцы были племенами, которые столкнулись с нашествием монголов, что вынуждало их регулярно менять место жительства. В конце концов они осели на западе Северной Осетии, а часть переселилась в Кабардино-Балкарию. Территорию их проживания принято называть Дигорией.
Дигорцы владеют иронским диалектом, на который подразделяется осетинский язык. Также они имеют собственный дигорский диалект, отличающийся архаичными чертами. Дигорская письменность появилась практически одновременно с осетинским письмом. С течением времени дигорский стал утрачивать свою значимость, уступая осетинскому литературному языку. С установлением власти Советского Союза дигорский не исчез, на нем выпускали учебники и различные издания. Но по ряду причин власть Советского Союза посчитала алфавит дигорцев носящим контрреволюционный характер. Репрессии в отношении интеллигенции привели к снижению распространенности дигорского диалекта. Сейчас он мало кому известен.
Религия
Дигорцы в большей степени являются приверженцами ислама, однако часть жителей Дигорского района относит себя к христианам.
До сих пор сохраняются традиционные верования, причем пантеон богов у дигорцев является довольно сложным. Разобраться в нем не представляется возможным из-за утраты большинства писаний. Сейчас известно, что дигорцы чтят бога Алаурди, в честь которого даже устраивают праздник, призванный задобрить божество. Богу приносят жертвы — чаще всего хлеб. Алаурди считается злым богом, способным насылать на человека болезни. Как правило, это оспа.
Версия о происхождении имени бога тесно связана с христианскими верованиями. Христианство пришло к осетинам в Средневековье и особую роль играло в местности под названием Алаверди, что находится в Грузии. Некоторые дигорцы связывают бога Алаурди со святым Иоанном Крестителем, в честь которого возведен храм и памятник на территории Грузии. Парадокс заключается в том, что святой Иоанн Креститель прославился как спаситель, а бога Алаурди всегда изображали в виде чудовища.
Алаурди боятся очень сильно, поэтому праздник, посвященный божеству, начинают с приготовления хлеба, которым занимаются женщины. Помимо хлеба, готовятся сырные пироги. Ритуальная пища преподносится не только богу, но и подается на стол для всеобщей трапезы.
Жизнь
Больше всего жизнь современных дигорцев напоминает будни сельских жителей. Однако среди дигорцев есть немало тех людей, которые призывают молодежь к сохранению самобытности. В первую очередь, старшее поколение старается напоминать о важности дигорского языка, подчеркивая, что дигорский является именно языком, а не диалектом. Запрет, введенный Советской властью, привел к распространению иронского, однако сохранились тексты, которые написаны именно на дигорском. Представители старшего поколения считают, что все молодые должны знать дигорский и читать древние тексты, как это делают они, и делали их предки.
Женщины обычно работают на кухне, а мужчины занимаются двором.
Традиции
В традициях дигорцев прослеживается влияние древних верований. Праздник защиты детей целиком направлен на задабривание Алаурди. В этот день принято поднимать стаканы с молоком и произносить тост-прошение, адресованный божеству. Дигорские мужчины просят не показывать Алаурди свое лицо их детям. Ребенку нужно немного пригубить молока и откусить кусок ритуального пирога.
Если семья имеет достаток, им надлежит принести в жертву какое-нибудь животное. Обычно это баран или бык. Перед тем, как принести в жертву барана, ему нужно прижечь шерсть на лбу, чтобы священный дым дошел до Алаурди. К концу дня женщины и дети отправляются в священные рощи, где они ходят вокруг деревьев с ритуальными пирогами.
Отношения у дигорцев к традиции празднования Дня защиты детей довольно своеобразное. Оно воспринимается как пережиток язычества, однако влияние христианства не мешает дигорцам не забывать древних обычаев. Здесь уместно упомянуть Масленицу, которая празднуется многими приверженцами православия.
Помимо молока и пирогов, Алаурди подносят ленточки, которое навязывают на ветви священного дерева.
Главной фигурой в христианских верованиях дигорцев считается Святой Георгий. Его изображения можно видеть в Дигории буквально повсюду. Каждого путника, который собирается отправиться в горы, непременно благословляют и просят Святого Георгия, чтобы он указал ему путь в густых туманах, стоящих в горах.
Не менее важна традиция почитания великой Наны (матери). Легенда о ней гласит, что когда войска Тамерлана пришли в Дигорию, им было оказано жестокое сопротивление. Первыми тамерланских воинов встретили девушки, празднично одетые и исполняющие музыку. Воины решили взять их в плен, спешились с лошадей и собирались взять силой, но девушки оказались невероятно воинственными. У каждой был заготовлен лук и стрелы, которыми они расстреляли нападавших. Узнав об этом, Тамерлан повелел уничтожать дигорцев и аланов (начиная с колыбели и заканчивая стариками). Это привело к практически полному истреблению дигорского народа, многие дети остались сиротами. Великая Нана собирала всех их в пещере. У легенды есть подтверждение, хотя и оспариваемое историками. В горах Дигории существует пещера, где обнаружено множество черепов баранов и скелетов разных животных, а также самодельные скамейки. Дигорцы считают, что именно отсюда пошел их народ, что все они — дети великой Наны.
Кухня дигорцев практически полностью схожа с кухней аланов. Основным блюдом всегда является мясо, которое готовят в казане. К нему добавляют острый соус, основанный на сметане. Это блюдо является первым, а на второе пекут пироги, начинка которых может быть сделана из сыра или опять же из мяса.
Дигорцы любят шашлыки, которые они запивают пивом или молоком. Начинкой к пирогу могут служить:
Обычно пироги делают из дрожжевого теста. Наиболее популярный пирог — фыдчин. Его обязательно подают на праздники. Пиво у осетинов необычное, но оно сумело завоевать признание на всем Северном Кавказе. Произошло это благодаря особой рецептуре, а также традициям пивоварения, которым насчитывается много столетий.
Внешность
Одежда
Одежду у дигорцев, как и у осетинов, шьют женщины. В мужском костюме используются шаровары, папаха, пояс рон, бешмет и черкеска. Верхней одеждой служила бурка или шуба. Штаны всегда заправляли в носки, чтобы удобнее было надеть сапоги и защитить таким образом ноги от холода.
Женские наряды резко отличаются от мужских помпезностью. Сейчас их используют только во время свадебных церемоний или национальных праздников. Девушки подвязывали передник, отличающийся большой роскошью благодаря орнаментам. Платья носил разные, в том числе с тесными рукавами, к которым привязывали нарукавники из бархата бордового цвета. Нарукавники, как и головной убор, расшивали золотыми нитями. Головным убором служит тюбетейка, сделанная из бархата. Значимым элементом одежды дигорцев являются платки, которые расшивают вручную. Этот подарок девушка может получить от матери, другой родственницы или родственников ее мужа. Такие платки трепетно хранят и носят с гордостью. Одежда может быть отделана драгоценными металлами, хотя позволить себе подобное могут только выходцы из состоятельных семей. Сходство дигорцев и осетин очень велико. Но есть и немало отличий: культурных и религиозных. Дигорцев выделяет удивительное происхождение, которое дает им право называть себя бесстрашным народом, у которого есть будущее.
Видео
Дигорцы
Содержание
История дигорцев
В «Армянской географии» (VII век) среди племенных названий встречается этноним ашдигор — принято считать, что это упоминание дигорцев. На этом и других (в частности, лингвистических) основаниях предполагается, что диалектное разделение в праосетинском языке произошло достаточно рано, в домонгольское время. У дигорцев сохранились сказания о нашествии в начале XV века на Кавказ Тимура (Задалески нана и Темур Алсахъ).
Дигорцы составляют основную часть населения Дигории — западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек, Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района. Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев — Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетиновское (Мусгъæу, 1809 г.). Эти переселенцы позже вошли в терские казачьи войска.
В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория лишь в 1827 году вошла в состав Российской Империи. [источник не указан 357 дней]
Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.
Дигорский диалект
Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868—1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев, Созур Баграев, Казбек Казбеков, Андрей Гулуев, Тазе Бесаев, Ехъя Хидиров, Таймураз Тетцоев, Казбек Тамаев, Замадин Цеов и др.
Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.
Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:
Генетическое происхождение
Дигорские фамилии
Будаевы, Габеевы, Гобеевы, Етдзаевы, Зураевы, Кадоховы, Калабековы, Келоевы, Кодзасовы, Сабеевы, Саракаевы, Салагаевы, Хортиевы, Чихтисовы
Аркаевы, Базиевы, Гецаевы, Дзагуровы, Камболовы (нарские), Миндзаевы, Муриевы, Рамоновы, Сабановы, Темираевы, Хадаевы, Цакоевы
Асеевы, Боллоевы, Гегкиевы (донифарские), Дашиевы, Камболовы (донифарские), Кануковы, Кожиевы, Тамаевы, Тубеевы
Абагаевы, Атаевы, Байсонгуровы, Балаовы, Газдаровы, Гегкиевы, Гибизовы, Гостиевы, Дзусовы, Зигоевы, Кибизовы, Корнаевы, Магаевы, Мамукаевы, Оказовы, Синдировы, Туккаевы, Цаголовы
Традиционные дигорские имена
Астан, Авдан, Саукуй, Царай, Кермен, Тамби, Фацбай, Басил, Галау, Дигис, Хуасдзау, Бараг, Уруймаг, Афсати, Ахсарбек, Дзала.
Дигорские сословия
Дигорские населённые пункты
Известные дигорцы
Революционеры
Военные
Спортсмены, тренеры
Известные ченые
Лауреаты Сталинской, Государственной и Ленинской премий
Писатели
Художники и скульпторы
Музыканты, певцы, актёры
Бизнесмены и политики
Интересные факты
См. также
Ссылки
Примечания
Субэтнические группы | Иронцы (в том числе Кударцы, Чсанцы, Туальцы, Урстуальцы) • Дигорцы |
---|---|
Культура | Нартский эпос • Литература • Музыка • Танцы • Искусство • Кухня • Архитектура • Имена |
Расселение | Северная Осетия • Республика Южная Осетия • Осетины в Грузии : Триалетская Осетия, Трусовское ущелье • Турецкая диаспора |
Религия | Христианство • Ислам |
Осетинский язык | Иронский диалект (Кударо-джавское наречие) • Дигорский диалект |
Разное | История |
Полезное
Смотреть что такое «Дигорцы» в других словарях:
Национальный состав России — Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия
Расселение народов России по субъектам РФ — В таблицах представлены народы и народности[1] России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия
Иронцы — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Европейская часть России — Европейская территория России … Википедия
Осетины — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия
Осетин — Осетины (Ирæттæ) Осетины в национальных костюмах (начало XX века) Самоназвание: ирæттæ Общая численность: 700 тыс. человек. Расселение … Википедия
Национальный состав населения России в 2002 году — по данным Всероссийской переписи населения. Всего было опрошено 145 166 731 человек. Из них 1 460 751 своей национальности не указали. 42 980 назвали национальность, не указанную в основном списке. Содержание 1 Алфавитный список национальностей с … Википедия
Сурх-Дигора — Село Сурх Дигора Сурх Дигорæ/Сырх Дыгур Страна РоссияРоссия … Википедия
Общества Осетии — (осет. Ирыстоны æхсæнæдтæ) догосударственные формы организации осетин, обладавшие самоуправлением. После переселения осетин на равнину, общества утратили какие либо функции, заменившись субэтническим и общеэтническим самосознанием и организацией … Википедия