Дихотомия что это простыми
Дихотомия
Вам интересно, что такое дихотомия? Яркое звучание термина доступно всем, а вот загадочный смысл этого умного слова известен лишь избранным.
Итак, слово дихотомия происходит от двух греческих слов: дихо «надвое» и томи «деление». Иначе говоря, этим словом обозначают раздвоенность или попросту деление на две части.
Интересно, что так называемое дихотомическое деление используется не только в логике, но и в математике, философии и лингвистике.
Примеры употребления слова дихотомия
Слово дихотомия можно использовать в самых разных случаях разговорной речи. Например:
— У него наблюдается загадочная дихотомия: с одной стороны он хочет учиться, а с другой – совершенно ничего не делает!
Или вот такой пример из «Фауста» Гете:
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно творит добро». Так и хочется добавить от себя: «Да у вас, батенька, дихотомия!».
Хотите быть умным и много знать? – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.
Интересные факты:
Похожие факты:
Очень красивое слово ДИХОТОМИЯ. Спасибо за разъяснения и примеры. Трахея тоже дихотомически разделяется на двое в наших легких.
Интересно. что об этом написано в Библии:»…Что делаю — не знаю. Чего хочу, того не делаю, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь, что Закон хорош. 17 Но теперь уже не я это делаю, а грех, обитающий во мне. 18 Знаю, что во мне, то есть в моей плоти, не обитает доброе, потому что желать — желаю, а вот делать доброе — не делаю. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю всё снова и снова. 20 Если же делаю то, чего не хочу, то уже не я это делаю, а грех, живущий во мне.
21 Итак, в моём случае вижу такой закон: когда хочу делать правильное, обнаруживается во мне злое. 22 По внутреннему человеку я нахожу удовольствие в законе Бога, 23 но в своих членах вижу другой закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах. 24 Несчастный я человек!(Римлянам 7:15-24)
Галатам 5:17-» Плоть по своим желаниям против духа, а дух против плоти. Они друг другу противятся, так что вы не делаете того, что хотели бы делать. » Мы все несовершенны. Правда у некоторых реальное раздвоение личности. а это уже психиатрия.Таких сейчас немало. а в дурдомах сидят только те. кто спалился
Что такое Дихотомия
Значение дихотомии
Дихотомия (от др. греч. dikho – в два, врозь + tomia – сечение) — это раздвоение целой концепции на два взаимоисключающих подразделения, которые вместе образуют полный объём понятия. Например: две составляющие человека — душа и тело.
В слове дихотомия ударение следует ставить на последний слог, букву и — дихотомия.
Синонимы дихотомии — раздвоение, раздвоенность, разветвление, развилка, дихотомическая классификация.
Другие примеры дихотомии:
Понятие «цвет» делится на «чёрный» и «не чёрный» (внимание! «чёрный»/»белый» — уже не дихотомия, так как существуют ещё и другие цвета, а с двумя вариантами вместе нужно исчерпать полноту понятия).
Другой пример дихотомического деления — все государства мира можно поделить на государства с демократическим политическим режимом и недемократическим.
Всех людей одной взятой страны можно дихотомически разделить на экономически активное население (доля населения страны, занятая деятельностью, приносящей пользу для общества в обмен на вознаграждение) и экономически неактивное население (люди, не занятые экономической деятельностью или безработные).
Дихотомия добра и зла
Одновременно добро и зло являются двумя сторонами одной медали, это две противоположности, которые вместе образуют одну сущность — гармонию.
Дихотомическое деление
Это способ классификации на два возможных варианта, в котором третий исключён: «А» или «не-А» (беременная /не беременная; результат анализа: положительный/отрицательный; в вуз поступил / не поступил).
Деление людей, например на мужчин/не-мужчин будет дихотомическим, а если делить на мужчин/женщин, то такое деление уже считается псевдодихотомическим (т. к. утверждение «быть мужчиной» не противоречит утверждению «быть женщиной»).
Дихотомия в философии
В философии дихотомия — это что-то, что всегда априори возможное, это аксиома, из которой состоит одна вещь и её противоположность (т. е. любой термин и его негативное обозначение).
Название процесса дихотомии в результате противоречия — абсциссио инфинити (логичный процесс устранения, когда последовательно устраняются все неприменимые варианты).
Этот метод практиковал философ Платон, а также французский философ и логик Пьер де ла Раме. Оба были его последователями, они же и довели его до педантизма.
Экзистенциальная дихотомия
Экзистенциальная дихотомия — это дихотомия жизни и смерти. Говорится про неизбежность смерти и осознание этого факта, которое глубоко влияет на жизнь человека.
Хотя многие мыслители пытались отрицать эту дихотомию, ссылаясь на различные идеологии о бессмертии души.
Дихотомия в логике
Это разделение всей концепции на два взаимоисключающих сегмента, всецело использующий количество полной концепции. Однако дихотомическое деление в логике, всегда соразмерно, т. е. части разделения взаимоисключают друг друга (существуют классы лишь «А» или «не-А»).
Дихотомия в лингвистике
Одним из наиболее важных теоретиков лингвистики XIX века считается Фердинанд де Соссюр е его сравнительно-исторический метод. Он определил новый предмет изучения для того времени — дихотомии лингвистики.
Несмотря на то, что в общем курсе лингвистики Соссюра термин «дихотомия» не появляется, есть четыре пары понятий, которые составляют синтез анализа Соссюра. Эти дихотомии:
Что такое дихотомия, или почему Восток и Запад не могут сойтись
Варламова Дарья
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — что Фромм думал о жизни и смерти, могут ли сойтись Запад и Восток, и какова судьба кота Шредингера.
Слово «дихотомия» мы обычно используем, когда противопоставляем два понятия — например, «дихотомия добра и зла». Ведь само понятие произошло от греческих слов diha — «на две части» и tome — «сечение». Но не всякое противопоставление можно назвать дихотомией.
В логике дихотомия — это когда мы делим объем какого-либо понятия (совокупность предметов, охватываемых этим понятием) на два взаимоисключающих класса. При этом любой предмет, который входит в объем понятия, принадлежит либо к одному классу, либо к другому. Например, объем понятия «цвет» можно поделить на классы «белый» и «не белый». Противопоставление «белый» и «черный» уже не будет дихотомией, потому что помимо черного, есть другие не-белые цвета. Или еще более наглядный пример: возьмем в качестве понятия «состояние кота Шредингера». Как мы знаем, кот либо мертв, либо жив — третьего не дано.
Но из логики термин, как водится, перекочевал в другие науки. Например, в биологии дихотомия — это деление организмов на две группы по признаку, присутствующему в одной группе и отсутствующему в другой. Например, по признаку «постоянная температура тела» животных можно поделить на теплокровных и холоднокровных.
Основная дихотомия теологии и философии — «душа — тело» — была предметом глубоких размышлений Платона и Аристотеля. Это проблема взаимосвязи между разумом и материей, сознанием и мозгом. После того как в XVII веке ее сформулировал Рене Декарт, она положила начало концепции дуализма: по ней, мысль, будучи нематериальной, радикально отлична от тела. Есть и обратная концепция — монизм, утверждающая, что тело и разум — два разных аспекта одного явления, их породившего.
Впрочем, помимо экзистенциальных дихотомий, по Фромму, существовали и исторические. К ним относились противоречия, возникающие в результате исторического развития. Этот вид дихотомий можно разрешить с помощью различных действий — в отличие от экзистенциальных дихотомий, которые аннулировать невозможно: они заложены в самой природе человека и могут быть преодолены только с помощью духовного самосовершенствования.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — писал Киплинг. Такая точка зрения дала начало культурологической дихотомии «Восток — Запад», описывающей разницу между восточной и западной цивилизациями. Границы между цивилизациями тут проходят не по географическому, а по культурному принципу: например, Австралия считается страной западной культуры, а мусульманские страны, вне зависимости от их географического положения, принято считать странами Востока. Хотя и здесь существует альтернативная точка зрения.
В общем, надо запомнить, что мы говорим о дихотомии, когда подразумеваем взаимоисключающие вещи, а не две стороны одной медали. В последнем случае уместнее говорить об амбивалентности.
Неправильно «Он разговаривает сам с собой из-за дихотомии личности». Правильно: «раздвоение личности».
Правильно «— Чего ты такой грустный? — Дихотомия добра и зла меня доконала».
Правильно «Рене Декарт определил дихотомию души и тела, которая мучает человечество по сей день».
дихотомия
Полезное
Смотреть что такое «дихотомия» в других словарях:
дихотомия — дихотомия … Орфографический словарь-справочник
ДИХОТОМИЯ — (от греч. dichotomia разделение на две части) деление на две непересекающиеся части (напр., проводимое в Ветхом Завете видение человека, как состоящего из души и тела); в логике деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две… … Философская энциклопедия
ДИХОТОМИЯ — [гр. dichotomia Словарь иностранных слов русского языка
дихотомия — сопоставленность, противопоставленность, деление, разветвление Словарь русских синонимов. дихотомия сущ., кол во синонимов: 5 • деление (27) • … Словарь синонимов
дихотомия — и, ж. dichotomie f. < dicha на две части + tome сечение. спец. Последовательное деление целого на две части. БАС 2. Дихотомический ая, ое. Дихотомические таблицы. Уш. 1934. Дихотомическое деление. БАС 2. Лекс. Ян. 1803: дихотомия; САН 1895:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИХОТОМИЯ — (от греческого dichotomia разделение надвое), способ классификации: множества, понятия, термины разбиваются на пары соподчиненных элементов … Современная энциклопедия
ДИХОТОМИЯ — ДИХОТОМИЯ, дихотомии, жен. (греч. dichotomia рассечение надвое) (книжн. научн.). Последовательное деление на два. || Разветвление ствола на две ветви, каждой ветви опять на две и т.д. (бот.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДИХОТОМИЯ — ДИХОТОМИЯ, и, жен. (книжн.). Сопоставленность или противопоставленность двух частей целого. | прил. дихотомический, ая, ое. Дихотомическое разбиение по классам и подклассам. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИХОТОМИЯ — [διχότομος (δихотомос) разделенный на две части] в биологии вильчатое ветвление всей особи или какого либо элемента организма (ребра раковины, жилок листа) на две части без продолжения главной оси … Геологическая энциклопедия
ДИХОТОМИЯ — (от греч. dichotomia разделение на две части) англ. dichotomy; нем. Dichotomic. 1.Влогике подразделение на два ряда. 2. В статистике переменная, имеющая только два возможных значения (напр., мужской и женский пол). Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
дихотомия — ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia: dicha на две части и tome сечение) 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) классификационная система, основанная на принципе бинарного деления объемов входящих в ней понятий по схеме… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Дихотомия в психологии. Что это такое, определение, примеры
Современная наука характеризуется множеством методов классификации объектов, будь то медицина, антропология, физика или психология. Одним из таких является дихотомия — глобальный подход в изучении определенного понятия путем разделения его на 2 отличающиеся части.
Определение дихотомии в психологии
Дихотомия в психологии – это такое явление, которое характеризуется раздвоением целостного феномена на 2 равные части, связанные больше внутренним характером, нежели между собой.
Дихотомические проявления характерны не только в психологической практике, они также используются в философии, логике, математике и лингвистике. Классическая дихотомия применяется в качестве вспомогательного фактора, которым устанавливается классификация определенных феноменов.
Синонимами явления выступают:
Дихотомическое мышление в психологии, которое также называют черно-белым складом ума — это одно из опасных когнитивных искажений, которое приводит к развитию хронического стресса.
Человек, подверженный дихотомии, не умеет воспринимать ситуацию в качестве усредненного варианта, принимая только крайности. Такой индивид мыслит в контексте «очень плохо» или «очень хорошо».
«Черно-белое» мировоззрение приводит к развитию различных заболеваний, которые тесно связаны с нервной системой:
В некоторых случаях дихотомия способна «запускать» пусковой механизм в развитии психических заболеваний, которые переносятся через плохую наследственность: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
Дихотомия в психологии – это явление, которое также используется в качестве защитного механизма, при помощи чего индивид оправдывает или обосновывает собственные действия.
Однако в том случае, когда дихотомия является строгой, нежелание осознавать наличие противоречий приводит к плачевным последствиям для психического здоровья.
Пошаговые действия для преодоления дихотомии
Дихотомия в психологии – это такой феномен, который не имеет практически никаких позитивных сторон, что обусловливается полным искажением реальности и отрешении от социального общества.
Последовательность действий в психиатрической практике по преодолению дихотомического мышления включает следующие шаги:
Дихотомическое мышление нашло свое полезное применение при написании книг, где сравниваются два аспекта — хорошее и плохое, а также в качестве математической и философской модели мышления.
Помимо основных правил, описанных в психиатрической практике, при дихотомии, особенно полезно избегать спонтанных решений, уметь разделять действия и личность, никак не соединяя их.
Как распознать склонность к крайностям в повседневной жизни?
В современном мире, дихотомическое мышление проявляется в контексте таких тем, как политика, теории заговора, искаженное восприятие собственного тела и нарциссизм. Поскольку существует историческая необходимость в выживании, дихотомия обусловлена эволюционной моделью социального общества.
События, подверженные дихотомическому искажению, рассматриваются в контексте крайнего оценивания.
Человек мыслит принципом «либо белое, либо черное», где не существует никаких полутонов. Такой индивид склонен говорить о том, что он ничего не умеет, что потраченное время было бессмысленным. Вследствие этого возникают различные депрессивные состояния.
Подверженные такому типу мышления, часто оценивают продукты питания как слишком полезные, так и очень вредные, хотя большинство из них таковыми не могут быть. Второстепенное проявление — частое чередование переедания компульсивного характера и строгих диетических норм, включая крайность в голодании.
Индекс массы тела таких индивидов меняется со стороны в сторону, что подкрепляется подпорченным состоянием здоровья.
Частое дихотомическое разделение людей на «гуманитариев» и «технарей» вредит не только самой успеваемости, но также ухудшает состояние психического здоровья. Такие индивиды не обладают критическим мышлением в жизни, что проявляется в неуспеваемости или маниакальном желании быть лучше всех.
Что такое дихотомия добра и зла?
Многие из авторов, в частности писатели или философы давно рассуждают о дуальной характеристике вселенной. Такие сочетания, как любовь и ненависть, добро и зло, свет и темень являются не только противоположными явлениями, но также не могут существовать друг без друга.
Дихотомия добра и зла в психологии.
Именно «добро и зло» — наиболее известная дихотомическая пара, которая затрагивает следующие вопросы:
Применяя дихотомическое распределение, тем самым представляя добро в качестве понятия «не зло» и наоборот, известные философы как один заявляли о том, что одно без другого попросту не может существовать.
Дихотомия в психологии – это также явление, способное оправдать моральный релятивизм в отношении добра и зла, — позицию, при которой совершение злого поступка неизбежно, хоть оно и может служить во благо социальной группе. Такой дихотомический принцип часто используется в истории.
Отличный пример — развязывание жестоких сражений и совершение кровавых революций.
Философская практика в Азии отошла от дихотомического осмысления добра и зла при помощи двух философов — Лао Цзи и Будды. В практическом смысле, буддизм наделяет вселенную двумя равноправными свойствами, — хорошим и плохим, что определяется нейтральной позицией ко всему происходящему.
По мнению буддистов, такое восприятие ведет к просветлению и освобождению души от колеса перерождений, Сансары. Китайский философ Лао Цзи пошел еще дальше, пытаясь найти наиболее рационалистический подход к дихотомии.
Он полагал, что стремление к сотворению благих целей в конечном итоге обязательно приводит к размножению общего зла, поскольку одно без другого существовать не может.
Исходя из китайской практики, которая соединяет в себе душу и сознание, многие мыслители призывают не кидаться в крайности, совершая любые действия только с точки зрения рационализма и разумности.
Наиболее яркий пример дихотомического отношения — образ Инь-Ян, который определяет 2 элемента как связанные, проникающие одно в другое.
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия жизни и смерти описывается в качестве экзистенциального опыта, который находит свое применение во всех областях психологии. Это объясняет фактическое представление смерти как неизбежного процесса всего живого. Осознание смертности индивида способствует более глубокому и осознанному пониманию жизни.
Дихотомическая особенность смерти объясняется ее антагонистом — цветущей и энергичной жизни, которая полностью чужда и противоположна небытию.
Любые знания о смерти человека никогда не отменят того, что она является составной частью жизненных процессов, где человеку ничего не остается делать, как принять неизбежное.
Многие философы указывают на то, что переживать о смерти — это бессмысленное занятие, поскольку оно в любом случае будет неизбежным. Бенедикт Спиноза, один из известнейших философов-рационалистов, указывает на то, что мудрый человек не думает о смерти, а о том, что он имеет сейчас.
Человеческая смертность также характеризуется иным типом дихотомии. Хоть и каждое индивидуальное существо — это носитель любых социальных возможностей, излишне короткая жизнь не дает прожить их все даже при наличии наиболее благоприятных обстоятельств.
Основная мысль объясняется следующей фразой: «Если жизнь индивида была бы аналогичной жизни человечества, он стал бы участником всего исторического развития».
Различительные черты в исторической и экзистенциальной дихотомии обладают большим значением, поскольку их смешивание приводит к основополагающим последствиям в рамках развития всего общества.
Сохраняя исторические противоречия, многие пытались уверить человечество в том, что «чему уж быть, того не миновать». Смысл фразы состоит в том, что все должны смириться с трагической судьбой. Однако такого мнения не было достаточно для того, чтобы усмирить человеческую природу, которая выявляется в желании жить.
Дихотомия и трихотомия
Человеческая природа является сложнейшей системой, в которой заключаются множественные естества. Вопрос о дихотомии и трихотомии возник вследствие развития христианского богословия, в котором существуют два отдельных лагеря.
Если дихотомисты говорят лишь о двух частях человеческой природы: души и тела, то трихотомисты добавляют к ним еще одну составляющую — дух. Последние полагают, что дух от души отличаются столь сильно, как и сознание от тела.
С целью описания трихотомии, используются понятия о сферических явлениях и их прямой взаимосвязи между собой. Так, в религиозной практике выделяют 2 основных положения. В первом случае, Дух способен общаться с Богом, тем самым черпая у него нужное побуждение для построения жизни по замыслам Священного Писания.
Второй отличает душу в качестве феномена, содержащего эмоции, волю и интеллект. Тело же способно связать человека с внешним миром при помощи всех органов чувств.
Аристотель в своем труде «Этика», разделяет душу на две разные части. Если одна отвечает за разум, то вторая — за инстинктивные и животные помыслы. В церквях часто видели такую характеристику в качестве трихотомии, поскольку полагали, что философ указывал на различие между духом и душой.
Исходя из трудов великих мыслителей, выводились новые антропологические теории, которые описывали явление духа в качестве двух разных частей. На это указывают не только религиозные писания, но и некоторые другие книги по психологии. Юнг также различал два понятия в качестве основных частей подсознательного.
Учитывая авторитетность многих философских, религиозных и психологических трудов, можно точно говорить о том, что мнение о трихотомии хорошо аргументируется.
Физиологическая концепция также объясняет разделение между феноменами в качестве человеческих свойств, которые передаются эволюционно. В этом случае противопоставление не учитывает духовность, однако говорит о наследственной модели поведения.
Дихотомическое деление
Дихотомическое деление характеризуется разделением объема частного понятия на 2 противоречащих друг другу феномена. Является одним из методов классификации множеств, понятий или целых классов на отдельные производные и элементы. Определяется по форме «X или не-X»
Логическим основанием деления дихотомического типа служит объективное отсутствие или наличие признака, который образует целый элемент. Так, понятие «человек» разделяется на 2 класса «мужчина» и «не-мужчина», которые являются взаимоисключающими.
Потому как оба понятия противоречат друг другу, их основной феноменологический объем не пересекается. В то же время понятие «человек» можно поделить на 2 термина «мужчина» и «женщина», которые соотносятся исходя из признака пола.
Однако между данными элементами нет логического противопоставления, потому таковые не могут называться дихотомическим делением.
Примеры дихотомического деления при обозначении делимого буквой А, а выделенные элементы B и не-B:
Дихотомическое деление является всегда правильным, поскольку оно в любом случае исключает возможные ошибочные деления. Противопоставления всегда образуют одно целое, хоть они не связаны друг с другом.
Сравнивая классическое деление, исходя из видоизменения целого, дихотомическая область обладает рядом преимуществ и недостатков:
Достоинства | Недостатки |
Исключение всех типов делимого, потому сначала выделяется вид, а затем образуется понятие, которое ему противоречит. В этом случае не нужно образовывать все формы. | Отрицательная величина может выявляться в качестве неопределенности. К примеру, при процессе деления уголовных преступлений на не-должностные и должностные. |
Члены дихотомии — это 2 равноценные понятия, которые в полной мере исчерпывают объем целого. Из-за этого деление всегда является соразмерным. | В случае дальнейшего деления часто теряется последовательность и четкость, на что указывает наличие противоречащих понятий. Так, разделение уголовных преступлений по недолжностному признаку на нехозяйственные и хозяйственные, не учитывает попадание в первую группу должностных факторов. |
Деление проводится исключительно от целого основания — отсутствия или наличия у объекта признаков. | Относительность классификации из-за невозможности описания всех явлений в качестве определенных групп. |
Дихотомия и дуализм
Несмотря на то, что дуализм, как и дихотомия, — это методологический процесс деления целостного на 2 разные части, в случае него, элементы взаимосвязаны и не влияют на свойства между собой.
Также дуализм делится исходя из методов использования, в частности выделяются следующие типологии:
Дихотомическая соционика схожа с дуализмом, потому как описываемые психотипы являются равнозначными и равноценными. Классическая теория дихотомии похожа на этический дуализм — систематизированный комплекс мнений, которые четко делят все явления на добрые и злые.
Верное понимание, как дихотомии, так и ее деления в любых сферах, дает возможность оценивать любую ситуацию более осознанно и рационально. При этом излишне развитое дихотомическое мышление способно вызвать различные проблемы, которые до сих пор активно изучаются в практике психологии.
Видео о дихотомии в психологии
Дихотомии. Это должен знать каждый соционик: