Дикоросы сибири что это
Статьи
Близок локоть, да не укусишь
— В Сибири годовые эксплуатационные запасы дикоросов составляют около 1 миллиона 200 тысяч тонн! — утверждает Владимир Аксенов, советник председателя исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». — У нас более 80 процентов российских запасов кедрового ореха, 50 процентов черники и других ягод. И в отличие от европейской части в Сибири гораздо лучше экология.
Действительно, 51 процент территории Сибирского федерального округа покрыт лесом. Для «Сибирского соглашения» перспективы развития рынка дикорастущих плодов и грибов — тема актуальная, и несколько последних встреч с журналистами были наполнены цифрами и фактами.
— Используется менее пяти процентов запасов сибирского дикорастущего сырья, — сокрушается Владимир Аксенов. — Лучший уровень в Томской области — 15 процентов, у большей части регионов и двух-трех процентов не наберется.
А ведь спрос есть, и немалый. Кто покупает сибирские дикоросы? Китай и Пакистан отдают предпочтение кедровому ореху, Италия, Австрия и Германия делают упор на покупку грибов, чай из сибирской чаги предпочитают в Польше, Южной Корее и Индии. «Экспортный потенциал дикоросов составляет около миллиарда долларов США в год. Есть за что бороться», — убежден врио председателя исполкома МА «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников.
Даже на фоне других, не блещущих высокими цифрами объемов сибирских регионов Новосибирская область в ряду отстающих.
— Надо учитывать природно-климатические условия, — считает Владимир Аксенов. — Если значительная часть сибирских регионов находится в зоне рискованного земледелия, то территория Новосибирской области относительно благоприятная для ведения сельского хозяйства, на него нацелены усилия власти и населения. А дикоросы все-таки — лесное богатство.
Впрочем, сами новосибирские заготовители считают, что в регионе есть что собрать и продать. У нас солят и замораживают гриб белый, лисички, грузди, опята, маслята. Есть облепиха, клюква, брусника, черника, голубика, морошка, — практически все пользующиеся спросом у потребителя дикорастущие ягоды. Сузун, Ордынка, Колывань, Болотное, Тогучин, Черепаново — в каждом районе есть своя фишка. Но…
— Проблема в отсутствии организации, — считает Евгений, не пожелавший назвать фамилию и являющийся сотрудником новосибирского завода «Оптовые решения», специализирующегося на заготовке и сбыте дикоросов. — В целом в регионе есть и мелкий, и крупный опт. Все виды переработки: заморозка, сушка, приготовление джемов и прочее. Но это лишь разрозненные предприятия с небольшим объемом производства.
Сегодня закон предусматривает только две формы сбора дикоросов. Сколько набрал человек в лесу — столько набрал, захотел — съел, захотел — сдал заготовителю. Это «сбор для личных нужд». Второй вариант — «аренда участка леса», но такая форма хороша только на бумаге. В действительности, если ты арендуешь участок леса для сбора дикоросов, то закон все равно позволяет зайти туда любому частному сборщику и собрать все, что он пожелает, для «личных нужд», которые можно оценить даже в тонну грибов и ягод. При этом арендатор несет все обязанности по уходу за участком, в том числе должен беречь его от пожара, уничтожать вредителей и прочее. То есть расходы у арендатора колоссальные, а отдача может быть минимальной, в неурожайный год и вовсе сплошные убытки.
— На федеральном уровне тормозом для развития отрасли является нормативно-правовое регулирование. Мы отрабатываем вместе с законодателями эти вопросы, делали соответствующий доклад в Госдуме. Но, к сожалению, далеко не у всех есть понимание потенциала, который может дать отрасль дикоросов для развития регионов, — говорит Геннадий Гусельников.
Есть и другие сложности. В заготовительный сезон расчеты со сборщиками идут за наличные деньги.
— Банки, действуя в рамках закона по предотвращению «отмывания денег», ограничивают нам выдачу наличных средств, — говорит Ульяна Сергеевна, сотрудница компании «Щедрый лес Алтая», занимающейся заготовкой грибов и ягод, в том числе в Новосибирской области. — Все прекрасно знают, зачем нужны эти средства, понимают, что другие формы расчета сельское население практически не использует, однако нам все равно наличку не выдают.
Добавим, что банковские карточки не распространены среди того контингента, который собирает дикоросы. Если только семья занимается постоянно этим, тогда, возможно, есть у них на кого-то оформленная карточка, но это нечастое явление.
Многих отпугивает низкая рентабельность сферы. Обычно дикоросы собирают семьями или группами, состав которых все время меняется. Люди сами определяют, выгодно им заниматься сбором дикоросов или нет. Когда же это становится бизнесом, то он может годами иметь нулевую рентабельность. Прибыль появляется тогда, когда предприятие выходит на серийное производство продукции с высокой добавленной стоимостью — тех же солений и джемов. Как пример: кедровый орех — продукт дешевый с низкой рентабельностью. Но Китай, закупая у нас десятки тысяч тонн ореха, делает у себя продукты глубокой переработки и получает прибыль в десятки раз выше, чем наши заготовители.
Кстати, отметим необходимость поддержки экспорта со стороны федеральных структур. Санитарно-эпидемиологические нормы и различные подходы к оценке качества сырья в зарубежных странах существенно осложняют экспорт дикоросов. «Нам нужна профессиональная команда, которая бы решала эти и другие вопросы по сбору, переработке и экспорту дикоросов в интересах всех сибирских заготовителей. К примеру, такая команда, как в Томске», — уверен Владимир Аксенов.
За примером далеко ходить не надо
Сегодня наши соседи — Томская область — подводят промежуточные итоги программы «Промышленное использование возобновляемых ресурсов до 2020 года», которая была запущена в 2013 году. Что ж, результаты впечатляют. В регионе созданы крупные производственные мощности по глубокой переработке продукции с высокой добавленной стоимостью: соки, вина из дикоросов, джемы, разнообразные соления и маринады, а также лекарства.
Но сегодня томским переработчикам не хватает местных объемов. По мнению исполкома МА «Сибирское соглашение», сейчас самое время для создания всесибирского консорциума из заготовителей и переработчиков дикоросов.
— В Томской области есть отработанные технологии. Там готовы не только сделать заказ сборщикам, но предложить бизнесу любого региона план по закупкам, срокам и объемам, а также технологическое оборудование для первичной переработки и обеспечить вместе с бизнесом контроль за качеством продукции. Идея консорциума уже получила поддержку в Иркутской, Кемеровской, Омской областях, — сообщил Геннадий Гусельников.
В основе лежит принцип разделения труда заготовки и переработки дикоросов. Если гарантировать сельскому населению безотказный забор грибов, ягод и ореха, то оно само активизируется, уверены инициаторы. Далее, с развитием консорциума опять же в каждом регионе будет производиться не только сбор, но и переработка, как первичная, так и с высоким уровнем передела. Исполком МАСС считает своей задачей подготовку реального эффективного проекта до конца 2018 года.
— Рынок дикоросов очень волатильный. То непогода, то вредители, а крупному бизнесу, особенно для выхода на экспорт, нужна стабильность. Консорциум обеспечит стабильность закупа дикоросов у населения и поставок продукции из других регионов, — убежден Геннадий Гусельников.
Новосибирск посмотрит со стороны?
Межрегиональный проект, во главе которого встанет томский бизнес в сфере дикоросов, выгоден в первую очередь ему самому. А что другие регионы? Найдет ли идея консорциума поддержку в Новосибирской области?
— О том, что в регион выдвигается гигант, который будет здесь строить свои холодильники и склады, установит точки скупки и тем самым нас, региональные предприятия, потеснит, мы слышали, — говорит Ульяна Сергеевна, представитель компании «Щедрый лес Алтая». — Прогнозов давать не буду. Посмотрим, как у них пойдут дела.
— Не только томичи, но и все остальные сибирские заготовители не сидят без дела, а активно работают в регионах, — утверждает Евгений, представитель новосибирского завода «Оптовые решения». — Важнейшим моментом в идее консорциума я считаю возможность выделения под ее реализацию федеральных денег. Это нужно томскому бизнесу. Но точно такой же консорциум можно организовать на новосибирской почве. Тем более, что по части логистики Томск нам вообще не конкурент.
Однако в МА «Сибирское соглашение» придерживаются курса на использование зарекомендовавших себя решений.
— Бизнес-модель уже отработана в Томске. Чтобы не наступать на грабли и не толкаться локтями на одном конкурентном поле, можно и нужно использовать томский опыт, — уверен врио председателя исполкома МА «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников.
При таком подходе, если проект консорциума будет реализован в ближайшее время, новосибирскому бизнесу в сфере заготовки и переработки дикоросов, а мы уже говорили выше, что он крайне малочисленный, придется выбирать, войдет ли он в бизнес с томичами на своих условиях или же будет вытеснен с рынка. Ведь достаточно консорциуму поставить высокие закупочные цены на сырье, и через некоторое время местные разрозненные предприятия разорятся. Впрочем, частным сборщикам такой поворот, возможно, даже будет выгоден. Ведь не поедут же томичи собственноручно собирать по селам корзинки с грибами и ягодами, следовательно, мелкие заготовители никуда не исчезнут. Только можно ли это будет назвать новосибирским бизнесом? И куда в таком случае пойдут налоги?
Подножный миллион: как томские предприниматели зарабатывают на дикоросах
«Я постоянно находился в разъездах между двумя городами: в Томске — жена и двое детей, в Питере — бизнес, — рассказывает Юрий Чирков. — В какой-то момент не выдержал и стал думать, на чем можно зарабатывать в родном городе. Все сибирские нефтяные скважины были заняты, на переработку леса тоже много желающих, так и появилась идея заняться ягодами и грибами».
Производство продуктов из дикоросов — перспективный рынок. С одной стороны, отрасль в упадке — ягод и грибов перерабатывается гораздо меньше, чем во времена СССР. С другой — растет спрос со стороны обеспеченных потребителей на экопродукты. На рынке дикоросов можно с нуля построить масштабный бизнес, решил Чирков. Новому бренду удалось попасть на полки «Ашана» и сибирской сети «Холидей». За первый квартал 2018 года продажи продуктов питания из таежных ягод, грибов, орехов и трав принесли «Дико Вкусно» 10 млн руб. выручки и около 1 млн руб. прибыли.
Родная почва
Выпускник Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР) 47-летний Юрий Чирков 13 лет проработал коммерческим директором в компании, которая занималась оптовой торговлей парфюмерией и косметикой в Томске. А в 2013 году вместе с приятелями основал в Санкт-Петербурге компанию ООО «Крокус Групп», которая производит бытовые товары для кухни — пакеты для мусора, салфетки и т.д. «В Питере у меня были друзья, поэтому и решили совместно с ними запустить бизнес там», — объясняет Чирков. К 2016 году благодаря заказам от крупных федеральных розничных сетей («Магнит», «Лента», «Пятерочка») оборот компании достиг 177,9 млн руб., чистая прибыль — 4,4 млн руб.
«У меня было время, деньги и, самое главное, огромное желание делать что-то у себя в Томске», — вспоминает предприниматель. В 2016 году он продал свою долю в ООО «Крокус Групп» (вырученную сумму предприниматель не оглашает), вернулся в родной город и принялся за поиск свободной ниши. Спустя несколько месяцев его близкий друг и сокурсник по Президентской программе подготовки управленческих кадров Максим Колпаков, который прежде более десяти лет работал в строительной сфере, рассказал ему об идее продавать продукты — джем, конфеты, ягодные соусы из дикоросов и других натуральных продуктов. Чиркову идея очень понравилась, и приятели вместе взялись за разработку бизнес-модели. «Конечно, мы не были уверены в перспективах, но было ощущение, что на продукты из дикоросов будет спрос», — говорит Чирков.
«В дешевом сегменте 200-граммовая баночка варенья стоит 40–60 руб. на полке, в то время как килограмм дикорастущих ягод у поставщиков — порядка 200 руб. — вот и подсчитайте, сколько в этой баночке ягод», — говорит Чирков. Приятели решили ориентироваться на премиум-сегмент, где цена 200-граммовой баночки начинается от 200 руб. В этом сегменте рынок был куда менее насыщен и в основном работали небольшие локальные производители, которые продавали продукцию в своих регионах. Чирков же сразу задумал продавать продукты из дикоросов оптом на всю Россию — в федеральные торговые сети. Для этого он решил сначала разработать узнаваемый бренд, а затем под него сформировать товарную матрицу: «Мы рассудили, что за качественный продукт из Сибири люди будут готовы заплатить».
Бери не хочу
На сегодняшний день в России есть три основных региона по заготовке и переработке дикоросов: Северо-Западный регион (Карелия, Новгородская, Псковская и Архангельская области), Центральный регион (Вологодская, Владимирская, Ивановская и Кировская области) и Сибирь (Томская область, Алтай и Красноярский край).
По данным администрации Томской области, за сезон-2017 на начало сентября местными компаниями было заготовлено 540 т грибов, 1470 т ягод, 180 т кедрового ореха, 250 т пищевых растений и 550 т хвойной лапки, что на 10% превысило соответствующие показатели предыдущего года. «Рынок дикоросов в России растет устойчиво — на 10–20% в год, но тем не менее сейчас в стране перерабатывается всего 10–50% по сравнению с тем, что производилось из дикоросов при Советском Союзе. Разрушены связи между сборщиками и производителями, — замечает управляющий партнер консалтинговой группы компаний Step by Step Анастасия Птуха. — При этом в супермаркетах днем с огнем не найти, к примеру, качественный джем из дикорастущих ягод. Рынок в этом отношении совсем не насыщен».
Варенье в подарок
На разработку торговой марки, логотипа и брендбука Чирков и Колпаков потратили в общей сложности около 500 тыс. руб. личных средств. Товарная матрица, по задумке предпринимателей, изначально состояла из 30 наименований — различных ягодных соусов, мармеладов и варенья. Вкусы выбрали нестандартные — например, «Брусника с перцем чили», «Клюква с гвоздикой» или «Калина с сосновой шишкой».
Дикорастущее сырье предприниматели решили закупать у местного населения, которое в сезон занимается сбором и заготовкой дикоросов. «Это уже давно дополнительный бизнес у людей в Сибири, и не только. Только в Томске таких бригад больше 100, на Алтае — больше 300, — объясняет Чирков. — Самое сложное было найти их контакты. Нам помогло то, что мы местные: кого-то посоветовали знакомые, а кого-то мы нашли по объявлениям о продаже дикоросов в социальных сетях и на сайте agro.ru».
Грибы и ягоды собирают всего несколько месяцев в год — предприниматели должны сразу выкупить большие партии сырья, которое замораживают и используют в течение года. Производственный цех предприниматели арендовали в Томске за 300 тыс. руб. в месяц. Закупка необходимого оборудования обошлась предпринимателям в 2 млн руб., столько же ушло на производство первой партии продукции и порядка 600 тыс. руб. — на сертификацию товаров из этой партии.
«В премиальном сегменте нашего рынка большинство игроков — совсем небольшие компании, которые используют ручной труд. Мы же организовали поточное производство и, соответственно, получили более низкую себестоимость при стабильном качестве», — объясняет Чирков. Но при этом, в отличие от лидеров рынка, производство небольшое — можно быстро переключаться с одного вида товара на другой, выпускать небольшие партии под требования конкретного заказчика.
В середине 2016 года производство «Дико Вкусно» (ООО «Прайс-Т») начало выпускать пробные партии. Компания запустила сайт, создала группы в соцсетях и наняла продажников, которые стали обзванивать торговые сети. Но все это не сработало — ретейлеры к новому поставщику отнеслись настороженно, и продажи первое время не шли.
Клиентов принес другой канал продвижения — около 1 млн руб. Чирков и Колпаков потратили на участие в специализированных продуктовых выставках, где они знакомились с потенциальными заказчиками. Партнеры приняли участие в нескольких выставках в Китае, но те, по словам Чиркова, результата не принесли — в Поднебесной сибирской экзотикой не заинтересовались. А вот благодаря участию в российской «Продэкспо» появились первые серьезные заказчики. Самым крупным стала рекламно-сувенирная компания из Москвы, которая в конце 2016-го заказала подарочные наборы из дикоросов под собственной маркой к Новому году. Выручка ООО «Прайс-Т» по итогам 2016 года составила около 8 млн руб., 75% из которой принес один заказ; прибыль — 1 млн руб.
Как новичку попасть на полки сетевых магазинов? Опыт «Дико Вкусно»
Предложить широкую и разнообразную линейку продуктов питания. Сети могут заинтересоваться каким-либо нестандартным товаром, а затем начать закупать и более традиционные вкусы.
Работать в премиум-сегменте, где сети могут получить большую маржу.
Участвовать в отраслевых выставках. Это требует серьезных затрат, но позволяет напрямую договариваться с представителями ретейла.
Соглашаться работать под собственными торговыми марками сетей. Это менее выгодно и не способствует росту узнаваемости бренда, но позволяет загрузить производство. Сейчас 30% продукции «Дико Вкусно» продается под марками сетей.
Привлекать дистрибьюторов. Своими силами небольшая компания охватить все сегменты рынка не может.
Потратиться на рекламные POS-материалы (от англ. point of sales — «в месте продажи»): фирменные прилавки, световые панели, ценники, воблеры, наклейки. И раздавать их розничным сетям бесплатно.
Дикоросы в сети
В начале 2017 года Чирков и Колпаков решили расширить ассортимент «Дико Вкусно» конфетами (кедровый грильяж и драже). Но если для консервирования и производства ягодных соусов и джемов они приобретали стандартное оборудование, то для изготовления конфет пришлось разрабатывать индивидуальное. «Вся конфетная продукция экономсегмента выполнена в форме, которую удобно делать машинным способом. Мы же хотели, чтобы наши конфеты выглядели так, как будто они сделаны вручную. Устройств для таких параметров нет ни в России, ни в других странах. Их изготавливают только под заказ».
На покупку необходимого для производства конфет оборудования предприниматели потратили около 2 млн руб. Зато нестандартная форма позволяет продавать конфеты дорого — 120-граммовая пачка стоит на полке 400 руб. Чтобы подчеркнуть сибирское происхождение продукции и оправдать высокие цены, «Дико Вкусно» изготавливает фирменные прилавки и бесплатно раздает клиентам.
Летом того же года предпринимателям удалось заключить контракт на изготовление продуктов из дикоросов для сибирской сети продовольственных магазинов «Холидей» под ее торговой маркой. Свой товар этой сети «Дико Вкусно» предложила еще в 2016 году. Чирков рассказывает: «У захода в сети есть своя специфика. Торговым комитетам по вводу ассортимента нужно много времени на то, чтобы оценить продукцию. В среднем на презентацию товара и донесение его специфики уходит до полугода. Еще три месяца может занять заключение договора». В июне Чирков и Колпаков осуществили первую поставку сети «Холидей» ягодных соусов на сумму 500 тыс. руб.
Однако предприниматели поняли, что только своими силами масштабный канал продаж в столице не построишь. В конце 2017 года «Дико Вкусно» начала работать с несколькими дистрибьюторами в Москве. «Каждый из них отвечает за определенный канал сбыта — офлайн-магазины эконаправленности, интернет-магазины, сувенирно-подарочные магазины», — говорит Чирков. В феврале 2018 года одному из посредников удалось заключить договор о поставке продуктов из дикоросов в «Ашан». Сумму договора Чирков не оглашает, но признается, что «Ашан» стал сейчас одним из самых крупных сетевых клиентов.
Помогла как раз ставка на необычные вкусы. «Основными поставщиками фруктово-ягодных соусов у нас традиционно являются Азия, Армения и Азербайджан, но предложение «Дико Вкусно» было уникальным по своему составу. Мы отобрали соусы «Брусника с перцем» и «Клюква с гвоздикой». Фруктовые и ягодные соусы к мясу только набирают свою популярность в России, и мы хотели бы предложить новые вкусы нашему покупателю», — рассказала РБК Мария Курносова, директор по корпоративным коммуникациям «Ашан Ритейл Россия». Правда, товар появится на полках только на время ежегодной акции «Барбекю», которая в этом году пройдет с 20 апреля по 3 мая. «Решение о наличии марки в постоянном ассортименте будет принято по результатам продаж», — пояснила Курносова.
Выручка ООО «Прайс-Т» за весь 2017 год составила 20 млн руб., прибыль — 1 млн руб., по словам Чиркова. 70% всех заработанных средств пришлось на заказы из Москвы. А за один только первый квартал 2018 года выручка уже превысила 10 млн руб. Чирков связывает это с успешной презентацией марки на международной выставке продуктов питания «Продэкспо-2018», прошедшей в начале февраля в Москве. «Там раскупили всю нашу продукцию, выкупили даже фирменные прилавки, которые обычно мы раздаем бесплатно», — радуется предприниматель.
Осенью 2018 года Чирков и Колпаков собираются открывать собственные розничные магазины и склад «Дико Вкусно» в Москве. По подсчетам предпринимателя, открытие одной такой точки обойдется в 5 млн руб., на прибыль магазин может выйти за три месяца. «Натуральные продукты в Москве сейчас востребованы, и открытие магазинов будет способствовать увеличению узнаваемости нашего бренда», — надеется Чирков. Правда, сейчас ему приходится опять жить на два города, как во времена работы в «Крокус Групп».
Взгляд со стороны
«Рынок дикоросов еще очень неразвит»
Борис Акимов, основатель фермерского кооператива LavkaLavka
«Открывать бизнес в сфере производства продуктов из дикоросов в стратегическом плане очень перспективно. Рынок дикоросов, особенно ягод, — сейчас один из самых динамично развивающихся в мире. Мы тоже разрабатываем проект по сбору и переработке дикоросов на территории Мурманской области. Мы еще не начали выпуск продукции, но уже видим большой интерес: имеем около десяти предварительных соглашений на закупку черники, морошки и других ягод.
Рынок дикоросов еще очень неразвит. Когда-то Россия занимала в списке экспортеров довольно значимое место, но инфраструктура, которая была в советское время, пришла в упадок. Еще одна сложность на этом рынке — это то, что он серый. Первое звено — это сборщики. Они хотят получать деньги сразу, причем наличными. Вы еще не переработали ягоды, продадите их через полгода, а вам уже сейчас нужно заплатить наличными. Представьте, сезон ягод один месяц, а вам нужно закупить 10 тыс. т товара за наличные у физических лиц. Это одна из ключевых сложностей».