Диксон чем занимаются люди
Жизнь в самом северном поселке России (26 фото)
— Здесь нет кинотеатра и мобильного интернета, автобусов и кофеен, супермаркетов и рекламных баннеров. Здесь нет ни одного человека, который бы не видел полярную ночь и зеленые переливы северного сияния, не знал бы, что делать при встрече с белым медведем и во время «актировки», не ждал бы появления полярных маков и рейсового самолета. Это Диксон — самый северный поселок России.
Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.
Диксону 102 года, но его история — это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером — она длиннее. Еще в XI—XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII—XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком — торговать.
15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», — записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.
В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.
Диксон расположен на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая — на одноименном острове. Эти части Диксона разделяет полуторакилометровый пролив, который зимой становится «зимником»
Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон — это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.
В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.
Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея — теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов — все, что осталось сегодня.
И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно — это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное — частная история семьи или человека.
Роберт Прасценис с женой Мариной возле своего дома. Роберт приехал на Диксон в середине 1970-х годов, сейчас работает в администрации, собирает архивные фотографии поселка. «Раньше люди здесь были добрее, не было злобы, а сейчас сюда часто приезжают случайные люди», — говорит Роберт
Диксон расположен в условиях вечной мерзлоты, поэтому, как и везде в Арктике, в поселке стоят дома на сваях. В таких строениях между домом и землей есть продуваемое подполье, чтобы возведенное на сваях сооружение не нагревало грунт, а, следовательно, не теряло монолитности, не подтаивало и не смещалось
В таком доме сегодня может проживать всего несколько семей. Иногда зимой наметает снега до середины двери, и тогда жителям приходится расчищать выход на улицу изнутри.
«Бураны», снегоходы, вездеходы ТРЭКОЛы и гусеничные снегоболотоходы ГАЗ-71, оставшиеся еще с советских времен, — самый распространенный транспорт на Диксоне. Только на таких «танках» зимой можно преодолеть снежные просторы тундры.
Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам.
Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел — и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья — тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», — говорит Александр.
Михаил и Зинаида Дегтяревы — одни из немногих, кто после 1990-х занимается на Диксоне рыбным промыслом. Их дети живут в Беларуси и Канаде, но рыбаки не хотят уезжать к ним на материк, потому что плохо переносят жару и потому что вдали от Диксона не чувствуют себя нужными.
В 1960—1980-х годах берега как островной, так и материковой части Диксона были усеяны балками (балок — легкий передвижной домик. — Прим. ред.), где рыбаки и охотники хранили лодки, инструменты, сети и прочие вещи, необходимые в тундре на промысле. Места скопления балков называли «Шанхай», сейчас они пустуют.
Возле Диксона водится ценная сиговая рыба — чир, сиг, муксун, нельма, а также арктический омуль. В поселке такую рыбу продают по 200 рублей за килограмм, на материке ее цена — от 500 рублей и выше. Местные жители чаще всего не покупают для себя отдельно омуля или чира, а берут сразу мешок разной северной рыбы.
«Зимник» — дорога между островной и материковой частями Диксона, проходящая по застывшему проливу Карского моря. «Зимой люди ездят сюда на вездеходе, летом — на катере. В распутицу, когда лед тает, ни катер, ни вездеход не ходят — заказывают вертолет. То же самое происходит и осенью».
Одно из работающих зданий гидрометеостанции на острове Диксон. На крыше расположен радиозонд — устройство для измерения различных параметров атмосферы, например давления, относительной влажности, температуры.
Анатолий Бухта, океанолог и бывший начальник гидрометеостанции: «В 90-е пошла разруха. Зарплату не платили по полгода, в счет зарплаты выдавали испорченные продукты. Сложно было, произошел слом: хотелось жить и что-то делать на Диксоне, а потом нет. Многие мои ровесники спились, умерли, но они не виноваты — у каждого есть свой стержень и предел излома. Ведь многие люди, которые работали инженерами, стали дворниками. Они психологически не могли преодолеть этот барьер».
Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек — одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске.
Памятник морякам–североморцам, защищавшим Диксон в годы Второй мировой войны, воздвигнут в 1972-м, находится на острове. 27 августа 1942 года немецкий крейсер «Адмирал Шеер» напал на порт Диксон. Был расстрелян и погиб в бою ледокольный пароход «Сибиряков». Однако, встретив сопротивление сторожевого корабля «Дежнев» и артиллерийского орудия с берега, «Шеер» отступил. Часть моряков погибла.
Покинутая комната жилого дома на острове Диксон. Перед тем как переселиться с острова в поселок, диксончане заколотили окна и двери, но арктический ветер повыбивал их, из-за чего многие дома зимой заваливает снегом.
Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай»», — говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона.
Заметенный снегом класс школы № 2 на острове Диксон. «Гладиолусы на 1 сентября заказывали с вертолетом. Бутерброды со сливочным маслом и черной икрой… Обалденно было», — вспоминает водитель Дмитрий Асовский.
Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон—Норильск или Норильск—Диксон по две недели.
Медведи на улицах и раз в год за бензином. Как живут в самом северном поселке Арктики
В поселке Диксон, самом северном населенном пункте Арктики и всей России, на территории в 220 тысяч квадратных километров живут сегодня примерно 300 человек. На каждого тут приходится почти по тысяче квадратных километров.
Корреспондент «Сибирь.Реалий» Денис Бевз неделю ждал летной погоды до Диксона в Норильске, чтобы увидеть жизнь самого северного поселка в мире своими глазами. Его репортаж публикуют Сибирь.Реалии.
«В этой разрухе кому еще, кроме медведей, жить»
В Диксоне повсюду можно встретить объявления о том, что после 20.00 нельзя ходить по-одному и выпускать детей без сопровождения – в поселок регулярно заходят белые медведи. Подкармливать их и пытаться с ними фотографироваться тоже запрещено.
«Здесь и волки ходят, и медведи. Могут неожиданно из-за дома или из дома выйти. В этой разрухе кому еще, кроме них, жить. Здесь их родина», – говорит диксончанин Михаил Григорьевич Дегтярев.
Охраняют поселок от медведей сотрудники полиции, так как преступности на Диксоне нет.
Еще нет здесь АЗС. До ближайшей заправки примерно 500 км, но дорог туда нет в принципе: ни зимников, ни летников, ни лесовозных трасс. Бензин нужно успеть заказать в период навигации, и тогда его завезут кораблем. Следующий раз это можно будет сделать только через год.
Диксончанин Александр Анисимов рассказывает, что обычно заказывают от одной до двух тонн бензина – на год хватает.
Цены на продукты в поселке пугают. Литр молока в ноябре здесь стоил 110–120 рублей, пачка масла – 180, сметана (350 грамм) – 200 рублей. Коммунальные платежи в разы больше, чем на материке: за двухкомнатную квартиру в месяц приходится платить около 15 000 рублей. Тариф на тепловую энергию в шесть раз больше, чем на материке.
Сотовая связь на Диксоне появилась лет десять назад, интернет и сейчас очень слабый.
«Видео никто даже и не пытается скачивать. Чтобы загрузить несколько фотографий, у меня полтора-два часа уходит», – рассказывает преподаватель художественного отделения местной школы Мария Васильевна Конищева. За интернет она платит 2,5 тысячи в месяц.
Рабочие в среднем получают 35–40 тысяч со всеми коэффициентами и «полярными» надбавками, рассказывает Александр Анисимов. Но жить можно, говорит он, потому что соблазнов меньше.
«Вы на материке с работы идете, в магазин заходите, думаете: дай-ка я куплю себе пару грейпфрутиков. А здесь зайдешь в магазин, посмотришь на цены и решишь: да не буду я брать этот грейпфрутик. Здесь по весне картошечка может стоить 360 рубликов за килограмм», – рассказывает Анисимов.
Самые большие заработки в поселке – 70–80 тысяч. Но для того, чтобы получать такую зарплату, нужно не один год отработать, чтобы накопить «полярку», рассказывает Роберт Прасценис, председатель Диксонского совета депутатов.
До 1 января 2007 года Диксон был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа. В 2007 году район ликвидировали, и Диксон стал городским поселением. Но территория бывшего района так и осталась закрепленной за Диксоном, а это 220 тысяч км², что сопоставимо с территорией Великобритании (244 820 км²).
В 80-е годы здесь проживало более 5000 человек, но сейчас население Диксона сократилось почти в 20 раз. Сегодня в Диксоне живут примерно 300 человек – на каждого получается почти по тысяче квадратных километров. По официальным данным, плотность населения здесь – ноль человек на квадратный километр.
Когда-то Диксон состоял из двух частей: часть поселка располагалась на материке, часть – на одноименном острове Диксон. Сегодня население Диксона сократилось почти в 20 раз. В 2011–2012 году с острова вывели последние семьи. Теперь там «мертвый город».
Великая Отечественная на Диксоне
Диксон – единственное место за Уралом, где в годы Великой Отечественной войны шли бои. В рамках операции «Вундерланд» немцы пытались перекрыть Северный морской путь.
25 августа 1942 года экипаж ледокольного парохода «Сибиряков» в Карском море случайно встретился с немецким линкором «Адмирал Шеер». Неравный бой длился 18 минут. 85 моряков-сибиряков погибли. 19 – попали в плен. И только одному удалось спастись. Машинист П.И. Вавилов 36 дней жил на пустынном острове, ожидая помощи.
27 августа гарнизон Диксона принял бой с «Шеером». Погибли семь моряков. «Шеер» отступил.
«Тот, кто прожил здесь, ему лучше оставаться в Арктике»
Михаил Дегтярев приехал в Диксон из Беларуси в 1956 году. Там он пережил оккупацию: отец ушел в партизаны, дом сожгли. Семья Михаила спаслась чудом.
Он всегда мечтал о море, но из-за того, что попал под оккупацию, все дороги были закрыты. Но Михаила взяли кочегаром в порт. «Здесь был рай божий. В столовой лежали большие буханки белого хлеба. Можно было наесться впрок и даже взять с собой: положить в карман и пойти», – вспоминает Дегтярев.
Отработав кочегаром и электромехаником в порту, он устроился промысловиком на отдаленное зимовье добывать песца и уехал туда вместе с женой.
В жизни супругов не раз возникали экстремальные ситуации. Во время одной из зимовок его жене Зинаиде срочно понадобилась медицинская помощь. За шкурами песцов прилетел самолет. Но летчик, следуя инструкциям, отказывался брать пассажира. Михаил поставил вопрос категорически – и Зинаиду Даниловну довезли до метеостанции на Стерлегова (пролив в Карском море), а оттуда уже регулярно ходили суда.
«На собаках я бы не смог ее вывезти. Это почти четыреста километров. Он сам пока доехал, у него три собаки на ходу замерзли», – рассказывает Дегтярев.
«Раньше меня здесь держала работа, – рассказывает Михаил Григорьевич, – а сейчас держит здоровье. Я совершенно не переношу жару. Все мои друзья, которые отсюда выехали, они все давно уже умерли. Тот, кто прожил здесь какое-то энное количество лет, ему лучше оставаться в Арктике».
Медицина
Сейчас в Диксоне один врач-терапевт. Регион живет по «общепринятым нормам» – на какое количество населения определенное количество врачей.
По его словам, помощь отдаленным поселкам оказывают мобильные бригады медиков, которые вылетают по заявкам. Но задержки рейсов на неделю и более в Таймыре – рядовая ситуация. Есть еще санитарная авиация, но санрейс может вылететь только в том случае, если существует угроза жизни. Из-за зубной боли или перелома никто не полетит.
«У нас бывали случаи с переломами. Например, у женщины был очень серьезный перелом ноги. Хирурга нет. Санрейс из-за этого не закажешь – не полетят. Дождались пассажирского рейса. Довезли женщину до самолета, погрузили. И уже в Дудинке (в районном центре) она своим ходом как-то добиралась до хирурга», – вспоминает Роберт Прасценис.
«Север притягивает людей»
Роберт Прасценис родился в Каунасе, в Литовской ССР. В училище познакомился с диксончанкой, которая стала его женой. Марина Прасценис и «открыла» для Роберта Диксон.
В 70–80-е годы люди стремились сюда попасть, в первую очередь, из-за высоких зарплат и хорошего снабжения, говорит Роберт.
«Я работал на переднем крае освоения севера – в котельной. Был электриком, начальником котельной. Одним словом, давали людям тепло. Тогда жить и работать здесь было престижно. Мы гордились тем, что с Диксона. Если на материке кому-нибудь скажешь, откуда ты – люди завидовали», – вспоминает Прасценис. Он говорит, на полярников тогда смотрели совсем по-другому: все знали тогда, что Диксон – это столица Арктики.
«Была государственная программа освоения Заполярья. Здесь была прекрасная больница. Только стоматологических кабинетов было три. Работал хирург высокой квалификации. Здесь делали сложнейшие операции».
Приезжали в поселок в основном по контракту на три года, но многие в итоге оставались.
Роберт Прасценис признается, что сам пытался уехать с Диксона: нашел работу в Москве, в «солидной организации начальником снабжения». Но через два года все бросил и вернулся.
«Север притягивает. Никто не может толком объяснить, что это за притяжение такое. Когда дует пурга, мне нравится гулять по улице. Знаешь ведь, что стихия сильнее тебя, но когда ты ее преодолеваешь, сам себя начинаешь уважать. Трудности притягивают людей», – рассуждает Прасценис.
Сегодня он возглавляет местный совет депутатов. Собирает исторические сведения об освоении Арктики, о жизни в Заполярье и мечтает разработать туристические маршруты по местам, связанным с развитием Северного морского пути.
«Освоение Арктики – одна из величайших страниц в истории нашей страны. Но о ней мало кто сегодня знает. В современных школьных учебниках об этом вообще ничего нет. А ведь мы могли бы гордиться достижениями нашей страны в Заполярье».
Похороны на Диксоне
Еще одна проблема в этих краях – похороны. По закону нельзя похоронить усопшего, пока причину смерти не исследует патологоанатом. Надо ждать, пока он прилетит. Поэтому нередко на севере покойники просто лежат в холодных сараях.
Нина Бетту, представитель народа эвенки, житель отдаленного поселка Хантайское Озеро:
– По нашим обычаям, покойник не должен долго лежать в доме. Понимаете? Если ты долго не предаешь тело земле, покойник следующего зовет за собой. Род начинает вымирать. Люди ждут, ходят в администрацию, созваниваются. Но потом люди устают ждать и хоронят.
А с другой стороны, судмедэксперта тоже надо понять, говорит Нина Бетту.
«Вот у нас был такой случай, и смех и грех. Полетел судмедэксперт в Усть-Авам. Его высадили и на обратном пути должны были заехать. Но по погодным условиям вертолет вернулся назад, не залетая в Усть-Авам. Пурга была страшная. И вот представляете, человек прилетел на полчаса, ничего с собой не взял – ни зубную щетку, ни сменное белье, а задержался на неделю».
Дети Диксона
В Диксоне, на материковой части, есть детский сад и средняя школа. Вот только детей год от года остается все меньше и меньше.
Всего в диксонской средней школе сегодня 36 учеников: с 1-го по 11-й класс.
Мария Васильевна Конищева, преподаватель художественного отделения, говорит, что северные дети – особенные. «Они более скромные. Более чувствительные к ярким цветам. У нас здесь преобладают холодные голубые, зеленоватые цвета. Наши дети редко видят осень, раннюю весну. Один из наших выпускников поступил в вуз, выехал на материк и писал оттуда маме: «Я наконец-то увидел осень. Здесь такие яркие оранжевые, красные цвета. Я никогда не видел столько ярких красок».
Единственная восьмиклассница Настя Красильникова хочет, чтобы в поселке появился хотя бы еще один ее ровесник: скучно сидеть одной в классе на занятиях.
Ученики Вадим Клестов и Александр Хомяченко остаться жить здесь не планируют, но на вопрос, гордятся ли своим происхождением, смеясь отвечают: «Конечно, всего триста человек диксончан в мире осталось».
Учитель истории Альберт Менгажем говорит, что, наверное, и сам бы не советовал ребятам оставаться в Диксоне.
«Человек живет надеждой на улучшения, на нужность: что он нужен своей стране, нужен своему поселку. А если ребенок видит, поселок умирает, медленно, вялотекуще, но умирает. И нет никакой надежды, что ты вернешься – и будет лучше, и ты будешь нужен. Самое главное – на севере потерялась надежда».
Альберт Менгажев рассказывает, что Арктику начали осваивать, потому что была стратегия освоения севера людьми, чтобы люди здесь жили постоянно. «Не так, как в Канаде, например, где вахтовым методом осваивают природные ресурсы. А мы осваивали человеком. Люди здесь жили, терпя лишения. Из года в год, из поколения в поколение, действительно, адаптировались к этим условиям. И становились такими профессионалами по выживанию в Арктике», – говорит историк.
Он считает, что идея поселить человека в Арктике утопична. Прежде всего, потому что неэкономична, убыточна. «Но это великая идея. Может быть, это идея будущего. Но в ближайшие 50–100 лет такой идеи больше не появится».
Прошлое и будущее самого северного посёлка России
Посёлок городского типа Диксон не зря называют «краем земли» или «краем света»: он находится на берегу Северного Ледовитого океана – на побережье Енисейского залива, полуострове Таймыр и острове Диксон.
Представляем 10 интересных фактов, которые расскажут вам об одном из самых северных населённых пунктов России — Диксоне.
1. В 2020 году поселок отметил свой 105 юбилей
Днем основания считается 7 сентября 1915 года, когда здесь заработала первая радиостанция. Первая же постройка в гавани Диксона появилась 120 лет назад – в 1901-м.
Своим названием этот населённый пункт обязан исследователю Арктики Нильсу Норденшельду. В 1875 году в одной из своих экспедиций он обнаружил и нанёс на карты удобную гавань на Енисее, которую назвал в честь Оскара Диксона, давшего деньги на его полярные экспедиции.
Но только в 1915 году русские исследователи начали осваивать эти земли.
2. «Золотые годы» советской Арктики
В советское время Диксон обслуживал полярную станцию с блоком радиосвязи, метрологической и геофизической обсерваторией. Во время Второй мировой войны стратегическое положение Советского Союза в Арктике стало очевидным. Во время Холодной войны здесь был построен аэродром и размещены мелкие воинские части.
Со всех концов огромной страны прибывали на «освоение Севера» высокообразованные специалисты и ученые в области гидрографии, метеорологии, картографии, биологии, а также связисты, летчики, строители, учителя. В 1980-е, на которые пришелся расцвет поселка, здесь проживало более 5 000 человек. С островом и портом Диксон тесно связана история героического освоения Северного морского пути.
3. Все проблемы решаются через «материк»
Диксон – городское поселение, состоящее из одного населенного пункта. Несмотря на такую самостоятельность, все административные вопросы надо решать с руководством Красноярского края. Для этого необходимо преодолеть расстояние в 2507 км до Красноярска.
Неудивительно, что жители Диксона смотрят на свой дом как на изолированный остров в тундре. Все другие города, южнее, для них находятся на «материке».
4. Огромное пространство – минимум жителей
Сейчас в посёлке живёт 529 человек (данные 2020 года).
Большое число заброшенных многоквартирных домов постепенно разваливаются и вряд ли будут когда-нибудь пригодны для жилья.
Согласно официальной статистике, плотность населения сегодня составляет 0,003 человека на квадратный километр с учетом территорий муниципальных земель в виде непроходимой тундры.
5. Зима, которая длится 9 месяцев
Лето на севере короткое. Лед на реке обычно тает к середине июня и снова замерзает в начале октября. В некоторые особо холодные годы горожане передвигаются до середины июля на снегоходах по полутора километровому заливу Вега, соединяющему две части пгт Диксон.
Полярная ночь, когда солнце круглосуточно находится за горизонтом, длится 82 дня. Средняя температура зимой – 30°C, летом + 9°C. Самая плохая погода – это штормовой ветер порывами до 15-30 метров в секунду и низкие температуры, до минус 40°C. В такие дни детям не разрешается выходить из дома.
6. Со школой и садиком, но без больниц и Ютьюба
Несмотря на малое количество людей, в Диксоне есть школа, детский сад и даже Школа искусств. У диксонской школы есть прекрасный информативный сайт, по данным которого на 1 сентября 2020 год в списках было 29 учеников и 12 дошкольников. В учебном заведении 13 учителей и 15 работников обслуживающего персонала, которые делают все, чтобы дети шли в ногу со временем.
Несколько лет назад закрылась единственная поселковая больница, потому что в Диксоне просто не было врачей. Если что-то пойдет не так, единственный способ получить помощь – это вызвать по радио самолет скорой медицинской помощи. Также в пгт периодически приезжает врач, который осматривает жителей.
Первая мобильная сеть появилась в поселке 10 лет назад. Интернет есть, но соединение всё ещё настолько слабое, что для загрузки нескольких изображений понадобится ждать больше часа. Телекоммуникационные компании не видят смысла вкладывать средства в развитие такого далёкого от цивилизации места.
7. Купить бензин можно лишь один раз в год
У жителей пгт Диксон нет возможности заправить машины, когда им захочется. Здесь нет заправочного пункта, а ближайший находится в 500 км. Но доехать туда всё равно нельзя – дорог нет. Чтобы купить бензин, придётся сделать заказ на партию, которая прибывает не чаще, чем раз в год морским путем. Поэтому есть только один шанс, которым надо обязательно воспользоваться.
Как ни странно, машин в посёлке совсем немного. Бензин необходим в основном для снегоходов и катеров – самого популярного транспорта в посёлке. Во время навигации жители заказывают до двух тонн топлива, которого хватает на год.
8. Полиция всегда защитит. от медведей
Преступности в Диксоне практически нет, но у полиции все еще есть работа. Она в основном сводится к защите от волков и белых медведей, которые часто забредают в поселение, чтобы перекусить.
Есть местная смс-служба, предупреждающая о приближении медведей и напоминающая о том, что не стоит выходить на улицу после 8 вечера, кормить медведей и пытаться делать с ними селфи.
Однако, по словам жителей, самый надежный способ предугадать опасность – это наблюдать за собаками. Если они ведут себя, как обычно, то все в порядке. Когда кто-то из местных замечает медведя, то звонит в городскую администрацию и полицию – они выезжают по адресу, чтобы прогнать хищника.
Кстати, на гербе Диксона изображен белый медведь.
9. Специальное разрешение на въезд
Добраться сюда можно только по воздуху. В островной части Диксона есть аэропорт, который еженедельно принимает много повидавшие самолеты Ан-26. То же касается продуктов и расходных материалов – их доставляют по воздуху, так что делать покупки в Диксоне точно недешево.
10. Американский город-побратим российского Диксона
В начале перестройки журналист газеты «Советский Таймыр» Борис Иванов начал переписываться с журналистом издания «Диксон телеграф» Биллом Шоу из города Диксон в штате Иллинойс. После этого русские журналисты приехали в США, а в Советский Союз прибыли их американские коллеги. Они и придумали эмблему городов-побратимов: сердце, поделенное надвое, одна его половина – американский флаг, другая – российский. Американский город Диксон достаточно известен. Здесь прошло детство бывшего президента США Рональда Рейгана. Переписка между жителями городов-побратимов продолжается до сих пор.
Несмотря на запустение, проблемы с государственными дотациями и их распределением, диксончане с оптимизмом смотрят в будущее. Благодаря началу добычи нефти на континентальном шельфе и в связи с планами по развитию Северного морского пути, есть надежда, что Диксон вернет свою стратегическую позицию. Предположительно, на нем будут расположены гражданские и военные базы.
Жители посёлка, которые не планируют из него уезжать, верят, что в будущем Диксон будет выглядеть ничуть не хуже, чем арктические поселения Норвегии, Исландии и Гренландии.