Диктант по памяти что это такое
Методический материал «Виды диктантов и методика их проведения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды диктантов и методика их проведения.
МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А.В. г. Владикавказ
Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.
Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный тем, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить чётко или выписать на доске.
После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 – 7 минут урока.
Такова методика проведения контрольного диктанта.
Остальные виды диктантов представляют с собой методический прием обучения правописанию. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.
Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют работу. Диктант может быть осложнен дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные, проверяемые и непроверяемые ударением; выделить окончания имён прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила правописания.
Зрительные диктанты отличаются тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.)
Письмо по памяти проводится с целью закрепления навыка правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знают препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила (если они есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места»
Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Ценность предупредительного диктанта состоит в том, что в этом орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.
Объяснительные диктанты в большей степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.
Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и записывают в тетрадь. Затем кратко объясняют написанное.
Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами предупреждения ошибок. По усмотрению учителя, для предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а остальные предложения записываются с последующим обсуждением. В заключение этой работы проверяется написанное. Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов, включающих основные изучаемые орфограммы.
Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.
Творческие диктанты тоже обучающие, но с существенным отличием в том, что ученики, опираясь на данные слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения и закрепления изученного материала. Методика разнообразна и может включать элементы зрительного и слухового диктантов. Материал должен постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися, обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. Дети выбирают лучшие варианты предложений, обосновывают свой выбор. Примерно в такой же последовательности идёт работа с творческими диктантами по опорным словам.
Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем, что дети запоминают не одно, а несколько предложений, связанных по смыслу.
В этом виде диктанта дети свободно выбирают слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Дети должны обязательно употреблять
определённые слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и интересен учащимся.
Методика такова: сначала учитель читает весь текст для общего восприятия содержания. Затем читает его по логически законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по логически законченным частям, учащиеся записывают его, как запомнили (по 3-5 предложений). Добиваемся не дословной передачи содержания текста учащимися, а их умения понять главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская наиболее существенного.
Затем проводится проверка написанного. Надо обращать внимание на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и правильное построение предложений.
Ценность этого вида диктанта в том, что он способствует совершенствованию навыков грамотного письма и правильному употреблению грамматических форм, а так же развитию письменной речи.
Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов, соответствующего действующим нормам.
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998
2. Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997
Диктант по памяти
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Диктант
по
памяти
Учитель русского языка и литературы
Бойко Жанна Геннадьевна
Описание слайда:
Выделите корни с безударными гласными. Выучите наизусть. Запишите по памяти
Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг,
Порвал листок, швырнул в ведро,
В ведре раздался стук.
Описание слайда:
Объясните согласные и безударные гласные в корне слова. Запишите по памяти.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
Описание слайда:
Объясните согласные и безударные гласные в корне слова. Запишите по памяти.
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные,
Самые заметные.
(сыроежки)
Описание слайда:
Объясните постановку запятых.
Запишите по памяти.
Стоит толстячок,
Подбоченил бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(самовар)
Описание слайда:
Выделите орфограмму «О-Ё после шипящих» Запишите по памяти.
Шел по улице жучок
В модном пиджачке,
На груди блестел значок.
А на том значке
Нарисован был жучок
Тоже в пиджачке
Описание слайда:
Выделите изученные орфограммы. Напишите по памяти.
Что за художники или художницы
В школу приносят ножи или ножницы
И вырезают на партах узор?
Этим художникам стыд и позор!
Описание слайда:
Объясните постановку запятых.
Напишите диктант по памяти.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала.
Две матрешки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
Описание слайда:
Выделите орфограмму «О-Ё после шипящих» Запишите по памяти.
Шел по улице жучок
В модном пиджачке,
На груди блестел значок.
А на том значке
Нарисован был жучок
Тоже в пиджачке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Великий и могучий русский язык
Тренировка к сдаче ЕГЭ. Вводные слова
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Тесты по теме Морфемика русского языка
Добро пожаловать в страну Лингвинию!
Признаки и сущность словосочетания
Понятие о деепричастии как особой форме глагола
Сведения о наречии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5373952 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Выступление по теме: «Виды диктантов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Всем известен классический диктант, который часто называют то итоговым, то административным, то контрольным, когда дети записывают под диктовку текст. Каждый из нас прошел через это нелегкое испытание, и у каждого остались свои воспоминания о нем. Зато мало кто знает, что видов диктанта гораздо больше, и что при разнообразной и творческой работе над диктантом у ребенка может поменяться само представление о нем.
На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов:
Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная же цель контрольных – проверка уже усвоенных знаний.
Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям, проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.
Изучая методическую литературу по данной теме, я разделила виды обучающих диктантов на две категории – традиционную (те диктанты, которые применяют в своей практике все учителя) и нетрадиционную (те диктанты, о которых слышали, но по разным причинам не применяли или почти не использовали на уроках)
В первую группу я отнесла словарные, выборочные, комментированные, подготовленные, зрительные, письмо по памяти, предупредительные и объяснительные диктанты.
При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.
Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.
Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.
Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух или зрительно, выделяют трудные в орфографическом отношении слова и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.
При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.
Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.
Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.
Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.
Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.
Ко второй группе я отнесла графические, восстановленные, творческие, свободные, диктанты по желанию, зрительные диктанты по Федоренко, «цифровое кодирование» и диктант «Проверяю себя». Именно на методике проведения этих диктантов я хочу заострить своё внимание.
Творческий диктант. Это упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями) или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.
Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены отдельные предметы. Учитель диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.
Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Время свободного диктанта – до 10 минут.
Диктант «Проверяю себя» В процессе записи текста дети подчеркивают или пропускают все те орфограммы в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя. Замечательно, если написание орфограммы объясняют сами дети.
Учитель читает предложение один раз. Учащиеся повторяют его шепотом. Учитель читает предложение повторно. Все составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Этот прием работы развивает способность моделировать абстрактные явления языка и тем самым способствует развитию мышления.
Цифровой диктант, как и графический, заостряет внимание учащихся на синтаксической конструкции текста, но он требует менее интенсивной работы по анализу языкового факта.
Восстановленный диктант
Озаглавливается текст. Выписываются слова с безударными гласными корня или просто существительные. Дети восстанавливают по ним продиктованный текст.
Изучая материалы по этой теме, я познакомилась с ещё одним видом диктанта – диктантом по желанию. Преимущество у этой формы работы перед остальными заключается в том, что давать его можно уже, начиная с первого класса, а самое главное – он оставляет за ребенком право выбора показа работы учителю. Только не подумайте, что диктант по желанию подразумевает под собой ситуацию: «Хочу – пишу, не хочу – не пишу». Писать детям приходится в любом случае. Другое дело – показывать учителю или нет. Суть работы заключается в следующем. Учитель диктует классу какой-то текст или просто набор предложений на определенную тему. Текст повышенной трудности, в котором нет так называемых разгрузочных предложений. Все довольно трудные, соответственно теме.
Ученики записывают первые два предложения. После их написания учитель представляет шкалу оценки данного предложения. Например, ноль ошибок – «5», одна ошибка – «4», до трех ошибок – «3», более трех ошибок – «2». Далее учитель спрашивает, кто из ребят готов сдать свои работы.
По условию диктанта, которые оговариваются в начале урока, от класса обязательно после каждой пары предложений на учительский стол должны отправиться две – три тетради, в зависимости от наполняемости класса.
Учитель с ходу проверяет работы, комментируя каждую орфограмму, встретившуюся в предложениях, и ставит оценки. Таким образом диктуется весь текст. За учениками остается право выбора добровольца. Показать работу ученик может только один раз. Другое дело, что если ребенок не уверен в каком-то конкретном предложении, то, скорее всего, он его и не покажет учителю – выручит одноклассник, зато уже в следующем при наличии уверенности он может выручить какого-то еще, кто бы не хотел показывать свое предложение. За урок, как правило, учитель опрашивает весь класс и всем ставит оценки. Ему остается только проследить, чтобы все ученики записали в итоге текст целиком и сами исправили свои ошибки. Но это он может сделать уже при проверке тетрадей.
Особенность данной работы заключается в том, что диктант, не теряя всей своей серьезности и всех своих характерных черт, преподносится детям в форме некоторой игры по правилам. В итоге дети получают определенную свободу – а значит внутреннюю раскованность, но взамен обязуются выполнять возложенные на них обязанности.
Таким образом, меняются ролевые позиции учеников. Они становятся не безмолвными исполнителями воли учителя, которым необходимо пройти через все препятствия, расставленные составителями текста, а участниками некоторой игры, в которой у них есть право на выбор.
Немаловажным является то, что дети сразу узнают свои оценки, понимая, за что им их поставили и где конкретно они допустили ошибки.
Данный вид диктанта – еще одна форма сотрудничества между учеником и ребенком, еще один шаг к тому, чтобы ученик доверял учителю, предмету, школе и не боялся их.
Подробнее хочу остановиться на использовании зрительных диктантов И.Т. Федоренко для совершенствования технической стороны чтения младших школьников.
Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: вывешивается плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (предложения можно написать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно постепенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только одно предложение. Дети в течение определенного времени, которое для каждого предложения указано профессором И. Т. Федоренко, читают это предложение молча и стараются запомнить. По истечении времени (от 4 до 7 сек.) предложение вновь закрывается, а ученики по памяти записывают его в тетрадь. Затем следует экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения и т.д.
На такую работу с одним набором предложений на уроке русского языка должно уходить от 6 до 8 минут. Записи дети могут проверить самостоятельно. Если учащиеся во время самопроверки делали исправления в предложениях, то необходимо на следующий день повторить работу с этим же набором. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Кроме того, хотелось бы остановиться на методике написания диктантов, предложенной Петром Семеновичем Тоцким.
Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Автором разработана система тренировки орфографической зоркости, в основе которой необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны.
Предлоги, частицы, союзы надо произносить отдельно, как самостоятельные части речи. При орфографическом проговаривании слова надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе. После троекратного повторения за учителем дети успешно освоят особенности фразы или текста. Начинают писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
В заключении хотелось бы отметить важность проведения работы над ошибками после каждого диктанта. При проведении данной работы, возможно использование такого вида работы, как «Письмо ученому соседу».
Цель работы – развивать умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки.
ПИСЬМО УЧЕНОМУ СОСЕДУ
Дорогой друг, сегодня получил свою к_нтрольную работу и хочу под_лит_ся с тобой __________, потому что п_лучил ___________. А ошибок-то всего ______________.
Ты знаешь, оказывается, слово _________ пишется с буквой ______, так как ______________________. Жаль, конечно, но я и не знал, что слово __________ пиш_тся через ____, потому что _________________. А еще я д_пустил ошибку в слове _____________, но теперь я запомнил, что _______________________. Представляешь, такое простое слово, как _________, я написал с ошибкой только из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомн_вался в написан_ слова __________________, зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом ________________________________________________________________________. Несколько ошибок я д_пустил на правило________________________________________________________. А слова____________________________________________________________ мне следует просто запомнить. Правда, правило о __________________________ я еще не изучал, поэтому и слово _____________ написал неправильно.
Думаю, что в следующ___ работе я учту все зам_чания и нап_шу ее на ___________.
А теперь, мой друг, я пр_щаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если вдруг я д_пустил ошибку, исправь, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню, ведь человеку свойственно ошибат_ся, и считаю, что не стыдно не знать, но стыдно не учит_ся.
В своей работе я стараюсь сделать все возможное для того, чтобы поставить детей в такие условия, когда ошибки почти исключены. Приучаю детей чаще обращаться к словарям, различным справочникам. Напоминаю одно из важнейших «наших» правил: «Сомневаешься – не пиши!» (Всегда есть возможность заглянуть в словарь, спросить у учителя.)
Конечно, кроме вышеперечисленных видов, во время подготовки к своему выступлению, я встретила ещё много необычных диктантов. Есть диктанты, которые можно применять и на уроках русского языка, и на уроках математики. Например:
Спичечный диктант Это упражнение прекрасно развивает не только пространственные представления ребенка, но и слуховое внимание.
В арианты работ по данному виду диктанта:
* Восприятие на слух.
* Зрительное восприятие, копирование по памяти.
* Самостоятельное составление рисунков и фигур.
Взрослый выкладывает на ровной однотонной поверхности (можно использовать поверхность стола или лист плотной цветной бумаги) фигурку из спичек и просит ребенка самостоятельно в точности повторить ее.
Начните с самых простых форм (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб) и простейших рисунков (флажок, лесенка, домик, елочка, конфета, звездочка и т. п.) Постепенно переходим от простых изображений к более сложным.
Изображения, сложенные из спичек, можно использовать также для тренировки памяти. Спичечная картинка рассматривается ребенком в течение 30 секунд и затем выкладывается им по памяти, без зрительного образца.
При выкладывании фигурок из спичек можно развивать и другие навыки:
— считать спички, из которых составляется изображение;
— если спички окрасить в разные цвета, то можно считать спички одного цвета;
— считать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков и т. п.);
— считать уголки фигурки (острые и тупые).
Наконец, можно предложить ребенку попробовать самому придумать и сложить фигурку, написать своё имя.
Давайте попробуем провести этот диктант:
— Положите перед собой коробок спичек.