Диктант по памяти что это
Диктант по памяти
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Диктант
по
памяти
Учитель русского языка и литературы
Бойко Жанна Геннадьевна
Описание слайда:
Выделите корни с безударными гласными. Выучите наизусть. Запишите по памяти
Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг,
Порвал листок, швырнул в ведро,
В ведре раздался стук.
Описание слайда:
Объясните согласные и безударные гласные в корне слова. Запишите по памяти.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
Описание слайда:
Объясните согласные и безударные гласные в корне слова. Запишите по памяти.
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные,
Самые заметные.
(сыроежки)
Описание слайда:
Объясните постановку запятых.
Запишите по памяти.
Стоит толстячок,
Подбоченил бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(самовар)
Описание слайда:
Выделите орфограмму «О-Ё после шипящих» Запишите по памяти.
Шел по улице жучок
В модном пиджачке,
На груди блестел значок.
А на том значке
Нарисован был жучок
Тоже в пиджачке
Описание слайда:
Выделите изученные орфограммы. Напишите по памяти.
Что за художники или художницы
В школу приносят ножи или ножницы
И вырезают на партах узор?
Этим художникам стыд и позор!
Описание слайда:
Объясните постановку запятых.
Напишите диктант по памяти.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала.
Две матрешки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
Описание слайда:
Выделите орфограмму «О-Ё после шипящих» Запишите по памяти.
Шел по улице жучок
В модном пиджачке,
На груди блестел значок.
А на том значке
Нарисован был жучок
Тоже в пиджачке
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Великий и могучий русский язык
Тренировка к сдаче ЕГЭ. Вводные слова
Глагол в русском языке в теме о кулинарии
Тесты по теме Морфемика русского языка
Добро пожаловать в страну Лингвинию!
Признаки и сущность словосочетания
Понятие о деепричастии как особой форме глагола
Сведения о наречии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5373952 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чудо-упражнение: свободный диктант
В нашем сообществе мы уже обсуждали вопрос, как научить ребёнка писать изложение, рассматривали специальный алгоритм, некоторые наши читатели уже им воспользовались и прислали свои отзывы. Очень рада, что мои советы и приёмы помогают.
Мы уже говорили о том, что изложение — это специальное речевое упражнение — письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начинать с устного пересказа и письма по памяти (в 1-м классе), а во 2-м классе добавить предварительное письменное упражнение — свободный диктант.
Что такое свободный диктант? Помню, после экзамена по методике преподавания русского языка на четвёртом курсе в МПГУ заведующий нашей кафедрой Михаил Трофимович Баранов рассказал, как его студентка на вопрос о том, что такое свободный диктант, ответила: «Это когда учитель диктует, а ученик хочет пишет, а не хочет — не пишет».
На самом деле, конечно, свободный диктант — это совсем другое. Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать писать свободные диктанты можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить их как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение.
КАК ПРОВЕСТИ СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ?
Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании. И вообще тексты для свободных диктантов должны быть короткие, меньше по объёму, чем тексты для изложения.
1. Ребёнок слушает текст, следит по книге, озаглавливает текст.
2. Ребёнок слушает 1-й абзац. Проводим его анализ.
3. Ребёнок слушает 2-й абзац. Проводим его анализ.
4. Ребёнок слушает 1-й абзац и записывает так, как запомнил. Затем слушает 2-й абзац и тоже записывает, как запомнил.
То есть, получается, что мы диктуем текст, но не по предложениям, а по абзацам, а ребёнок записывают, как запомнил, — излагает содержание абзаца. А поскольку абзац короткий и мы его проанализировали, получается почти письмо по памяти.
Если ребёнок научится писать свободные диктанты, с изложением он будет справляться гораздо лучше.
Покажу на примере, как можно провести свободный диктант во 2-м классе (лучше начинать во втором полугодии).
1. Послушай текст, следи по книге. О чём он? Озаглавь текст. Напиши заглавие в тетради.
Тихо зимой в лесу. На снегу у куста большой след. Вот ещё следы. А если это медведь? Нет, медведь спит.
На пеньке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи.
6. Закрой текст. Послушай 2-ю часть. Сколько в ней предложений? (Тоже пять.)
7. Перескажи 2-ю часть текста.
8. Открой и перечитай 2-ю часть. В каких словах можно допустить ошибки? Подчеркни орфограммы-буквы, объясни. Устно подбери проверочные слова, где это нужно.
9. Закрой текст. Послушай ещё раз 1-ю часть. Напиши так, как запомнил.
10. Послушай ещё раз 2-ю часть. Напиши так, как запомнил.
11. Проверь свою запись: найди и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений.
12. Открой текст и сравни со своей записью: сколько в 1-м абзаце предложений? А у тебя? Сравни предложения. Твои могут отличаться, их может быть меньше или больше, но вместе они должны передавать тот же смысл. Так же сравни 2-ю часть в тексте и у себя. Если заметил ошибки в словах, исправь.
13. Оцени свою работу: что получилось хорошо, а что не очень хорошо. Расскажи, чему тебе нужно научиться.
Методический материал «Виды диктантов и методика их проведения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды диктантов и методика их проведения.
МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А.В. г. Владикавказ
Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ
Диктант – это такой вид письменной работы, при котором учитель диктует текст. А учащиеся записывают на основе сложившегося ранее навыка письма. Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка.
Весь текст прочитывается выразительно, медленно. Учащиеся слушают его, уясняя содержание. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Желательно, чтобы ученики запомнили предложение и «про себя» повторили его до записи: это предупреждает переспрашивание. Учитель при диктовке текста должен выдержать равномерный тем, чтобы не было отстающих в письме. Важно читать текст достаточно громко, внятно. Чтение должно быть подсказывающим или, наоборот, «подлавливающим» учеников. Если в диктанте встречаются слова на ещё не изученные правила, то эти слова следует произносить чётко или выписать на доске.
После записи всего текста учащимся учитель прочитывает его целиком. Учащиеся следят по тетрадям, проверяя написанное. На проверку отводится 5 – 7 минут урока.
Такова методика проведения контрольного диктанта.
Остальные виды диктантов представляют с собой методический прием обучения правописанию. Все они носят обучающий характер и применяются в сочетании с другими видами письменных работ.
Выборочные диктанты ставят целью отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Затем учащиеся самостоятельно выполняют работу. Диктант может быть осложнен дополнительным заданием, например: подчеркнуть гласные, проверяемые и непроверяемые ударением; выделить окончания имён прилагательных и т. д. Выборочный диктант позволяет выявить у учащихся осознанное усвоение изучаемого правила правописания.
Зрительные диктанты отличаются тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами (непроверяемых написаний, гласных после шипящих, двойных согласных и др.)
Письмо по памяти проводится с целью закрепления навыка правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знают препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила (если они есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места»
Предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Ценность предупредительного диктанта состоит в том, что в этом орфографическом упражнении чередуются анализ и синтез. Ошибки предупреждаются до записи текста. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.
Объяснительные диктанты в большей степени способствуют развитию самостоятельности учащихся в усвоении программного материала. Объяснительный диктант проводится тогда, когда ученики достаточно хорошо усвоили правила правописания и могут самостоятельно применять их в практике письма.
Методика проведения данного вида диктанта заключается в том, что текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи. Учитель диктует предложение, учащиеся повторяют его и записывают в тетрадь. Затем кратко объясняют написанное.
Однако объяснительный диктант можно проводить и с элементами предупреждения ошибок. По усмотрению учителя, для предупреждения ошибок может быть взята часть текста, а остальные предложения записываются с последующим обсуждением. В заключение этой работы проверяется написанное. Это может быть проверка всего текста или же отдельных слов, включающих основные изучаемые орфограммы.
Проводить этот вид работы с грамматическим и орфографическим заданиями.
Творческие диктанты тоже обучающие, но с существенным отличием в том, что ученики, опираясь на данные слова или словосочетания, самостоятельно создают текст. Творческий диктант способствует развитию самостоятельности учащихся, их речи и мышления и служит средством повторения и закрепления изученного материала. Методика разнообразна и может включать элементы зрительного и слухового диктантов. Материал должен постепенно усложняться. Сначала диктанты этого вида представляют собой слова для составления отдельных предложений или начало предложения, которое нужно закончить. Затем учащимся могут быть предложены опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Первые предложения, составленные учащимися, обязательно подвергаются коллективному разбору. Предложения оцениваются с точки зрения их смысла, правильности их построения и наличия в них слов с изучаемой орфограммой. Дети выбирают лучшие варианты предложений, обосновывают свой выбор. Примерно в такой же последовательности идёт работа с творческими диктантами по опорным словам.
Свободные диктанты отличаются от других видов диктантов тем, что дети запоминают не одно, а несколько предложений, связанных по смыслу.
В этом виде диктанта дети свободно выбирают слова и сочетания слов при сохранении общего смысла предложений. Дети должны обязательно употреблять
определённые слова на изучаемые правила. Текст диктанта должен быть прост, с легко запоминающимся сюжетом, понятен и интересен учащимся.
Методика такова: сначала учитель читает весь текст для общего восприятия содержания. Затем читает его по логически законченным частям с выяснением главной мысли отрывка. Далее следует пересказ текста, после чего учитель снова читает текст по логически законченным частям, учащиеся записывают его, как запомнили (по 3-5 предложений). Добиваемся не дословной передачи содержания текста учащимися, а их умения понять главную мысль прочитанного и записать текст, не пропуская наиболее существенного.
Затем проводится проверка написанного. Надо обращать внимание на орфографическую грамотность, на точное употребление слов и правильное построение предложений.
Ценность этого вида диктанта в том, что он способствует совершенствованию навыков грамотного письма и правильному употреблению грамматических форм, а так же развитию письменной речи.
Тексты контрольных диктантов даны с указанием количества слов, соответствующего действующим нормам.
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Флинта, Наука, 1998
2. Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.,1997
Урок письма в 1 классе. Тема «Введение представления о зрительном диктанте (письме) по памяти».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок письма в 1 классе
(программа «Перспективная начальная школа»)
Тема «Введение представления о зрительном диктанте (письме) по памяти».
Цели: введение представления о зрительном диктанте (письме) по памяти; соблюдение правильной позы при письме, графических навыков письма изученных букв; развитие речевых умений, внимания, памяти, мышления; воспитание позитивного отношения к письму как виду речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: будут учиться правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; писать буквы на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.
УУД: будут учиться оценивать результат своей работы; использовать на доступном уровне логические приёмы мышления; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Прижмите ладошки к себе, кулачки. А теперь частичку своего настроения передайте мне, а я вам. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. А я вам желаю быть активными, добрыми, мыслящими.
Всё ли готово к уроку? У каждого ли на столе: тетрадь по письму, конверт с заданиями, ручка и карандаши?
Вспомним гигиенические правила письма: как сидеть за столом (положение всего корпуса)? как расположить тетрадь (положение листа, рук)? как держать ручку (положение ручки, движение руки по строке).
Постановка учебной задачи.
У нас гостья. А кто, да и за чем пожаловала, узнаете после того, как послушаете одну сказочную историю с участием пера, чернильной резинки и промокашки, которая приключилась в Лесной школе с нашей гостьей.
Догадались ли вы, что это за перо? что такое чернильная резинка? а промокашка? (Иллюстрации пера, чернильной резинки, промокашки.)
Жила-была чернильная Капля на кончике пера, радовалась она своему цвету, тонким линиям,
которые рисовались ею с помощью чуда-пёрышка, но больше всего Капелька любила
старательно изображать буквы в тетрадке у Зайчика, где ей приятно было бывать. Уж очень
красивые буквы получались у Зайчика – ученика Лесной школы.
Но однажды, когда Капля, как всегда выводила буквы, не удержалась на кончике пера, стекла
и превратилась … в пятнышко, Кляксу.
Радоваться или грустить?
Теперь капелька – пятнышко, но куда исчезли буквы, они не похожи на себя, видны только
палочки, крючочки, полуовалы.
Зайка, увидев это, рассердился, взял промокашку, чернильную резинку, и … прогнал Кляксу,
стерев её, но и в другие тетрадки Кляксу не пускают.
Горько стало Кляксе. Как быть Кляксе теперь?
Ребята, вы догадались кто у нас в гостях?
Вот эта Клякса (модель игрушечной Кляксы), ребята, и пришла к нам за помощью. Поможем ей вернуться обратно в Лесную
школу к Зайчику в тетрадку, где ей приятно было бывать?
А как? (Нужно определить, что было написано в тетрадке у Зайчика, восстановить эту запись и подумать, как вернуть Кляксу в Лесную школу.)
Название и письмо элементов строчных букв под диктовку.
▪ Запишем то, что осталось от букв в тетрадке у зайчика:
∙ Точка начала письма на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя (не доводя) немного до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.
На что это похоже? Назовите этот элемент буквы. (Прямая линия с закруглением влево.) Напишем этот элемент вместе, (под счёт: «раз» «и»), самостоятельно.
В каких буквах есть этот элемент? (а, и, ы, у). Покажите его.
∙ Точка начала письма на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не дойдя (не доводя) немного до нижней линии дополнительной строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки.
На что это похоже? Назовите и этот элемент буквы. (Наклонная прямая с петлёй внизу.)
Напишем этот элемент вместе (под счёт: «раз» «и» «и»), самостоятельно.
В какой букве можно встретить этот элемент? (у) Покажите его.
∙ Точка начала письма выше нижней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись её, поднимаем вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз.
На что похоже? Назовите и этот элемент буквы. (Малый овал.)
Напишем этот элемент вместе (под счёт: «и» «и» «и» «раз»), самостоятельно.
В каких буквах есть этот элемент? (а, о, ы) Покажите его.
∙ Точка начала письма чуть ниже верхней линии рабочей строки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем её вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки.
А это что такое? Как вы назовёте это элемент? (полуовал)
Напишем этот элемент вместе (под счёт: «и» «раз» «и»), самостоятельно.
В какой букве можно встретить этот элемент? (э) Покажите его.
Допишем до конца строки эти элементы букв.
Ну, догадались, какие буквы писал зайчик? Какие звуки он ими обозначал?
Написание изученных букв на основе двигательных элементов по определённому алгоритму.
▪ Потренируемся писать эти буквы вместе, самостоятельно (под счет), как Зайчик, очень красиво.
Допишем до конца строки буквы, обозначающие гласные звуки.
Зрительный диктант (письмо) по памяти.
∙ Попытаемся понять, в какой последовательности (в каком порядке) были записаны буквы в тетрадке у Зайчика.
Самостоятельно рассмотрите страничку из тетрадки.
В какой же последовательности были записаны буквы? (а, и, о, у, ы, э)
∙ Перевернём страничку и запишем их по памяти для Зайчика, соблюдая ту последовательность, в которой были даны буквы.
Как же запомнить эту последовательность? (Сравнить и постараться найти в них общий элемент.)
∙ Повторим все вместе эти буквы, запишем их. Проверим.
Запись в тетрадке Зайчика мы восстановили. Он будет доволен. А как вернуть нам Кляксу? Подумайте.
Рассмотрите внимательно страничку, может быть, кто-нибудь найдёт подсказку.
Что же нужно сделать?
Составление предложений по их моделям.
∙ Составить предложения по моделям, закрасить модели слов нужным цветом и превратить Кляксу (во что?) в Точку.
Итак, какое первое предложение (второе)? есть ли другие варианты? Оформляем модель предложения, превращаем кляксу в… Точку.
Ребята, посмотрите, какие чудеса происходят… Точка-Клякса в сказке (какой?). Придумайте название.
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: справились ли мы с работой на уроке? А как? Почему?
Написание каких букв повторили? В гостях у какой сказки побывали?
У детской писательницы И.П. Токмаковой есть сказка с участием клякс, которая называется «Аля, Кляксич и буква «А». Возникло ли желание побывать в гостях и у этой сказке?