Дикция и артикуляция в чем разница
Артикуляция и дикция
Ваше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.
При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.
Дикция и артикуляция в вокале
Дикция – это произношение, степень чёткости, отчётливости произношения звуков, слогов, слов в речи, в пении.
Артикуляция (articulare – членораздельно, ясно произносить) – способ произнесения звуков, работа органов речи, необходимая для произношения звуков речи.
В чем разница дикции и артикуляции? Дикция – это чёткость артикуляции, дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса.
Манера выговаривать слова определяет характерный для каждого человека темп речи, продлению и редукцию слогов, особые модификации интонации. Манера может зависеть от национальности человека, языковой группы, региона проживания человека.
Например, английский и американский языки отличаются тем, что американцы более разжёвывают и смягчают, напирая больше на гласные, а англичане говорят жёстче, чётко произнося согласные, например, буква «р» не размазывается в речи.
Чтобы разработать чёткую дикцию, нужно начать в развития выносливости речевого аппарата. Эта работа очень будет похожа на спортивные тренировки, в которых будут работать части тела: головной мозг, носовая полость, твёрдое и мягкое небо, ротовая полость, губы, резцы, кончик, спинка и корень языка, надгортанник, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, пищевод, позвоночник, спинной мозг.
Для развития выносливости речевого аппарата нужно создать такие условия, чтоб для воспроизведения слов, букв требовалось приложить усилия. В этом случае во время выступления речевой аппарат сможет выдержать нагрузку.
1. Произносить текст с орехами или винной пробкой во рту, создавая дополнительную нагрузку для речевого аппарата.
2. На беговой дорожке читать вслух текст, контролируя дыхание.
3. Петь и говорить с зажатым носом, кроме букв «м» и «н».
Секрет качественного пения заключается в расслабленном артикуляционном аппарате.
1. Приоткройте губы, расслабляя мышцы глаз и рта.
2. Сделайте наклоны головой вправо-влево, стараясь расслабить голову.
3. Зевните.
Работая с чёткостью речи, следует акцентировать внимание на скороговорках. Чтоб добавить для вокалистов дополнительную интонационную нагрузку, я люблю пропевать скороговорки.
Орфоэпия. Дикция. Артикуляция. Что это?
На самом деле это довольно тонкие понятия, которые нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Они очень взаимосвязаны с другими вещами, которые касаются ораторского искусства, развития голоса и вокала.
Сами по себе слова довольно весомые, но чаще всего человеку, который не занимался пением, ораторским или актерским мастерством, непонятно, о чем идет речь.
Давайте возьмем толковый словарь и посмотрим, что говорится там.
Орфоэпия — искусство правильной речи. Это свод литературных норм и произнесение всех букв и слогов по правилам того языка, на котором говорит человек. Верное употребление падежей, падежных окончаний, ударений, корней слов при склонениях глаголов и т. д. Бывает, человек правильно говорит падеж и неправильно произносит окончание, например, «Сказка про Колобок» (правильно «про Колобка»). Другой пример орфоэпической ошибки: ты сидишь — я сижу, но: ты бежишь — я бегу (а не «бежу»). Или такие ошибочные формы, как «углУбить», «обезбАлить», «звОнит», «дОговор» и так далее. Лексических ошибок в устной речи, конечно же, встречается гораздо больше, и правилами орфоэпии они не ограничены.
В английском языке есть слово «iron», которое переводится как «железо». Если мы скажем:«I iron with an iron iron», — это будет переводиться как «я глажу железным утюгом». Здесь одно и то же слово, написанное одинаково, имеет разный смысл в зависимости от места в предложении. В первом случае оно будет глаголом, во втором — прилагательным, а в третьем — существительным.
Это почти уникальный пример даже для английского языка, с юмором иллюстрирующий важность норм произнесения слов, что становится особенно актуальным при отсутствии окончаний. А вот электронный переводчик не уловит этой тонкости и переведет словосочетание примерно так: «у меня утюг с утюг». Чтобы избежать этой буквальной механистической нейтральности и не создавать друг другу «трудностей перевода», нам нужно детально и с любовью изучать свой родной язык.
Если взять разные регионы нашей страны, то понятно, что на огромной территории люди будут говорить на разных диалектах, каждый регион будет отличаться своими индивидуальными особенностями произнесения звуков речи и даже целых слов. Например, про москвичей говорят, что они тянут букву «а», про вологжан — что букву «о». Но при этом есть совокупность литературных норм произношения, которые мы соблюдаем в деловом общении, на дебатах, в выступлениях и т. д. От того, насколько соблюдены эти нормы, будет зависеть, насколько серьезно нас будут воспринимать собеседники и насколько весомой будет наша речь на уровне всей страны. Поэтому эти правила специально изучаются и в политической карьере.
Теперь давайте разбираться, что такое дикция.
Дикция — ясное и отчетливое произнесение слов, слогов и отдельных звуков. Это одна из характеристик языка, которая отвечает за внятность нашего произношения, за отсутствие так называемой каши во рту.
Например, с недавнего времени принято считать, что британский разговорный английский более «флегматичен», более труден для понимания, нежели «энергичный» американский. Про британцев говорят, что их произношение менее четкое, менее эмоциональное и внятное, и даже менее громкое, чем у американцев.
Мы как иностранцы конечно, можем догадаться, что сказал британец, хорошо распознавая американское произношение, а можем сразу и не догадаться или понять неправильно.
Дикция — это в первую очередь способ произнесения звуков. Когда мы занимаемся развитием дикции, нужно ответить себе на вопрос «Зачем?».
Как человеку, который любит свой язык и уважает его законы, мне кажется это очень важным. В зависимости от ответа на этот вопрос будет выстраиваться дальнейший план действий при работе над дикцией.
Допустим, человеку хочется поражать других своим умением очень быстро говорить. Это здорово, но опять же — «Зачем?» Важно, чтобы человек сам себе ответил на этот вопрос, потому что, возможно, ему хочется каких-то других вещей, совсем далеких от развития навыка быстрой и внятной речи.
Дикцию можно натренировать так, что буквы будут блестяще «отлетать» от языка, голос станет звонким, полетным. Но необходимо знать, для чего нам это нужно, чтобы использовать этот навык уместно по отношению к ситуации.
Если я оратор, выступающий на сцене, или человек, который часто делает презентации и продает свой продукт, или я, например, Владимир Высоцкий, то способы применения дикции у нас будут совершенно разные, как и задачи, стоящие перед нами.
Если брать высокую скорость речи с сохранением хорошей дикции, как, допустим, при произнесении скороговорок, то это скорее спецэффект, которому можно научиться со временем. Но если человек просто хочет выделяться из толпы, есть более простые и быстрее применимые способы управления своей речью с целью привлечь к себе внимание.
Если человек общается с детьми, ему нужно говорить так, чтобы дети его понимали и при этом не начинали беспокоиться. То есть четко и уверенно, но не так, чтобы от него «звенело в ушах». Напротив, если человек выступает как аниматор — тут уже нужен звонкий, громкий голос. При этом важно уметь говорить так, чтобы голос не уставал.
А еще стоит уметь часто менять интонации, быть смешным, веселым, чтобы дети не утомлялись. Аниматор для взрослой аудитории должен уже владеть другими приемами привлечения внимания и вовлечения зрителей в сценическое действо.
Если речь идет об исполнении авторской песни, то, например, Сергей Никитин и Владимир Высоцкий совершенно по-разному работали с дикцией. У одного дикция формировала слова и складывала их в мысли-наблюдения, а у другого способствовала передаче полярных эмоциональных состояний и «рисовала» образы.
Поэтому четкая дикция — это особый прием, который нужно учиться использовать осознанно и уместно. И каждому человеку, в зависимости от рода его деятельности, нужно нарабатывать собственные приемы, знать свои речевые особенности, расширять уникальную палитру возможностей своего голоса и уметь это правильно применять.
Перейдем теперь к артикуляции.
Артикуляция — это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. То есть если дикция отвечает за качество тех звуков речи, которые слышит наш собеседник, то артикуляция относится к выполнению той же задачи (быть понятым, услышанным и внятным), чему способствует формирование этих звуков внутри нашего рта. Это работа мышц ротовой полости: языка, язычка, мягкого неба, глотки, а также гортани, зубов и всех других элементов, которые помогают формированию букв. Наша задача — быть внятными. Но если мы будем неправильно двигать мышцами, буква получится не та, которую мы собирались произнести, мы быстро устанем и, соответственно, понять нас будет непросто.
На наших курсах мы разбираем, как правильно формировать и соединять буквы внутри рта, как «лепить» артикуляцию шаг за шагом, изучаем и узнаем мышцы, которые задействованы в этом процессе. Это очень веселое и полезное исследование.
Давайте проведем сейчас небольшое наблюдение за собой. Закройте рот и уприте кончик языка под нижние зубы. Попробуйте с закрытым ртом выдать букву «у», как будто бы говорите ее, не произнося вслух. Вы почувствуете, что положение гортани и глотки поменялось, все пространство внутри рта вытянулось вверх и вниз (если описывать эти непривычные ощущения простыми словами). Мы специально делаем упражнение с закрытым ртом, чтобы не подключать внешние элементы дикции, а понаблюдать за работой артикуляционного аппарата.
Теперь давайте снова упрем кончик языка под нижние зубы и произнесем сначала «у», а потом «а». Поменялось ли что-то? Конечно! Пространство немного расширилось по вертикали.
Мы видим, что для каждой буквы характерно свое положение мышц, артикуляционный аппарат работает при произнесении букв совершенно по-разному. Когда мы произносим букву «э», наш рот не должен принимать то положение, которое он принимает, например, при букве «ы».
Снова закройте рот и попробуйте сказать «э», представив, что говорите «ы», то есть замрите в положении «э» и проговорите «ы». Трудно, верно?
Неправильно формируя и произнося буквы, мы заставляем свои мышцы трудиться в двойном объеме. Это все равно, как вместо того, чтобы стоять, мы бы прыгали на месте, приседали и ложились на пол, а потом опять бы вскакивали, и все повторялось бы заново. А потом еще стали бы удивляться, почему наш голос устает к концу рабочего дня. Можно ли такое использование голоса считать заботливым? Ведь если бы мы бежали многокилометровый марафон, то точно бы не делали таких странных хаотичных телодвижений.
Так и наш голос при правильном использовании способен «разогреваться» и становиться звонче и ярче, лишь тренируясь при многочасовых нагрузках.
Выстраивая правильную артикуляцию для каждой буквы, мы учим свои мышцы говорить, учим их работать. Это отражается и на дикции в том числе. Даже логопедические дефекты речи (не все, конечно) становятся не такими явными и могут при длительных тренировках исчезнуть вовсе.
Таким образом, все эти понятия — дикция, артикуляция, орфоэпия — взаимосвязаны как звенья одной цепи. Они влияют на нашу способность говорить так, чтобы быть услышанными и более понятными. Рассматривая эти понятия, мы остаемся в рамках изучения своего голоса, но в данном случае детально изучая КАК, а не только ЧТО говорить, чему, например, в переговорном или ораторском направлении как жанре часто не уделяется пристальное внимание.
Когда мне задают вопрос о том, что первично: артикуляция, дикция или орфоэпия, я спрашиваю, а что первично, когда мы учимся играть на рояле: правильно поставленная рука, движение пальцев или осанка?
Наверно, вы догадались, что здесь нельзя выделить что-то более важное. Мы учимся играть на рояле, сначала привыкая к положению правильно поставленной руки при правильной осанке. Что потом в дальнейшем отразится на качестве извлечения звука и беглости пальцев. Конечно, мы можем играть по-разному, даже сидя неправильно, искривляя руки, и пьесы все равно будут звучать. Как говорится, бумага все стерпит. Но большой вопрос, КАК они будут звучать. Будет ли нам удобно и сколько лет мы сможем продолжать играть на рояле, издеваясь над своим телом? Именно потому, что эти вопросы техники остаются главными в традиции русского исполнительского искусства (как в хореографии и спорте, кстати), наша отечественная школа по сей день считается сильнейшей во всем мире.
Такой же кодекс правильного «поведения» существует и для нашего голоса. Если мы безграмотно употребляем слова, неправильно ставим ударения, то нет совершенно никакой разницы, владеем ли мы правилами хорошей дикции или нет. И, наоборот, грамотная, но невнятная речь тоже раздражает собеседника. Наш язык и наша речь выдают нас на всех уровнях. Когда мы не знаем свой язык, неправильно на нем разговариваем, нам не спрятаться за имиджем, прической, эффектными, по-дизайнерски разработанными слайдами презентации.
Если человек заявляет себя профессионалом в какой-то области, выступает как эксперт, а сам не знает правил родного языка, то уровень доверия к такому профессионалу резко падает. Схоже с тем, как, например, внимательного родителя будет «напрягать» учитель русского языка, не умеющий правильно выговаривать слово «сольфеджио», или пациента начнёт раздражать врач, который предложит «ставить уколы».
Современный темп жизни, современные реалии и навязываемая тенденция к тотальной безграмотности диктуют нам правила игры, которые мы не можем игнорировать. Чтобы подтверждать почетное звание профессионала и Человека, нам жизненно необходимо следить не только за содержанием нашей и чужой речи (ЧТО мы говорим), но и за ее формой (КАК мы говорим).
Так что, на мой взгляд, из круга разбираемых нами понятий — дикция, артикуляция и орфоэпия — нельзя выделить что-то более важное. Правильно используемые технические элементы нашей речи влияют на нашу способность быть убедительными, понятными и услышанными. А также на возможность внимательнее слушать и слышать других.
Всем этим мы будем заниматься на курсе «Идеальная дикция», который стартует уже совсем скоро. И я с удовольствием приглашаю участвовать в нем всех, кто хочет лучше узнать свой голос и раскрыть в себе новые возможности экологичного влияния на мир!
Урок 3. Дикция и артикуляция
В этом уроке подробно остановимся на теме дикции и артикуляции. Ранее мы эту тему затронули в контексте влияния на основные характеристики и свойства голоса и выяснили, что хорошая дикция и адекватная артикуляция способствуют улучшению практически всех характеристик голоса – тембра, подвижности, полетности и т.д.
На этот раз мы поговорим о хорошей дикции как самодостаточной ценности. Цель урока – разобрать основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению.Мы изучим рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского.
Также мы вкратце разберем методики исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Содержание:
Наши задачи ясны, а цели понятны, поэтому приступим!
Улучшение дикции и артикуляции как путь к красивой речи
Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков. Артикуляция – это совокупность работы органов речи при генерации звуков речи. Четкая артикуляция звуков зависит от степени натренированности активных органов речи, прежде всего, языка и губ.
Дикция – четкое произнесение гласных и согласных звуков в соответствии с фонетическими нормами языка, на котором вы говорите или поете в данный момент. От дикции напрямую зависит то, насколько понятна и энергична наша речь.
Вот наши органы артикуляции в общем виде:
А вот подробная схема расположения мышц, участвующих в артикуляции:
Как говорил Станиславский, хорошая дикция для устной речи – это как красивый почерк для письменной. Четкое произношение позволяет актеру донести свой месседж до зрителя. Однако это касается не только общения актера со зрителями.
Любая коммуникация – лектора с аудиторией, начальника с подчиненными, родителей с детьми, просто собеседников – предполагает донесение каких-либо мыслей и идей до собеседника или аудитории. Поэтому мысли должны быть оформлены понятно и столь же четко и понятно озвучены.
Красивое четкое звучание – это не просто дар природы, который дается либо не дается человеку. Дикция имеет свои компоненты, с которыми можно работать, как со всеми сразу, так и по отдельности с каждым.
Компоненты дикции:
Хорошая дикция – это не просто залог правильного понимания нашей речи окружающими, но и показатель внешней культуры речи. В контексте нашего курса это один из важных аспектов, над которым стоит поработать, чтобы добиться красивого звучания.
Станиславский посвятил развитию дикции и речи несколько разделов своей книги «Работа актера над собой» [К. Станиславский, 2017]. Мы укажем на самое главное из этой работы, что может позаимствовать из актерской практики любой человек, чтобы научиться правильно артикулировать и развить красивую отчетливую речь. Начнем с дыхания.
Упражнения на дыхание:
Как и в любом виде деятельности, направленном на улучшение физических характеристик человека (спорт, танцы, прочее), нужна разминка. Развитие дикции и речи – не исключение.
Артикуляционная разминка:
Артикуляционная разминка позволяет разогреть все органы, участвующие в артикуляции, и подготовить их к нагрузкам и упражнениям.
Упражнения для дикции:
Если вы не вполне представляете себе правильную артикуляцию на каких-либо буквах либо имеете дефекты речи, изучите «Положение речевого аппарата при произнесении звуков», и контролируйте положение артикуляционных органов в соответствии с описанием [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020].
И, наконец, скороговорки. Они нужны и актеру, и любому человеку, решившему добиться красивого звучания речи. Не стремитесь сразу проговаривать их быстро, не беритесь сразу за длинные и сложные. Лучше для начала возьмите по 2-3 простые скороговорки на русском и английском языках и отработайте их в медленном темпе, затем в среднем, и только потом – в быстром.
Простые скороговорки:
Тренировка скороговорок на иностранных языках особенно полезна, если вам приходится общаться или делать доклады на соответствующем языке. А также в случаях, когда вы взялись за изучение какого-либо иностранного языка.
Когда у вас начнут получаться простые скороговорки в быстром темпе без запинок, можно перейти к более сложным вариантам на тренировку отдельных букв и буквосочетаний. Например, таких, которые вам даются сложнее всего. Наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р».
Скороговорки на шипящие:
Последняя скороговорка повышенной сложности позволяет также поставить звук «к». Если он у вас получается не очень внятным, откроем секрет: попробуйте говорить «к», зафиксировав на лице улыбку. Или представив, что вы сейчас будете говорить на английском, а сами начинайте говорить на русском. Так вы легче преодолеете букву «к» везде, где она вам встречается. А с помощью скороговорки про кукушку научитесь произносить сочетания букв, требующих разной артикуляции.
Скороговорки на свистящие:
И, наконец, скороговорки для улучшения звука «р». Это наиболее сложный для корректировки произношения звук. Поэтому если с ним возникают проблемы, начните со скороговорок попроще.
Скороговорка на «р»:
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
А теперь вариант для тех, кто хочет совместить тренировку звука «р» и звука «к». Не забывайте улыбаться перед словом, где содержится буква «к»:
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
Отработав хотя бы эти скороговорки в медленном темпе, затем в среднем, и потом в быстром, вы заметно приблизитесь к тому чтобы научиться говорить быстро без потери внятности и четкости речи. Дикция и темп речи – вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. У неподготовленного оратора при ускорении темпа речи неизменно падает отчетливость произношения отдельных звуков и, как следствие, четкость речи в целом.
Так что если вас интересует, как говорить четче и быстрее, нужно тренироваться от простого к сложному, от медленного темпа к быстрому. Тот прием, который мы советуем при работе над скороговорками, точно так же можно использовать при подготовке доклада, презентации, выступления на песенном конкурсе и любого другого публичного выступления.
Как совместить в выступлении темп и отчетливость речи:
1 | Прочитайте текст в медленном темпе вслух – так вы поймете, как участки текста даются тяжелее всего. Можно попробовать подобрать синонимы или, если категорически нельзя менять текст, поработать отдельно над труднопроизносимыми сочетаниями. Не забывайте делать вдох в нижнюю часть легких и удерживать бока раздутыми на протяжении чтения всего предложения. Не выдыхайте весь воздух в начале фразы. |
2 | Сделайте разметку текста – где будут логические паузы и логические ударения, где вы будете добирать воздух, какой участок текста стоит прочитать более выразительно, чтобы акцентировать на нем внимание. |
3 | Начитайте текст ритмично, хлопая в такт своей речи – так вам будет легче поймать оптимальный ритм доклада, удобный для вас и слушателей. |
4 | Включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, но уже без подсказки ритма в виде хлопков. |
5 | Прослушайте запись, отметьте для себя наиболее удачные и неудачные отрезки начитки. Подумайте, почему какие-то фразы прозвучали удачно – возможно, вам стоит в этом темпе и ритме читать и все остальное. Послушайте еще раз, как отрезки текста прозвучали невнятно – возможно, вам стоит заменить неудобные слова синонимами. |
6 | Если наблюдается какая-то закономерность (допустим, невнятно звучат все слова, начинающиеся с буквы «и», «т», «к», любой другой), найдите в статье «Положение речевого аппарата при произнесении звуков» нужные вам звуки и потренируйте слова с этими звуками отдельно, контролируя положение артикуляционного аппарата [О. Лазаренко, Е. Спорышева, 2020]. |
7 | Возьмите в зубы карандаш, включите диктофон и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
8 | Отложите карандаш и начитайте текст в том темпе и ритме, какой вы для себя определили, исправив те ошибки, которые вы нашли ранее. |
9 | Сравните все аудиозаписи и убедитесь, что третий вариант текста, начитанный после разбора ошибок и тренировки с карандашом в зубах, звучит более внятно, чем первый. |
10 | Решите для себя, устраивает ли вас полученный вариант, или стоит поработать над текстом еще. |
Если предусмотрен жесткий тайминг для доклада (допустим, не более 5 минут) обязательно проверьте, вписались ли вы в отведенное время в том темпе, в котором вы читали заготовку доклада. Если нет, либо сокращайте доклад, либо далее тренируйте темп речи. Естественно, без потери четкости произношения и качества звучания.
Такая подготовка важна не только для традиционных форматов выступлений (доклад, лекция, презентация), но и для ставших модными стримов, онлайн-трансляций на YouTube, в Instagram и других сервисах.
Во-первых, тут нужно вписаться в какие-то приемлемые хронологические рамки эфира, т.к. зрители не могут удерживать нужную концентрацию внимания по 2-3 часа. Во-вторых, в прямом эфире постоянно приходится реагировать на разные неожиданности (сбой трансляции, пропадание звука), поэтому основным материалом нужно владеть не просто хорошо, а очень хорошо.
Разумеется, только работы над голосом для качественного эфира мало. Нужна предварительная подготовка по сбору и систематизации информации, нужно подать материал так, чтобы он был интересен и полезен зрителям. Однако без работы над голосом все эти усилия могут пойти насмарку и не дать желаемого результата.
И вот тут мы подходим к еще одному важному вопросу: что делать, если есть дефект дикции? Отказаться от любых видов деятельности, требующих публичных выступлений, или попытаться как-то исправить ситуацию? Если дефекты не слишком серьезные, можно попытаться их исправить. Как? Сейчас разберемся.
Исправление наиболее распространенных дефектов дикции
Причины проблем с произношением каких-либо звуков бывают разными. Это могут быть психологические проблемы вроде неуверенности в себе или дефекты строения речевого аппарата, например, укороченная подъязычная связка, так называемая уздечка. Отрицательно влиять на речь могут различные заболевания, о чем мы более подробно поговорим в специальном уроке, посвященном проблемам с голосом и речью.
Однако существуют способы устранения или, как минимум, снижения актуальности этих проблем. После того как удается устранить физический источник проблемы (например, удлинить уздечку под языком), нужно поработать с логопедом и/или самостоятельно над постановкой звуков, которые вызывают затруднения.
Как мы уже обсудили ранее, наиболее часто возникают трудности с шипящими звуками «ж-ш», звенящими «с-з» и буквой «р». Есть нюанс: недостатки шипящих звуков «ж-ш» легче устранить в том случае, если остальные буквы получаются нормально.
Как поставить звуки «ж-ш»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ж»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «ш»:
Как поставить звуки «с-з»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «с»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «з»:
Как поставить звук «р»:
Положение органов артикуляции при произнесении буквы «р»:
Логопеды считают звук «р» наиболее трудным для постановки. Особенно, если человек уже привык произносить его как бы горлом. Однако некоторых улучшений всегда добиться можно. Более подробно о постановке звуков расскажут логопеды Юлия Орлова и Ольга Сахаровская:
Звук «ш»:
Звук «с-з»:
Звук «р» (для просмотра перейдите на YouTube):
Тем, кто хочет выйти на более высокий уровень развития дикции и речи, можно посоветовать книгу «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е. Царегородцева, 2016].
Также много полезной информации содержится в учебном пособии «Анатомия, физиология и патология органа речи» [Е. Боярчук, И. Иванюра, В. Самчук, Н. Скрыпник, 2007].
И, наконец, тем, кто решил глубоко вникнуть в проблему, можно посоветовать изучить «Логопедический атлас» (периферический речевой аппарат) [А. Ахметзянова, Т. Корнийченко, Л. Суздальцева, 2016].
Если вы давно перешагнули порог совершеннолетия, полного избавления от дефектов дикции вам добиться вряд ли удастся. Но если освоить все вышеприведенные упражнения, ваша дикция в любом случае станет лучше, чем была до этого.
К слову, это очень полезно для профилактики расстройств голосового аппарата, т.к. при дефектах дикции голос напрягается намного больше, чем если таковых нет. Если дефекты станут не так сильно выражены, как раньше, то и голос перестанет напрягаться.
А еще для профилактики расстройств голоса и дикции очень важно наладить правильный режим сна. Следует обязательно спать 8 часов в сутки и даже больше, если это необходимо для полноценного отдыха именно вашего организма. Сонному невыспавшемуся человеку намного тяжелее контролировать дикцию и артикуляцию, нежели тому, кто бодр, энергичен и настроен делиться энергией с аудиторией.
С другой стороны, следует просчитать время сна таким образом, чтобы проснуться не позднее, чем за 3 часа до выступления. Мы все замечали, что сразу после пробуждения наш голос менее бодр и подвижен, чем спустя час-полтора после сна. Это наблюдается в любом случае, даже если вы сладко спали 9-10 часов и отлично выспались.
Голосу нужно дополнительное время, чтобы проснуться полностью. Чем толще и длиннее голосовые связки, чем ниже голос, тем больше этот отрезок времени. Если тонкие высокие голоса могут звенеть уже спустя полтора-два после подъема, то низким голосам требуется на раскачку хотя бы 3 часа. Поэтому проснуться лучше заранее, даже если вы живете рядом с работой или мероприятие, где вы должны выступить с докладом, проходит в конференц-зале той же гостиницы, в которой вы остановились.
Подведем итоги. В ходе сегодняшнего урока мы разобрали основные компоненты дикции и упражнения по их улучшению. Мы изучили и попробовали на практике рекомендации по улучшению дикции от признанного мастера сценической речи, великого режиссера эпохи Константина Сергеевича Станиславского. А также познакомились с методиками исправления наиболее распространенных дефектов дикции, которые предлагают практикующие логопеды.
Насколько хорошо вы усвоили материал, можно проверить, ответив на короткие вопросы теста. Проверьте свои знания, а мы ждем вас на следующем уроке!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.