Дилей что за эффект
Изучаем звуковой эффект Дилэй
Дилэй (от английского delay) или эхо (от английского echo) — разновидность аудиоэффекта или прибора, обеспечивающих имитацию чётких повторов (эха) основного звука с затуханием. Для реализации эффекта к оригинальному аудиосигналу добавляется его копия (несколько копий) с задержкой повторов. Зачастую «Дилэй» обозначает однократное повторение аудиосигнала с задержкой, тогда как при многочисленных повторах используют термин «эхо». Своим действием эффект отдалённо напоминает реверберацию, но отличается от неё наличием только одной линии задержки и большим интервалом (от 50–60 мс), что позволяет разграничить слуховое восприятие оригинального сигнала и эффекта. Дилэй является полностью искусственным эффектом и в реальном мире не возникает.
Как работает Дилэй
Принцип работы зависит от механизма достижения эффекта.
Tape Delay
При плёночном (ленточном) эффекте применяется принцип магнитофонной ленты. Обрабатываемый сигнал пишется на движущуюся циклично плёнку с последующим воспроизведением звукосъёмными головками. Проделав полный оборот, лента снова проходит под записывающей головкой, стирающей предыдущий аудиосигнал и записывающей следующий. Регулировка эффекта производится за счёт корректировки скорости движения ленты, переключения звукоснимателей (при использовании нескольких), изменения ориентации головок. Нюансами этого способа являются появление эффекта насыщения ленты (сатурации) и возникновение детонации в механизме протягивании ленты, приводящей к «плаванию» выходного аудиосигнала.
Analog Delay
Работает на базе аналоговой схемы. Она основана на ПЗС (приборах с зарядовой связью). Но в этом случае прохождения аудиосигнала сквозь схему неизбежно приводит к «обрезке» высоких частот. И с увеличением числа повторов звук всё больше «замыливается».
Digital Delay
Работает на цифровой схеме, основанной на АЦП-ЦАП преобразователях. Сигнал преобразуется из аналогового в цифровой, затем сохраняется в памяти прибора и выводит в «аналог», накладываясь на оригинал. В зависимости от типа установленной в аппаратном эффекте памяти, сигнал может как сохраняться, так и со временем деградировать. Возможна имитация Дилэев аналогового и плёночного типа с помощью фильтров или наложение дополнительных эффектов.
Дилей (Delay). Что это и как его использовать?
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Множество способов использования цифрового дилея
В цепи гитариста есть два самых важных эффекта – это дисторшн и дилей. И если вы берете свой звук напрямую с усилителя, чистый ли или жужжаще-грязный, то цифровой дилей – это важно.
Дилей Deja vu от Seymour Duncan – это пример педали дилея, у которой есть возможность управления модуляцией и, поэтому в дополнение к обычным эффектам задержки, на ней можно получить такие эффекты, как флэнджер (flanger) и хорус (chorus).
Многие гитаристы думают, что дилей (DDL –Digital Delay Line, сиречь цифровая линия задержки) – это эффект, который дает нам звук эха. Это все так, но только до тех пор, пока им не рассказать все то, на что способен дилей. Многофункциональный цифровой дилей, с точными регулировками, комплексной цепью модуляции и понятными управлением может производить целый диапазон звуков – начиная от флэнджера и хорус, эффектов двоения (doubling ambience), слэбэка (slapback) и дискретных повторений, которые могут быть синхронизированы с темпом – в зависимости от значений ритма. D?j? vu от Seymour Duncan – это пример дилея и у которого есть расширенное управление модуляцией, но и у других педалей, включая Empress Superdelay или Diamond Memory Lane 2 такое управление тоже сть.
Некоторые догадливые гитаристы используют в своей цепи не один дилей, наделяя каждый из них своими функциями, даже если эти педали имеют одинаковые параметры. Цифровая задержка – это тот эффект, который работает особенно хорошо, когда соединен сам с собой. Давайте посмотрим на то, в качестве чего цифровой дилей может служить гитаристу.
Основные операции с цифровым дилеем
Большинство людей знают или догадываются о том, как работает дилей – он делает точную копию (сэмпл или, на самом деле, цифровую запись) оригинального сигнала в реальном масштабе времени, а затем смешивает сигналы друг с другом. Обычные регулировки для дилея – это Delay Time (время задержки), т.е. время в мс, показывающие насколько позже будет воспроизводиться записанный сигнал после оригинального; Effect Level (уровень эффекта), т.е. громкость повторяемого сигнала относительно оригинального, Feedback (обратная связь) – это примерно то же, что сказать «количество повторения», которое может изменяться от одного до бесконечности.
Практически у всех дилеев есть два раздельных выхода, которые позволяют раздельно коммутировать обработанный и необработанный сигналы в различные места. Конечно, можно брать смешанный сигнал с одного выхода (наиболее частый пример использования) и просто включаться во вход усилителя, как делает большинство гитаристов. Но так же можно коммутировать разные выходы к разным местам и устройствам, например, в разные каналы стерео-усилителя, или в разные входы микшера, или даже в разные усилители, чтобы получить истинный стерео-сигнал.
Используя длительное время задержки, вы можете получить преувеличенно «мокрый» звук, например, чтобы заполнить медленные ноту соло в балладе или получить знаменитый «каскадный» звук, как у Ван Халена в “Cathedral”, Нуно Беттенкурта в “Flight of the Wounded Bumble Bee” и Альберта Ли (Albert Lee) в “Country Boy” или его соло в “Luxury Liner” Эммлоу Харриса (Emmlou Harris). С очень длительным временем задержки (от нескольких секунд), вы можете превратить свой дилей в живой рекордер, накладывая и зацикливая играемые пассажи друг на друга и джемуя. Такие приборы, как DigiTech JamMan, Line 6 DL4, Boss Loop Station – это луп-рекордеры (луперы) (приборы циклической записи), которые на самом деле несколько цифровых дилеев в одном корпусе, которые позволяют накладывать и зацикливать звук.
Мы рассмотрели различные возможности дилея, теперь давайте посмотрим примеры управляющих значений, которые помогут вам получить различные эффекты доступные в вашем дилее.
Время задержки и Эффекты
Время задержки – это основной фактор, определяющий то, какой эффект вы хотите получить, будь то модуляционный тип (flanger, chorus), и более атмосферные echo и reverv. На рисунке 1 приведен график различных эффектов в зависимости от времени задержки в миллисекундах и модуляции. В большинстве хай-энд дилеев есть фукнция модуляции, которая представляет собой вариацию (или вариации) осциллятора низкой частоты (LFO – Low Frequency Oscillator). LFO уменьшает или увеличивает время задержки в зависимости от осцилляции этой самой низкой частоты. В зависимости от начальных настроек дилея и количества фидбека, управление модуляцией поможет получить звук falnger или chorus, или просто сделать звук свистящим. Установите ручку модуляции в ноль, если хотите, чтобы задержанный сигнал был точно таким же, как входной.
Рис. 1. Тип эффекта в зависимости от времени задержки и модуляции
Некоторые примочки обходятся без регулировки модуляции, в этом случае вы вряд ли сможете получить глубокий звук флэнджера и хоруса. Но едва уловимый эффект, который приближается к настоящему хорусу – это, порой, то что нужно, чтобы дать звуку немного «движения».
Регулировка обратной связи (feedback), которую так же называют регенерацией, определяет сколько раз выходной, обработанный сигнал будет подаваться обратно на вход процессора. При выставленном в ноль feedback, будет производиться только один повтор, что хорошо подходит для каскадов, гармоний и лупов, но не очень хорошо для ambient звуков или более «завихренных» звуковых текстур.
Если же feedback выставить на максимум, то будет производиться бесконечное число повторов, бесконечная обратная связь, если хотите. Примерно 5 или 6 повторов хороши для ревера и слэпбэка (эффекта, который довольно популярен в рокобилли вокале), если каждый следующий повтор будет тише, то будет эмулироваться эффект натурального эхо.
Уровень эффекта (Effect level) показывает как громок будет обработанный сигнал по отношению к необработанному сигналу. При нулевом значении ручки effect level вы не услышите никакого эффекта (будет проходить только «сухой», необработанный сигнал). При выставлении уровня эффекта на 100%, обработанный сигнал будет равен по громкости оригинальному. Поэтому если вы сделаете следующие три шага: 1) выставите большую задержку (200 мс или более); 2) Effect level на 100%; 3) фидбэк и модуляцию в ноль; то вы услышите две идентичные ноты или аккорда с задержкой. Это ключевой элемент в «каскадном» звуке, который тоже неплохо подходит для ритмических повторений, синхронизированных с темпом композиции.
Настройки
На рисунке 2 показаны примерные настройки педали дилея для получения тех или иных эффектов, основанных на задержке. Точные настройки будут зависеть от музыкальной сиутации и ваших предпочтений. Вообще же, сначала лучше установить время задержки, затем уровень и лишь затем переходить к настройкам фиббэка и модуляции.
Рис. 2. Настройки педали дилея для получения различных эффектов
Заключение
Небольшое время задержке для дилея – это из серии «установил и забыл». Вы просто выставляете настройки ориентируясь на то, как звучит сам дилей и не заботясь о том, как он будет взаимодействовать с остальной музыкой. Другими словами одни и те же настройки подходят, как для быстрых и медленных темпов, не важно 16-е ли, или целые ноты. Но когда время задержки уходит за слэпбэк, т.е. 200+ мс, вам придется вписывать дилей в определенный темп и ваши ритмоческие рисунки. Тут иногда требуется некоторая математика, но именно тут начинается настоящее веселье.
Автор: Jon Chappell
Опубликовано на en.audiofanzine.com
Перевод: CraSS
PS: Сравнение различных дилеев.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Дилэй
Дилэй (англ. delay ) или эхо (англ. echo ) — звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Под дилэем обычно подразумевается однократная задержка сигнала, в то время как эффект «эхо» — многократные повторы. По принципу действия схож с ревербератором и отличается от него лишь временем задержки, которое должно быть не менее 50-60 мс.
Содержание
Характеристики
Вначале звучание флейты без обработки, затем с обработкой.
Принцип действия
Параметры эффекта
Устройства, реализующие эффект
Модуляция | Хорус | Фланжер | Фэйзер | Амплитудное вибрато | Частотное вибрато | Дилэй | Кольцевая модуляция |
---|---|
Сдвиг частоты | Октавер | Питч-шифтер | Гармонайзер | Арпеджиатор |
Искажение | Фузз | Овердрайв | Дисторшн |
Преобразование амплитуды | Эквалайзер | Компрессор | Лимитер | Экспандер | Автопаннер | Нормализация |
Другое | Вау-вау | Реверберация | Шумоподавитель | Ток-бокс | Вокодер | Эксайтер |
Полезное
Смотреть что такое «Дилэй» в других словарях:
Эхо (эффект) — Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных … Википедия
Круспе, Рихард — Рихард Круспе Richard Kruspe … Википедия
Дрожь вампиров — Le frisson des vampires Жанр фильм ужасов эротический фильм Режиссёр Жан Роллен Продюсер Жан Ро … Википедия
Propellerhead Reason — Тип Синтезатор, Аудиоредактор Разработчик … Википедия
Тремоло — Обозначение тремоло на одной ноте. Тремоло (итал. tremolo, букв. дрожащий) разновидность мелизмов, приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо… … Википедия
Курылёв, Вадим Юрьевич — Вадим Курылёв Вадим Курылёв. Фото Владимира Петрова Основная информация … Википедия
Дисторшн — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Эквалайзер — 10 полосный эквалайзер в программе аудиопроигрывателе Эквалайзер (англ. equalize «выравнивать», общее сокращение «EQ»), темброблок устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать … Википедия
Флаттер (акустика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Флаттер. Флаттером в акустике называют эффект порхающего эха в больших помещениях, размером 25 и более квадратных метра, когда имеются две параллельные гладкие стены, или потолок и пол, между… … Википедия
Вокодер — Структурная схема вокодера Вокодер (англ. voice coder кодировщик голоса) устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром. Изначально вокодеры были разработаны в целях экономии частотных ресурсов радиолинии системы связи … Википедия
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 1.
Сегодня поговорим про Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём их отличия, какие бывают дилэи, история развития, особенности звучания, наиболее популярные модели различных типов: плёночные, аналоговые, цифровые, программные.
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). Часть 1.
Английское слово дилэй (Delay) прочно вошло в лексикон музыкантов. А переводится оно как (англ. delay — задержка).
Если объяснять суть прибора в очень упрощённом виде, то он состоит из одной или нескольких линий задержки сигнала (его копий), которые повторяют «как попугаи» через определённый период времени (больше 0.5 сек или 50 мс) входной сигнал. Задержанный сигнал, как вы уже поняли, может проигрываться либо один раз, либо несколько, создавая повторяющиеся звуки, похожее на распадающееся эхо.
Если используется одна линия задержки оригинального сигнала, то это простой дилэй (Simple Delay).
Если используется более одной линии задержки оригинального сигнала, то это сложный дилэй (Multi Delay).
Дилэй (Delay) и эхо (Echo). В чём разница?
В-третьих, с точки зрения реального «эхо», существующего в природе, к примеру: эхо на дне колодца, от стен помещения, в ущелье и т. п., отражения звука прибывают к слушателю через некоторое время после прямого звука. Это время равно расстоянию, делённому на скорость звука. При этом в задержанном (отражённом) сигнале меньше высоких частот по причине их поглощения материалом от которого отразился звук и поглощающими свойствами воздуха. Поэтому если необходимо с помощью дилэя создать эффект эхо, то необходимо, чтобы в задержанном сигнале было меньшее количество высоких частот.
Таким образом, в отличие от «дилэя», где просто добавляется к оригинальному сигналу его копии с определёнными значениями затухания и периодичности, в «эхо»- копии сигнала подвергаются спектральному (частотному) изменению.
Пример педали эффектов «эхо»:
Педаль эффектов TC Electronic Gauss Tape Echo
Немного истории.
До изобретения технологии задержки звука применялись в основном различные помещения, в которых присутствовало эхо. Естественно это доставляло массу неудобств как для музыкантов, так и для звукорежиссеров.
Tape Delay (плёночный или ленточный)
Технически реализовать эффект дилэя удалось в пятидесятых годах прошлого века и достигался он смещением уменьшенных по громкости копий записи с дорожки на магнитной ленте.
Несколько позже появилось производство этого эффекта, в так называемых ленточных эхо-машинах. В этих устройствах магнитная лента была закольцована (крутилась по кругу) и воспроизводилась блоком головок. После того, как лента проходила круг, она попадала на записывающую головку, которая стирала старый сигнал и записывала новый (и так после каждого круга). Время задержки регулировалось скоростью лентопротяжного механизма, а степень намагничивания — громкость повторов.
Одним из таких устройств (которые, кстати, имели очень большой вес и немалую стоимость) являлся ленточный дилэй ECHOPLEX EP4.
Заканчивая о Tape Delay отметим, что главной особенностью его является сатурация (насыщение магнитной плёнки) и детонация (плавание звука).
Delay на магнитном барабане.
Ещё один популярным устройством был дилэй Binson Echorec. Он основан на магнитном барабане, как носителе. Binson Echorec был намного прочнее ленты, поэтому мог долгое время работать, правда с небольшим ухудшением качества звука.
Кстати, дилэем Binson Echorec 2 активно пользовались Pink Floyd в 1970-х (послушайте этот дилэй в следующих записях: «Interstellar Overdrive», «Astronomy Domine», «Shine On You Crazy Diamond» и, конечно же, «Time»).
Сегодня он реализован в виде VST/AU/AAX-плагина для PC и Mac (Overloud Echoson). Скачать демоверсию и приобрести плагин можно на официальном сайте Overloud.
Analog Delay
Первыми кто заменил ленту дискретной аналоговой линией задержки, были инженеры PHILIPS. Но настоящего прорыва в этой области добилась компания PANASONIC. Она выпустила в продажу чипы MN3005, MN3007 и MN3205, которые были доступными и гораздо более компактными. Это позволило сделать устройство с эффектом «дилэй» более доступными.
Суть данных приборов заключалась в том, что сигнал проходил через элементы схемы, теряя высокочастотные составляющие. В итоге с каждым повтором происходило «замыливание» сигнала. В аналоговом дилэе использовались приборы ПЗМ (приборы с зарядовой связью) большое количество конденсаторов, передающих друг другу заряды под действием синхроимпульсов.
Одной из классических моделей аналогового дилэя является Boss DM-2. Её производство было запущено в 1984 году в виде педали для гитаристов. У ней очень чистый звук, каждый повтор имеет ярко выраженную атаку, которая плавно, но быстро трансформируется в акустическую субстанцию.
Некоторые компании до сих пор делают аналоговые дилэи, переиздавая свои педальные эффекты. Например, MXR Carbon Copy и Ibanez AD9 (эффекты 1980-х годов).
В настоящее время аналоговые дилэи производят практически все крупные компании по производству гитарных примочек.
Педаль эффектов TC Electronic Echobrain Analog Delay (подробнее)
Педаль эффектов Digitech DOD Rubberneck
Digital Delay
На рубеже 1970-х и 80-х годов появляются первые цифровые дилэи. Цифровые схемы строились на основе АЦП-ЦАП ( аналого-цифрового и цифро-аналогово преобразователей ). Задержка реализовывалась путём сэмплирования входного сигнала через АЦП, затем сигнал проходил через серию цифровых сигнальных процессоров. Цифровая схема записывала сигнал в буфер хранения, а затем воспроизводила на основе установленных пользователем параметров.
Чтобы была возможность имитировать аналоговые дилэй в цифровых устройствах, сигнал мог обрабатываться фильтрами и другими эффектами.
Цифровые дилэи имели большой диапазон времени задержки сигнала, в отличие от аналоговых. А сама технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах. Это делало звук чётким, но холодным (по сравнению с аналоговым).
Одной из довольно успешных моделей цифрового дилэя стала BOSS DD-2, избавившая пользователей от клиппинга и предоставив почти идеальные повторы.
Педаль эффектов BOSS DD-3 (подробнее)
Педаль эффектов BOSS DD-7 (подробнее)
Cравнивая цифровой и аналоговый дилэй основным отличием в звучании будет то, что в аналоговом звук более тёплый и расплывчатый, а в цифровом — чёткий и холодный. Но! В аналоговым за тёплое и естественное эхо приходиться платить клиппингом и высокочастотным шумом (при больших значениях feedback).
Программный Delay
С появлением персональных компьютеров дилэй широко распространился в виде программного. Такой дилэй даёт гораздо большую гибкость, чем даже самое лучшее цифровое оборудование, имеет более натуральные алгоритмы задержки, что позволяет реализовать смещения или внесения случайности в задержки, или вставку других звуковых эффектов в процесс обратной связи. Кроме этого во многих плагинах имеется возможность подражать различным типам дилэя.
Спасибо, что вы с New Style Sound. А в следующее статьи мы рассмотрим основные настройки дилэя и его применение в проектах.
Спасибо, что читаете New Style Sound ( RSS-лента ). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS ( читать ).
Гитарный эффект — delay: педаль для космонавта (1 часть)
Одним из наиболее популярных гитарных эффектов без сомнения является Delay. Даже у начинающих гитаристов второй покупкой после педали перегруза, зачастую становится какое-нибудь простенькое эхо, что уж говорить о профессионалах в арсенале которых несколько разных Delay эффектов совершенно обычное дело.
Delay (с английского Delay — задержка) — эффект задержки звука, реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных по времени. Задержанный сигнал может воспроизводиться либо один раз, либо несколько раз. Время задержки как правило не менее 50-60 мс.
Первое появление гитарного эффекта delay
Впервые на записи Delay появился в 50-х годах прошлого века, эффект был реализован путем смещения уменьшенных по громкости копии одной из дорожек на магнитной ленте. Повторить этот эффект можно в любом секвенсоре, сделав копию записанного трека, немного уменьшив его громкость и сместив на небольшое время (от 50мс до 2сек).
Tape Delay (Ленточная Задержка)
Со временем многие музыканты захотели применять подобный эффект не только в студийной работе, но и в концертной деятельности. Плодами этих желаний и работы инженеров, стала разработка и производство ленточных эхо машин, принцип действия которых заключался в прокручивании магнитной ленты по кругу, в следствии чего скорость движения ленты регулировала время задержки, а степень намагничивания ленты громкость повторов. Типичный пример такого прибора — это знаменитый ленточный дилей Echoplex EP4.
Ленточный delay Echoplex EP4
В силу немалого веса и такой же неподъемной цены, подобные девайсы стали прерогативой исключительно обеспеченных музыкантов, а в следствии того, что такие люди как правило были звездами первой величины нет ничего удивительного, что со временем спрос на доступный по цене и размеру делей стал просто огромным.
Bucket-Brigade Delay (Аналоговый Дилей)
Первыми кто заменил магнитную ленту, дискретной аналоговой линией задержки были инженеры фирмы Philips, данный эффект был назван Bucket-Brigade и ассоциировался с бригадой пожарников, передающей по шеренге ведро с водой, теряя при этом с каждой передачей воду, а в случае с аудио сигналом частоты полезного сигнала, нарезанные на дискретные полоски и двигающиеся по цепочке.
Аналоговый delay Bucket Brigade Delay
Немного позже фирма Reticon выпустила чип для этих целей (SAD1024), обеспечив таких производителей как EHX, MXR, Ross и им подобных работой на несколько лет вперед. Эти дилеи строились на трех чипах имели задержку всего 0.2мс, но при этом размер и вес в несколько десятков раз меньше, чем у ленточных дилеев, обычно это был кирпич весом 1-2кг. Сегодня это выглядит дико, а на тот момент безусловная победа.
«Компактный» двух килограммовый дилей Ross
Однако, настоящий прорыв произошел в Японии, после выпуска компанией Panasonic чипов MN3005, MN3007 и MN3205 стоивших гораздо дешевле чипов SAD1024, но при этом предоставлявших большее время задержки, в следствии чего компания Reticon приказала долго жить.
Флагманом чипов Panasonic стала отделившееся от Roland фирма Boss и их шедевральный DM-2, за которым последовали практически точные его копии от Ibanez (о которых мы подробно писали в статье история гитар Ibanez) и Maxon. Эти дилеи уже были привычного, компактного форм фактора и питались от 9в. А об удачности схемы, ярче всего говорит её копирование даже в наше время, ярчайший пример Way Huge Aquapuss.
Гитарная педаль эффектов BOSS DM-2
Если говорить о звуке аналоговых дилеев, то это теплое и естественное эхо придающее вашей музыке ни с чем не сравнимую атмосферу, однако за это приходится платить как правило — это клипинг и clock noise, и если первое это явный баг, то со вторым не все так просто.
Clock noise — фирменный гитарный эффект Sonic Youth
Clock noise — это высокочастотный шум, напоминающий тиканье часов, возникающий как правило на больших значениях обратной связи дилея, казалось бы ничего хорошего, однако многие музыканты находят в этом интересный и необычный эффект, в частности Sonic Youth.
Oscillation (заводка) — побочный эффект
Еще одним часто используемым Sonic Youth эффектом является самовозбуждение дилея так называемая заводка, наиболее яркий и знакомый большинству пример использования — это концовка Radiohead`овской Karma Police (примерно с 3:40), достигается этот эффект на минимальной времени задержки и максимальном фидбеке, однако заводку можно держать в узде с помощью ручки микс, как пример такой фоновой осцилляции Blueneck – Barriers Down.
Модуляция в эффекте deyal
Говоря о аналоговых дилеях нельзя не упомянуть такую вещь как модуляция, в первую очередь — это дань уважения ленточным дилеям и имитации перепадов скорости ленты. Подобные перепады в силу конструкции пленочных дилеев, были совершенно заурядным делом, но при этом придавали повторам шарма, пришедшимся многим музыкантам по вкусу. В аналоговых дилеях модуляция как правило реализована добавлением хоруса.
Digital Delay (Цифровой Дилей)
Прогрессирующие цифровые технологии, на рубеже 70-х и 80-х, стали благодатной почвой для разработки и создания первых цифровых дилеев, на основе схем аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований. Данная технология обеспечивала минимальную потерю качества сигнала на повторах, что сказывалось на звуке, он был четким, читаемым, но при этом в сравнении с аналогом достаточно холодным. Первым массовым хитом на основе данной технологии стал Boss DD-2.
Один из первых цифровых дилеев — BOSS — DD2
Не смотря на то, что Boss произвели фурор со свои DSP дилеем, избавив пользователей от клипинга и предоставив почти идеальные повторы, многим музыкантам не хватало шарма несовершенных аналоговых дилеев, что в свою очередь побудило производителей добавлять в схемы частотные фильтры, имитируя тем самым старые аналоговые линии задержки. Яркий пример Boss DD-7 имитирующий классический аналоговый DM-2.
Классический цифрой дилей BOSS-DD7
Tap Tempo delay
Так же цифровые делеи помимо четких и читаемых повторов принесли и заметно большее время задержки. И если с аналоговым дилеем, с максимальной задержкой как правило в районе 300мс и размытыми повторами, проблем с синхронизацией не возникало, в силу отсутствия необходимости этой самой синхронизации (хотя были и исключения, вроде Эйджа), то цифровые дилей принесли и новую головную боль своим владельцам.
Однако, решение довольно быстро нашлось, путем добавления функции с помощью которой можно было задать темп ритмичным нажатием на кнопку, проблема синхронизации решилась
Delay-калькулятор
Не смотря на то, что Tap Tempo штука безусловно полезная и нужная, есть она далеко не на всех даже цифровых дилеях, а вот играть с ритмичным дилеем хочется многим. Решение этой проблемы есть, нужно всего лишь воспользоваться формулой расчёта времени задержки дилея, в соответствии с которой можно самостоятельно рассчитать нужные параметры.
Например, есть трек со скоростью 120 ударов в минуту. В одной минуте 60000 ms, в одном такте 4 доли, получаем:
240000/120=2000ms. далее, исходя из этого:
1/2=1000ms
1/3=666.67ms
1/4=500ms
1/8=250ms
1/16=125ms
1/32=62.5ms
Для расчёта триолей результат умножаем на 0,667, а для расчёта нот с точкой умножаем на полтора.
Однако если и это слишком сложно, можно просто воспользоваться программным калькулятором, благо в сети их огромное количество, просто загуглите: «Delay-калькулятор»
PT2399 (Дилей на Караоке Чипе) или самый дешевый delay
Как не трудно догадаться из заголовка, речь пойдет о чипе для караоке, в свое время в Японии данный вид развлечений был очень популярен. И что бы сделать голос немного красивее в караоке машины, видеомагнитофоны и DVD стали добавлять эффект эхо основанный на BBD, а впоследствии для уменьшения расходов был придуман копеечный чип PT2399.
Дешевый чип для караоке
PT2399 представлял из себя одночиповый дилей для караоке, за очень доступный прайс 1-2 доллара, для многих радиолюбителей это стало вызовом опробовать себя в создании дилея. После чего пошло кто на что горазд, от изъятия целых схем из видео магнитофонов, до создания полностью оригинальных схем исключительно под караоке чип, особенно тут отличился Карл Мартин со своим DBD, схему которого копируют десятки производителей, а в Китае например не только схему, фото фейкового DBD ниже.
Фейковый DBD от Карла Мартина
По звуку дилеи на PT2399 как правило характеризуются этаким псевдовинтажным срезом верха на повторах, но при этом вполне цифровым отсутствием клипинга, в общем своя прелесть есть, да и доступная цена радовала, однако многие бутиковые производители сейчас пытаясь ввести людей в заблуждение продавая дилеи на караоке чипе по цене аналоговых или добротной многофункциональной цифры, особо нигде не афишируя наличие в девайсе PT2399.
Органы управления педалью Delay
Основных ручек управления всегда три, вне зависимости от типа дилея:
Также зачастую можно встретить:
Bypass в педалях Delay
В заключении этой части статьи хотелось бы отметить обход, как правило в дилеях применяется активный байпасс, обусловлено это тем, что при выключении прибора, отключается только подача сигнала на чип, а вот выходящий сигнал продолжает свой путь, сделано это для того, что бs после выключения дилея хвосты продолжали звучать, а не резко и не музыкально обрывались.