Dimmu Borgir называют одной из самых противоречивых и неоднозначных норвежских групп, которая вывела блэк-метал из подполья на большую арену, сделав этот жанр достоянием широких масс. За свою многолетнюю карьеру музыканты представили публике не один альбом, и хотя не каждый из них пользовался большой популярностью, свою аудиторию слушателей они все-таки приобрели.
История создания и состав
История создания коллектива Dimmu Borgir связана с тремя людьми — Шагратом, Силеносом и Тьодальвом, которые объединились с этой целью. Такое название выбрали неслучайно, оно переводится как «темная крепость», это лавовое образование, расположенное в Исландии, носит статус достопримечательности. По легенде это место считалось вратами в подземный мир и даже упоминалось в трилогии Джона Рональда Толкина «Властелин колец».
До того как был создан Dimmu Borgir, Шаграт работал гитаристом в группе Fimbulwinter, а также играл на клавишных в блэк-метал-группе Ragnarok. Однако в 1992 году прежний коллектив распался, и парень решает устроить собственный проект, находит единомышленников и начинает играть в новом стиле.
Другой участник команды Силенос, до того как стать музыкантом, работал в детском саду. Теперь он является автором большинства рифов и мелодий, а по совместительству он бэк-вокалист и придумывает тексты для песен. Публика запомнила его еще с длинными волосами, но в 2012 году мужчина резко изменил внешность, обрив голову налысо.
Тьодальв тоже с парнями с самого начала, причем первоначально музыкант играл исключительно на гитаре, а затем сменил инструмент на барабаны и продолжал работать на ударных до 1999 года. Но по ряду причин (семейные обстоятельства и разногласия в музыке) парень по-дружески покинул коллег.
К тому моменту он основал группу Susperia, в который играет и по сей день. Место ударника пустовало недолго, в коллектив сразу пришел Николас Баркер. Техника игры английского барабанщика отличается очень быстрыми, но аккуратными бласт-битами. До того как попасть в Dimmu Borgir, он пару лет сотрудничал с британской Cradle of Filth.
В период с 1993 по 1996 годы в качестве басиста с парнями выступал Брюньярд Тристан, но после выпуска альбома Stormblast покинул коллектив. Тогда же с ними работал норвежский музыкант Стиан Орстад, в отличие от остальных, для концертов он использовал минимум черно-белого макияжа, а иногда и вовсе появлялся на сцене без грима. Носил цилиндр и одежду в стиле Джека Потрошителя, при этом сам любил классическую музыку. В 1997 году он ушел от ребят, многочисленным гастрольным турам и выступлениям он предпочел службу в армии.
На смену Тристана в группу пришел Нагаш, отлично играющий на гитаре. К тому времени он уже был прославлен участием в трех других музыкальных командах. После выхода альбома Enthrone Darkness Triumphant к коллективу присоединился еще один новый участник — гитарист Астенна
о он не записывал с остальными песни, а только ездил на концерты. Из-за этого Шаграта оставили на вокале. А дальше коллектив пополнился Кимберли Госс, которую вскоре заменил Мустис, поскольку она была лишь сессионным музыкантом.
Нагаш покинул ребят в 1999 году, после выхода альбома Spiritual Black Dimensions, на его место пришел музыкант и певец, выступающий под псевдонимом ICS Vortex. Затем Тьодальва и Астенну заменил Гальдер. А в конце лета 2009 года поклонников Dimmu Borgir ждала неприятная новость — команду покинули Вортекс и Мустис. На место первого сразу взяли мультиинструменталиста Сноуи Шоу, но там он пробыл всего 1 день, заявив музыкантам, что возвращается в Therion.
Примерно тогда же на вопрос о составе для гастрольного тура Шаграт заявил, что в коллективе слишком часто меняется состав, а потому вместе с другими старожилами Dimmu Borgir Силеносом и Гальдером они решили существовать как трио и лишь на концерты приглашать сессионных артистов. Контракт с ними будет четко обозначать временные рамки сотрудничества, а если артисты поймут, что приглашенный музыкант подходит для постоянной работы, то, возможно, сделают исключение.
Музыка
Музыкальный дебют Dimmu Borgir состоялся в 1994 году, именно тогда парни выпустили первую пластинку под названием Inn I Evighetens Morke, что переводится как «во тьму вечности». Уже тогда они заключили контракт со студией Necromantic Gallery Production, а потому проблем с поиском места для записи песен и их обработкой не было. Коллектив надеялся, что слушатели оценят их старания, однако диск не возымел популярности, а потому они сразу приступают к созданию второго альбома.
Дебютный полноформатный сборник For All Tid музыканты создали уже в измененном составе. Настоящую популярность им принесла пластинка Stormblast, вышедшая в 1996 году. Тогда они сотрудничали уже с другой звукозаписывающей студией Cacophonous Records. Те, кто приобрел тогда диск, выражали восторженные отзывы, а о проделанной работе ребят говорили как о важном шаге, сделанном для развития блэк-метала. И если раньше они пели исключительно на норвежском языке, то в этот раз создали английские тексты.
Следующий альбом в дискографии артистов появляется в 1997 году. Enthrone Darkness Triumphant они записывали под продюсерством Петера Тэгтгрена и не прогадали. Он разошелся тиражом в более чем 150 тыс. экземпляров и подарила парням вторую волну популярности.
Песня «Mourning palace» в итоге стала настоящим хитом, хотя и переводится как «скорбный дворец» и наполнена мрачными мыслями. Еще одну полноформатную пластинку Spiritual Black Dimensions музыканты подарили слушателям в 1999-м. А через 2 года записали Puritanical Euphoric Misanthropia.
Седьмой диск Dimmu Borgir, вышедший в 2003 году, сильно отличался от прежних своим звучанием. В этот раз музыканты привлекли к сотрудничеству симфонический оркестр, работающий в Париже. Правда, как коллектив позднее делился в интервью, из-за новой задумки у них возникло немало проблем. Две недели им пришлось потратить на исправление ошибок в студии, поэтому впредь они решают не использовать в записи музыки оркестр.
Периодически артисты выпускали собственные сборники, объединяющие в себе лучшие песни с разных альбомов. Так, в 2003 году слушатели смогли приобрести хитовые песни на одной пластинке под названием Monsters of Metal. Туда вошли композиции «Puritania», «Hearts on Fire», «The Edge», «Summernight city» и другие.
В том же 2003-м появляется пластинка Death Cult Armageddon, а в 2007-м — альбом In Sorte Diaboli. Парни решили презентовать его нестандартно и вместо привычной пластиковой коробки поместили диск в книгу, там напечатали тексты песен в зеркальном отражении и в дополнение положили зеркало. Музыканты не зря старались. Помимо красивой обложки, содержание песен тоже оказалось отличным, In Sorte Diaboli стал первым в мировой истории диском в жанре блэк-метал, занявшим 1-ю строчку в норвежском хит-параде.
Уход двух важных участников группы в 2009 году не сказался на ее работе, артисты сразу приступили к записи новых песен для альбома Abrahadabra, релиз которого прошел в сентябре 2010-го. Чтобы удивить слушателей, команда привлекает к работе композитора из Норвегии Гауте Сторааса и 100 человек из хора и оркестра. Они понимают, что все это проделано не зря, когда видят огромный спрос на свою музыку и новых примкнувших к их творчеству поклонников. Особенно поразила фанатов Dimmu Borgir песня «Gateways».
Дальше их ждал большой концерт в Осло, а затем началась работа над новым материалом, выход которого запланировали на 2014 год. Позднее Dimmu Borgir сообщают, что альбом выйдет к концу 2015-го, однако этого так и не произошло, по ряду причин релиз диска столкнулся с многочисленными задержками. В 2017-м вышел CD/DVD-диск с записями концертов в Осло и Вакене, в котором участие принимал и оркестр.
А выход долгожданной для слушателей пластинки Eonian состоялся лишь в мае 2018 года. В нее вошли песни «Alpha Aeon Omega», «The Empyrean Phoenix» и «Interdimensional Summit», которые в итоге стали хитами.
За всю музыкальную карьеру Dimmu Borgir сняли не один клип. В 2008-м создали ролик на песню «Progenies of the great apocalypse», в 2011-м — на композицию «Dimmu Borgir», а в 2018-м презентовали видео «Interdimensional Summit».
Dimmu Borgir сейчас
Успешный норвежский коллектив и сейчас продолжает записывать новые треки, выступать на концертах и гастрольных турах, правда, уже не с прежней завидной регулярностью.
symphonic/melodic black metal (первый и второй альбомы) [1] symphonic/melodic black symphonic extreme metal [2]
No Colours Records Cacophonous Records Nuclear Blast
Содержание
История
В 1997 году выходит Enthrone Darkness Triumphant, продюсером которого был Петер Тагтгрен. Альбом разошёлся тиражом более чем в 150000 экземпляров. [4] После записи и выпуска альбома к группе присоединился Астенну для игры на гитаре на концертных выступлениях, в результате чего Шаграт смог заняться только вокалом. После тура в поддержку последнего альбома из группы ушёл Тьодальв, на место которого пришёл Агрессор. Также был уволен клавишник Стиан Орстад, на его место, в качестве сессионного участника, пришла Кимберли Госс, известная по участию в Therion и Мустис. В этом же году был переиздан дебютный альбом на Nuclear Blast, в качестве бонусов были добавлены две композиции с Inn I Evighetens Mørke. Этот же год ознаменовался выпуском сборника Godless Savage Garden, содержащим две новые композиции, две перезаписанные старые и три концертных трека. Релиз был номинирован на норвежскую Гремми Spellemannsprisen в номинации «Лучший метал-альбом года» (награду взяли The Kovenant с альбомом Nexus Polaris).
Следующий полноформатный альбом — Spiritual Black Dimensions — был выпущен 2 марта 1999 года. После его записи ушёл Нагаш, место которого занял ICS Vortex. Спустя два меясяца после релиза был издан сплит с Old Man’s Child под названием Sons of Satan Gather for Attack. Также из состава группы ушли Тьодальв и Астенну, на замену им пришли Николас Баркер (ранее игравший в Cradle of Filth) и Гальдер (из Old Man’s Child).
В 2001 году вышел альбом Puritanical Euphoric Misanthropia.
Альбом Death Cult Armageddon был выпущен в 2003 году. Некоторые части альбома записывались с Пражским Филармоническим окрестром. Однако, в многочисленных интервью Шаграт отмечал, что возникло множество проблем при записи с оркестром. Две недели работы в студии ушли на исправление ошибок. Группа решила не использовать оркестр в грядущем альбоме и переложила обязанности на клавишника, Мустиса. В 2004 году Dimmu Borgir были хедлайнерами фестиваля Ozzfest.
В 2005 году Силенос и Шаграт, при участии Хеллхаммера (из Stormblåst MMV, являющийся полностью перезаписанной версией альбома Stormblåst, выпущенного в 1996 году.
24 апреля 2007 года группа выпустила альбом In Sorte Diaboli. Специальное издание (Leather Book Edition) было выпущено в виде книги, внутри которой находились зеркало. В записи альбома принимал участие ударник Хеллхаммер из группы In Sorte Diaboli является первым в мировой истории альбомом в стиле «блэк-метал», поднявшимся на первую строчку национального хит-парада (в Норвегии).
Столкновения с общественностью
В 2003 году у участников группы были проблемы с полицией, которая нашла в оставленном ими номере отеля патронташ из сценического реквизита. Полицейские, не зная о бутафорском характере патронташа, вызвали специализированных военных сапёров. [5]
DIMMU BORGIR, одна из самых противоречивых и неоднозначных в своем творчестве норвежских команд, в 2001 году сподобилась выпустить — вау. — совершенно потрясающий альбом. Наконец-то даже самые ярые недоброжелатели смогут с чистой душой похвалить»димов» за проделанную работу… а не похвалят — не верьте! Верьте только ушам своим. Ведь Puritanical Euphoric Misanthropia — это и впрямь Нечто.Нечто такое… качественное, великолепно сработанное и совершенно свободное от стилистических комплексов. Величественное… настолько, что впору снять шляпу и прокрутить этот своеобразный шедевр раз пять. Оценили? То-то же…
Прежде, чем предложить вам интервью с вокалистом и фронтменом коллектива Шагратом, для большей увлекательности позволю себе небольшое путешествие в уже известные дали — кратенькую историю DB, плюс некоторые сведения касательно личности самого товарища Шаграта: несколько наблюдений персонального характера.
«Dim-moo bore-gear»
Именно таким образом произносится Dimmuborgir, название острова из лавы, располагающегося в одном из озер Исландии. Лавовые образования, разнообразных и загадочных очертаний, таинственно изогнутые скалы и пещеры — надо полагать, крайне живописный уголок нашей планеты! Одна из самых известных, готически-зазубренных пещер именуется Kirkjan («Церковь»). «Dimmu» — «туманный», «темный», «Borgir» — «замок», «крепость».
Если говорить же о группе под подобным названием, то образовалась она в ’93-ем, начав свою небезуспешную музыкальную карьеру семидюймовкой Inn I Evighetens Morke (Into The Eternity Of Darkness), выпущенной микро-лейблом Necromantic Gallery. Распродалась она в течение нескольких недель (а для дебютанта это, понятное дело, оч-чень даже неплохо!), и о DIMMU BORGIR заговорили всерьез. Блэк-метал как раз набирал обороты, лейблы и лейблишки начинали охоту за талантами, и вот, в ’94-ом перспективный «черный бэнд» подписали «антикоммерческие» No Colours Records. Вслед за контрактом появился и первый полноформатник, For All Tid. Из метал-прессы: «…Альбом сильно не похож на образ, складывающийся под впечатлением о фото-сессии команды: мелодичная, меланхолично-атмосферная, сильно напоминающая doom metal музыка, выдаваемая под вывеской норвежского блэка…»
Два года спустя, уже под маркой Cacophonus Records выходит Stormblast, многими фэнами и критиками до сих пор считающийся одной из важнейших вех истории «чернушного» метала. Снова цитата: «На своем втором альбоме DB заметно отточили все грани своего уникального стиля. И хотя, принимая во внимание сверхмелодичность команды, едва ли его можно считать образцом black-a, это, бесспорно, один из прекраснейших видов музыки, вдохновленных дьяволом. Сильно заметно влияние классики…». Альбом сей, ко всему прочему, становится последним релизом DIMMU BORGIR, исполненным на норвежском языке, — далее, дабы угодить вкусам своей все расширяющейся аудитории, группа переходит на более доступный английский. В ’96 Hot Records выпускают симпатичный MCD Devil’s Path, а в ’97-ом новое, более надежное пристанище под названием Nuclear Blast немелко «поднимается» на продажах очередного полнофоматника группы, уже в чем-то легендарного Enthrone Darkness Triumphant. Наверное, именно на этом этапе популярность коллектива приобретает так заметную нынче контроверсивность: меняется музыка, меняется статус… и, как результат, огромное количество доселе преданных фэнов делают DIMMU BORGIR ручкой: «До свидания!». Зато появляется масса новых… Комментировать пресловутое «предательство» норвежцев, с вашего позволения, не буду: сами слышали, сами знаете… Для того, чтобы хоть как-то смягчить «расовые противоречия», год спустя «бласты» неожиданно преподносят отвернувшейся было аудитории блюдечко с каемочкой — и на нем, в качестве презента, переиздание For All Tid, в то время как остальная часть получает MCD Goddless Savage Garden. Последний им всем так нравится, что даже номинируется в «Spellemannsprisen», норвежский вариант Грэмми, в качестве лучшего метал-релиза года. Победить не удается — мешают коллеги из КОВЕНАНТ со своим Nexus Polaris — но, согласитесь, все равно приятно.
Шаграт
Касательно вокалиста «Темного Замка» известно немного: все больше сплетни да необоснованные слухи. Или обоснованные, но тоже слухи. Вот, не так давно, например, стало известно, что невеста оного товарища, Бенте, получила главный приз за некое стрип-шоу-соревнование в одном из норвежских клубов. Верить — не верить… Как в старой карточной игре, на ваш собственный выбор, по желанию… …Портрет приходится составлять прямо по ходу разговора, по телефону, основываясь исключительно на собственных впечатлениях. Итак, Шаграт: спокойный, но с нескрываемым внутренним напряжением голос, сама настороженность (как бы не сказануть чего «не того»!) и подозрительность. Как сильный, но порядком загнанный зверь… Достается ему от журналистов, надо полагать: гоняют, критикуют, спрашивают всякие гадости. Поначалу, каюсь, я тоже хотела… но тон разговора сомнений не оставлял: положит трубку, как пить дать… и, журнала ради, рисковать не стоит. Потому «подкалывала» осторожно, как бы между делом… Что ж, по традиции, начнем с вашего новейшего релиза. Что сам скажешь, как оцениваешь проделанную работу?
Я безумно рад, что она получилась такой классной, действительно! Мы много экспериментировали, стараясь отойти от своего стандартного звучания, привнести в музыку новые, необычные фишки и элементы… Кто-то, возможно, сильно удивится, услышав, что такое DIMMU BORGIR 2001 года, но, как бы там ни было, я крайне доволен новым альбомом. Это лучшее, что у нас есть, однозначно.
Полностью согласна. Ко всему прочему, записывался он в новой для вас, но известной во всем метал-мире студии Abyss. В то время, как большинством голосов она считается «передовой» в своей области, некоторые не устают упрекать Петю Тагтгрена и тусовку в том, что все альбомы, записанные в «Пропасти», звучат до безобразия похоже… «Фирма», конечно, но со своими минусами. Что скажешь по этому поводу?
Не боялись ли мы «потеряться»? Нет. Мне нравится подход работников этой студии к своему делу, и, думаю, в нашем случае они постарались на славу. Никаких претензий.
Насколько мне известно, на днях в офисе Nuclear Blast организовывалась раздача слонов… то бишь, автографов от DB. Много людей приходило? Как тебе вообще подобные мероприятия? Не напрягают?
Людей всегда много приходит, и это приятно. Значит, мы кому-то нужны, значит, не зря живем, не зря занимаемся музыкой. А напрягает… ну, не знаю… Устаешь немного, конечно, но жить можно. Я отношусь к таким делам как еще одному аспекту своей работы и не думаю о том, напрягает оно или нет.
Вообще вы уже вошли в легенду в качестве людей малообщительных, неразговорчивых и плохо идущих на контакты. Звездная болезнь, говорят…
Неправда, мы не считаем себя звездами.
Тем не менее, как утверждают многие журналисты, без договоренности с лейблом взять интервью у DIMMU BORGIR архисложно: игнорируете их или просто посылаете на три буквы. То есть, вас надо заставлять общаться с прессой и таким образом выполнять еще одну немаловажную часть своей работы…
Вранье все. Если люди к нам нормально относятся и задают нормальные вопросы, то мы отвечаем… А какие вопросы тебя раздражают больше всего?
Не знаю… Касающиеся бизнеса, наверное, денег, контрактов, всего такого. Я музыкант, и в денежные дела стараюсь не лезть, предоставляя их продюсерам, менеджерам и прочим ответственным лицам. Меня самого они, по большому счету, не сильно волнуют. Еще… да, еще бесит, когда журналисты просят рассказать историю команды, с самого начала да в деталях… Это просто выводит из себя! Мне кажется, можно напрячься и, если что-то такое интересует, покопаться в нашем официальном сайте — для того он, собственно, и существует.
Вот ты говоришь, «если люди нормально относятся»… Ни для кого не секрет, что группа пользуется популярностью весьма неоднозначного характера: если одни возносят ее на вершину сегодняшнего блэк-метала, то другие не пропускают возможности лишний раз охаять, обозвать вас продажными тварями, геями и прочими нехорошими эпитетами. Как ты считаешь, почему так оно получается?
Понимаешь, популярность вообще редко когда бывает однозначной: если есть люди, которым что-то нравится, то наверняка найдутся и те, кто будет против. Это нормально, и… это всегда так, разница только в масштабах. Я могу объяснить причину, по которой нас обвиняют в продажности, в предательстве идеалов блэк-метала и так далее, тут все просто… Людям не дает покоя банальная зависть. Кто-то сумел «продаться» лучше, чем они, вот и все… Я уверен, в нашем творчестве их раздражает только это.
Старая дурацкая тема, но все же… хочется расставить точки над «i». Что такое, по-твоему, «true black», и играет ли его DIMMU BORGIR?
Да конечно, играет! По-моему мнению, настоящее, «истинное» — это то, что идет от сердца, от души, когда делаешь то, что хочешь делать, что считаешь нужным, вне зависимости от мнения остальных. DIMMU BORGIR именно этим и занимается, с самого начала и по сегодняшний день. Плюс — что тоже важно для данного стиля — идеологическая подоплека. Настоящий блэк должен быть сатанинской, «черной» музыкой. Блэк, не связанный с антихристианской борьбой, — это уже не блэк.
Борьба… В Норвегии еще не утихли страсти, связанные с поджогами церквей и т.д.? Борьба еще продолжается? Ну, на уровне физическом…
Нет, сейчас нет. Сейчас в Норвегии все тихо. Основная часть этого дерьма происходила в ’93-94 годах, теперь дети выросли, поумнели… занимаются более полезными делами или по-прежнему «прохлаждаются» в тюряге.
«Дерьма», да? Тебе все это настолько не нравилось?
Конечно, не нравилось! Чему можно радоваться, если тебе не дают нормально заниматься музыкой, проводить концерты, постоянно трясут, таскают по полицейским участкам? Лично я никогда не принимал участия в подобных акциях, но, тем не менее, частенько приходилось попадать «под раздачу». Приятного мало, можешь мне поверить.
Боялся тюрьмы?
Да, и это тоже. А зачем? Чего ради тратить лучшие годы своей жизни за решеткой? Чего я этим добьюсь, что от этого изменится? Ни-че- го. Пользы никакой, а вреда… В тюрьме я не смогу даже заниматься любимым делом — создавать музыку. Одно слово: глупо это все. Просто глупо.
Зато автоматически становишься «героем» своего времени…
Быть может, но способ изначально дурацкий… Игра не стоит свеч, а моей жизни так тем более. Я ее слишком ценю, чтобы терять время из-за убийства какого-то придурка или поджога какого-то культового сарая. И без того есть, чем заняться.
Твоя борьба идет в каком-то ином измерении, так? Музыка, тексты песен, собственная философия?
Да, все, что ты сказала. Не знаю, можно ли называть это борьбой, я просто живу в соответствии с собственными законами, собственными взглядами и убеждениями. Делаю то, что считаю нужным, то, что хочу делать… Для некоторых это классифицируется как индивидуализм, другие назовут сатанизмом, как угодно… Мне наплевать на чужие мнения.
Слышала, вы практикуете черную магию…
Неправда, ничего подобного! Я верю, что черная сила действительно существует, и ею можно управлять по своему усмотрению, но сам ничем таким не занимаюсь… и вам не советую.
Хорошо, оставим пока эту тему, вернемся к вашему новому альбому. Видеоклипы какие-то намечаются?
Да, уже готов сценарий клипа на песню «Puritania», на днях должны начаться съемки. Точно не знаю, когда, но, думаю, очень скоро.
Давно хотела поинтересоваться вашим старым видео на песню «The Mourning Palace»: бредовенький, по-моему, такой клипец получился… лишенный всякого смысла…
Да, полностью согласен! Мне он тоже не нравится, я тоже не понимаю, о чем там идет речь. Дело в том, что мы сами не принимали участия в его создании, просто снабдили режиссера съемками с концерта и все остальное додумали эти черти. Увидел я результат и, думаю: такая фигня вышла, блин! Ни с текстом песни не связана, ни с музыкой, вообще… какое-то сплошное идиотство.
К сожалению, не имела возможности лицезреть большого количества живых выступлений DIMMU BORGIR, но немногое виденное наводит на всякие интересные мысли… Ты вообще как-то продумываешь, предполагаешь, что должно происходить на сцене во время концерта? Ну, то самое пресловутое шоу…
Да, я, конечно, готовлюсь. Грим там, одежда сценическая, атрибутика… без подготовки тут никак. А не надоедает годами делать одно и то же? Краситься, плеваться огнем и прочей дрянью?
Спрашиваешь… Конечно, надоедает, естественно! Но это еще только часть проблемы… Гораздо хуже, что за все это время моя кожа настолько «переела» разной химии, что теперь приходится страдать от разного рода аллергии… и это, поверь мне, крайне неприятно. Каждый день испытывать эти гадкие ощущения, каждый день подвергать себя добровольному мазохизму… Мне блевать хочется от разной ерунды! Но делать нечего — шоу есть шоу, и если оно требует жертв, то делать нечего. Буду терпеть.
Кровь у вас используется настоящая или это, как утверждают недоброжелатели, жидкий кетчуп?
Мы никогда не использовали кетчуп. Это театральная, поддельная кровь.
Еще одно распространенное мнение о DB и прочих «коммерческих шоу-группах»: люди, вместо того, чтобы заниматься музыкой, основное внимание уделяют имиджу, и оттого их творчество скорее напоминает клоунаду, привлекающую публику своей скандальностью, яркостью и блеском… А ведь глубинный смысл давно потерян…
Это их личное мнение, я не собираюсь никого разубеждать. Я честен в том, что делаю, будь то музыка или внешний облик… и отношусь ко всему этому, в отличие от клоунов, совершенно серьезно… Плюс считаю, что шоу, так сказать, «внешняя сторона», тоже крайне важна, в особенности на концертах. Туда люди приходят, чтобы что-то услышать и, одновременно, увидеть. Те, кого волнует исключительно музыка, сидят дома и слушают диски.
Вспомни какое-нибудь забавное / интересное / странное происшествие во время тура. Что-то, что тебе запомнилось особенно…
Не, ничего такого, все происходит до ужаса обыденно и одинаково: приехали, отстроились, отыграли, нажрались, упали и уснули. Завтра то же самое, но на другом месте. Ни людей не запоминаешь, ни стран, ни городов… вообще, ничего-ничего. Интереса в концертной жизни ноль целых хрен десятых!
А может, надо пить меньше?
Может… Хотя, вот, вспомнил «историю»: во время последнего выступления в Штатах у меня сперли сумку со всей концертной одежкой, гримом, вообще, всеми-всеми личными вещами, причем прямо перед концертом. Представляешь, как приятно?
Что, пришлось выступать в джинсах?
Нет, в джинсах я бы не выступал ни за какие бабки. Пришлось перенести сейшн и отправляться по магазинам. Купили все… а потом, через некоторое время, нашлась и моя сумка. Оказалось, по пьяни я ее засунул куда-то не туда.
Вообще, говоря о твоих личных вкусах, о музыке в целом… Сравни свои ощущения, отношение ко всем музыкальным делам сейчас и, скажем, лет десять тому назад. Многое ли изменилось?
Конечно, очень-очень многое. То, что происходит в музыкальном мире сейчас, меня уже не так интересует, не так волнует или вообще как-то влияет, по сравнению с тем, что было раньше. Магия исчезла… магия познания, магия новизны… соприкосновения с чем-то особенным, что ли… И это, поверь, не только моя вина: изменилась и сама музыка. Теперь в ней гораздо меньше Чувства, настоящего Чувства, с большой буквы. Не знаю, как это объяснить… Поставьте старые альбомы BATHORY, и, думаю, все поймете сами. Тогда была настоящая Злость — то самое настоящее Чувство. «Сегодняшний блэк-метал»… твои ассоциации с этим словосочетанием? Просто пару названий, самых достойных.
Главная ассоциация — это «Норвегия». SATYRICON, IMMORTAL…
Первые ударились в экспериментаторство, вторые в дэз-метал…
Это все блэк, несмотря ни на что.
Ну ладно, пусть будет по-твоему, тем более, что пора бы нам уже и «закругляться»… Пару финальных слов для фэнов, плиз…
Скажу только одно: нравился вам DIMMU BORGIR раньше или нет, попробуйте послушать наш новый альбом! Это просто killer! (Охотно верю! — авт.)