Динамическая наука что это
Наука как открытая динамическая система. Структура научного знания.
В настоящее время помимо общественных, технических и естественных наук различают также науку фундаментальную и прикладную, теоретическую и экспериментальную. Наука сегодня проявляется в широком многообразии научных дисциплин и развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках различных междисциплинарных областей. Научное знание как форма сознательного поиска истины многообразно: это фактуальное и гипотетическое, экспериментальное и теоретическое, классификационное и концептуальное, математическое и естественнонаучное. Однако все научные знания должны отвечать определенным стандартам и иметь четко выверенные основания. В качестве используемых в науке познавательных норм и средств принято выделять: идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области; научную картину мира; философские основания
Наука всегда стремилась видеть реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Науке присуща строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Причинность и закономерность — вот та фундаментальная константа, царствующая во всех сферах дисциплинарных областей. Другое дело, что закономерности могут носить динамический или статистический характер. Статистические закономерности формулируются на языке вероятностных распределений и проявляются как законы массовых явлений на базе больших чисел. Считается, что их действие обнаруживается там, где на фоне множества случайных причин существуют глубокие необходимые связи. Они не дают абсолютной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.
Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях.Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.
Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.).
В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым. Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано с определенными философскими представлениями.
На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений о мире (о причинности, устойчивости событий и т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Тем не менее, они существуют, и рано или поздно меняются и на эмпирическом уровне.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.
При анализе структуры научного знания важно выяснить, какие теории входят в состав современной науки. А именно, входят ли в состав, например, современной физики такие теории, которые генетически связаны с современными концепциями, но созданы в прошлом? Так, механические явления сейчас описываются на базе квантовой механики. Входит ли в структуру современного физического знания классическая механика? Такие вопросы очень важны при анализе концепций современного естествознания. Ответить на них можно исходя из представлений о том, что научная теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Наука как открытая динамическая система. Структура научного знания.
Наука как открытая динамическая система. Структура научного знания.
Наука как открытая динамическая система. Структура научного знания.
Динамическая наука что это
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не «готовый результат» [1].
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторические изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
С точки зрения опыта и методов решения мыслительных задач, процедур добывания предварительной информации также существуют множество вариантов моделирования исследовательского процесса нового знания.
А. Пуанкаре в своей работе «Наука и метод» [3] рассматривает творческий процесс как чередование сознательной и бессознательной деятельности по решению задач. Первоначально на этапе сознательной деятельности предпринимается ряд «самовольных усилий», которые не дают результата. На этапе бессознательной деятельности с помощью интуиции приходит внезапное озарение-решение. Затем вновь «включается» сознательная деятельность: имеет место вывод следствий из полученного результата и т.д.
Г. Уоллес [4] выделяет четыре фазы творчества:
г) проверку полученного решения.
Б. М. Кедров предложил схему познавательного процесса, состоящую из трех стадий [5]: а) подготовительной стадии; б) рождения новой идеи; в) разработки полученной идеи.
В четырехфазной схеме исследовательского процесса Ф. Гонсета выделяются: а) постановка научной проблемы; б) выдвижение гипотезы; в) проверка гипотезы; г) формирование окончательного результата.
По мнению Россмана модель исследовательского процесса включает в себя семь этапов: 1) наблюдение трудности (проблемы); 2) анализ проблемы; 3) обзор всей доступной информации; 4) формулирование целевых решений; 5) критический анализ решений; 6) рождение идеи; 7) проверку идеи.
При всем многообразии стадиальных схем по названию и содержанию, можно выделить и нечто общее, интегрирующее всех их. Оно четко просматривается при укрупненной схематизации стадий исследовательской деятельности: 1) постановка проблемы, 2) решение проблемы, 3) развитые полученного результата.
Любое научное познание начинается с постановки проблемы. Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании, противоречие (несоответствие) между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями. Степень такого несоответствия может быть весьма различной.
Причинами, порождающими эти противоречия, могут быть логика развития науки и техники, общественные потребности (в форме социального заказа), новые веяния культуры и т.д. В связи с этим любая проблема имеет определенную ценность. Сама проблема может быть задана в виде: а) картинки-знака (схема, чертеж, изображение, структурная схема и т.д.); б) чувственного, динамического образа (поведение больших масс людей, отдельного индивида, работающая или неработающая машина и т.д.); в) в вербально-понятийном (понятия, категории науки).
Деятельность человека, позволяющая ему успешно справляться с теми или иными проблемными ситуациями, чрезвычайно разнообразна. Она зависит от типа проблемной ситуации (различают эмпирические, теоретические, общие, частные, фундаментальные, прикладные проблемы) и от наличия у познающего определенного опыта в отношении этой проблемы.
Формулировка проблемы и проверка на правильность её формулировки имела важное значение в процессе научного исследования. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.
Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.
Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований: во-первых, она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны (во избежании догматизации научного знания, однако это требование нельзя абсолютизировать); во-вторых, гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке. После своего выдвижения гипотеза может быть:
1) подтверждена и превращается в теорию;
2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза;
3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак.
После сбора соответствующей информации, обработки ее начинается этап построения теории. Процедура построения теории зависит от того, какого рода информация и какие процедуры построения положены в ее основание. Но в любом случае не обойтись без главной стадии – процесса создания идеальных конструктов.
Первоначально создаются начальные теоретические модели, в которых идеальными конструктами выступают либо какие-то символы, образы, понятия, термины, которые могут быть отождествлены с конкретными реальными объектами (материальные точки, наклонная плоскость, сферический шар, одномерный человек в социологии и др.), либо символы, понятия, не имеющие реальных прототипов («ток смещения» в электроднамике, антивещество в физике или математические уравнения др.).
Затем после первых столкновений с новыми фактами эти модели корректируются, усложняются, становятся более содержательными: появляются новые идеальные конструкты, старые понятия и допущения либо изменяют свое значение, уточняются, либо отбрасываются.
Наконец, при построении теории необходимо учитывать и такой параметр, как количество логически независимых постулатов, понятий, аксиом, кладущихся в основание теории и дающих начало дедуктивным утверждениям. Степень этой независимости и количество независимых посыпок задает в будущем степень общности данной теории, ее эвристическую ценность.
Помимо описанных выше этапов и процедур построения нового знания в науке на процесс его генерирования, в целом на весь творческий процесс оказывают влияние как личностные качества субъекта новаций (внутренние условия), так и внешние обстоятельства.
В сегодняшней жизни по мере усложнения общественных отношений, развития научно-технического прогресса вырастают возможности для проявления творческих способностей человека. В идеале каждое цивилизованное общество заинтересовано в росте своего творческого потенциала посредством повышения уровня образования, культуры, приобщения широких масс к творчеству. Непременным условием творческой деятельности является наличие способностей и таланта.
В частности, в книге Майданова А.С., посвященной анализу процесса научного творчества и неординарным проблемам, их источникам и способам постановки, подходам к решению, поиску оптимальных путей к открытию, методов решения научных проблем, в том числе парадоксов – вот основной комплекс вопросов, рассматриваемых автором на основе обширного историко-научного материала. В книге описывается логика процесса научного творчества, характеризуется ее природа, показаны особенности и формы ее проявления в факторах поисковой деятельности. Рассматриваются так же логические структуры познавательного процесса, анализируются образцы решений научных проблем, предлагаются модели структуры творческого процесса. Обсуждаются вопросы, относящиеся к процессу открытия, именно: как совершаются великие открытия? Как наука переходит от имеющегося знания к знанию принципиально иному, логически не вытекающему из предыдущего?
Существенно то, что все многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том, что структура научного знания не исчерпывается этими уровнями знаний – она включает также и то, что принято называть основаниями научного знания. Помимо того, что благодаря этим основаниям достигается целостность предметной области, они определяют также стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.
Развитие современной гносеологии подразумевает анализ и осмысление основных, фундаментальных трансформаций, которые происходят в науке, образовании и культуре в связи с всеобъемлющим внедрением различных компьютерных технологий и персональных компьютеров. Обращение к этой проблеме будет осуществлено лишь в той мере, в какой позволит рассмотреть новые возможности изучения знания и «знания о знании», а также выявить новые способы описания присутствия человека и социокультурной составляющей в разных формах «представления знания». Реализовать это возможно, опираясь на исследования в области когнитивной науки, где знание и информация являются главным предметом [7].
Достижения науки не могут существовать обособленно и изолированно. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением преемственности в развитии интеллектуального потенциала человечества. Она затрагивает два аспекта, во-первых, материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса и, во-вторых, их включение в образовательные технологии, практику воспитания и обучения [8]. Различные новые представления теории могут изменить культурные стереотипы, и внести системные трансформации в культуру. Внесение научных представлений в культуру обогащает её, а обогащенная и более объёмная культура генерирует новые проблемы для последующего изменения наукой. Если абстрагироваться от той или иной эпохи, то это означает невозможность понять сущность культуры.
Если говорить об особенностях развития науки на современном этапе, то они проявляются в её основополагающих, фундаментальных нюансах и чертах. Сама структура научной деятельности предполагает деление науки на составные части – отдельные дисциплины, что позволяет изучать более детально её отдельные элементы. А это приводит к потере взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих.
Динамика развития современной науки связана с естествознанием, которое выступает в качестве продукта и условия развития культуры и цивилизации. Очевидно, что именно за счет науки человек сможет отрегулировать материальное производство и усовершенствоваться из поколения в поколение. Отсюда и улучшение условий жизни и быта отдельного человека и человечества в целом, поскольку происходит значительное повышение качества жизни и благосостояния.
Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наука – это добывание истины, процесс трудный, кропотливый и одновременно интересный, захватывающий.
Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.
Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.
Наука — что это
Термин «наука» произошел от славянского слова «укъ», что значит учение.
В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.
Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.
Еще одно определение науки звучит следующим образом:
наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.
Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.
Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.
Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.
До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.
Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.
Если вы готовитесь к ЕГЭ, то вам пригодится этот ролик, где по полочкам разложены все возможные варианты трактовки термина «наука», показано как отличить научные знания от ненаучных, ну и, конечно же, виды и функции науки расписаны:
Видео отлично поможет в подготовке, но все же я бы посоветовал вам прочить эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.
Виды наук
Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.
В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:
Функции науки
Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.
В настоящий момент выделяют 5 основных функций:
Три кита науки
Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.
Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.
Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.
Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.
Научно или нет
Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость. Без них настоящей науки не бывает, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.
И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.
Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.
Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.
Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.
Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.
Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.
Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.
Признаки научного подхода
Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.
Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:
Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хорошая статья, спасибо!
В широком смысле — то, что направлено на познание окружающей действительности. Без науки общество до сид пор бы не вылезло из пещеры и не знало ни огня, ни каменных орудий труда, так как создание элементарных удобств — тоже наука))
Сейчас очень остро стоит вопрос этики в научной деятельности, а также того, что имеет большую ценность — жизнь и экология, или новые открытия.
Динамическая геология
Исследование геологических процессов осуществляется в рамках многих геологических наук. Некоторые из них даже посвящены конкретным процессам. Изучение всех геологических процессов на планете и в ее недрах иногда объединяют в динамическую геологию, называемую также физической.
История
Первые геологические наблюдения и идеи относятся к древним временам. Так, некоторые из них содержатся в сказаниях о происхождении мира и религиозных книгах. Изначально многие знания в данной сфере имели преимущественно прикладную направленность, то есть их получение и развитие было связано с использованием природных ресурсов. Первые теоретические гипотезы и наблюдения появились в античные времена.
За время развития геологии сменилось несколько концепций. Среди них плутонизм, нептунизм, катастрофизм, униформизм, эволюционизм, мобилизм, глобальный эволюционизм.
Формирование нептунизма и плутонизма относят к XVIII в. их основателями считают А.Г. Вернера и Дж. Геттона соответственно. Первый считал причиной образования рудных жил осаждение из размывающих породы водных растворов рудообразующих минералов. Второй объяснял их образование деятельностью магматических кремнистых и сернистых расплавов.
Хотя истоки данных концепций были заложены еще в античные времена. Так, взглядов, близких к нептунизму и плутонизму придерживались Фалес и Гераклит соответственно. Ранний плутонизм предполагал ведущую роль в развитии планеты огня, нептунизм – воды. Данными силами объясняли формирование геологических тел и преобразование облика и строения Земли. В средние века данные теории получили развивались Г. Агриколлой и Р. Декартом соответственно. Первый объяснял образование рудных жил деятельностью циркулирующих в недрах растворов. По мнению второго, рудное вещество, отлагается в оболочке планеты, исходя инъекциями и растворами из ядра.
Таким образом, нептунизм предполагает формирование горных пород осадочным путем в океане. В соответствии с плутоническими взглядами источником энергии для всех геологических процессов является внутреннее тепло планеты, что ближе к магматизму.
В начале XIX в. в связи с открытием базальтового слоя коры поверх гранитного нептунизм первым стал утрачивать актуальность. Со второй половины столетия монистические гипотезы стали утрачивать актуальность, по крайней мере в отношении формирования полезных ископаемых, так как установили участие и внешних, и внутренних сил в образовании некоторых месторождений. Поэтому их стали классифицировать на эндогенные (сформированные внутренней энергии планеты) и экзогенные (образованные поверхностными процессами) и. Вопрос об участии в формировании внутренних или внешних сил остался актуальным лишь для отдельных видов полезных ископаемых. Что касается теорий, к концу XIX в. обе они были отвергнуты по причине узости взглядов, так как все геологические процессы они связывали с одной оболочкой Земли (гидросферой и мантией). Произошло это преимущественно под влиянием Ж. Кювье и его палеонтологических исследований.
Взамен он предложил гипотезу катастрофизма, основанную на палеонтологии. Ввиду резких различий последовательно сменяющихся ископаемых фаун не было возможности объяснить переходы между ними. Поэтому было предположено, что новая фауна появляется после вымирания предыдущей. К тому же предполагалось наличие в прошлом особых природных сил, приводивших к скачкообразным геологическим изменениям. Однако данная теория не получила развития.
Вместо нее был предложен униформизм, основанный Ч. Лайелем и Дж. Геттоном. Он наоборот изначально предполагал идентичность геологических событий прошлого и настоящего. Однако после выяснения наличия в прошлом геологических и биосферных катаклизмов униформизм трансформировался в актуализм, предполагающий изменчивость геологических явлений, но постоянство законов.
В те же времена значительное развитие, благодаря открытиям Ч. Дарвина, получил основанный Ж.Б. Ламарком эволюционизм. В отличие от предыдущих гипотез, данная не предполагала изначального божественного сотворения. Основная идея эволюционизма состояла в выявлении последовательности развития организмов на основе мельчайших изменений и его направленности. К началу XX в. данная теория стала доминирующей.
В XIX в. начали обособляться многие науки геологического цикла, в том числе и динамическая геология. До этого данная отрасль была представлена в виде единого естественнонаучного направления.
В начале столетия преобладала теория вулканизма, называвшаяся также геосинклинальной, теорией вертикальных движений земной коры, «кратеров поднятий». Созданная в начале предыдущего века контракционная теория была преобразована Э. Зюссом, М. Бертраном, А. Геймом. В конце века Д. Холл и Д. Ден разработали теорию геосинклиналей.
Тогда же появилась изостатическая гипотеза К. Деттона, Д. Эри и Д. Пратта. Дальнейшее развитие она получила в начале XX в. в теории континетального дрейфа (эпейрофореза) А. Вегенера. Далее Г. Штилле развил гипотезу образования складчатых форм в результате горизонтальных движений. К тому же в первой половине XX столетия в геологических исследованиях стали применять радиоактивность, что способствовало созданию новых теорий о развитии структур земной коры и тектонических движениях. Среди них — магматические гипотезы Э. Хармана, Г. Клооса.
Таким образом, в начале XX в. появилась идея мобилизма, в соответствии с которой происходит постоянный дрейф континентов и океанов. Однако ввиду недостатка обоснований до второй половины XX в. господствовала прежняя теория фиксизма, предполагающая фиксированное их положение.
После открытия рифтовых зон и выяснения значительно меньшего возраста океанической коры в сравнении с континентальной Г. Хессом и Р. Дитцам была разработана гипотеза неомобилизма, согласно которой вследствие конвективных течений магмы происходит дрейф континентов, а океаническая кора погружается в мантию в зонах глубоководных желобов.
В дальнейшем данная концепция преобразовалась в теорию тектоники литосферных плит, не только описывающую их движение, но и рассматривающую его причины.
Современная наука
Нужно отметить, что динамическая геология не представлена в качестве самостоятельной отрасли геологии, а входящие в ее рамки исследования производятся в рамках всех геологических дисциплин. Тем не менее изучение некоторых геологических процессов выделилось в самостоятельные отрасли (вулканология, тектоника, сейсмология, геоморфология и др.).
По типу исследуемых процессов в динамической геологии выделяют три раздела.
Два приведенных выше раздела исследуют эндогенные процессы.
Последний раздел изучает экзогенные процессы, представленные химическим, биологическим, физическим выветриванием, деятельностью поверхностных вод, ветра, многолетней мерзлоты и т. д.
Далее рассмотрены науки, выделенные из динамической геологии на основе исследования геологических процессов определенной природы.
Рассматриваемая наука имеет как теоретическое, так и практическое значение. Так, методологически динамическая геология демонстрирует связь геологических тел планеты и процессов на ее поверхности и в недрах. В прикладном смысле данные этой науки актуальны для добычи полезных ископаемых и строительства, поэтому ее достижения используются в геологоразведке и инженерной геологии соответственно.
Предмет, задачи, методы
Предмет динамической геологии представлен геологическими процессами на поверхности и в недрах планеты.
Задачи данной науки состоят в исследовании этих процессов: их особенностей, закономерностей, последствий и продуктов, причин и в прогнозировании их.
Основным методом изучения в динамической геологии является моделирование современных геологических процессов в лабораторных условиях на основе информации, полученной при наблюдениях за их ходом. При этом используются методы геофизики и геохимии и прочих наук.
Образование и работа
Ввиду того, что динамическая геология не представлена в виде самостоятельной науки, ей не обучают и в качестве профессии. Однако она входит во все геологические специальности.
Заключение
Не представленная в виде самостоятельной науки динамическая геология входит во все науки геологического цикла. Более того, некоторые ее разделы выделились в самостоятельные дисциплины. Таким образом, под данным термином объединяют науки, исследующие геологические процессы.