Динамическая пауза в первом классе что это
Динамическая пауза в 1 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Автор: Вилкова Ольга Петровна учитель начальных классов
МОУ Прасковьинской СШ Ульяновской области Николаевского района
Организация динамической паузы
Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.
Д инамические паузы выполняют следующие функции:
1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;
5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.
Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.
Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и др.– естественно и необходимо. Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.
Мы предлагаем игры, которые можно организовывать зимой. Они не требуют специального инвентаря. Если правильно организовать динамическую паузу зимой, то ребенок не замерзнет, не промокнет и будет здоров и весел!
Игры в зимний период.
1.Белки, шишки и орехи
2. След в след
Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.
Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку ( снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.
Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.
5. С кочки на кочку
Взявшись за руки дети образуют два круга, один внутри, другой снаружи, при этом во внешнем круге на одного человека должно быть меньше. Дети двигаются по кругу. По сигналу учителя дети берут друг друга за руки, образуя пары. Тот, кто остался без пары, пляшет либо рассказывает стих, отгадывает загадку и тд.
Играющие образуют круг, держась руками за веревку. Водящий, передвигаясь произвольно внутри круга, старается ударить кого-либо по руке. Кто не успел отдернуть руку, становится водящим.
Играющие разбиваются на две команды и встают напротив друг друга, образуя плетень, для этого надо скрестить руки перед собой и взяться за руки с соседями. Построившись, ребята двигаются навстречу другой команде со словами:
Раз, два, три, четыре.
Выполнять должны приказ-
Нет, конечно, в целом мире
Дружбы крепче, чем у нас!
По команде учителя дети разбегаются в разные стороны, а по второму сигналу должны вернуться на свои места и образовать плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.
Поставьте на снегу в линию несколько пустых пластиковых бутылок. Игроки должны встать в 20 – 30 шагах от бутылок. Каждый игрок кидает по три снежка ( изготовленного из фольги) за один раз. Выигрывает тот, кто сбил большее количество бутылок.
10. Успевай, не зевай
Дети идут в колоне по одному. Учитель дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут
Игры в весеннее – осенний период
Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – коснуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.
Играют две команды. Одна команда, взявшись за руки, образует «бредень» и ловит свободно передвигающихся по площадке соперников «рыбу». Пойманные игроки выбывают из игры. Через некоторое время команды меняются ролями. Выигрывает команда, поймавшая «рыбы» больше. «Рыба» считается пойманной в том случае, если рыбакам удается образовать вокруг нее круг. Игра повторяется несколько раз.
Вторая команда отвечает:
4. Змейка на асфальте
Начертить прямую и изогнутую линию и учиться ходить по ней, тренируя координацию.
Игроки от каждой команды получают по одному шарику и ложке. По сигналу учителя игроки должны взять ложку с шариком и начать бег, стараясь не уронить шарик. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первая.
6. Нас не слышно и не видно
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и к берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Наши ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки. По сигналу учителя нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.
Литература: Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 768 с.
Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский и др. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).
Авторская разработка динамической паузы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Динамическая пауза в 1 классе
Динамическая пауза – это пауза в учебной и трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности первоклассников. Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых.
Пауза проводится учителями – классными руководителями 1-х классов. Формы проведения могут быть разнообразными: подвижные игры на свежем воздухе, изучение правил дорожного движения при переходе улицы, экскурсия на стадион или спортивную площадку, организация различных мероприятий в школе, связанных с двигательной активностью детей, в случае неблагоприятных погодных условий.
Согласно «Гигиеническим требованиям к режиму образовательного процесса» (Сан.Пин 2.4.2.2821-10) при обучение в 1-м классе предусмотрена организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут (пункт 10.10)
Динамическая пауза в 1 классе.
— снять утомление и напряжение у детей за время уроков;
— восстановить работоспособность жизненно важных функций организма;
Оборудование: гимнастические коврики, канат или верёвка, спортивная форма, магнитофон с музыкой.
I .Организационное начало.
Дети под музыку заходят в зал, маршируют.
Учитель: Ребята, давайте поздороваемся ещё раз друг с другом. Не забудьте улыбнуться. Сегодня мы с вами хорошо отдохнём, снимем утомление и напряжение, восстановим наши силы, создадим хорошее настроение.
Учитель: А начнём мы сегодня с разминки. Для того, чтобы улучшить мыслительную деятельность, проведём гимнастику для сосудов головного мозга и глаз.
Повороты и наклоны головы: вправо-влево, вверх-вниз.( 6 раз)
Поднять плечи и расслабленно «сбросить» вниз. (6 раз)
Вращение головой по часовой и против часовой стрелки. ( по 3 круга)
а) резко закрыть и открыть глаза (6 раз)
б) «часики» движение глазами вправо-влево (6 раз)
в) вращение глазами по часовой стрелке и наоборот (6 раз)
а) вытягивание рук вперёд, сжимание кистей пальцев и разжимание. (6 раз)
III .Дыхательные упражнения.
Учитель: Все знают, что дыхание – это основа жизни человека. Вдох производится носом и через лёгкие поступает в каждую клеточку нашего организма. Поэтому так необходимо выполнять дыхательную гимнастику.
Цель: улучшение функции внешнего дыхания.
Вдох через нос – выдох ртом. (6-8 раз)
Вдох ртом – выдох через нос. (6-8 раз)
Попеременное надувание щек. (6-8 раз)
Позевать на ладонь (4-6 раз)
Цоканье языком (6 раз)
Выговаривание на длительном силовом выдохе слова: «Бахрома».
IV .Мотив здоровья «Чудо – нос».
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
И пойму я мудрое сказание.
Без дыханья – жизни нет.
Дышат птицы и цветы,
V . Звуковые упражнения.
Цель: снятие напряжения и усталости речевого аппарата; развитие артикуляции.
Сыпется песок – с,с,с,с,с,с.
Слышится сыпучий голосок – с,с,с,с,с,с.
Ветер песню напевает – с, с, с, с,с, с
И песочек рассыпает – с,с,с,с,с,с.
Р,р,р,р,р – так рычит тигр.
Мы здоровьем дорожим.
Приложите руку к горлу и произносите:
З,з,з,з,з,з – летит комарик и кусается.
VI . Массаж по Уманской.
Перед массажем растереть руки.
Грудку мы слегка надавим,
Шейку гладить начинаем,
Сзади косточку найдём
И под косточкой помнём.
Мы над глазками надавим,
Бровки мы натрём слегка.
Ушкам сделаем зарядку,
Носик вычистим вот так.
Каждый пальчик разотрём,
На щёчке ямочку найдём.
Ручку мы слегка погладим.
Вот теперь мы отдохнём.
VII . Музыкальная медитация «Ты должен знать своё тело»
Дети садятся на гимнастические коврики и медитируют под музыку.
VIII . Подвижная игра «Танцы с канатом».
Цель – развитие ловкости и подвижности.
Ход игры – игроки встают в шеренгу друг за другом. Двое взрослых держат канат на высоте 1 м. Играющие должны под музыку протанцевать под канатом, не задевая его. Если кто-либо из играющих задевает канат, то выходит из игры. Затем канат опускают ниже, и так до тех пор, пока канат будет совсем низко от пола. Выигрывает тот, кто оказывается самым ловким.
IX .Релаксация под музыку.
На гимнастических ковриках дети лежат неподвижно, закрыв глаза, 5-6 минут, отдыхая и расслабляясь.
Учитель : Закройте глаза, дышите ровно. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло: от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног. Вам кажется, что внутри вас появился маленький фонарик, и вы с его помощью осматриваете каждую клеточку тела. Все клеточки в организме хорошо работают.
Я буду считать до пяти. С каждым счётом вы будете чувствовать себя всё более и более бодрыми и на счёт «пять» откроете глаза.
1 – по телу пробегает тепло.
2 – мышцы сильные и упругие.
3 – голова ясная, свежая.
4 – бодрость и свежесть во всём теле.
5 – глаза открываются.
После релаксации в конце динамической паузы дети принимают оздоровительный лечебный фиточай.
Организация динамической паузы и других режимных моментов в процессе обучения первоклассников
Класс: 1
Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.
Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.
Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты. Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против » динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.
Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.
Значение и роль физминуток на уроке.
Восприятие информации на протяжении длительного периода требует интенсивной мыслительной деятельности, статического напряжения, высокой концентрации внимания. Для усвоения нового материала ребенок прилагает невероятные усилия, что отрицательно влияет на его психологическое и физическое состояние. А ведь состояние ребенка – ресурс его успеха в учебе.
Первые признаки усталости на занятии проявляются в том, что у школьника начинает «проседать» осанка, он часто отвечает не по существу, не может выделить главное, погружен в собственные переживания, а при неожиданном вопросе учителя часто теряется, хотя, если дать время подумать, может ответить хорошо. Если подобные симптомы наблюдаются часто и, кроме того, школьник с трудом настраивается на занятия и требует к себе постоянного внимания со стороны педагога, то это говорит о переутомлении.
Замечаниями, призывами добиться повышения работоспособности практически нельзя. Для этого существуют другие способы.
Кроме того, физминутки помогают:
Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.
На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-й минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-й, 15-й, 20-й минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.
Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.
В качестве второй минутки отдыха можно использовать «спокойную минутку»: закроем глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.
Физминутки можно сочетать с другими этапами урока. Например, с закреплением. На уроке необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:
Правильный режим дня для школьника — требование не случайное. Если ребёнок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, что помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Кроме этого, чёткий режим помогает правильно сбалансировать работу и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.
Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Для этого используются штриховки, работа с пластилином, пуговицами. Физминутка для пальчиков также способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6–8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным.
Другие режимные моменты в 1 классе.
Систематическая и грамотная организация динамических пауз не только способствует сохранению их здоровья и формированию у них культуры ЗОЖ, но и учит детей правильной организации труда.
Роль динамической паузы в процессе адаптации первоклассника
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям . Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать.
В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.
Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
ограничение двигательной активности
Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.
Неотъемлемой частью занятий в младших классах школы являются динамические паузы или физминутки. Доказано, что они оказывают благотворное воздействие на восстановление работоспособности детей, на улучшение их эмоционального состояния. Но в настоящее время мы сталкиваемся с такой проблемой, что учитель не всегда проводит динамическую паузу регулярно. Проще заменить это время дополнительным уроком письма или математики. Тем самым допуская огромную ошибку, которая повлечёт за собой большие проблемы в адаптации ребенка.
Д инамические паузы выполняют следующие функции:
1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
4. Обучающая функция –приобретение новых компетенций;
5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.
Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер.
Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.
Осенью я столкнулась с такой проблемой: мне были высказаны мнения родителей «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители были недовольны тем, что дети приходили домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.
После этого, мной было организованно родительское собрание, на котором родителям было доступно объяснено, что такое динамическая пауза, для чего она нужна нашим детям, также, показаны видеофрагменты наших динамических пауз.
Родители поняли, что во время динамической паузы дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии.
Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.
Я предлагаю игры, которые можно организовывать с первоклассниками.
Сначала слова могут быть простыми, постепенно усложняем их. После некоторой тренировки, чтобы интерес к упражнению не пропадал, можно его усложнить и печатать не только слова, но и словосочетания и даже предложения, заменяя пробел, например, хлопком учителя.
Постепенно можно давать роль ведущего какому-нибудь ученику, занимая его место за партой. Ребята понимают, что и оценивать работу не так просто: нужно уметь вовремя остановить машинку, дать новое интересное задание. И постарайтесь в конце игры обязательно спросить, кто ни разу не вставал, подобрать с ребятами несколько слов с буквами, которые не встретились, и пропечатать их. Пусть слова будут не очень сложные, нам нужно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя включенным в действие!
А можно попытаться подобрать слово со всеми пропущенными буквами. Задание, я вам скажу, не из легких!
Чертится большой круг диаметром 3-4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из числа играющих, а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах.
Ведущий распределяет буквы (устно или напечатанные) между всеми участниками и задает слово. После этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове.
Если в слове одна и та же буква повторяется несколько раз (например, буквы Р и А в слове терраса ) или ученику достались две буквы и в слове они есть, то ребята с интересом начинают выдумывать и обсуждать варианты, отыскивая самый для них приемлемый и интересный способ построения.
Построившись, ученики могут произнести слово по буквам последовательно, все вместе, по слогам (одновременно произносятся только буквы одного слога).
Можно облегчить задание с построением, а можно и усложнить: построиться можно и по росту, и в порядке алфавитного расположения первых букв имен или фамилий и т. п. Ваш выбор!
А можно и модифицировать игру, соединив ее с анаграммой. Вызвать определенные буквы (например, буквы а, б, в, к, у) и попросить их выстроиться так, чтобы получилось слово (буква). Самое главное построить работу так (может быть, сделать несколько групп, только буквы в словах не должны совпадать), чтобы задействовать больше ребят.
Вышеизложенное показывает, что систематичное проведение динамических пауз не только в начальных классах, но и в среднем и старшем звене, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает школьников к работе по укреплению их здоровья, а также благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышает эмоциональный уровень учащихся, снижает статические нагрузки, а также организует активный отдых учащихся для повышения внимания и активности для следующего урока.
Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 768 с.
Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский и др. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).