Динамическое чтение что это

Техника динамического чтения. Обучаемся быстрому чтению самостоятельно

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что этоОсобенность динамического чтения заключается в том что во время чтения меняете его скорость от медленного к быстрому и наоборот.

Десять принципов динамического чтения:

Человеческий мозг может принять большее количество информации. В настоящее время, в эпоху Интернета и информационных технологий очень полезным является возможность скорочтения.

Большинство людей читает где-то на скорости между 60 и 90 км/час. Причина этого факта лежит в том, что мозг привыкает к такому чтению. Такая необычайная способность мозга приспосабливаться или, адаптироваться к любой новой норме используется в настоящее время во многих сферах, включая подготовку спортсменов к Олимпийским играм

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

Рекомендации по применению техники динамического чтения

Читайте со скоростью вашего мышления

В неспешном чтении развиваются способности. Если изучаем с привычной скоростью, то понимание идет на сто процентов.

Когда мы работаем не спеша, у нас возникает контакт с текстом, с языком, с автором.

Возвращайтесь к тому, что прочитали

Без записок, вы вряд ли что то запомните. Поэтому студенты записывают за преподавателем.

Все мало понятное следует повторить

Ищите альтернативы чтению

Важный текст читайте очень медленно.

Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы прочитать как можно больше книг, а в том, чтобы как можно более легко находить решения из затруднительных ситуаций.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Все ли слова в тексте знакомы?

Рекомендуется при обилии терминов прочитать текст повторно. Во время каждого нового чтения, незнакомые новые слова будут становиться более понятными

Чем больше непонятных терминов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно слово, но если непонятностей довольно много, то понимание текста будет не высоко.

Упражнение с метрономом для тренировки быстрого чтения

Второй важный способ —вы настраиваете метроном на неестественно быстрый темп, заставляя свою систему «глаз/мозг» свыкаться с весьма высокой новой нормой. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам «прыгать выше головы» за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки. Можно их несколько снизить до удобных вам «низких» значений скорости чтения, которые и так окажутся вдвое выше ваших прежних средних показателей.

Как читать быстрее

1. Используйте указатель

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя.

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

3. Не озвучивайте слов в голове

Большинство людей, когда они учились читать, произносили слова вслух и до сих пор большинство из нас как маленькие дети произносят каждое слово.

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.

5. Знайте, когда читать медленнее

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать, медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

Читайте с интересом!

Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Скорость чтения приобретается с опытом, по мере чтения сложного материала

Чтобы читать быстрее, надо читать больше. Если вы будете регулярно прочитывать одну книгу в неделю, скорость вашего чтения улучшится.

Во-первых, если вы не будете читать на своём родном языке, низкая языковая компетентность будет служить препятствием для развития скорости чтения.

Если вы будете читать чаще, у вас разовьётся чутьё с какой скоростью читать текст в зависимости от его назначения.

Источник

Динамическое чтение и освоение навыка быстрого чтения

Вы уже обладаете многими предпосылками для того, чтобы здесь и сейчас быстрее перерабатывать информацию.

Что такое динамическое чтение. Его отрицательные и положительные стороны. Особенности динамического чтения. Обо всем этом Вы узнаете в данной статье.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Техника динамического чтения
является ключом к деловому успеху!

Мифы быстрого чтения и преимущества динамического чтения

На протяжении многих столетий считалось, что главными признаками образованного человека должно было быть прежде всего умение читать и считать. Похоже на то, что уже в самом начале наступающего века к этому еще добавится требование уметь слышать, причем не только других, но и самого себя, воспринимать не только то, что произнесено собеседником, но и то, что стоит за его словами, за интонацией, мимикой и жестами.

Эффективно слышать других означает также уметь быстро и всесторонне анализировать услышанное, оценивать его, мгновенно создавать варианты возможных последствий и ориентироваться в своих действиях на самый вероятный из них. Конечно, такие умения всегда ценились в общении. Но только сейчас появилась настоятельная потребность обучать всех людей интенсивному слушанию.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

Помогает ли пониманию громкое чтение?

Ответ на этот далеко не простой вопрос мы поучим, если проследим как развивалось чтение, этот, как заметил еще Гельмгольц, «верный собрат слушания». Уже в XIV-XVII вв. громкое чтение стало понемногу уступать чтению моча, которое оказалось более выгодным, т.к. не только проходит на значительно больших скоростях, чем чтение вслух, но и дает значительный выигрыш в глубине понимания. В первой трети XX века люди стали совершенствовать само молчаливое чтение.

Оказалось, что при соответствующей не очень продолжительной тренировке чтения молча можно увеличить до больших скоростей. Появилось скорочтение. Годится оно в основном для просмотра текста и нахождения в нем необходимой информации, для составления общего представления о содержании. Для чтения художественной литературы оно уже не подходит. Вводить его в школу тоже рискованно – возможен переход детей поверхностному чтению. А вот для многих деловых людей в условиях растущего вала информации, скорочтение оказалось кстати. В 60-х гг. XX века появилась методика обучения динамическому чтению. Это был качественно новый этап в умственной обработке любой информации – художественной, научной, научно-популярной… При динамическом чтении человек может читать и очень быстро, и очень медленно в зависимости от характера книги и цели работы с книгой. В основе курса лежит моделирование текста. Оно позволяет значительно увеличить темп чтения без ущерба для понимания. Для школы Динамическое чтение оказалось важным со многих точек зрения.

Что такое динамическое чтение

Чтобы получить полное представление о технике чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.

Усовершенствуйте методику чтения и вы сможете расходовать меньше времени на исследование книг, на которые раньше тратили много времени. Следуйте перечисленным советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

Как скрочитать?

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Если читаете книгу справочного характера, то требуется прочитать избранные места. Поэтому эта стратегия чтения текста весьма пригодится.

Как быстро читать документы

Во первых, просмотрите места в статье, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть текст будет ясной уже с второго абзаца. Не теряйте зря время.

Зигзагообразное чтение. Чтение текстов по вертикали. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то схватывает не отдельные слова, а целые фразы.

Зигзагообразным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное чтение.

Пометки на полях.

Делайте записи. Придумывайте вопросы автору документа. Вы не теряете время зря. Благодаря заметкам и сформулированным вопросам, прочитанный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не нужно больше возвращаться.

В процессе чтения документа отмечайте карандашом важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Пишите вопросы автору документа. Составление отзыва требует составление мнение о документе, а это значит, что после составления отклика, вы будете осознавать гораздо больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к тексту.

Ищите альтернативы чтению

Трудно даже представить себе, сколько острых и порой опасных конфликтов на всех уровнях человеческой жизни можно было избежать, если бы люди научились интенсивно слушать друг друга, т.е. слушать, чтобы все слышать, даже то, что прямо не сказано, слушать, чтобы понять другого человека, его желания и особенности мышления. Интенсивное слушание – это, по сути, инструмент познания других людей, их бесконечного своеобразия и неповторимости. При таком слушании эффективнее духовное взаимообогащение людей, а значит, и глубокое уважение одного человека к другому. Там, где люди не умеют слушать, а значит слышать и чувствовать душу другого, там невозможно взаимопонимание, сотрудничество и творчество. Об этом свидетельствует практика человеческого общения.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Конечно, глухота, т.е. неумение слушать и понимать других, нетерпима в межличностных отношениях. Но к каким страшным последствиям такая глухота может привести в отношениях и между государствами, показывает югославская трагедия 1999 года. Не надо однако думать, что интенсивное слушании работает только на будущее. Уже сегодня оно может принести огромную пользу обучению детей, воспитанию их в духе благородных и гуманных принципов цивилизации. На уроке, где каждый ребенок 30-40% своего времени воспринимает речь учителя и своих товарищей по классу, интенсивное слушание, судя по накопившемуся опыту, позволяет делать урок более интенсивным и результативным, улучшает взаимоотношения в классе и в семье. Особенно это чувствуется, если интенсивное слушание сочетается с умениями и навыками динамического чтения.

Система динамического чтения разработана так, что позволяет устранить эти недостатки. Люди, осваивающие данную систему, учатся читать, действительно молча, даже на уровне внутренней речи.

Периферическое зрение человека

Периферическое зрение, что помогает изменить движения глаз при чтении. У «динамически читающих» глаза движутся не зигзагообразно, а проходят всю страницу текста по прямой линии сверху вниз. Это экономит массу времени и предохраняет глаза от перенапряжения.

Изучают алгоритмы чтения, позволяющие извлекать максимум информации из текста и самые важные моменты сохранять в памяти. Развивают внимание, концентрацию, аналитические способности.

Все это, безусловно, увеличивает не только скорость чтения, но и качество усвоения почитанного материала. Одним словом – повышает эффективность человека в современной информационной среде. И хоть овладеть техникой динамического чтения не так то легко, стоит все же приложить усилия. Ведь потратив время на обучение, вы сэкономите его в будущем гораздо больше, а заодно и разовьете свои творческие способности.

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что это

Так шаг за шагом совершенствовалось чтение. И двигателями такого процесса были меняющиеся потребности развития общества, его образовательной системы. Тоже самое, может только в другой форме, сейчас происходит и со слушанием. Его качественное улучшение служит оптимизации межличностных отношений. А это очень важно для XXI столетия, века гуманизма и всеобщего взаимопонимания, века людей, умеющих друг друга слышать и понимать. Этому умению надо учить по специальной программе, целенаправленно и упорно. Человек, не научившийся слышать других, а таких большинство, теряет в общении очень много ценной информации. Возместить ее невозможно. И в результате он не может адекватно оценивать услышанное, а значит – и реагировать на его. Человек в этом случае – слышит, но не все; понимает, но не все; реагирует на услышанное, но не всегда адекватно. Неумение слышать – это не только потери в информации, но и потери благожелательности в отношениях между говорящими, потери в откровенности и доверительности.

Источник

Началочка

Динамическое чтение что это. Смотреть фото Динамическое чтение что это. Смотреть картинку Динамическое чтение что это. Картинка про Динамическое чтение что это. Фото Динамическое чтение что этоЗдравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! Проблема с развитием техники чтения в начальных классах — это просто горячая точка в обучении младших школьников. Я предлагаю вам сегодня начать знакомство с очень интересной методикой развития скорочтения. Она называется «Динамическое чтение».

Динамическое чтение — качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом. Динамическое чтение — это чтение глазами.

Начинать работу над развитием динамического чтения можно в любом классе и в любое время. И в любом возрасте! Единственное условие — работать каждый день. С чего начинать? Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению.

Всё это вместе взятое замедляет чтение.

Сегодня я познакомлю вас со способами борьбы с первым врагом скорочтения — регрессией.

Борьба с регрессией с помощью шаблона.

Для борьбы с регрессией, как правило, используется специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Шаблон должен быть абсолютно однотонный, желательно белого цвета.

Для изготовления шаблона необходимо взять лист плотной бумаги (размером 6-7 см на 10-12 см), в нижнем правом углу сделать вырез длиной 4 см, а высотой 5 мм, причем размеры могут варьироваться в зависимости от формата (шрифта, расстояния между строчками) текста, который вы используете в качестве тренировочного.

Теперь наложите шаблон на первую строку предлагаемого текста так, чтобы в прорези на шаблоне было видно первое слово, и, читая текст, начинайте передвигать шаблон, чтобы он закрыл уже прочитанные слова.

Выполнив несколько упражнений с одним текстом, переходим на другие тексты. Причем желательно, чтобы они касались тематики, с которой вы незнакомы. Упражняйтесь до тех пор, пока не сможете читать полностью незнакомый текст, затрачивая на одну строку не более 1 секунды.

В данном упражнении перед вами не ставится задача запоминания и переработки прочитанного, главное — скорость чтения.

Перст указующий…

Один из способов устранения регрессии — чтение с помощью указки (вязальной спицы, карандаша, ручки, или, в крайнем случае, пальца). Используя палец в качестве своеобразной указки, мы усиливаем сфокусированность и концентрацию на тексте.

Для достижения наилучшего эффекта при чтении тренировочного текста попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте её по мере чтения.

Время от времени увеличивайте скорость с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам удобно, для того, чтобы тренировать свой навык чтения так же, как постепенный рост нагрузок при физических упражнениях увеличивают мышечную силу.

Чтение вслух.

Один из наиболее эффективных способов борьбы против регрессии — чтение вслух. Предложенный текст вы должны читать плавно, но быстро — в темпе разговорной речи. Может возникнуть резонный вопрос — а как же артикуляция, от которой мы также должны избавляться? Но ничего не поделаешь, к сожалению, чтобы бороться с одним врагом скорочтения, приходится использовать другой.

В ближайшее время я познакомлю вас со способами борьбы с остальными врагами скорочтения, а также вы узнаете как начинать работу над развитием скорочтения уже в первом классе, а точнее, в тот период, когда ребенок только начинает учиться читать.

Если Вам понравилась статья, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Источник

Доклад на тему «Обучение динамическому чтению».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Обучение динамическому чтению

Сиражева А.С. ., учитель

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.

Неумение найти главное в тексте.

Недостаточное использование смысловой догадки.

Начав работу в 1 классе, по мере того, как дети будут знакомиться с буквами, и учиться читать, предлагаю следующие задание.

Найди лишнею букву (фотографируем):

2. Найти лишний слог:

Найти лишнее слово:

4.Разделили слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5. Из какой сказки слова?

« Бежит молочко по вымечку…»

« Кабы я была царица…»

« Смилуйся государыня – рыбка»

Постепенно задание усложняю. Для развития поля зрения примерно таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 с, но при тренировке многие учащиеся считывают их за 5-6 секунд. Таблицы изготовляем на уроках труда, иногда помогают родители.

По такому же принципу изготовляются карточки с алфавитом. Ученики считают про себя, указывал карандашом цифры (или буквы).

В работе с таблицами используют памятку:

Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю её целиком.

Наряду с таблицей Шульте использую и таблицы автора Т. Г. Швалько.

Чтение спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей. Обычно провожу это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Отвечай на вопросы к тексту.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считал про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончание подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст глазами. К этому упражнению я разработала следующую памятку:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей, считал про себя слова текста.

Отвечай на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ считало отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 %, хорошим- 5%, удовлетворительным до 10% при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.

Упражнение можно усложнить, считал пары слов, тройки слов, строки, а на уроках русского языка предложить задания: прочитать текст упражнения со счётом слов на определённое правило (на безударную гласную, словарных слов).

В условиях обучение детей вертикальному чтению использую упражнение « чтение разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и находят главное. Также используя памятку:

Плотно сожми губы и зубы.

Поставь пальцы на начало и конец строки.

Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответ на вопросы.

Это упражнению использую на уроках русского языка, например « разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – то правило. На уроках математике – отыскать среди примеров с ответом 150. Все эти упражнение проводятся привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказам, делением на части, озаглавливание и т.п.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой. Методика работы такая же, как и при « чтении – спринт», только читаем до указанного слова или выражения.

Чтение с речевыми помехами (напевал), чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки) тренирует внимание учащихся на уроках.

Одновременно с работой по динамическому чтению развиваю на уроках память, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.

Игра « Синонимы» (Антонимы) хорошо развивает как память, так и воображение.

Предлагается сочинять стихотворение по рифме:

Каждый день заучивать по четверостишию.

Совершенствование техники чтение про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтение вслух. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приёмы и методы:

Чтение за диктором.

Чтение в парах, групповое чтение.

Чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение с убыстрением темпа.

Чтение с переходом на незнакомый текст.

Чтение в темпе скороговорки.

Зрительные и слуховые диктанты.

Также упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира.

Индивидуально-групповое занятие по развитию техники чтения «Необычная экскурсия»

Структура урока и упражнения, которые повышают скорость чтения школьника.

1. Дыхательная гимнастика и артикуляционная разминка

Поцокать , задуть свечу, и т.д. Прочитать скороговорки, чистоговорки. Совмещается с пальчиковой гимнастикой (достаточно делать по 1-2 упражнения, например: сгибание и разгибание пальчиков – «веер», вращение кулачков к себе и от себя и т.п.)

У детей есть книги, по команде учителя они начинают читать, по истечению минуты по команде заканчивают. Сами считают и записывают полученный результат.

3. Развитие оперативной памяти, мышления, угла зрения

Включает в себя: многократное чтение отрывка (до 5 раз), чтение за диктором, чтение пирамид, чтение в парах за ведущим, чтение по цепочке, упражнения на антиципацию – угадывание последующего текста, причитывание букв.

5. Развитие кратковременной памяти

Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко.

6. Повторный самозамер

Ученики читают тот же текст, как и в начале урока. Естественно, что темп чтения у них увеличивается, (можно чуть-чуть увеличить время чтения) и у детей формируется положительная мотивация. Они очень любят считать слова и видеть, что их количество превосходит предыдущий самозамер, что за 40 минут им удалось хотя бы на несколько слов повысить свою скорость чтения.

Индивидуально-групповое занятие по технике чтения «Необычная экскурсия»

Цель занятия: Совершенствование техники чтения.

развивать у школьников оперативную память, мышление, внимание, угол зрения;

познакомить учащихся с некоторыми животными Азии, Австралии, Африки;

воспитывать интерес и любовь к природе, окружающему миру.

Мультимедийный проектор, «журналы юннатов».

1. Организационный момент

Дети: Юные натуралисты – любители природы.

Учитель: Правильно, а так, как каждый юннат записывает свои наблюдения в журнал или дневник, мы тоже заведем свой дневник. Все вы будете разделены на 3 группы: «Медвежата», «Тигрята» и «Дельфинята». Итак, нам пора в путь. Юннаты не хотят загрязнять природу, поэтому выбирают экологически чистый вид транспорта. Как вы думаете, какой?

Дети: Воздушный шар.

Учитель: Чтобы шар поднялся в воздух, надо его надуть.

2. Дыхательная гимнастика

Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот «трубочкой» (5-6 раз).

«Зажигаем огонь» – произносим «П» и прикусываем язык – произносим «А».

«Раскачиваем корзину» – челюсть взад и вперед.

Гимнастика для пальцев и артикуляционная разминка.

Пока наш шар медленно поднимается, разомнем пальчики и запишем скороговорку:

«На горе гогочут гуси, под горой огонь горит» (2 слайд)

Пальцы сжимаем и разжимаем веером.

Пальцы сжимаем и разжимаем в кулак.

Кулачки вращаем в одну и в другую стороны.

Учитель: Все это время повторяем скороговорку. Кто готов сказать ее быстро и правильно?

Учитель: Пока мы не добрались до нашей первой стоянки, почитаем книжку. А потом посчитаем, у кого сколько слов получилось и запишем в наш дневник (читают 1 мин.)

4. Развитие оперативной памяти, внимания, мышления

Учитель: Сейчас мы пролетаем над Азией. Широки ее просторы. Они простираются от Северного Ледовитого океана до теплого Индийского. А как вы думаете, меняется ли от этого животный мир?

Учитель: Здесь мы видим лишь некоторых представителей животного мира. Кого?

Дети: Тигра, козла, лебедей, пингвинов, медведей, черепах, волков…

Учитель: Как вы думаете, кто из них обитает севернее, а кто южнее? (3 слайд)

Учитель: Посмотрите внимательно, несколько зверей убежало. Кто? (4 слайд) Запишите.

Давайте проверим. (5 слайд)

Учитель: А наша страна находится в Азии? Правильно, но не вся. Именно на Урале проходит условная граница между Азией и Европой.
Посмотрите на следующий – 6 слайд и скажите, какое животное будет лишним и почему?

Дети: Лишнее – кенгуру, т.к. не водится в Азии.

Учитель: Нам пора продолжить наш путь. Возьмите таблицы Шульте и по моему сигналу начинайте искать числа от 1 до 25. Как только последний человек найдет все числа, мы окажемся в новом месте. Что же это за страна? Отгадайте ребус и узнаете. (7 слайд) Верно, мы находимся на полуострове Индостан в стране Индия. А какие животные здесь обитают, вы отгадаете сами. (8 слайд)

«медвежата» – 1 ребус

«дельфинята» – 3 ребус

Учитель: Интересно, почему среди животных Индии вам встретилась корова? Дело в том, что в Индии корова считается священным животным, ей поклоняются и не употребляют ее мясо в пищу.

Учитель: Давайте немного разомнемся, тем более, что мы продолжаем наше путешествие. (9 слайд) Повторяем движения за зверятами.

5. Зрительно-слуховые диктанты по системе Федоренко

Учитель: Следующая наша остановка в Австралии. Эта страна интересна необычными животными, которых нет в живой природе ни в одной стране мира.(10 слайд) Сейчас редкие животные Австралии с вами поиграют. Они будут показывать вам предложения, а вы должны успеть прочитать их и записать к себе в дневник. (11 слайд)

Дятел долбит дерево. (Кенгуру)

Я хочу посадить цветы. (Коала)

Иней запушил деревья. (Страус Эму)

Без воды цветы вянут. (Ехидна)

Прилетело жаркое лето. ( Дикая собака Динго)

Возле дома посадили ель. (Утконос)

Учитель: Нам пора отправляться дальше, но наш шар перестал набирать высоту. Пора сбросить балласт – это специальные мешки с песком, чтобы шар снова набрал высоту. На наших мешках есть буквы, будем читать каждую и причитывать следующую. (12 слайд)

Вот шар набрал высоту, и мы приближаемся к последнему месту нашего путешествия – Африке.

Упражнения на антиципацию

Учитель: Сейчас вы будете читать начало предложения, а если правильно его закончите, то должна появиться картинка. (13 слайд)

В реках Африки водятся огромные и зубастые … (крокодилы).

На пальмах резвятся шустрые … (обезьяны).

Разговаривают человеческими голосами пестрые… (попугаи).

Учитель: Посмотрите, а что это высится вдалеке? О, да это же известные египетские пирамиды (14 слайд). Давайте прочитаем, что за слова написаны на них. Читая, стараемся не водить глазами, а смотрим на красную черту посередине.

А сейчас отгадаем кроссворд.(15 слайд) Подставьте названия животных в нужные клетки и получите название еще одного африканского животного (гиена, 16 слайд). К, сожалению, нам пора возвращаться назад. Мы побывали не на всех материках, но обязательно там побываем.

7. Повторный самозамер

Учитель: Чтобы быстрее вернуться домой, откроем книжку, которую читали вначале урока, и с того же места по моему сигналу начнем читать. Посчитайте, сколько слов получилось? Сравните результат с первым. У кого стало больше слов? Значит, наше занятие пошло на пользу.

Учитель: Что вам больше всего понравилось? А куда еще хотели бы попасть? Вы отлично поработали, сдайте свои дневники наблюдения, я посмотрю, как вы записывали все сведения. Спасибо! (17 слайд)

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков беглого и правильного чтения»

Обоснование выбора темы.

В настоящее время наблюдается у школьников младших классов снижение интересов к получению знаний. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными и экономическими.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение – это чтения в темпе 150-300 слов в минуту.
Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой.
Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В.А. Сухомлинского.

При формировании беглого и правильного чтения решаются следующие задачи:
1. Развивать артикуляционный аппарат учащихся, устранить недочеты устной речи: шепелявость, картавость, заикание.
2. Развивать кратковременную память.
3. Расширить у учащихся поле одновременного восприятия текста.
4. Вырабатывать внимание к читаемому материалу, устранять непродуктивные возвраты к прочитанному.
5. Устранять внутренние (и тем более внешние) проговаривания читаемого и создать психическую установку (привычку) на возможность чтения без озвучивания, то есть перейти на динамическое чтение, что поможет с первого прочтения запомнить от 70 до 90% информации.

Пути решения.
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:
1. Если ребенок находиться еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час – два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа – полутора за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находиться под их впечатлением.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
4. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки (Целых 20 слов в минуту! Замечательно!, В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту и т.п.) Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы.
В зависимости от того, как развита техника чтения, всех читателей можно разделить на три типа:
Первый тип – читающие ушами – они видят, проговаривают и слушают себя при чтении. Это самый медленный тип чтения. В начальной школе именно такой тип читателя преобладает. Причем учителя специально используют приемы, которые направлены на
шепотливость при чтении учащихся. Как показали данные психологов, в частности украинского ученого И.Т. Федоренко, такие упражнения в тренировке техники чтения только тормозят данный процесс. Максимальная скорость читателя такого типа – 90-100 слов в минуту.
Второй тип – читающие глазами – это те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения достигает 600 слов в минуту.
Третий тип – читающие носом, нюхом, умом, они как бы угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками, это сверх – быстрый метод чтения – от 1000 до 10000 слов в минуту
Такое чтение называют динамическим. Это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений блоков. Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа, слова воспринимаются как образы, символы. При этом текст запоминается с одного прочтения лучше.
.
Психология выделяет пять основных причин, тормозящих процесс чтения:
Первая – малое поле зрения при чтении. При медленном чтении глаз читающего останавливается на каждом слове, а начинающий читать ребенок видит 1-2 буквы в слове. Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов одним движение глаза. Дети читают быстрее, так как глаз останавливается реже, лучше понимают, потому что до сознания читающего сразу доходит целые смысловые понятия, а не отдельные слова, которые надо еще соединить друг с другом.
Вторая – регрессия глаз, то есть непроизвольные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Этот недостаток самый распространенный у детей, он резко снижает скорость чтения.
Третья – артикуляция при чтении. Привычка проговаривать слова формируется в детстве, когда ребенок учится читать, в последствии она остается навсегда. Жужжание, шепотливость, проговаривание замедляют темп чтения, от этого вида чтения надо учить детей освобождаться, так как это будет преградой: ученик не может сразу схватить несколько слов, если при прочтении каждого из них двигаются его голосовые связки.
Четвертая – отсутствие гибкой стратегии чтения. Ведь та или иная скорость подчиняется прежде всего целям, задачам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма и определяет способность быстро читать.
Пятая – отсутствие внимания при чтении. Многочисленные наблюдения показали, что медленное чтение – чтение неряшливое, невнимательное, так как внимание учащегося переключается на построение мысли и предметы, интерес к тексту снижается, смысл прочитанного не доходит до сознания.
Навык чтения, как и любой другой навык, проходит длительное развитие: в начале ребенок овладевает знакомой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласную букву, далее осваивает чтение сочетаниями слов. Важно при обучение грамоте дать ориентиры чтения, чтобы он как можно раньше овладеем чтением целыми словами.

1.Формирование техники чтения на начальном этапе.
Начальный этап приходится в основном на период обучения грамоте. Это самый важный этап в совершенствовании техники чтения, так как у учащихся в это время формируются основные умения и навыки.
Основная цель этапа – обеспечить быстрый переход от слогового чтения на чтение целыми словами и словосочетаниями.
Упражнения для развития скорости чтения взяты из методик В.Н. Зайцева, Л.Ф. Климановой и других ученых, специалистов по методике чтения в начальной школе.
Начальный этап приходится на период обучения грамоте. Чтобы дети овладели процессом чтения целых слов, необходимо учителю решать следующие задачи:
1.Развитие фонетического слуха.
2.Подготовка артикуляционного аппарата.
3.Упражнения для развития пальцев.
4.Дать детям ориентиры в чтении целых слов.
5.Упражнения на совершенствование чтения целыми словами.

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.
Исходным принципом этих упражнений является знакомство учащихся со звуками. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультатным. Если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Речь идет о навыке звукового анализа слова., который включает умение сознательно выделять звуки в слове.
1) интонированное произнесение слова, то есть последовательное выделение каждого звука для его характеристики:п-п-п-п—парта; па-а-а-а-арта; пар-р-р-р-рта; парт-тт-а; парт-а-а-а-а.Интонировать должна помочь специальная графическая модель слова, которая отображает количество и последовательность каждого звука:
?

2)звукоподражание: детям предлагается игра:
-Ты слышал, как жужжат пчелы?
-Попробуем пожужжать: ЖЖЖ.
-А теперь давайте поговорим на пчелином языке, будто мы пчелки.
— Вот так: Давайте дружжжжжить?
-где ты жжжжживешь?
-Я жжжжживу в этом жжжжжилище.
3) стихи: хорошие и правильно подобранные стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах.
Например, интонирование звуков можно осуществить при чтении « Ночных стихов» Эммы Мошковской:
Вот приШел безШумно Шорох.
Новостей принес он ворох.
И все Шорохи слетелись,
И приШел бесШумно Шелест…
4) Игра «Магазин».
На прилавке разложены разнообразные предметы. Ребенок выбирает предмет и называет его. Заплатить надо первым звуком слова.
Таких игр-упражнений существует очень много в работе каждого учителя. Эти игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания учащихся, что безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения
.

Поэтому учителю важно планировать на каждый урок задания по развитию фонематического слуха. Согласно теме и целям урока.

Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
Желательно каждый урок обучения грамоте начинать с речевой зарядки (2-3 минуты). Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию четкости и правильности речи.
Речевая зарядка может включать следующие упражнения:
— «Забей гол». Рот закрыт, губы без движения, кончик языка задевает щеки.
— «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубы.
— Достать нос и подбородок кончиком языка.
« Лошадка». Цокание.
«Качели». Водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед – назад.
— Сделать трубочку из языка и подуть в нее, чтобы на ладошке ощутить теплый воздух.
Каждый урок проводить одно – два упражнения, одно и то же упражнение можно отрабатывать в течение недели. По мере необходимости (при знакомстве со звуком, который требует тренировки речевого аппарата) это упражнение можно повторять.
Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой. Скороговоркой можно исправить практически любой дефект речи, в том числе и сложные как картавость, заикание, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.
Методика работы над скороговоркой.
Скороговорка детьми произносится сначала медленно, почти нараспев. При этом выделяется определенный скороговоркой звук. Затем произносится в среднем темпе с четким выделением звука; затем быстро, но звук должен слышится отчетливо, форма слов должна быть сохранена. Полезно при быстром темпе брать в рот карандаш или ручку (чистые) и произносить как можно четче, быстрее и громче данную скороговорку.
Скороговорки полезно применять на каждом этапе формирования навыка чтения. При овладение процессом чтения на последующих этапах нужно читать в быстром темпе, с дальнейшим убыстрением.
У ежа иголки колки.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Дуб дубовистый, широкозеленолистый.
Упражнения для развития пальцев рук.
Практика показала, что такие упражнения полезны при обучении читающих детей, а также при обучении детей к скорочтению.

съел – (с,jэл);
пью – (п,jу).
При обучении грамоте эти ориентиры надо учитывать и закреплять знания о них на каждом уроке.
Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.
1.Чтение слогов и слов, составленных из составной азбуки. Эту работу необходимо предусмотреть на каждом уроке чтения и письма.
2.Чтение слоговых пирамидок.
Р 1 О
Н 2 У
С 3 Е
3.Рассыпанные буквы.
У каждого ученика разрезная азбука. Учитель называет буквы, ученики из этих букв собирают слова. Кто больше.
4.Чтение за диктором.
Это упражнение помогает выработке слитного прочтения слов.
5.Чтение в парах и группах.
Хорошо читающего ученика садим вместе со слабым.Задача слабых- не отставать от сильных, задача последних- читать быстро и выразительно.
6.Многократное чтение.
При первом чтении могут встретится незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, а потому темп его возрастает, вырабатывается навык более быстрого темпа.
2.Этап –развитие кратковременной памяти. Кратковременная память характеризуется ограниченным временным хранением информации( 2-3 сек.). Сохранение 2-3 слов в течении краткого времени делает возможным установление смысловой связи между ними. Развитие кратковременной памяти обеспечивает возможность быстро слить воедино несколько слов в единую информацию, что дает высокий процент запоминания читаемого материала при высоком темпе чтения.
На развитие кратковременной памяти влияют:
-зрительные и слуховые диктанты;
-списывание текста;
-диктант по памяти;
-Дидактические игры: « Разведчики», «Фотограф» и другие.
3.Этап- совершенствования внимания.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.
-Чтение слов словосочетаний типа: вода- водный, белье- белый,. При чтении таких слов у учащихся вырабатывается внимание к слову.

-Чтение слов типа: девушка- дедушка, белка-булка- воспитывает у детей внимание к корню.

5.Этап- Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.
1. « Губы».: упражнение необходимо для четкого разграничения детьми молча и вслух, а так же предупреждения активного прговаривания при чтении.К плотно сжатым губам по команде читать « про себя» дети прикладывают палец левой руки.
2. «Буксир»: учитель громко читает текст., варьируя скорость чтения.Дети читают «про себя», стараясь поспеть за учителем.
3. «Молния» : при команде : «Молния», дети начинают читать с максимальной скоростью. При ударе метронома дети читают «про себя».

больше слов, а потом повторить по памяти прочитанный текст.
А также отметить, сколько он прочитал. Таким образом, проводя тренировки с одной и той же книгой, ученик сам может определить, какого успеха он добился в быстром чтении.
Данные по чтению нужно заносить в дневник читателя. Надо постоянно напоминать детям. Для чего им нужна высокая скорость чтения.

Литература:
1.Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению».
Москва. «Просвещение», 2002.
2.Л. В. Труйбайчук «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся».Челябинск, 2001.
3. Журналы «Начальная школа».

Артикуляция основных гласных:

а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку.

Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д.

Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.

Дома перед зеркалом учащиеся упражнялись самостоятельно. Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности и нечеткости произношения, я давала им упражнения в качестве разминки перед чтением.

После обработки произношения гласных, я включала сочетания гласных и согласных:

Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Практически, разминки на уроке проводились таким образом: на доску выписывались гласные, а дети по алфавиту подсоединяли к ним согласные. Чтение проводилось хором и индивидуально, включалось соревнование по рядам. Далее тренировала учащихся на чтение различного рода сочетание гласных, например: аоуиэ, аиуоэ; согласных: з-с-ж; ш-ж-с; согласных и гласных: же, че, ща, тра, три. Затем проводилась работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох, и на выдох читают 15 согласных одного ряда:

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд ученик читает с гласным (а), второй ряд – с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Цель вышеперечисленных разминок – отработать произношение согласных.

Следующий вид работы – чтение по таблице-треугольнику. ( См. приложение )

Цель следующего упражнения – развитие бокового зрения.

Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма, му, мо, мы, ми. Или смотрят на цифру, и читают все слоги. Почти на каждом уроке чтения мы практикуем “жужжащее” чтение

Предложенные задания могут быть использованы на уроке для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно. Мой секрет:

1. Научись читать трудные слова

2. Восстанови слова

с.кр.т. ее
пр.ст.л.сь оии
п.бр.б.й. ооу
к.р.нд.ш. ааа

3. Доскажи словечко

Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились… (навсегда).
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую… (тетрадь).

Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

1. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова

Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.
Его просят, его ждут,
А как придет, прятаться начнут.
(Дождь – дождик, дождевые, дождинки, дождевик.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег – снежок, снежинки, снеговик, снеговая, снежный, Снегурочка, снегирь.)

Успешное обучение динамическому чтению предполагает необходимость определенной психологической подготовки и, прежде всего, воспитания у читателя навыков так называемой психологической пластичности в работе с текстом. Она заключается в умении читающего легко и быстро переключаться на разные режимы чтения – от замедленного к ускоренному и наоборот. Психологическая пластичность способствует усилению динамизма психологических процессов – интенсифицируется внимание и память читателя, активизируется мышление, идет поиск оптимальной программы в работе с текстом. Упражнения, рекомендуемые для развития определенных навыков психологической пластичности, основываются на моторных и речевых действиях читателя. Их следует выполнять ежедневно на протяжении вводного и в начале основного курса обучения в соответствии с указаниями к занятиям.

Одна из важных целей – это превратить потенциальную скорость чтения в привычную и естественную. Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

2. Научитесь читать, выделяя основную идею

3. Бросьте вызов своему пониманию

4. Распределите свое время

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Ключ к быстрому чтению

Цель упражнения: увеличить скорость чтения.

Я провожу упражнения с 1-го класса, включающие такие ключевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять. Текст рекомендовалось читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе. Упражнение проводились не чисто формально, а с опорой на смысловой анализ текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащиеся очень любят эти упражнения.

“ Игра в прятки”

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“ Мнимое слово”

Цель: развитие внимания.

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать грамзапись.

Также я практикую хоровое чтение. При таком приеме работают все учащиеся на равных: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Общая характеристика курса

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют спортивные (динамические) часы.

Программа по предмету «Динамическая пауза» для учащихся первых классов начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (А.П.Матвеев, 2001). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.

Курс «Динамические паузы» осваивается на принципах :

— реализации потребности детей в двигательной активности,

— учета специфики двигательных занятий,

— комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,

— постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,

— разнообразной физической деятельности учащихся,

— преемственности урочных и внеурочных работ

Целью учебной программы «Динамическая пауза» является снятие у учащихся первых классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, формирование основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием предмета дисциплины «Динамические паузы», в качестве которого выступает двигательная деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.

— комфортная адаптация первоклассников в школе;

— устранение мышечной скованности;

— снятие физической и умственной усталости;

— удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;

— формирование установок здорового образа жизни;

— ведение закаливающих процедур;

— укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;

— укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

— совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;

— формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;

— воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;

— развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

Базовым результатом освоения предмета «Динамическая пауза» является не только активное развитие физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета «Динамическая пауза» с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного начального образования по предмету «Динамическая пауза» составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Динамическая пауза» изучается в первом классе начальной школы в объеме 66 ч ( 2 урока в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Динамическая пауза» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Динамическая пауза» в первом классе начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

– формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

По окончании первого класса начальной школы учащиеся должны уметь:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

– характеризовать роль и значение двигательной активности в жизни человека;

– использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство под руководством учителя;

– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

– применять технические действия из базовых видов спорта в игровой и соревновательной деятельности;

– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

Методическое обеспечение образовательной программы

Игра «Удочка»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.

Игра «Кошки-мышки»

При этом кошке разрешено прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку, но при этом запрещается сдвигать плечи. Если кошка наконец проберется в круг, играющие сразу открывают ворота и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Игра «У кого мяч?»

Цель игры: постараться обмануть водящего, чтобы он не догадался, у кого из играющих мяч. Выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч. Встав ко всем спиной, он бросает мяч через голову. Тот, кто поймает мяч, прячет его за спину, и все остальные тоже прячут руки за спину, делая вид, что у них в руках мяч. Все хором кричат, «У кого мяч?», а водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, у кого же мяч на самом деле. Если водящий угадает, он бросает мяч снова. Если же он ошибется, то водящим становится тот, у кого мяч.

Игра «Классы»

Знакомая всем с детства подвижная игра. Нужно нарисовать»классы» на твердой поверхности на улице, или наклеить при помощи липкой ленты на полу дома, потом игрок бросает биту в нарисованный первый квадрат так, чтобы она не касаясь линий. Сначала бита кидается в первый «класс», затем во второй и т. д. Как только она оказывается в нужном квадрате, игрок должен приблизиться к ней, скача на одной ноге по порядку через все «классы». Затем бита подбирается, игрок поворачивается кругом и возвращается назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. Игра длится до тех пор, пока игрок не наступит на линию или не потеряет равновесия; тогда наступает очередь другого игрока. Побеждает в игре «Классы» тот, кто первым проскачет от первого «класса» до восьмого.

Игра «Солнце и месяц»

Игра «Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети свободно ходят в раз ных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом ста раются быстро построиться в колонну, шеренгу, круг. Надо указать заранее, в каком месте можно встать в колонну или шеренгу. Круг желательно строить вокруг какого-нибудь ори ентира (бугорок, пень, куст, дерево, большой отдельно распо ложенный камень).

Правила: строиться быстро, не толкаясь, находя свое мес то; соблюдать равнение в колонне и шеренге.

Усложнение: распределить детей на 3—4 подгруппы; по беждает та подгруппа, которая лучше выполнит построение по сигналу.

Игра «Гонка мячей»

Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.

Игра «Бой петухов»

Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Игра «Скатывание шаров»

Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.

Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега.

Игра «Залп по мишени»

В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу руководителя все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа какая-нибудь из мишеней перевернется, ее отставляют дальше на один шаг.

Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.

Игра «Осада снежной крепости»

Игра «Угадай чей голосок»

Игра «Краски»

Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой».

Игра актуализирует представления детей о природе, способствует расширению знаний, дает возможность детям убедиться в правильности собственных ответов. Кроме того, развивается внимание, актуализируется память. Ребята учатся слушать друг друга и ведущего, быстро реагировать.

Продолжительность игры: 20-30 минут.

Игра имеет две интерпретации:

В течение 5 секунд нужно ответить. Ответы не должны повторяться. За неправильный ответ участники не выходят из игры, а получают штрафные жетоны. Использование жетонов позволяет детям не расстраиваться, быть более увереннее, оставаться на одном уровне с участниками игры.

Движения могут усложняться, ведущий может меняться. В конце игры может быть подведен итог, на котором ребятам предлагается попробовать вспомнить, какие животные и растения были названы и подытожить богатство и разнообразие природного мира.

Игра «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

2. Примерные комплексы общеразвивающих упражнений

Комплекс № 1 (без предметов)

II. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох;

III. И. п. — ноги врозь, руки в стороны 1 — 2 — 3.— наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.

IV. И. п. — то же. 1— руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.

VI. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки вверх, 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 4 раза.

VII. И/. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.

VIII. И. п. — о. с. 1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза

Комплекс № 2 (с гимнастической палкой)

I. И. п.— о. е., палка внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться и посмотреть на палку (вдох); 3—4 — и п (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе.

II. И. п.— стойка ноги врозь, палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — поворот туловища вправо (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону, в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

III. И. п.— о. е., палка внизу. 1 — 4—поднимая руки вперед, сесть на пол произвольным способом и выпрямить ноги, не касаясь палкой пола; 5—8 — встать без помощи рук в и. п. Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Дыхание произвольное.

IV. И. п.— то же. 1 — наклон вперед, палку положить т пол (выдох); 2 — выпрямиться, руки вверх (вдох); 3—наклон вперед; взять палку (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.

V. И. п.—о. е., палка горизонтально за спиной под локтями. 1 — выпад левой ногой в сторону с наклоном вправо (выдох); 2 — толчком возвратиться в и. п. (вдох); 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе.

VI. И. п.— лежа на полу на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая левую ногу вперед, просунуть ее между рукой и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ногами); 3—4 — и. п. То же другой ногой. Повторить 4—6 раз поочередно каждой ногой в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержек.

VII. И. п.— о. е., палка впереди. 1 —взмах правой ногой вперед, носком коснуться палки (выдох); 2 — и. п. (вдох); 3—4 — то же левой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой поочередно в среднем темпе. Ноги не сгибать, туловище вперед не наклонять.

VIII. И. п.— стойка ноги врозь левой, руки на пояс, палка на полу между ногами. Прыжками менять положение ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.

Комплекс № 3 (с мешочком)

I. И. п.— о. е., мешочек на голове. Ходьба на месте, с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Выполнить 60—70 шагов.

II. И. п.— стойка ноги врозь, мешочек внизу. 1—2 — руки вверх, подняться на носки, потянуться, посмотреть на мешочек (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6— 8 раз в медленном темпе. Поднимаясь на носках, руки не сгибать и не терять равновесие.

III. И. п.— о. е., руки на пояс, мешочек на голове. 1—2 — присесть на носках (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести.

IV. И. п.— упор сидя сзади на полу, мешочек на ногах возле ступней. 1—2 — слегка сгибая ноги, поднять их над головой; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Пятками о пол не ударять. Дыхание произвольное, равномерное.

V. И. п.— сидя на полу, руки в стороны, мешочек на олове. 1 — взмах правой ногой (выдох); 2 — и. п. (вдох); —4 — то же другой ногой. Повторить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги не сгибать. Туловище держать вертикально и назад не отклонять.

VI. И. п.— лежа на спине на полу, руки за головой, мешочек на коленях. 1—2 — согнуть ноги (выдох); 4 — и. п. (вдох). Повторить 6 — 8 раз в медленном темпе. Сгибая ноги, держать голени параллельно полу, руки и голову от пола не отрывать.

VII. И. п.— о. е., мешочек внизу. 1—2 — шаг левой перед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); —4 — приставляя левую ногу, возвратиться в и. п. вдох); 5—6—шаг правой, взять мешочек (выдох); 7— и. п. (вдох). Повторить 6—8 раз в среднем темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать.

VIII. И. п.— стойка ноги врозь правой, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте с мешочком на голове.

Комплекс № 4 ( с флажками )

II. И. п. — о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад пра вой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.

III. И. п. — ноги- врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.

IV. И. п. — о. с., руки с флажками вниз1 — присесть, руки вперед; 2-и. п . 6—8 раз.

V. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1— поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на фла жок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.

VI. И. п. — о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками впе ред-вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же другой ногой. 6 раз.

VII. И. п. — ноги врозь, руки с флажками в стороны 1 — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз ; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же другой ногой. 6 раз.

VIII. И. п. — о. с., руки с флажками внизу. 1 — левую руку в сторону; 2 — правую руку в сторону; 3 — левую руку вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз.

Комплекс № 5 (со скакалкой)

I. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. 1—2 — натянуть скакалку, руки вверх, потянуться, посмотреть на скакалку (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 6—8 раз в медленном темпе. Руки не сгибать.

II. И. п.— широкая стойка, сложенная вдвое скакалка низу. 1 —поднимая руки вперед—в стороны и натягивая скакалку, поворот туловища вправо (вдох); 2—и. п. выдох). То же в другую сторону. Повторить 4—5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги е сгибать и с места не сдвигать.

III. И. п.— стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1—2 — пружинистые наклоны влево, разгибая левую руку вниз и сгибая правую руку а голову; 3—4 — пружинистые наклоны вправо, меняя положение рук. Повторить 4—5 раз в каждую сторону

среднем темпе. Выполняя упражнение, скакалку натянуть, ноги не сгибать. Дыхание равномерное, без задержки.

IV. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —2 — поднимая руки вперед и натягивая скакалку, присесть на носках (вдох); 3—4 — и. п. (выдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Приседая, туловище держать вертикально, колени развести, смотреть на скакалку.

V. И. п.— стойка ноги врозь на скакалке, руки согнуты, скакалка натянута. 1—2 — разводя руки в стороны, наклон вперед (выдох); 3—4 — и. п. (вдох). Повторить 7—8 раз в медленном темпе. Наклоняясь, ноги не сгибать, спину держать ровно, голову поднять, смотреть вперед.

VI. И. п.— о. е., сложенная вчетверо скакалка внизу. —4 — переступить через скакалку поочередно правой и левой ногой; 5—8 — то же в обратном направлении в. п. Повторить 4—5 раз в среднем темпе. Дыхание равномерное, без задержки.

VII. И. п.— левая нога немного впереди на средине скакалки; руки согнуты, скакалка натянута. 1 —поднимая руки вверх, согнуть ногу; 2 — выпрямляя ногу вниз, оказывать сопротивление руками. То же другой ногой. Покорить 4—5 раз каждой ногой в среднем темпе. Сгибая югу, прижимать голень к бедру. Дыхание равномерное, без задержки.

VIII. И. п.— о. е., скакалка сзади. Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Скакалку вращать кистями. Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте.

Календарно- тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Динамическая пауза»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *