Дипломированный специалист и специалист в чем разница при поступлении в магистратуру
Разница между «специалистом» и «дипломированным специалистом». Поступление в магистратуру
Ответ проректора по учебной работе Лавриковой Марины Юрьевны:
Обращаем Ваше внимание на то, что прием на обучение в СПбГУ осуществляется не на факультеты, а на образовательные программы. В настоящее время СПбГУ не осуществляется прием на обучение по заочной форме. В соответствии с п.15 ст.108 «Закона об образовании в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Астроном» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Астрономия»), «Химик» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Химия»), «Географ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «География») и т.д.
Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист».
Поступление в вуз лиц, имеющих диплом, подтверждающий присвоение квалификации «специалист», для обучения по основной образовательнойпрограмме магистратуры на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. При этом они могут получать образование на местах по договарам с оплатой стоимости обучения.
Прием заявлений об участии в конкурсе на основные образовательные программы магистратуры направления «Юриспруденция» и иных документов от поступающих, предоставляющих документы лично или через операторов почтовой связи общего пользования, начинается 20 июня 2014 года и завершается (для всех форм предоставления документов) 10 июля 2014 года. (п. 7.8 Правил приема в 2014 году, см. ссылку) Также, поступающие с 01 марта 2014 года до дня окончания срока приема документов на основные образовательные программы магистратуры в 2014 году (10 июля 2014 года) при подаче заявления об участии в конкурсе могут предоставить документы, в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ. (см. ссылку)
Информация о стоимости обучения на 2014/2015 год будет опубликована на официальном сайте Приемной комиссии СПбГУ к 1 апреля 2014 года. С информацией о стоимости обучения по основным образовательным программам магистратуры в 2013/2014 учебном году Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
Всю необходимую информацию о поступлении в магистратуру СПбГУ Вы найдете, перейдя по ссылке.
Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.
Выдвинута общественная инициатива о бесплатном обучении граждан с дипломом «специалиста» в магистратуре
Rainledy / Depositphotos.com |
Соответствующая инициатива размещена на сайте Российских общественных инициатив (№ 78Ф78429). На момент публикации новости она набрала уже свыше 400 голосов. Напомним, что 100 тыс. голосов – необходимый рубеж для того, чтобы специальная экспертная группа федерального уровня занялась разработкой соответствующих правовых актов или предприняла иные меры для реализации инициативы.
Предложение направлено на исключение правового неравенства в отношении лиц, которые получили диплом «специалиста», так как в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ, они не могут участвовать наравне с «бакалаврами» или «дипломированными специалистами» в конкурсе на получение бюджетного места в магистратуре.
Также предложено выделить в государственных высших учебных заведениях некоторое количество бюджетных мест для владельцев дипломов специалистов.
Уточним, что «дипломированный специалист» и «специалист» – это лица, которые в обоих случаях получили высшее профессиональное образование, но в разные периоды времени и по итогу получили разно-оформленные дипломы.
Так, присвоение квалификации «дипломированный специалист» производилось для поступивших в вузы до 1 января 2011 года включительно. Это следовало из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», утратившего силу 1 сентября 2013 года. После указанной даты – высшие учебные заведения присваивают статус «бакалавр» или «специалист», что регулируется Законом № 273-ФЗ.
Диплом «специалиста» в отличие от «дипломированного специалиста» содержит запись «Специалист», а приложение к диплому по предметам предусматривает прохождение учебных предметов не в часах, как у «дипломированного специалиста», а в зачетных единицах.
Отметим, что по действующему законодательству, претендовать на образование по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований могут лица, которые получили дипломы со статусом «дипломированный специалист» или «бакалавр», так как в соответствие с ч. 15 ст. 108 Закона № 273-ФЗ присвоение выпускникам указанных квалификаций, не рассматривается в качестве получения ими второго или последующего высшего образования. Однако, в соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона № 273-ФЗ для «специалистов» поступление в магистратуру считается вторым или последующим высшим образованием, а соответственно, возможно только на платной основе.
Ожидается, что поправки привнесут ряд улучшений, в частности:
1 С текстом законопроекта № 1152606-7 «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?
Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования
В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).
Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры
Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).
Связанные вопросы
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).
Разница между специалистом и дипломированным специалистом
С недавнего времени высшее образование в России имеет несколько ступеней. Можно получить диплом, с которым принимают на работу не только российские работодатели. Дальнейшее обучение, после получения степени бакалавра можно продолжать в вузах Европы. Переход на двухуровневый процесс обучения предоставил такую возможность российским выпускникам.
Кто такие дипломированный специалист и специалист?
Дипломированным специалистом является человек, получивший диплом о высшем образовании и квалификационном звании «дипломированный специалист» до 2013 года, включительно. В документе имеется строка, где указана полученная специальность: «юрист», «учитель химии», «инженер технолог» и т.п. Срок обучения зависел от избранной специальности, но не менее 5 лет.
Специалист — это лицо, закончившее высшее учебное заведение, где обучалось по федеральным государственным стандартам, ограниченным рамками выбранной специальности — специалитета. В дипломе указывается квалификация «специалист», название приобретенной профессии. Продолжительность обучения по программам специалитета от 5 лет.
Документы нового образца об окончании вуза по программе специалитета начали выдаваться с весны 2012 года. Форма диплома, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 02.03.2012 г. № 163, подверглась поправкам по приказу за номером 1100 от 01.10.2013 года. Они начали действовать с 01.01.2014 года.
Общность квалификационных определений
Вузы России традиционно обучали студентов по единой форме. Студент, проучившийся определенный срок по выбранной специальности, получал диплом. В документе отмечалось о присвоении квалификационного звания «дипломированный специалист». Пять лет вузы готовили студентов к практической деятельности по узкой специализации определенной отрасли.
Ряд государств Европы выступили с инициативой создания единого европейского образовательного пространства. Сорбонскую декларацию, с целью разработки единых механизмов системы, подписали Франция, Германия, Великобритания, Италия.
На основе Сорбонской декларации с 1999 года была разработана и подписана Болонская декларация. Ее подписали 29 стран. Целью Болонского процесса было создание общности требований по квалификации, стандартам обучения, мобильности студентов и преподавателей, востребованности выпускников на рынке труда.
Россия подписала декларацию и утвердила переход к европейским стандартам через несколько лет. Российские вузы начали готовить, а позднее, осуществлять обучение по двухуровневой европейской системе с осени 2003 года. Но традиционная форма — специалитет, осталась. Ее жизнеспособность закрепили законодатели 24 октября 2007 года принятым законом № 232-ФЗ. Подготовка специалистов осталась неизменной.
Поэтому квалификационные определения «дипломированный специалист» и «специалист» означают одинаковый уровень подготовки профессионалов. Разница лишь в образце диплома о высшем образовании.
Использование отличий дипломов
Дипломы старых образцов уже не выдают, но они также, как документы нового образца, действительны. Для работодателей эти дипломы идентичны. Все-таки, различия их использования есть. Это касается прав на дальнейшее обучение в магистратуре.
Если владельцы дипломов решили поступить в магистратуру.
Специалисты с документами нового образца, полученными после 2012-2013 года, будут обучаться платно. Так как учеба будет расцениваться как получение последующего высшего образования. Об этом гласит закон «Об образовании в РФ», статья 60, п. 8.
Диплом старого образца дает право его владельцу получить ученую степень магистра на бюджетной основе. Такое право оговорено поправкой к статье 108 закона «Об образовании в РФ» от 3 февраля 2014 года. Диплом старого образца, документ, полученный по окончании специалитета, предоставляют право их обладателям поступления в аспирантуру.
Как действует двухуровневая система обучения
Система двухуровневого высшего образования, предложенная Болонской декларацией, состоит из бакалавриата — I уровня и магистратуры — II уровня. Для стран Европы такая система является традиционной.
В РФ получение первой ученой степени бакалавра происходит после четырехлетнего обучения в вузе. Успешно защитив дипломную работу, студент получает документ о полном высшем образовании и звание бакалавра.
По программам бакалавриата и специалитета студенты получают одинаковые знания на двух первых курсах. На последующих курсах программа специалитета посвящена углубленному изучению особенностей будущей профессии. Бакалавриат не дает студенту подобного объема профессиональных знаний.
Продолжение обучения в магистратуре в течение 2 лет принесет степень магистра. Это следующая ученая степень, которая определит направление деятельности, углубит подготовку по специализации. Она даст возможность обладателю поступить в аспирантуру.
Целью высшего образования является подготовка специалистов и ученых международного уровня, способных грамотно применить свои знания и умения на профессиональном поприще. Для сегодняшнего поколения есть достойный выбор направлений и форм обучения по выбранной специализации не только в России.