Директор сео что это
CEO, CFO, COO — кто это такие, или кто главнее среди C-Level
В предыдущей статье мы выяснили, как устроена типичная крупная корпорация, узнали кто такие Decision makers, C-Suite executives и топ-10 C-Level.
Теперь разберем подробнее кто есть кто в топ-менеджменте — среди C-Level.
1. CEO — Chief Executive Officer — Главный исполнительный директор — обычно управляет компанией. Часто подчиняется совету директоров, которым руководит председатель. Иногда генеральный директор и председатель совета директоров — одно и то же лицо.
CEO — главный исполнительный директор — находится на вершине иерархии и обычно управляет всеми остальными людьми, имеющими должности уровня C, а также президентом, если такая должность предусмотрена в компании.
President — Президент — должность обычно используется в небольшой компании, в которой нет генерального директора. В более крупной президент обычно является вторым лицом в компании. СЕО отвечает за обеспечение стратегического, финансового и операционного руководства компанией, тесно координирует и работает с Советом директоров и командой высшего руководства. CEO компании могут быть выходцами из любой карьерной среды, если они приобрели значительные лидерские качества и навыки принятия решений в ходе карьеры.
Роль CEO в корпорации чрезвычайна важна. По сути, это —лицо компании.
СEO может быть одновременно и членом Совета директоров компании — например, Марк Цукенберг в Facebook является также основателем компании.
Знаменитый Уоррен Баффет является председателем и CEO в Berkshire Hathaway Inc.
Абигейл Джонсон, одна из самых богатых и влиятельных женщин мира по версии Forbes, совмещает титулы председателя, президента и CEO в Fidelity Investments.
2. Chief Financial Officer — CFO — финансовый директор — отвечает за финансы. В стратегическом плане финансовый директор отслеживает тенденции рынка, анализирует их и дает финансовые прогнозы.
В финансовой индустрии должность финансового директора представляет собой вершину корпоративной лестницы для финансовых аналитиков и бухгалтеров. CFO управляет портфелем, отвечает в целом за бухгалтерский учет, инвестиционные исследования и финансовый анализ. Финансовый директор корпорации мыслит глобально, ведет поиск новых возможностей для бизнеса, взвешивая финансовые риски и выгоды каждого потенциального предприятия.
Топ-финансовые директора, известные в мире:
— Рут Порат/ Ruth Porat – Alphabet Inc. Занимает должность финансового директора Alphabet Inc. и ее дочерней компании Google с 2015 г.
— Лука Маэстри/Luca Maestri – Apple Inc. Старший вице-президент и главный финансовый директор Apple Inc. Ранее работал в Xerox Corporation в качестве исполнительного вице-президента и финансового директора.
— Дэвид Венер/David Wehner – Facebook Inc. Вехнер пришел в Facebook в 2011 г. на должность вице-президента по корпоративным финансам и бизнес-планированию. В 2014 г. Вехнер сменил Дэвида Эберсмана на посту финансового директора Facebook.
3. COO — The Chief Operations Officer — Главный операционный директор — управляет повседневной деятельностью корпорации: внутренними бизнес-операциями, оставляя генеральному директору или президенту представительскую роль лица компании.
Среди известных топ 10 COO назовем женщин-руководителей:
— Шерил Сэндберг/Sheryl Kara Sandberg, ставшая с июня 2012 г. первой женщиной в совете директоров в истории существования Facebook.
— Белинда Джонсон/Belinda Johnson, Airbnb: в настоящее время она работает в советах директоров Airbnb и PayPal.
— Кэти Бессант/Cathy Bessant: является главным операционным и технологическим директором Bank of America, а также членом исполнительного руководства компании.
CEO или CFO — кто главнее?
Является ли главный исполнительный директор выше финансового директора?
Главный исполнительный директор — это самая высокая общая должность во всей компании, а финансовый директор — самая высокая финансовая должность. Несмотря на то, что обе эти должности крайне важны в любой компании, их роли значительно различаются. Финансовый директор подчиняется непосредственно главному исполнительному директору.
CEO, CFO, CVO, CАO
Но есть и десятки других похожих аббревиатур, о которых сегодня и расскажем.
Что такое C-level и зачем нужны аббревиатуры
Заметьте, что все аббревиатуры здесь начинаются с буквы «С» и заканчиваются на «О». C (Chief) — это указание на то, что человек относится к C-level — руководящему составу компании. О (Officer) — означает специалиста. Средняя буква — обозначение сферы деятельности.
Соответственно, все эти должности обозначают главных специалистов (директоров) в той или иной сфере и относятся к уровню топ-менеджмента. Например, CFO — Chief Financial Officer — это финансовый директор, CAO — Chief Analytics Officer — главный аналитик.
Зачем вообще нужны англоязычные названия? Назывались бы по-русски, так привычнее. Все просто: в основном на российском рынке подобные аббревиатуры вводятся, чтобы было проще работать с иностранными партнерами и говорить с ними на одном понятном языке и вести бизнес на международном уровне.
17 популярных должностей C-Level
Должность СЕО — Chief Executive Officer
Расшифровка аббревиатуры СЕО — генеральный директор компании.
Должность CFO — Chief Financial Officer
Это CFO, или финансовый директор. Второе лицо в компании после СЕО.
Должность CMO — Chief Marketing Officer
Это CMO, или директор по маркетингу. Также может называться коммерческим директором.
Должность CVO — Chief Visionary Officer
Это CVO, или директор по развитию.
Должность CIO — Chief Information Officer
Это CIO, или директор по IT.
Должность СОО — Chief Operating Officer
Это СОО, или исполнительный директор.
Должность CSO — Chief Security Officer
Это CSO, или директор по безопасности.
Должность СТО — Chief technical officer
Это СТО, или технический директор. Как вариант — главный инженер компании.
Должность CDO — Chief Data Officer
Это CDO, или директор по данным.
Должность CAO — Chief Analytics Officer
Это CAO, или директор аналитического отдела.
Должность CLO — Chief Learning Officer
Это CLO, или директор по обучению.
Должность CCO — Chief Communications Officer
Это CCO, или директор по связям с общественностью.
Должность CCO — Chief Customer Officer
Это еще один CCO, на этот раз директор по работе с клиентами.
Должность CPO — Chief Product Officer
Это CPO, или директор по продуктам.
Должность CRO — Chief Reputation Officer
Это CRO, или директор по репутации.
Должность CRO — Chief Risk Officer
Это CRO, или директор по рискам.
Должность CWO — Chief Web Officer
Это CWO, или web-директор.
Мы внесли ясность в общепринятые названия должностей C-level. Правильно употребляйте эти слова, принимайте на работу соответствующих специалистов или устраивайтесь на работу мечты сами!
Пирамида бизнеса: чем CEO должен заниматься в стартапе
Изменение ролей СЕО на разных этапах развития бизнеса можно сравнить с компьютерной игрой. Представьте себе, что эта бизнес-игра выглядит как пирамида из 10 уровней и CEO должен вскарабкаться на ее вершину. На каждом уровне перед ним стоит определенная задача, которую нужно решить, и тогда он может подняться выше. Неправильное решение приводит к падению вниз на один или сразу несколько уровней. При этом порой приходится раздваиваться и играть параллельно сразу на нескольких уровнях.
1-й уровень: решаем проблемы по мере поступления
На первом уровне пирамиды задача СЕО формулируется очень просто: нужно из ничего сделать хоть что-то. Подобная формулировка подразумевает очень широкий спектр задач, то есть, по сути, руководитель должен за все браться сам. Во-первых, пока непонятно, что именно надо делать и как, а во-вторых, кроме партнеров, сооснователей компании, делегировать свои полномочия ему просто некому. Основатель PayPal Питер Тиль назвал данный этап в развитии стартапа «От нуля к единице» в своей книге под таким же названием.
Неудивительно, что большую часть своего времени на ранних этапах развития бизнеса все основатели тратят на решение всевозможных проблем. Необходимо зарегистрировать компанию, найти офис, подключиться к интернету, заказать мебель, самому общаться с клиентами, искать и нанимать персонал и даже сидеть в колл-центре, принимая звонки. В начале пути компании Travelata мы с моим партнером Станиславом Сацуком сами работали в контактном центре, помогая клиентам выбрать тур мечты, и сами учились закрывать продажи по телефону.
По сути, два бывших консультанта McKinsey, прослушав однодневный курс «Как стать турагентом», пытались убедить клиента купить тур, не подавая вида, что знаний в этой области у них ненамного больше, чем у самих туристов. При этом надо еще было проанализировать полученную информацию и сделать выводы о реальных потребностях и опасениях клиентов. На начальном этапе основателям необходимо быстро подтвердить или опровергнуть базовые гипотезы, чтобы понять, как двигаться дальше.
2-й уровень: строим продукт
Проверив гипотезы и разобравшись в потребностях и опасениях своих клиентов, предприниматели окунаются с головой в создание продукта. Лучше всего, если на ранней стадии продуктом занимается CEO. К сожалению, существует много примеров, когда основатели выбирали в качестве CEO талантливого экстраверта-продавца с хорошей деловой хваткой, но без опыта и желания заниматься продуктом. При этом создание продукта делегировали основателю с техническим мышлением. Загвоздка здесь в том, что технари зачастую любят решать сложные технические проблемы, а клиентам нужно, чтобы решали проблемы, связанные с их потребностями.
В результате даже если CEO оказывается настоящим гуру в области продаж, его успехи быстро сходят на нет, поскольку продукт, который не отвечает реальным потребностям людей, как правило, имеет очень низкий коэффициент удержания клиентов. Поэтому на ранней стадии развития стартапа одна из важнейших задач — заинтересовать клиента. Для этого необходимо тонко чувствовать потребности своей аудитории. Клиенты никогда не смогут сформулировать, что именно им нужно, хотя всегда говорят много любопытных вещей. Генри Форд утверждал, что если бы он спросил у людей, как должен выглядеть автомобиль, ему бы сказали, что машина должна быть похожа на быструю лошадь. Задача основателей — «залезть в голову» к клиентам и понять, что их действительно беспокоит, а затем решить проблему самым простым и интуитивно понятным способом.
Однако у таких CEO часто возникает одна болезнь. Они слишком влюбляются в свое детище и начинают думать, что лучше них работу менеджера по продукту никто выполнить не сможет. И на каком-то этапе подобная уверенность начинает приносить вред бизнесу. С ростом компании у CEO появляются новые задачи — открываются «новые уровни игры». И если гендиректор продолжит заботиться о продукте сам, он в итоге окажется и плохим руководителем, и плохим менеджером по продукту.
3-й уровень: где взять клиентов?
Выпустив продукт, предприниматели часто сталкиваются с ситуацией, что никто о нем не знает. Круга личного общения в этом случае не хватает, чтобы привести в компанию миллионы пользователей. CEO погружается с головой в проблемы нового уровня игры под названием маркетинг и продажи.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих предпринимателей — это решение отложить поиск каналов привлечения клиентов до момента создания продукта. Многие рассуждают так: создадим крутой продукт и клиенты будут друг другу нас рекомендовать. Даже если их будет немного, привлечем деньги от инвесторов и пустим их в маркетинг. К сожалению, такие истории часто заканчиваются разочарованием: либо инвесторы не горят желанием вкладываться в бизнес, в котором не налажена реализация, либо основателям удается привлечь деньги, пустить их в маркетинг, но в итоге они понимают, что платные каналы не работают, а юнит-экономика не сходится.
Но деньги уже привлечены, и инвесторы требуют показывать рост. В такой ситуации напрашивается «логичное» решение: надо привлечь еще больше денег, и тогда со временем экономика сойдется за счет прямых клиентов с повторных продаж и бесплатного «брендового трафика». Увы, в большинстве компаний деньги заканчиваются гораздо раньше.
Идеальный вариант, если в начале пути у вас имеются каналы с оплатой за результат на основе партнерства. Например, предприниматель со стажем Андрей Романенко, сооснователь компании Qiwi, которую он вывел на IPO в 2013 году, запуская новый бизнес «Эвотор», начал сразу с заключения партнерского договора со Сбербанком.
4-й уровень: нельзя улучшить то, что нельзя измерить
Аналитика и система обратной связи с клиентами — это глаза и уши компании. Прежде чем в маркетинг инвестирован первый доллар, CEO обязан позаботиться о том, чтобы все данные, необходимые для оценки эффективности и масштабируемости каналов, правильно измерялись и просчитывались. В случае если система аналитики не настроена, существует риск, что можно не увидеть и не услышать то, что происходит в бизнесе и отрасли в целом. Аналитика помогает формировать и улучшать продукт на основе данных, а не на основе фантазий основателей. Однако не стоит пренебрегать и некоторыми отзывами клиентов. Любой частный случай конкретного потребителя нужно рассматривать в качестве возможности системного улучшения бизнеса для множества других клиентов, рискующих столкнуться с похожей ситуацией.
5-й уровень: набираем людей в команду
У любого CEO может быть множество недостатков, но при этом бизнес будет все равно жизнеспособным. При этом если руководитель не умеет собирать вокруг себя команду, каждый член которой — лучший специалист в своем деле, компании придется тяжело. Эта мысль, так же как и другие идеи о рекрутинге, хорошо раскрыта в книге Джеффа Смарта и Рэнди Стрита «Кто. Решите вашу проблему номер один». Для меня эта книга стала открытием в 2017 году. После ее прочтения тема рекрутинга перешла из области магии на основе интуиции в разряд системы, построенной на основе целей и планомерной работы.
6-й уровень: формализуем процессы и учимся управлять
С увеличением числа сотрудников в компании в ней начинаются так называемые болезни роста. СЕО приходится заниматься отладкой процессов. Чтобы управлять десятью сотрудниками и одним единственным проектом, можно и не быть гуру менеджмента. Однако когда бизнес разрастается, необходимо четко прописать, кто и за что отвечает, с кем взаимодействует, определить KPI для каждого направления бизнеса и всех ключевых сотрудников, а заодно реализовать систему автоматического измерения всех KPI. Без смены парадигмы управления с ручного на формализованное в сфере рабочих процессов и KPI рост компании с определенного момента начинает идти со скрипом, а нагрузка на топ-менеджмент растет по экспоненте.
7-й уровень: организационная структура компании
Чем больше становится компания, тем важнее правильно определиться с организационной структурой. Это не просто блок-схема с прямоугольниками, соединенными стрелками. В бизнес-школе курс по организационным структурам казался мне чудовищно скучным: «Ну какая разница, как разделить отделы и департаменты и кто там перед кем отчитывается».
И только после того, как невнимание к организационной структуре в Travelata стоило нам миллионов рублей убытков, мое отношение к этому уровню пирамиды в корне поменялось. Приведу лишь один пример из многих наших упущений. Долгое время отдел продаж и клиентского обслуживания находился под управлением моего партнера Станислава, а отделом маркетинга управлял я сам, и, соответственно, над нами не было человека, который мог бы спросить с нас обоих. В результате непродуманная организация привела к тому, что сотрудники из отделов продаж и маркетинга не хотели общаться и обвиняли друг друга в разных грехах: «Маркетинг нам гонит тухлые лиды, которые не продаются», «Продажники не умеют продавать». После объединения управления маркетингом и продажами в одно подразделение коммерции стиль отношений поменялся и сотрудники перешли от взаимных обвинений к конструктивному диалогу.
8-й уровень: ресурсы — инвестиции, связи, партнерство
Для роста компании необходимы ресурсы. Чаще всего это деньги, которые позволяют инвестировать в построение продукта и поиск масштабируемых каналов маркетинга. Конечно, можно развиваться и на реинвестиции собственной прибыли, но, во-первых, для многих низкомаржинальных ниш это нереалистично: прибыль в них приходит только с экономикой масштаба. Это присуще компаниям, работающим в сфере электронной коммерции и онлайн-путешествий. Во-вторых, компании с устойчивой бизнес-моделью на инвестиционных деньгах могут расти намного быстрее и обогнать тех, кто рассчитывает только на свои средства.
Роль CEO заключается в том, чтобы контролировать, есть ли у компании необходимые ресурсы для реализации разработанной стратегии. И поэтому одна из важных функций руководителя стартапа — это привлечение инвестиций и управление отношениями с инвесторами.
9-й уровень: стратегия
В области работы над стратегией стартапа меня привлекает система, которую предложил Питер Тиль в своей книге «От нуля к единице»:
Технология: есть ли у компании своя собственная технология, создающая серьезный барьер для входа конкурентов даже с большими бюджетами?
Тайминг: почему именно сейчас правильное время для того, что делает компания?
Монополия: знаете ли вы, как создать несправедливое преимущество (unfair advantage)?
Команда: есть ли у компании нужные компетенции в команде для ведения данного бизнеса?
Дистрибуция: нашла ли компания эффективные и масштабируемые каналы привлечения аудитории и продаж?
Долговечность: почему люди будут хотеть пользоваться продуктами/сервисами этой компании через 10–20 лет?
Секретный соус: есть ли у компании своя фишка, которая не видна постороннему глазу, но позволяет ей обходить конкурентов?
Если у основателей есть четкие ответы хотя бы на 5 из 7 вопросов, то, по мнению Тиля, у стартапа имеются хорошие шансы на успех.
10-й уровень: культура компании — миссия и ценности
Большой материал о важности ценностей для компании уже выходил в Forbes в прошлом году.
Чем крупнее и успешнее компания, тем больше своего времени CEO будет посвящать теме корпоративной культуры и ценностям. Компания с сильной корпоративной культурой всегда будет иметь преимущество перед компаниями со слабой культурой. Выражаться это преимущество будет во многом: скорости принятия решений, возможностях найма профессионалов рынка, лояльности, текучести кадров и многом другом.
Заключение: игра наоборот — начинаем с конца
Большинство основателей, дойдя до вершины пирамиды один раз, приходят к парадоксальному выводу, что на самом деле нужно двигаться в обратном направлении — сверху вниз. И любая проблема, решение или новая идея должны проходить оценку, начиная с конца. Сначала нужно определиться с соответствием вашей идеи ценностям компании: вдохновляет ли она настолько сильно, чтобы ею можно было заниматься долгое время без потери мотивации. Затем разрабатывается стратегия, потом начинается поиск ресурсов под данную стратегию.
На следующем этапе необходимо определиться с оргструктурой, бизнес-процессами и KPI и только потом начинать подбирать людей. Перед тем как инвестировать деньги в маркетинг, нужно выбрать критерии оценки результата и выстроить систему аналитики и обратной связи. И при этом постоянно помнить о продукте и не давать себе тонуть в текущих операционных проблемах. Любая проблема из операционки, которая доходит до уровня CEO, — это сигнал, что система где-то дала сбой и нужно ее починить один раз, чтобы больше к этой проблеме не возвращаться.
По сути, игра в бизнес-пирамиду для СЕО никогда не заканчивается: он постоянно движется по ней вверх и вниз, выявляя слабые места и делая акцент на том, что действительно нуждается во внимании для достижения максимального успеха компании. А чтобы получить такие навыки, необходимо взобраться на вершину пирамиды хотя бы один раз.
Discovered
О финансах и не только…
Кто такой CEO?
Определение CEO
CEO (Chief Executive Officer) — это главный исполнительный директор, т.е. «первое лицо» компании, ТОП-менеджер, председатель правления, генеральный директор, главный администратор или иной руководитель, ответственный за управление всей организацией. Термин CEO используется в англосаксонских системах менеджмента. В мировой практике термин CEO имеет ряд аналогов. Так, в Великобритании используется обозначение MD (Managing Director), в Японии — RD (Representative Director). Но суть от этого не меняется. СЕО — это руководитель высшего звена («всех начальников начальник»), который занимает лидирующие позиции в организации и несет ответственность за реализацию существующих планов и политик, обеспечение успешного управления бизнесом, определение будущей стратегии и рост рыночной стоимости компании.
Главный исполнительный директор (СЕО) не только управляет внутренней средой компании (кадры, финансы, технологии и т.п.), но и активно взаимодействует с внешней средой (акционеры, инвесторы, органы государственной власти, проверяющие и контролирующие органы, поставщики, банки, страховые компании, аудиторы и т.п.).
Генеральный директор корпорации или компании обычно подотчетный совету директоров (наблюдательному совету) и несет ответственность за максимизацию рыночной стоимости компании, которая может выражаться ростом цены акций, увеличением доли рынка, доходов или другими элементами. В некоммерческом и государственном секторе CEO обычно стремятся достичь результатов, связанных с миссией организации, такими как решение социальных проблем, сокращение масштабов нищеты, повышение уровня грамотности, решение экологических проблем и т.п.
Главный исполнительный директор несет полную ответственность за успехи или неудачи организации. Поэтому, CEO администрирует различные направления деятельности организации включая финансы, кадровые ресурсы, правовые аспекты, маркетинг, операционную деятельность, продажи и технологии. Генеральный директор осуществляет контроль над этими сферами деятельности при рассмотрении потребностей различных заинтересованных сторон, включая акционеров, сотрудников, клиентов и инвесторов.
Место CEO в корпоративной иерархии
В хозяйственных обществах (таких как акционерное общество, общество с ограниченной ответственность и т.п.) CEO принадлежит ко второму уровню управления — административному, то есть реально управляющему (к первому уровню управления относится Совет директоров, который выбирают на общем собрании акционеров данной компании, а также Председатель совета директоров (Глава Наблюдательного Совета), которого избирает из своего числа Совет директоров).
Обычно в подчинении у CEO находятся Chief Operating Officer (COO), Chief Financial Officer (CFO), Chief Technology Officer (CTO) и другие ответственные руководители компании.
Иногда в организационной структуре у генерального директора есть первый заместитель — Deputy CEO, которому делегируется ряд функций CEO.
Задачи и обязанности CEO
Помимо обеспечения общего успеха организации или компании генеральный директор несет ответственность за разработку и исполнение долгосрочных стратегий с целью увеличения акционерной стоимости компании.
Задачи и обязанности CEO варьируются от компании к компании в зависимости от организационной структуры и/или размера компании. В небольших компаниях генеральный директор выполняет более «практическую роль», например, принимает бизнес-решения на более низком уровне (например, наем персонала). В крупных компаниях генеральный директор обычно занимается только корпоративной стратегией высшего уровня и решениями крупных задач компании. Решение других задач делегируется другим менеджерам (руководителям высшего и среднего звена — CFO, CCO, CIO, CMO, CRO и т.п.).
Не существует стандартизированного списка задач и обязанностей главного исполнительного директора. Типичные задачи и обязанности генерального директора включают:
Требования к CEO
Главный исполнительный директор должен обладать знаниями в той сфере, в которой функционирует организация, т.е. должен знать всю специфику ее деятельности, а также обладать превосходными управленческими навыками.
Большинство генеральных директоров, особенно в крупных компаниях имеют профильное образование (например, финансово-экономическое, техническое, юридическое и т.п.), а также степень MBA (Master of Business Administration, т.е. магистр делового администрирования).