Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Органическое поражение мозга

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.
Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

Они могут быть как диффузными (например, появиться вследствие энцефалопатии) так и локализованными (возникнуть в результате опухоли или травмы головного мозга)

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно.

В современной педиатрии такое явление, к сожалению, это не редкость.
Головной мозг детей подвержен целому ряду негативных воздействий
Более того, невропатологи утверждают, что диагноз «органическое повреждение головного мозга» сегодня можно ставить 9 из 10 пациентов любого возраста.

Просто большая часть таких поражений не дает о себе знать.
Симптомы ОПМ ярко проявляются тогда, когда изменением подверглись от 20 до 50% органа.
Если же повреждение охватило больше половины мозга, тогда стоит говорить о серьезных признаках болезни, носящих стойкий патологический характер.

Но есть и другая сторона медали: часто не слишком квалифицированные специалисты просто злоупотребляют данным диагнозом, не желая глубоко анализировать характер неврологической патологии у ребенка.

В медицине существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

Гидроцефалии
Врожденные аномалии развития головного мозга
Детский церебральный паралич ДЦП
Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями
Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)

Каждый недуг, входящий в эту группу, характеризуется множеством нюансов – имеет свою природу и развивается особым образом
От причины развития болезни во многом зависит и характер его лечения

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

Источник

Недоразвитие мозолистого тела (агенезия)

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Агенезия (нарушение, недоразвитие) мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Нарушаются пространственная ориентация, баланс, осознание собственного тела, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Ребенок с такими проблемами не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, воспринимая информацию на слух или зрительно. У детей с данной патологией, если вовремя не начать коррекцию и последующую реабилитацию, возникает целый ряд серьезных проблем, которые являются серьезным препятствием в развитии и обучении, в том числе и школьном.

В том случае, если агенезия мозолистого тела не сопровождается никакими другими патологиями развития, прогноз для больного достаточно благоприятный. Примерно восемьдесят с лишним процентов таких детей развиваются практически без нарушений либо с пограничными проблемами в неврологическом развитии. Нужно признать, что главная «опасность» этого нарушения таится в том, что у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающей терапии с нарастающей нагрузкой для мозга. Такой подход должен сохраняться до 12-14 лет ребенка, пока межполушарные связи окончательно не сформируются. Форсировать события здесь, к сожалению, нельзя. Иначе не избежать сочетанных проблем и других патологических состояний, которые усиливают симптоматику и ухудшают клиническую картину.

Агенезия мозолистого тела, хоть и встречается сравнительно часто, тем не менее, является малоизученным состоянием, особенно на просторах нашей страны.

Источник

Нарушение кровотока

Инсульт, также известный как нарушение мозгового кровообращения, представляет собой нарушение кровотока части мозга, приводящее к нарушению его функций и к стойким неврологическим нарушениям.

Нарушение кровотока лишает пораженный участок мозга питательных веществ и кислорода, необходимых ему для выживания, что приводит к гибели клеток.

У многих людей есть неверные представления об инсульте. Вы можете автоматически представить себе трудности с подвижностью и гемиплегию, или, возможно, проблемы с глотанием, или, возможно, даже неспособность говорить и общаться.

На самом деле существуют различные типы инсультов и, следовательно, различные результирующие симптомы. Важно точно знать, какой тип инсульта пережил человек, чтобы предсказать некоторые из этих симптомов.

Существует два основных типа инсульта: ишемический и геморрагический

Ишемический инсульт возникает, когда тромб или эмбола вызывает нарушение кровотока. Это самый распространенный тип инсульта, на долю которого приходится около 87% случаев.

Тромботический инсульт вызван накоплением жировых отложений в артериях, сужением просвета и образованием тромба. Этот тромб может затем закупорить артерию.

Эмболический инсульт возникает, когда эмбола образуется в системе кровообращения (обычно в сердце или крупных артериях верхней части груди и шеи), смещается и переносится в головной мозг, где она закупоривает мозговой кровеносный сосуд.

Геморрагический инсульт возникает, когда происходит разрыв мозгового кровеносного сосуда, который вызывает кровотечение в головном мозге.

Основной причиной геморрагических инсультов является гипертония, но они также могут быть вызваны анатомическими дефектами, такими как аневризмы, артериовенозные мальформации (АВМ) или дегенеративные изменения, происходящие в стенках артерий.

Аневризма возникает, когда ослабленный участок кровеносного сосуда увеличивается и «надувается». Этот участок кровеносного сосуда может продолжать ослабевать до тех пор, пока он в конечном итоге не разорвется и не начнет кровоточить в мозг.

Артериовенозные мальформации (АВМ) возникают, когда имеется скопление или клубок аномально сформированных кровеносных сосудов. Эти кровеносные сосуды обходят нормальную мозговую ткань и отводят кровь от артерий к венам. Если эти АВМ разрываются, то они вызывают кровотечение. Симптомы АВМ будут варьироваться в зависимости от их локализации.

Проявление инсульта будет зависеть от многих факторов. Когда происходит инсульт, участки мозга лишаются своего кислородного обеспечения, вызывая некроз мозговой ткани и приводя к неврологическому дефициту. Дефицит, который может возникнуть, будет зависеть от вовлеченной области мозга.

Нарушение кровотока. Инсульты левого и правого полушарий

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что этоКогда происходит инсульт, важно принять во внимание, в каком полушарии мозга он произошел, так как это будет указывать на неврологический дефицит, который потенциально имел место.

Как правило, пациент будет испытывать гемиплегию на противоположной стороне области инсульта. Например, если у них был инсульт в левом полушарии мозга, они будут испытывать правостороннюю слабость или гемиплегию.

Существуют и другие потенциальные последствия, которые зависят от того, в каком полушарии произошел инсульт:

Нарушение кровотока. Артериальные ишемические инсульты

Инсульт средней мозговой артерии (СМА) возникает, когда средняя мозговая артерия, которая снабжает кровью лобную долю и боковую поверхность височной и теменной долей, блокируется.

Важно отметить, что люди, перенесшие один и тот же тип инсульта, часто проявляют различные симптомы в зависимости от того, где именно и в какой степени мозг был лишен кислорода и где произошел некроз мозговой ткани.

Это особенно важно помнить тем, у кого был инсульт СМА, так как средняя мозговая артерия снабжает такую обширную область мозга, что дефицит зависит от наиболее поврежденных областей.

Инсульт СМА может иметь много последствий для человека. К ним относятся:

Передняя мозговая артерия снабжает кровью большую часть переднего отдела межполушарной кортикальной поверхности лобной и теменной долей.

Последствия, оставшиеся после этого типа инсульта, могут включать в себя:

Инсульты в задней мозговой артерии будет воздействовать на височную и затылочную доли, влияя на зрение человека.

Люди, которые испытали этот тип инсульта, потенциально испытают слепоту в половине своего поля зрения (гемианопсия) или неспособность воспринимать цвета. Они также могут испытывать дислексию, дефицит памяти, афазию или зрачковую дисфункцию.

Примерно каждый четвертый выживший после инсульта будет испытывать еще один.

Это весьма существенно, учитывая, что второй инсульт часто бывает более тяжелым, чем первый. Таким образом, реализация стратегий профилактики инсульта, обеспечение образования и снижение известных факторов риска для человека имеют важное значение в лечении после инсульта.

Источник

Инсульт левого и правого полушария: последствия и возможности реабилитации

Инсульт — это заболевание при котором нарушается мозговое кровообращение из-за нарушения кровоснабжения зоны головного (или спинного) мозга или разрыва сосуда. Из-за «аварии» в мозге повреждаются или гибнут участки ткани. Это нарушает работу организма человека — приводит к нарушению двигательных и когнитивных функций.

Есть и уникальные симптомы, которые зависят от локализации очага поражения в мозге. Если погружаться в это детально, то, например, при инсульте в области хвостатого ядра помимо общих симптомов у человека будет отчетливо заметна умственная и эмоциональная инертность, снижение или отсутствие двигательной активности в разговоре и обычной повседневной деятельности. А при инсульте в височно-теменной области у больного будет наблюдаться психоз и, возможно, эпилептические приступы.

Но эти детали видят и диагностируют специалисты, обычному человеку, столкнувшемуся с инсультом, достаточно понимать в чем разница, между инсультом правого полушария и левого, и какая нужна реабилитация при каждом из них. Об этом мы и расскажем в этой статье.

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

В чем особенности инсульта правого полушария

Правое полушарие контролирует работу левой половины тела. То же верно и для противоположной стороны — левая часть мозга контролирует правую половину тела. Исключение составляет глубокая бессознательная чувствительность — понимание положения тела в пространстве. Такая чувствительность сохраняется и после инсульта, так как имеются определённые особенности проведения этого вида чувствительности до головного мозга.

Система такой перекрестной работы актуальна для физического функционирования человека, например, если локализация инсульта – правое полушарие головного мозга, то у человека случится паралич (в виде выраженной слабости или наоборот — высокого тонуса мышц руки и ноги) левой половины тела.

Также важно, что правая сторона мозга отвечает за психологическое состояние, эмоции, воображение и ориентацию в пространстве. Из-за нарушения работы правого полушария у человека нарушается пространственное мышление, понимание предметов, теряются творческие способности, становится сложно контролировать эмоции и подключать воображение.

Инсульт правого полушария так серьезен, что его последствия могут разрушить жизнь человека, поэтому важно как можно скорее начать реабилитацию, чтобы максимально восстановиться.

В чем особенности инсульта левого полушария

Как мы уже сказали выше, левое полушарие мозга контролирует правую половину тела человека. При поражении левого полушария головного мозга будет отмечаться парез (паралич) правых конечностей.

А еще левое полушарие контролирует речь (у всех правшей и половины левшей, а у второй половины левшей центр речи находится в правом полушарии головного мозга), память и когнитивные функции, поэтому при инсульте у больного могут случиться проблемы с речью, он потеряет память, возникнут перепады настроения, изменится поведение — он станет медлительным и осторожным.

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Исход инсульта правого полушария

Если случился инсульт правого полушария головного мозга, то последствия будут влиять не только на физическое состояние человека, но и вызывать психологические, эмоциональные и поведенческие трудности.

Что ждать после инсульта правой стороны? Последствия после «удара» будут следующими:

Человек будет ощущать, что парализовало левую сторону после инсульта. У него паралич, сильная слабость в конечностях пораженной стороны.

Больной не воспринимает одну сторону тела при выполнении бытовых задач, игнорирует часть левого пространства и даже по памяти может описывать только левую сторону предмета или комнаты.

Больной теряет способность двигать левой рукой, ногой или улыбаться, снижается подвижность левого уголка рта.

Больной может думать, что он полноценно функционирует, несмотря на то, что в реальности это не так. Человек с таким синдромом может сильно травмироваться, пытаясь выполнить какое-то действие, или может отказаться проходить реабилитацию, думая, что он здоров.

Больной не может определить свое местоположение в комнате. Также он может не понимать расстояние от руки до предмета, это проявляется во время приема пищи, при пересаживании с кровати на стул, при переодевании.

Из-за изменения эмоционального состояния, больной может не воспринимать себя в новых реалиях и вести себя так, как будто ничего не произошло.

У человека, пережившего инсульт, могут возникнуть проблемы с улавливанием определенных звуков, он не может уловить интонацию и тон речи. Юмор и сарказм человек после инсульта не понимает.

Больной не может полностью сосредоточиться на действии, он долго «собирается с мыслями». Сложнее всего человеку сконцентрироваться, когда ему дают указания, просят выполнить просьбу, ответить на вопросы или решить простую задачу.

Если случился инсульт правой стороны, последствия и сколько продлится реабилитация, будут зависеть от степени нарушения физических и психоэмоциональных функций человека. А также от того, в какие сроки пациент начнет прохождение реабилитации.

Идеальные сроки реабилитации — первые 3 месяца после инсульта, при том наиболее интенсивно нужно заниматься первый месяц после выписки из стационара.

Исход инсульта левого полушария

Наряду с типичными последствиями инсульта правого полушария, существуют и уникальные последствия после «удара» в левом полушарии.

Последствия инсульта левого полушария головного мозга следующие:

Человек будет ощущать, что парализовало правую сторону после инсульта. У него паралич сильная слабость в конечностях пораженной стороны.

Поскольку речевой центр находится в левом полушарии головного мозга, у человека, перенесшего левосторонний инсульт, будет бессвязная речь, он может переставлять звуки в словах, повторять слова и не понимать смысл фраз. Также он может не понимать обращённую речь или всё понимать, но быть не в состоянии ничего сказать.

Апраксия — это состояние, при котором человек не может контролировать мышцы и выполнять привычные действия. При апраксии речи больной испытывает трудности с движением мышц вокруг рта, что мешает формированию звуков и слов. Хотя он может когнитивно знать, что хочет сказать, но не может заставить свой рот формировать слова. Следовательно, это проблема моторики, а не языка.

У больного нарушена функция глотания

Больной забывает имена и не может их запомнить, у него не получается пересказать, только что услышанную историю, и он плохо воспринимает и понимает информацию.

Есть и другие последствия, возникающие после инсульта, но перечисленные выше нарушения являются наиболее распространенными для пациентов.

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Восстановление после инсульта левого полушария происходит длительное время. Иногда получается вернуться к прежнему качеству жизни за ранний реабилитационный период (первые 3 месяца после инсульта), а иногда последствия инсульта остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь.

Колоссальное значение имеют сроки начала реабилитации, ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию. Восстановление должно начинаться прямо в стационаре. На неврологических отделениях городских больниц есть инструкторы ЛФК и массажисты, которые занимаются восстановлением физической активности больного во время его нахождения на стационарном лечении.

А сразу после выписки из стационара больному необходимо обеспечить надомную или амбулаторную (если он может самостоятельно передвигаться) реабилитацию, а также оборудовать среду под нужды человека, столкнувшегося с этой страшной ситуацией.

Реабилитация после инсульта правого или левого полушария

Физические, психологические, когнитивные и эмоциональные нарушения меняют жизнь человека, снижают её качество, мешают ему быть самостоятельным и независимым. К счастью, эти проблемы можно преодолеть с помощью реабилитации после инсульта. Реабилитация помогает человеку, перенесшему инсульт, заново освоить навыки, которые теряются при повреждении части мозга. Очень важно, начать восстановление как можно быстрее.

О сроках восстановления

Левосторонний инсульт или правосторонний инсульт — реабилитация и восстановление при благоприятном исходе могут быть начаты спустя 48 часов после «удара». В ряде случаев инсультов различной локализации существует необходимость двигательного покоя на протяжении от 2 до 7 дней, длительность этого периода определяет лечащий врач.

Реабилитация после выписки из стационара

После выписки из стационара человек продолжает реабилитацию на дому или в медицинском учреждении. С человеком работает команда врачей, состоящая из реабилитолога, невролога, специалиста ЛФК, психолога, логопеда, эрготерапевта. А вся программа реабилитации направлена на то, чтобы больной мог стать максимально независимым, мог ухаживать за собой, выполнять бытовые дела, ходить по дому, на улице и даже вернуться к работе.

Восстановление после инсульта, правая сторона

Реабилитация после инсульта для правой стороны направлена на восстановление физических функций, преодоления нейропсихологических и поведенческих проблем. Программа реабилитации будет акцентирована на работе больного с психологом и логопедом, специалистом ЛФК.

Восстановление после инсульта, левая сторона

Здесь реабилитация включает активную работу со специалистом ЛФК и другими специалистами из бригады врачей, но самое главное больному необходимо работать с логопедом, так как проблемы с речью — наиболее распространенные нарушения, без устранения которых реабилитация при левостороннем инсульте может проходить долго и безрезультатно.

Не менее важно в реабилитации защитить человека от развития новых медицинских проблем, включая пневмонию, инфекции мочевыводящих путей, травму в результате падения или тромбоза крупных вен. Этим тоже занимаются специалисты в процессе реабилитации.

Важно безопасно поворачивать больного в кровати и пересаживать. Самостоятельно сделать это чаще всего бывает невозможно, особенно, если человек большой и много весит. Тогда стоит использовать специальные средства перемещения. Например, скользящая простынь позволит передвинуть на кровати человека, чтобы сменить постельное белье, а поддерживающий пояс поможет безопасно посадить человека на кровати и пересадить с кровати на кресло-коляску без риска падений и травм.

Есть различные факторы, которые могут повлиять на положительное и скорейшее восстановление после инсульта левой стороны или правой:

Если больного не госпитализировали

Если же больной перенёс инсульт дома и не был госпитализирован по ряду причин, то необходимо в кратчайшие сроки вызвать на дом врача-невролога и врача-реабилитолога по месту жительства, либо любым другим удобным способом. Специалисты «Системы Забота» осуществляют консультации на дому в удобное для пациентов время и в кратчайшие сроки.

На первой консультации врач объяснит, что делать при инсульте правой стороны или левой, составит индивидуальный план лечения и реабилитации, скорректирует медикаментозную терапию и оценит реабилитационный потенциал человека, опираясь на общее состояние, двигательную активность, анамнез жизни и заболевания пациента.

Дальше специалист обозначит краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации и поставит временные рамки их достижения. Чаще всего первые шаги начинаются с поощрения самостоятельных движений для преодоления слабости конечностей с последующим постепенным увеличением двигательной активности до самостоятельной ходьбы и нормализации тазовых функций (самостоятельного контроля больным его мочеиспускания и хождения в туалет).

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Ночевкина Алёна Игоревна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Детский психолог Горина Екатерина

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог Светлана Ткачева

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Смотреть картинку Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Картинка про Дисфункция левого полушария головного мозга что это. Фото Дисфункция левого полушария головного мозга что это

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 8.2. Нарушение речевой сферы

8.2. Нарушение речевой сферы при поражении левого и правого полушарий мозга и при поражении срединных структур

Ниже будут приведены результаты нейропсихологического обсле­дования речевой и перцептивной сфер детей, проведенного Э. Г. Симерницкой (1985). Эти данные представляют собой итог одного из наиболее полных и комплексных нейропсихологических обследо­ваний детей с органическими поражениями мозга.

Данные были получены при обследовании 130 детей с поражения­ми левого полушария, 90 человек с поражениями правого полушария и 76 человек с поражениями диэнцефальной области в возрасте от 6 до 16 лет.

Исследование Э. Г. Симерницкой показало, что наиболее четко не­достаточность речевых функций проявлялась при использовании спе­циальных нейропсихологических заданий, оценивающих состояние слухоречевой памяти.

Анализ нарушений слухоречевой памяти обследованных детей по­казал, что при поражениях левого полушария у детей центральное мес­то в структуре наблюдаемых расстройств занимает сужение объема слухоречевой памяти.

При поражениях правого полушария на первое место выдвигается симптом нарушения воспроизведения заданного порядка элементов.

При поражениях диэнцефальной области центральное место зани­мает симптом патологической тормозимости следов в условиях ин­терференции.

8.2.1. Нарушение слухоречевой сферы при поражении левого полушария мозга

Характерной для повреждений левого полушария была невысокая ча­стота афазий (у 17 % детей против 67 % у взрослых), хотя говорить о полной сохранности речевой функции нельзя. Речь была сохранна у детей полностью в 12 % случаев, а при поражении височной области левого полушария — лишь в 7 % случаев.

Особенно часто нарушения речи фиксировались во время эпилеп­тических припадков. Это могли быть: утеря способности самостоя­тельной речи, нарушение понимания обращенной речи, искажение собственной речи, которая становилась непонятной окружающим, за­бывание слов и названий предметов.

В нейропсихологическом исследовании за пределами острого пери­ода нарушения речи у этих детей не обнаруживались.

При исследовании слухоречевой памяти на первом месте (у 86 % детей) наблюдался симптом сужения объема воспроизведения, на­блюдался и проявлялся в большей степени при запоминании не свя­занных по смыслу слов.

1 воспроизведение — мяч, глаз, нос;

2 воспроизведение — мяч, хлеб, глаз;

3 воспроизведение — мяч, глаз;

4 воспроизведение — мяч, пол, хлеб, лист.

Внутриполушарные различия проявлялись следующим образом. В 60 % случаев этот симптом наблюдался при поражении левой ви­сочной области, в 19 % при поражении теменной области и в 7 % — лобной области ЛП.

Второй частотный симптом — нестойкость следов и их повышен­ная тормозимость в условиях интерференции отмечался у 45 % детей и не зависел от внутриполушарной локализации.

Менее всего при повреждениях левого полушария страдала способ­ность сохранения порядка воспроизведения (только в 6 % случаев).

Соотношение двух основных симптомов было разным в зависимости от возраста. У детей 5-10 лет самым значительным было нарушение объе­ма воспроизведения. После 10 лет выраженность этого симптома снижа­ется: проявления симптомов сужения объема воспроизведения и тормо- зимости следов интерферирующими воздействиями уравниваются.

Меньше всего страдала способность сохранения порядка воспроиз­ведения (только в 6 % случаев).

Таким образом, нарушения слухоречевой памяти у детей при пора­жении левого полушария в целом носят такой же характер, что и у взрос­лых. У взрослых при поражении левого полушария центральное место в нарушениях слухоречевой памяти занимает снижение объема и повы­шенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями. То же наблюдается и у детей, но нарушения объема памяти у детей 5-10 лет значительно превосходят другие формы нарушений, а после 10 лет име­ют тенденцию к снижению. В отношении второго симптома — тормози- мости следов — нет значительных изменений после 10 лет.

Это означает, что специализация левого полушария по речи прояв­ляется на ранних этапах онтогенеза, а различия же в проявлении рече­вых расстройств между детьми и взрослыми связаны не с тем, что два полушария эквипотенциальны, а с высокой пластичностью мозга ребенка и более значимой ролью правого полушария в обеспечении работы речевой системы.

Два эти фактора маскируют раннюю специализацию левого полу­шария по речи, поэтому недостаточность речевой функции, аналогич­ную нарушениям у взрослых больных, можно выявить только в остром периоде (например, послеоперационном), когда еще не наступила адаптация мозга к новым условиям работы.

Э. Г. Симерницкая приводит ряд примеров больных детей с повреж­дениями разных отделов левого полушария, при которых возникают симптомы афазий, наблюдающиеся и у взрослых при аналогичных повреждениях.

Например, у больного 15 лет наличие большой опухоли левой височной области сопровождалось до операции незначительными амнестичсски- ми симптомами, замедленностью речи, легкими нарушениями слухоре- чевой памяти. После операции развилась отчетливая афазия по сенсо- моторному тину.

Возникли нарушения понимания и произнесения малочастотных слов (выделены стимульные слова): ртуть — труть… трурть; Лувр — пру… лур; козерог — раки… рази… ради… разируть… казируг.

В письме (рис. 8.1 и чтении имели место ошибки: разрушено — взрас… взрушено… зашу… зарсу; дружелюбие — дру… дружно… друж­ное… дружел… друлюб.

Нарушения быстро регрессировали, и к моменту выписки речевые функ­ции вернулись к дооперационному уровню.

Аналогичные нарушения фиксировались и у других больных с пораже­нием левой височной области в острый период: нарушения артикуляций, понимания речи, письма, чтения. У больных наблюдались литеральные и вербальные парафазии. Например, «Я два часа, два раза, нет, два года учился»; чемодан — чемодал… чеиодан; пирог — пиров… пиром… перо.

Однако даже при самых грубых расстройствах уже через 2-3 неде­ли расстройства полностью могли регрессировать и не обнаруживать­ся в нейропсихологическом обследовании.

Особо важное значение имеет тот факт, что наблюдаемые в послеопе­рационный период нарушения речевой функции при поражении дру­гих областей левого полушария носили качественно иной характер.

При операциях на левой лобной области прежде всего нарушалась динамическая организация речевых процессов.

Например, у больной 7 лет с удалением опухоли левой лобной области от полюса до заднелобных отделов наблюдались специфические симптомы, сопровождающие повреждение этой области у взрослых. Возникали аспонтанность, практическое отсутствие самостоятельной речи, эхолалич- ные ответы на вопросы, необходимость постоянной стимуляции больной. Имели место грубые речевые персеверации при попытках называния предметов: яблоко — яблоко, глаз — яблоко, кровать — яблоко.

Аналогичные нарушения, по типу эфферентной моторной афазии в уст­ной и письменной речи или по типу динамической афазии (нарушение спонтанной речи, произнесение только слов «да» и «нет»), наблюдались и у других больных. При повторении звуков, слогов, слов (предлагаемые для повторения выделены жирным шрифтом) возникали персеверации:

д-т — д-т, би-ба-бо — д-д-до;

кровать — кровать, корка — кровать.

Нарушения речевой деятельности после операций на левой темен­ной области носили иной характер.

Страдание передней теменной области приводило к дефектам но типу афферентно-моторной афазии (ошибки у больного 12 лет при повто­рении слов были связаны с нарушением кинестетических синтезов: слон — стон, вилка — вюлка, бровь — быровь, градусник — гравдугра).

Страдание задне-теменной области приводило к трудности понимания логико-грамматических конструкций (семантическая афазия, аграфия, алексия, акалькулия).

У больного 14 лет с удалением левой теменной доли наблюдались нару­шения чтения: вместо т — п, м; нарушения письма (рис. 8.2 акальку­лия в виде расстройства счетных операций: 25 – 8 = 16, нарушения раз­рядного строения числа: вместо 1054 — пятнадцать тысяч четыре.

Во всех рассмотренных случаях наблюдался быстрый обратный ре­гресс выявленных расстройств. Таким образом, недооценка высокой пластичности мозга становится одной из причин того, что многие нару­шения речевых функций в детском возрасте остаются невыявленными.

Нарушение слухоречевой сферы при поражении правого полушария мозга

Известно, что у взрослых людей правое полушарие принимает учас­тие в речевой функции. Еще X. Джексон приписывал правому полу­шарию наиболее упроченные, автоматизированные формы речевой деятельности. Позднее была обнаружена роль правого полушария в речевой просодике, помехоустойчивости, выявлении индивидуаль­ных, эмоциональных характеристик речи.

Исследования Р. Сперри, М. Газзаниги, Е. Зайделя показали, что пра­вое полушарие обладает речью. Но уникальность лексической структу­ры правого полушария состоит в том, что оно не имеет фонетического кодирования (Zaidel Е., 1978). Поэтому понимание устной и письмен­ной речи в правом полушарии осуществляется не на основе фонетичес­кого анализа, а методом интегрированного, гештальтного сопоставления звукового, графического образа лексических единиц с эталонами памяти и последующим связыванием этого образа со значением. Такое восприя­тие речи можно сравнить с пониманием слов животными.

В отношении роли правого полушария в слухоречевой памяти были описаны следующие факты.

Данные, полученные при исследовании детей (5-16 лет, 90 чело­век) с поражением ПП, показали, что специфичные для взрослых на­рушения просодики и различение индивидуальных характеристик го­лосов встречаются редко, в единичных случаях.

Наиболее характерным было нарушение слухоречевой памяти (на­блюдалось в 75 % случаев). Проявлялось оно в трудности непосред­ственного запечатления следов. Но если при левополушарных пора­жениях это было связано с сужением объема воспроизведения, то при правополушарных — с нарушением порядка воспроизведения. Запо­минание происходит после одного-двух предъявлений, но многократ­ные предъявления не изменяют порядок.

Например, больная 8 лет с опухолью правой височно-теменной области

при запоминании серии из пяти слов (стимульные слова — кот, дом, лес,

звон, ночь) воспроизводит их после первого предъявления, но установить

нужный порядок не в состоянии после многократных предъявлений:

1 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

2 воспроизведение — кот, лес, ночь, дом, звон;

3 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

4 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;

5 воснроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон.

Другая особенность связана с тем, что в отсроченном воспроизведении не возникает потерь элементов ни в условиях гомогенной, ни гетероген­ной интерференции, то есть отсутствует эффект тормозимости следов.

Таким образом, можно говорить о специфическом вкладе правого полушария у детей в осуществление вербально-мнестической деятель­ности: оно не дублирует левое полушарие и его вклад качественно от­личен от вклада левого полушария.

Вклад правого полушария проявляется рано, поскольку нарушения порядка при его поражении имеют большую частоту у детей 5-10 лет. После 10 лет нарушения порядка проявляются все более отчетливо.

8.2.3. Нарушение слухоречевой сферы при поражении срединных структур

Срединные структуры играют решающую роль в поддержании опти­мального тонуса коры, необходимого для нормального протекания всех психических процессов.

Особенностью поражения этих отделов у взрослых являются мо­дально-неспецифические нарушения памяти, которые сопровождают­ся нарушениями сознания (что никогда не наблюдается при пораже­нии конвекситальных отделов коры). Больные теряют ориентировку во времени и пространстве, проявляют растерянность, спутанность, у них возникают контаминации, конфабуляции.

Основной симптом нарушений памяти — повышенная тормози­мость следов интерферирующими воздействиями. Больные воспроиз­водят стимулы непосредственно или после пустой паузы, но не могут сделать этого после введения интерференции. Хуже всего ими выпол­няются задания с запоминанием двух серий слов, то есть в условиях гомогенной интерференции. Облегчающее влияние оказывает введе­ние смысловой организации, когда запоминаемая информация пере­водится на более высокий уровень организации.

Исследование детей с срединной локализацией поражения мозга — гипоталамо-диэнцефальной области (5-16 лет, 76 человек) показало, что у них нарушение мнестической функции проявлялось так же от­четливо и специфично, как и у взрослых.

В то же время имели место различия. У детей смысловая органи­зация не приводила к улучшению запоминания. Не было различий между воспроизведением структурированного и неструктурированно­го материала. Контаминации, соскальзывания на побочные ассоциации, инертные стереотипы проявлялись как при воспроизведении смысло­вых, так и при воспроизведении дискретных элементов. Иногда диск­ретные элементы воспроизводились лучше, чем смысловые структуры.

Еще одно различие проявлялось в том, что у детей такие нарушения возникали только при внутримозговых поражениях диэнцефальной области, расположенных в районе третьего желудочка. Внемозговые нарушения этой области не вызывали выраженных нарушений.

Например, больная 14 лет воспроизводит рассказ «Голубка и муравей»’: «Жили они около речки. Жили вместе и пошли к речке купаться… к ру­чью пошли купаться. Муравей стал тонуть, увидел его… жук его увидел и стал помогать. Он дал ему палку, и по палке муравей выбежал… Так был спасен муравей». Вторая часть вообще не воспроизведена. Через три ми­нуты больная отрицала, что был рассказ про муравья и голубку, и говори­ла, что был рассказ «про кота, лису и петуха, как они сдружились».

Непосредственное (сразу же после предъявления) воспроизведение каждой фразы возможно.

На вопрос, какая фраза была первой, какая — второй, больная отвечает: 1/? — не знаю, 2/? — забыла. После повторного предъявления:

После третьего предъявления:

Таким образом, у детей, как и у взрослых, центральным симптомом выступают патологическая тормозимость следов, наличие конфабуляций, контаминаций. Однако только при внутримозговых поражениях это нарушение проявлялось на всех уровнях смысловой организации. При внемозговых опухолях нарушения проявлялись только на не­смысловом материале как в звене отсроченного, так и непосредствен­ного воспроизведения.

Оригинал выглядит следующим образом: «Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Увидела это голубка и бросила ему пру­тик. Муравей по нему выбрался на берег. На другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрик­нул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела».

В целом наиболее характерным, в отличие от нарушений при пора­жении правого и левого полушарий, для диэнцефальных поражений было наличие ретроактивного торможения.

Наконец, различие нарушений при поражении разных отделов диэнцефальной области свидетельствует о функциональной неодина­ковости не только кортикальных, но и ниже расположенных струк­тур.

8.2.4. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при органических повреждениях левого и правого полушарий

Изменение функциональной организации мозга в ходе онтогенеза проявляется и при анализе межполушарного взаимодействия.

Данные по дихотическому прослушиванию выявили следующие факты.

Характерный для локальных поражений мозга «эффект очага», проявляющийся в снижении продуктивности воспроизведения с уха, контралатерального стороне расположения патологического процес­са, в большей степени был выражен у детей, чем у взрослых. Это осо­бенно относится к поражениям левой височной доли, при которых на­рушения воспроизведения с правого уха значительно превосходили соответствующие показатели взрослых больных.

У взрослых поражение левого полушария приводит к двусторонне­му нарушению дихотически воспринимаемой информации, проявля­ется «эффект доминантности?-. У детей наблюдается только односто­роннее нарушение.

Но при поражении правого полушария у детей возникает двусто­роннее изменение дихотически воспринимаемой информации. Эф­фект очага компенсируется реципрокно возникающим увеличением объема воспроизведения на здоровой стороне

Это позволяет говорить о качественно различном характере взаи­модействия двух полушарий у детей по сравнению со взрослыми.

Естественно предположить, что отсутствие «эффекта доминантно­сти» при поражениях левого полушария в детском возрасте, отража­ющего иррадиацию тормозящего влияния со стороны очага на «здо­ровое» полушарие, является результатом недостаточной зрелости межполушарных связей, то есть левое полушарие еще не выполняет роли ведущего полушария в полной мере. Данные о позднем созрева­нии мозолистого тела, которому отводится решающая роль в обеспе­чении этого тормозящего эффекта, представленные в специальной литературе, делают такое предположение вполне обоснованным.

Именно вследствие того, что поражения левого полушария в детс­ком возрасте не оказывают тормозящего влияния на структуры право­го полушария, оно имеет у детей больше возможностей для смягчения и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых больных.

То, что при поражении правого полушария снижение объема с контр­латерального уха компенсируется реципрокным увеличением объема с ипсилатерального уха, свидетельствует о том, что процессы межпо- лушарного взаимодействия у детей имеют по сравнению со взрослы­ми иную направленность (не слева направо, а, наоборот, справа нале­во) и другой знак (не снижение, а увеличение). С возрастом механизм реципрокного взаимодействия симметричных центров перестает функ­ционировать, нарушения воспроизведения с противоположного уха («эффект очага») перестают компенсироваться за счет другой стороны и это снижает возможности компенсации речевых расстройств.

Впоследствии этот механизм (обратного торможения) включается только в экстремальных условиях, например при электрошоковой тера­пии, что находит свое отражение в резком возрастании речевой активно­сти при инактивации правого полушария (Симерницкая Э. Г., 1985).

8.2.5. Нарушение речевой сферы при ранних повреждениях мозга

Н. Н. Трауготт и С. И. Кайданова (1975) исследовали детей с сенсор­ной афазией, у которых органическое повреждение мозга произошло в 3-4 года, и установили, что, несмотря но то, что речь у этих детей развивалась нормально, спонтанного восстановления речи ни у одно­го из них не было. Речь восстановилась только после специального обучения, в ходе которого она формировалась заново.

Родителями нарушение понимания речи у этих детей замечалось не сра­зу, им казалось, что у ребенка повысилась невнимательность.

В клинической картине нарушений речи наблюдалось нарушение рече­вого слуха в виде значительных трудностей дифференцирования зву­ков речи, слов. Дети не могли отличить свое имя от имени других детей.

Патология речевого слуха сочеталась с нарушением неречевого слуха, косвенные данные подтверждали при этом сохранность слуховой чув­ствительности. Отмечались быстрая истощаемость реакций на звуки, невнимание к звукам.

Ни у одного из обследованных детей не произошло спонтанного восста­новления речи.

М. Г. Храковская (2001) провела сопоставление двух девочек в воз­расте 8 лет с сенсорной афазией, вызванной энцефалитом. Различие между ними заключалось лишь в возрасте манифестации заболевания. У одной из них оно началось в 3,5 года и привело к полной утрате сформированной к тому времени речевой функции. У ребенка с помо­щью специальных методов (применяющихся для детей с алалией) за­ново была сформирована речь.

У второй девочки, которая успешно обучалась во 2-м классе, забо­левание началось в 8 лет. На фоне высокой температуры возник эпи­лептический приступ, сопровождающийся коматозным состоянием. После выписки отсутствовала речь, которая постепенно начала вос­станавливаться. На момент обследования у девочки наблюдалась сен­сорная афазия выраженной степени.

Этот пример демонстрирует роль фактора манифестации заболева­ния на речевые расстройства. Если в возрасте заболевания речевая функция сформирована, но еще недостаточно упрочена, то проис­ходит потеря речи. Начиная с определенного возраста (по данным Э. Г. Симерницкой — с 6 лет) клиническая картина речевых нарушений становится сходной с афазией у взрослых. По мнению М. Г. Храковской, данные Н. Н. Труготт и Э. Г. Симерницкой взаимно дополняют друг друга: при анализе афазий у детей необходимо учитывать не только эти­ологию мозгового повреждения, но и возраст начала заболевания.

Таким образом, результаты нейропсихологических исследований свидетельствуют о том, что морфологическая структура функциональ­ных систем у детей и взрослых имеет сходный характер. В то же время межполушарные и внутриполушарные взаимодействия, определяю­щие специфику внутри- и межсистемных связей, у детей и взрослых строятся по-разному. Именно эти различия объясняют тот факт, ч*го специфические эффекты у детей (в частности, нарушения речевых функций) проявляются более избирательно и при значительно более ограниченных поражениях и условиях, чем у взрослых, для которых характерно наличие широких межполушарных и внутриполушарных связей. Благодаря этим связям локальная стимуляция, адресованная к определенному участку мозга, вовлекает в ответную реакцию не только близлежащие, но и далеко отстоящие от стимулируемого цент­ра отделы, в том числе и расположенные в другом полушарии мозга. У детей, у которых эти связи не являются еще окончательно сформи­рованными, эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств более низкая, а возможности для восста­новления (за счет правого и сохранных структур левого полушария) более высокие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *