Дисфункция опорно двигательного аппарата что это
Дисфункция опорно двигательного аппарата что это
Тел. для юр. лиц (организаций)
Опорно-двигательный аппарат — это основа всего тела, благодаря которой мы можем передвигаться, принимать определенные позы. Заболеваниями опорно-двигательного аппарата называют целую группу разных проблем, связанных с позвоночником, хрящей и мышц. Провоцирует их множество факторов, один из которых — малоподвижный образ жизни.
Симптомы проблемы
Главный симптом при заболевании — боль в позвоночнике, утренняя скованность. В некоторых случаях наблюдается лихорадочное состояние, мышечная слабость, дрожание конечностей. Снижаются тактильные ощущения, происходит деформация мышц, позвоночника, нарушается дыхательная функция.
При заболевании опорно-двигательного аппарата пациента беспокоит боль. Ее проявление может быть разной по интенсивности и локализации. Может ощущаться покалывание, возникать внезапное похолодание пальцев. При движении появляется хруст, возрастает интенсивность боли. Человеку тяжело сгибать и разгибать конечности. Суставы припухшие, болезненно отзываются на пальпацию. При ощупывании чувствуются нехарактерные утолщения или выемки.
Для заболеваний опорно-двигательной системы характерны повышенная утомляемость, повышенная температура тела (при воспалительных процессах).
Виды заболеваний
Медицина различает два типа заболеваний: первичные (развиваются самостоятельно) и вторичные (как следствие полученных травм). К первичным заболеваниям относятся:
Травмы также воздействуют на опорно-двигательный аппарат. Подавляющее число приходится на профессиональных спортсменов. При чрезмерной нагрузке на отдельные области, связки и мышцы происходят разные виды травм. К ним относятся:
Группы риска
Заболеваний опорно-двигательного аппарата множество, попасть в зону риска может каждый человек.
К первой группе риска относятся профессиональные спортсмены. При интенсивном графике тренировок и нагрузках избежать травм опорно-двигательного аппарата сложно. Сама специфика большого спорта провоцирует чрезмерные нагрузки на организм, вызывая травмы если не в настоящее время, то в обозримом будущем.
Другими причинами становятся:
К частым заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся и родовые травмы. Неправильный процесс родов вызывает повреждения связок, хрящей у новорожденных малышей. Если вовремя не начать лечение, проблемы будут усугубляться.
Методы диагностики и лечения
При любом заболевании необходимо начинать с диагностики и постановки диагноза. Определением проблем с опорно-двигательным аппаратом занимается врач-ревматолог, ортопед, травматолог.
Прежде всего проводят опрос пациента, где собираются предварительные данные о характере болей в областях опорно-двигательного аппарата, продолжительности болезни.
К устному опросу добавляется ряд дополнительных исследований и лабораторных анализов. Среди них:
После постановки диагноза назначается лечение. При травмах опорно-двигательного аппарата пациенту предписывается сохранять покой и не тревожить поврежденные связки. Дополнительно назначается прикладывание холодных компрессов, мази, гели.
Лечение других повреждений сочетает целых комплекс мер. Это могут быть:
В некоторых случаях при лечении травм и повреждений опорно-двигательного аппарата другого рода требуется и хирургическое вмешательство.
Дисфункция опорно-двигательного аппарата
Опорно-двигательный аппарат человека представляет собой систему костей, которые служат опорой для мышц и различных органов, а также прикрепления связок, сухожилий, которые сокращаясь, действуют на костные рычаги, приводя их в движение. Опорно-двигательный аппарат обеспечивает положение и движение тела в пространстве. Координирует эти функции нервная система человека.
Причины дисфункций опорно-двигательного аппарата могут быть самыми разными:
Проявление дисфункций
Дисфункции опорно-двигательного аппарата могут проявляться в виде болезненности, как месте основной проблемы, так и в отдаленных участках тела. Например, дисфункция суставов ноги может вызывать боль в поясничной области или даже головную боль за счет приспособленных реакций организма, который вынужден изменить напряжение мышц и связок, чтобы скомпенсировать эту дисфункцию.
Дисфункции могут проявиться также ограничением объема движений, онемением кожного покрова, слабостью какой-либо мышцы или группы мышц. Если возникают дисфункции костей черепа, то здесь возможны проявления в виде головокружений, головных болей, нарушения зрения и слуха, шума в ушах, при родовых травмах черепа у детей возможно развитие косоглазия, отставание в развитии, плохой памяти и восприятия учебного материала, искривление позвоночника, хронических воспалительных заболеваний придаточных пазух носа и т.д.
Как же лечить вышеуказанные нарушения?
В данном случае метод остеопатической коррекции предлагается как основной, а при некоторых заболеваниях, как один из основных методов лечения в комплексе с другими видами воздействия на организм. Суть метода состоит в том, чтобы расслабить напряженные ткани, тем самым, улучшая кровоснабжение в данной области, восстановить нормальный объем движений, устраняя отек и болезненность, улучшая тканевой обмен.
Вы хотите узнать более детальную информацию? Запишитесь на прием к врачу в клинику «Остеопрактика Гераськова» по телефону в Самаре (846) 231-34-20 (звонить можно в любое время).
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Здоровый, нормально функционирующий опорно-двигательный аппарат играет большую роль для человека, важность которой преуменьшать ни в коем случае нельзя. Он выполняет следующие функции:
• придает телу форму и обеспечивает опору;
• защищает внутренние органы от различных негативных факторов;
• предоставляет возможность свободного передвижения и принятия необходимых поз.
Состоит опорно-двигательный аппарат из скелета и мышечного корсета, представляет собой совокупность костей, соединенных суставами и сухожилиями в оболочке разных групп мышц. При этом, каждая из составляющих может подвергаться влиянию негативных факторов, снижающих ее функциональность.
К сожалению, заболевания опорно-двигательного аппарата на сегодняшний день нельзя назвать редкостью. Они встречаются достаточно часто и носят различный характер. Сложность лечения зависит от типа болезни и ее стадии развития.
Основные и наиболее распространенные болезни
Перечислить все заболевания опорно-двигательного аппарата достаточно сложно, потому как их список достаточно продолжительный. Но, по особенностям развития, болезни можно разделить на несколько групп:
• воспалительного характера. Обычно причиной становится инфекция или травма, провоцирующая воспаление. К этой категории можно отнести артрит, бурсит, миозит, остеомиелит, периартрит, радикулит и другие;
• дегенеративного характера. Такие заболевания сопровождаются нарушением структуры и функциональности отдельных элементов. К ним можно отнести артроз, анкилоз, остеохондроз, спондилоартроз и т.д.;
• разного рода деформации: сколиоз, кифоз, плоскостопие.
Также следует знать, что заболевания опорно-двигательного аппарата сопровождаются поражением или нарушением функциональности разных его составляющих:
• костная ткань;
• мышцы;
• суставы.
Зависимо от этого будет отличаться и тактика лечения, его результативность.
Причины развития заболеваний опорно-двигательного аппарата
Если говорить о причинах, способных спровоцировать появление рассматриваемых болезней, можно выделить несколько основных негативных факторов:
• инфекции. Они провоцируют развитие воспалительных процессов в суставах и мышцах;
• травмы. На их фоне заболевания опорно-двигательного аппарата развиваются очень часто, могут возникать сразу или через определенный промежуток времени, даже по истечению нескольких лет;
• врожденные патологии. Здесь ребенок с рождения имеет определенные нарушения, спровоцированные генетическими факторами или проблемами с развитием, когда он находился еще на стадии эмбриона;
• нарушение обмена веществ. Зачастую этот фактор становится причиной дегенеративных изменений;
• нарушение работы иммунной системы. Также может вызывать заболевания опорно-двигательного аппарата;
• осложнения после хирургического вмешательства;
• чрезмерные физические нагрузки без отведения должного времени на отдых.
Зная о причинах развития болезней, можно сразу выделить основные меры профилактики. Они будут заключаться в таких моментах:
• соблюдение режима физической активности и отдыха;
• ведение активного образа жизни;
• полноценное питание;
• своевременное лечение возникающих заболеваний;
• исключение вредных привычек.
Такие несложные меры профилактики помогут снизить вероятность развития болезней, доставляющих значительный дискомфорт, требующих незамедлительного и продолжительного лечения.
Симпотомы заболеваний опорно-двигательного аппарата
Диагностика в данном случае не вызывает затруднений. Симптомы выражены достаточно ярко, поэтому не могут оставаться незамеченными. На начальных стадиях они слабее, но с углублением болезни признаки тоже будут усиливаться. К основным симптомам заболеваний опорно-двигательного аппарата относят:
• болевые ощущения. Они локализуются в области пораженных тканей, могут носить периодический и постоянный характер. Боли могут быть острыми и ноющими. Поначалу их удается купировать анальгетиками, но со временем препараты перестают давать желаемый эффект;
• ограничение подвижности. Обычно такой признак наблюдается при поражении суставов, говорит о достаточно серьезной стадии заболевания;
• отеки. Могут иметь место при проблемах с мышцами или суставами;
• повышение местной температуры тела. Говорит о наличии воспалительного процесса;
• повышенная усталость. Обычно она сопровождает сколиоз и плоскостопие;
• хруст во время движений.
При появлении любых из перечисленных признаков необходимо сразу обратиться за помощью к врачу.
Методы диагностики патологий опорно-двигательного аппарата
Диагностика не представляет особых сложностей. Доктор изучает историю болезни и собирает анамнез, после он дает направление на лабораторные и инструментальные исследования:
• лабораторные анализы крови и мочи;
• рентгенологическое исследование;
• компьютерная и магнитно-резонансная томография;
• УЗИ.
Если перечисленные способы диагностики и имеющиеся признаки не позволяют поставить точный диагноз, дополнительно будет назначена артроскопия суставов и другие процедуры.
Особенности лечения
Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата обычно проводится комплексно. Схема терапии зависит от типа и стадии болезни. Врачи могут назначать сочетание следующих компонентов:
1. Противовоспалительные препараты. Помогают снять воспаление, купировать болевые ощущения, избавиться от отеков и дискомфорта во время движения и в состоянии покоя.
2. Хондропротекторы. Применяются в составе комплексной терапии, восстанавливают здоровье суставов. Они оказывают благоприятное влияние на хрящевую ткань и способствуют восстановлению состава синовиальной жидкости.
3. Антибактериальные препараты. Актуальны при наличии воспалительного процесса инфекционного характера, часто применяются в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата.
4. Лечебные упражнения. Они назначаются не только детям, но и взрослым, помогают избавиться от многочисленных нарушений, быстрее восстановиться после терапии. Выполняются упражнения под контролем опытных специалистов, а через определенное время, по их разрешению, ЛФК можно делать в домашних условиях.
5. Физиопроцедуры. Также применяют в комплексном лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, используют для ускорения терапии и повышения ее эффективности.
6. Витаминно-минеральные комплексы. Используются для общего укрепления организма, суставов и костной ткани. Улучшают и общее состояние человека, укрепляют иммунитет.
7. Массаж. Очень часто назначается в комплексе с ЛФК и физиотерапевтическими процедурами. Его применяют в лечении детей и взрослых пациентов. Выполнять массаж должен только квалифицированный специалист. Тогда удастся получить максимальный положительный эффект, избежать осложнений.
Оперативное вмешательство становится актуальным только в тех случаях, когда консервативное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата не дало желаемого эффекта. В качестве восстановительной терапии после операции рекомендуется прохождение санаторно-курортного лечения. Оно проводится в специализированных комплексах, расположенных в экологически чистых регионах страны.
Дисфункция опорно двигательного аппарата что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Статья:
В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.
Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.
Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.
Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:
Дисплазия тазобедренных суставов
Вальгусная деформация коленных суставов
Плоско-вальгусная деформация стоп
Деформация грудной клетки
Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.
У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.
Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).
Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.
Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:
1. Реабилитационные
разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
укрепление мышечного корсета;
формирование правильной осанки;
коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
развитие динамической координации и соразмерности движений;
развитие статического равновесия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
выработка привычек здорового образа жизни;
повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
поддержание интереса к двигательной деятельности;
воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Основные факты
Масштабы проблемы
Нарушения и болезни костно-мышечной системы – это более 150 нарушений здоровья, поражающих опорно-двигательный аппарат. Они варьируются в широком диапазоне: от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся постоянным снижением функциональных возможностей и инвалидностью. Нарушения и болезни костно-мышечной системы обычно характеризуются болевыми ощущениями (нередко постоянного характера), снижением подвижности, ухудшением моторики и функциональных возможностей в целом, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности.
Нарушения и болезни костно-мышечной системы включают в себя нарушения, поражающие:
Помимо всего, нарушения и болезни костно-мышечной системы являются самым главным фактором, обусловливающим глобальную потребность в реабилитационных услугах. Они входят в число основных причин, определяющих спрос на такие услуги для детей, а примерно две трети взрослого населения, нуждающегося в реабилитационных услугах, – это люди, страдающие от нарушений и болезней костно-мышечной системы.
Распространенность проблемы
Данные недавнего исследования «Глобальное бремя болезней» (ГБВ) свидетельствуют о том, что примерно 1,71 миллиарда человек в мире страдают от нарушений и болезней костно-мышечной системы (1). Хотя распространенность болезней костно-мышечной системы различается в зависимости от возраста и диагноза, от них страдают люди любого возраста повсюду в мире. Наиболее сильно затронуто такими болезнями население стран с высоким доходом (441 миллион человек), далее идут жители Региона Западной части Тихого океана (427 миллионов человек) и Региона Юго-Восточной Азии (369 миллионов человек). Нарушения и болезни костно-мышечной системы также занимают ведущее место среди факторов инвалидности в мире: на них приходится примерно 149 миллионов лет жизни, прожитых с инвалидностью, что в глобальном масштабе составляет 17% всех лет, прожитых с инвалидностью, обусловленной разными причинами.
На люмбаго приходится основная доля общего бремени нарушений и болезней костно-мышечной системы. Среди других факторов, влияющих на это бремя, следует назвать переломы (436 миллионов человек в мире), остеоартрит (343 миллиона человек), прочие травмы (305 миллионов человек), цервикалгия (222 миллиона человек), ампутации (175 миллионов человек) и ревматоидный артрит (14 миллионов человек) (1).
Хотя распространенность нарушений и болезней костно-мышечной системы увеличивается с возрастом, ими страдают и более молодые люди, причем нередко в годы наибольшей экономической активности. Люмбаго, например, является основной причиной преждевременного прекращения трудовой деятельности. Неблагоприятные последствия этого для общества поистине огромны не только с точки зрения прямых затрат на медико-санитарное обслуживание, но и с точки зрения косвенных издержек (которые выражаются в пропусках работы, снижении производительности). Кроме того, нарушения и болезни костно-мышечной системы тесно связаны со значительным ухудшением психического здоровья и снижением функциональных возможностей. Согласно прогнозам, в будущем число людей, страдающих от люмбаго, будет только возрастать, причем наиболее быстрыми темпами – в странах с низким и средним уровнем дохода (2).
Разработанный ВОЗ инструмент для оценки потребностей в реабилитационных услугах WHO Rehabilitation Need Estimator предоставляет уникальную возможность получать данные о распространенности нарушений и болезней костно-мышечной системы в отдельных странах, регионах и в мире в целом, а также данные о годах жизни, прожитых с инвалидностью, обусловленной нарушениями и болезнями костно-мышечной системы.
Деятельность ВОЗ
В 2017 г. ВОЗ учредила инициативу «Реабилитация-2030: призыв к действиям» в целях привлечения внимания к острой неудовлетворенной потребности в реабилитационных услугах во всем мире и к важности укрепления систем здравоохранения в части предоставления реабилитационных услуг. Эта инициатива знаменует собой новый стратегический подход к глобальному реабилитационному сообществу, акцентируя внимание на том, что:
Данная инициатива была учреждена в значительной степени из-за того, что многие страны не имеют должного потенциала для удовлетворения существующих потребностей в реабилитационных услугах, в том числе потребностей людей с нарушениями и болезнями костно-мышечной системы, не говоря уже о прогнозируемом росте спроса на такие услуги в связи с наблюдаемыми тенденциями, связанными со здоровьем и демографией. Страны зачастую не придают первостепенного значения проблеме реабилитации, и эта сфера по-прежнему не обеспечена необходимыми ресурсами. В результате бесчисленное множество людей не имеют доступа к реабилитационным услугам, что приводит к ухудшению состояния их здоровья, дальнейшим осложнениям и последствиям, которые будут ощущаться ими на протяжении всей жизни. В некоторых странах с низким и средним уровнем дохода более 50% населения не получают реабилитационных услуг, в которых они нуждаются.
ВОЗ оказала поддержку более чем 20 странам во всех регионах мира в целях укрепления их систем здравоохранения в части совершенствования реабилитационных услуг. Число стран, обращающихся в ВОЗ с просьбой о технической поддержке, постоянно возрастает.
Дополнительную информацию об инициативе «Реабилитация-2030: призыв к действиям» можно найти по следующей ссылке.
Кроме того, ВОЗ занимается разработкой пакета реабилитационных вмешательств (в том числе в отношении переломов конечностей, остеоартрита, ревматоидного артрита, люмбаго и ампутаций), содержащего перечень приоритетных и основанных на фактических данных реабилитационных вмешательств и ресурсов, необходимых для их безопасного и эффективного осуществления. Эти вмешательства сохранят свою актуальность для людей на протяжении всей жизни и всего континуума медицинского обслуживания, на всех платформах оказания услуг и во всех регионах мира, причем особое внимание будет уделяться вопросам, возникающим в условиях низкой или средней обеспеченности ресурсами.
Пакет станет онлайновым ресурсом с открытым доступом, предназначенным для различных целевых аудиторий. Министерства здравоохранения смогут планировать интеграцию реабилитационных вмешательств в свои национальные системы медико-санитарных услуг; исследователи получат возможность выявлять пробелы в научных исследованиях, касающихся реабилитации; преподаватели университетов смогут разрабатывать программы обучения для подготовки специалистов в области реабилитации; медицинские работники смогут планировать и включать конкретные реабилитационные вмешательства в свои программы по оказанию реабилитационных услуг.
Дополнительную информацию о пакете реабилитационных вмешательств в отношении нарушений и болезней костно-мышечной системы можно найти по следующей ссылке.
ВОЗ планирует провести в начале 2022 г. совещание заинтересованных сторон, посвященное нарушениям и болезням костно-мышечной системы. Цель совещания – составить план дальнейшей более конкретной деятельности ВОЗ, направленной на укрепление реабилитационных услуг в отношении нарушений и болезней костно-мышечной системы в различных странах и выявление факторов, способствующих и препятствующих успешному осуществлению глобальной повестки в области реабилитации.
(1) Cieza, A., Causey, K., Kamenov, K., Hanson, S. W., Chatterji, S., & Vos, T. (2020). Global estimates of the need for rehabilitation based on the Global Burden of Disease study 2019: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2019. The Lancet, 396(10267), 2006-2017.
(2) Hartvigsen J, Hancock MJ, Kongsted A, et al. What low back pain is and why we need to pay attention. Lancet 2018; 391: 2356–67.